Научная статья на тему 'Коммуникативная функция современногоискусства'

Коммуникативная функция современногоискусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
495
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК КОММУНИКАЦИЯ / ФУНКЦИЯ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ / ДИАЛОГ / ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / ПОЛЕМИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Донская Т. К.

В современных условиях обострившейся информационной войны возросла коммуникативно-познавательная функция культуры и искусства в межкультурном диалоге между народами во имя достижения между ними взаимопонимания и взаимоуважения как внутри РФ, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communicative function of contemporary art

In modern conditions of information war escalated increased communicative-cognitive function of art and culture in cross-cultural dialogue between Nations to achieve between them of mutual understanding and respect both within Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная функция современногоискусства»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

31

УДК 82.094

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГОИСКУССТВА

Т.К. Донская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tamara2613@mail.ru

В современных условиях обострившейся информационной войны возросла коммуникативнопознавательная функция культуры и искусства в межкультурном диалоге между народами во имя достижения между ними взаимопонимания и взаимоуважения как внутри РФ, так и за рубежом.

Ключевые слова: язык коммуникация, функция, культура, искусство, межкультурный, диалог, публицистичность, информативность, полемичность

С.Н. Трубецкой писал, что культура - это продукт исторического коллективного сотворчества прошлых и современных поколений, который передаётся от поколения к поколению, обретая статус традиции. В условиях разноречивого отношения современной молодёжи к традиционным ценностям родного русского народа актуально звучат слова Ю.М. Лотмана о том, что для преодоления у молодёжи нигилистического отношения к истории и культуре родного отечества необходимо создание такой социальнокультурной среды, которая бы учила знанию, памяти и совести. И отечественная культура и искусство, являясь универсальным средством общения, обладают огромными художественно-эстетическими возможностями воздействовать на чувства, сознание, мышление, волю и поведение зрителей/слушателей/читателей, приобщённых к восприятию, созерцанию, сопереживанию и осмыслению истинно художественных произведений разного жанра и стиля, выполняет многочисленные социальные функции, «обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением»1. Так, например, в реализации талантливыми артистами замысла режиссёра и других его соавторов театрализованного представления, выполняют только им присущими эстетическими средствами свою гуманистическую миссию - приобщать зрителей к духовно-нравственным идеалам, воплощённым в художественных образах, которые составляют собой, по мысли В.Г. Белинского, одну из абсолютных сторон духа человеческого. Эту задачу успешно решает уже свыше полутора столетия русская литература в силу своей универсальной востребованности всем культурным человечеством (В.А. Недзевецкий, 2011).

Но русской литературе, как и русскому искусству, по мнению Д.С.Лихачёва, «без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Её начало восходит ко второй половине Х в.» . Доказательством единства литературы и искусства в истории русской культуры Д.С. Лихачёв видит во взаимопроникновении слова и изобразительного искусства как фактора их внутренней структуры. Эти две важнейшие функции культуры и искусства - культура познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных, иррациональных, логико-

метафизических, образных и пр.; культура коммуникации и обмена информацией и 1 2

1 Культурология. ХХ век. Словарь. Санкт-Петербург, 1997. С. 508.

2 Лихачёв Д.С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л., 1985. С. 77

32

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

социальным опытом между людьми, в том числе и достижениями культуры художественного творчества, которые регулируют процессы взаимодействия между людьми (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, идеология и т.п.). Более того, в процессе постижения духовно-нравственных ценностей родного народа, отражённых в произведениях национальной культуры, происходит консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного сосуществования. Причём, взаимопонимание и взаимоуважение между знатоками и поклонниками не только родного искусства, но и между представителями зарубежной культуры, умеющими ценить национальное искусство других народов, сближает народы, расширяет их представление о вкладе народов мира в общечеловеческую культурную сокровищницу земной цивилизации.

В этом отношении, например, мемуары Ф.И. Шаляпина «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа», посвящённые его многотрудному и целенаправленному пути в оперное искусство, признанию его как гения русской оперной школы на всех континентах, куда его приглашали восторженные почитатели его таланта и русского оперного искусства, являются непревзойдённым образцом заинтересованного коммуникативного диалога великого русского певца с читателями, с отечественными и зарубежными коллегами, с выдающимися деятелями русской (А.Головин, С.Мамонтов, В.Поленов, С.Рахманинов, Н.Римский-Корсаков, В.Серов, В.В.Стасов и мн.др.) и мировой культуры (Габриеле д'Аннунцио, Бойто, Карузо, Мазини, Рауль Гинсбург, Таманьо и др.), с государственными деятелями, со студентами и рабочими и др., стремившегося донести до каждого своего читателя, зрителя и слушателя в России и за рубежом свою глубокую любовь к русской музыкальной культуре и оперному искусству, особенно - к русской народной песне. «...ещё с юных лет<...>я знал, что существует песня «Дубинушка»<...>И на просьбы рабочей публики мне казалось самым подходящим спеть эту песню. И я запел:

Много песен слыхал на родной стороне,

Не про радость - про горе в них пели.

Но из песен всех тех в память врезалась мне Это песня рабочей артели.

- Эй, дубинушка, ухнем, - подхватили 5000 голосов, и я, как на Пасхе на заутрени, отделился от земли. Я не знаю, что звучало в этой песне - революция или пламенный призыв к бодрости, прославление труда, человеческого счастья и свободы. Не знаю. Я в экстазе только пел, а что за этим следует - рай или ад, - я и не думал.».

«Много лет прошло с тех пор, а этот вечер запомнил, на всю жизнь запомнил. Удался он на славу<.>Благодаря этой истории «Дубинушка» стала привлекать всеобщее любопытство. На концертах и спектаклях мне часто после этого приходилось слышать настойчивые просьбы спеть «Дубинушку». И иногда по настроению я её пел в столице и в провинции.»3. И, подводя итоги своих размышлений о воздействии русской песни на слушателей, этот великий служитель русской музыки и русской песни, сформулировал незабываемое признание: «Я пел обращение к Родине.»4.

За что любить тебя?

За что - не знаю я, но каждое дыханье,

Мой каждый помысел, все силы бытия -Тебе посвящены, тебе до издыханья!

Любовь моя и жизнь - твои, о мать моя!

3 Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 1990. С. 145, 146.

4 Там же, с.136.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

33

«Моему призванию я был предан безраздельно», - неоднократно звучит на страницах его книг как признание Ф.И.Шаляпина о смысле всей своей жизни русского даровитого артиста, певца, всей душой преданного отечественной культуре и искусству. Это завет и исповедь Великого Артиста и Человека. Но самое ценное в его эмоциональном и правдивом рассказе о своём творческом служении русскому искусству - это рассыпанные по страницам обеих книг выстраданные на нелёгком пути гениального артиста-самородка мысли:

- о назначении искусства в жизни: «Художественная правда бесповоротно уже сделалась моим идеалом в искусстве»;

- о не прекращавшейся в течение всей творческой деятельности требовательности к себе как оперному артисту: «Долгими и упорными усилиями достигал я совершенства в моей работе, бережными заботами укреплял я дарованные мне силы. И я искренне думаю, что мой артистический опыт, рассказанный правдиво, может оказаться полезным для тех из моих молодых товарищей по сцене, которые готовы серьёзно над собой работать и не любят обольщаться дешёвыми успехами»;

- о личности оперного артиста: «...артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме»;

- о творческой исследовательской работе актёра над ролью: «Изучая «Годунова» с музыкальной стороны, я захотел познакомиться с ним исторически. Прочитал Карамзина, Пушкина. Но этого мне показалось недостаточно. Тогда я попросил познакомить меня с В.О.Ключевским»;

- о красоте человеческой личности: «Добро есть красота, и красота есть добро. В Горьком это было слито»;

- о призвании интеллигенции, ссылаясь на мнение М. Горького, дружбой с которым дорожил и гордился: «Это человек, который во всякую минуту жизни готов встать впереди всех с открытой грудью на защиту правды, не щадя даже своей собственной жизни»;

- о гармонии оперных постановок: «Особенность и ценность оперы для меня в том, что она может сочетать в стройной гармонии все искусства - музыку, поэзию, живопись, скульптуру и архитектуру», и все они составляют «общую симфонию сценического действия»;

- о сохранении традиций русской театральной школы, без уважения которой неминуем упадок русской театральной школы: «Я имею в виду преемственность живых элементов искусства, в которых ещё много плодотворного семени.<...> Лично я не представляю себе, что в поэзии, например, может всецело одряхлеть традиция Пушкина. И уж никак не могу вообразить и признать возможным, чтобы в театральном искусстве могла когда-нибудь одряхлеть та бессмертная традиция, которая в фокусе сцены ставит живую личность актёра, душу человека и богоподобное слово»;

- о псевдоноваторах: «Беда в том, что новаторы, поглощённые нагромождением вредных, часто бессмысленных декоративных и постановочных затей, уже пренебрегают всем остальным, самым главным в театре - духом и интонацией произведения и подавляют актёра, первое и главное действующее лицо», и другие высказывания Мастера, которые не потеряли своего значения и в наше время.

Как справедливо отметил Б. Покровский в предисловии к «Маске и душе», эта книга - пример теоретического мышления Шаляпина, которое находилось на том же высочайшем уровне, что и его актёрское дарование...

Однако коммуникативная функция деятелей культуры и искусства не ограничивается передачей своего богатейшего опыта, особенно когда это индивидуальный опыт отражает реальный вклад в развитие того или иного вида искусства, как творческий опыт Ф.И.Шаляпина, внёсшего в оперное исполнительское

34

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

искусство стремление раскрыть психологическую глубину трагических образов Б.Годунова («Борис Годунов» М. Мусоргского), И. Грозного («Псковитянка» Н.Римского-Корсакова), Марфы и Досифея («Хованщина» М. Мусоргского) и др. Как он сам пишет: «После представления «Моцарта и Сальери» я убедился, что <...> это новый род сценического искусства, удачно соединяющий музыку с психологической драмой»5. Это открытие принадлежит Ф.И. Шаляпину, тонко чувствовавшего драматизм русской оперной музыки Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, близкой шекспировской драматургии.

Участие его в Русских сезонах Дягилева в Париже открыло европейскому зрителю не только мощный талант Шаляпина, но и высочайший уровень русской театральной и музыкальной культуры.

Не меньшее значение имеют для творческой молодёжи проблемы традиций и новаторства в культуре и искусстве, особенно если такой всемирно известный хореограф и танцовщик, как В.Васильев, в своих интервью с журналистами «Культуры» ставит важные для развития современного балета проблемы. Диалоги В.Васильева со студентами, коллегами, журналистами газет «Культура» и «Литературная газета», встречи со зрителями. его книги и его стихи и живопись - всё посвящено служению русскому балету и постоянному поиску образной выразительности и эстетической семантике балетного языка. Так, типичная «руссковость» Васильева, закрепившаяся за ним после блестящего исполнения ведущих партий в «Коньке-Горбунке» (Иванушка) и «Каменном цветке» (Данило), считалась идеальным воплощением образов героев русского эпоса. Но мечта танцевать с Катей Максимовой в классических балетах заставляла искать в себе те потенциальные возможности, которые сотворили чудо: непревзойдённый исполнитель русских характерных танцев стал ведущим танцовщиком русских классических балетов Большого театра, определив целую эпоху в отечественном балете в творческом дуэте с Екатериной Максимовой, который он позже назвал Танцем судьбы...

Его называют «революционером в балете», а сам он учился всю жизнь: у Маи Плисецкой, которая поражала его «феноменальной широтой танца, выразительными линиями, великолепными руками, стремлением к полёту.»; у Нуриева - использованию «высоких полупальцев», так как понял, что «на низких полупальцах утончённости и изящества не добиться.». Так постепенно рождалась новая эстетика балета, когда «партнёр перестал быть только кавалером, поддержкой дамы, а стал вровень с балериной. Превратился в героя. Возникла взаимность, и они оказались на равных.»6.

Диалог выдающихся деятелей культуры и искусства со зрителями/слушателями/читателями - отражение потребности поделиться накопленным опытом, мыслями и чувствами о своём служении искусству, которому была посвящена вся жизнь, о понимании его социо-культурном значении в жизни родного народа, о значении искусства в формировании духовно-нравственных ценностей личности, о воздействии различных видов искусств на пробуждение творческих способностей людей, о преобразующей роли произведений искусства в его воздействии на художественно-эстетическое развитие личности, о воспитании самоидентификации с национальными культурными ценностями, переданными нам из прошлого в настоящее и будущее как народное достояние и память об истоках становления и развития тысячелетней истории и культуры Отечества, о пробуждении национального самосознания и т д. О значении формирования исторического сознания родного народа

5 Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. М., 2015. С.238.

6 Владимир первой степени. Интервью с В. Васильевым. Культура. №13. 10-16 апреля 2015, с.1,

11.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

35

высказал свою точку зрения и наш национальный Гений - наше всё, бессмертный Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...

На первый взгляд, это высказывание Поэта не призывает к диалогу, а лишь отражает его отношение к прошлому - его любовь к земле своих предков, память о пращурах, дающих чувствовать себя наследником и преемником их деяний, которые он называет животворящими святынями. И вот здесь возникает вопрос, призывающий к когнитивному диалогу: Почему животворящие? Да ещё и святыни? - Ответ дал Д.С.Лихачёв: «Почему же любовь к «отечественным гробам» «животворящая»? Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому что она - одно из слагаемых культуры» . Думаю, эту мысль Дмитрия Сергеевича можно было бы уточнить: «Любовь к отечественным гробам и родному пепелищу - источник творческой жизнедеятельности их наследников и потомков, продолжателей их святой животворящей деятельности...», без которых «Земля была б без них мертва.». Следовательно, «культура любого народа,

определяя его духовную уникальность, выражает его творческие силы и способности,

8

одновременно является достоянием всего человечества» .

Диалог как жанр устного и письменного общения в наше время информационной войны, направленной на фальсификацию вклада России в мировую культуру, стал востребованным жанром при обсуждении актуальных вопросов отечественной и зарубежной культуры и искусства.

По словам отечественного лингвиста С.Г. Тер-Минасовой (2007), это современный политкорректный вариант «конфликта культур», равноправное взаимодействие и взаимопонимание представителей разных культур; это «познание иной культуры через свою, а своей через другую путём культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу в условиях смыслового несовпадения большей части обеих»7 8 9 (В.В. Миронов, 2005).

Результативность современного политкорректного диалога зависит от уровня развития дивергентного мышления участников диалога культур, под которым понимается «тип мышления, для которого характерно разведение аналогичных проявлений двух разных («свой» и «чужой») культур при их сопоставлении, что приводит к адекватному объяснению»10. Так, например, современная фальсификация европейскими и американскими политологами, культурологами и деятелями искусства событий Великой Отечественной войны и роли СССР в разгроме нацистской Германии противоречит, прежде всего, материалам Нюрнбергского процесса. Как говорил Ю.М. Лотман, только знание, память и совесть деятелей современной отечественной культуры и искусства могут обеспечить достойное проведение политкорректного диалога культур в защиту чести и достоинства народов России и гражданской позиции отечественных художников, скульпторов, композиторов, писателей и поэтов, режиссёров и актёров, бережно сохраняющих в своих произведениях память сердца о поколении

7 Лихачёв Д.С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л., 1985. С. 65.

8 Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб, 2008. С. 388.

9 Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации/И.Н.Жукова, М.Г. Лебедько,

З.Г.Прошина, Н.Г.Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г.Прошиной. М., 2013. С.99-100.

10 Там же, с. 259-260.

36

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

победителей, формируя совестливое сознание наследников о подвигах дедов и прадедов в Великой Отечественной войне и горделивую любовь к героической истории Отечества и отражению её в бессмертных творениях отечественных мастеров культуры и искусства: Айвазовский И., Антокольский А., Балашов Д., Бородин А., Васнецов В., Воронихин А., Вучетич Е., Верещагин В., Глинка М., Дейнека А., Жуковский В., Клыков В., Леонов Л., Лермонтов М., Мусоргский М., Петров-Водкин К., Пикуль В., Пророков Б., Пушкин А., Рерих Н., Рубо Ф., Симонов К., Суриков В., Твардовский А., Толстой А.Н., Толстой Л.Н., Шолохов М., Шостакович Д. и мн. др.

Межпоколенная межкультурная коммуникация на историко-культурную тему в России - гуманистическая традиция, имеющая социальное (вспомним полемику между славянофилами и западниками в Х1Х в.), дидактическое (дискуссия о роли литературы в современном образовании) и художественно-эстетическое (полемика между реализмом и модернизмом в мировой и отечественной культуре ХХ в.) значение, поскольку не только вскрывает особенности характера русского народа, своеобразие его ментальности, как созидателя всех материальных и духовно-нравственных ценностей Руси-России на протяжении всей её богатейшей истории, отражённых в произведениях отечественной культуры и искусства, но и формирует историческое и культурно-эстетическое сознание народа, его животворящую память, уважение к традициям народного искусства, ответственность перед прошлым и будущим за сохранение и обогащение национального достояния, каким является многонациональная культура и искусство Российской Федерации, чтобы свеча не погасла...

Отличительной особенностью современной межкультурной, межнациональной и международной коммуникации о роли культуры и искусства в сохранении взаимопонимании между народами является художественная публицистика, яркими представителями которой являются учитель-словесник А.П. Азаров, искусствовед и культуролог Л. А. Анненский, кинорежиссёр В.В. Бортко, актёр и режиссёр Н. Губенко, кинорежиссёр С. Говорухин, культуролог М.С. Каган, Ю. Поляков, гл. редактор «Литературной газеты», известный филолог-литературовед Н.Н. Скатов, кинорежиссёр Н.С. Михалков, недавно ушедший из жизни В.Г. Распутин, методист-словесник Ю.В. Троицкий и другие деятели культуры и искусства, активно, профессионально, заинтересованно и с гражданских позиций отстаивающих традиции национальной культуры и искусства во имя утверждения духовно-нравственных ценностей культуры и искусства в современном мире в противовес агрессивно насаждаемой масс-культуры, отрицающей традиции национальных культурных ценностей, созданных талантом и трудом того или иного народа, и ставших бесценным достоянием народов мира.

Особая роль в этих процессах «наведения мостов» между народами принадлежит деятелям культуры и искусства России. Диалог - феномен культуры (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.С. Библер). В России разработка теории диалога, признанная во всём мире, связана с именем философа и литературоведа М.М.Бахтина, который считал, что соприкосновение с любым предметом культуры становится «спрашиванием» и беседой, т.е. диалогом. Более того, с его точки зрения, диалог - это способ взаимодействия сознаний участников художественно-эстетической коммуникации на социальнокультурную тему. В результате может возникнуть взаимопонимание между коммуникантами в оценке предметов и явлений культуры и искусства при наличии у них общекультурной компетенции, а в некоторых случаях - размежевание в интерпретации событий и явлений действительности, предметов культуры и искусства в результате противоположности взглядов на духовно-нравственные ценности, которые

утверждаются произведениями культуры прошлого и настоящего. В связи с этим в теории коммуникации утвердилась идея диалога, особенно важной для педагогической и художественно-эстетической коммуникации в творческом вузе, в которых

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

37

образовательно-воспитательный процесс направлен не только на овладение студентами профессиональными знаниями и умениями, но и на формирование творческого мышления и творческого сознания будущего деятеля культуры и искусства. По мнению многих современных учёных, важнейшим фактором, способствующим решению этой важнейшей образовательно-воспитательной задачи, является развитие у студентов диалогического разума, о чём убедительно сказал В. Гейзенберг: «... в истории человеческого мышления наиболее плодотворными оказывались те направления, где сталкивались два разных способа мышления, двух радикально различных культур мышления», сопряжённых в единой логике - логике спора (диалога) логик. Отсюда возникла диалогическая схема творческого (теоретического) мышления как мысленного диалога (В.С. Библер, О.К. Тихомиров), характеризующая как внутренний диалог с самим собой, так и внешний: адресант - коммуникативное семантическое поле - адресат - обратная связь.

Эффективным методическим средством развития конструктивного характера творческого мышления является, как считают исследователи, решение эвристических задач. В творческой педагогике - это ассоциативные задачи (например, бытовая зарисовка «Напривале» по ассоциации с поэмой А. Твардовского или с картиной Ю. Непринцева), задачи по аналогии (балет «Галатея» по аналогии с постановкой А.Белинского), интерпретационные задачи (балет «Жди меня» по мотивам стихотворения К.Симонова), вариации на заданную тему (Письмо с фронта), свободный этюд и другие творческие задачи, в процессе индивидуального решения которых раскрывается диалогическая функция искусства - общение с зрителем, важнейшая социо-культурная функция искусства.

В статье «Как говорит искусство?» Ю.М. Лотман призывал: «С полотен картин, со сцены театров, с экранов кинематографов и со страниц книг искусство разговаривает с нами. Не будем глухими, постараемся понимать его язык». И помогают нам его понять деятели культуры и искусства, прошедшие школу творческого диалога в творческом вузе России.

Список литературы

1. Владимир первой степени. Интервью с В.Васильевым. - «Культура». №13. 10-16 апреля 2015, с.1, 11.

2. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации/И.Н.Жукова, М.Г. Лебедько,

3. Г.Прошина, Н.Г.Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г.Прошиной. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. -632с.

3. Лихачёв Д.С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. - 575с.

4. Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2008. -

416с.

5. Недзевецкий В.А. В.Г.Белинский о литературе риторической и художественной: к 200-летию выдающегося русского мыслителя и критика//Филологическое образование: современные стратегии и практики. Выпуск 1. - СПб: ЛОИРО, 2011. - 334с.

6. Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. - 640с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. - М.: Союзтеатр, 1990. - 318с.

8. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. - М.: АСТ, 2015. - 480 с.

38

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

the communicative function of contemporary art

T.K. Donskaya

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: tamara2613@mail.ru

In modern conditions of information war escalated increased communicative-cognitive function of art and culture in cross-cultural dialogue between Nations to achieve between them of mutual understanding and respect both within Russia and abroad.

Key words: communication, function, culture, art, intercultural, dialogue, journalistic, informative,

insight.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.