^ Теория и история культуры
(Т^ЕАТРЫ ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
УДК 304.44:792.05 О. Е. Коханая
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье определено место театра для детей и молодёжи в современной социокультурной ситуации, основанное на достижениях прошлых десятилетий развития искусства для детей. Автор рассматривает становление и диалектическое развитие театра юного зрителя в России от утончённого эстетизма до попытки создания спектакля для детей как идеологического инструмента воспитания. В статье выявлены специфические особенности театра для детей и молодёжи в соотнесении с «театром для взрослых». Основной задачей театра для детей является развитие свободной творческой личности ребёнка, подростка, юноши в мире культуры. Автор анализирует творческую и коммуникативно-игровую функции детского театра как самобытного российского явления, рассматривает репертуар театра юного зрителя как инструмент развития творческой личности.
Ключевые слова: ТЮЗ (театр юного зрителя), дети, подростки, педагогическая часть театра.
O. E. Kokhanaya
W Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation W
(Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THEATRES FOR YOUNG SPECTATORS AS THE FACTOR OF FORMATION OF A NEW TYPE OF PERSONALITY
The place of a theatre for children and teenagers in the modern social and cultured situation based on the achievement in the area of the art for children of the last ten years is showed in the article. The author give a view on create a dialectical development of theatre for a young spectator in Russia from aesthetic performance to attempt of create performance for children as a tool for bringing up. There is a special peculiarity of a theatre for children and teenagers compared with a theatre for adult are showed in the article. The main problem of a theatre for children for the author is a development of a free creative child, teenager in a cultured world. The author analyzes creative and communicative—playing function of theatre for children as independent Russian phenomenon, gives a view on repertoire of theatre for a young spectator as a tool of development creative person.
Keywords: TUZ (theatre for a young spectator), children, teenagers, pedagogical part of a theatre.
Заседание Совета по культуре и искусству в Пскове совпало с трагическим для России днём 3 февраля 2014 года, когда в одной из московских школ десятиклассник застрелил учителя и полицейского, ранил ещё одного стража порядка, захватил в заложники
один из классов. Слова Президента России В. В. Путина прозвучали совершенно неожиданно. Почему не создаются новые театры юного зрителя? В каком состоянии находятся функционирующие ныне ТЮЗы? Существующий уровень театральных постановок
КОХАНАЯ ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА — доктор культурологии, кандидат философских наук, 29
профессор Московского государственного университета культуры и искусств
KOKHANAYA OL'GA EVGEN'EVNA — Full Doctor of Cultural Studies, Ph.D. (Philosophy), Professor, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail:[email protected] © Коханая О. Е., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
подчас далек от совершенства, так как руководство театров вынуждено предоставлять театральные подмостки под сомнительного характера представления «нуворишей» для решения сиюминутных финансовых вопросов. «Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. И если бы у нас это делалось должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской, не было бы», — отметил глава государства. Он напомнил, что специализированные детские театры появились именно в нашей стране, у нас есть огромный опыт и замечательные традиции: например, Ленинградский ТЮЗ давал спектакли даже во время блокады и посоветовал театральным деятелям обратиться к опыту СССР, к системной гастрольной, фестивальной деятельности детских театров. «Создавалось единое театральное пространство. Укреплялось межнациональное общение, связи между территориями большой страны. Я уже не раз говорил: многое из того, что делалось раньше, конечно, можно и нужно брать на вооружение. Я имею в виду не идеологическое содержание, а саму организацию работы», — отметил президент. Кратко и емко, выделив эстетическую функцию театра, он определил гносеологическую и аксиологическую ценность театрального творчества для детей и подростков, сказав, что театры должны учить «думать, сопереживать, верить в силу Добра». В то самое время, как юноша-десятиклассник, преступ ные дейст вия которого, ду мается, потрясли не только российскую педагогическую общественность, но и всю страну в целом, выска зал сле дующее умозак лю-чение: «Я хотел доказать, что неправда, что Добро побеждает Зло». Видимо, окружающая действительность у него сформировала именно это трагическое мироощущение не спра вед ли во сти, по пра ния выс ших тра ди-ционных ценностей Истины, Добра, Красоты, Веры, Свободы, Любви. И он сделал этот
ужас ный вы бор, пере черк нув ший еще вчера благополучную жизнь целого ряда окружающих его людей и свою личную.
Примечательно то, что три четверти журналистов, срочно написавших репортажи с заседания совета по культуре, далее не поняли, о чем идет речь, и информировали читателей, что Президент России говорил «о проблемах в театральном деле»: то есть уже выросло поколение молодых журналистов, для которого аббревиатура «ТЮЗ» не понятна, так как детский театр в их личностном становлении уже не играл никакой роли.
Действительно, традиции необходимо возрождать, пока ещё остались те немногие, которые помнят, как в идеале должна быть организована работа ТЮЗа и как она реально была организована практически в каждом областном центре СССР [2, с. 212—262].
Традиция трепетного отношения к реакции юного зрите ля на проис ходя щее на сцене было золотым правилом театральных педагогов, и такие должности были введены в детских театрах, начиная с Ленинградского ТЮЗа Александра Александровича Брян-цева (1922 год основания Ленинградского ТЮЗа), где не оставалась без внимания ни од на не адек ват ная ре ак ция в зри тель ном зале. Вероятно, пришло время вернуться к существовавшей практике в театрах для детей и юношества в период их системного кризиса, ведь сегодня, как правило, далее должности заведующего педагогической частью, педагога заменены на РИ-специали-стов, ответственных за продвижение театра, или просто упразднены. Традиционно при рассмотрении специфического характера взаимоотношений, возникающих между зрителями и актерами в процессе театрального спектакля, мы рассматриваем процесс восприятия художественной деятельности как субъект-субъектные отношения. Возможность гармонизации отношений между создателями произведения искусства на сцене театра и юны ми зри те лями существует: пристальней вглядеться театральным деятелям в тех, кто сидит в зале, спровоци-
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
ровать на самые неожиданные реакции, отражающие необычное, нетрадиционное мировосприятие наших детей, которые вот-вот станут подростками и юношами. Если не понять их сейчас, то разрыв между театром и зрителем, между поколениями не будет уменьшаться.
Театр — это средство общения, двустороннего диалога на личностном уровне, посредством которого формируются эстетические потребности, духовные, нравственные и эстетические ценности и идеалы. Но так как это процесс с обратной связью, то каждая личность, присутствующая на спек-так ле, ока зы вает влия ние на дейст вие, происходящее в зале, на спектакль и на своё со-ци аль ное ок ру жение по сле спек так ля.
Вспоминается лаконичная и точная формулировка А. С. Пушкина аксиологической функции искусства: «Цель художника есть идеал, а не нравоучение». Искусство — это уникальный способ присвоения общественных худо же ст вен ных и культур ных цен но-стей отдельной личностью, которая делает это внутренне свободно: бескорыстно, сознательно и со страстью, то есть творчески созидает свою индивидуальность. Общение в театре происходит на языке искусства. На глазах зрителя, в частности ребёнка, создаётся некая инореальность. Ребёнок, пришедший на спектакль, получает первые уроки контакта с художественной условностью. Детский театр — это удобная ступенька для развития абстрактного, условного мышления, ибо ус лов ная при рода те ат ра как бы сбалансирована совершенной безусловностью контакта типа «здесь и сейчас».
Важ ней шим фак тором дея тельности детских и молодёжных театров, определяющим творческое лицо любого творческого коллектива, является репертуарная политика театра, её тематическая и художествен ная на правлен ность. Среди множества пьес нужно выбрать те, которые соответствуют общественной позиции театра, про-фес сио нальной под го тов лен но сти труп пы, современному ощущению жизни. Г. А. Тов-
сто ногов пи сал, что в ка ж дом спек так ле он решает од ну и ту же про бле му — про бле му современности. Она складывается из современной идеи, современной пьесы и современной формы. «Современный театр — это театр, наиболее полно и глубоко отражающий жизнь», — заключает он [8, с. 74]. Осуществляя выбор первопроизведения, театр ориентируется на потенциального зрителя.
В детском театре зритель выделен в отдельные возрастные группы, каждый театр под би ра ет осо бый ре пер туар, более точ но и эффективно способствующий выстраи-ва нию соци аль ной аде к ват но сти ре бён ка, подростка, юноши. Специфика детского репертуара с первых лет существования театра для де тей бы ла пер ма нент ной те мой для дискуссий. Должен ли театр исключить из детского репертуара некоторые темы или, сохранив эти темы, адаптировать их для своего зрителя? Можно ли давать ребёнку сложные философские произведения или ограничиться лёгкими жанрами? Доступ на ли юно ше ст ву тра ге дия или эмо цио-нальный на кал не дол жен под ни мать ся выше мелодрамы? На каждый из этих вопросов те ат ры, те ат ральные дея те ли, об ще ст во, государство отвечали по-разному, в зависимости от эстетических, этических и идеологических установок времени. Соответственно, по-разному представлялась и жанровая природа театра для де тей. Периоды, когда основой детского репертуара была сказка (первая половина 1920-х годов), сменяли периоды, когда сказку полностью исключали из репертуара (вторая половина 1920-х — начало 1930-х годов), так же поступали в разные периоды с классикой, детективом, мелодрамой, приключенческим жанром, каждый раз объясняя то или иное решение большими педагогическими целями.
Рассматривая репертуарную политику театра для детей и молодёжи, как главную со став ляю щую творче ско го про цес са, необходимо обращать внимание на: высокий художественный уровень драматургического произведения, социализирующую
Ф
ISSN 1997-0800 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
функцию театральной постановки, целевую аудиторию. Театр для детей нуждается в качественной драматургии, а зрители — в высокохудожественных спектаклях, что подтверждает высказывание известного театрального режиссёра и теоретика Алексея Дмитриевича Попова, который считает, что театр должен стремиться к тому, «чтобы спектакль и приносил зрителю удовольствие, и был для него вместе с тем школой жизни» [4, с. 9].
В театре юного зрителя основу репертуара традиционно составляет сказка, современная пьеса и классика. Эта триада в полной мере отвечает целям и задачам театра, предусматривающим движение юного зрителя от простого к сложному.
Сказка освобождает воображение и фантазию, игровую стихию человека, погружает нас в мир детства. Через сказку познается добро и зло, народная мудрость и традиции, постигается условность театра, этот жанр не обходим на начальной ста дии постижения жизни и искусства. В конце 30-х годов, после возвращения сказки как жанра в театр, А. А. Брянцев говорил: «Сказка как народная, так и литературная... была, есть и будет под лин но дет ской класси кой. Она открывает возможность через волнующие образы настоящего, большого искусства говорить с самыми маленькими из юных зрителей на понятном им языке» [3, с. 3]. Однако при анализе современного репертуара ТЮЗов мы отмечаем, что отечественные сказки встречаются сейчас не часо.
Как бы высоко ни оцени вался ска зоч ный репертуар юными зрителями, подростки, школьники 5 — 8 класса всегда хотели видеть на сцене героя-современника. Они хотят видеть на сцене себя, свои бытовые реалии, ощутить эффект узнаваемости своих мыслей, своего жаргона. Театр может стать инструментом сосредоточенного уединения души подростка, способен дать ему возможность «проигрывать» себя в тех ситуациях, которые, на наш взгляд, наиболее нужны ему для са мо оп ре де ле ния в ми ре.
В советский период отношение ТЮЗов к драматургической составляющей репертуара было крайне серьезным. Пьесы о школь-ни ках, их судь бах пи са ли в 30-е го ды Е. Л. Шварц, Л. Ф. Макарьев, В. А. Любимова, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. А. Кассиль, в послевоенные годы — это В. С. Розов, А. Г. Хмелик, А. Г. Алексин, Г. С. Мамлин, Ю. Я. Яковлев, Р. П. Погодин, И. Зиедонис, М. Путниньш и др. В спектаклях по этим пьесам специфика детского театра проявлялась, пре ж де все го, в ут вер жде нии за детьми и подростками права на богатство внутреннего мира, на самовыражение.
Примечательным явлением в ТЮЗах стали пьесы Виктора Сергееви ча Розова «Ее друзья», «Страницы жизни», «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой». Эти пьесы были итогом творческого становления и более чем десятилетней дружбы Виктора Розова с Центральным Детским Театром (ЦДТ), возглавляемым в 50—60-е годы замечательным педагогом, актрисой, режиссёром Марией Осиповной Кнебель. Именно для этого театра он писал свои пьесы, которые затем отшлифовывались в репетиционном процессе. Его пьесы вызывали, по свидетельству педагогов, бурные споры в школе: школьники спорили в коридорах, в классах, в чём-то убеждались, сомневались, но не были равнодушными.
Культурным событием для московских школь ни ков и пе да гогов яви лась по ста нов-ка В. Розова «В добрый час». В день премьеры, 30 декабря 1954 года, в ЦДТ для театров Москвы родился новый режиссёр Анатолий Эфрос. Пье сы В. Розова А. Эфрос вос при ни-мал как повествующие о том, «как надо жить, как относиться к людям, к жизни, к работе, каким нужно быть сегодня». (Комментарии Эфроса к пьесе «В поисках радости»). Благодаря творческому союзу В. Розова и А. Эфроса на сцену 1950-х годов приходит герой, мыс лящий, страст но ищу щий своего мес та в жизни, пытливый и инициативный, непримиримый к косности, будоража и волнуя своих сверстников из зрительного зала.
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
«Я лично не вижу задачи более важной, чем сегодня готовить человека завтрашнего дня», — пишет В. С. Розов в статье «Театр необыкновенного зрителя» [5, с. 31]. Он убеждён, что «писать для юного зрителя — это значит, взять на себя огром ную моральную ответственность» [6, с. 3]. Видеть проблемы совре мен ной жиз ни под ро ст ка, ува жать его лич ность, чувст во собст вен ного дос то-инства, понимать особенности восприятия им высших ценностей и реализации их в окружающей действительности, с существующими в ней реальными противоречиями — непременное условие творчества в детском те ат ре. Совре мен ная пье са о под ро ст ках и юношестве позволяет юным зрителям полностью идентифицировать себя с героями, ощутить себя частью окружающей реальной жизни, что способствует большему контакту творческого коллектива театра с аудиторией. С дру гой стороны, это не кий способ познания современной жизни молодых, её проблем и нелёгких попыток выработки нравственных ориентиров юными современниками. Герои пьесы чаще всего находятся в зрительном зале и не позволяют сфальшивить, что придаёт всему происходящему на сцене особое откровение и глубину. «Я смотрю на своего сына и вижу беспредельный мир, — говорил художественный руководитель ЦДТ (ныне Российского Академического Молодёжного театра) Алексей Владимирович Бородин. — Тогда я начинаю понимать, почему Достоевский, Чехов, Толстой писали детей с такой силой...» Несмотря на это, в репертуаре театра, многие годы считавшегося правофланговым среди ТЮЗов страны, нет ни одной пьесы для подростков: думается, комментарии излишни. В Московском ТЮЗе (художественный руководитель театра Г. Н. Яновская) пьес о со вре мен ных под ро ст ках тоже нет, правда, надо отдать должное Г. Н. Яновской, что всё-та ки три пье сы ми ро вой клас си ки для подростков огромного мегаполиса в театре идут: «Счастливый принц» О.Уайльда, «Необычайные приключения Т. С. и Г. Ф.»
по М. Твену, «Питер Пэн» по Дж. М. Барри. К сожалению, во многих театрах страны, работающих для юного зрителя, нет спек-так лей для под ро ст ков, о юных совре мен никах, не ведётся работа с драматургами, способными писать для этой возрастной категории.
И наконец, опора на классику и сегодня, к счастью, характерна для театров юного зри те ля. Класси че ская пье са со еди ня-ет нас с культурным наследием прошлого. Ещё В. Белинский в своё время заме тил, что «...мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о будущем» [7, с. 7—8]. Главный режиссёр Ленинградского БДТ гениальный Георгий Александрович Товстоногов считал, что ценность классического произведения не только в познавательном значении, а в той огромной эстетической силе и способности нравственно воздействовать на умы и души современников. «Надо заставить прошлое служить сегодняшним за дачам», — ут вер ждал вы даю щийся ре жис сёр и при зы вал иг рать класси ков как современных драматургов [8, с. 113].
Классические произведения — это «золотой фонд» репертуара ТЮЗов, который передаёт новому поколению зрителей и актёров накопленный культурный опыт, формирует их духовный облик, расширяет творческие возможности театральных коллективов. На сегодняшний день русская классика (А. П. Чехов, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский) за ни мает дос той ное место в репертуаре театров, хотя надо отметить, что внимательное отношение режиссёров к классическому наследию может быть связанно и с репертуарным голодом — с отсутствием достойных пьес современных драматургов.
Возрастной диапазон тюзовской аудитории достаточно широк. Не случайно некоторые театры называются сегодня театрами для де тей и юно ше ст ва, молодёж ны ми театрами, театрами ленинского комсомола. В поисках проблемного репертуара детский и молодёжный театр также обраща-
Ф
Ф
ISSN 1997-0800 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
ется к прозе и кинодраматургии, к поэзии и публицистике, выводит на сцену героев В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, Б. Л. Васильева, М. А. Бул га ко ва и др.
Серьёзным испытанием для актёров является показ спектакля для разновозрастной аудитории, в которой присутствуют и взрослые, и дети. «Если спектакль одинаково интересен и тем, и другим, то такой театральный опыт я считаю наиболее интересным», — констатировал выдающийся режиссер Питер Брук [1, с. 301]. В такие моменты наиболее ярко проявляется сущность те ат ра юно го зри те ля, его спо соб ность увлекать, убеж дать зри те ля живой игрой. По поводу театра для детей прекрасно сказал А. А. Брянцев: «Это расширенный театр для взрослых, то есть и взрослым, и детям он должен быть одинаково интересен и полезен. То же можно сказать и о детской пьесе» [9, с. 9].
Детский театр в самых лучших своих проявлениях существует между фольклорно-сказочной стихией, любимой самыми маленькими зрителями, и сферой интеллектуального, этического и эстетического начал для юношества и взрослых Театр — это средство общения, двустороннего диалога на личностном уровне, посредством которого формируются эстетические потребности, духовные, нравственные и эстетические цен но сти и идеа лы
Как убе ж дает ана лиз, в российском детском театре, как в одном из компонентов офи ци аль ной культу ры, соз дан ном и опекаемом советским государством, есть глав-
ное: тра диции, школа, яркие творческие дос ти же ния бо лее чем по лу ве ко вых ис ка-ний. Проблема детских театров постсоветской России детерминирована, по сути, сменой прежних ценностных ориентиров, глобальными изменениями в общественной и культурной жизни, необходимостью гуманитаризации всего процесса развития подрастающего поколения. В изменившейся социокультурной ситуации пересматривает ся ряд момен тов и в жиз не дея тель но сти те ат ров для де тей и мо лоде жи. Во-первых, государственная система, способствующая стабильному функционированию те-ат ров юно го зри те ля в СССР, раз ру ше на, и, соответственно, необходимы усилия, про-ти востоя щие деструктивным тенден ци ям в функционировании детских театров. Во-вторых, в связи с коммерциализацией детских театров из репертуаров, со сцен театров прак ти че ски ис чез ли так на зы вае мые не кас совые спек так ли, то есть слож ные для поста новки пьесы о современ ности, столь необходимые юной личности в период её становления. Необходима поддержка молодых дарований, писателей, драматургов, пишущих для юных зрителей. Обнадёживает то, что, рас смат ри вая про бле мы те ат ров юно го зри те ля, Пре зи дент Рос сии от ме тил необходимость учреждения премий за лучшие произведения искусства и литературы для детей и подростков. Это вселяет надежду на будущее возрождение детской драматургии, российского театра юного зри те ля как уникального и самобытного культурного явления.
Примечания
1. Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2003.
2. Кожаная О. Е. Детский и молодежный театр: социокультурные функции : монография. Саарбрюккен, 2014. 348 с.
3. Макарьев Л, Филин С. Кот в сапогах. Ленинград, 1940.
4. Попов А. Д. Спектакль и режиссер. Москва : Всероссийское театральное общество, 1980.
5. Розов В. С. Театр необыкновенного зрителя // Культура и жизнь. 1961. № 11.
6. Розов В. С. О назидательности и героях // Комсомольская правда. 1953, 13 ноября.
7. Смелянский А. М. Растущий смысл // Классика и современность. Москва : Наука, 1987.
8. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера // Зеркало сцены. Ленинград : Искусство, 1980. Кн. 1.
9. Шварц Е. О детской драматургии // Рабочий и театр. 1934. № 22.
Ф
^ Теория и история культуры
References
1. Brook P. The empty space. There are no secrets. Moscow, Artist. Director. Theatre Publ., 2003. (in Russian).
2. Kokhanaya O. E. Detskii i molodezhnyi teatr: sotsiokulturnye funktsii [Children's and youth theatre: socio-cultural functions]. Saarbriuken, 2014. 348 p.
3. Makar'ev L., Filin S. Kot v sapogakh [Puss in Boots]. Leningrad, 1940.
4. Popov A. D. Spektakl i rezhisser [Performance and director]. Moscow, Vserossiyskoe teatral'noe obshchestvo Publ. [All-Russian Theatrical Society Publ.], 1980.
5. Rozov V. S. Teatr neobyknovennogo zritelya [Theatre unusual spectator]. KuVtura Izhizri [Culture and Life], 1961, № 11.
6. Rozov V. S. O nazidatel'nosti I geroyakh [About edification and heroes]. Komsomol'skaya pravda [Komsomolskaya Pravda Publ.], 1953, November, 13.
7. Smelyanskiy A. M. Rastushchiy smysl [Growing sense]. Klassika isovremennost [Classic and modern]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1987.
8. Tovstonogov G. A. O professii rezhissera [About the director's profession]. Zerkalo stseny, t. 1 [Scene mirror, vol. 1.]. Leningrad, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1980.
9. Schwartz E. O detskoy dramaturgii [About the children's drama]. Rabochiy i teatr [Worker and theater],
УДК 008:792.09
Л. В. Одиянкова
Московский государственный университет культуры и искусств
В настоящей статье автор затрагивает проблему обесценивания современного театрального искусства. На фоне сегодняшней театральной ситуации, составной части культурного пространства России, рассматривается система ценностей в духовной сфере, изменившаяся в худшую сторону за последние два десятилетия. Автор отмечает, что снижение планки художественности в драматическом искусстве повлекло за собой изменение театральной эстетики. А это, в свою очередь, отразилось на эстетических взглядах и вкусах поколения, которое сформировалось в эти годы, то есть молодого поколения. На примере просмотра и затем подробного разбора одного конкретного спектакля автор выстраивает цепочку доказательств того, как упрощает и обедняет внутренний мир молодого человека его взаимодействие с поп-культурой и как раздвигает границы познаний и взглядов на искусство приобщение к классике. Задачу, поставленную перед студентами второго курса режиссёрского и сценарного отделения кафедры киноискусства МГУКИ, каждый из них решает по-своему, но общим остаётся вывод: эстетический вкус не возникает просто так, он воспитывается, приобретается. И лучшим способом развития хорошего вкуса является приобщение к «высокому искусству».
Ключевые слова: театр, духовность, эстетика, поколение, классика.
ОДИЯНКОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА — профессор кафедры киноискусства Московского государственного университета культуры и искусств, заслуженная артистка России, заслуженный работник культуры Российской Федерации
ODIYANKOVA LYUDMILA VASIL'EVNA — Professor of the Department of Cinematography, Moscow State University of Culture and Arts, Honored artist of Russia, Honored worker of culture of the Russian Federation
1934, № 22.
ЛАССИКА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКА
e-mail: [email protected] © Одиянкова Л. В., 2014