Научная статья на тему 'Характеристика современной региональной прессы России и Казахстана (на примере газет «Южноуральская панорама» и «Костанай-АГРО»)'

Характеристика современной региональной прессы России и Казахстана (на примере газет «Южноуральская панорама» и «Костанай-АГРО») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
788
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / "ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ПАНОРАМА" / "КОСТАНАЙ-АГРО"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Первухина Марина Николаевна

В статье представлен анализ российской и казахстанской региональной прессы на примере двух областных изданий. Обозначены основные составляющие региональной журналистики, история развития СМИ в двух странах, количество газет, телеканалов, радио. Представлены основные этапы развития журналистики в Казахстане. Перечислены основные региональные издания Костанайской и Челябинской областей. Проанализированы жанры и темы, на которые пишут материалы журналисты данных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Первухина Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика современной региональной прессы России и Казахстана (на примере газет «Южноуральская панорама» и «Костанай-АГРО»)»

Первухина М. Н.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ПАНОРАМА» И «КОСТАНАЙ-АГРО»)

В статье представлен анализ российской и казахстанской региональной прессы на примере двух областных изданий. Обозначены основные составляющие региональной журналистики, история развития СМИ в двух странах, количество газет, телеканалов, радио. Представлены основные этапы развития журналистики в Казахстане. Перечислены основные региональные издания Костанайской и Челябинской областей. Проанализированы жанры и темы, на которые пишут материалы журналисты данных изданий.

Ключевые слова: журналистика, региональная пресса, «Южноуральская панорама», «Костанай-АГРО».

В 90-х годах после распада Советского Союза разрушилось и целостное информационное пространство. Изменения, произошедшие в эти годы, сказались на крупных централизованных изданиях, количество которых заметно сократилось. Регионы, автономии, области Российской Федерации стали обособляться, появилось большее количество региональных СМИ и подписчиков на них. В этот период стал отчетливо прослеживаться переход внимания читателей, зрителей и слушателей с федерального на областной уровень.

Сегодня в России 95 областей и автономных образований, межобластных и межрайонных структур, на которые приходится порядка 31 тыс. зарегистрированных СМИ. Всего в регионах существует около 11 тыс. газет и еженедельников, 200 региональных и местных каналов, 4 тыс. сайтов зарегистрированных как СМИ. Региональные издания заметно отличаются от федеральных своими тиражами - больше половины из них выпускает около 10 тыс. экземпляров. Необходимо отметить и полиязычность региональной прессы, которая выходит на более чем 75 языках. В Челябинской области к влиятельным общественно-политическим изданиям, распространяющимся преимущественно в областном центре, относятся: «Вечерний Челябинск», «Уральский курьер», «Южноуральская панорама». Региональные газеты общероссийских изданий: «Аргументы и факты» - Челябинск», «Комсомольская правда» - Челябинск». Газеты городов и районов областного подчинения: «Советское село», «Магнитогорский металл», «Кыштымский рабочий» и другие.

Газета «Южноуральская панорама» - региональная общественно-политическая газета, является официальным изданием Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области. Издается с 1997 года и распространяется на территории Челябинской области. В издании широко освещаются политическая, экономическая, культурная, спортивная, социальная жизнь города и области. Газета выходит в двух форматах - А2 и АЗ объемом 8 и 24 полосы и имеет периодичность - два раза в неделю (понедельник, четверг). Общий тираж в неделю составляет 40 тыс. экземпляров (понедельник - 10 тыс., четверг - 30 тыс.). «Южноуральская панорама» публикует на своих страницах очерки и этюды известных краеведов Южного Урала [3].

В №19 от 2 марта 2017 года на первой полосе в первую очередь бросается в глаза яркая фотография и информация о том, что Челябинск является местом «притяжения» туристов. По информации журналиста, в 2016 году город посетили более 2 млн туристов, которые принесли 4 млрд рублей и подняли область на седьмое место по посещаемо-

сти в стране. По сложившейся традиции, материал начинается на первой полосе и заканчивается на одной из страниц газеты. Так как газета общественно-политическая, две следующие полосы посвящены политическим делам регионального характера, визитам, работе главы региона, актуальным новостям прошедших дней. На следующем развороте разместился репортаж с Кубка мира по фристайлу, где в первую очередь креативные фото привлекают взгляд читателя. Следом идут аналитические материалы о новшествах в сфере бизнеса, проблемах с водообеспечением.

Необходимо отметить, что в газете публикуются статьи как позитивного, так и негативного характера, в которых рассказываются проблемы жителей области. Вот, например, в статье «Вода уходит без следа?» журналист говорит о трудностях, с которыми столкнулись жители Копейска. Автор материала дает в своей публикации несколько точек зрения, а также раскрывает сразу несколько проблем связанных с водой. Пишет о том, что в городе стратегические объекты «Горводоканала» перешли под контроль фирмы с мизерным капиталом, а также выясняет место нахождения денежных средств, которые выделили на реконструкцию сетей, но так и не потратили на ремонт.

Весомую часть газеты составляют публикации культурного характера, журналисты рассказывают о выставках, спектаклях, беседуют с экспертами - около 5 полос. В № 20 от 6 марта 2017 года журналист газеты побеседовал с кинорежиссером Кареном Геворкяном, фильм которого стал абсолютным победителем кинофестиваля «Полный артхаус». Режиссер рассказал о Челябинске, фильме «Вся наша надежда», своей любви, утратах, общности и о главной беде.

На страницах «Южноуральской панорамы» редко, но можно встретить и материалы на сельскую тематику, одно из них - «Село в складчину». Автор материала рассказывает о том, что сельхозперепись выявила фермерский кластер Челябинской области. Межхозяйственный кооператив появился в Верхнеуральском районе совсем недавно, это фермерский кластер в миниатюре, который объединяет весь цикл агробизнеса - от производства до потребителя. Журналист подробно рассказывает о хозяйстве, его владельцах, о том, как начинало зарождаться хозяйство и чего достигло сегодня.

Встречаются в газете и информационные материалы посвященные селу. Например, о том, что в 81 село Челябинской области проведут высокоскоростной Интернет. У газеты также существует Интернет-сайт, который обновили в 2015 году. Сегодня его аудитория практически сравнялась с аудиторией печатной версии газеты. Сайт современный, технологически удобный и мобильный. На нем читатели могут найти публикации за все годы существования газеты.

После распада СССР в бывших союзных республиках появились свои информационные поля, в том числе и в Казахстане. После обретения независимости казахстанская пресса пережила несколько этапов развития. Первый приходился на 1991-1995 год и характеризовался государственной монополией на СМИ. Вторая ступень развития пришлась на 1996-1999 годы и знаменовалась этапом становления и роста журналистики. Третий и четвертый направлены на «медиатизацию политики».

Сегодня в Республике Казахстан зарегистрировано 2765 масс-медиа. Большую часть занимают газеты - 1666, журналы - 848. Действуют около 100 теле- и радиокомпаний, 133 представителя кабельного телевидения, 6 - спутникового вещания и 13 информагентств. Почти 80% существующих в стране СМИ работает в регионах. Лидером среди печатных средств массовой информации вот уже более 10 лет является газета «Караван», тираж которой с учетом региональных приложений составляет около 500 тыс. экземпляров.

В Костанайской области лидером среди печатных СМИ на русском языке является газета «Костанайские новости», на казахском - «Костанай таны», следом за ней - «Наша газета» и «Костанай-АГРО». Последняя выходит на русском и казахском языках. Практически во все районах и городах области имеются свои газеты. В регионе существу-

ют областные и городские телеканалы - «Казахстан-Костанай», «Алау-ТВ», «Акцент» и другие.

Региональная общественно-политическая газета «Костанай-АГРО» выходит на постоянной основе с 16 октября 2009 года. Газету получают производители сельхозтоваров, жители городов и сел области. Выходит она один раз в неделю - в четверг. 24 страницы деловой, полезной и просто интересной информации. Основная читательская аудитория - руководители районов, специалисты сельского хозяйства, главы сельхозформирований, ТОО, крестьянских хозяйств, молочных, мукомольных, перерабатывающих предприятий. Газета распространяется по всем городам и16 районам Костанайской области [2].

Первый весенний номер 2017 года «Костанай-АГРО» рассказал читателям области о празднике, который второй год отмечается в Казахстане - Дне благодарности. Помимо официального мероприятия на эту тему, журналисты опубликовали историю семьи Паз-никовых, которая в годы освоения целины прибыла в Казахстан из России. Гостеприимная казахстанская земля приняла, дала кров, и по сей день семья проживает в Казахстане.

В № 8 от 2 марта 2017 года корреспонденты рассказывают о визитах в область министров различных сфер Казахстана, отчетах акима области и глав районов и городов, будущей посевной, проблемах инвалидов, спортивных достижениях костанайских спортсменов и культурных событиях.

«Костанай-АГРО» - газета в первую очередь аграрная, поэтому в преддверии посевной кампании журналисты дают максимальную информацию для аграриев по изменению субсидирования, проблемам элеваторов, инвестициям в агропромышленный комплекс.

В материале «Микрокредиты - это наша посевная» журналист, побывав на аграрном совещании, главными вопросами которого стали финансирование и субсидирование, рассказывает о том, что было озвучено по новым программам. Освещаются в данной публикации и вопросы, которые задали производители сельхозтоваров в свете новых изменений, их беспокойства и предложения.

Находят в газете отражение культурные и спортивные события. В № 7 от 23 февраля 2017 года журналист рассказывает о Тарановском районном самодеятельном театре, которому в 2017 году исполняется 70 лет. Побеседовав с актерами и режиссером, корреспондент рассказывает историю становления, трудностях, с которыми пришлось столкнуться небольшому районному театру, а также нынешнем состоянии и планах на будущее.

Хотя газета и аграрной направленности, но в ней можно найти и спортивные события и истории успеха отдельных спортсменов. Одна из таких была опубликована в №7 от 3 февраля 2017 года - в ней журналист, встретившись с мастером спорта международного класса, уроженцем одного из районов Костанайской области Сергеем Косоня, рассказал о том, как он пришел в спорт, достижениях и о цели, которую спортсмен поставил перед собой.

Что касается жанровой направленности материалов «Южноуральской панорамы» и «Костанай-АГРО», у них есть общее, но есть и различия. Оба издания берут на вооружение информационные жанры - заметку, репортаж, интервью, отчет. Присутствуют в этих газетах элементы аналитических жанров, таких как комментарий и статья. В «Костанай-АГРО» новости занимают главенствующее место, но встречаются также зарисовки, репортажи. Они занимают больше половины площади газет. В отличие от «Костанай-АГ-РО», в «Южноуральской панораме» публикуют больше материалов в жанре интервью, которые зачастую можно встретить в рубрике «Арт-пространство».

Исторически сложилось так, что в региональной журналистики важное место занимают районные издания. Они всегда испытывают определенные затруднения в кадрах, материально-техническом оснащении, полиграфической базе. Районные газеты пользуются спросом у местных жителей, так как они представляют им информацию о знакомых людях, местной жизни и интересных событиях. [1] Одними из таких газет в Костанайской области являются газеты Карабалыкского района «Айна», Тарановского - «Маяк»,

города Рудный - «Хорошее дело», «Рудненскнй рабочий» и другие. Все перечисленные издания имеют электронные версии своих газет в Интернете, где читатели без труда могут найти нужную им статью.

Сегодня в большинстве своем современная российская и казахстанская журналистика представляют информационный конвейер, который держит курс на бесперебойную выдачу максимально возможного количества новостей, основным требованием которых выступает оперативность. В отличие от республиканской и федеральной прессы, региональная удовлетворяет информационные потребности жителей, которые проживают в данной области, городе, районе, а не всей страны. Регионализация масс-медиа - одна из составляющих современной российской и казахстанской журналистики. Сегодня региональные СМИ испытывают очень много проблем: провинциализм, нехватка средств и кадров, поэтому их улучшение должно стать актуальной задачей и основой демократического развития двух стран.

Список литературы

1. Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты : На примере «Челябинского рабочего»: автореф. дис. канд.филол. наук : 10.01.10 [Текст] / Б. Н. Киршин. -Екатеринбург, 2006. - 181 с.

2. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России [Текст] / Я. Н. За-сурский. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 259 с.

3. Институт региональной прессы: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pdi.spb.ru/.

4. Костанай-АГРО: официальный сайт газеты [Электронный ресурс] - URL: http:// kagro.kz/redakcya.html.

5. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учеб. для вузов [Текст] / С. Г. Корконо-сенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

6. Реснянская, Л. Л. Общероссийские газетные издания [Текст] / Л. Л. Реснянская II Вестн. МГУ - Сер. Журналистика. - 2000. -№4,- С. 3-14.

7. Солганик, Г. Я. О языке и стиле газеты [Электронный ресурс] / Г. Я. Солганик. -URL: http://evartist.narod.ru/textl2/15.htm#_ftnref28.

8. Южноуральская панорама: официальный сайт газеты [Электронный ресурс] - URL: https://up74.ru/about/.

Птушко А. С.

АУДИОСТРИМИНГ КАК НОВЫЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРИМИНГ-СЕРВИСА

SOUNDCLOUD)

Вместе с повсеместным распространением мобильных устройств - смартфонов и планшетов, мы наблюдаем, как меняется и характер потребления музыкального контента. Сегодня происходит активное смещение интереса аудитории в сторону использования музыкальных стриминговых сервисов. Потоковая музыка медленно, но верно замещает музыкальное оффлайн- и онлайн-радиовещание. Эта тенденция, с нашей точки зрения, сохранится в ближайшие годы. В данной статье явление аудиостриминга рассматривается на примере музыкального сервиса SoundCloud.

Ключевые слова: аудиостриминг, музыкальные стриминг-сервисы, онлайн-радиовещание, оффлайн-радиовещание, традиционное радио, потоковое вещание, музыкальный контент, персональное интернет-радио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.