Научная статья на тему 'Новации в стратегической деятельности районных газет'

Новации в стратегической деятельности районных газет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Е. С.

В статье анализируется положение районной газеты на современом рынке масс-медиа. Рассматриваются некоторые ресурсы для повышения конкурентоспособности местных газет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the strategic activity of local newspapers

The destiny of a regional press is an occasion for tumultuous disputes on scientific and practical issues. Many researchers predict fast withdrawal of this press from the information market of Russia. Meanwhile regional newspapers develop with the times and reflect the trends typical for a world newspaper sector. Regional periodicals widely presented in the digital world of the Internet actively contest to capture young readers and cooperate with other media.

Текст научной работы на тему «Новации в стратегической деятельности районных газет»

УДК 07

Е.С. РАДИОНЦЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

НОВАЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННЫХ ГАЗЕТ

В статье анализируется положение районной газеты на современом рынке масс-медиа. Рассматриваются некоторые ресурсы для повышения конкурентоспособности местных газет.

Риторический вопрос: кому нужна районная газета? - до сих пор остается поводом острых научных и практических дискуссий. Местной прессе предрекают скорую смерть, говорят об ее безвозвратном уходе с информационного рынка России. А между тем анализ показывает, что районная периодика не только идет в ногу со временем, но и отражает те тенденции, которые характерны для развития мировой газетной отрасли.

Большинство экспертов едины во мнении, что дальнейший успех периодических изданий будет зависеть от их способности адаптироваться в цифровом мире. Не секрет, что сегодня идетпроцесс разделения мира на информационно богатых и информационно бедных. Этот раскол происходит между континентами и регионами, внутри государств и небольших населенных пунктов. «Информационный раскол определяется по уровню доступа населения к новым информационно-коммуникационным технологиям — к Интернету, компьютерам, мультимедиа и выделяет важнейшие противоречия и трудности движения к информационному обществу. Новая информационно-коммуникационная среда бытования определяет особенности современной системы СМИ информационного общества» [1, с. 29].

Местные издания предпринимают определенные шаги на пути адаптации своей деятельности в цифровом мире: создаются и успешно функционируют объединенные сайты локальных изданий. Яркий пример демонстрирует Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств коммуникации Омской области, создавшее сайт районных газет Омского Прииртышья http://www.omskprint. ru. Вопрос о том, как представлена здесь информационная карта региона, отдельный. Есть несколько изданий — их немного, — которые за определенные периоды не разместили ни одного текста, тем самым лишив информационное пространство Приитышья одного из источников его формирования. Однако в целом в работе сайта просматриваются положительные тенденции: постепенное расширение тематического диапазона, увеличение количества иллюстративного материала. Успешно действует и такая услуга, как рассылка новостной ленты. Электронное распространение новостей районных изданий -первый шаг на пути к серьезной реализации местной информации. Достаточно оформить подписку и оплатить ее, чтобы информация поступала регулярно. Областным средствам массовой информации такая услуга может показаться небезынтересной, потому что позволяет готовить разнообразные подборки новостей. Однако пользоваться рассылкой не всегда удобно и экономично. Ее основной недостаток

в том, что каждая ново гь поступает отдельным сообщением, что предполагает лишние финансовые и временные затраты. Кроме того, все сообщения полностью дублируют информацию на сайте. Спрашивается, зачем пользоваться услугами рассылки, если ее можно взять на открытом сайте? И потом, если пользователю заранее известно, что тема политики или, скажем, экономики его не интересует, зачем он будет оплачивать поступление информации, в которой не заинтересован?

В мире эта проблема у спешно решается онлайновыми агрегаторами и RSS-сводками. Аббревиатура расшифровывается как «реально простая синдика -ция» — (really simple syndication) или как «насыщенное содержание сайта» — (rich site summary). Системы RSS применяются отдельными источниками новостей для составления оглавлений, иногда дополненных краткими аннотациями. Они легко читаются и удобны для поиска. Агрегаторы собирают заголовки из множества источников и обеспечивают простой доступ к самым разнообразным материалам, опубликованным во всем мире. В них применяется некая информационная иерархия, которая позволяет сконцентрировать внимание на последних или интересных новостях. В журналистике эти явления называют «персонифицированными» новостями, поскольку пользователи могут сами задавать условия роиска по определенным темам. Достаточно подписаться, и можно регулярно получать по электронной почте анонсы со ссылками на размещенные в Сети страницы, соответствующие запросу.

Масштаб этих акций достаточно большой. Так, сервис Topix.net или сервис Personal Web Alerts просматривают 6000 источников. Чтобы освещать события одного региона, достаточно районных изданий, но здесь необходимо четко и однозначно решить вопрос об оперативной доставке информации, а пока местные газеты мало заинтересованы в этом, несмотря на административное давление со стороны Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Омской области. В мире больших СМИ наблюдается обратная тенденция: ведущие издания - The New York Times, The Independents — сами заинтересованы в предоставлении информации для RSS-сводок.

Еще одной тенденцией в мире малой прессы считается конвергенция — «...единственная жизнеспособная бизнес-модель для компаний, стремящихся выжить в цифровую эпоху» [2, с. 46), считает операционный директор CanWest Global Communications Corp Рик Камилери (Rick Camilleri). Конвергенция предполагает объединение печатных, вещательных, беспроводных и онлайновых медиа. Зарубежные ис-

следователи полагают, что маленькие и средние по размеру издания имеют больше шансов, чем кажется их владельцам, для создания и получения прибыли от партнерств с другими печатными корпорациями, вещательными каналами или Интернет-сайтами. Об этом много говорил Дин Синглтон (William Dean Singleton), исполнительный директор MediaNews Group Inc. на ежегодной конвенции Национальной газетной ассоциации (NAA) [2, с. 46]. Его компании принадлежит 153 газеты, большая половина из которых — локальные. Газета его родного города Грэ-хэма (штатТехас, США), выходящая дважды в неделю тиражом 5000 экземпляров, заключила партнерство с четырьмя радиостанциями и их Интернет-сайтами. У партнеров общее здание, редакция и отдел рекламы. Совместный проект приносит больше средств, чем партнеры зарабатывали до конвергенции.

Один из первых опытов конвергенции среди районной газеты принадлежит изданию Алтайского края «Змеиногорский вестник». После объединения с издательским домом «Алтапресс» газета изменила свой статус — из районного общественно-политического издания превратилась в автономную некоммерческую организацию, что позволило ей расширить ореол своего распространения, завоевать новые сегменты информационного и рекламного рынка.

Опыт Алтайского края нельзя рассматривать как исключение из правил. В Соединенных Штатах многие издания выбрали путь конвергенции для успешной реализации газет в мире цифровых технологий. Как пишет в своем материале в Star Press Гэйл Коч (Gail Koch), исследование в области конвергенции, проведенное университетом Ball Slate Universily два года назад, показало, что газеты и вещатели делают лишь первые шаги в определении характера взаимного сотрудничества. В ходе первого этапа трехэтап-ного исследования, финансируемого Центром медиа-дизайна, был проведен опрос 372 изданий. Он показал, что 30% из них сотрудничают в сборе новостей с телеканалами. При этом большинство газет уделяет своим телевизионным партнерам мало внимания [2, с. 47].

Интересно то, что конвергенция охватила все тиражные сегменты - независимо от размера газеты, говорит АориДемо (Lori Demo), одна из авторов исследования. Она рассказывает, что одной из целей исследования было выяснить, способствует ли конвергенция созданию более богатой и качественной журналистики. Вот некоторые из полученных цифр: газеты го товы делиться бюджетами на подготовку материалов и подборками публикаций с коллегами с телзвидения, однако стараются придерживать эксклюзивные материалы. Около 44% редакторов заявили, что делятся материалами лишь выборочно, 16% -что никогда не делятся, и 12,3% — что придерживают материалы, которые обеспечивают им конкурентные преимущества над партнерами. Около 12% редакторов ответили, что у них с партнерами общий редактор или отдел координации, планирующий подготовку материалов на ежедневной или почти ежедневной основе. Около 70% газет не обсуждают на редакционных совещаниях способы продвижения содержания их партнеров.

К сожалению, конвергенцию пока нельзя назвать широко растиражированным механизмом в России. По сравнению с конвергенцией гораздо более распространенной можно считать другую тенденцию: последние несколько лет газеты предпринимают агрессивные попытки привлечь внимание все более

неуловимой для них аудитории молодых читателей. Новые издания в Германии, США, Индии и прочих странах нацелили свои форматы, новостную и тарифную политику на молодежь, надеясь взломать этот традиционно упрямый рынок. «Вот уже много лет газетная отрасль находится в состоянии паралича, наблюдая затем, как ее аудитория стареет, а молодые потребители обращаются к другим медиа», -заявил Адам Ханфт на вэблоге Inc.com [2, с.75].

Немецкая газета Die Welt запустила проект Weit Kompakt - компактную газету за полцены, чтобы студенты могли позволить себе ее купить. Boston Globe стала выпускать Boston Teens, которую готовят сами подростки. Hindastan Times реализовала проект Hindastan Times NEXT - отдельную ежедневную газету, разделенную на три тетрадки и призванную привлечь внимание подростков и совершеннолетних за счет охвата широкого спектра их интересов. Некоторые издания пытались привлечь молодых читателей с помощью SMS, предлагая реагировать на статьи в онлайновом режиме. С учетом этих примеров можно сказать, что у редакторов достаточно много возможностей для привлечения молодежи. Какие средства выбирают районные СМИ?

Весь выбор местные издания сводят к однонаправленному формату взаимодействия с молодыми читателями — введению соответствующих рубрик. Разделы, посвященные юной аудитории, есть в каждой районной газете Омской области. Отличия заключаются в периодичности рубрик, способах подачи информации, нацеленности на разновозрастную аудиторию. Скажем, в газете «Усть-Ишимский вестник» Усть-Ишимского района рубрика «Школьный меридиан» была опубликована в 2005 году всего 3 раза. Несмотря на название, полоса явно предназначена для взрослых — родителей, которым интересно, чем занимаются в свободное время их дети. В газете Тар-ского района «Тарское Прииртышье» — двере1уляр-ные рубрики, посвященные молодым читателям, — «Нашголос» (дляребятипроребят) и «Молодежь.ru». Надо сказать, структура достаточно растиражированная. Скажем, в газете «Восход» Нижнеомского района аналогичный принцип: две рубрики — «Школьный проспект» (страничка для мальчишек и девчонок, а также их родителей) и «Молодежный меридиан».

Жанры, которые представлены в рубриках, самые разные: от заметок и корреспонденции до очерков и эссе. Газеты публикуют здесь и письма читателей. «Сегодня каждый представитель поколения NEXT должен сделать свой главный выбор — отстоять свое право на качественную информацию или довольствоваться имеющейся. Давно уже назрела необходимость выпуска в Таре самостоятельной молодежной газеты со специфическими статьями и иллюстрациями - не зря ведь вузы города давно выпускают собственные «студенческие листки», — пишет Александр Жиров, читатель Тарской районной газеты «Тарское Прииртышье» [3, И]. На это коллектив редакции ему отвечает: «Проблема выбора в нашем городе действительно есть. Поэтому мы и публикуем сердитую статью представителя «продвинутой» молодежи Александра Жирова в нашей «неинтересной» газете, которую, по его утверждению, никто не читает, зато почему-то все знают, о чем там пишут. А «отстоять свое право на качественную информацию» можно только одним способом: создать свою газету - независимую, интересную, злободневную. Почему бы Саше не взяться за выпуск молодежной газеты, в которой «давно уже на-

зрела необходимость»? И если ее тираж достигнет хотя бы четверти объема продаж «Тарского Прииртышья», любой из наших журналистов с уважением пожмет Сашину, натруженную от написания «специфических статей», руку и скажет ему: «Молодец! Решил проблему выбора в отдельно взятом городе!» [З.с.11].

Полемика свидетельствует, что молодые люди газету читают. Значит, проблема привлечь молодую аудиторию решается. Успешный опыт в районных газетах есть, осталось расширить его и распространить повсеместно.

Еще одной популярной идей в мире стали газеты, нацеленные на отдельные сообщества. В США за внимание к испано-язычной диаспоре конкурируют несколько газет на испанском языке. Индийская Dai-nik Jagran начала выпускать двуязычные газеты (на местном и английском языке), в том числе в Северной Америке и на Ближнем Востоке. Одна из зулусских газет Южной Африки — Isolezwe — благодаря подобным акциям за вторую половину 2004 года увеличила свой тираж на 62%. Эта идея особенно актуальна в случаях, когда чтение газет увязано с социальным статусом и уровнем образования.

В Омской области, как и во всей Сибири, проживает много разных национальностей. Крупные этнические группы представляют казахи, татары, немцы. В северной зоне Омской области довольно много населенных пунктов, где проживает один какой-либо этнос. Скажем, население крестьянско-фер-мерского хозяйства «Коянбай» Таврического района Омской облас ти составляет около 800 человек, и все — татары. Однако их интересы в газете «Таврические новости» бывают представлены только в том случае, когда на территории хозяйства происходит какое-либо событие: открытие мечети, школы, успешный сбор урожая, приобретение новой техники и так далее. Традиции и культура этой национальности в районной газете обходятся стороной. Безусловно, игнорирование интересов национальных групп, проживающих на территории района, большой минус. В Омской области неоднократно повторялись попытки издавать национальные издания на родном языке, но пока они не имели успеха.

Исключением можно считать издание «Ihre Zeitung» Азовского немецкого национального района. Этот район был выделен из окраин соседних районов (Омского, Таврического, Шербакульского, Одесского, Марьяновского) в 1992 году. Тогда же был поставлен вопрос об организации на территории собственного издания. Изначально в редакции сформировалась идея публиковать материалы на русском, немецком и казахском языках. Однако казахский газетчики не потянули, пришлось от идеи отказаться. Сегодня газета выходит на двух языках, публикует всемирные новости на немецком языке, дает интересные материалы зарубежных журналистов, которые приезжают в Азово на практику. Речь о Йенсе Шуль-

це, Роберте Тешнере, Барбаре Хельфе, Штефане Бре-дере и других журналистах, которые работали в «Ihre Zeitung».

Сегодня в список обязательных для освещения тем входят следующие:

— межнациональные отношения, культура, традиции, обряды, сохранение языков, история народов, составляющих население Азовского немецкого национального округа;

— межгосударственные отношения России и Германии;

— проблемы миграции, интеграции российских немцев в Германию;

— общественное движение российских немцев.

На немецком сайте www.newroom.de выложены

итоги Аейпцигской конференции 2004 года, посвященной будущему медиа. Интересно высказывание медиа-эксперта Майкла Халлера (Michael Haller): «Газеты — медиа будущего. Однако чтобы выжить в борьбе с радио, телевидением и Интернетом, им необходимо измениться. Редакторы должны научиться удовлетворять изменчивые потребности публики» [2, с. 59].

По всей видимости, настроение, владеющее редакторами районных изданий, не чуждо мыслям и идеям Майкла Халлера. Сегодня многое предпринимается для дальнейшего успешного развития газет. И хотя местная периодика не использует весь арсенал средств, накопленных мировой практикой, ее деятельность не останавливается ни на минуту. Потенциал для успешного развития районной прессы налицо. Значит, разговор о скорой кончине районной газеты преждевременный, безосновательный и пустой. Ресурсы для повышения конкурентоспособности местных газет достаточно разнообразны и эффективны.

Библиографический список

1. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России/Под ред. проф. Я.Н. Засур-ского. М.: Иэд-во «Аспект Пресс», 2005. - 382с.

2. Редакционные тенденции, о которых думают, рассуждают и спорят газетные профессионалы по всему миру. — Всемирный газетный форум редакторов, worldeditorsforum. org., 2005. - 76с.

3. Жиров А. Поколение NEXT выбирает / А. Жиров // Тарское Прииртышье. - 2005. - 2 июня - №22. - с. 11.

РАДИОНЦЕВА Екатерина Сергеевна, преподаватель кафедры современной русской литеоагуры и журналистики

Статья поступила в редакцию 13.10.06. © Радионцева Е. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.