ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Д.М. Галиабаева, магистрант Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-3-83-86
Аннотация. В статье авторами рассматриваются актуальные проблемы, возникающие в правовом регулировании сферы социального обеспечения в Российской Федерации в результате внедрения государственной информационной системы с учетом поправок в ее правовое регулирование в 2023 году. Определено, что, несмотря на модернизацию механизма взаимодействия участников информационной системы в сфере социального обеспечения, все еще остаются нерешенными такие проблемы как: защита информации в ЕЦИПСС, увеличение категорий получателей социальной поддержки, усиление контрольной деятельности за действиями участников информационной системы и другие проблемы.
Ключевые слова: социальное обеспечение, цифровизация социальной сферы, государственная информационная система, участники информационной системы, цифровая платформа, защита информации.
Законодательство Российской Федерации в сфере социального обеспечения непрерывно реформируется еще с начала 1990-х и эта тенденция, безусловно, имеет как положительные, так, впрочем, и отрицательные результаты, на всем пути развития и по настоящий день. Очевидные плюсы заключаются в том, что нормативная база постоянно пересматривается и по возможности приводится в соответствие с сегодняшними жизненными реалиями, экономической ситуацией и иными актуальными тенденциями развития общества и государства. Минус же видится в том, что, постоянная модернизация расшатывает и без того нестабильную систему социального обеспечения в целом, включая всех участников правоотношений в социальной сфере.
По справедливому мнению
Н.В. Романовой, «в настоящее время в мире происходят огромные изменения в формах и стандартах качества оказания социальных услуг, обусловленные «цифровой трансформацией» государственного управления и основных отраслей социальной сферы» [3, с. 59]. Поэтому среди множества назревших проблем в сфере социального обеспечения, на сегодняшний день представляет актуальность проблема реализации цифровых форм взаимодействия государства и населения в иссле-
дуемой нами сфере оказания социальных услуг.
Заметим, что начиная с 2019 г. и по настоящее время реализуются мероприятия, направленные на сведение к единообразию и упрощению процесса для всех субъектов Российской Федерации процесса и порядка назначения мер социальной поддержки посредством использования Единой государственной информационной системы (далее -ЕГИССО), ныне с учетом поправок 2023 года, действует Государственная информационная система «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (далее -ЕЦЦПСФ), посредством которой, происходит назначение и организация социальной поддержки населения. В частности, согласно главе 2.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», обозначено, что основной целью ЕЦЦПСФ является «автоматизация процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, в том числе пенсионного обеспечения, и выплат, предоставляемых гражданам в Российской Федерации» [1]. Обеспечение доступа граждан к единой цифровой платформе осуществляется с использованием федеральной
государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Безусловно, такая обширная цифровая платформа упростит и ускорит предоставление мер соцподдержки. В целом, эта тенденция, несомненно, положительная, однако в случае с системой социальной помощи она имеет ряд недостатков. Так с 1 января 2024 года введен новый порядок информирования гражданина о его правах в отношении мер социальной поддержки: он происходит автоматически и на основании обращения гражданина через личный кабинет на Едином портале, по телефону или при личном посещении учреждений медико-социальной экспертизы и МФЦ. Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что значительная часть социально незащищенных групп населения не имеют полноценного доступа к качественным цифровым услугам. Особенно это касается жителей сельской местности, жителей небольших населенных пунктов, расположенных в особых географических и климатических условиях. Думается, что обращение их за помощью в органы социального обеспечения и дальнейшее контактирование со служащими должно проводиться с учетом особенностей их жизненных условий.
Далее, любое надлежащее функционирование государственной информационной системы, всегда напрямую сопряжено с необходимостью решения иных задач, таких как финансирование, правовое регулирование и организационные. Поэтому цифровизация социальной сферы напрямую связана с проблемой обратной связи с органами социального обеспечения посредством использования цифровых платформ, с проблемой отсутствия отлаженного механизма защиты прав граждан, которым был причинен вред тем или иным органом в результате некорректности работы автоматизированных систем [4, с. 202]. Вопросы ответственности госорганов и защиты граждан в таких ситуациях Законе не прописаны.
Учеными также отмечается необходимость обеспечения надежной защиты информации и персональных данных в условиях внедрения цифровых подходов в социальную сферу государственного управления, поскольку отсутствие действенно механизма защиты инфор-
мации, очевидно, создает угрозу несанкционированного доступа к информации, утечки информации, раскрытия персональных данных, чем могут быть нарушены охраняемые интересы граждан и организаций [5, с. 122].
Поэтому первостепенной задачей законодателя является повышение надежности цифровых платформ с помощью усиления контрольной функции за деятельностью поставщиков информации и их взаимодействие с иными участниками информационного взаимодействия с целью обеспечения четкого и прозрачного мониторинга за объемом выделяемых средств и расходами на разработку и эксплуатацию такой системы, обеспечение информационной безопасности. Однако, такие функции, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2386 «О государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», возложены в разных объемах на разных как операторов и функциональных заказчиков единой цифровой платформы, таких как Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [2]. На наш взгляд дублирование или же вообще исключение некоторых функций разными участниками информационных отношений, не делает их процесс взаимодействия достаточно отлаженным.
В качестве еще одной проблемы можно обозначить ограниченный субъектный состав категорий получателей социальной поддержки. Можно согласиться с мнением Э.М. Филипповой о том, что данной информационной системой осуществляется не полный охват тех категорий граждан, которые задействованы в системе социального обеспечения [6, с. 140]. В частности, в ст. 6.12 п. 11 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют такие категории нуждающихся в социальной поддержке граждан как ветераны боевых действий и военные пенсионеры. Причиной отсутствия, является риск предоставления персональных данных
таких граждан и соблюдение государственной требуется решение обозначенных в исследо-тайны, что в принципе указывает на неотла- вании проблем: совершенствование законода-женность механизма взаимодействия участ- тельной базы с закреплением цифровых под-ников информационной системы. ходов в сфере социального обеспечения с
Подводя итог вышеизложенному, следует учетом разных жизненных ситуаций и воз-отметить, что, в настоящий момент в сфере можностей их получателей, совершенствова-правового регулирования сферы социальной ния вопросов защиты информации в поддержки населения в России полным ходом ЕЦИПСС, увеличение категорий получателей идет процесс модернизации и упрощения по- социальной поддержки с учетом информаци-лучения таких услуг, в том числе и с учетом онной системы, определения механизма за-внедрения государственной информационной щиты нарушенных прав управленческими системы «Единая централизованная цифровая решениями в результате неправильной работы платформа в социальной сфере». Однако автоматизированной системы, усиление кон-цифровизация системы социального обеспе- трольной деятельности за действиями участ-чения не лишена недостатков. В этой связи ников информационной системы.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29, ст. 3699.
2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2386 «О государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (вместе с «Положением о государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере») // Собрание законодательства РФ. 2024. № 1 (часть III), ст. 250.
3. Романова Н.В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2020. - № 1 (31). - С. 58-65.
4. Булгаков В.В., Бросалина A.A. Правовые особенности оказания мер социальной поддержки в условиях внедрения цифровых платформ в государственное управление: российский и зарубежный опыт // Актуальные проблемы государства и права. - 2021. - Т. 5. № 18. - С. 199-213.
5. Зубарев С.М., Травин A.B., Фролов А.П. Деликтная ответственность при принятии и реализации государственных управленческих решений с использованием цифровых информационных систем // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2020. - № 38. - С. 121-135.
6. Филиппова Э.М. Единая государственная информационная система социального обеспечения: проблемы правового регулирования // Вестник Университета имени O.E. Кутафина. - 2019. - № 12 (64). - С. 137-142.
- WpudunecKue nayHU -
PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY
IN THE RUSSIAN FEDERATION
I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor D.M. Galiabaeva, Graduate Student Ufa University Science and Technology (Russia, Ufa)
Abstract. In the article, the authors consider topical problems arising in the legal regulation of social security in the Russian Federation as a result of the introduction of the state information system, taking into account amendments to its legal regulation in 2023. It was determined that, despite the modernization of the mechanism of interaction between participants in the information system in the field of social security, such problems as: information protection in the ECIPSS, an increase in the categories of recipients of social support, increased control over the actions of participants in the information system and other problems are still unresolved.
Keywords: social security, digitalization of the social sphere, state information system, participants in the information system, digital platform, information protection.