Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (1), с. 313-319
УДК 82
СОВРЕМЕННАЯ РАЙОННАЯ ПРЕССА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2010 г.
С.Н. Кедяркин, Л. С. Макарова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
zhur-unn@yandex.ru
Поступила в редакцию 07.05.2010
Районная пресса занимает особое место в системе современных СМИ. Преодолев трудности перехода к рыночным отношениям, районные газеты Нижегородской области, в большинстве своем, сохранили лучшие традиции советской журналистики и сумели занять определенную нишу на информационном рынке. Публикациям в районной газете присущи личностное начало и ориентация на жизнь местного сообщества, что во многом определяет ее стабильное положение.
Ключевые слова: районная пресса, система современных СМИ, информационные технологии, аудитория, проблематика, жанрово-стилевое своеобразие.
В системе средств массовой информации Нижегородской области особое место занимает районная пресса, которая за последние два десятилетия претерпела существенные качественные и количественные изменения. Пережив кризис вхождения в рыночные отношения, районные газеты в своём большинстве адаптировались к новым условиям хозяйствования, получили дополнительный толчок к развитию. Районная пресса по-прежнему составляет одну из многочисленных групп периодических изданий Нижегородской области, объединяющую разные по формату, периодичности, ареалу распространения, полиграфическому исполнению, качеству газеты. Зачастую данный тип прессы является основным источником информации в городах и районах области, своеобразным центром социально-культурных связей конкретной территориальной общности, средством организации, координации и регулирования жизни местного сообщества.
К настоящему времени в Нижегородской области сложилась система районных и городских периодических изданий, которые условно можно разделить на следующие типологические группы:
1. Государственная пресса муниципальных районов Нижегородской области.
2. Государственные городские газеты.
3. Районные и городские негосударственные печатные издания.
4. Государственные издания, выходящие в районах г. Нижнего Новгорода («Канавинское слово», «Советская площадь,1», «Приокские вести», «Московская панорама»).
5. Электронные версии традиционных печатных изданий.
Сейчас в Нижегородской области насчитывается свыше 80 районных и городских периодических изданий, чей совокупный разовый тираж превышает 400 тыс. экземпляров, а разовый тираж газет колеблется от 1000 до 37-39 тыс. и более экземпляров [1]. Среди них можно выделить безусловных лидеров по показателям разового тиража: «Канавинское слово» - 50 тыс., «Земляки» - 34 тыс., «Земля кстов-ская» - 30 тыс., «Наши земляки» - 27 тыс. (все газеты - г. Кстово), «Дзержинец» - 23 тыс. экземпляров.
По традиции большинство районных газет Нижегородской области газет выходят в чёрнобелом исполнении в формате А-3 и имеют объём 4 полосы. Однако в последнее время их объём (чаще номера выходного дня) увеличивается за счёт тематических и рекламных приложений и вкладок. Некоторые издания используют в оформлении первой и последней полос цветные вставки («Выксунский рабочий», «Земля кстов-ская», «Провинциальная хроника», «Арзамасские новости», «Наши земляки», «Борская правда» и др.), а также выходят увеличенным объёмом 12-24 полосы. Периодичность изданий колеблется от 1 до 2-3 раз в неделю. Иногда цвет используется для оформления праздничных номеров газет.
Таким образом, к настоящему времени в Нижегородской области начал формироваться информационный рынок городских и районных газет, где каждое из изданий стремится самоутвердиться, определить свою роль в информационном обеспечении и коммуникации с аудиторией. Однако не все издания области существуют по законам локального информационного рынка, часть из них по-прежнему не имеет кон-
курентов на своей территории и, поддерживаемая органами местного самоуправления, остаётся единственным средством информации для населения.
Период конца 1980-х - начала 1990-х годов ХХ века ознаменовался появлением целого ряда изданий, учредителями которых стали частные лица или бизнес-структуры. Выход негосударственных печатных изданий был связан с деятельностью бизнесменов или отдельных групп граждан. Например, предприниматель Олег Захаров в 1989 году основал в Кстове независимую районную газету «Прямая речь», впоследствии получившую название «Земляки». Начав с тысячного тиража, газета «Земляки», благодаря своей информативности, непредвзятой оценке работы органов исполнительной и законодательной власти, довольно жёсткой критике недостатков их деятельности, умелой работе с рекламодателями и распространителями, вскоре стала самой массовой газетой в районе.
Таким образом, возникновение негосударственных районных и городских газет определило новую тенденцию развития информационного пространства региона, заметно расширило его типологическую палитру. При этом благодаря своему стабильному экономическому положению, грамотно выстроенной маркетинговой политике, а также возможности привлекать квалифицированные кадры для создания качественного информационного продукта, они получили возможность конкурировать с муниципальными СМИ на информационном рынке Нижегородской области.
Газеты новой волны более демократичны по формату, содержанию, имеют достойное техническое оснащение и, как правило, полиграфическое исполнение, современный, удобный дизайн. В их оформлении присутствует цветная печать, чего лишены традиционные районные газеты, и больший, в сравнении с другими районными газетами, объём - 12-24 полосы. Вследствие развития информационно-коммуникационных технологий такие газеты первыми стали создавать собственные сайты в сети Интернет, что позволяет не только реализовать новые творческие возможности, создавать качественно новый, интересный, конкурентоспособный информационный продукт, но и расширить свою аудиторию, создать условия для дальнейшего экономического благополучия.
До 1991 года учредителями всех без исключения районных газет являлись областной и районные комитеты КПСС, которые не только диктовали информационную политику изданий, но и вмешивались в хозяйственную деятель-
ность коллективов. В настоящее время учредителями большинства районных газет являются правительство Нижегородской области, администрации городов и районов, а также редакционные коллективы. Сами газеты имеют статус муниципальных учреждений. Наличие в составе учредителей муниципального органа власти, с одной стороны, способствует сохранению стабильности и жизнеспособности районной прессы, с другой - повышаются возможности местных администраций существенно влиять на информационную политику газеты. В этой связи практически повсеместно существует проблема взаимодействия районной прессы с представителями местных органов власти, в большей степени с главами местного самоуправления, которые являются учредителями или соучредителями районной газеты [2, с. 7].
Иногда давление властей столь сильно, что газета перестаёт служить интересам местного сообщества и превращается в ретранслятор идей руководителей местного самоуправления, а потому многие редакторы газет попросту боятся отступить от принятой соучредителем линии. «Непокорных» же сразу ставят на место либо лишают права осуществлять руководство редакционным коллективом. В качестве примеров следует отметить случаи с редакторами газет в Семёнове, Арзамасе, Гагине, Урене, Лукоянове, Спасском, Сосновском и других районах, когда главы местного самоуправления единовластно, росчерком пера отстраняли их от занимаемой должности или добивались увольнения под давлением правоохранительных органов. Однако в большинстве случаев закон был на стороне редакторов, и они были впоследствии восстановлены в должности (например, Т.А. Якимова, редактор газеты «Сосновский вестник»).
Анализ тематики публикаций районных газет позволяет сделать следующие выводы. Имея своё лицо, районная газета не ограничена рамками только одной социальной, возрастной или профессиональной группы читателей. Она выполняет в масштабах района функции всех центральных, отраслевых и специальных изданий одновременно. Это во многом определяет соотношение центральных, региональных и местных новостей. Безусловно, лидирующую позицию занимают местные новости, затем идёт региональная информация и в минимальной степени подаётся информация общероссийская и внешнеполитическая.
Информация органов местного самоуправления размещается в специальных рубриках: «С оперативки в районной администрации» («Бор-
ская правда»), «В районной администрации» («Лукояновская правда», «Край родной»), «В земском Собрании» («Воскресенская жизнь»), «С совещания руководителей» («Родная земля») и др. Она дополняется сообщениями пресс-службы правительства области о деятельности главы региона, а также региональных органов власти под следующими рубриками: «В Правительстве Нижегородской области» («Лукоянов-ская правда»), «Новости Губернии» («Выксунский рабочий»), «Пресс-служба Губернатора» («Край родной»), «Областные вести» («Павловский металлист»), «В кабинетах власти» («Вперёд»). Безусловно, подача такой информации важна в системе просвещения сельской аудитории в вопросах государственного и муниципального управления. Однако зачастую она имеет односторонний характер. Элементы диалога власти и населения, публичного обсуждения общественно значимых проблем, несмотря на наличие почти в каждом издании специальной рубрики «Диалог с властью», встречаются в «районках» довольно редко.
Традиционно для официальных материалов в районных газетах отводятся первая и вторая полосы. Порой журналисты излишне увлекаются подачей официальных сообщений, политической информации, однако не вполне справедливо будет винить в этом исключительно местные администрации, некоторые из которых достаточно лояльны по отношению к журналистам и не всегда жёстко контролируют их деятельность, представляя им свободу публикации информации, позволяя проявлять инициативу. В этом случае трудно судить, имеем ли мы дело со стремлением угодить властям или с отсутствием профессионализма у журналистов и редакторов, заполняющих страницы номера сухим официозом.
Другой темой, освещаемой в районной прессе, является культура. Основное внимание журналистами уделяется событиям локального районного масштаба. Информация о них публикуется в специальных рубриках, страничках и подборках: «Культурная жизнь» («Воскресенская жизнь»), «Культура» («Семёновский вестник», «Лукояновская правда») и др. Вместе с тем на страницах районных газет находят отражение материалы о крупных культурных событиях областного, регионального и всероссийского масштаба, имеющие большое просветительское и воспитательное значение, а также играющие важную роль в формировании имиджа региона. Здесь можно отметить Пушкинский праздник поэзии («Болдинский вестник»), Всероссийский фестиваль «Золотая хохлома»
(«Семёновский вестник»), Всероссийский фестиваль «Китежская Русь», фестиваль «Ступенька к славе» («Городецкий вестник»), формирование туристических центров в Семёнове, Ди-вееве, Арзамасе, Большом Болдине.
Большое внимание районная газета уделяет людям - «служителям» культуры. Героями публикаций становятся библиотекари, краеведы, народные умельцы, художники, поэты. Как правило, информация о таких людях выходит в жанре очерка или зарисовки. Портрет человека складывается из рассказа об интересных моментах и событиях его жизни, приведших к тому или иному увлечению или выбору профессии. Например, публикация о резчике из бересты Владимире Колесове «Береста - неизученная наука» («Новый путь»). Вот лишь некоторые из рубрик, под которыми публикуется такая информация: «Продолжая знакомство», «Народные умельцы», «Наш календарь», «Удивительное рядом», «Юбилей», «Расскажу о человеке», «Краеведение» («Новый путь»).
Следует отметить активизацию в последние годы интереса районных газет к прошлому края, что отражается на страницах местной газеты в рубрике «Между прошлым и будущим», на краеведческих страницах и в приложениях «Братина», «Истоки», «Малая родина», «Моя малая родина», «Краеведение». На страницах районных изданий публикуются материалы местных историков и краеведов (подборка материалов о жизни семьи патриарха Кирилла в Лу-кояновском районе - «Лукояновская правда», о визите А.С. Пушкина в Лукоянов и неизвестных фактах его биографии; серия публикаций по истории района «История рода в истории города» в рубрике «Память: годы, люди» - «Богородская газета»). Тенденции времени определяют интерес к различным аспектам истории взаимоотношений народов, проживающих на территории Нижегородской области: марийцев, мордвы, татар и др. («Лукояновская правда», «Вперёд», «Семёновский вестник», «Выксунский рабочий», «Болдинский вестник»). Данные публикации не только носят образовательный характер, но и имеют воспитательное значение. При этом авторы стараются избегать негативных оценок, с уважением относясь к самобытным традициям других народов.
Журналисты высказывают мнения о массовой культуре, о влиянии телевидения на сознание подростков. Некоторые издания имеют специальную рубрику, посвящённую размышлениям о культурном и нравственном состоянии современного общества («Мозаика жизни», «Мысли вслух» Е. Зайцева - «Семеновский
вестник»). В рассуждениях журналистов большое место занимает проблема провинциальной культуры. Районные газеты активно поддерживают замечательные традиции творчества тех писателей прошлого и настоящего, чья литературная судьба так или иначе связана с данным районом. Так, «Семёновский вестник» регулярно публикует материалы, посвящённые Б. Корнилову, С. Афоньшину, В. Миронову, А. Гордееву, в «Лукояновской правде» мы находим материалы о жизни и творчестве выдающихся земляков М. Суетнова и А. Патреева. Интересен опыт газеты «Провинциальная хроника», в которой регулярно в рубрике «Литературная гостиная» выходят рассказы и повести главного редактора газеты, члена Союза писателей России Анатолия Пантелеева. Красочный, живой, образный язык его произведений привлекает внимание читающей публики, воспитывает вкус к родному слову. Нередко газета становится площадкой, на которой разворачиваются интересные дискуссии о состоянии современной и, в частности, местной литературы: «На завалинке у русской избы», «Как слово наше отзовется... Полемические заметки о творческом процессе» («Семёновский вестник»).
Большое внимание уделяется на страницах районных газет теме победы в Великой Отечественной войне. Специфической особенностью воплощения данной темы является использование метода «живой истории» («oral history»): рассказы о земляках-ветеранах, публикация воспоминаний, писем и т. д. Интересно отметить, что некоторые газеты, например, предоставляют юным корреспондентам возможность рассказать историю своей семьи. Тем самым поддерживается связь поколений и интерес молодых к прошлому края и страны в целом: «Война по-своему крутит людскими судьбами» («Семёновский вестник»); «Страницы семейной летописи»
(«Арзамасские новости»); «Передо мной лежит фотография.» И. Смирновой, ученицы 9-го класса («Семёновский вестник»); в рамках рубрики «Семейные реликвии» - «Письмо о прожитом» М.И. Козловой, дочери погибшего солдата. Данные публикации не только являются ценным источником изучения истории родного края, но и помогают осмыслению прошлого России, особенно её судьбы в ХХ столетии.
В последние десятилетия на страницах районной прессы стали появляться материалы, связанные с конфессиональной тематикой. Возрастание интереса к проблемам религии, восстановление православных святынь, активизация деятельности религиозных организаций обусловили пристальное внимание к данной
теме, а также потребность читателя в соответствующих публикациях. Так или иначе эта тема присутствует во всех районных газетах области. Большинство публикаций светской периодики касается православия и ислама, а также деятельности соответствующих религиозных организаций.
Однако характер подачи материалов, связанных с конфессиональной тематикой в периодических изданиях данного типа неоднороден и зависит от множества факторов. Одним из наиболее значимых является ее отражение в газетах районов, где сосредоточены крупные центры православия Нижегородской области: Арзамаса, Дивеева, Лыскова, Городца. Подходя к ее освещению, журналисты обращаются к внутренней жизни религиозных общин, таинствам, обрядам, церемониям, религиозным праздникам (Рождество Христово, Пасха и др.). Нередко в газетах публикуются художественные произведения, посвящённые религиозной тематике, а также проводится работа по разъяснению правил поведения в храме. Значительная часть газетных публикаций посвящена вопросам взаимодействия разных возрастных и социальных групп населения и церкви, церкви и учреждений образования, культуры, духовному просвещению и воспитанию («В нашем благочинии», «Угодник божий» - «Сельская трибуна»). Вместе с тем в ряде случаев мы имеем дело с сухой перепечаткой дайджестов других изданий или простой констатацией фактов по теме.
Важное место в публикациях районной прессы занимает аграрная тема, поскольку сельское хозяйство является ведущей отраслью производства в большинстве районов. Однако в настоящее время эта тема менее широко представлена на страницах газет. Все же специалистами на страницах газеты обсуждаются актуальные вопросы развития сельского хозяйства: заготовка кормов, своевременный сев и сбор урожая, зимовка скота, сохранение поголовья в период эпидемий, печатаются советы по уходу за домашним скотом, рекомендации по организации и содержанию приусадебного участка. Газеты также публикуют материалы о проблемах простых тружеников сельского хозяйства: невыплате заработной платы, отсталости методов управления и технологий, невнимании государства и бюрократизме чиновников по отношению к сельскохозяйственному производству.
Большое внимание журналисты, работающие в районной прессе, конечно же уделяют социальной тематике. С изменением общественно-политической ситуации в стране данная
тема получила более полное развитие на страницах районных изданий, появилась возможность открыто и без прикрас говорить о «наболевшем». Главными векторами данной темы являются здоровье, образование, социальное и пенсионное обеспечение, социальная защита населения, проблемы людей с ограниченными возможностями, проблемы материнства и детства, молодёжи и многие другие.
Личностное начало, присущее публикациям в районной прессе, интерес к судьбе конкретного односельчанина, земляка является специфической особенностью данного вида изданий. Это свидетельствует о некоей тенденции, характерной для районной газеты как типа издания. Практически в каждой районной газете есть рубрика, в которой регулярно помещается материал о талантливом земляке: «Наше наследие» («Семёновский вестник»), «Рядом с нами», «Имена в истории края» («В её стихах живет Есенин», «Местный Кулибин» - «Вперёд»); материал К. Ефимова о Герое Социалистического Труда В.В. Кузнецове «Московские высоты деревенского подпаска» («Семёновский вест-
ник»); «Русский интеллигент» Л. Королевой («Семёновский вестник»). Внимание журналистов привлекают и судьбы простых тружеников, честно проживших свою жизнь: «Разведчик» М. Пушкарёвой - «Арзамасские новости»; рубрика «Судьбы» в газете «Семёновский вестник».
Авторитетность и интерес издания - а отсюда его тираж - во многом объясняются умением редакции газеты налаживать связи со своей аудиторией. В этом отношении необходимо отметить активную деятельность ряда редакционных коллективов области как культурно-организующих центров. Районные газеты ведут активную работу по налаживанию обратной связи с аудиторией. С этой целью организуются «прямые линии», «круглые столы», выезды, тематические встречи, «Дни подписчика», торжественные мероприятия по случаю юбилея газеты, ведётся регулярная работа с письмами, публикуются их обзоры и подборки.
Такая организация работы формирует убеждение читателей, что с «районкой», а через неё со всей читающей аудиторией, можно откровенно поговорить, задать вопрос и получить ответ, высказать своё мнение, пожаловаться на несправедливость и получить квалифицированную помощь, а иногда просто поделиться своей болью и бедой и найти в этом утешение. Полезность таких материалов заключается в их конкретности, практичности и целенаправленности. Спецификой всех районных газет области также
являются многочисленные поздравления и выражения соболезнований, занимающие порой до двух-четырёх полос газетной площади.
Динамика социальных потребностей общества и аудитории диктует районной газете необходимость постоянного расширения тематики, охвата всё более разнообразных тем и проблем, сторон жизни районов, в том числе в сферах производства, культуры, быта.
Характеризуя жанрово-стилевое своеобразие современной районной прессы, следует отметить, что за последние десятилетия районная газета стала более динамичной и оперативной в подаче материалов, форме вёрстки, изменила тон своих публикаций.
Стоящая перед современными районными газетами задача представляется достаточно сложной. Рассчитанная на самую широкую аудиторию, освещающая самые разнообразные темы и проблемы, газета должна, с одной стороны, адекватно представить их и донести их смысл до аудитории, с другой - сделать это с использованием имеющихся у журналистов возможностей, доступным и понятным для каждого читающего, будь то высококвалифицированный специалист или простой школьник. Зачастую журналисты забывают об этом и размещают материалы без соответствующей жанрово-стилевой и структурной трансформации. Существует другая крайность, когда журналисты нарочито и излишне упрощают содержание материалов.
Говоря о жанровой системе современной районной прессы, следует отметить, что существенно изменилась палитра используемых журналистами жанров. В настоящее время в этой области происходят интересные процессы. Объёмные аналитические жанровые формы уступают место более компактным и оперативным - информационным, позволяющим поместить в номерах большее количество новостей, рассказать о большем числе местных событий.
Чаще всего на страницах газет можно встретить информацию, заметку, расширенную заметку, хронику, подборки кратких новостей района, области, города, а также всевозможные репортажи и интервью. Для ряда газет это стало характерной тенденцией. Как правило, такие подборки размещаются на первой, реже на второй полосе в рубриках: «Коротко о главном», «Короткой строкой», «О главном», «Калейдоскоп новостей» и др.
Увлекаясь включением в канву номеров материалов, созданных в информационных жанрах, а также публикаций художественных и художественно-публицистических жанров, газета
превращается в своеобразный дайджест («Воскресенская жизнь»), забывает о своём истинном предназначении - информировать читательскую аудиторию по широкому кругу вопросов и проблем. Другой крайностью является публикация всевозможных отчётов о заседаниях и совещаниях областных и местных органов власти, уставов, директив и прочих официальных документов, зачастую полностью занимающих и без того скудную площадь районной газеты.
Сегодня на страницах изданий можно встретить и новые жанры: колонку редактора или специалиста в той или иной отрасли, а также авторскую рубрику журналиста. К большому сожалению, в последнее время всё реже встречаются материалы, созданные в крупных аналитических жанрах, - статьи, рецензии, комментарии, обзоры, имеющие дискуссионно-полемический характер. Чаще журналисты ограничиваются констатацией факта, обозначением проблемы, прибегают к средствам активизации читателей. Однако отрадно, что в целом ряде газет сохраняется и используется жанр корреспонденции.
Одной из примечательных черт последних лет стала активизация в районных газетах разновидностей художественно-публицистических жанров - зарисовок, очерковых зарисовок. Материалы данной группы жанров придают районной газете особое звучание, особый лиризм, которые не свойственны региональным и тем более центральным изданиям. За счёт особых интонаций таких жанров газете проще найти общий язык с аудиторией, наладить с нею контакт. Как правило, очерк или зарисовка носят портретный характер.
Следует отметить, что жанровая палитра художественно-документальных жанров районной прессы за последние годы заметно расширилась. В ряде газет можно встретить уже, казалось бы, утраченные жанры - фельетон и эссе. Кроме того, журналисты всё чаще используют такие формы подачи материалов, как история-быль, быль, история из жизни, рассчитанные, прежде всего, на эмоциональное восприятие.
Следует отметить такое явление, как диффузия, или трансформация, жанров и жанровых форм в районной прессе, то есть стремление соединить в одной публикации элементы разных жанров. Так, при создании репортажа зачастую прибегают к включению в него элементов интервью, а в жанры корреспонденции и статьи включаются элементы отчёта и комментария. Отдельного изучения требует наличие на газетных полосах большого количества фотографий, фоторепортажей, фотоиллюстраций и т. д. С появле-
нием в редакциях соответствующей цифровой фото- и видеотехники всё чаще создавать фотоматериалы стали сами журналисты, хотя в целом ряде газет такую работу выполняют специальные сотрудники редакций. Анализируя фотоматериалы, необходимо отметить, что в большинстве своём редакционные коллективы не всегда внимательно и аккуратно относятся к подбору фотографий, нередко публикуя «пустые» и «глухие», бессодержательные снимки, носящие статичный характер (человек на рабочем месте, с ручкой в руке и характерным поворотом головы позирует фотографу).
Новые возможности открывают перед районной прессой активное развитие информационно-коммуникативных технологий, появление новых технических устройств и процессов. Благодаря этому газеты получили возможность выхода в сеть Интернет, что позволяет расширить не только сферу влияния на аудиторию, но и круг рекламодателей, что ведёт к улучшению экономического положения редакции. «К достоинствам сайтов можно отнести унифицированное оформление и навигацию. К недостаткам - очень многие газеты пренебрегают обновлением информации, видимо, недооценивая роль электронной версии собственного издания» [3, с. 129]. Подобные замечания справедливы и для районных газет Нижегородской области.
К настоящему времени в Нижегородской области целый ряд газет («Выксунский рабочий», «Арзамасские новости», «Земляки», «Земля кстовская», «На земле починковской», «Воскресенская жизнь», «Вачская газета», «Павловский металлист», «Городецкий вестник» и др.) получил возможность создать собственные сайты и выходить на контакт со своей аудиторией в виртуальном пространстве.
Размещаясь в сети Интернет, данные газеты, как правило, заявляют о наличии новых технических и творческих возможностей, которыми на данный момент располагает редакционный коллектив периодического издания. Речь идёт не только о принципиально новом подходе к созданию информационного продукта, но и о его характере, а также о налаживании новой системы отношений с аудиторией. Вместе с тем проведённый контент-анализ показывает, что содержание большинства виртуальных информационных страниц районных газет достаточно статично и внешне непривлекательно. Например, при анализе сайта газеты «На земле почин-ковской» при его внешней привлекательности обнаружено нерегулярное обновление информации (с апреля по октябрь 2009 г. на сайте не
было изменений), а также наличие дополнительных, по большей части не имеющих отношения к журналистике сведений: фото Починок, информация по истории района и др.
Таким образом, несмотря на многочисленные кризисные моменты своего существования, районная пресса Нижегородской области доказала свою жизнеспособность и осталась равноправным участником информационного диалога с аудиторией. Вопреки многочисленным разговорам о несостоятельности районных изданий в условиях рыночных отношений, редакторы строят планы на ближайшие годы, определяют, пусть и не без вполне оправданных опасений, перспективы развития районных газет области.
К настоящему моменту сформировалась типологическая структура районных и городских СМИ. Пусть медленно, но всё-таки происходит изменение в технологиях производства информационного продукта, более динамичного, отвечающего требованиям времени, меняется взгляд районных газет на мир, динамика времени обусловливает динамику освещаемых в газетах тем. Несмотря на сложности организации профессиональной переподготовки кадров, в журналистские коллективы приходит молодое поколение творческих работников. Благодаря развитию информационных технологий, район-
ная пресса получила возможность выхода в глобальное информационное пространство -сеть Интернет. Таким образом, районная газета является незаменимым атрибутом жизни районов, и у неё, несомненно, светлое будущее.
Список литературы
1. Средства массовой информации и полиграфические предприятия Нижегородской области: Справочник / Ред.-сост. В.А. Миронова. Н.Новгород, 2006. 59 с.
2. Подковырин В. Газета - величина постоянная, глава администрации - временная // Журналистика и медиарынок. 2005. № 11. с. 7-8
3. Местная печать Москвы и Подмосковья / Под ред. Э.А. Лазаревич. М.: ГЦ «Монолит», 2005. 157 с.
4. Районная печать // На пути к информационному обществу/ В.В. Егоров. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006. с. 22-34
5. Средства массовой информации России: Учебное пособие/ Под ред. Я.Н. Засурского [и др.]. М.: Аспект-пресс, 2005. 252 с.
6. Фролова Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ// Вестник МГУ. Сер 10. Журналистика. 2005. № 1. С. 15.
7. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект-пресс, 2007. 354 с.
8. Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. М., АСИ, 2009. 288 с.
MODERN DISTRICT PRESS IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION
S.N. Kedyarkin, L.S. Makarova
District press occupies a special place in the system of modem mass media. After overcoming the difficulties of market transition, most district newspapers of the Nizhni Novgorod region have managed to preserve the best traditions of the Soviet journalism and to find their own niche in the information market. The distinctive feature of the materials published in district newspapers is the focus on the local people and the life of the local community. These are the qualities that largely determine the stable position of the district press.
Keywords: district press, the system of the modern mass media, information technologies, audience, topics, peculiarities of genre and style.