АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html
AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html
ISSN 2587-9340
Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
© Булгаков В.В., Бросалина A.A., 2021
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 351/354
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-18-199-213
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
1 2 В.В. Булгаков , A.A. Бросалина
'ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 [email protected]
2Тамбовская региональная общественная организация «Содружество молодых юристов» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 1816 brosalina2001 [email protected]
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена высокой значимостью общественных отношений в сфере социальной политики государства. Происходящая цифровизация государственного управления как общемировой тренд затрагивает в том числе и сферу социального обеспечения, что вызывает трансформацию социальных услуг, предоставляемых государством, модернизацию процесса взаимодействия властных структур с населением посредством использования цифровых платформ. Цель предпринятого исследования - рассмотрение отдельных правовых и организационных особенностей реализации данного процесса в России и зарубежных государствах. Методологическую основу исследования составили диалектический метод, который позволил рассмотреть цифровизацию и социальную сферу государственного управления как влияющие друг на друга и динамично развивающиеся явления; анализ и синтез, посредством которых были охарактеризованы основные признаки цифровой трансформации государственных услуг; сравнительно-правовой метод, посредством которого были рассмотрены сложившиеся в России и зарубежных государствах подходы к организации и регулированию процесса внедрения цифровых платформ в про-
цесс оказания мер социальной поддержки. В ходе изучения поставленной темы отдельное внимание было уделено и формально-юридическому методу с целью описания и разъяснения правовой регламентации сферы социального обеспечения, а также цифровизации государственного управления. На основе проведенного исследования с учетом зарубежного опыта сделаны выводы о необходимости дальнейшей модернизации системы социального обеспечения в России в условиях цифровизации в части решения выявленных проблем организационного и правового характера.
Ключевые слова: социальная поддержка, цифровизация, государственное управление, государственная информационная система, социальные услуги, цифровая платформа, граждане
Внедрение цифровых технологий в различные сегменты общественной и государственной жизни стало общемировой тенденцией. С развитием цифровой реальности происходит трансформация существующих государственных институтов, которая выражается в их переходе на новые способы функционирования - посредством использования цифровых платформ и сервисов. Необходимость выработки новых подходов для решения стоящих перед государством задач делает циф-ровизацию ключевым фактором при осуществлении государственного управления на современном этапе.
Развитие современной системы государственного управления сопровождается выстраиванием цифровых форм взаимодействия государства и населения, прежде всего, в процессе оказания государственных услуг. В силу приоритетности сферы социального обеспечения населения наиболее подверженными цифровой трансформации являются социальные услуги. Как отмечает Н.В. Романова, «в настоящее время в мире происходят огромные изменения в формах и стандартах качества оказания социальных услуг, обусловленные «цифровой трансформацией» государственного управления и основных отраслей социальной сферы» [1, с. 59].
Прослеживающийся рост числа нуждающихся в социальной помощи, усложнение социальных потребностей населения, последствия пандемии СОУШ-19 обусловливают активизацию мер по разработке новых цифровых подходов к системе социального обеспечения. Государство предполагает, что реализация цифровых подходов в государственном управлении позволит расширить перечень направлений социального обеспечения, придать ему более комплексный характер. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»1 ускоренное внедрение цифровых технологий в социальную сферу определяется в качестве одной из национальных целей государства.
Полагаем, что вышесказанное предопределяет актуальность для научного осмысления проблемы основных направлений трансформации системы социального обеспечения в условиях цифровизации государственного управления в Российской Федерации, а также реализуемых в этом процессе мер в зарубежных государствах.
Обратимся к понятийно-категориальному аппарату. Сфера социального обеспечения является весьма многоаспектной, что предопределяет отсутствие единства в отношении понятия «социальное обеспечение». На наш взгляд, в общем смысле данную конструкцию стоит рассматривать как комплекс общественных отношений, в рамках которых осуществляется материальная поддержка нуждающихся в социальной помощи категорий лиц со стороны компетентных органов и организаций при наличии определенных жизненных обстоятельств, определяемых законом.
Преобразование социальных услуг в цифровой формат осуществляется параллельно с модернизацией социального обслуживания. Категории «социальное обслуживание» и «социальные услуги» по своей институциональной основе являются взаимообусловленными. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2003 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»2 социальное обслуживание является «деятельностью по предоставлению социальных услуг гражданам», а социальная услуга - как «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». Таким образом, данные понятия включают в себя экономический и правовой аспекты, подразумевают направленность на оказание мер социальной поддержки населения.
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 // Собрание законодательства РФ. 2018. №20. Ст. 2817.
2 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 7007.
В литературе выделяются следующие ключевые составляющие социального обслуживания в условиях цифровизации:
- осуществление обработки данных об оказанных услугах, их получателей и затраченных средств в результате функционирования специальных автоматизированных информационных систем;
- предоставление электронных услуг в сфере социального обслуживания посредством действия соответствующих алгоритмов (предоставление пакета документов для оформления и получения социальных услуг, приобретение соответствующих документов и справочной информации и пр.);
- развитие новых цифровых форм взаимодействия поставщиков социальных услуг и получателей посредством использования интернет-технологий (консультирование, подача жалоб);
- формирование специальных компетенций по использованию цифровых технологий [2, с. 60].
На настоящий момент времени, действительно, осуществляется значительная работа по внедрению цифровых платформ в сферу социального обслуживания. Известно, что Правительством РФ было одобрено 25 сервисов, посредством которых должна происходить цифровая трансформация государственных услуг. Среди них имеются те, которые напрямую связаны с решением основных жизненных потребностей -«Онлайн помощь при инвалидности», «Трудовые отношения онлайн», «Пенсионное обеспечение онлайн» и пр. Таким образом, со стороны Правительства РФ реализуется комплексный переход на автоматизированное предоставление социальных услуг. В этой связи можно обратить внимание на наличие ключевого показателя, который планируется достичь к 2024 г. в рамках направления «Цифровое государственное управление»: проактивное предоставление государственных (муниципальных) услуг в онлайн-режиме - посредством 25 цифровых «суперсервисов» по жизненным ситуациям3.
Трансформация государственных услуг предполагает не только полноценное обеспечение технологическим компонентом управленческих действий, но также целый пласт организационных и правовых изменений. Согласимся с мнением Т.Я. Хабриевой, отмечающей, что право «становится не только средством, инструментом, обеспечивающим внедрение цифровых технологий и их использование в различных сферах общественной жизни - экономике, управлении и других сег-
3 Цифровое государственное управление. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/882/ (дата обращения: 12.02.2021).
ментах социального бытия, но и объектом воздействия цифровизации» [3, с. 6]. Интересной представляется также позиция A.A. Ефремова, который указывает на необходимость совершенствования правового регулирования в условиях цифровизации государственного управления посредством комплексного выявления и устранения правовых ограничений системного характера [4, с. 62].
Сфера социального обеспечения в условиях цифровизации государственного управления должна быть сопряжена с закреплением цифровых подходов в соответствующем законодательстве, которое, в свою очередь, должно обновляться. Сегодняшние реалии таковы, что в условиях цифровизации приоритетное место среди правовых основ занимают акты стратегического характера - «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой развитие социальной сферы является важнейшим наряду с экономической. На наш взгляд, это может быть обусловлено нацеленностью таких актов на решение задач социально-экономического развития, временной определенностью, комплексностью их объекта регулирования, а также гибкостью. Последний признак особенно важен, поскольку цифровые вызовы в тех или иных сферах жизни общества должны сопровождаться оперативным правовым регулированием, его соответствием новым притязаниям.
Национальная программа «Цифровая экономика» и разработанные в соответствии с ней проекты предопределяют действенность законодательных актов в различных отраслях права. Акцентируя внимание на социальном обеспечении, отметим, что в Законе об основах социального обслуживания граждан в РФ не содержится конкретных положений, предусматривающих цифровой переход в процессе оказания социальных услуг. На наш взгляд, целесообразным было бы включение в данный закон положений, предусматривающих право граждан выбирать и получать соответствующие социальные услуги посредством использования цифровых сервисов, а также возможность получения соответствующих услуг в цифровой форме в качестве принципа социального обслуживания.
Следующим правовым аспектом, представляющим важность для содержания и результативности внедрения цифровых платформ в деятельность по оказанию государственных услуг как в социальной сфере, так и в иных отраслях жизнедеятельности, является контроль за деятельностью управленческих субъектов, получателей услуг, а также иных лиц, которые задействованы в формировании и обработке ин-
формации, находящейся в специальных государственных автоматизированных информационных системах (далее - ГИС).
На пути цифровизации государственного управления ГИС открывают большие возможности. Так, согласно данным Счетной палаты РФ4, на современном этапе функционируют 876 федеральных государственных информационных систем - ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и др. Сущность их действия сопряжена с системой межведомственного взаимодействия, которое в условиях цифровизации представляет собой неотъемлемую часть деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, многофункциональных центров и др. Система межведомственного взаимодействия обеспечивает формирование, получение, обработку данных в различных информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих предоставление государственных и муниципальных услуг удаленным способом.
В настоящее время Правительством РФ проводится значительная работа по расширению функционала государственных информационных систем. Так, Министерством труда и социальной защиты РФ с 2019 г. реализуются мероприятия, направленные на унификацию для всех субъектов Российской Федерации процесса и порядка назначения мер социальной поддержки посредством использования Единой государственной информационной системы (далее - ЕГИССО). Ее понятие, а также особенности содержания раскрываются в отдельной главе 2.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственной социальной помощи»5. Так, статья 6.9 закрепляет, что в данной информационной системе может происходить обработка сведений, которые содержатся в «федеральных, региональных, муниципальных регистрах, иных государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты».
4 Счетная палата сосчитала и оценила федеральные ГИС. URL: https://www. ban-ki.ru/news/lenta/?id= 10897621 (дата обращения: 12.02.2021).
5 О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
Стоит отметить, что на данный момент ЕГИССО является государственной информационной системой, которая нацелена на объединение информации о мерах социальной поддержки, предоставляемых бюджетами всех уровней, на предоставление сведений о тех мерах социальной помощи, которые были оказаны в отношении конкретного человека, а также информации, которая требуется для оказания мер социальной поддержки. Главное назначение данной платформы состоит в том, чтобы увеличивать степень осведомленности граждан о правах на социальное обеспечение, снижение физических и временных затрат при получении социальной поддержки, анализировать показатели по оказываемым мерам социальной поддержки, выполнять прогнозирование возможных расходов, а также осуществлять информационное взаимодействие по принципу «одного окна».
Пока что не представляется возможным говорить о совокупном выполнении всех задач, заложенных в ЕГИССО. В частности, основной задачей, которую Минтруд РФ реализовывало в 2020 г., а также продолжает меры по ее реализации в текущем году, является обеспечение единого информационного пространства для межведомственного взаимодействия между соответствующими системами Министерства труда и социальной защиты РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ. На сегодняшний момент времени вопрос о формировании процесса единого взаимодействия этих государственных структур остается открытым, поскольку осуществление функций по оказанию социальной поддержки гражданам реализуется в различных информационных системах, при этом не во всех субъектах и муниципалитетах. По словам замминистра Минтруда А.И. Скляра, в текущем году использование ЕГИССО приобретет обязательный характер для всех регионов «уже при назначении регионами мер социальной поддержки в рамках переданных с федерального уровня полномочий»6.
Расширение функциональной основы ЕГИССО, как и других государственных информационных систем, сопряжено с необходимостью решения иных задач финансового, правового и организационного характера. В частности, это повышение надежности цифровых платформ, обеспечение четкого и прозрачного мониторинга за объемом выделяемых средств и расходами на разработку и эксплуатацию ГИС, обеспе-
6 В Минтруде рассказали о планах по цифровизации социальных услуг. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10897621 (дата обращения: 12.02.2021).
чение информационной безопасности и контрольной деятельности в рамках соответствующего правового регулирования.
Думается, что сама идея унификации данных, связанных с оказанием мер социальной поддержки, приведения к единому стандарту учета получателей социальной помощи на территории всего государства, включая субъекты и муниципалитеты, позволит снизить существующие административные издержки, преодолеть разрозненность в сборе и передаче информации, а также сделать более оптимизированным процесс предоставления мер социальной поддержки в соответствии с критериями адресности и нуждаемости, а также принципом социальной справедливости.
Опыт зарубежных стран также показывает актуальность направления интеграции данных в единой информационной системе для социального обеспечения населения. Так, интегрированные информационные системы существуют в Великобритании, Сингапуре, Австралии, Бельгии, Индонезии, Беларуси, Грузии и некоторых других странах. К примеру, в Беларуси предусмотрена Единая государственная информационная система социальной защиты (ГИССЗ), в Грузии - Система управления социальной информацией (SIMS).
В качестве наглядного примера стоит отметить Великобританию, которая уже с 2016 г. выступает лидером по осуществлению процесса цифровизации и активно продолжает реализовывать государственную политику в области развития единой государственной информационной платформы, содержащей объединенную и структурированную информацию, необходимую для получения государственных услуг в сфере социального обеспечения и иных сферах. Так, в Великобритании действует единая информационная государственная платформа GOV.UK, которая обеспечивает единую точку доступа к услугам, предоставляемым государством, содержит объединенную информацию всех правительственных ведомств, учреждений, государственных органов. Интересным и достаточно обширным является перечень социальных услуг, представленных в рамках данной платформы: уход за детьми и воспитание (материальная поддержка в случае рождения ребенка или усыновления, помощь в уходе за детьми школьного возраста, налоговые льготы и т. д.), трудоустройство (оформление расходов и льгот работодателя, получение пособия по безработице, вычеты на содержание ребенка из зарплаты работника, создание и управление пенсионной схемой на рабочем месте и пр.), помощь для инвалидов (получение доступа к работе, специальное оборудование и вспомогательные
услуги для инвалидов, поддержка при собеседовании на приеме на ра-
у
боту и др.) .
Положительными моментами в функционировании указанной интегрированной информационной системы в Великобритании можно назвать децентрализованный характер управления, наличие критерия нуждаемости, разветвленный перечень мер социальной поддержки, а также весьма широкий круг субъектов, которые могут претендовать на получение социальной помощи.
Применительно к ЕГИССО, развиваемой в нашей стране, в литературе прослеживается позиция о недостаточно широкой сфере охвата категорий социально нуждающихся граждан. В частности, Э.М. Филиппова указывает на неполный охват данной информационной системой тех категорий граждан, которые задействованы в системе социального обеспечения [5, с. 139]. Ученый акцентирует внимание на отсутствии в качестве субъекта ЕГИССО ФФОМС учреждений здравоохранении, центров занятости населения, страховых медицинских организаций. Действительно, если задуматься, это может оказаться причиной противоречий и неудобств для граждан, претендующих на социальную помощь. В частности, возникает дополнительная необходимость обращаться в эти структуры с целью уточнения информации о себе.
Э.М. Филиппова также подчеркивает, что в целях совершенствования правового регулирования цифровизации сферы социального обеспечения необходимо разработать новый закон, регулирующий эту область отношений, обозначить в нем не выработанное на данный момент законодателем понятие социального обеспечения, получателей услуг по социальному обеспечению, поставщиков этих услуг, изменить формулировку понятия ЕГИССО, расширив в нем количество субъектов, получающих государственные услуги по социальному обеспечению, а также тех субъектов, посредством которых эти услуги предоставляются [5, с. 140].
Важным в правовом регулировании вышеупомянутых процессов является обеспечение надежной защиты информации и персональных данных, что является особенно актуальным в условиях внедрения цифровых подходов в те или иные сферы государственного управления. С.М. Зубарев, A.B. Травин, А.И. Фролов, изучая деликтную ответственность за причиненный вред управленческим решениям, полученных посредством ГИС, также ссылаются на то, что принятие управлен-
7 GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/ (accessed: 12.02.2021).
ческого решения с передачей соответствующей информации посредством ГИС создает угрозу несанкционированного доступа к информации, утечки информации, раскрытия персональных данных, чем могут быть нарушены охраняемые интересы граждан и организаций [6, с. 122].
Полагаем, что необходимо постоянно осуществлять мониторинг по определению достоверности, актуальности, конфиденциальности содержащихся в информационной системе сведений как в сфере социального обеспечения, так и иных сферах, принимать меры по совершенствованию правовой защиты гарантируемых гражданам законодательством прав и свобод, обеспечению необходимого уровня конфиденциальности .
Зарубежными экспертами, которые анализировали особенности цифрового предоставления государственных услуг в сфере социального обеспечения, выделялись наиболее проблемные точки, которые здесь существуют8. В большей степени они связаны с некорректными управленческими решениями, которые становятся препятствием для получения социальной помощи гражданами, угрозой неправильной обработки персональных данных, вследствие этого их недостоверности, трудностями со способами оспаривания решения о социальных пособиях и выплатах. К примеру, в Испании в 2018 г. 500 тысяч граждан не смогли получить социальные выплаты по причине неправильной обработки заявлений в информационной системе BOSCO, находящейся в ведении испанского Правительства. Известно, что предпринимались попытки запросить у Правительства исходный код программного обеспечения, чтобы проверить неисправности и подтвердить собранные показания, однако в силу отсутствия четкого урегулирования данного вопроса, правил, регламентирующих возможность передачи исходного кода, Правительством было отказано. И это привело к судебным разбирательствам9.
Проблема обратной связи с органами социального обеспечения посредством использования цифровых платформ, понимание механизма того, как можно защитить свои права, которым был причинен вред тем или иным органом в результате некорректности работы автоматизированных систем, каким образом можно оспорить принятое решение,
8 Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. Аналитический доклад. URL: https://etliics.cdto.ranepa.ru/ (дата обращения: 12.02.2021).
9 Kavser-Bril N. Spain: Legal fight over an algorithm's code // Algorithm Watch. URL: https://algoritlimwatch.org/en/story/spain-legal-fight-over-an-algoritlims-code/ (accessed: 12.02.2021).
действительно нуждается в дальнейшем урегулировании, что характерно для зарубежных стран и нашего государства. Так, в докладе эксперта ООН, где были проанализированы вопросы недостаточной эффективности социальной защиты населения в Великобритании, было также обращено внимание и на проблему цифровизации системы социальной защиты. В частности, Ф. Алстон, адвокат по правам человека, отметил, что важным является повышение уровня общественных знаний о разработке и эксплуатации автоматизированных систем. По его словам, отсутствие прозрачности в процессе существования и функционирования автоматизированных систем придает иллюзорный характер правам на оспаривание неблагоприятного решения, поиску значимого средства правовой защиты10.
Относительно анализа проблемы правовой защиты нарушенных прав, причиненных ошибками в работе автоматизированных систем, российские ученые, руководствуясь примерами уже сложившейся судебной практики, поднимали вопрос об ответственности государства за принятие «вредоносного управленческого решения» [6, с. 125]. При этом было отмечено, что это является значимым правовым риском, обусловленным принятием и реализацией государственного управленческого решения в условиях цифровизации.
Таким образом, проанализировав российскую и зарубежную практику в области цифровизации сферы социального обеспечения, можно отметить, что основным направлением здесь является объединение внедряемых цифровых платформ в единую систему с целью интеграции данных о субъектах системы социального обеспечения в лице органов управления, организаций и получателей социальной поддержки, о формах и способах получения социальной помощи.
С учетом зарубежного опыта и сложившихся подходов среди ученых и экспертов считаем, что в условиях уже начавшейся цифровизации системы социального обеспечения в России необходима ее дальнейшая модернизации в части решения обозначенных в исследовании проблем правового регулирования - обновления законодательной базы с закреплением цифровых подходов в сфере социального обеспечения, совершенствования вопросов защиты информации в ЕГИССО, урегулирования механизма защиты нарушенных прав управленческими решениями в результате неправильной работы автоматизированной сис-
111 Report of the Special Rapporteur on extreme poverty and human rights on Iiis visit to the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. URL: https://undocs.org/ ru/A/HRC/41/3 9/Add. 1 (accessed: 12.02.2021).
темы, совершенствования контрольной деятельности за действиями уполномоченных субъектов.
Список литературы
1. Романова Н.В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2020. № 1 (31). С. 58-65.
2. Гасумоеа С.Е. Понятие цифровизации социального обслуживания и социальных услуг // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы 8 Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Восточно-Сиб. гос. ун-т технологий и управления, 2019. С. 59-61.
3. Хабриееа Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 5-16.
4. Ефремов A.A. К формированию механизма выявления и устранения системных правовых ограничений цифровизации государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. С. 59-83.
5. Филиппова Э.М. Единая государственная информационная система социального обеспечения: проблемы правового регулирования // Вестник Университета имени O.E. Кутафина. 2019. № 12 (64). С. 137-142.
6. Зубарев С.М., Травин A.B., Фролов А.II. Деликтная ответственность при принятии и реализации государственных управленческих решений с использованием цифровых информационных систем // Вестник Томского государственного университета. Право. 2020. № 38. С. 121-135.
Статья поступила в редакцию 05.03.2021 Одобрена после рецензирования 14.05.2021 Принята к публикации 22.06.2021
Информация об авторах
Булгаков Владимир Викторович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5223-1527
Бросалина Александра Александровна, член правления. Тамбовская региональная общественная организация «Содружество молодых юристов», г. Тамбов, Российская Федерация, brosalina2001 [email protected], https ://orcid.org/0000-0001 -5444-1555
Для цитирования
Булгаков В.В., Бросалина A.A. Правовые особенности оказания мер социальной поддержки в условиях внедрения цифровых платформ в государственное управление: российский и зарубежный опыт // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 199-213. https://doi.org/10l20310/2587-9340-2021-5-18-199-213
ORIGINAL ARTICLE
DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-18-199-213
LEGAL FEATURES OF THE PROVISION OF SOCIAL SUPPORT MEASURES IN THE CONTEXT OF DIGITAL PLATFORMS INTRODUCTION INTO PUBLIC ADMINISTRATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
V.V. Bulgakov1, A.A. Brosalina2
'Dcr/havin Tambov State University
33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation bw30081960i%andex.ru
2Tambov Regional Public Organization "Commonwealth of Young Lawyers" 181b Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation brosalina2001 Vvmail. ru
Abstract. The relevance of the work theme is due to the high importance of public relations in the field of state social policy. The ongoing digitalization of public administration as a global trend also affects the sphere of social support, which causes the transformation of social services provided by the state, the modernization of the process of interaction between power structures and the population through the use of digital platforms. The purpose of the research is to consider certain legal and organizational features of this process realization in Russia and foreign countries. The methodological basis of the research includes dialectical method, which allowed us to examine digitalization and the social sphere of public administration as influencing each other and dynamically developing phenomena; analysis and synthesis, through which the main features of the digital transformation of public services are characterized; the comparative legal method, through which the approaches to the organization and regulation of the process of introducing digital platforms in the process of providing of social support measures are considered. In the course of studying this topic, we pay special attention to the formal legal method in order to describe and explain the legal regulation of the social security sphere, as well as the digitalization of public administration. Based on the conducted research and taking into account foreign experience, we conclude that the need for further modernization of the social s system in Russia in the conditions of digitalization in part of solving the identified organizational and legal issues.
Keywords: social support, digitalization public administration, state information system, social services, digital platform citizens
References
1. Romanova N.V. Tsifrovizatsiya uslug v sotsial'noy sfere: problemy i perspektivy [Digitalization of services in the social sphere: problems and prospects]. Vestnik UGNTU.
Nauka, obrazovaniye, ekonomika. Seriva ekonomika - Bulletin USPTU. Science, Education, Economy. Series Economy, 2020, no. 1 (31), pp. 58-65. (InRussain).
2. Gasumova S.E. Ponyatiye tsifrovizatsii sotsial'nogo obsluzhivaniya i sotsial'nykh us-lug [The concept of digitalization of social services and social services]. Materialv 8 Mezhdunarodnov nauchno-prakticheskov konferentsii «Formv i metody sotsial 'nov ra-botv v razlichnvkh sferakh zhiznedevatel 'nosti» [Proceedings of the 8th International Research and Practice Conference "Forms and Methods of Social Work in Different Spheres of Life"]. Ulan-Ude, East Siberia State University of Technology and Management Publ., 2019, pp. 59-61. (InRussain).
3. Khabriyeva T.Y. Pravo pered vyzovami tsifrovoy real'nosti [Law facing the challenges of digital reality]. Zhurnal rossivskogo prava - Journal of Russian Law, 2018, no. 9, pp. 5-16. (InRussain).
4. Efremov A. A. K formirovaniyu mekhanizma vyyavleniya i ustraneniya sistemnykh pravovykh ogranicheniy tsifrovizatsii gosudarstvennogo upravleniya [In reference to creating a mechanism for detecting systemic legal limitations of public administration digitalization], Voprosv gosudarst\>ennogo i munitsipal'nogo upravleniya - Public Administration Issues, 2020, no. 4, pp. 59-83. (InRussain).
5. Filippova E.M. Edinaya gosudarstvennaya informatsionnaya sistema sotsial'nogo ob-especheniya: problemy pravovogo regulirovaniya [Unified state information system of social security: problems of legal regulation], Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutajina -Courier of the Kutafin Moscow State Law University, 2019, no. 12 (64), pp. 137-142. (In Russain).
6. Zubarev S.M., Travin A.V., Frolov A.I. Deliktnaya otvetstvennost' pri prinyatii i reali-zatsii gosudarstvennykh upravlencheskikh resheniy s isporzovaniyem tsifrovykh in-fonnatsionnykh sistem [Tort liability in making and implementing public management decisions using digital information systems]. Vestnik Tomskogo gosudarsh'ennogo universiteta. Prm'o - Tomsk State University Journal of Law, 2020, no. 38, pp. 121-135. (In Russain).
The article was submitted 05.03.2021 Approved after reviewing 14.05.2021 Accepted for publication 22.06.2021
Information about the authors
Vladimir V. Bulgakov, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5223-1527
Aleksandra A. Brosalina, Board Member, Tambov Regional Public Organization "Commonwealth of Young Lawyers", Tambov, Russian Federation [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5444-1555
For citation
Bulgakov V.V., Brosalina A.A. Pravovyye osobennosti okazaniya mer sotsial'noy pod-derzliki v usloviyakh vnedreniya tsifrovykh platform v gosudarstvennoye upravleniye: ros-siyskiy i zarubezlinyy opyt [Legal features of the provision of social support measures in the context of digital platforms introduction into public administration: Russian and foreign experience]. Aktual'nye problemv gosudarst\>a i prava - Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 18, pp.' 199-213. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-199-213 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Работа доступна по лицензии
Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0
Всемирная