Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БАНКА РОССИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БАНКА РОССИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / СИСТЕМА БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БАНКА РОССИИ / СЕРВИСЫ СБП / НСПК / КОНКУРЕНЦИЯ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / РОЗНИЧНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНЫЙ БАНКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесова Юлия Игоревна

Целью статьи является исследование сервиса Системы быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП) как способа осуществления переводов person to person и его влияния на конкуренцию на рынке платежных услуг. Как известно, оператором и расчетным центром СБП является Банк России, операционный платежный и клиринговый центр - АО «НСПК», что является новацией на российском рынке розничных платежных услуг. Так, первичное введение в 2020 г. Банком России тарифов для банков-участников СБП незамедлительно повлияло на коммерческое предложение банков для конечного потребителя. В статье представлена разрозненность в подходах банков к определению комиссии при использовании платежных сервисов СБП, и отражено сохранение ориентира на существующие тарифы по переводам международных платежных систем (МПС) в некоторых случаях. Автор также предполагает, что определение максимальных ставок комиссий банков для их клиентов со стороны Банка России отразится на конкурентоспособности платежных сервисов СБП. Рост спроса на цифровые технологии и дистанционные услуги на финансовом рынке предоставляет большие возможности для развития СБП, операционные показатели после присоединения крупнейших банков также подтверждают востребованность нового сервиса на рынке. В статье определяются факторы развития СБП как платежного сервиса в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SERVICES OF THE FASTER PAYMENT SYSTEM OF THE BANK OF RUSSIA AS A FACTOR OF COMPETITION IN THE PAYMENT SERVICES MARKET

The purpose of the study is to explore the Faster Payments System of the Bank of Russia (FPS) as a service that allows “person to person” transfers and its impact on the competition in the payment services market. The operator and settlement center is the Bank of Russia, the operational and payment clearing center is provided by JSC NSPK, which is an innovation in the Russian market of retail payment services. Thus, the introduction by the Bank of Russia of tariffs for participating banks impacted at the early stage the tariffs of the retail banks for the consumer. The research shows the inconsistent approaches to the pricing for individuals and the impact of the benchmark on the existing tariffs for transfers using the international payment systems (MPS) services. The author also assumes that the regulation of tariff values for the consumers by the Bank of Russia will affect the competitiveness of FPS services. The growing demand for digital technologies and remote services in the financial market provides opportunities for the development of FPS, the current indicators after the largest banks’ joining also confirm the demand for the new service in the market. The article identifies the factors of development of SBP as a payment service in the medium term.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БАНКА РОССИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ»

Развитие системы быстрых платежей Банка России как фактор конкуренции на рынке платежных услуг

Колесова Юлия Игоревна,

соискатель ученой степени к.э.н. Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: ui-kolesova@mail.ru

Целью статьи является исследование сервиса Системы быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП) как способа осуществления переводов person to person и его влияния на конкуренцию на рынке платежных услуг. Как известно, оператором и расчетным центром СБП является Банк России, операционный платежный и клиринговый центр - АО «НСПК», что является новацией на российском рынке розничных платежных услуг.

Так, первичное введение в 2020 г. Банком России тарифов для банков-участников СБП незамедлительно повлияло на коммерческое предложение банков для конечного потребителя. В статье представлена разрозненность в подходах банков к определению комиссии при использовании платежных сервисов СБП, и отражено сохранение ориентира на существующие тарифы по переводам международных платежных систем (МПС) в некоторых случаях. Автор также предполагает, что определение максимальных ставок комиссий банков для их клиентов со стороны Банка России отразится на конкурентоспособности платежных сервисов СБП.

Рост спроса на цифровые технологии и дистанционные услуги на финансовом рынке предоставляет большие возможности для развития СБП, операционные показатели после присоединения крупнейших банков также подтверждают востребованность нового сервиса на рынке. В статье определяются факторы развития СБП как платежного сервиса в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: Банк России, Система быстрых платежей Банка России, сервисы СБП, НСПК, конкуренция, банковский сектор, денежные переводы, розничные платежные услуги, социальный банкинг.

LQ S Q.

е

см о см I—

Введение

Цифровизация и новые технологии сильно повлияли на финансовый рынок, особенно в подходах к формированию финансовых и банковских продуктов, а также платежных сервисов для конечного потребителя. Новые платежные сервисы представляют большой интерес для розничного бизнеса кредитных организаций в настоящее время ввиду востребованности на рынке.

В целях повышения своей конкурентоспособности банки стремятся предложить инновационные платежные сервисы быстрее и на более выгодных тарифных условиях. Участники рынка все больше инвестируют в дистанционные сервисы, инновационные продукты с использованием смартфонов, а также проводят сертификации с МПС для предложения своим клиентам электронных кошельков на основе технологий производителей мобильных устройств. Важно отметить, что параллельно на рынке функционируют традиционные продукты на основе платежных карт, а также переводы наличных денежных средств, востребованные определенными группами пользователей.

В связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавируса в 2020 году бесконтактные способы оплаты и дистанционное банковское обслуживание приобрели критически важное социальное значение. По данным службы Fidelity National Information Services (FIS), количество новых клиентов, подключивших мобильный банкинг выросло на 200% в начале апреля 2020 г., а трафик увеличился на 85% [9] по сравнению с аналогичными периодами 2019 г.

Новый сервис СБП, позволяющий выполнять мгновенные денежные переводы физическими лицами (Р2Р - переводы) в пользу физических лиц по номеру мобильного телефона внутри страны, был представлен Банком России и АО «НСПК» еще до начала пандемии - в январе 2019 года. Для отправителя операция не требует ввода банковских реквизитов счета или номера карты получателя, а также не ограничена одной кредитной организацией, как уже было реализовано в некоторых коммерческих банках ранее. В качестве идентификатора в сервисе СБП стал использоваться номер мобильного телефона получателя, тем самым существенно упростив клиентский опыт и оказав влияние на спрос, особенно в условиях связанных с пандемией ограничений.

Р2Р-переводы в СБП (или C2C - в терминологии СБП) представили собой только начальный этап развития проекта, в настоящее время на рын-

ке реализован сервис, позволяющим совершать платежи в пользу юридических лиц, например, за товары и услуги, в том числе с использованием QR-кодов.

Развитие сервисов Системы быстрых платежей существенно меняет рынок, представляя большой интерес для изучения в качестве фактора конкуренции на рынке платежных услуг в России.

Создание и развитие СБП

Переход к цифровой экономике в целях экономического роста на основе повышения благостостояния и качества жизни граждан был определен в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2017 г. № 1632-р.) [1]. Ранее произошло присоединение Банка России в 2014 г. к рабочей группе G20 по повышению доступности финансовых услуг [10].

К розничным платежным услугам также применимо определение цифровизации, заключающееся в переходе с аналоговой формы передачи информации на цифровую [2], т.е. использование современных цифровых технологий и новых форм процессирования информации в целях повышения доступности операции или услуги, а также сокращения времени на ее обработку.

Так, уже в 2011 г. была реализована возможность осуществления обязательных платежей через Единый портал государственных услуг с помощью платежной карты, что существенно повлияло на объем денежного оборота в безналичной форме, а также способствовало переменам в привычках консервативного клиента, стимулировав использование платежных услуг в дистанционной форме.

Данный пример является частным случаем того, как инфраструктурные изменения оказывают влияние на модель поведения конечного потребителя: платежные услуги можно оказывать быстрее, дешевле и удобнее, используя их цифровую форму.

Услуги денежных переводов для физических лиц испытали существенное влияние цифровиза-ции. Лидеры рейтинга Фонда «Сколково» и Кластера информационных технологий, оценивающего уровень цифровизации рынка денежных переводов, - Золотая Корона, ЮНИСТРИМ и Western Union многие годы конкурируют с банками и также предлагают услуги онлайн на сайтах, в приложениях для мобильных устройств, активно присутствуют в социальных сетях для оперативной обратной связи и проведения претензионной работы.

Переводы денежных средств с использованием платежных карт, осуществляемые коммерческими банками, были доступны розничным потребителям с использованием полного номера карты с 2010 г. и организованы по стандартам и технологиям МПС. Переводы с использованием иного идентификатора: номер телефона (ПАО «Сбербанк», АО «Тинькофф Банк» и др.), номер клиента (АО «Банк Русский стандарт») были возможны только между счетами клиентов одного банка.

Таким образом, предложение сервиса Р2Р-пе-реводов в СБП со стороны Банка России в 2019 г. стало новым этапом развития цифровизации рынка за счет упрощения получения услуги денежных переводов физическими лицами и возможности совершать переводы между всеми банками-участниками.

Архитектура СБП

Сервис Р2Р переводов Системы быстрых платежей был запущен в промышленную эксплуатацию на рынке платежных услуг 28.01.2019 года. Оператором и расчетным центром выступает Банк России, услуги операционного и платежного клирингового центра предоставляет АО «НСПК», обмен электронными распоряжениями происходит на основе стандарта ^020022. Для доступа к сервису розничному клиенту необходимо подключить мобильное приложение (интернет-банк) любого банка-участника СБП, в котором он обслуживается (рис. 1).

Рис. 1. Архитектура Системы быстрых платежей

Технология основана на формате взаимозачета операций в режиме реального времени по стандарту ISO 20022 «Финансовые услуги».

Международный стандарт обмена электронными распоряжениями ISO 20022 «Финансовые услуги» первоначально был введен в действие Банком России в конце 2018 г. Стандартизация в национальной платежной системе подразумевает применение унифицированных моделей обмена распоряжениями при проведении операций, что в конечном итоге направлено также на снижение издержек участников и обеспечения качества обслуживания.

Важно отметить, что в целях повышения качества платежных услуг ISO 20022 поэтапно реализуется во всем мире.

Начальный этап реализации

Для запуска СБП были внесены изменения от 16.07.2019 г. в Положение Банка России № 595 «О платежной системе Банка России», в соответствии с которыми системно значимые банки должны были обеспечить возможность для своих клиентов совершать переводы через Систему быстрых платежей с 1 октября 2019 года, а банки с универсальной лицензией - с 1 октября 2020 года. На пилотном этапе к СБП подключилось несколько рос-

гз о

со ^

m Р О"

А

сийских банков, а некоторые из участников начали только с приема переводов (например, Газпромбанк). По данным на декабрь 2019 г. был подключен 31 банк-участник, АО «НСПК» оценило результаты запуска данного сегмента СБП в 50 млрд.руб. и 5,8 млн операций с 25% ростом операций ежемесячно (рис. 2).

о.

е

сч о сч

Рис. 2. Интерфейс мобильного приложения АО «Альфа-Банк» для перевода через СБП

До 1 января 2020 года для банков эти операции были бесплатными, нулевые тарифы были возобновлены Банком России на период с 01.04.2020 г. по 30.06.2022 г. в качестве меры поддержки рынка в результате пандемии COVID-19. Отсутствие ПАО «Сбербанк» в числе банков-участников СБП до мая 2020 г. оказывало серьезное влияние на вовлеченность пользователей, по данным Федеральной антимонопольной службы, его доля на рынке денежных переводов составляет 94% [5].

С точки зрения клиентского опыта, больше обратной связи от потребителей было получено после присоединения ПАО «Сбербанк», начиная с 31 мая 2020 г. Важно отметить, что розничные клиенты сервиса Системы быстрых платежей испытывали трудности с отправкой переводов в ПАО «Сбербанк» из-за необходимости на стороне получателей активации сервиса в мобильном приложении и выражения дополнительного согласия на входящие переводы. Активация сервиса - выражение согласия клиентов на получение входящих переводов СБП не фигурирует в доступной документации как обязательный элемент реализации для банков-участников.

ПАО «Сбербанк» не проводил широкой информационной поддержки, посвященной присоединению к СБП, вероятно, ввиду сложившейся экосистемы собственных внутренних переводов. Но понимая востребованность перевода среди

своих клиентов, некоторые банки (ПАО Банк ВТБ, АО «Альфа-Банк») на ресурсах своих интернет-сайтов и в социальных сетях размещали инструкции для корректной активации сервиса в «Сбербанк Онлайн» [4]. По этим событиям на рынке мы можем выдвинуть гипотезу о том, что Система быстрых платежей уже вступает в конкуренцию с лидером рынка - ПАО «Сбербанк».

Тарифное регулирование в 2020 году

До 1 января 2020 года для банков действовали льготные (нулевые) тарифы на услуги Банка России в Сервисе быстрых платежей, что было направлено, в первую очередь, на адаптацию платежного рынка России к новому сервису.

Для поддержания баланса комиссионных доходов продуктов и сервисов часть банков все равно устанавливали комиссии для клиентов при использовании СБП в 2019 году, несмотря на нулевую себестоимость.

В период с 1 января по 31 марта 2020 г. были введены следующие тарифы Банка России в зависимости от суммы перевода (рис. 3).

Рис. 3. Тарифы Банка России для банков-участников Системы быстрых платежей [7]

Тарифная политика банков-участников Системы быстрых платежей была представлена следующим образом:

• Не изменили нулевые тарифы для розничных потребителей (АО «Тинькофф Банк», ПАО Банк ВТБ, АО «Альфа-Банк»)

• Ввели тарифы частично, основываясь на сумме перевода (АО «Райффайзенбанк»)

• Ввели полную тарификацию услуги (ПАО «Московский кредитный банк», АКБ «Абсолют Банк» (ПАО))

Средняя величина комиссии (при наличии) для физического лица за перевод через СБП в этот период составила 1,5%. По данным НСПК, в 2019 г. доля переводов на сумму 1000 рублей занимала лидирующее положение, то есть обходился банку в 0,3 рубля при комиссионном доходе 15 рублей. Подобная комиссия 1,5%-2% сопоставима с устоявшимися тарифами для Р2Р-переводов с использованием сервисов МПС и не основывалась на локальной экономике сервиса СБП.

Новые обстоятельства и изменения в бизнес-процессах, вызванные карантинными мерами в 2020 г., оказали сильное влияение на рынок

платежных услуг. Исследование McKinsey в июне 2020 г. «Innovation in a crisis: Why it is more critical than ever» [11] фиксировало потенциал для роста финансовых услуг на уровне, который сопоставим с фармацевтикой и ритейлом (рис. 4).

Окончание

Рис. 4. Доля руководителей, которые считают COVID-19 главной возможностью роста своей индустрии,%

Банк России, принимая во внимание востребованность услуги, ее возросшую социальную необходимость в период пандемии, для поддержания роста сервиса приостановил действие тарифов, приведенных выше, до 30.06.2022 г., также с 1.05.2020 г. ограничил размер максимальной комисии, которую банки могут устанавливать для физических лиц.

При переводе денежных средств на сумму до 100 000 рублей в месяц комиссия не взимается, при переводе денежных средств на сумму, превышающую 100 000 рублей в месяц - комиссия не более 0,5% от суммы перевода денежных средств, но и не более, чем 1 500 рублей за один перевод (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение выборочных тарифов банков-участников СБП (составлено автором на основании данных официальных сайтов банков-участников)

Банк-участник Дата подключения к СБП Тариф при запуске Тариф после 01.04.2020 г.

ПАО «Сбербанк» II кв. 2020 г. Без комиссии Без комиссии до 100 000 руб. в месяц,

ПАО Банк ВТБ I кв. 2019 г. Без комиссии свыше- комиссия 0,5% от суммы пе-

АО «Альфа-Банк» I кв. 2019 г. Без комиссии ревода

АО «Тинь- кофф Банк» I кв. 2019 г. Без комиссии

ПАО Банк «ФК Открытие» III кв. 2019 г. Без комиссии

Банк ГПБ (АО) II кв. 2019 г. Без комиссии о 1.09.2019 г.

АО «Рай- ффайзен- банк» I кв. 2019 г. 1,5% при переводах от 10000 руб.

Банк-участник Дата подключения к СБП Тариф при запуске Тариф после 01.04.2020 г.

ПАО «СКБ-банк» I кв. 2019 г. До 6000 рублей в сутки без комиссии, свыше — 1% от суммы перевода, но не более 300 руб.

ПАО МКБ III кв. 2019 г. 1% от суммы перевода, но не менее 50 руб.

Введенное регулирование тарифов лишает СБП комиссионной привлекательности в сегменте Р2Р-переводов, так как растущие объемы транзакций увеличивают как финансовые, так и нефинансовые риски: операционные и транзакци-онные, что будет являться прямыми издержками банков. Одновременно ограничение размера максимальной комиссии коммерческих банков защищает интересы конечных пользователей.

Опыт регламентирования сроков и регулирования подключения к СБП, первые проявления ограничений комиссионных доходов свидетельствуют о заинтересованности Банка России в применении данных мер на следующем этапе развития СБП: в отношении услуг оплаты товаров и услуг в пользу юридических лиц, что также, скорее, окажет эффект на маржинальность эквайрингового бизнеса, и, как следствие, конкуренцию на рынке платежных услуг.

Риски при имплементации сервиса

Реализация сервисов Системы быстрых платежей Банка России обусловлена необходимостью системного повышения качества оказания платежных услуг, однако на текущем этапе уже можно выделить ряд рисков, которые присущи СБП.

Так, снижение транзакционных издержек для банков за счет централизованной инфраструктуры означает повышенный операционный риск в случае технологических сбоев.

В 2019 г. регулятор фиксировал технические проблемы в работе сервиса, вызванные работами на стороне провайдеров, в 2020 г. участники замечали повышение процента неуспешно завершенных переводов в период подключения ПАО «Сбербанк».

Так как в переводе не участвует такой идентификатор, как номер карты и активация на прием перевода не является обязательной для получателя, то на данный момент нет существенного опыта и процедур претензионной работы, если получатель не признает/ отказывается от поступления. В случае совершения перевода с карты на карту с использованием ее полного номера, правилами

о о со

С"

С"

А

МПС предусмотрена процедура опротестования кредитового перевода (credit chargeback), возврат невостребованного платежа в пользу стороны отправителя.

К другим источникам рисков, которые оказывают влияние на конкурентоспособность сервиса, можно отнести публичность информации и данные об имени и отчестве владельца при вводе номера телефона-идентификатора перевода. Попытка совершения перевода предоставляет связку номера телефона, доступных открытых счетов в банках-участниках и имя и отчество их держателя, что может быть использовано в корыстных мошеннических целях третьими лицами.

Факторы развития СБП

Функционирование СБП на рынке платежных услуг вызывает его существенную трансформацию, т.к. в сущности на рынке появился не рядовой участник, а участник, сохраняющий полномочия регулятора. Поэтому основными факторами, оказывающими влияние на СБП, можно назвать приоритеты развития финансового сектора Банка России.

Выявленные риски системы свидетельствуют о таком критически важном факторе развития, как фрод-мониторинг и обеспечение информационной безопасности всех компонентов системы (включая интеграцию API). Следствием цифровизации является распространенная практика злоумышленников по организации DDoS-атак (кибератак) на автоматизированные банковские системы [3]. Атаки предусматривают инициирование распределенных непрерывных запросов с использованием множества интернет-соединений, нацеленных на сбой в работе сервера или ресурса сети.

Осведомленность и удовлетворенность розничного клиента и, как следствие, доступность услуг СБП для потребителей рынка можно выделить как следующий фактор. С точки зрения практического применения, перевод по номеру мобильного телефона выглядит проще для исполнения, чем использование полного номера карты. АО «Тинько-фф Банк» и ПАО «Сбербанк» были первыми банками на рынке, кто начал формировать привычку клиента переводить деньги по номеру телефона через свои сервисы, и внедрение СБП укрепило эту модель поведения, а также привлекло новых пользователей, в особенности, за счет нулевых тарифов.

Изучение и актуализация данных о потребностях субъектов рынка платежных услуг. В настоящий момент СБП устанавливает определенную вертикализацию, предлагая за потребителей перечень платежных сервисов, обязательных для предложения российскими коммерческими банка-^ ми.

UQ S О® Заключение

сч о

~ Развитие цифровых банковских сервисов обуслов-z лено общим процессом проникновения цифровых

технологий в различные сферы экономики. Интерес клиентов к возможности совершения дистанционных переводов с использованием одного идентификатора (номера телефона) через сервис СБП в любой банк подтверждается ростом объемов и количества совершенных операций. Как следствие, значительное увеличение доли сервиса в НПС и использование новых бизнес-моделей приводит к увеличению контроля со стороны регулятора.

Для банков важным вопросом остается экономика данного сервиса, особенно такие вопросы, как себестоимость услуги и тарифы для розничных клиентов. Прозрачность (тарифы на услуги Банка России размещены на официальном сайте www.cbr.ru) тарифной политики СБП обязывает участников предлагать сопоставимые условия для конечного потребителя, так как с повышением доступности информации меняется поведение клиента.

Изменение маржинальности сервиса Р2Р-пе-реводов проигрывает традиционным сервисам денежных переводов международных платежных систем, что требует от банков перерабатывать условия для клиентов по услугам денежных переводов. До 01.07.2022 г. тарифы на услуги Банка России в Сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России возвращены к нулевому значению. Возможно предположить, что это время рынком будет сформирован оптимальный ценовой подход. Текущий ценовой подход и ограничения максимального значения комиссии коммерческого банка для клиента не оказывают прямого влияния на увеличение привлекательности сервиса и инвестирование банков-участников в рекламу и популяризацию на рынке.

Можно заключить, что усиление контроля за рынком платежных услуг в ближайшей перспективе выражается не столько в порядке и форме раскрытия информации со стороны участников, сколько в переводе операционных процессов непосредственно в инфраструктуру регулятора и создание участника-регулятора, что характеризует российскую специфику на данном этапе развития рынка платежных услуг.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2017 г. № 1632-р. //URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71634878/.

2. Распоряжении Правительства Москвы от 11.10.2010 N 2215-РП. //URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/295900/.

3. Современные платежные системы и технологии: учебник/ коллектив авторов; под ред. С.В. Криворучко. - Москва: КНОРУС, 2021. - с. 211-213.

4. Аккаунт АО «Альфа-Банк».// URL: https://www. facebook.com/alfabank/photos/a.1507719916508 32/3220347688026565/?type=3&theater

5. АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» «Банки зафиксировали высокую долю неудачных пере-

водов в Сбербанк через СБП». //URL: https:// www.rbc.ru/finances/16/06/2020/5ee77f729a794 70fadd376ca.

6. Банк России. // URL: https://www.cbr.ru/PSystem/ system_p/tariff_2020-02-25_1/

7. Инфографика газеты «Ведомости» на основании данных Банка России. //URL: https://www. vedomosti.ru/finance/articles/2020/02/13/823002-komissiyu

8. Журнал «ПЛАС». Составлен рейтинг циф-ровизации систем денежных переводов. 11.12.2019. // URL: https://plusworld.ru/daily/cat-analytics/sostavlen-rejting-tsifrovizatsii-sistem-denezhnyh-perevodov/

9. Fidelity National Information Services. Mobile wallets becoming the way to pay amid the pandemic. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fisglobal.com/insights/what-we-think/2020/june/mobile-wallets-becoming-the-way-to-pay-amid-the-pandemic

10. GPFI. G20 Principles for Innovative financial inclusion. . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gpfi.org/publications/g20-prin-ciples-innovative-financial-inclusion-executive-brief

11. McKinsey. Innovation in a crisis: Why it is more critical than ever [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/innovation-in-a-crisis-why-it-is-more-critical-than-ever

NEW SERVICES OF THE FASTER PAYMENT SYSTEM OF THE BANK OF RUSSIA AS A FACTOR OF COMPETITION IN THE PAYMENT SERVICES MARKET

Kolesova Yu.I.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The purpose of the study is to explore the Faster Payments System of the Bank of Russia (FPS) as a service that allows "person to person" transfers and its impact on the competition in the payment services market. The operator and settlement center is the Bank of Russia, the operational and payment clearing center is provided by JSC NSPK, which is an innovation in the Russian market of retail payment services.

Thus, the introduction by the Bank of Russia of tariffs for participating banks impacted at the early stage the tariffs of the retail banks for the consumer. The research shows the inconsistent approaches to the pricing for individuals and the impact of the benchmark on the existing tariffs for transfers using the international payment systems (MPS) services. The author also assumes that the regulation of tariff values for the consumers by the Bank of Russia will affect the competitiveness of FPS services.

The growing demand for digital technologies and remote services in the financial market provides opportunities for the development of FPS, the current indicators after the largest banks' joining also confirm the demand for the new service in the market. The article identifies the factors of development of SBP as a payment service in the medium term.

Keywords: Bank of Russia, The faster payments system, FPS, NSPK, competition, retail banking, money transfers, payment services, social banking.

References

1. Order of the Government of the Russian Federation 28 June 2017 № 1632-p. //URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71634878/

2. Order of the Moscow Government 11.10.2010 N 2215-Pn. // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/295900/

3. Modern payment systems and technologies: class book/ edited by S.V. Krivoruchko. - Moscow: KNORUS, 2021. - p. 211-213.

4. JSC Alfa-Bank.// URL: https://www.facebook.com/alfabank/pho-tos/a.150771991650832/3220347688026565/?type=3&theater

5. JSC ROSBUSINESSCONSULTING "Banks reported a high rate of unsuccessful transfers to Sberbank via FPS. //URL: https:// www.rbc.ru/finances/16/06/2020/5ee77f729a79470fadd376ca

6. Bank of Russia. // URL: https://www.cbr.ru/PSystem/system_p/ tariff_2020-02-25_1/

7. Infographics of the "Vedomosti" based on the Bank of Russia data. //URL: https://www.vedomosti.ru/finance/arti-cles/2020/02/13/823002-komissiyu

8. «PLUS» Magazine. The rating of digitalization of money transfer systems has been presented.// URL: https://plusworld.ru/daily/ cat-analytics/sostavlen-rejting-tsifrovizatsii-sistem-denezhnyh-perevodov/

9. Fidelity National Information Services. Mobile wallets becoming the way to pay amid the pandemic. // URL: https://www. fisglobal.com/insights/what-we-think/2020/june/mobile-wallets-becoming-the-way-to-pay-amid-the-pandemic

10. GPFI. G20 Principles for Innovative financial inclusion.// URL: https://www.gpfi.org/publications/g20-principles-innovative-financial-inclusion-executive-brief

11. McKinsey. Innovation in a crisis: Why it is more critical than ever. // URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/ strategy-and-corporate-finance/our-insights/innovation-in-a-cri-sis-why-it-is-more-critical-than-ever

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.