УДК 364.07
DOI 10.23672/k0521 -9067-1597-g
Бочарова Татьяна Александровна
кандидат социологических наук, доцент,
кафедра информатики, Тихоокеанский
государственный университет [email protected]
Tatiana A. Bocharova
Candidate of Sociological Sciences Associate Professor, Department of Informatics, Pacific Public University [email protected]
«Социальное казначейство» как
компонент цифровой системы социального обеспечения
«Social treasury»
as a component of the digital social security system
Аннотация. Статья посвящена анализу уровня информатизации системы социального обеспечения, а также - степени ее готовности к реализации новой модели социальной защиты в формате «Социальное казначейство». Отмечается, что с целью сбора сведений о мерах социальной поддержки, предоставляемых гражданам, функционирует ряд разрозненных информационных систем в сфере социального обеспечения. Как полагнает автор,оздание интегрированного реестра на базе единой цифровой платформы позволит повысить эффективность оказываемых мер и оперативность процесса управления системой социальной защиты.
Ключевые слова: «социальное казначейство», электронный реестр, информационная система социального обеспечения, информатизация социальной сферы.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the level of informatization of the social security system, as well as the degree of its readiness for the implementation of a new model of social protection in the "Social Treasury" format. It is noted that in order to collect information about the measures of social support provided to citizens, a number of disparate information systems in the field of social security are functioning. The creation of an integrated registry based on a single digital platform will increase the effectiveness of the measures provided and the efficiency of the process of managing the social protection system.
Keywords: «social treasury», electronic registry, social security information system, informatization of the social sphere.
В современной России формируются условия, способствующие активному и целенаправленному использованию информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Социальный аспект информатизации общества заключается в переходе к новому информационному образу жизни. Процесс информатизации влечет за собой глобальные социальные перемены, результатом которых становится трансформация социальной структуры и социальной системы. Продуцирование информации, ее обработка, хранение и передача в социальной сфере все активнее осуществляется с использованием компьютерной и вычислительной техники, а также -информационно-коммуникационных средств.
В стремительно цифровизируемом обществе социальное взаимодействие все чаще происходит с использованием и за счет использования цифровых технологий. Социальная сфера представляет собой систему, объединяющую людей для удовлетворения их потребности во взаимодействии, естественное функционирование, развитие и управление которой невозможно без налаженного процесса информационного обмена и коммуникационной связи с социумом [1].
Концепция системы социального обеспечения имеет сложную структуру, цифровая трансформация которой невозможна без качественного развития в расширяющемся информационном поле.
Повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий способствует регулированию информационного сопровождения деятельности любой организации, в том числе, социальной. Целью информационного сопровождения деятельности социальных учреждений является обеспечение для всех членов социума доступности, достаточности и достоверности данных, размещенных на соответствующих информационных ресурсах. Сведения о том, где содержится социальная информация, что является ее источником, какие потребители в ней заинтересованы, а также уровень доступности и адаптированности для практического применения, определяют эффективность использования информационных ресурсов.
Информационное сопровождение деятельности социальных учреждений способствует повышению качества и эффективности оказываемых социальных услуг и включает:
- сбор, обработку и распространение социально-значимой информации;
- информирование населения;
- налаживание и упрощение взаимодействия поставщиков и получателей социальных услуг [2].
Электронная форма предоставления услуг в сфере социальной поддержки включена в специальную государственную информационную систему, объединяющую государственные федеральные, региональные и муниципальные информационные порталы [3]. С целью сбора сведений о мерах социальной поддержки, предоставляемых гражданам, функционирует ряд информационных систем в сфере социального обеспечения:
- Единая государственная информационная система социального обеспечения граждан (ЕГИССО);
- Автоматизированная информационная система Пенсионного фонда России (АИС ПФР);
- Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ);
- Единая цифровая платформа в социальной сфере.
Уже сейчас большинство граждан, обращающихся за помощью по вопросам социального обеспечения, делают это удаленно посредством сети интернет. И в последующие годы процент таких обращений будет только расти [4]. При этом основной перечень льгот и социальных услуг, предоставляемых в форме организации дистанционного взаимодействия с заявителем, утверждается Правительством РФ, однако, этот список может быть дополнен высшим органом исполнительной государственной власти каждого субъекта РФ.
Разработка стратегии автоматизации и развития цифровой системы социальной поддержки в условиях глобальной информатизации напрямую зависит от двух основных факторов: уровня развития и внедрения информационных технологий, а также, уровня цифровой грамотности и компетентности специалистов социальных учреждений. Между социальными организациями разного уровня, подведомства существуют значительные различия с точки зрения кадровых ресурсов и информационных систем. Разрозненность данных по разным порталам, отличия в перечнях предоставляемых услуг в разных субъектах РФ, использование нескольких информационных систем, интегрирующих данные независимо друг от друга, приводят к тому, что, при наличии хороших рабочих инструментов в сфере социального обеспечения в виде информационных систем, оказание услуг оказывается недостаточно эффективным [5].
Решению вышеперечисленных проблем будет способствовать комплексный подход к разработке и осуществлению ряда технических, организационных, нормативных, а также информационных процедур, реализуемых с целью создания
единого центра координации и контроля предоставления мер социальной защиты. В феврале 2021 года решением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы». В рамках данной концепции анонсирован переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки в формате «Социальное казначейство» - новой модели социальной защиты, меняющей форму сбора и учета данных, а также порядок и способы организации работы с ними [6].
Управление отраслью социальной защиты населения осуществляется с помощью различных 1Т-систем с использованием цифровых технологий. Концепция социального казначейства подразумевает не столько создание принципиально новой единой автоматизированной системы учета, сколько консолидацию и систематизацию существующих систем социального обеспечения путем цифровой интеграции, содержащихся в них информационных данных. Созданный таким образом реестр позволит осуществлять информационный обмен в сфере социальных услуг между поставщиками (органами социальной поддержки) и получателями (гражданами). Ключевым отличием проекта «Социальное казначейство» является его проактивность. Получатель не только будет избавлен от необходимости осуществлять сбор документов и подавать заявление, но информирование о доступных мерах социальной поддержки также будет включено в функционал создаваемой системы. Базис цифровой платформы социального казначейства, которая призвана объединить информационные базы Пенсионного фонда, Фондов социального и медицинского страхования, строится на основе информационных систем ПФР. Со временем планируется расширять платформу ресурсами, необходимыми для назначения всех мер социальной поддержки [7].
Формируемая цифровая система социального обеспечения требует проведения глобальных реформ и трансформации в области цифровизации министерств и ведомств всех уровней. Создание и внедрение цифрового компонента организационно-технологической модели социального казначейства планируется реализовать поэтапно:
- создание единой цифровой платформы;
- разработка модели перехода к использованию возможностей платформы исполнительными органами субъектов РФ;
- делегирование функций по организации региональной и муниципальной социальной помощи единой уполномоченной организации на федеральном уровне.
Создание единого центра обработки на основе распределенных баз данных позволит собрать и систематизировать социальные данные о потенциальных получателях и существующих государственных мерах социальной поддержки в одном виртуальном социальном реестре, что позволит повысить эффективность оказываемых мер и
оперативность процесса управления системой социальной защиты [8]. Преимуществами подобной интеграции являются:
- упрощение процесса сбора данных для регистрации потенциальных получателей мер социальной поддержки;
- снижение кадровой нагрузки социальных центров;
- унификация и упрощение процедур оформления социальной помощи;
- прозрачность принципа нуждаемости за счет применения системы единых критериев для получателей ;
- сокращение числа мошеннических и ошибочных (преднамеренных или непреднамеренных) действий;
- оптимизация и усиление адресной направленности предоставления социальной помощи;
- повышение уровня контроля за эффективностью социальных программ.
Кроме непосредственного решения задачи по предоставлению получателям мер социальной
Литература:
1. Архипова Е.Б. Информатизация социальной сферы в условиях современных модернизацион-ных процессов / Е.Б. Архипова, С.Н. Панкова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 226-231.
2. Захарова Н.М. Информационная открытость системы социальной защиты населения / Н.М. Захарова // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 4. С. 137-144.
3. Министерство труда и социальной защиты РФ. Официальный сайт. URL : https://mintrud. gov.ru (дата обращения 13.03.2022).
4. Муравлева Т.В. Цифровая экономика на службе пенсионного страхования / Т.В. Муравлева // Вестник СГСЭУ. 2020. № 3(82). С. 1619.
5. Феоктистова О.А. Зарубежный опыт использования «Единого реестра получателей социальной помощи» и перспективы создания такого реестра в России / О.А. Феоктистова, Е.И. Андреева, Т.В. Фокина // Международный бухгалтерский учет. 2016. Т. 19. Вып. 16. С. 2-16.
6. Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. № 431 -р (с изменениями на 07 июня 2021 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
помощи, единая платформа позволит реализовать государственные гарантии по обеспечению доступа граждан РФ к информации по вопросам проводимой в государстве социальной политике. На основе полных данных, сведенных в единый реестр, можно моделировать изменения социальной ситуации и строить прогнозы, адекватность и соответствие которых будет значительно выше построенных на совокупности разрозненных сведений сценариев. Информатизация социальной сферы требует координации и согласования информационных потребностей общества и ресурсов. Любой информационный продукт необходимо адаптировать под запросы и нужды социальной среды с целью определения надежности и формирования общественного доверия, в результате чего цифровой компонент становится надежным компонентом, последствия внедрения и использования которого предсказуемы и надежны.
Таким образом, проект «Социальное казначейство», интегрируя и аккумулируя все виды социальных льгот и выплат федерального, регионального и муниципального уровней, становится не просто компонентом цифровой системы социального обеспечения, а образует ее информационное ядро.
Literature:
1. Arkhipova E.B. Informatization of the social sphere in the conditions of modern modernization processes / E.B. Arkhipova, S.N. Pankova // Bulletin of the Omsk University. Series «Economics». 2015. № 3. P. 226-231.
2. Zakharova N.M. Information openness of the system of social protection of the population / N.M. Zakharova // Economics. Taxes. Right. 2017. № 4. P. 137-144.
3. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Official site. URL : https:// mintrud.gov.ru (date of application13.03.2022).
4. Muravleva T.V. Digital economy in the service of pension insurance / T.V. Muravleva // Vestnik SSEU. 2020. № 3(82). P. 16-19.
5. Feoktistova O.A. Foreign experience in using the «Unified register of recipients of social assistance» and the prospects for creating such a register in Russia / O.A. Feoktistova, E.I. Andreeva, T.V. Fokina // International Accounting. 2016. Vol. 19. Iss. 16. P. 2-16.
6. On approval of the Concept of digital and functional transformation of the social sphere, related to the field of activity of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of February 20, 2021 № 431-r (as amended as of June 07, 2021). Access from the reference-legal system «ConsultantPlus».
7. Моисеева А.В. «Социальное казначейство» в России: проблемы построения системы по модели интегрированного реестра / А.В. Моисеева // Традиции и новации в системе современного российского права: материалы ХХ Международной конференции молодых ученых : в 3-х т. М., 2021. С. 357-358.
8. Феоктистова О.А. Модель социального казначейства на основе социального реестра как механизм повышения эффективности государственных расходов в сфере социальной поддержки / О.А. Феоктистова, Е.И. Андреева, Д.Г. Бычков // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 4 (33). URL : http://www.innov.ru/science/economy/ model-sotsialnogokaznacheystva-na-/ (дата обращения 13.03.2022).
7. Moiseeva A. V. «Social treasury» in Russia: problems of building a system based on the integrated registry model / A.V. Moiseeva // Traditions and innovations in the system of modern Russian law: materials of the XX International Conference of Young Scientists : in 3 vol. M., 2021. P. 357-358.
8. Feoktistova O.A. A model of social treasury based on the social register as a mechanism for improving the efficiency of public spending in the field of social support / O.A. Feoktistova, E.I. Andreeva, D.G. Bychkov // Innov: electronic scientific journal. 2017. № 4(33). URL : http://www.innov.ru/science/ economy/model-sotsialnogokaznacheystva-na-/ (date of application13.03.2022).