Научная статья на тему 'Нравственно-эстетическая составляющая искусства'

Нравственно-эстетическая составляющая искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1698
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ИСКУССТВО / ЭТИКА / ЭСТЕТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / CULTURE / SOCIETY / ART / ETHICS / ESTHETICS / MORALITY / SPIRITUALITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мезенцев Евгений Анатольевич, Литвина Дина Владимировна

В статье рассматривается соотношение этического и эстетического в искусстве, влияние на формирование личности культурного окружения и культурных традиций, в том числе через призму театрального искусства. Авторы приводят значение понятия «духовная культура», прослеживают три основных подхода к проблеме духовности, рассматривают функции искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and esthetic component of art

The article discusses the relation of ethics and esthetics in art, influence in shaping the personality of the cultural environment and cultural traditions, including through the lens of theatre. The authors give the meaning of spiritual culture, trace three main approaches to the problem of spirituality, consider the function of art.

Текст научной работы на тему «Нравственно-эстетическая составляющая искусства»

3. Евгений Дорохов / Ред. Г. Мысливцева. — Омск : Полиграф, 2001. - 48 с.

4. Евгений Дорохов. Живопись, графика, концептуальный проект : альбом-моногр. / Автор-составитель А. Гуменюк. — Омск : Омскбланкиздат («Золотой тираж»), 2013. — 224 с.

5. Гурьянова, Г. Г. Размышление по поводу выставки Е. Дорохова «Художник в знаковом поле архаики» / Г. Г. Гурьянова // Третьи омские искусствоведческие чтения / Сост. В. Ф. Чирков. — Омск, 1999. — С. 130.

6. Звездный дождь. Буклет / Автор текста Г. Ю. Мысливцева. — Омск : Ютон, 2001. — С. 2.

7. Со-Творение. В Начале было Число... Выставочный проект Евгения Дорохова. Буклет / Автор текста Е. Груздов. — Омск : Омскбланкиздат, 2013. — 20 с.

8. Гуменюк, А. Н. Пейзажи Евгения Дорохова: остановка в пути / А. Н. Гуменюк // Восьмые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство и искусствоведение в Сибири» : материалы Республ. науч.-практ. конф., Омск, 26 — 27 октября 2013 г. — Омск : Золотой тираж, 2013. — С. 150—151.

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии», заслуженный работник культуры РФ. Адрес для переписки: gumenyuk-alla@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2013 г. © А Н. Гуменюк

УДК 13027 Е. А. МЕЗЕНЦЕВ

Д. В. ЛИТВИНА

Омский государственный технический университет

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСКУССТВА_

В статье рассматривается соотношение этического и эстетического в искусстве, влияние на формирование личности культурного окружения и культурных традиций, в том числе через призму театрального искусства. Авторы приводят значение понятия «духовная культура», прослеживают три основных подхода к проблеме духовности, рассматривают функции искусства.

Ключевые слова: культура, общество, искусство, этика, эстетика, нравственность, духовность, творчество.

Особый интерес к духовной составляющей культуры в зарубежной и отечественной философии проявился в конце XIX века и получил своё развитие в XX веке.

Существует значительное количество определений культуры, среди которых культура представляется как исторически сложившаяся сфера жизнедеятельности человека, в которой приоритетными являются духовные ценности. Духовность — одно из сложнейших явлений, истолкование которого проблематично, понимание дискуссионно. Из большого числа подходов к проблеме духовности отчетливо прослеживаются три основных. Первая интерпретация духовности связана в отечественной традиции с религиозно-христианским началом (В. Соловьёв, Н. Бердяев, И. Ильин и др.). Вторая интерпретация является по сути светской и распадается на два направления. В одном, понимание духовности, связывается с идеалами добра, красоты, истины, веры и обладает качеством возвышенного, в другом — под духовностью подразумевается свободная внутренняя жизнь человека, его устремления и рефлексия по поводу своих и чужих действий, независимо от оценочных к ним отношений.

Духовная свобода — это избирательная активность сознания, интуиции, бессознательного, воли, которые в результате борьбы мотивов мобилизуются на самостоятельное осуществление выбора, принятие решений и нахождение путей их реализации [1].

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой нравственность трактуется

как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами [2]. То есть нравственность отражает взаимоотношения между людьми, устои их жизни, общечеловеческие ценности.

Уместно упомянуть о разделении культуры на материальную и духовную. В последние десятилетия в нашей культурологической мысли не раз высказывалось представление о возможности связи материального и духовного в культуре, снимающего их противоположность, однако одни теоретики утверждали, что таким третьим слоем культуры является политическая культура, другие — что им является культура общения, третьи, — что отождествление материального и духовного происходит в художественной культуре. Так, М. С. Каган пишет, что именно и только в художественном творчестве материальное и духовное взаимно отождествляются, а не просто соединяются или уравновешиваются, т. е. вступают в особый ви,д связи, в котором свойства обоих «партнеров» уничтожаются и рождаются новые системные свойства [3]. Художественное творчество создает «новую реальность», которая, с одной стороны, материализует, объективизирует отражение мира в сознании художника, а с другой — образует специфический «язык» искусства, без которого невозможно осуществление им коммуникативной функции. Отражение действительности может стать всеобщим достоянием только тогда, когда оно воплощается в определённой системе художественных средств, играющих роль своеобразных знаков, когда

оно, таким образом, закрепляется в «языке» искусства. Художественное произведение проникает в сознание читателя, зрителя, слушателя, воспринимается в своём идейно-социальном и социально-психологическом содержании другими людьми, обществом, будучи системой знаков, обладая знаковым (семиотическим) аспектом. Этот аспект находится между творческим и социальным как выражение в продукте творчества определенного социального значения [4, с. 57 — 58].

Художественное произведение объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и её оценкой, материальной конструкцией и особого рода знаковой системой, выражением индивидуально-неповторимого духовного мира личности и социальным явлением, игрой и средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности произведения искусства [4, с. 59]. Только в искусстве мы можем встретить превращение материального в духовное, а духовного в материальное.

По мнению Л. Н. Столовича, любой вид деятельности становится эстетически значим в меру того, насколько он является, во-первых, творческим, во-вторых, целесообразным, в-третьих, свободным. Именно эти особенности человеческой деятельности выступают как показатели её эстетической ценности, потому что в них выражена степень утверждения человека в мире, притом человека не в какой-то односторонней определённости, а целостного. Каждый из этих показателей эстетической значимости человеческой деятельности представляет собой ин-тегративную характеристику деятельности, синтезирует в себе её различные виды.

Творчество — это не просто деятельность. В творческой деятельности возникают качественно новые, небывалые материальные и духовные ценности. Но это становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности — разум и воображение, эмоции и воля. Творчество в преобразовательной деятельности опирается на познание; оно немыслимо без ценностной ориентации и общения. И, с другой стороны, оно присутствует и в познании мира, и в оценке его явлений. Анализ художественного произведения любого вида искусства показывает, что именно эстетические свойства действительности есть предмет его отражения, его познания. Это очевидно, например, в произведениях тех видов искусства, которые основаны на воспроизведении конкретных явлений действительности, — в живописи, скульптуре, графике, кино, в художественной литературе (особенно в эпическом и драматическом роде). Художественный образ, отражая эстетические свойства действительности, сам обладает определенным эстетическим свойством как образ прекрасного или отвратительного, возвышенного или низменного, трагического или комического, трагикомического и т. д., т. е. является эстетически определенным. Положительный или отрицательный характер персонажа в художественном произведении должен вытекать из эстетической определенности жизненных явлений, а не быть следствием абстрактной схемы [5].

Как пишет Л. Н. Столович, искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека

в целом. Оно формирует, подчас безотчётно, неосознанно, саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку [4, с. 9].

Например, в стилистике театрального спектакля отображается не только духовное состояние актеров, но и духовные устремления режиссера-постановщика, композитора, сценографа, других соавторов постановки. Режиссер при создании спектакля эстетически и нравственно оценивает явления действительности, и особым художественным образом, отображает и интерпретирует информацию о них. Таким образом, эстетическая оценка — это в том числе отражение действительности через духовный мир человека, личности через призму его нравственно-эстетических ценностей.

Между социальным аспектом и отражательно-информационным располагается воспитательный аспект, соответствующий воспитательной деятельности, осуществляемой художником в процессе творчества. Воспитательные возможности искусства реализуются благодаря способности отражения действительности с точки зрения общественных потребностей и интересов, с позиций определенных в обществе социальных норм и ценностей, взглядов и идеалов. Благодаря этому искусство и оказывает социально-воспитательное воздействие на человека, формируя его в духе сформировавшихся общественных норм и ценностей.

Внушающая, или суггестивная (от лат. 8идде81;ю — внушение), функция искусства обусловливает его особую действенную силу. Искусство обладает способностью внушающего воздействия потому, что само представляет собой выражение духовного мира человека-художника. В своем психологическом аспекте художественное творчество захватывает не только осознаваемые, но и неосознанные пласты человеческой психики, а потому может действовать не только на сознание человека, но и на его подсознание, бессознательное. Диалектическая взаимосвязь сознательного и бессознательного в эстетическом отношении и художественном творчестве, причастность того или другого к сфере бессознательного и обусловливают суггестивную функцию искусства, его внушающее воздействие на воспринимающего художественное произведение человека. Одним из важнейших факторов суггестивного воздействия искусства является его эмоциональный заряд, способность не просто передавать человеческие чувства, но и пробуждать их у читателя, зрителя, слушателя [4, с. 215]. Поэтому на первый план при формировании личности выходит культурное окружение и культурные традиции, внутри которых человек существует: эстетические вкусы, как и этические нормы воспитывают и формируют личность, оказывая влияние на нее через воспитание, традиции, образование. Но, как и в сфере этики, основное в эстетике — это собственные усилия личности, поскольку в эстетическом отношении человек также находится в сфере внутреннего выбора и внутренней свободы [6].

На протяжении длительного времени существовало, да и существует по сей день, убеждение, что театральное искусство призвано воспитывать и развивать в человеке высокие моральные принципы и нормы. Этот постулат был основным в эпоху реалистического искусства: считалось, что для искусства главное — выразить правду жизни, которая не

может быть полной без определенных моральных выводов. В современной ситуации общество, воспитанное на идеологии массовой культуры, когда добро и красота часто исключают друг друга, противопоставляются друг другу, либо оказываются в противоестественном сочетании, когда порок, безнравственность претендуют на положительное эстетическое значение, а красота утрачивает нравственное начало — сегодня мы все чаще наблюдаем одностороннее влияние на личность, в силу чего стремление к красоте или соблюдение общепринятых норм морали носит чисто внешний, «показной» характер. Поэтому сегодня в большей степени зритель ждет от театра развлечения, в меньшей — особого эстетического удовольствия, но в любом случае — не идей, социальной правды, духовных ориентиров, соответствующих определенным этическим нормам. Публика стала проще относиться к театру, чем прежде. Вместе с ней изменился и театр. Режиссура апеллирует не к разуму и сознанию зрителя, его гражданским чувствам и социальным инстинктам, а — к эмоциям. Часто эти эмоции вызывают спектакли сомнительного художественного содержания, ориентированные более всего на развлечение. Таким образом, театр сегодня перестаёт быть мерилом художественного вкуса [7]. На примере современного театра мы все чаще видим ситуацию, когда «искусство» старается понравиться, доставить удовольствие, а не эстетическое наслаждение и переживание, представить в виде искусства то, что в нравственном смысле ущербно или аморально (т. е. положительное восприятие тех образцов массовой культуры, в которых эстетизируются насилие, жестокость и пр.). В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируют свою подлинную сущность внешней красивостью формы, манер, слов.

Важная роль раскрытия реальной диалектики этики и эстетики принадлежит искусству, которое А. И. Герцен назвал «эстетической школой нравственности». Диалектика произведения искусства состоит и в том, что оно, представляя собой особый, замкнутый в себе мир, законченный и гармоничный, одновременно принципиально не закончено, с необходимостью предполагая свое продолжение в деятельности читателя, зрителя, слушателя, давая алго-

ритм и программу этой деятельности, но не отвечая за ее результаты [4, с. 88]. Нравственная оценка произведения искусства (или события, факта, поступка) органически входит в состав и структуру его эстетической характеристики. Таким образом, в самом человеке и следует искать реальную основу как «согласия», так и «разногласия» в отношениях этического и эстетического.

Библиографический список

1. Оганов, А. А. Современная проблематика философии культуры / А. А. Оганов // Философия и общество. — 2007. — № 2. — С. 99 — 118.

2. Ожегов, С. Н. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. — 944 с.

3. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996. — 416 с.

4. Столович, Л. Н. Жизнь — творчество — человек : Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М. : Политиздат, 1985. — 415 с.

5. Столович, Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве / Л. Н. Столович. — М. : Госполитиздат, 1959. — 256 с.

6. Этика и эстетика: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В. Л. Петрушенко [и др.] — Львов : Изд-во Львовская политехника, 2008. — 180 с. — Режим доступа : Нр://Ъапаика.ги/ 1484.html (дата обращения: 21.10.2013).

7. Литвина, Д. В. Театральная критика как фактор воспитания театра и зрителя / Д. В. Литвина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. — № 2 (106). — С. 128—130.

МЕЗЕНЦЕВ Евгений Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций. Адрес для переписки: mez72@mail.ru ЛИТВИНА Дина Владимировна, аспирантка кафедры философии и социальных коммуникаций; заведующая литературно-драматической частью Драматического Лицейского театра. Адрес для переписки: theatre644@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.10.2013 г. © Е. А. Мезенцев, Д. В. Литвина

Книжная полка

Бабикова, Т. В. Изобразительное искусство Омска XX века. Смена поколений : моногр. / Т. В. Бабикова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 222 с.

Монография представляет собой авторское осмысление художественного процесса в Омске прошлого столетия. Изобразительное искусство Омска XX века представляет в череде имен, прежде всего, художников, но также и теоретиков — искусствоведов, культурологов.

Учитывая общие закономерности развития отечественного изобразительного искусства XX века и специфические особенности региона, автор систематизировал и обобщил материал художественной практики на примере творчества самых ярких художников Омска прошедшего века, а также наметил пути изучения преемственности в творчестве мастеров разных поколений. Предложена не только целостная картина искусства Омска за столетие, но и теоретической дискурс, являющийся важной частью художественной жизни этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.