Научная статья на тему 'Единая государственная информационная система социального обеспечения: проблемы правового регулирования'

Единая государственная информационная система социального обеспечения: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1420
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНО НУЖДАЮЩИЙСЯ / ПОЛУЧАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ / ПОСТАВЩИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ / UNIFIED STATE SYSTEM OF SOCIAL SECURITY / THE WELFARE STATE / STATE SOCIAL SERVICES / SOCIAL AND NEEDY / THE RECIPIENT OF STATE SOCIAL WELFARE SERVICES / A PROVIDER OF PUBLIC WELFARE SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Эльвирамаисовна

В статье анализируется внедрение информационных систем в систему социального обеспечения Российской Федерации. Одной из новых информационных систем является система ЕГИССО Единая государственная система социального обеспечения. Автор уделяет внимание проблемам законодательства, регулирующего отношения ЕГИССО, показывает проблему сферы охвата категорий социально нуждающихся граждан, данная информационная система не отражает все категории граждан, являющихся субъектами отношений по социальному обеспечению. Предлагается принять федеральный закон «О системе социального обеспечения Российской Федерации», где законодательно закрепить понятийный аппарат: социальное обеспечение, социально нуждающийся, получатель государственной услуги по социальному обеспечению, поставщик государственной услуги по социальному обеспечению; закрепить в отдельной главе закона механизм, цель, функции и задачи ЕГИССО, внести изменения в формулировку понятия ЕГИССО, где отразить не только узкий круг субъектов, но отразить всех участников отношений в качестве получателей государственной услуги на социальное обеспечение и поставщика государственной услуги на социальное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED STATE INFORMATION SYSTEM OF SOCIAL SECURITY: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

The article analyzes the implementation of information systems in the social security system of the Russian Federation. One of their new information systems is the EGISSO system, a unified state social security system. The author pays attention to the problems of legislation governing relations of a unified state information system for social security, shows the problem of the scope of categories of socially needy citizens, this information system does not reflect all categories of citizens who are subjects of social security relations. He proposes the creation of the Federal Law “On the Social Security System of the Russian Federation", where the conceptual apparatus is legislatively fixed: social security, socially needy, recipient of state social security service, provider of state social security service. To fix the mechanism, purpose, functions and tasks in a separate chapter of the Law. “EGISSO", to amend the wording of the concept of EGISSO, where it reflects not only a narrow circle of subjects, but reflects all participants in the relationship as recipients of public services for social security and a provider of public services for social security.

Текст научной работы на тему «Единая государственная информационная система социального обеспечения: проблемы правового регулирования»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется внедрение информационных систем в систему социального обеспечения Российской Федерации. Одной из новых информационных систем является система ЕГИССО — Единая государственная система социального обеспечения. Автор уделяет внимание проблемам законодательства, регулирующего отношения ЕГИССО, показывает проблему сферы охвата категорий социально нуждающихся граждан, данная информационная система не отражает все категории граждан, являющихся субъектами отношений по социальному обеспечению. Предлагается принять федеральный закон «О системе социального обеспечения Российской Федерации», где законодательно закрепить понятийный аппарат: социальное обеспечение, социально нуждающийся, получатель государственной услуги по социальному обеспечению, поставщик государственной услуги по социальному обеспечению; закрепить в отдельной главе закона механизм, цель, функции и задачи ЕГИССО, внести изменения в формулировку понятия ЕГИССО, где отразить не только узкий круг субъектов, но отразить всех участников отношений в качестве получателей государственной услуги на социальное обеспечение и поставщика государственной услуги на социальное обеспечение. Ключевые слова: единая государственная система социального обеспечения, государственная социальная помощь, государственные социальные услуги, социально нуждающийся, получатель государственной услуги по социальному обеспечению, поставщик государственной услуги по социальному обеспечению.

ЭльвираМаисовна ФИЛИППОВА,

доцент кафедры

трудового, социального

права и правоведения

Южно-Уральского

государственного

университета

(Национального

исследовательского

университета)

[email protected]

454080, Россия,

г. Челябинск,

просп. Ленина, д. 76

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.137-142

E. M. FILIPPOVA,

Associate Professor of the Department of Labour and Social Law and Jurisprudence of South Ural state University (National research University)

[email protected] 454080, Russia, Chelyabinsk, рrоsр. Leninа, 76

UNIFIED STATE INFORMATION SYSTEM OF SOCIAL SECURITY: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Abstract. The article analyzes the implementation of information systems in the social security system of the Russian Federation. One of their new information systems is the EGISSO system, a unified state social security system.

© Э. М. Филиппова, 2019

The author pays attention to the problems of legislation governing relations of a unified state information system for social security, shows the problem of the scope of categories of socially needy citizens, this information system does not reflect all categories of citizens who are subjects of social security relations. He proposes the creation of the Federal Law "On the Social Security System of the Russian Federation", where the conceptual apparatus is legislatively fixed: social security, socially needy, recipient of state social security service, provider of state social security service. To fix the mechanism, purpose, functions and tasks in a separate chapter of the Law. "EGISSO", to amend the wording of the concept of EGISSO, where it reflects not only a narrow circle of subjects, but reflects all participants in the relationship as recipients of public services for social security and a provider of public services for social security. Keywords: unified state system of social security, the welfare state, state social services, social and needy, the recipient of state social welfare services, a provider of public welfare services.

Информационная безопасность граждан является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Согласно действующей Доктрине информационной безопасности1, под обеспечением информационной безопасности понимается «осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления».

Анализ понятия позволяет сделать вывод, что законодатель при разработке Доктрины не учел индивидуальные потребности личности (индивида) в информационной безопасности.

Мы солидарны с позицией А. В. Минбалеева, который утверждает, что «интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность»2.

Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее — ЕГИССО) является новым направлением в механизме предоставления государственных услуг в системе социального обеспечения, основной функцией которой является обеспечение информационной безопасности социально нуждающихся граждан.

На сегодняшний день правовое регулирование ЕГИССО осуществляется на базе нескольких нормативных правовых актов. Деятельность ЕГИССО регулирует Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной

1 Утверждена Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // СПС «КонсультантПлюс».

2 Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества. Челябинск : Цицеро, 2012. С. 161.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

'Ш©ТГ1л][М][Ж Филиппова Э. М.

УНИВЕРСИТЕТА Единая государственная информационная система

имени o.e. кугафина(мгюА) социального обеспечения: проблемы правового регулирования

помощи»3. В указанный акт Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-Ф34 была внесена глава 2.1 «Единая государственная система социального обеспечения», которой были введены понятие, функции, задачи, перечень сведений, относящихся к информации, вносимой в систему и охраняемой ЕГИССО.

Вторым актом стало постановление Правительства РФ от 14.02.2017 № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения»5, которым было введено Положение о ЕГИССО, состав и порядок внесения информации. На современном этапе этот акт является основным актом, регулирующим правоотношения, возникающие по поводу ЕГИССО.

В 2019 г было издано постановление правления ПФ РФ от 28.05.2019 № 299П «Об утверждении регламента информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации с Единой государственной информационной системой социального обеспечения»6.

Если в целом оценить сферу охвата ЕГИССО категорий социально нуждающихся граждан, то сразу следует отметить, что данная информационная система не отражает все категории граждан, являющихся субъектами отношений по социальному обеспечению.

Как было уже сказано, основным актом в данной сфере является Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который распространяется на очень узкий круг субъектов, а именно малообеспеченных, инвалидов (в том числе детей-инвалидов, инвалидов войны), участников и лиц, работавших в период Великой Отечественной войны и их членов семей, военнослужащих и ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Система социального обеспечения Российской Федерации включает в себя все отношения, субъектом которых является человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, которая признана государством как социально значимая и порождающая необходимость предоставления мер социальной поддержки. Такие отношения установлены ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, согласно которой «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»7.

СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа ^ адресности и применения критериев нуждаемости» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. I). Ст. 8.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (вместе с Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, Порядком предо- ^ ставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения) // СЗ РФ. 2017. № 8. Ст. 1249.

URL: http://www.pravo.gov.ru. 09.08.2019.

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российской газета. 25.12.1993.

>

5

При сравнении круга лиц, охватываемых системой социального обеспечения и мерами социальной поддержки в рамках государственной социальной помощи, становится очевидным, что круг субъектов, который должен быть охвачен информационной системой ЕГИССО, не отражает все категории социально нуждающихся граждан. Думается, что названием этой системы должно было бы быть Единая государственная информационная система оказания государственной социальной помощи.

Вместе с тем сама идея объединения в единой информационной системе информации по предоставлению социального обеспечения и социальной защиты очень актуальна. Уже можно оценить опыт зарубежных стран по внедрению подобных систем. Так, в Белоруссии такая система введена в качестве пилотного проекта в 2011 г Единая государственная информационная система социальной защиты (ГИССЗ) позволила «органам по труду, занятости и социальной защите получить в эксплуатацию единую автоматизированную информационную систему по автоматизации функций и задач в области назначения и расчета пенсий и пособий, а также учета различных видов социального обеспечения граждан. Это назначение, расчет, перерасчет трудовых (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, ежемесячное денежное содержание) и социальных пенсий, государственных пособий; проведение ежемесячных массовых расчетов пенсий и пособий и подготовка выплатных документов; назначение государственной адресной социальной помощи; учет социального обслуживания граждан; учет и распределение технических средств социальной реабилитации; учет и распределение мест в домах-интернатах; учет обеспечения детским питанием; учет предоставления льгот и гарантий»8.

Таким образом, подобная информационная система Белоруссии отображает практически все направления социальной защиты граждан этой страны. Подобный проект запущен в Грузии — «Система управления социальной информацией» (SIMS)9.

По словам А. Скляра, основная цель ЕГИССО — это «за счет цифровизации сделать социальные услуги более удобными для россиян»10. Идея, безусловно, благая, но, чтобы она была реализована, необходимо создать полноценное и эффективное правовое поле, адаптировать законодательство к современным реалиям.

Прежде всего необходимо определить все элементы системы социального обеспечения, закрепить субъектный состав, четко определить, кто может относиться к категории социально нуждающихся граждан. Так, в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» в ст. 6.2 указаны виды мер социальной поддержки, которые напрямую связаны с системой здравоохранения и оказания

8 Ввод в эксплуатацию единой государственной информационной системы соцзащиты завершается 1 июля // Издательский дом «Беларусь сегодня». URL: http://www.belta.by/ ru/all_news/society/Vvod-v-ekspluatatsiju-edinoj-gosudarstvennoj.

9 Система социального и пенсионного обеспечения Грузии: решения и перспективы / Агентство социального обслуживания Грузии (SSA) // URL: https://docplayer.ru/46205771-Sistema-socialnogo-i-pensionnogo-obespecheniya-gruzii-resheniya-i-perspektivy-agentstvo-socialnogo-obsluzhivaniya-gruzii-ssa.htm.

10 Мануйлова А. Плюс электрификация всех услуг: под Минтруд, ПФР и ФСС подводят единую цифровую платформу // Коммерсантъ. 03.06.2019. № 94. С. 3.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Единая государственная информационная система

L_имени o.e. кугафина(мгюА) социального обеспечения: проблемы правового регулирования

лекарственной помощи, а также санаторно-курортного лечения. Реализация данных мер напрямую связана с фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС) и социального страхования (ФСС).

В качестве субъекта ЕГИССО ФОМС вообще не фигурирует, также никак не задействованы в данной информационной системе учреждения здравоохранения, центры занятости населения, страховые медицинские организация, предоставляющие страхование в рамках ОМС. Отсутствие этих участников отношений в системе ЕГИССО порождает необходимость обращения граждан в эти организации для уточнения информации о себе. Так, например, при смене паспорта необходимо обращаться в страховую медицинскую организацию для уточнения персональных данных клиента. И если это не происходит, то страховая медицинская организация может отказать в оплате оказания медицинской помощи, что, безусловно, нарушает право гражданина на охрану здоровья. Такого можно было бы избежать, если бы система передачи данных была автоматизирована и Управление федеральной миграционной службы имело бы право вносить такую информацию в ЕГИССО.

Также актуален вопрос о подтверждении своих данных в лечебном учреждении для оказания медицинской помощи. Такой акт «доброй воли» необходимо сделать раз в год, но клиент не всегда помнит о дате «Х». В итоге в случае необходимости, гражданин не может воспользоваться онлайн-заказом талона к врачу или вызовом врача на дом. Конечно, медицинская помощь будет оказана, но такие «неприятности» затягивают оказание помощи и в целом влияют на ее качество.

Представляется возможным принять федеральный закон «О системе социального обеспечения Российской Федерации», где законодательно закрепить понятийный аппарат: социальное обеспечение, социально нуждающийся, получатель государственной услуги по социальному обеспечению, поставщик государственной услуги по социальному обеспечению. Закрепить в отдельной главе закона механизм цель, функции и задачи ЕГИССО, внести изменения в формулировку понятия ЕГИССО, где отразить не только узкий круг субъектов, но и всех участников отношений в качестве получателей государственной услуги на социальное обеспечение и поставщика государственной услуги на социальное обеспечение.

Так, под Единой государственной информационной системой социального обеспечения понимается федеральная государственная информационная система, обеспечивающая путем использования инфраструктуры, информационно-технологического взаимодействия информационных систем, предоставления получателям государственной и муниципальной социальной услуги в системе социального обеспечения в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.

Цель ЕГИССО — обеспечение прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляю- ^ щих государственные социальные услуги населению в системе социального обеспечения в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов. ^

Задачи ЕГИССО:

«1) формирование и ведение классификатора мер социальной поддержки и перечня категорий получателей мер социальной поддержки в системе социального обеспечения;

>

2) предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной поддержки в системе социального обеспечения, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также сведений об организациях, предоставляющих меры социальной поддержки в системе социального обеспечения;

3) контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной поддержки в системе социального обеспечения»11.

Отдельный вопрос, который следует отразить в законе, это вопрос защиты информации и персональных данных (ПД). В современных реалиях внедрения цифровой экономики во все процессы формирования государства и общества проблема защиты ПД приобретает колоссальное значение. Учитывая последствия утечки информации, следует тщательно разрабатывать правовую базу о защите ПД. На сегодняшний день механизм защиты ПД регулируется большим количеством нормативных правовых актов, предусмотрены серьезные меры юридической ответственности за разглашение этих данных. Среди таких актов следует назвать Федеральный закон от 27.07.206 № 152 «О персональных данных»12, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»13 и ряд иных актов.

Так как необходимо вносить сведения в ЕГИССО и о предоставленных услугах по оказанию медицинской помощи, то не включать данные о произведенном лечении и назначениях просто не представляется возможным. Но пункт 7 ст. 6.9 Федерального закона «О государственной социальной помощи» напрямую запрещает вносить данные в информационную систему в части сведений, составляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая тайну усыновления и врачебную тайну. Считаемым необходимым дополнить перечень сведений п. 4 ст. 6.2 данного Закона информацией, связанной с состоянием здоровья, лекарственным обеспечением, составом семьи и степенью родства членов семьи.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Мануйлова А. Плюс электрификация всех услуг: под Минтруд, ПФР и ФСС подводят единую цифровую платформу // Коммерсантъ. — 2019. — № 94.

2. Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества. — Челябинск, 2012. — 374 с.

11 Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

12 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3451.

13 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.