ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ / INFORMATION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT
Навстречу 105-летию Финансового университета
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-3-47-58 УДК 336(045) JEL H4, H5, О3
Совершенствование механизма G2C платежей в рамках развития проекта социального казначейства с использованием национальной платежной системы России
С. А. Томилина, М. Л. дорофеев
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Целью исследования является рассмотрение возможности совершенствования механизма G2C платежей в контексте цифровой трансформации социальной сферы, а также разработка методологической концепции модели реализации централизованного платежного сервиса в социальной сфере. Авторами проведен обзор предложений российских и зарубежных исследователей по стандартизации форм взаимодействия граждан и государства. Изучены подходы к пониманию эффективности модели социального обеспечения; проанализированы возможности совершенствования государственных программ развития социального казначейства и национальной платежной системы; предложены рекомендации на основании лучших платежных решений в сфере социального обеспечения. По результатам исследования авторами разработана модель централизованного платежного сервиса «СБП ЗХ», интегрирующая СБП в состав единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), что упрощает «клиентский путь» за счет простой и удобной идентификации бенефициаров социальной помощи по номеру телефона. Результатами внедрения модели станут рост количества получателей социальной помощи среди жителей населенных пунктов страны, не имеющих доступа к интернету, и населения новых субъектов РФ (в условиях недостатка платежной инфраструктуры), а также увеличение доли безналичного денежного оборота на 5-6%. Предложенная мера по реализации механизма G2C платежей работает в рамках таких направлений, как проект «Социальное казначейство» и Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы. Ключевые слова: цифровизация; социальное обеспечение; социальное казначейство; НПС; поддержка; государство; платформа; СБП
Для цитирования: Томилина С. А., Дорофеев М.Л. Совершенствование механизма G2C платежей в рамках развития проекта социального казначейства с использованием национальной платежной системы России. Управленческие науки = Management sciences. 2023;13(3):47-58. DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-3-47-58
ORIGINAL PAPER
improving of the G2C Payment Mechanism as the Part of the Development of the Social Treasury Project Using the Russian National Payment System
S.A. Tomilina, M. L. Dorofeev
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The purpose of the study is to consider the possibility of improving the G2C payment mechanism in the context of the digital transformation of the social sphere, as well as to develop a methodological concept for a model for implementing a centralized payment service in the social sphere. The authors reviewed the proposals of Russian and foreign researchers to standardize forms of interaction between citizens and the state. Approaches to understanding the effectiveness of the social security model have been studied; the possibilities for improving state programs for the development of the social treasury and the national payment system have been analyzed; recommendations have been proposed based on the best payment solutions in the field of social security. Based on the results of the study, the authors developed a model of the centralized payment service "SBP ZH", integrating SBP into the unified state information system for social security (USISSS), which simplifies the "client path" due to
© Томилина С.А., Дорофеев M. Л., 2023
(CC) ]
BY 4.0
simple and convenient identification of beneficiaries of social assistance by phone number. The results of the implementation of the model will be: an increase in the number of recipients of social assistance among residents of populated areas of the country who do not have access to the Internet, and the population of new constituent entities of the Russian Federation (in the context of a lack of payment infrastructure), as well as an increase in the share of non-cash money turnover by 5-6%. The proposed measure for the implementation of the G2C payment mechanism works within the framework of such areas as the Social Treasury project and the Development Strategy of the National Payment System for 2021-2023. Keywords: digitalization; social security; social treasury; NPS; support; state; platform; FPS
For citation: Tomilina s.a., Dorofeev M. L. improving of the G20 payment mechanism as the part of the development of the social treasury project using the Russian national payment system. Upravlencheskie nauki = Management sciences. 2023;13(3):47-58. DOi: 10.26794/2304-022X-2023-13-3-47-58
введение
Высокая степень неопределенности, сложная геополитическая обстановка, беспрецедентные международные санкции, а также откровенно враждебные действия западных стран стали причинами повышенного внимания политиков, социологов и экономистов к проблеме обеспечения социальной стабильности в России. Особенно актуальной в современных условиях являются гибкая и эффективно работающая система социальной поддержки населения, а также расширение количества охваченных ею граждан и повышение доли инструментов ее адресного воздействия.
Каждый третий россиянин регулярно получает выплаты, услуги или консультации в организациях социальной сферы — объем денежных средств, выделенных на эти цели, в период 2017-2022 гг. возрос по ряду объективных причин, среди которых череда кризисов (в том числе пандемия коронавируса), а также плановые мероприятия по реализации конституционных гарантий граждан России1 (рис. 1).
С возрастающим объемом социальных обязательств государства позволяют справиться оптимизация расходов (например, постепенное сокращение доли льготников в соответствии со стратегией развития пенсионной системы России), а также внедрение инновационных технологий, использование механизмов нового государственного управления и развитие бюджетирования, ориентированного на результат. Инновационные решения на стыке различных цифровых государственных платформ способствуют повышению прозрачности бюджетной системы и росту удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных органов управления финансами [1]. Цифровая тран-
1 Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя. ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/33993
сформация социальной сферы является одним из важнейших направлений развития модели социального обеспечения и повышения доступности государственных социальных услуг [2].
События этого года показали прочность созданной национальной платежной системы, поэтому ее интеграция в процесс финансирования социального обеспечения является обоснованной и имеет ряд преимуществ для решения проблем в данной области. В настоящей статье сформулирована авторская концепция реализации механизма G2C (от англ. Government-to-Citizens — «Правительство для граждан») платежей в рамках развития проектов цифровой трансформации социального казначейства и национальной платежной системы (НПС) России [3].
обзор литературы
Масштабная цифровая трансформация необходима для повышения эффективности механизма социального обеспечения. Ю. В. Тимофеев и К. А. Туманянц, проведя в своей работе [4] сравнительный анализ значений модифицированной эластичности по методу «издержки-эффектив-ность» (СЕА), учитывающему рост прожиточного минимума, выявили, что категориальный характер выплат идет в ущерб адресности и негативно влияет на темпы сокращения бедности в регионах.
Л. А. Гладкова и А. А. Четверкина в ходе анализа социальной поддержки, социального страхования и социального обеспечения населения Московской области выявили, что не все ресурсы бюджетной системы направляются адресно и представляют собой широкий спектр мер социальной поддержки [5]. Направлением повышения эффективности системы социальной защиты населения, по их мнению, является доведение средних выплат социально уязвимым слоям населения до уровня средней заработной платы в области.
Рис. 1 /Fig. 1. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного гражданина России, 2017-2022 гг., руб. / Average monthly social security per Russian citizen, 2017-2022, rubles
Источник/Source: составлено авторами на основе данных ЕМИАСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/33993 / compiled by the authors based on Unified interdepartmental information and statistical system data. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/33993/
В. Е. Макаров видит проблему неэффективности системы социального обеспечения в недостаточности и несвоевременности информационного обеспечения, рекомендует налаживать доступ социальных работников к «банкам социальных технологий», а также наполнять справочно-правовые информационные системы [6].
И. Лебедева и С. Губарев отмечают, что для максимизации эффективности проведения социальной политики и наиболее полного предоставления социальных услуг необходимо согласованное функционирование соответствующих государственных механизмов [7]. Тенденция на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере на сегодняшний день является одной из национальных целей развития [7].
Обозначенные выше темы также обсуждаются зарубежными исследователями и международными организациями. В сводном отчете МАСО за 20202022 гг., посвященном возможностям цифровой трансформации по созданию более совершенных и устойчивых систем социальной защиты, отмечается, что основная масса учреждений социального обеспечения за период пандемии коронавируса прошла путь цифровизации, что послужило основой для формирования принципиально новой рабочей среды2. Глобальное изменение социальной сферы
2 ICT response to COVID-19: Leveraging accelerated digital
вследствие ускоренного внедрения цифровых технологий и тренд на ее полную цифровизацию изменили модель взаимодействия государства и граждан.
Под эффективностью социальной политики мы понимаем ее экономность и результативность. Первое преимущественно связано с финансированием системы социального обеспечения из средств бюджетной системы, оптимизация которого возможна путем повышения прозрачности и адресности оказания социальной помощи, в том числе за счет совершенствования механизма G2C платежей, что подразумевает обеспечение доступа к государственной информации через онлайн-сервисы [8]. В таблице систематизированы основные результаты исследований российских авторов в данной области научных интересов.
результаты Лучшие мировые практики развития цифровизации в системе социального обеспечения
Одной из стран, преуспевающих в сфере цифровизации системы социального обеспечения, является Индия. В 2021 г. правительством страны было внедрена новая цифровая платежная кон-
transformation to build better and more resilient social protection systems (Summary report 2020-2022). ISSA. URL: https://ww1.issa.int/node/236179
Таблица / Table
Обзор предложений по совершенствованию социальной сферы в контексте развития системы социальных платежей / Review of proposals for improving the social sphere in the context of the development of the social payment system
№ Авторы / Authors Сфера исследования / scope of the research Решаемая проблема / Problem to be solved Предложения / suggestions
1 Ю.В. Куваeва, Е.А. Сeдунова [3] Совершенствование СБП как элемента создания новой технологической основы для качественного функционирования социальной сферы Выявление возможности совершения СБП платежей в пользу государственных органов Совершенствование межбанковских переводов путем запуска сервисов C 2G и G2C. Использование СБП в иных областях - например, внедрение сервиса выплаты заработной платы работающим не только в бюджетной, но и социальной сфере
2 К. К. Гавpилов, M.A. Бабeнко [9] Анализ инновационных платежных решений, сформированных на основе цифровых технологий Поиск перспектив развития платежных инструментов и платежной системы в условиях цифровизации в России Внедрение универсального стандарта OR-кодов; закрепление права обладателей цифрового рубля на его обмен на наличные или безналичные денежные средства,; подготовка правовой почвы для внедрения инструментов электронного платежного счета (e-invoice); развитие универсальной платформы с использованием Mir.Pay
3 Н.В. Mиpонeнко [10] Методические аспекты оценки процессов управления в электронных системах G2Bи G2C Отсутствие стандартизованных процедур и методов для эффективной и быстрой обработки услуг G2C сферы Формирование механизма «обратной связи» путем пользовательского голосования; разработка балло-рейтинговой методики мониторинга по результатам автоматизации деятельности органов власти
4 В.Б. Mоpозов [11] Сущностные черты и особенности социальных инноваций в государственной сфере Необходимость публичного и открытого доверительного диалога между государством и представителями бизнес-сообщества и гражданского общества Создание инновационных ячеек (блоков), где весь инновационный цикл объединен в одной административно- технологической системе
5 M. Алиeв, M. Mамeдов, В. Рзаeва, А. Сафаpли [12] Система быстрых платежей как инструмент оптимизации платежных процессов в финансовой системе России Необходимость внедрения новых типов платежей в пользу государства Распространение платежей от физических лиц государству (C 2G) для оплаты налоговых взносов, государственных пошлин через СБП
Источник/Source: составлено авторами на основе [3, 9-12] / comp
цепция — e-RUPI [13], в которой используется система, основанная на электронных ваучерах на предоставление социальных услуг, медицинских пособий и пр., доставляемых на мобильные телефоны получателей посредством OR-кода или
d by the authors based on [3, 9-12].
в форме SMS. Пользователи могут получить ваучер у поставщика услуг без карты, приложения или интернет-банкинга.
К основным направлениям использования e-RUPI можно отнести: 1) реализацию услуг в рам-
ках государственных схем, предназначенных для выдачи лекарств, поддержки питания и диагностики, искоренения туберкулеза, защиты матери и ребенка в рамках определенных медицинских и социальных программ, получения субсидии на удобрения; 2) выполнение программы социального обеспечения сотрудников и корпоративной социальной ответственности в частном секторе [14].
Технологическая сторона инновации подчеркивает надежность e-RUPI. Государственные учреждения и корпорации могут генерировать ваучеры через банки-партнеры [15]. Обращение к последним необходимо для передачи информации о конкретных лицах и целях платежей. Бенефициары идентифицируются по мобильному номеру, и ваучер, выданный банком поставщику услуг на имя конкретного лица, будет доставлен только ему и никому другому.
Основное преимущество в том, что e-RUPI связывает спонсоров услуг с их поставщиками и бенефициарами цифровым способом без физического интерфейса. Эта инновация привела к настоящей цифровой революции в сфере социального обеспечения Индии благодаря повсеместному применению в период пандемии (для обеспечения безналичной оплаты вакцинации от COVID-19) [16].
Система была разработана Национальной платежной корпорацией Индии (NPCI) на базе интерфейса UPI и получила широкое распространение среди населения за счет того, что SMS можно получить даже на кнопочный телефон [13]. Это делает систему максимально доступной для всех слоев населения, что особенно важно для стран и регионов со средним и низким уровнем дохода на душу населения.
Многие государства изучают область развития цифровых валют, эмитентом которых являются центральные банки. В настоящее время 135 стран уже занимаются исследованиями в данной области, разрабатывают концепцию и методологию, запустили пилот или, напротив, отменили проект цифровой валюты (рис. 2); однако о возможности использования последней для развития системы социального обеспечения задумываются лишь некоторые страны.
В России проект цифрового рубля находится на стадии разработки, поэтому есть возможность адаптировать его применение для социального финансирования по примеру Индии. Основной проблемой при этом является дороговизна внедре-
ния подобной технологии и нерациональность ее использования без возможности распространения в масштабах всей экономики.
Вот почему для решения проблем, влияющих на эффективность системы социального обеспечения, в частности для развития ее информационной прозрачности и адресности, гораздо менее ресур-созатратным является направление модернизации и совершенствования механизма G2C платежей. Новые решения в этой области предоставят дополнительные возможности для эффективного взаимодействия граждан с соответственными социальными учреждениями через набор цифровых и физических каналов.
Развитие системы социального обеспечения России на основе оригинальных цифровых решений: описание авторской модели работы централизованного платежного сервиса «СБП ЗХ» В «Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, до 2025 года» документально закреплено намерение создать единую цифровую платформу «Социальное казначейство», в рамках которой будут объединены 30 тыс. мер социальной поддержки3. В контексте развития системы социального обеспечения по цифровому направлению предлагаем упростить систему расчетов между государством и получателями услуг и бюджетных трансфертов (рис. 3).
Совершенствование платежной системы может стать ключевым элементом в создании новой технологической основы, способствующей повышению качества функционирования социальной сферы в России. По мнению авторов, следует задействовать механизм централизованных выплат с помощью включения в цепочку предоставления социальных мер поддержки Системы быстрых платежей (СПБ). Предлагаемая инновация требует интеграции в единую государственную информационную ЕГИССО (рис. 4).
СБП — сервис платежной системы Банка России, позволяющий осуществлять быстрые перево-
3 Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, до 2025 года. URL: http://static.govemment.ru/media/files/i2keGFnJGgf832z bAW9tQ7yDDLuEe3Ru.pdf
Исследование Концепция, методология Запуск пилота Проект отменен
Рис. 2/Fig. 2. Визуализация распространения цифровой валюты в центральных банках мира / Visualization of the spread of digital currency in the central banks of the world
Источник/Source: составлено авторами на основе данных CBDC. URL: https://cbdc.ru/cifrovaya-valyuta/strany-uchastniki/ / compiled by the authors based on the CBDC data. URL: https://cbdc.ru/cifrovaya-valyuta/strany-uchastniki/
ды и оплату по номеру телефона или с помощью OR-кода. Это основной драйвер развития НПС, реализующий в том числе и сценарии платежей физических лиц в бюджетную систему РФ (C 2G переводы). Интеграция СПБ в ЕГИССО позволит соответствующим ведомствам оперативно обмениваться данными о выплатах, пособиях и льготах, а также идентифицировать получателей социальной помощи по номеру телефона.
В качестве одного из способов реализации представленного механизма рассмотрим сценарный подход на примере выделения средств на покупку лекарств льготными категориями граждан [ст. 6.1. Федерального закона от 17.08.1999 № 78-ФЗ «О государственной социальной помощи», (далее — № 78-ФЗ)]4 и прочими группами населения, при амбулаторном лечении которых (в зависимости от категории заболевания) лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно5. На данный момент,
4 Федеральный закон от 17.08.1999 № 78-ФЗ. «О государственной социальной помощи». Ст. 6.1. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/
5 Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002). URL: https://base. garant.ru/101268/
чтобы получить препарат из списка льготного обеспечения, необходимо собрать в больнице все необходимые документы и с ними, а также с бумажным подтверждением назначения льготных медицинских препаратов прийти в аптеку, участвующую в программе государственной социальной помощи.
Для повышения эффективности процедуры получения данного вида льгот предлагаем новую форму финансирования (рис. 5) — сервис «СБП ЗХ», или «СБП ЗдравоХранение», способствующий принципиальному улучшению и ускорению процесса оплаты льготных лекарственных средств. Подтверждение права покупателя на приобретение препарата осуществляется по номеру телефона.
Это возможно при условии объединения в рамках одной системы платежей трех баз данных: льготных медицинских препаратов из списка № 178-ФЗ, государственных медицинских учреждений (Госуслуги, ЕМИАС) с данными о больных, номерами их телефонов и названиями назначенных им препаратов и базу данных СБП с информацией о платежных счетах аптек и номерах телефонов покупателей.
Модель централизованного сервиса для оплаты лекарственных средств будет работать следующим образом:
Рис. 3/Fig. 3. Ключевые направления по совершенствованию процессов предоставления мер социальной поддержки в рамках проекта «Социальное казначейство» / Key directions for improving the processes of providing social support measures within the framework of the Social Treasury project
Источник/Source: составлено авторами на основе распоряжения Правительства от 06.11.2021 № 3144-р. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202111090005 / compiled by the authors based on the Government Order N 3144-r dated November 6, 2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111090005
2.2. Создание современной технологической инфраструктуры и оцифровка информации
Шаг 1. Льготник (покупатель) после выбора в аптеке необходимого препарата, инициирует покупку в сервисе «СБП 3Х», позвонив на специальный номер (выделенный телекоммуникационным оператором для каждой аптеки). Процесс организован по принципу «missed call» — пропущенный звонок без голосового ответа.
Шаг 2. Сервис «СБП 3Х», приняв информацию с входящего номера, идентифицирует пользователя и проверяет, входит ли приобретаемый препарат в список, указанный в № 178 ФЗ.
Шаг 3. Система проверяет, действительно ли покупателю положен запрашиваемый препарат и существует ли информация о его назначении в государственном медицинском учреждении.
Шаг 4. В случае, если шаги 2 и 3 успешно пройдены, плательщик (т.е. государство) будет готов финансировать покупку лекарственного средства.
Шаги 5, 6. В качестве подтверждения Покупатель получает короткий СМС-код и называет его продавцу аптеки.
Шаг 7. Продавец отправляет код на проверку в систему «СБП 3Х».
Шаги 8, 9, 10. При условии успешной проверки денежные средства напрямую переводятся со «счета государства» на счет аптеки.
Шаг 11 — Продавец передает препарат покупателю.
Приведенный сценарий является только одним из возможных вариантов использования данного метода интеграции платежной системы в социальную сферу.
Эффективность предлагаемой модели можно оценить путем сопоставления затрат на ее внедрение и обслуживание с экономическим эффектом от сокращения смежных административных расходов,
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ / INFORMATION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT
Система Быстрых Платежей
Рис. 4/Fig. 4. Состав единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) / composition of the unified state information system of social security (usissO)
Источник/Source: составлено авторами на основе [8] / compiled by the authors based on [8].
обусловленных существующей системой социального обеспечения. Качество оказания социальных услуг при этом выйдет на другой, гораздо более высокий уровень.
Внедрение подобных решений, способствующих увеличению эффективности работы системы администрирования государственных и муниципальных финансов, обеспечит экономию до 20 млрд руб. в год6, поэтому развитие процессов цифровизации в сфере социального обеспечения в большинстве случаев экономически целесообразно.
Предлагаемая мера совершенствования G2C-платежей позволит повысить адресность мер социальной поддержки за счет увеличения доступа к СБП более 20% населения. Мобильная идентификация обеспечит привлечение слабоохвачен-ных групп граждан и бизнес-единиц: 1) жителей населенных пунктов без доступа к интернету, но с сотовой связью; 2) бизнес-структур и жителей новых субъектов РФ, находящихся в условиях недостатка платежной инфраструктуры; 3) всех,
кто не пользуется смартфоном (20% жителей РФ — 30 млн чел.).
Количество потенциальных пользователей СБП составляет 10-30 млн человек. Выделенные категории, предположительно, являются целевыми бенефициарами; как минимум треть из них будет получать социальную помощь. За счет увеличения числа пользователей СБП вырастет и объем операций в безналичном обороте (ориентировочно — на 6%). По данным за 2022 г., доля безналичных платежей в торговом обороте составила 62% (или 877 млрд руб.)7. Получение 10 млн гражданами социальных выплат объемом 826,69 руб. в месяц8 позволит увеличить объем платежей на 99 млрд руб. (+5-6% к безналичному обороту).
Это одновременно соответствует целям повышения эффективности механизма социального обеспечения и развития НПС. В качестве особого преимущества следует отметить относительно
6 Социальное казначейство сэкономит российским властям 142 млрд рублей. Известия (онлайн). URL: https://clck.ru/ WjDOC
7 Доля безналичных платежей в торговом обороте. Сбе-рИндекс (онлайн). URL: https://sberindex.ru/ru/dashboards/ dolya-beznala
8 Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя. ЕМИАСС (онлайн). URL: https://www. fedstat.ru/indicator/33993
ПОКУПАТЕЛЬ (Льготник)
Звонок (1)
Лекарство
(11)
Коде CMC (USSD) (5)
Код из CMC (6)
АПТЕКА (участвующая в программе мСоиня.тькяя п галера а гражтанп) (СЧЁТ
66В0©
км (7)
<10; Р
НЕТ
стоп
(2)
ДА
cm зх
НЕТ
Номер есть в оязе СБП Препарат есть в
ДА
НЕТ Есть
вазнпгвне
СТОП
нет!
Код верный?
покупал елю
ДА ( I)
СЧГТ 1
| ДА (8) | \
СЧЁТ 2
Биа 1 с ш гшыыв мвд
-ЩЧПИрвГИМБ 191 СПИСКИ в
соотБегстатш: с№175-ФЗ
Государстьешше чеэниинскле учреждения: (Бяаи цшнввд а йольньк II на-тченньЕ ГШ леклрсгаах Госуслуги. ЕМИАС к лр-)
ПЛАТЕЛЬЩИК (Государство) СЧЁТ 1
Рис. 5/Fig. 5. Модель работы централизованного сервиса для оплаты лекарственных препаратов «СБП ЗХ» / The model of the centralized service for payment of medicines "FPS 3X"
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
невысокие затраты на внедрение предлагаемой модели в связи с тем, что используемые в ней технологии в России уже существуют и успешно работают. Объединение баз данных позволит также снизить расходы на содержание разрозненных информационных систем.
Результат цифровой трансформации работы социальной сферы напрямую повлияет на адресность предоставляемой помощи, поэтому эффективная реализация проекта чрезвычайно важна.
выводы
Исследование показало, что разработка унифицированных механизмов предоставления государственных услуг (вне зависимости от региона) для реализации мер, способствующих проактивному получению социальной поддержки, относится к числу приоритетов цифровой трансформации. В связи с этим авторами разработана модель работы централизованного платежного сервиса «СБП ЗХ», основная идея которой — интегрирование СБП в состав ЕГИССО.
Предложение усиливает адресность работы с населением, а также упрощает «клиентский путь» за счет простой и удобной идентификации бенефициаров социальной помощи по номеру телефона.
Результативным итогом является рост количества пользователей СБП, и, соответственно, повышение доступности получения социальных услуг у 20% населения.
Использование сценарного подхода в построении государственных информационных систем позволяет решить проблему повышения персонифицированное™ предоставляемой помощи и своевременности информирования о социальных выплатах. В предложенной в статье мере по развитию системы «Социальное казначейство» путем по совершенствования механизма G2C платежей авторы видят следующие преимущества для государства:
1. Развитие системы социального обеспечения через:
• увеличение доступности государственных услуг в условиях недостатка платежной инфраструктуры (для таких получателей социальной помощи, как жители населенных пунктов без интернета, население новых субъектов РФ);
• сокращение количества документов, требуемых для получения услуг;
• повышение прозрачности данных о качестве человеческого капитала, адресности и проверки нуждаемости;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ / INFORMATION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT
• повышение обновляемости и увеличение ин-тегрированности-государственных систем;
• снижение затрат на содержание разрозненных баз данных.
2. Развитие национальной платежной системы через:
• увеличение эффективности управления бюджетными средствами, повышение прозрачности финансовой системы;
• рост объемов бюджетных средств, переведенных с помощью СБП;
• увеличение безналичного оборота на 5% к 2025 г.
Среди рисков и факторов, которые могут помешать воплощению описанной идеи, авторы выделили усиление роли цифровых валют в механизме
социального финансирования. В исследовании рассмотрены лучшие зарубежные платежные решения в сфере социального обеспечения за последние годы. Особое внимание уделяется индийскому проекту «е^иР1», который произвел настоящую цифровую революцию в стране в 2021 г. Россия также активно занимается исследованиями цифрового рубля. Цифровые валюты являются той технологией, которая может стать серьезным конкурентом для прочих платежных инструментов в сфере социального обеспечения. Тем не менее, по мнению авторов, для решения проблем, влияющих на эффективность системы социального обеспечения, гораздо менее ресурсозатратным является усовершенствование механизма 02С платежей с помощью интеграции социального казначейства с СБП.
список источников
1. Misuraca G., Van Noordt C. AI watch — artificial intelligence in public services: Overview of the use and impact of AI in public services in the EU. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2020. 96 p. DOI: 10.2760/039619
2. Henman P. Improving public services using artificial intelligence: Possibilities, pitfalls, governance. Asia Pacific Journal of Public Administration. 2020;42(4):209-221. DOI: 10.1080/23276665.2020.1816188
3. Куваева Ю. В., Седунова Е. А. Совершенствование системы быстрых платежей как элемента создания новой технологической основы для качественного функционирования экономики и социальной сферы. Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования. Мат. V Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18 ноября 2021 г.). Екатеринбург: УрГЭУ; 2022:35-41.
4. Тимофеев Ю. В., Туманянц К. А. Анализ эффективности государственных социальных расходов в регионах России. Финансы и кредит. 2012;(37):9-18.
5. Гладкова Л. А., Четверкина А. А. Оценка эффективности социальной защиты населения Московской области. Бизнес. Образование. Право. 2021;(2):83-89. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.221
6. Макаров В. Е. Совершенствование информационного обеспечения как фактор повышения эффективности социальной работы. Социальная политика и социология. 2013;(3-1):32-41.
7. Лебедева И. С., Губарев С. В., Белоглядова И. А. Тенденции цифровизации экономики и социальной сферы. Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков. Сб. мат. Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 31 декабря 2019 г.). Чебоксары: Изд. дом «Среда»; 2019:135-139. URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-128.pdf
8. Бушнев А. Е. Электронная коммерция. Исследование и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере. Сб. избр. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 13 июня 2022 г.). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие»; 2022:35-37.
9. Гаврилов К. К., Бабенко М. А. Стратегия развития платежной системы и платежных инструментов в условиях цифровизации. Университетская наука — региону. Мат. VIII-й (65-й) ежегод. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь, 15-30 апреля 2021 г.). Ставрополь: ИИЦ «Фабула»; 2021:119-122.
10. Мироненко Н. В. Методические аспекты оценки процессов управления в электронных системах G2B и G2C. Государственное управление. Электронный вестник. 2012;(30):5.
11. Морозов В. Инновации в практике государственного управления в современных условиях. Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Ежегод. междунар. сб. науч. ст. М.: МАКС Пресс; 2021:159-164.
12. Алиев М. М., Мамедов М. А., Рзаева В. В., Сафарли А. Х. Система быстрых платежей как инструмент оптимизации платёжных процессов в финансовой системе России. Московский экономический журнал. 2021;(7):47. DOI: 10.24411/2413-046X-2021-10414
13. Dhamija D., Dhamija A., Ranjan R., Jha S. S., Renu. (2023). E-Rupi — recent advancement in digital payment system. In: Gupta D., Khanna A., Bhattacharyya S. et al., eds. Int. conf. on innovative computing and communications. Singapore: Springer-Verlag; 2023:205-214. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 471). DOI: 10.1007/978-981-19-2535-1_16
14. Chakrabarti B. B. E-Rupee! APtha: A Newsletter of Finance Lab. 2021;7(3):23-34. URL: https://www.iimcal. ac.in/sites/all/files/pdfs/artha_december_2021_0.pdf
15. Parsheera S. Understanding state-level variations in India's digital transformation. The African Journal of Information and Communication (AJIC). 2022;(30):1-9. DOI: 10.23962/ajic.i30.15082
16. Agrawal S. The advent of social commerce in the light of COVID-19 pandemic. In: Contemporary research in commerce & management. Lunawada: Redshine Publication; 2022:1:98.
references
1. Misuraca G., Van Noordt C. AI watch — artificial intelligence in public services: Overview of the use and impact of AI in public services in the EU. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2020. 96 p. DOI: 10.2760/039619
2. Henman P. Improving public services using artificial intelligence: Possibilities, pitfalls, governance. Asia Pacific Journal of Public Administration. 2020;42(4):209-221. DOI: 10.1080/23276665.2020.1816188
3. Kuvaeva Yu.V., Sedunova E. A. Improving the system of fast payments as an element of creating a new technological basis for high-quality functioning of the economy and social sphere. In: Financial and legal aspects of socially oriented investing. Proc. 5th All-Russ. sci.-pract. conf. (Yekaterinburg, November 18, 2021). Yekaterinburg: Ural State University of Economics; 2022:35-41. (In Russ.).
4. Timofeev Yu.V., Tumanyants K. A. Analysis of the effectiveness of state social spending in the regions of Russia. Finansy i kredit = Finance and Credit. 2012;(37):9-18. (In Russ.).
5. Gladkova L. A., Chetverkina A. A. Evaluation of the effectiveness of social protection of the population of the Moscow region. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law. 2021;(2):83-89. (In Russ.). DOI: 10.25683/VDLBI.2021.55.221
6. Makarov V. E. Improving information support as a factor in improving the efficiency of social work. Sotsial'naya politika i sotsiologiya = Social Policy and Sociology. 2013;(3-1):32-41. (In Russ.).
7. Lebedeva I. S., Gubarev S. V., Beloglyadova I. A. Trends in digitalization of the economy and social sphere. In: Experience of an educational organization in the field of developing digital skills. Proc. All-Russ. sci.-method. conf. with int. particip. (Cheboksary, December 31, 2019). Cheboksary: Sreda; 2019:135-139. URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-128.pdf (In Russ.).
8. Bushnev A. E. E-commerce. In: Research and practice in the socio-economic and humanitarian sphere. Proc. All-Russ. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, June 13, 2022). St. Petersburg: Humanitarian National Research Institute "Natsrazvitie"; 2022:35-37. (In Russ.).
9. Gavrilov K. K., Babenko M. A. The strategy of development of the payment system and payment instruments in the context of digitalization. In: University science for the region. Proc. VIII (65th) Annu. sci.-pract. conf. of professors, students and young scientists of the North Caucasus Federal University (Stavropol, April 15-30, 2021). Stavropol: Fabula; 2021:119-122. (In Russ.).
10. Mironenko N. V. Methodological aspects of the assessment of management processes in electronic systems G2B and G2C. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik = Public Administration. E-Journal. 2012;(30):5. (In Russ.).
11. Morozov V. Innovations in the practice of public administration in modern conditions. In: Issues of improving the system of public administration in modern Russia: Annu. int. coll. sci. pap. Moscow: MAKS Press; 2021:159-164. (In Russ.).
12. Aliev M. M., Mamedov M. A.O., Rzayeva V. V.K., Safarli A. Kh.O. Fast payment system as a tool for optimizing payment processes in the financial system of Russia. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal = Moscow Economic Journal. 2021;(7):47. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-046X-2021-10414
13. Dhamija D., Dhamija A., Ranjan R., Jha S. S., Renu. (2023). E-Rupi — recent advancement in digital payment system. In: Gupta D., Khanna A., Bhattacharyya S. et al., eds. Int. conf. on innovative computing and communications. Singapore: Springer-Verlag; 2023:205-214. (Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 471). DOI: 10.1007/978-981-19-2535-1_16
14. Chakrabarti B. B. E-Rupee! APtha: A Newsletter of Finance Lab. 2021;7(3):23-34. URL: https://www.iimcal. ac.in/sites/all/files/pdfs/artha_december_2021_0.pdf
15. Parsheera S. Understanding state-level variations in India's digital transformation. The African Journal of Information and Communication (AJIC). 2022;(30):1-9. DOI: 10.23962/ajic.i30.15082
16. Agrawal S. The advent of social commerce in the light of COVID-19 pandemic. In: Contemporary research in commerce & management. Lunawada: Redshine Publication; 2022;1:98.
благодарности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
acknowledgements
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.
информация о авторах / about the authors
Софья Андреевна Томилина — студентка бакалавриата по направлению подготовки «Финансовые рынки и Финтех», Финансовый университет, Москва, Россия Sofya A. Tomilina — Bachelor student in the field of study "Financial markets and Fintech", Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1802-4823 Автор для корреспонденции / Corresponding author: [email protected]
Михаил Львович Дорофеев — кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия
Mikhail L. Dorofeev — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Public Finance, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2829-9900 [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 23.03.2023; после рецензирования 25.05.2023; принята к публикации 21.09.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
The article was submitted on 23.03.2023; revised on 25.05.2023 and accepted for publication on 21.09.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript