3. Евгений Дорохов / Ред. Г. Мысливцева. — Омск : Полиграф, 2001. - 48 с.
4. Евгений Дорохов. Живопись, графика, концептуальный проект : альбом-моногр. / Автор-составитель А. Гуменюк. — Омск : Омскбланкиздат («Золотой тираж»), 2013. — 224 с.
5. Гурьянова, Г. Г. Размышление по поводу выставки Е. Дорохова «Художник в знаковом поле архаики» / Г. Г. Гурьянова // Третьи омские искусствоведческие чтения / Сост. В. Ф. Чирков. — Омск, 1999. — С. 130.
6. Звездный дождь. Буклет / Автор текста Г. Ю. Мысливцева. — Омск : Ютон, 2001. — С. 2.
7. Со-Творение. В Начале было Число... Выставочный проект Евгения Дорохова. Буклет / Автор текста Е. Груздов. — Омск : Омскбланкиздат, 2013. — 20 с.
8. Гуменюк, А. Н. Пейзажи Евгения Дорохова: остановка в пути / А. Н. Гуменюк // Восьмые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство и искусствоведение в Сибири» : материалы Республ. науч.-практ. конф., Омск, 26 — 27 октября 2013 г. — Омск : Золотой тираж, 2013. — С. 150—151.
ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии», заслуженный работник культуры РФ. Адрес для переписки: gumenyuk-alla@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.11.2013 г. © А Н. Гуменюк
УДК 13027 Е. А. МЕЗЕНЦЕВ
Д. В. ЛИТВИНА
Омский государственный технический университет
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСКУССТВА_
В статье рассматривается соотношение этического и эстетического в искусстве, влияние на формирование личности культурного окружения и культурных традиций, в том числе через призму театрального искусства. Авторы приводят значение понятия «духовная культура», прослеживают три основных подхода к проблеме духовности, рассматривают функции искусства.
Ключевые слова: культура, общество, искусство, этика, эстетика, нравственность, духовность, творчество.
Особый интерес к духовной составляющей культуры в зарубежной и отечественной философии проявился в конце XIX века и получил своё развитие в XX веке.
Существует значительное количество определений культуры, среди которых культура представляется как исторически сложившаяся сфера жизнедеятельности человека, в которой приоритетными являются духовные ценности. Духовность — одно из сложнейших явлений, истолкование которого проблематично, понимание дискуссионно. Из большого числа подходов к проблеме духовности отчетливо прослеживаются три основных. Первая интерпретация духовности связана в отечественной традиции с религиозно-христианским началом (В. Соловьёв, Н. Бердяев, И. Ильин и др.). Вторая интерпретация является по сути светской и распадается на два направления. В одном, понимание духовности, связывается с идеалами добра, красоты, истины, веры и обладает качеством возвышенного, в другом — под духовностью подразумевается свободная внутренняя жизнь человека, его устремления и рефлексия по поводу своих и чужих действий, независимо от оценочных к ним отношений.
Духовная свобода — это избирательная активность сознания, интуиции, бессознательного, воли, которые в результате борьбы мотивов мобилизуются на самостоятельное осуществление выбора, принятие решений и нахождение путей их реализации [1].
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой нравственность трактуется
как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами [2]. То есть нравственность отражает взаимоотношения между людьми, устои их жизни, общечеловеческие ценности.
Уместно упомянуть о разделении культуры на материальную и духовную. В последние десятилетия в нашей культурологической мысли не раз высказывалось представление о возможности связи материального и духовного в культуре, снимающего их противоположность, однако одни теоретики утверждали, что таким третьим слоем культуры является политическая культура, другие — что им является культура общения, третьи, — что отождествление материального и духовного происходит в художественной культуре. Так, М. С. Каган пишет, что именно и только в художественном творчестве материальное и духовное взаимно отождествляются, а не просто соединяются или уравновешиваются, т. е. вступают в особый ви,д связи, в котором свойства обоих «партнеров» уничтожаются и рождаются новые системные свойства [3]. Художественное творчество создает «новую реальность», которая, с одной стороны, материализует, объективизирует отражение мира в сознании художника, а с другой — образует специфический «язык» искусства, без которого невозможно осуществление им коммуникативной функции. Отражение действительности может стать всеобщим достоянием только тогда, когда оно воплощается в определённой системе художественных средств, играющих роль своеобразных знаков, когда
оно, таким образом, закрепляется в «языке» искусства. Художественное произведение проникает в сознание читателя, зрителя, слушателя, воспринимается в своём идейно-социальном и социально-психологическом содержании другими людьми, обществом, будучи системой знаков, обладая знаковым (семиотическим) аспектом. Этот аспект находится между творческим и социальным как выражение в продукте творчества определенного социального значения [4, с. 57 — 58].
Художественное произведение объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и её оценкой, материальной конструкцией и особого рода знаковой системой, выражением индивидуально-неповторимого духовного мира личности и социальным явлением, игрой и средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности произведения искусства [4, с. 59]. Только в искусстве мы можем встретить превращение материального в духовное, а духовного в материальное.
По мнению Л. Н. Столовича, любой вид деятельности становится эстетически значим в меру того, насколько он является, во-первых, творческим, во-вторых, целесообразным, в-третьих, свободным. Именно эти особенности человеческой деятельности выступают как показатели её эстетической ценности, потому что в них выражена степень утверждения человека в мире, притом человека не в какой-то односторонней определённости, а целостного. Каждый из этих показателей эстетической значимости человеческой деятельности представляет собой ин-тегративную характеристику деятельности, синтезирует в себе её различные виды.
Творчество — это не просто деятельность. В творческой деятельности возникают качественно новые, небывалые материальные и духовные ценности. Но это становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности — разум и воображение, эмоции и воля. Творчество в преобразовательной деятельности опирается на познание; оно немыслимо без ценностной ориентации и общения. И, с другой стороны, оно присутствует и в познании мира, и в оценке его явлений. Анализ художественного произведения любого вида искусства показывает, что именно эстетические свойства действительности есть предмет его отражения, его познания. Это очевидно, например, в произведениях тех видов искусства, которые основаны на воспроизведении конкретных явлений действительности, — в живописи, скульптуре, графике, кино, в художественной литературе (особенно в эпическом и драматическом роде). Художественный образ, отражая эстетические свойства действительности, сам обладает определенным эстетическим свойством как образ прекрасного или отвратительного, возвышенного или низменного, трагического или комического, трагикомического и т. д., т. е. является эстетически определенным. Положительный или отрицательный характер персонажа в художественном произведении должен вытекать из эстетической определенности жизненных явлений, а не быть следствием абстрактной схемы [5].
Как пишет Л. Н. Столович, искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека
в целом. Оно формирует, подчас безотчётно, неосознанно, саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку [4, с. 9].
Например, в стилистике театрального спектакля отображается не только духовное состояние актеров, но и духовные устремления режиссера-постановщика, композитора, сценографа, других соавторов постановки. Режиссер при создании спектакля эстетически и нравственно оценивает явления действительности, и особым художественным образом, отображает и интерпретирует информацию о них. Таким образом, эстетическая оценка — это в том числе отражение действительности через духовный мир человека, личности через призму его нравственно-эстетических ценностей.
Между социальным аспектом и отражательно-информационным располагается воспитательный аспект, соответствующий воспитательной деятельности, осуществляемой художником в процессе творчества. Воспитательные возможности искусства реализуются благодаря способности отражения действительности с точки зрения общественных потребностей и интересов, с позиций определенных в обществе социальных норм и ценностей, взглядов и идеалов. Благодаря этому искусство и оказывает социально-воспитательное воздействие на человека, формируя его в духе сформировавшихся общественных норм и ценностей.
Внушающая, или суггестивная (от лат. 8идде81;ю — внушение), функция искусства обусловливает его особую действенную силу. Искусство обладает способностью внушающего воздействия потому, что само представляет собой выражение духовного мира человека-художника. В своем психологическом аспекте художественное творчество захватывает не только осознаваемые, но и неосознанные пласты человеческой психики, а потому может действовать не только на сознание человека, но и на его подсознание, бессознательное. Диалектическая взаимосвязь сознательного и бессознательного в эстетическом отношении и художественном творчестве, причастность того или другого к сфере бессознательного и обусловливают суггестивную функцию искусства, его внушающее воздействие на воспринимающего художественное произведение человека. Одним из важнейших факторов суггестивного воздействия искусства является его эмоциональный заряд, способность не просто передавать человеческие чувства, но и пробуждать их у читателя, зрителя, слушателя [4, с. 215]. Поэтому на первый план при формировании личности выходит культурное окружение и культурные традиции, внутри которых человек существует: эстетические вкусы, как и этические нормы воспитывают и формируют личность, оказывая влияние на нее через воспитание, традиции, образование. Но, как и в сфере этики, основное в эстетике — это собственные усилия личности, поскольку в эстетическом отношении человек также находится в сфере внутреннего выбора и внутренней свободы [6].
На протяжении длительного времени существовало, да и существует по сей день, убеждение, что театральное искусство призвано воспитывать и развивать в человеке высокие моральные принципы и нормы. Этот постулат был основным в эпоху реалистического искусства: считалось, что для искусства главное — выразить правду жизни, которая не
может быть полной без определенных моральных выводов. В современной ситуации общество, воспитанное на идеологии массовой культуры, когда добро и красота часто исключают друг друга, противопоставляются друг другу, либо оказываются в противоестественном сочетании, когда порок, безнравственность претендуют на положительное эстетическое значение, а красота утрачивает нравственное начало — сегодня мы все чаще наблюдаем одностороннее влияние на личность, в силу чего стремление к красоте или соблюдение общепринятых норм морали носит чисто внешний, «показной» характер. Поэтому сегодня в большей степени зритель ждет от театра развлечения, в меньшей — особого эстетического удовольствия, но в любом случае — не идей, социальной правды, духовных ориентиров, соответствующих определенным этическим нормам. Публика стала проще относиться к театру, чем прежде. Вместе с ней изменился и театр. Режиссура апеллирует не к разуму и сознанию зрителя, его гражданским чувствам и социальным инстинктам, а — к эмоциям. Часто эти эмоции вызывают спектакли сомнительного художественного содержания, ориентированные более всего на развлечение. Таким образом, театр сегодня перестаёт быть мерилом художественного вкуса [7]. На примере современного театра мы все чаще видим ситуацию, когда «искусство» старается понравиться, доставить удовольствие, а не эстетическое наслаждение и переживание, представить в виде искусства то, что в нравственном смысле ущербно или аморально (т. е. положительное восприятие тех образцов массовой культуры, в которых эстетизируются насилие, жестокость и пр.). В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируют свою подлинную сущность внешней красивостью формы, манер, слов.
Важная роль раскрытия реальной диалектики этики и эстетики принадлежит искусству, которое А. И. Герцен назвал «эстетической школой нравственности». Диалектика произведения искусства состоит и в том, что оно, представляя собой особый, замкнутый в себе мир, законченный и гармоничный, одновременно принципиально не закончено, с необходимостью предполагая свое продолжение в деятельности читателя, зрителя, слушателя, давая алго-
ритм и программу этой деятельности, но не отвечая за ее результаты [4, с. 88]. Нравственная оценка произведения искусства (или события, факта, поступка) органически входит в состав и структуру его эстетической характеристики. Таким образом, в самом человеке и следует искать реальную основу как «согласия», так и «разногласия» в отношениях этического и эстетического.
Библиографический список
1. Оганов, А. А. Современная проблематика философии культуры / А. А. Оганов // Философия и общество. — 2007. — № 2. — С. 99 — 118.
2. Ожегов, С. Н. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. — 944 с.
3. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996. — 416 с.
4. Столович, Л. Н. Жизнь — творчество — человек : Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М. : Политиздат, 1985. — 415 с.
5. Столович, Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве / Л. Н. Столович. — М. : Госполитиздат, 1959. — 256 с.
6. Этика и эстетика: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В. Л. Петрушенко [и др.] — Львов : Изд-во Львовская политехника, 2008. — 180 с. — Режим доступа : Нр://Ъапаика.ги/ 1484.html (дата обращения: 21.10.2013).
7. Литвина, Д. В. Театральная критика как фактор воспитания театра и зрителя / Д. В. Литвина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. — № 2 (106). — С. 128—130.
МЕЗЕНЦЕВ Евгений Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций. Адрес для переписки: mez72@mail.ru ЛИТВИНА Дина Владимировна, аспирантка кафедры философии и социальных коммуникаций; заведующая литературно-драматической частью Драматического Лицейского театра. Адрес для переписки: theatre644@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 21.10.2013 г. © Е. А. Мезенцев, Д. В. Литвина
Книжная полка
Бабикова, Т. В. Изобразительное искусство Омска XX века. Смена поколений : моногр. / Т. В. Бабикова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 222 с.
Монография представляет собой авторское осмысление художественного процесса в Омске прошлого столетия. Изобразительное искусство Омска XX века представляет в череде имен, прежде всего, художников, но также и теоретиков — искусствоведов, культурологов.
Учитывая общие закономерности развития отечественного изобразительного искусства XX века и специфические особенности региона, автор систематизировал и обобщил материал художественной практики на примере творчества самых ярких художников Омска прошедшего века, а также наметил пути изучения преемственности в творчестве мастеров разных поколений. Предложена не только целостная картина искусства Омска за столетие, но и теоретической дискурс, являющийся важной частью художественной жизни этого периода.