Научная статья на тему 'Проблемы тематического и жанрово-стилевого своеобразия современной районной прессы (региональный аспект)'

Проблемы тематического и жанрово-стилевого своеобразия современной районной прессы (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1408
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОННАЯ ПРЕССА / СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ СМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИТОРИЯ / ПРОБЛЕМАТИКА / ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кедяркин Сергей Николаевич, Макарова Людмила Сергеевна

Районная пресса занимает особое место в системе современных СМИ. Преодолев трудности перехода к рыночным отношениям, районные газеты Нижегородской области, в большинстве своем, сохранили лучшие традиции советской журналистики и сумели занять определенную нишу на информационном рынке. Публикациям в районной газете присущи личностное начало и ориентация на жизнь местного сообщества, что во многом определяет ее стабильное положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы тематического и жанрово-стилевого своеобразия современной районной прессы (региональный аспект)»

молодежи становится одним из факторов изменений в ее повседневной жизни. Она активно проникает в культурные сферы вместе с пользующимися у молодежи интересом реалиями, компьютерными играми, Интернетом, анимационными фильмами, японскими сериалами и музыкой.

Список литературы

1. Крысин, Л. П. О некоторых изменениях в русском языке конца XX века [Текст] / Л. П.

Крысин // Исследования по славянским языкам. - 2000. - № 5. - С. 63-91.

2. Маринова, Е. В. Иноязычные слова в русской речи конца XX - начала XXI века : проблемы освоения и функционирования [Текст] / Е. В. Маринова. - М., 2008.

Сергей Николаевич Кедяркин Людмила Сергеевна Макарова

Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского

ПРОБЛЕМЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ИЖАНРОВО-СТИЛЕВОГО СВОЕОБРАЗИЯ СОВРЕМЕННОЙ РАЙОННОЙ ПРЕССЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Районная пресса занимает особое место в системе современных СМИ. Преодолев трудности перехода к рыночным отношениям, районные газеты Нижегородской области, в большинстве своем, сохранили лучшие традиции советской журналистики и сумели занять определенную нишу на информационном рынке. Публикациям в районной газете присущи личностное начало и ориентация на жизнь местного сообщества, что во многом определяет ее стабильное положение.

Ключевые слова: районная пресса, система современных СМИ, информационные технологии, аудитория, проблематика, жанрово-стилевое своеобразие.

В системе средств массовой информации Нижегородской области особое место занимает районная пресса, которая за последние два десятилетия претерпела существенные изменения качественного и количественного порядка. Пережив кризис вхождения в рыночные отношения, районные газеты в своём большинстве адаптировались к новым условиям хозяйствования, получили дополнительный толчок к развитию. Районная пресса по-прежнему составляет одну из многочисленных групп периодических изданий Нижегородской области, объединяющую разные по формату, периодичности, ареалу распространения, полиграфическому исполнению, качеству газеты. Зачастую данный тип прессы является основным источником информации в городах и районах области, своеобразным центром социально-культурных связей конкретной территориальной общности, средством организации, координации и регулирования жизни местного сообщества.

К настоящему времени в Нижегородской области сложилась система районных и город-

ских периодических изданий, которые условно можно разделить на следующие типологические группы:

1. Государственная пресса муниципальных районов Нижегородской области.

2. Государственные городские газеты.

3. Районные и городские негосударственные печатные издания.

4. Государственные издания, выходящие в районах Нижнего Новгорода («Канавинское слово», «Советская площадь, 1», «Приокские вести», «Московская панорама»).

5. Электронные версии традиционных печатных изданий.

Сейчас в Нижегородской области насчитывается свыше 80 районных и городских периодических изданий, чей совокупный разовый тираж превышает 400 тыс. экземпляров, а разовый тираж газет колеблется от 1000 до 37-39 тыс. и более экземпляров [1]. Среди них можно выделить безусловных лидеров по показателям разового тиража: «Канавинское слово» - 50 тыс. экземпляров, «Земляки» - 34 тыс. экземпляров, «Земля кстовская» - 30 тыс.

экземпляров, «Наши земляки» - 27 тыс. экземпляров (все газеты - г. Кстово), «Дзержинец» - 23 тыс. экземпляров.

По традиции, большинство районных газет Нижегородской области газет выходят в чёрно-белом исполнении в формате А3 и имеют объём 4 полосы. Однако в последнее время их объём (чаще номера выходного дня) увеличивается за счёт тематических и рекламных приложений и вкладок. Некоторые издания используют в оформлении первой и последней полос цветные вставки («Выксунский рабочий», «Земля кстовская», «Провинциальная хроника», «Арзамасские новости», «Наши земляки», «Бор-ская правда» и др.), а также выходят увеличенным объёмом 12-24 полосы. Периодичность изданий колеблется от 1 до 2-3 раз в неделю. Иногда цвет включается в оформление праздничных номеров газет.

Таким образом, к настоящему времени в Нижегородской области начал формироваться информационный рынок городских и районных газет, где каждое из изданий стремится самоутвердиться, определить свою роль в информационном обеспечении и коммуникации с аудиторией. Однако не все издания области существуют по законам локального информационного рынка, часть из них по-прежнему не имеет конкурентов на своей территории и, поддерживаемая органами местного самоуправления, остаётся единственным средством информации для населения.

Период конца 1980-х - начала 1990-х годов ХХ века ознаменовался появлением целого ряда изданий, учредителями которых стали частные лица или бизнес-структуры. Выход негосударственных печатных изданий был связан с деятельностью бизнесменов или отдельных групп граждан. Например, предприниматель Олег Захаров в 1989 году основал в Кстове независимую районную газету «Прямая речь», впоследствии получившую название «Земляки». Начав с тысячного тиража, газета «Земляки», благодаря своей информативности, непредвзятой оценке работы органов исполнительной и законодательной власти, довольно жёсткой критике недостатков их деятельности, умелой работе с рекламодателями и распространителями, вскоре стала самой массовой газетой в районе.

Таким образом, возникновение негосударственных районных и городских газет определило новую тенденцию развития информационного пространства региона, заметно расши-

рило его типологическую палитру. При этом благодаря своему стабильному экономическому положению, грамотно выстроенной маркетинговой политике, а также возможности привлекать квалифицированные кадры для создания качественного информационного продукта они получили возможность конкурировать с муниципальными СМИ на информационном рынке Нижегородской области.

Газеты новой волны более демократичны по формату, содержанию, имеют достойное техническое оснащение и, как правило, полиграфическое исполнение, современный, удобный дизайн. В их оформлении присутствует цветная печать, чего лишены традиционные районные газеты, и больший, в сравнении с другими районными газетами, объём - 12-24 полосы. Вследствие развития информационно-коммуникационных технологий такие газеты первыми стали создавать собственные сайты в сети Интернет, что позволяет не только реализовать новые творческие возможности, создавать качественно новый, интересный, конкурентоспособный информационный продукт, но и расширить свою аудиторию, создать условия для дальнейшего экономического благополучия.

До 1991 года учредителями всех без исключения районных газет являлись областной и районные комитеты КПСС, которые не только диктовали информационную политику изданий, но и вмешивались в хозяйственную деятельность коллективов. В настоящее время учредителями большинства районных газет являются Правительство Нижегородской области, администрации городов и районов, а также редакционные коллективы. Сами газеты в большинстве своем имеют статус муниципальных учреждений. Наличие в составе учредителей муниципального органа власти, с одной стороны, способствует сохранению стабильности и жизнеспособности районной прессы, с другой - повышаются возможности местных администраций существенно влиять на информационную политику газеты. В этой связи практически повсеместно существует проблема взаимодействия районной прессы с представителями местных органов власти, в большей степени с главами местного самоуправления, которые выступают в качестве учредителей или соучредителей районной газеты [2. С. 7].

Иногда давление властей столь сильно, что газета перестаёт служить интересам местного сообщества и превращается в ретранслятор идей руководителей местного самоуправления,

а потому многие редакторы газет попросту боятся отступить от принятой соучредителем линии. «Непокорных» же сразу ставят на место либо лишают права осуществлять руководство редакционным коллективом. В качестве примеров следует отметить случаи с редакторами газет в Семёнове, Арзамасе, Гагино, Урене, Лукоянове, Спасском, Сосновском и других районах, когда главы местного самоуправления единовластно, росчерком пера отстраняли их от занимаемой должности или добивались увольнения под давлением правоохранительных органов. Однако в большинстве случаев закон был на стороне редакторов, и они были впоследствии восстановлены в должности (например, Т. А. Якимова, редактор газеты «Со-сновский вестник»).

Анализ тематики публикаций районных газет позволяет сделать следующие выводы. Имея своё лицо, районная газета не ограничена рамками только одной социальной, возрастной или профессиональной группы читателей. Она выполняет в масштабах района функции всех центральных, отраслевых и специальных изданий одновременно. Это во многом определяет соотношение центральных, региональных и местных новостей. Безусловно, лидирующую позицию занимают местные новости, затем идёт региональная информация и в минимальной степени подаётся информация общероссийская и внешнеполитическая.

Информация органов местного самоуправления размещается в специальных рубриках: «С оперативки в районной администрации» («Борская правда»), «В районной администрации» («Лукояновская правда», «Край родной»), «В земском Собрании» («Воскресенская жизнь»), «С совещания руководителей» («Родная земля») и др. Она дополняется сообщениями пресс-службы Правительства области о деятельности главы региона, а также региональных органов власти, под следующими рубриками: «В Правительстве Нижегородской области» («Лукояновская правда»), «Новости Губернии» («Выксунский рабочий»), «Пресс-служба Губернатора» («Край родной»), «Областные вести» («Павловский металлист»), «В кабинетах власти» («Вперёд»). Безусловно, подача такой информации важна в системе просвещения сельской аудитории в вопросах государственного и муниципального управления. Однако зачастую она имеет односторонний характер. Элементы диалога власти и населения, публичного обсуждения общественно

значимых проблем, несмотря на наличие почти в каждом издании специальной рубрики «Диалог с властью», встречаются в «районках» достаточно редко.

Традиционно для официальных материалов в районных газетах отводятся первая и вторая полосы. Порой журналисты излишне увлекаются подачей официальных сообщений, политической информации, однако не вполне справедливо будет винить в этом исключительно местные администрации, некоторые из которых достаточно лояльны по отношению к журналистам и не всегда жёстко контролируют их деятельность, отдавая им на откуп свободу публикации информации, позволяя проявлять инициативу. В этом случае трудно судить, имеем ли мы дело со стремлением угодить властям или с отсутствием профессионализма у журналистов и редакторов, заполняющих страницы номера сухим официозом.

Другой темой, освещаемой в районной прессе, является культура. Основное внимание журналистами уделяется событиям локального районного масштаба. Информация о них публикуется в специальных рубриках, страничках и подборках: «Культурная жизнь» («Воскресенская жизнь»), «Культура» («Семёновский вестник», «Лукояновская правда») и др. Вместе с тем на страницах районных газет находят отражение материалы о крупных культурных событиях областного, регионального и всероссийского масштаба, имеющие большое просветительское и воспитательное значение, а также играющие важную роль в формировании имиджа региона. Здесь можно отметить Пушкинский праздник поэзии («Бол-динский вестник»), Всероссийский фестиваль «Золотая хохлома» («Семёновский вестник»), Всероссийский фестиваль «Китежская Русь», фестиваль «Ступенька к славе» («Городецкий вестник»), формирование туристических центров в Семёнове, Дивееве, Арзамасе, Большом Болдине.

Большое внимание районная газета уделяет людям - «служителям» культуры. Героями публикаций становятся библиотекари, краеведы, народные умельцы, художники, поэты. Как правило, информация о таких людях выходит в жанре очерка или зарисовки. Портрет человека складывается из рассказа об интересных моментах и событиях его жизни, приведших к тому или иному увлечению или выбору профессии. Например, публикация о резчике из бересты Владимире Колесове «Береста - неиз-

ученная наука» («Новый путь»). Вот лишь некоторые из рубрик, под которыми публикуется такая информация: «Продолжая знакомство», «Народные умельцы», «Наш календарь», «Удивительное рядом», «Юбилей», «Расскажу о человеке», «Краеведение» («Новый путь»).

Следует отметить активизацию в последние годы интереса районных газет к прошлому края, находящему отражение на страницах местной газеты в рубрике «Между прошлым и будущим», на краеведческих страницах и в приложениях «Братина», «Истоки», «Малая родина», «Моя малая родина», «Краеведение». На страницах районных изданий публикуются материалы местных историков и краеведов (подборка материалов о жизни семьи патриарха Кирилла в Лукояновском районе - «Лукоя-новская правда», о визите А. С. Пушкина в Лу-коянов и неизвестных фактах его биографии; серия публикаций по истории района «История рода в истории города» в рубрике «Память: годы, люди» - «Богородская газета»). Тенденции времени определяют интерес к различным аспектам истории взаимоотношений народов, проживающих на территории Нижегородской области: марийцев, мордвы, татар и др. («Лу-кояновская правда», «Вперёд», «Семёновский вестник», «Выксунский рабочий», «Болдин-ский вестник»). Данные публикации не только носят образовательный характер, но и имеют воспитательное значение. При этом авторы стараются избегать негативных оценок, с уважением относясь к самобытным традициям других народов.

Журналисты высказывают мнения о массовой культуре, о влиянии телевидения на сознание подростков. Некоторые издания имеют специальную рубрику, посвящённую размышлениям о культурном и нравственном состоянии современного общества («Мозаика жизни», «Мысли вслух» Е. Зайцева - «Семеновский вестник»). В рассуждениях журналистов большое место занимает проблема провинциальной культуры. Районные газеты активно поддерживают замечательные традиции творчества тех писателей прошлого и настоящего, чья литературная судьба так или иначе связана с данным районом. Так, «Семёновский вестник» регулярно публикует материалы, посвя-щённые Б. Корнилову, С. Афоньшину, В. Миронову, А. Гордееву, в «Лукояновской правде» мы находим материалы о жизни и творчестве выдающихся земляков М. Суетнова и А. Па-треева. Интересен опыт газеты «Провинциаль-

ная хроника», в которой регулярно в рубрике «Литературная гостиная» выходят рассказы и повести главного редактора газеты, члена Союза писателей России Анатолия Пантелеева. Красочный, живой, образный язык его произведений привлекает внимание читающей публики, воспитывает вкус к родному слову. Нередко газета становится площадкой, на которой разворачиваются интересные дискуссии о состоянии современной и, в частности, местной литературы: «На завалинке у русской избы», «Как слово наше отзовется... Полемические заметки о творческом процессе» («Семёновский вестник»).

Большое внимание уделяется на страницах районных газет теме победы в Великой Отечественной войне. Специфической особенностью воплощения данной темы является использование метода «живой истории» («oral history»): рассказы о земляках-ветеранах, публикация воспоминаний, писем и т. д. Интересно отметить тот факт, что некоторые газеты, например, предоставляют юным корреспондентам возможность рассказать историю своей семьи. Тем самым поддерживается связь поколений и интерес молодых к прошлому края и страны в целом: «Война по-своему крутит людскими судьбами» («Семёновский вестник»); «Страницы семейной летописи» («Арзамасские новости»); «Передо мной лежит фотография.», автор - И. Смирнова, ученица 9 класса («Семёновский вестник»); в рамках рубрики «Семейные реликвии» - «Письмо о прожитом», автор - М. И. Козлова, дочь погибшего солдата. Данные публикации не только являются ценным источником по изучению истории родного края, но и помогают осмыслению прошлого России, особенно её судьбы в ХХ столетии.

В последние десятилетия на страницах районной прессы стали появляться материалы, связанные с конфессиональной тематикой. Возрастание интереса к проблемам религии, восстановление православных святынь, активизация деятельности религиозных организаций обусловили пристальное внимание к данной теме, а также потребность читателя в соответствующих публикациях. Так или иначе, эта тема присутствует во всех районных газетах области. Большинство публикаций светской периодики касается православия и ислама, а также деятельности соответствующих религиозных организаций.

Однако характер подачи материалов, связанных с конфессиональной тематикой в пери-

одических изданиях данного типа, неоднороден и зависит от множества факторов. Одним из наиболее значимых является ее отражение в газетах районов, где сосредоточены крупные центры православия Нижегородской области: Арзамаса, Дивеева, Лыскова, Городца. Подходя к ее освещению, журналисты обращаются к внутренней жизни религиозных общин, таинствам, обрядам, церемониям, религиозным праздникам (Рождество Христово, Пасха и др.). Нередко в газетах размещаются художественные произведения, посвящённые религиозной тематике, а также проводится работа по разъяснению правил поведения в храме. Значительная часть газетных публикаций посвящена вопросам взаимодействия разных возрастных и социальных групп населения и церкви, церкви и учреждений образования, культуры, духовному просвещению и воспитанию («В нашем благочинии», «Угодник божий» - «Сельская трибуна»). Вместе с тем, в ряде случаев мы имеем дело с сухой перепечаткой дайджестов других изданий или простой констатацией фактов по теме.

Важное место в публикациях районной прессы занимает аграрная тема, поскольку сельское хозяйство является ведущей отраслью производства в большинстве районов. В настоящее время развитие этой темы менее интенсивно представлено на страницах газет. Вместе с тем специалистами на страницах газеты обсуждаются актуальные вопросы развития сельского хозяйства: заготовка кормов, своевременный сев и сбор урожая, зимовка скота, сохранение поголовья в период эпидемий, советы по уходу за домашним скотом, рекомендации по организации и содержанию приусадебного участка. Газеты также публикуют материалы о проблемах простых тружеников сельского хозяйства: невыплате заработной платы, отсталости методов управления и технологий, невнимании государства и бюрократизме чиновников по отношению к сельскохозяйственному производству.

Большое внимание журналисты, работающие в районной прессе, конечно же, уделяют социальной тематике. С изменением общественно-политической ситуации в стране данная тема получила более полное развитие на страницах районных изданий, появилась возможность открыто и без прикрас говорить о «наболевшем». Главными векторами данной темы являются здоровье, образование, социальное и пенсионное обеспечение, социальная

защита населения, проблемы людей с ограниченными возможностями, проблемы материнства и детства, молодёжи и многие другие.

Личностное начало, присущее публикациям в районной прессе, интерес к судьбе конкретного односельчанина, земляка является специфической особенностью данного вида изданий. Это свидетельствует о некоей тенденции, характерной для районной газеты как типа издания. Практически в каждой районной газете присутствует рубрика, в которой регулярно помещается материал о талантливом земляке: «Наше наследие» («Семёновский вестник»), «Рядом с нами», «Имена в истории края» («В её стихах живет Есенин», «Местный Кули-бин» - «Вперёд»); материал К. Ефимова о Герое Социалистического Труда В. В. Кузнецове «Московские высоты деревенского подпаска» («Семёновский вестник»); «Русский интеллигент» Л. Королевой («Семёновский вестник»). Внимание журналистов привлекают и судьбы простых людей-тружеников, честно проживших свою жизнь: «Разведчик» М. Пушкарёвой - «Арзамасские новости»; рубрика «Судьбы» в газете «Семёновский вестник».

Авторитетность и интерес издания - а отсюда его тираж - во многом объясняются умением редакции газеты налаживать связи со своей аудиторией. В этом отношении необходимо отметить активную деятельность ряда редакционных коллективов области как культурно-организующих центров. Районные газеты ведут активную работу по налаживанию обратной связи с аудиторией. С этой целью организуются «прямые линии», «круглые столы», выезды, тематические встречи, «Дни подписчика», торжественные мероприятия по случаю юбилея газеты, ведётся регулярная работа с письмами, публикуются обзоры и подборки.

Такая организация работы формирует убеждение читателей, что с «районкой», а через неё со всей читающей аудиторией, можно откровенно поговорить, задать вопрос и получить ответ, высказать своё мнение, пожаловаться на несправедливость и получить квалифицированную помощь, а иногда просто поделиться своей болью и бедой и найти в этом своё утешение. Полезность таких материалов заключается в их конкретности, практичности и целенаправленности, без излишнего философствования. Спецификой всех районных газет области также являются многочисленные поздравления и выражения соболезнований, занимающие порой до двух-четырёх полос газетной площади.

Динамика социальных потребностей общества и аудитории диктует районной газете необходимость постоянного расширения тематики, охвата всё более разнообразных тем и проблем, сторон жизни районов, в том числе в сферах производства, культуры, быта.

Характеризуя жанрово-стилевое своеобразие современной районной прессы, следует отметить, что за последние десятилетия, районная газета стала более динамичной и оперативной в подаче материалов, форме вёрстки, изменила тон своих публикаций.

Стоящая перед современными районными газетами задача представляется достаточно сложной. Рассчитанная на самую широкую аудиторию, освещающая самые разнообразные темы и проблемы, газета должна, с одной стороны, адекватно представить их и донести их смысл до аудитории, с другой - сделать это, с использованием имеющихся у журналистов возможностей, доступным и понятным для каждого читающего, будь то высококвалифицированный специалист или простой школьник. Зачастую журналисты забывают об этом и размещают материалы без соответствующей жанрово-стилевой и структурной трансформации. Существует другая крайность, когда журналисты нарочито и излишне упрощают содержание материалов.

Говоря о жанровой системе современной районной прессы, следует отметить, что существенно изменилась палитра используемых журналистами жанров. В настоящее время в этой области происходят интересные процессы. Объёмные аналитические жанровые формы уступают место более компактным и оперативным - информационным, позволяющим вместить в номерах большее количество новостей, рассказать о большем количестве местных событий.

Чаще всего на страницах газет можно встретить информацию, заметку, расширенную заметку, хронику, подборки кратких новостей района, области, города, а также всевозможные репортажи и интервью. Для ряда газет это стало характерной тенденцией. Как правило, такие подборки размещаются на первой, реже на второй полосе в рубриках: «Коротко о главном», «Короткой строкой», «О главном», «Калейдоскоп новостей» и др.

Увлекаясь включением в канву номеров материалов, созданных в информационных жанрах, а также публикаций художественных и художественно-публицистических жанров,

газета превращается в своеобразный дайджест («Воскресенская жизнь»), забывает о своём истинном предназначении - информировать читательскую аудиторию по широкому кругу вопросов и проблем. Другой крайностью является публикация всевозможных отчётов о заседаниях и совещаниях областных и местных органов власти, уставов, директив и прочих официальных документов, зачастую полностью занимающих и без того скудную площадь районной газеты.

Сегодня на страницах изданий можно встретить и новые жанры: колонку редактора или специалиста в той или иной отрасли, а также авторскую рубрику журналиста. К большому сожалению, в последнее время всё реже встречаются материалы, созданные в крупных аналитических жанрах, - статьи, рецензии, комментарии, обзоры, имеющих дискуссионно-полемический характер. Чаще журналисты ограничиваются констатацией факта, обозначением проблемы, прибегают к средствам активизации читателей. Однако отрадно, что в целом ряде газет сохраняется и используется жанр корреспонденции.

Одной из примечательных черт последних лет стала активизация в районных газетах разновидностей художественно-публицистических жанров-зарисовок, очерковых зарисовок. Наличие данной группы жанров обеспечивает районной газете особое звучание, особую лирическую волну, которая не свойственна региональным и тем более центральным изданиям. За счёт особых интонаций таких жанров газете проще найти общий язык с аудиторией, наладить с нею контакт. Как правило, очерк или зарисовка носят портретный характер.

Следует отметить, что жанровая палитра художественно-документальных жанров районной прессы за последние годы заметно расширилась. В ряде газет можно встретить уже, казалось бы, утраченные жанры - фельетон и эссе. Кроме того, журналисты всё чаще используют такие формы подачи материалов, как история-быль, быль, история из жизни, рассчитанные, прежде всего, на эмоциональное восприятие.

Следует отметить присутствие такого явления, как диффузия, или трансформация, жанров и жанровых форм в районной прессе, то есть стремление соединить в одной публикации элементы разных жанров. Так, при создании репортажа зачастую прибегают к включению в них элементов интервью, а в жанры кор-

респонденции и статьи включаются элементы отчёта и комментария. Отдельного изучения требует наличие на газетных полосах большого количества фотографий, фоторепортажей, фотоиллюстраций и т. д. С появлением в редакциях соответствующей цифровой фото- и видеотехники всё чаще создавать фотоматериалы стали сами журналисты, хотя в целом ряде газет такую работу выполняют специальные сотрудники редакций. Анализируя фотоматериалы, необходимо отметить, что в большинстве своём редакционные коллективы не всегда внимательно и аккуратно относятся к подбору фотографий, нередко публикуя «пустые» и «глухие», бессодержательные снимки, носящие статичный характер (человек на рабочем месте, с ручкой в руке и характерным поворотом головы, позирует фотографу).

Новые возможности открывают перед районной прессой активное развитие информационно-коммуникативных технологий, появление новых технических устройств и процессов. Благодаря этому газеты получили возможность выхода в сеть Интернет, что позволяет расшить не только сферу влияния на аудиторию, но и круг рекламодателей, что ведёт к улучшению экономического положения редакции. «К достоинствам сайтов можно отнести унифицированное оформление и навигацию. К недостаткам - очень многие газеты пренебрегают обновлением информации, видимо, недооценивая роль электронной версии собственного издания» [3. С. 129]. Подобные замечания справедливы и для районных газет Нижегородской области.

К настоящему времени в Нижегородской области целый ряд газет («Выксунский рабочий», «Арзамасские новости», «Земляки», «Земля кстовская», «На земле починковской», «Воскресенская жизнь», «Вачская газета», «Павловский металлист», «Городецкий вестник» и др.) получил возможность создать собственные сайты и выходить на контакт со своей аудиторией в виртуальном пространстве.

Размещаясь в сети Интернет, данные газеты, как правило, заявляют о наличии новых технических и творческих возможностей, которыми на данный момент располагает редакционный коллектив периодического издания. Речь идёт не только о принципиально новом подходе к созданию информационного продукта, но и о его характере, а также о налаживании новой системы отношений с аудиторией. Вместе с тем, проведённый контент-анализ показывает,

что содержание большинства виртуальных информационных страниц районных газет достаточно статично и внешне непривлекательно. Например, анализ сайта газеты «На земле по-чинковской» за внешней привлекательностью обнаружил нерегулярное обновление информации (с апреля по октябрь 2009 г. на сайте не было изменений), а также наличие дополнительных, по большей части не имеющих отношения к журналистике сведений: фото Починок, информация по истории района и др.

Таким образом, несмотря на многочисленные кризисные моменты своего существования, районная пресса Нижегородской области доказала свою жизнеспособность и осталась равноправным участником информационного диалога с аудиторией. Вопреки многочисленным разговорам о несостоятельности районных изданий в условиях рыночных отношений, редакторы строят планы на ближайшие годы, определяют, пусть и не без вполне оправданных опасений, перспективы развития районных газет области.

К настоящему моменту сформировалась типологическая структура районных и городских СМИ. Пусть медленно, но всё-таки происходит изменение в технологиях производства информационного продукта, более динамичного, отвечающего требованиям времени, меняется взгляд районных газет на мир, динамика времени обусловливает динамику освещаемых в газетах тем. Несмотря на сложности организации профессиональной переподготовки кадров, в журналистские коллективы приходит молодое поколение творческих работников. Благодаря развитию информационных технологий, районная пресса получила возможность выхода в глобальное информационное пространство -сеть Интернет. Таким образом, районная газета является незаменимым атрибутом жизни районов, и у неё, несомненно, светлое будущее.

Список литературы

1. Средства массовой информации и полиграфические предприятия Нижегородской области [Текст] : справочник / ред.-сост. В. А. Миронова. - Н. Новгород, 2006. - 59 с.

2. Подковырин, В. Газета - величина постоянная, глава администрации - временная [Текст] / В. Подковырин // Журналистика и ме-диарынок. - 2005. - № 11. - С. 7-8.

3. Местная печать Москвы и Подмосковья [Текст] / под. ред. Э. А. Лазаревич. - М. : ГЦ «Монолит», 2005. - 157 с.

4. Районная печать [Текст] // На пути к информационному обществу / В. В. Егоров. - М. : ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006. - С. 22-34.

5. Средства массовой информации России [Текст] : учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурско-го [и др.]. - М. : Аспект-пресс, 2005. - 252 с.

6. Фролова, Т. И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских

СМИ [Текст] / Т. И. Фролова // Вестник МГУ. -Сер 10. Журналистика. - 2005. - № 1. - С. 15.

7. Типология периодической печати [Текст] / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. -М. : Аспект-пресс, 2007. - 354 с.

8. Фролова, Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня [Текст] / Т. И. Фролова. - М. : АСИ, 2009. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.