Научная статья на тему 'Цифровизация как инструмент развития социальной регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока'

Цифровизация как инструмент развития социальной регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
160
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северный морской путь / цифровизация / Единая Цифровая Платформа в социальной сфере (ЕЦП) / Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) / социально значимые услуги / создание рабочих мест / цифровой паспорт / социальное казначейство. / Northern Sea Route / digitalization / Unified Digital Platform in the social sphere (UDP) / Unified State Information System for Social Security (USISSS) / socially important services / job creation / digital passport / social treasury.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мкртумова Ирина Владимировна, Грачева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена анализу процессов развития социальной сферы регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока в векторе цифровизации в условиях реализации прорывных экономических проектов. Жители этих регионов часто сталкиваются с особыми трудностями, связанными с удаленностью от центров развития, климатическими условиями, проблемами занятости, образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.п. К тому же пандемия COVID‑19 активизировала внедрение дистанционных практик в социальном взаимодействии, таких, как распространение цифрового потребления. В то же время растет цифровое неравенство между социальными группами населения, включенными и не включенными в ускоренную цифровизацию. В статье показаны приоритетные социально-экономические проекты регионов, влияющие на развитие социальной сферы и повышение качества жизни населения. Так, Россия активно развивает Северный морской путь, вкладывая значительные средства в развитие инфраструктуры и увеличение пропускной способности портов. Показано, что нынешнее активное развитие Северного морского пути и масштабные градообразующие проекты развития северных регионов создает реальную перспективу интенсификации процессов социального развития регионов Крайнего Севера и Арктики и помогут создать до 120 тысяч новых рабочих. Процессы цифровизации в арктических регионах России являются одним из приоритетных направлений развития государственных услуг и сервисов в социально значимых сферах в соответствии с мероприятиями национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Обращено внимание на создание и развитие цифровых сервисов Единая Цифровая Платформа в социальной сфере (ЕЦП), Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) для населения, предоставление социально-значимых услуг в электронном виде, а также на необходимость внедрение цифровых технологий в отраслях социального блока. Происходит институционализация новых социальных практик цифровизации, цифровая социализация, но в то же время цифровизация может порождать риски социального расслоения и социального неравенства. Одним из приоритетных направлений процессов цифровой трансформации системы социальной защиты населения также является создание «Социального казначейства». Это новый подход к назначению мер социальной поддержки на основе универсальных подходов и сквозной цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мкртумова Ирина Владимировна, Грачева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL REGIONS OF THE NORTH, SIBERIA AND THE FAR EAST

The article is devoted to the analysis of the processes of social sphere development in the regions of the North, Siberia and the Far East in the vector of digitalization in the conditions of implementation of breakthrough economic projects. Residents of these regions often face special difficulties associated with remoteness from development centers, climatic conditions, problems of employment, education, health care, social protection, etc. In addition, the COVID‑19 pandemic has intensified the adoption of remote practices in social interaction, such as the spread of digital consumption. At the same time, digital inequality between social groups included and not included in accelerated digitalization is growing. The article shows the priority socio-economic projects of the regions that influence the development of the social sphere and improve the quality of life of the population. For example, Russia is actively developing the Northern Sea Route, investing significant funds in the development of infrastructure and increasing the capacity of ports. It is shown that the current active development of the Northern Sea Route and large-scale city-forming development projects in the northern regions create a real prospect of intensifying the processes of social development of the Far North and Arctic regions and will help to create up to 120 thousand new workers. Digitalization processes in the Arctic regions of Russia are one of the priority areas for the development of public services and services in socially important areas in accordance with the measures of the national program “Digital Economy of the Russian Federation”. Attention is drawn to the creation and development of digital services such as the Unified Digital Platform in the social sphere (UDP), the Unified State Information System for Social Security (USISSO) for the population, the provision of socially important services in electronic form, and the need to introduce digital technologies in social sectors. There is institutionalization of new social practices of digitalization, digital socialization, but at the same time digitalization can generate risks of social stratification and social inequality. One of the priority areas of the processes of digital transformation of the social protection system is also the creation of the “Social Treasury”. This is a new approach to the assignment of social support measures based on universal approaches and endtoend digitalization, which implies proactive information about available state support measures for citizens and simplified receipt of social payments.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как инструмент развития социальной регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока»

Цифровизация как инструмент развития социальной регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока

<п

I_

U

Мкртумова Ирина Владимировна,

д-р социол. наук, проф., проф. каф. полит. анализа и соц-псих. процессов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]

Грачева Ольга Евгеньевна,

канд. экон. наук, доцент, рук. Центра медиации и социально правовой помощи, филиала ГБУ Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства «Содействие» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу процессов развития социальной сферы регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока в векторе цифровизации в условиях реализации прорывных экономических проектов. Жители этих регионов часто сталкиваются с особыми трудностями, связанными с удаленностью от центров развития, климатическими условиями, проблемами занятости, образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.п. К тому же пандемия COVID-19 активизировала внедрение дистанционных практик в социальном взаимодействии, таких, как распространение цифрового потребления. В то же время растет цифровое неравенство между социальными группами населения, включенными и не включенными в ускоренную цифровизацию. В статье показаны приоритетные социально-экономические проекты регионов, влияющие на развитие социальной сферы и повышение качества жизни населения. Так, Россия активно развивает Северный морской путь, вкладывая значительные средства в развитие инфраструктуры и увеличение пропускной способности портов. Показано, что нынешнее активное развитие Северного морского пути и масштабные градообразующие проекты развития северных регионов создает реальную перспективу интенсификации процессов социального развития регионов Крайнего Севера и Арктики и помогут создать до 120 тысяч новых рабочих. Процессы цифровизации в арктических регионах России являются одним из приоритетных направлений развития государственных услуг и сервисов в социально значимых сферах в соответствии с мероприятиями национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Обращено внимание на создание и развитие цифровых сервисов Единая Цифровая Платформа в социальной сфере (ЕЦП), Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) для населения, предоставление социально-значимых услуг в электронном виде, а также на необходимость внедрение цифровых технологий в отраслях социального блока. Происходит институционализация новых социальных практик цифровизации, цифровая социализация, но в то же время цифровизация может порождать риски социального расслоения и социального неравенства. Одним из приоритетных направлений процессов цифровой трансформации системы социальной защиты населения также является создание «Социального казначейства». Это новый подход к назначению мер социальной поддержки на основе универсальных подходов и сквозной цифровизации.

Ключевые слова: Северный морской путь, цифровизация, Единая Цифровая Платформа в социальной сфере (ЕЦП), Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), социально значимые услуги, создание рабочих мест, цифровой паспорт, социальное казначейство.

Введение

Территории российских регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока - это территории с уникальной окружающей средой, обладающие важнейшим геополитическим положением и колоссальным экономическим потенциалом, способным оказать серьёзное позитивное влияние на развитие экономики страны в целом. Геополитическое положение регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока имеет несколько преимуществ. Большая территория и малая плотность населения: регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока занимают огромную территорию, которая составляет более 75% территории России. Население регионов Севера России по данным Росстата на 1 января 2023 года1 составляло около 9 млн чел., (в т.ч. Мурманская область - 658 698, Вологодская область - 1 128 782, Архангельская область и НАО - 1 005 687, Республика Коми - 726 434, Красноярский край -2 845 545, Кемеровская область - 2 568 238, Магаданская область - 134 315, Чукотский АО - 47 840), площадь территории - около 11 млн км.2

Население всего Дальнего Востока составляет 7 903 864 чел. (2023) (5,5% населения РФ, площадь - 6 952 555 км (как две Индии), что составляет 40,6% территории РФ). Население Сибирского федерального округа -16 645 802 чел. (11,6% населения РФ), площадь: 4 361 727 км2 (25,47% территории РФ). Уникальное географическое положение: регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока удобно расположены на границе со странами Юго-Восточной Азии - мировыми центрами транспортных и логистических цепочек. Богатые природные ресурсы: нефть, газ, уголь, древесина, рыба и другие ресурсы могут быть использованы для развития различных отраслей экономики, таких как добыча, переработка и экспорт, что будет сопровождаться развитием социальной сферы [Бадылевич Р.В. Березиков С.А., 2022].

Геополитическое положение, развитие технологий и транспортной инфраструктуры в современных условиях дает новые возможности для экономического роста нашей страны. Развитие Северного морского пути (далее - СМП) значительно улучшит конкурентоспособность России как международного эффективного экономического партнёра, увеличит транспортную доступность северных регионов и обеспечит расширение международного движения товаров. Так, летом время доставки международных грузов, в сравнении с альтернативными маршрутами через Суэцкий канал, сокращается до 40%. Доставка нефти из Мурманска в Японию в два раза быстрее: за 37 дней - через Суэцкий канал, 12291 миля; за 18 дней через Северный Морской путь,

1 Федеральная служба государственной статистики. По данным [Сайт 1- Росстат] - от 01.08.2023 rosstat.gov.ru «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года». (дата обращения: 10.09.2023).

2 Население регионов России 2023: численность, крупные регионы России и федеральные округа список, таблица. По данным [Сайт 1- Росстат] - от 01.08.2023 «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года». https://www.statdata.ru/largest_re-gions_russia (дата обращения: 10.09.2023)

6010 миль. Доставка грузов из Роттердама в порты Азии (Япония, Республика Корея, Китай) на 10 дней быстрее: 33 дня через Суэцкий канал, в среднем 10600 миль; 23 дня через СМП, 7610 миль. Сегодня активно развивается инфраструктура круглогодичной навигации судов по Северному морскому пути1.

Одной из основных отличительных черт жизни в регионах является низкая плотность населения и большое расстояние между населенными пунктами. При этом большинство населенных пунктов имеют небольшую численность жителей, а многие села и поселки находятся в отдаленных и труднодоступных районах. В регионах сохраняются проблемы с развитием инфраструктуры, доступом к качественным медицинским, социальным и образовательным услугам, а также из-за транспортных сложностей, обусловивших в т.ч. высокие цены на продукты питания и товары первой необходимости. Развитие Северного морского пути может создать до 120 тысяч новых рабочих. Это явится важным фактором улучшения социальной ситуации в регионах Крайнего Севера и Арктики, обеспечит доступность для населения всех социально-значимых услуг, в том числе посредством цифровизации социальной сферы (цифровой паспорт региона, социальное казначейство и др.).

Материалы и методы исследования

В данном исследовании под цифровизацией социальной сферы мы понимаем процессы развития государственных услуг и сервисов в социально значимых сферах, их перевод в электронный формат, в соответствии с мероприятиями национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», реализованные в нескольких федеральных проектах. Так, проект «Электронное Правительство» - широчайший набор сервисов на портале ГОСУСЛУГИ2. На портале можно и оплатить ЖГХ, налоги и штрафы, и вызвать врача на дом, записать ребенка в школу, заказать паспорт и выписки ЕГРЮЛ, ЕГРН, многое, - конечно, кроме личного общения, сочувствия, сопереживания. Мы видим, что современные процессы цифровой трансформации активно меняют не только социальную сферу всей нашей страны, они меняют нашу ежедневную жизнь.

Показатели. В 2023 году в электронном формате стали самыми востребованными госуслугами: запись к врачу, выплата единого пособия и выписка из трудовой книжки. Порталом Госуслуги пользуются 103 миллиона человек - почти 70% населения. Для сравнения -за семь месяцев 2023 года гражданами нашей страны было подано 336 млн заявлений на госуслугах, что на 32% больше, чем за то же время в 2022 году. Формируются банки данных ГИС - государственных информационных систем ЕЦП, ЕГИССО, СФР и т.д.

Главные составляющие цифровизации социальной сферы. На федеральном уровне - это прежде всего Единая Цифровая Платформа (далее ЕЦП) в социальной сфере и Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее - ЕГИССО), а также Федеральный реестр инвалидов и др. С 1 января 2024 года все сведения о пенсиях, льготах и льготниках

1 Среднее время доставки товаров через Суэцкий канал и через Северный Морской путь // Yandex.ru/search: [сайт]. 2023. URL: https://yandex.ru/search/?text=среднее+время+дост авки+товаров+через+Суэцкий+канал++и+через +Северный+-Мовской+путь&lr=21745&clid=1955453&win=224 (Дата обращения: 20.09.2023)

2 Портал государственных услуг РФ // www.gosuslugi. ru: [сайт]. URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения:

11.10.2023).

аккумулируют в ЕЦП - Единой централизованной цифровой платформе в социальной сфере. Это закрепил Федеральный закон от 10.07.2023 № 293-ФЗ (далее -Закон 293-ФЗ). Новая информационная система заработает на базе действующих в социальной сфере информационных систем и ресурсов. С 01.01.2024 ЕГИССО3 признается подсистемой Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, оператором которой назначен Социальный фонд России (СФР).

В ЕГИССО загружаются все данные о получателях мер социальной поддержки, в том числе пенсионерах, инвалидах, чернобыльцах и других льготниках. Информацию можно будет увидеть на портале ГОСУСЛУГ. Система будет хранить данные всех получателей социальной помощи: не только выплат, но и льгот, услуг, а также информацию о реабилитации инвалидов, сведения о людях, которые получили травмы на производстве, СВО и т.д.

Внедрение ЕГИССО очень важно для регионов арктических регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока с их огромными расстояниями и рассредоточенностью учреждений социальной сферы.

В сфере охраны труда и социальной защиты населения страны практически сформирован цифровой контур отрасли. Так, если в 2021 году в электронный вид переведены около 100 государственных услуг, в 2022 г. -свыше 160 услуг, то в 2023 году в электронный вид были переведены все массовые социально значимые услуги, включая назначение льготных выплат, пенсий, запись в детские сады, школы, кружки и секции и многое дру-

4

гие .

Пандемия ускорила процессе глобальной цифровизации в мире и нашей стране. Среди работ последних пяти лет, посвященных цифровизации социальных услуг и развитию социальной сфера регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, авторы выделяют несколько исследований [Бадылевич Р.В. Березиков С.А., 2022; Мкрту-мова И.В., 2019]. Так, Потравная Е.В. [Потравная Е.В., 2022] в своем исследовании показывает, как промышленное освоение Арктики способствует народосбереже-нию и повышению качества жизни народов Севера. Изучение процессов интенсификации цифровых технологий в социально-экономическом развитии с помощью социологических исследований позволяет обеспечить статистический анализ и оценку процессов цифровизации как в территориальном, так и во временном аспектах [Архипова Е.Б., Бородкина О.И., 2021]. Например, Сафонов С.А., Зандер Е.В. для оценки значимости уровня цифровизации социальных услуг в РФ и регионах СФО обозначили федеральные и региональные тенденции [Сафонов С.А., Зандер Е.В., 2023]. Наблюдается общероссийская тенденция роста предоставления государственных и муниципальных социальных услуг в электронной форме. Положительную динамику демонстрирует в т.ч. Красноярский край, увеличив показатель доли граждан, использующих механизм получения социальных услуг в электронной форме, с 35,8% в 2014 г. до 80,8% в 2021 г.

Так, изучая процесс цифровизации государственных социальных услуг, Е.И. Добролюбова и А.Н. Старостина [Добролюбова Е.И., Старостина А.Н.,2021] предлагали для каждого субъекта Российской Федерации разработать индекс цифровизации взаимодействия государства

Единая государственная информационная система социального обеспечения // www.egisso.ru: [сайт]. URL: https://egis-so.ru/#/pages/about (дата обращения: 09.10.2023)

4 Новости - Правительство России // www.government.ru: [сайт]. URL: http://government.ru/news/49268/ (дата обращения 09.10.2023)

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Cl I_

u

и граждан. По их мнению, цифровизация делает услуги доступнее и качественнее, а также снижет их себестоимость. В то же время исследователи констатируют негативную тенденцию, связанную со снижением значимости традиционных институтов социализации, адаптации и реабилитации. Цифровые инструменты не всегда хорошо работают при решении сложных задач [Бадыле-вич Р.В. Березиков С.А., 2022] с учетом индивидуального подхода для конкретного человека.

Профессора М.В. Фирсов и М.В. Вдовина, анализируя трансформации института социального обслуживания, отмечают, что трансформируется и сам получатель услуг от биопсихосоциального традиционного типа, к «е-клиенту», где большая часть взаимодействий происходит в цифровой среде [Фирсов М.В., Вдовина М.В. Савинов Л.И., 2020]. Развивая тематику «е-кли-ента», Н.М. Логачева [Логачева Н.М., 2020] считает целесообразным интегрированный показатель: «цифровая зрелость получателя социальных услуг». Показатель суммирует значения трех основных индексов: 1) общая цифровая оснащенность потребителя, учитывающая наличие собственных средств цифровой коммуникации, а в случае их отсутствия - доступность общих; 2) цифровые компетенции и навыки потребителя; 3) цифровая мобильность (индекс, оценивающий гибкость и способность цифровых навыков потребителя к быстрой адаптации к новым технологиям).

Новым подходом в анализе соцзащиты является методика цифрового паспорта регионов [Фирсов, М.В. Вдовина, Л.И. Савинов, 2020; Потравная Е.В., 2022; Козырева Л.Д., Шкурупей О.В., 2020]. Цифровым паспортом выступает набор ключевых показателей цифровизации деятельности социальных служб. Показатель включает: минимальную цифровую корзину, необходимую для оказания базовых услуг; наличие цифровой инфраструктуры и человеческого капитала для цифровизации учреждений социальной сферы; объем инвестиций региона в цифровую трансформацию отрасли. Данный набор показателей дает возможность производить оценку степени цифровизации учреждений соцзащиты, а также проанализировать их готовность к цифровой трансформации в дальнейшем.

Основными теоретическими и методологическими положениями, на которых основывается данное исследование, являются общенаучные теоретические методы анализа и синтеза, дедуктивный метод, аналогия, моделирование, обобщение, методы классификации, формализации и конкретизации. Теоретической основой послужили классические и современные социологические концепции в области теорий социальных систем, социальных структур, социальных институтов, социального неравенства, социальной мобильности, которые использовались для анализа взаимосвязи в т.ч. между цифровизацией социальной защиты и развитием крупных экономических проектов в регионах. Важны социологические теории, описывающие социальные процессы в части целенаправленного социального развития регионов в связи с цифровой трансформацией [Холо-стова Е.И., Вдовина М.В., Мкртумова И.В., Грачева О.Е. 2022; Mkrtumova I.V., Kononova L.I., Vdovina M.V., Stude-nova E.G., Potutkova S.A., 2019; Firsov M., Mkrtumova I., Chernikova A., 2019; Холостова Е.И., Акимова Ю.А., Кли-мантова Г.И. и др. 2019]. Автор опирался на идеи концепции цифровой экономики, которые прояснили, какие преимущества могут быть получены в результате цифрового обновления социальных программ и услуг [Бла-нуца В.И., 2019]. Цифровизация может способствовать развитию дистанционного образования (е-клиент) [Логачева Н.М., 2020]. Цифровизация социальной сферы

должна быть ориентирована на устранение цифрового неравенства и обеспечение включения всех слоев общества.

Результаты исследования

Развитие цифровизации в арктических регионах России является одним из приоритетных направлений для обеспечения экономического и социального развития регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока (цифровой паспорт региона). Пандемия COVID-19 ускорила внедрение дистанционных практик в социальном взаимодействии, таких, как распространение цифрового потребления, а также рост «цифрового разрыва» (digital gap) между социальными группами, включенными и не включенными в ускоренную цифровизацию. Цифровизация социальной сферы, развитие социальных сетей, государственных услуг, электронных медиа и многих цифровых социальных объектов особенно важно для Севера и Арктики с их недостаточно развитой социальной инфраструктурой.

Цифровизация социальной сферы включает в себя широкий спектр мер и инструментов, направленных на автоматизацию и упрощение процессов предоставления социально значимых услуг и сервисов. Во-первых, внедрение ГИС - государственных информационных систем ЕЦП, ЕГИССО, СФР, и т.л. электронных систем учета и обработки информации о гражданах, которые позволяет сократить время и ресурсы на ручное ведение документации и упростить процесс получения социально значимых услуг, сервисов, выплат (социальное казначейство). Цифровизация позволяет улучшить доступность социально значимых услуг и ресурсов, включая электронные государственные услуги, онлайн-покупки, электронное образование, телемедицину, он-лайн голосование и т.д. Это способствует повышению уровня социальной интеграции в обществе. Однако, внедрение цифровых технологий в социальную защиту населения также сопряжено с определенными вызовами и проблемами. Например, необходимо обеспечить доступность цифровых сервисов для всех граждан, включая тех, кто не имеет доступа к интернету или не обладает достаточными навыками работы с компьютером. Одним из вызовов здесь является готовность населения поддерживать и участвовать в практиках цифровизации для получения разного рода социально-значимых услуг.

Качество социальной сферы Севера России во многом связано с обеспечением доступности для населения всех социально-значимых услуг. Одним из приоритетных направлений решения этой задачи является технология «социальное казначейство». Это новый подход к выявительному принципу назначения мер социальной поддержки на основе цифровизации, предполагающий, в т.ч. и упрощённое получение выплат: без сбора справок, просто по одному заявлению или даже без него (беззаявительное назначение мер социальной поддержки).

Для сравнения: по данным Минтруда РФ впервые1 (помимо граждан, уже получающих социальные услуги) социальные услуги в Российской Федерации в 2021 году получали 8 797 740 человека, в то время как только 22,9% получателей социальных услуг - 2 013 млн человек - проживают в Северо-Западном федеральном округе (616 920 человек), в Дальневосточном федеральном округе, где общая численность получателей социальных услуг составила (291 090 человек) и в Сибирском федеральном округах (1 106 465 человек), в целом эти реги-

Количество получателей социальных услуг на основе договоров и разработанных индивидуальных программ в 2021 году // mintrud.gov.ru: [сайт]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/protection/2366 (дата обращения: 21.09.2023)

оны занимают около 75% территории нашей страны1. В России в 2021 году впервые социальные услуги предоставлены 3 482 687 человек (в т.ч. инвалидам) 2.

В Дальневосточном федеральном округе подобные социальные услуги в 2021 году впервые получили 111 556 человек. На договорной основе - 160 771 чело-

век3.

В СФО социальные услуги впервые получали 402 598 человек, в связи с наличием в семье инвалида или инвалидов. На договорной основе - 599 649 человек4.

Правительство страны и правительственные структуры регионов уделяют особое значение развитию циф-ровизации ключевых сфер народного хозяйства в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Авторы статьи отмечают, что в структуре правительства каждого сибирского региона имеется структура, отвечающая за цифровое развитие. Так, в Алтайском крае, в Кемеровской и Новосибирской областях эту работу выполняет «Министерство цифрового развития и связи»; «Министерство цифрового развития» обеспечивают развитие в Республике Алтай и Красноярском крае. В пяти сибирских регионах такие органы управления называется по-разному5. Анализ больших данных Минцифры России, осуществленный Блануца В.И. [Блануца В.И., 2019], показал, как федеральное министерство реализует национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

Динамику интенсификации цифровизации процессов в социальной сфере за 2015-2021 гг. зафиксировали Сафонов С.А., Зандер Е.В. [Сафонов С.А., Зандер Е.В., 2022]. В среднем, почти в три раза повысился уровень цифровизации социально значимых услуг в РФ и регионах СФО - Республике Алтай, Республике Тыва, Республике Хакасия, в Алтайском и Красноярском крае, в Иркутская и Новосибирской областях.

Развитие системы социальной защиты населения напрямую связано с реализаций глобальных градообразующих транспортно-экономических проектов, которые Россия планирует реализовать в Арктике и Северном

1 Информация Минтруда России от 13 июля 2022 г. (по информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представленной по форме № 5 «Сведения

0 получателях социальных услуг», утвержденной приказом Минтруда России от 18 сентября 2014 года № 651н) - раздел

1 // mintrud.gov.ru: [сайт]. 2023. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/protection/2366 (дата обращения: 24.05.2023)

2 Там же, разделы 3-4. // mintrud.gov.ru: [сайт]. URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/2366 (дата обращения: 24.05.2023)

3 Там же, раздел 6. // mintrud.gov.ru: [сайт]. URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/2366 (дата обращения: 24.05.2023)

4 Там же, - раздел 7. // mintrud.gov.ru: [сайт]. URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/2366 (дата обращения: 24.05.2023)

5 www.digital.altayreg.ru // [сайт]. URL: www.digital.altayreg.ru (дата обращения: 24.05.2023). www.mis.rtyva.ru // [сайт]. 2023. URL: www.mis.rtyva.ru (дата обращения - 24.05.2023). www.r-19. ru // [сайт]. 2023. URL: www.r-19.ru/authorities/executiveauthorities (дата обращения - 24.05.2023).

www.digital.alregn.ru // [сайт]. URL: www.digital.alregn.ru (дата обращения: 24.05.2023). www.it.krskstate.ru // [сайт]. 2023. URL: www.it.krskstate.ru (дата обращения: 24.05.2023). www.irkobl. ru // [сайт]. 2023. URL: www.irkobl.ru/sites/economy (дата обращения: 24.05.2023). www.digital42.ru // [сайт]. URL: www.digi-tal42.ru (дата обращения: 24.05.2023).

www.digit.nso.ru // [сайт]. URL: www.digital.nso.ru (дата обращения: 24.05.2023). www.mps.omskportal.ru // [сайт]. 2023. URL: www.mps.omskportal.ru/oiv/mps/ (дата обращения: 24.05.2023). www.digital.tomsk.gov.ru // [сайт]. 2023. URL: www.digital.tomsk. gov.ru / (дата обращения: 24.05.2023). и др.

регионе до 2030 года. Наша страна активно развивает глобальный проект Северный морской путь 9далее -СМП), в рамках этого проекта планируется привлечение инвестиций на сумму более 6 триллионов рублей. СМП в дальнейшем вполне может стать значимой альтернативой Суэцкому каналу. По информации Министерства транспорта РФ, развитие СМП может создать до 120 тысяч новых рабочих мест в различных сферах экономики Севера, таких, как транспорт, логистика, морские перевозки, добыча полезных ископаемых, строительство, социальная сфера и другие. Это может стать важным фактором улучшения социальной и экономической ситуации.

Развитие портов на СМП является градообразующими проектами, предполагающими развитие социальной инфраструктуры. Планируется строительство нескольких новых портов на СМП. Один из таких портов -порт Сабетта, который находится на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе. Порт Сабетта был построен в рамках проекта «Ямал СПГ», который обеспечивает добычу и переработку природного газа на Ямале. Порт Сабетта является крупнейшим портом на СМП и может обслуживать суда до 250 тысяч тонн грузоподъемности. Также в планах строительства новых портов - порт Ленский в Якутии, который будет обслуживать грузооборот в районе реки Лены. Кроме того, планируется реконструкция и модернизация уже существующих портов, таких как порт Дудинка в Красноярском крае и порт Певек в Чукотском автономном округе. Порт Певек является одним из ключевых портов на этом маршруте. Большинство судов, которые проходят через порт Певек, перевозят грузы из Северной Европы и Азии в Америку и обратно. Обслуживать грузоперевозки помогает первая в мире плавучая электростанция, которая уже работает в Певеке пятый год.

В июне 2023 года глава «Росатома» Алексей Лихачев на сессии Петербургского международного экономического форума «Северный морской путь: новые вызовы» сообщил о заказе на 15 плавучих энергоблоков вдоль СМП в Арктике. Такой объем потенциального спроса со стороны компаний видят в «Росатоме»6. По словам Лихачева, «Росатом» уже реализует соответствующий проект для энергоснабжения Баимского ГОКа на Чукотке, который строит казахстанская компания KAZ Minerals. Стоимость этого проекта госкорпорации оценивалась в 169 млрд руб.

В целом, проект «Развитие транспортной системы Северного морского пути» направлен на создание эффективной транспортной инфраструктуры для развития экономики и повышения качества жизни населения в регионах Арктики и Северного морского пути.

Заключение

Задачами государственной политики в Арктике и на Дальнем Востоке являются развитие экономики, транспорта, социальной сферы, повышение уровня и качества жизни населения указанных территорий, эффективное использование имеющихся экономико-географических преимуществ. Активное развитие СМП и масштабные градообразующие проекты развития северных регионов приведет в т.ч. к созданию более 120 000 новых рабочих мест. Жители этих регионов часто сталкиваются

Глава «Росатома» на сессии Петербургского международного экономического форума «Северный морской путь: новые вызовы» сообщил о заказе на 15 плавучих энергоблоков // www.rbc.ru [сайт]. 2023. URL: https://www.rbc.ru/busi-ness/15/06/2023/648ab3eb9a7947624a4cdd5a (дата обращения: 22.09.2023)

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

с особыми трудностями, связанными с климатическими условиями и т.п. Проект СМП позволит в т.ч. обеспечить новое качество социальной сферы, тем самым сформировав привлекательные и более комфортные условия для жизни людей и увеличив социально-экономическую интеграцию внутри региона.

Цифровизация социальной сферы, социальной защиты населения на обширных и малонаселенных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока, благодаря глобальному экономическому проекту развития Северного морского пути, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения регионов. Показателями внедрения технологий цифровизации сферы социальной защиты населения в регионах, помимо обязательных федеральных сервисов ЕЦП, ГОСУСЛУГИ, ЕГИССО, Федеральный реестр инвалидов и д т.п., являются такие внедренные проекты, как «цифровой паспорт» региона, «социальное казначейство». Изменяется не только мир вокруг человека, происходят изменения в восприятии цифровых устройств, человек адаптируется к цифровой среде. Происходит трансформация получателя услуг от биопсихосоциального к «е-клиенту», где большая часть взаимодействий происходит в цифровой среде. Для понимания укорененности новых социальных установок предлагается введение в исследовательских целях интегрированного показателя: «цифровая зрелость получателя социальных услуг».

В целом, цифровизация позволит развивать и создавать социальную инфраструктуру, на порядки увеличить охват населения социальными и медицинскими услугами, повысить доступность образования и социального обслуживания, расширит использование цифровых сервисов для удобного предоставления государственных социальных услуг и социальных выплат, что в целом станет залогом социальной стабильности и ключевой точкой роста человеческого капитала северных регионов нашей страны.

Литература

1. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2022 // Материалы XI Международной научно-практической конференции. Составители: Бадылевич Р.В. Березиков С.А. и др. ФИЦ КНЦ РАН, ИЭП КНЦ РАН. - Издательство: ФИЦ КНЦ (Апатиты). 2022, 194 с.

2. Мкртумова И.В. Режимы социального благосостояния регионов российской федерации в контексте социальной защиты // Отечественный журнал социальной работы. - М.: ИДПО. 2019. № 2(77). С. 53-72.

3. Архипова Е.Б. Проблемы и противоречия цифровой трансформации социальных служб в России / Е.Б. Архипова, О.И. Бородкина // Социология науки и технологий. - СПб.: Издательство «Нестор-История». 2021. № 4. С. 116-134. ISSN 2079-0910 (Print), ISSN 2414-9225.

4. Сафонов С.А., Зандер Е.В. Оценка цифровой трансформации социальной сферы и региональные особенности цифровизации социальных услуг // Цифровая экономика. URL: http://digital-economy.ru/imag-es/easyblog_articles/987/ct55545477.pdf (дата обращения: 23.05.2023)

5. Добролюбова Е.И., Старостина А.Н. Оценка цифро-визации взаимодействия государства и граждан // Статистика и экономика. - М.: Издательство РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2021. № 2. С. 45-56.

6. Фирсов М.В. Цифровизация российской социальной работы: современная практика и пути развития / М.В. Фирсов, М.В. Вдовина, Л.И. Савинов // Те-

ория и практика общественного развития. - М.: Издательский дом «Хорс». 2020. № 9 (151). С. 13-21.

7. Логачева Н.М. Цифровая зрелость потребителя услуг социальной сферы // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск. 2020. № 10 (444). С. 21-27.

8. Индекс «Цифровая Россия». Московская школа управления «Сколково» // https://www.skolko-vo.ru [сайт]. 2023. URL: https://www.skolkovo.ru/re-searches/indeks-cifrovaya-rossiya/ (дата обращения: 05.07.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Потравная Е.В. Как промышленное освоение Арктики способствует народосбережению и повышению качества жизни народов Севера? // Уровень жизни населения регионов России. - М. 2022. Том 18. № 4. С. 555-563. DOI 10.19181/lsprr.2022.18.4.1.

10. Козырева Л.Д., Шкурупей О.В. Система социального обслуживания населения в эпоху цифровизации: социальные инновации и перспективы развития // Научные труды северо-западного института управления РАНХИГС. - М.2018. № 4(36). С. 184-189.

11. Теория социальной работы / Холостова Е.И., Вдовина М.В., Мкртумова И.В., Грачева О.Е. и др.Учеб-ник для магистров / (4-е изд.) - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2022. 474 с.

12. Priorities in theory and practice of contemporary social work in Russia / Mkrtumova I.V., Kononova L.I., Vdovi-na M.V., Studenova E.G., Potutkova S.A. Italian Sociological Review. 2019. Т. 9. № 1. С. 119-130. DOI: 10.13136/isr.v9i1.231

13. Statistical analysis of the processes of intensification the introduction of information and communication technologies in the socio-economic sphere of the Russian Federation / Kislaya I.A., Bondarenko G.A., Rudyaga A.A., Aslanyan S.S. E3S Web of Conferences. 2020. № 208. рр. 1-7.

14. Domestic clinical social work formation in the context of the social protection system encapsulation processes / Firsov M., Mkrtumova I., Chernikova A. В сборнике: Economic and Social Development. Book of Proceedings. Editors: Aleksander Maloletko, Natasa Rupcic, Zoltan Baracskai. 2018. С. 823-830.

15. Российская энциклопедия социальной работы / Акимова Ю.А., Вдовина М.В., Климантова Г.И., Мкртумова И.В. [и др.]. (4-е издание) - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2019. 1032 с.

16. Блануца В.И. Социально-экономическое районирование в эпоху больших данных. - Издательство: НИЦ ИНФРА-М. 2019, 194 с.

17. Проблемы формирования и реализации социально-экономического потенциала развития территорий / Короленко А.В., Груздева М.А., Нацун Л.Н., Барсуков В.Н. [и др.]. - Вологда: Издательство ФГБУН-ВолНЦ РАН. 2018. 386 с.

18. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2022 // Материалы XI Международной научно-практической конференции. Составители: Бадылевич Р.В. Березиков С.А. и др. ФИЦ КНЦ РАН, ИЭП КНЦ РАН. - Издательство: ФИЦ КНЦ (Апатиты). 2022, 194 с.

DIGITALIZATION AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT

OF SOCIAL REGIONS OF THE NORTH, SIBERIA AND

THE FAR EAST

Mkrtumova I.V., Gracheva O.E.

Plekhanov Russian University of Economics, Branch of the State Budgetary

Institution Resource Center for guardianship and custody issues "Sodeistvie"

Department of Labor and Social Protection of Moscow

The article is devoted to the analysis of the processes of social sphere development in the regions of the North, Siberia and the Far East in the vector of digitalization in the conditions of implementation of breakthrough economic projects. Residents of these regions often face special difficulties associated with remoteness from development centers, climatic conditions, problems of employment, education, health care, social protection, etc. In addition, the COVID-19 pandemic has intensified the adoption of remote practices in social interaction, such as the spread of digital consumption. At the same time, digital inequality between social groups included and not included in accelerated digitalization is growing. The article shows the priority socio-economic projects of the regions that influence the development of the social sphere and improve the quality of life of the population. For example, Russia is actively developing the Northern Sea Route, investing significant funds in the development of infrastructure and increasing the capacity of ports. It is shown that the current active development of the Northern Sea Route and large-scale city-forming development projects in the northern regions create a real prospect of intensifying the processes of social development of the Far North and Arctic regions and will help to create up to 120 thousand new workers. Digitalization processes in the Arctic regions of Russia are one of the priority areas for the development of public services and services in socially important areas in accordance with the measures of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". Attention is drawn to the creation and development of digital services such as the Unified Digital Platform in the social sphere (UDP), the Unified State Information System for Social Security (USISSO) for the population, the provision of socially important services in electronic form, and the need to introduce digital technologies in social sectors. There is institutionalization of new social practices of digitalization, digital socialization, but at the same time digitalization can generate risks of social stratification and social inequality. One of the priority areas of the processes of digital transformation of the social protection system is also the creation of the "Social Treasury". This is a new approach to the assignment of social support measures based on universal approaches and end-to-end digitalization, which implies proactive information about available state support measures for citizens and simplified receipt of social payments.

Keywords: Northern Sea Route, digitalization, Unified Digital Platform in the social sphere (UDP), Unified State Information System for Social Security (USISSS), socially important services, job creation, digital passport, social treasury.

Reference

1. The North and the Arctic in the new paradigm of world development. Luzin Readings - 2022 // Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. Compiled by: Badylevich R.V. Berezikov S.A. and others. Federal Research Center KSC RAS, IEP KSC RAS. - Publisher: Federal Research Center KSC (Apatity). 2022, 194 p.

2. Mkrtumova I.V. Regimes of social welfare of regions of the Russian Federation in the context of social protection // Domestic Journal of Social Work. - M.: IDPO. 2019. No. 2(77). pp. 53-72.

3. Arkhipova E.B. Problems and contradictions of digital transformation of social services in Russia / E.B. Arkhipova, O. I. Borod-kina // Sociology of science and technology. - St. Petersburg: Publishing house "Nestor-History". 2021. No. 4. pp. 116-134. ISSN 2079-0910 (Print), ISSN 2414-9225.

4. Safonov S.A., Zander E.V. Assessment of digital transformation of the social sphere and regional features of digitalization of

social services // Digital Economy. URL: http://digital-economy. ru/images/easyblog_articles/987/ct55545477.pdf (access date: 05.23.2023)

5. Dobrolyubova E.I., Starostina A.N. Assessing the digitalization of interaction between the state and citizens // Statistics and Economics. - M.: Publishing house REU im. G.V. Plekhanov. 2021. No. 2. pp. 45-56.

6. Firsov M.V. Digitalization of Russian social work: modern practice and development paths / M.V. Firsov, M.V. Vdovina, L. I. Savinov // Theory and practice of social development. - M.: Publishing house "Khors". 2020. No. 9 (151). pp. 13-21.

7. Logacheva N.M. Digital maturity of the consumer of social services // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - Chelyabinsk. 2020. No. 10 (444). pp. 21-27.

8. Index "Digital Russia". Moscow School of Management "Skolk-ovo" // https://www.skolkovo.ru [website]. 2023. URL: https:// www.skolkovo.ru/researches/indeks-cifrovaya-rossiya/ (access date: 07/05/2023)

9. Potravnaya E.V. How does the industrial development of the Arctic contribute to saving people and improving the quality of life of the peoples of the North? // Standard of living of the population of Russian regions. - M. 2022. Volume 18. No. 4. P. 555563. DOI 10.19181/lsprr.2022.18.4.1.

10. Kozyreva L.D., Shkurupey O.V. The system of social services for the population in the era of digitalization: social innovations and development prospects // Scientific works of the NorthWestern Institute of Management RANEPA. - M.2018. No. 4(36). pp. 184-189.

11. Theory of social work / Kholostova E.I., Vdovina M.V., Mkrtumova I.V., Gracheva O.E. and others. Textbook for masters / (4th ed.) - M.: YURAYT Publishing House, 2022. 474 p.

12. Priorities in theory and practice of contemporary social work in Russia / Mkrtumova I.V., Kononova L.I., Vdovina M.V., Studen-ova E.G., Potutkova S.A. Italian Sociological Review. 2019. T. 9. No. 1. P. 119-130. DOI: 10.13136/isr.v9i1.231

13. Statistical analysis of the processes of intensification of the introduction of information and communication technologies in the socio-economic sphere of the Russian Federation / Kislaya I.A., Bondarenko G.A., Rudyaga A.A., Aslanyan S.S. E3S Web of Conferences. 2020. No. 208. pp. 1-7.

14. Domestic clinical social work formation in the context of the social protection system encapsulation processes / Firsov M., Mkrtumova I., Chernikova A. In the collection: Economic and Social Development. Book of Proceedings. Editors: Aleksander Malol-etko, Natasa Rupcic, Zoltan Baracskai. 2018. pp. 823-830.

15. Russian encyclopedia of social work / Akimova Yu.A., Vdovina M.V., Klimantova G.I., Mkrtumova I.V. [and etc.]. (4th edition) - M.: YURAYT Publishing House, 2019. 1032 p.

16. Blanutsa V.I. Socio-economic zoning in the era of big data. -Publisher: Scientific Research Center INFRA-M. 2019, 194 p.

17. Problems of formation and implementation of socio-economic potential for the development of territories / Korolenko A.V., Gruzdeva M.A., Natsun L.N., Barsukov V.N. [and etc.]. - Vologda: Publishing house of the Russian Academy of Sciences. 2018. 386 p.

18. The North and the Arctic in the new paradigm of world development. Luzin Readings - 2022 // Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. Compiled by: Badylevich R.V. Berezikov S.A. and others. Federal Research Center KSC RAS, IEP KSC RAS. - Publisher: Federal Research Center KSC (Apatity). 2022, 194 p.

C3

o

cr

IE

0

1

-1 y

"O

IE

cr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.