Тамара Таранова
научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси
Проблемы создания
развитой инновационной инфраструктуры
Современный этап развития характеризуется уменьшением возможностей традиционных факторов экономического и социального прогресса и выдвижением на первый план инноваций. Способность создавать новые знания и использовать их в экономической жизни выступает как главный фактор, определяющий высокие и устойчивые темпы роста экономики, повышения уровня жизни и здоровья населения, укрепления национальной безопасности страны. В экономически развитых странах применение инноваций обеспечивает большую часть прироста ВВП.
Для Беларуси инновационный путь развития определен как приоритетный. Для этого имеются необходимые условия: достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные результаты в фундаментальных и прикладных исследованиях, высококвалифицированные кадры. Кроме того, необходимо создание конкурентной рыночной среды и развитой инновационной инфраструктуры. Достаточным условием эффективности этого процесса является действенная государственная поддержка и стимулирование.
Именно инновационная инфраструктура способствует быстрой коммерциализации результатов научных исследований и разработок, когда все участники инновационного процесса (ученые, изобретатели, производители, инвесторы) имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций.
Инфраструктура инновационной деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих развитие и поддержание всех стадий инновационного процесса, начиная с генерации новых научно-технических, технологических идей и их отработки и заканчивая выпуском и реализацией наукоемкой продукции. Сюда входят:
• производственно-технологическая подсистема поддержки создания новой наукоемкой продукции и высоких технологий и их практического освоения на предприятиях (инновационные, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.);
• финансово-кредитная подсистема обеспечения инновационной деятельности (бюджетные, внебюджетные, венчурные фонды, страховые компании, кредитные союзы и т.д.);
• информационная подсистема позволяет оценить рыночную перспективу научно-технических разработок, осуществить поиск деловых партнеров, клиентов, предоставить статистическую, законодательную и другую информацию (аналитические, статистические центры, информационные базы и сети);
• подсистема подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности (обучение инновационному предпринимательству и менеджменту на базе учебных заведений, специальных факультетов, курсов, семинаров и др.);
• подсистема экспертизы обеспечивает профессиональное и качественное проведение различных видов экспертных заключений научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок для производителей, инвесторов, страховых компаний и т.д;
• развитая подсистема сертификации, стандартизации и аккредитации;
• подсистема инновационного сервиса, предоставляющая услуги в области инжиниринга, консалтинга, контроллинга и т.д.;
• продвижение научно-технических разработок и наукоемкой продукции на отечественный и зарубежный рынки (маркетинг, рекламная и выставочная деятельность, патентно-лицензионная работа и защита интеллектуальной собственности) [3].
Влияние каждой из этих подсистем на инновационный процесс различно. Одни из них, например производственно-технологическая подсистема или подсистема кадров, принимают участие во всех этапах инновационного процесса, другие — такие, как подсистема экспертизы, стандартизации, сертификации, лишь на отдельных участках. Однако игнорирование или недооценка того или иного элемента этой системы в конечном итоге скажется на результатах ее деятельности. Все они должны работать согласованно, не создавая узких мест и препятствий во всем цикле инновационного процесса от проведения научных исследований и разработок до создания, освоения производства и выведения на рынок наукоемкой продукции.
Несмотря на большую работу по формированию и развитию инновационной инфраструктуры, проведенную в Беларуси, ее эффективность пока невелика. Это сказывается в определенной степени и на развитии малого инновационного предпринимательства. Количество малых предприятий, занятых научно-инновационной деятельностью, с 1993 по 2004 г. сократилось с 560 до 275 (или с 4,9 до 0,9 % по отношению к общему количеству предпринимательских структур), численность работников уменьшилась с 7544 до 2040 человек, то есть в 3,7 раза [1]. Существующее положение малого инновационного предпринимательства объясняется, прежде всего, неразвитостью рыночных отношений, инновационной инфраструктуры, законодательной и нормативно-правовой баз в сфере инновационной деятельности и т.д.
В целом импульс инновационному предпринимательству в республике должно дать именно развитие инфраструктуры инновационной деятельности. Поддержка же отдельных инновационных фирм часто оказывается менее эффективной, чем вложения средств в инфраструктуру, так как именно она дает долгосрочный эффект и может способствовать генерированию и непрерывному воспроизводству субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.
неразвитость инновационной инфраструктуры в республике является следствием, с одной стороны, несистемного подхода при ее создании, а с другой — недостаточной государственной поддержки, что и приводит к низкой эффективности ее функционирования. Так, часто понятие инфраструктуры инновационной деятельности трактуется упрощенно, только как инновационные, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, технопарки, технополисы. на практике же их формирование должно идти параллельно с образованием финансово-кредитных, информационных структур, развитием независимой экспертизы, сертификации, стандартизации, маркетинга, подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности и т.д.
несоблюдение системности при создании инновационной инфраструктуры сказалось и на деятельности белорусских технопарков. В настоящее время в Беларуси работает 5 подобных структур:
• ЗАО «Технологический парк Могилев» (1993 г.);
• фонд «Научно-технологический парк при БГУ» (1994 г.);
• научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк» (2001 г.),
• инновационная ассоциация «Академтехнопарк» НАН Беларуси (2002 г.),
• ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит» (2003 г.).
Более чем десятилетнее функционирование первых двух технопарков не оказало существенного влияния на развитие инновационной деятельности в республике. Фонд «Научно-технологический парк при БГУ», созданный по зарубежным образцам при вузе, но без учета особенностей развития национальной экономики, в основном выступает в роли инкубатора малого предпринимательства из-за своей маломасштабности, обусловленной отсутствием свободных площадей для обеспечения деятельности всей инфраструктуры технопарка, финансовыми трудностями, недостаточной государственной поддержкой и т.д. Деятельность ЗАО «Технологический парк Могилев» более успешна и стимулирует продвижение в экономику региона новых технологий, технологических новшеств, оборудования, инвестиций. Технопарк выполняет функции инкубатора малого предпринимательства, бизнес-инновационного центра и центра трансфера технологий. Его учредителями являются вузы города, зарубежные организации, городской и областной исполкомы. Именно значительная стартовая поддержка со стороны региональных структур власти и международных организаций позволили создать такой технопарк, который решает вопросы трансфера технологий в регионе. каждый технопарк формируется как штучный образец, и роль учредителей в этом процессе нельзя недооценивать. Однако его становление и развитие в большей степени должны определяться политикой государства, его долгосрочной стратегией поддержки инновационной инфраструктуры, учитывающей ее системные особенности.
Роль координатора инновационной деятельности в системе высшей школы выполняет инновационное республиканское унитарное предприятие «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит», которое включает в себя:
• Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок Министерства образования Республики Беларусь,
• Центр трансфера технологий в области вторичных ресурсов и экологии,
• Центр поддержки предпринимательства, Белорусско-латвийский центр трансфера технологий,
• Центр научно-технического сотрудничества с провинцией Хэнань (Китай),
• научно-производственные отделы, занимающиеся разработкой и изготовлением инновационной продукции,
• студенческие научно-технические лаборатории, а также дочерние предприятия.
В нем разрабатываются и осваиваются ресурсосберегающие и экологически чистые технологии, оборудование, материалы и изделия на их основе. Налажен выпуск наукоемкой импортозамещающей продукции: изделия медицинской техники, технологические лазерные комплексы, керамико-полимерные материалы и т. д.
Используя российский опыт инновационной деятельности в высшей школе, целесообразно преобразование наиболее развитых университетов и академий в учебно-научно-инновационные комплексы с целью реализации полного инновационного цикла: образование — наука — производство — рынок. Необходимо также продолжить создание в вузах новых структур, способствующих реализации третьей (заключительной) стадии полного инновационного цикла, связанной с коммерциализацией результатов научных разработок: инновационных, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков и т.п.
40
НАУКА И ИННОВАЦИИ №4(38)_2006
На наш взгляд, целесообразно создание при Министерстве образования Фонда содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Это позволит активизировать инновационную деятельность в вузах путем более широкого создания и реализации инновационных программ. Участие в них поможет становлению научных школ, а также освоению их участниками (преподавателями и студентами) основ научно-технического предпринимательства. Кроме того, реализация программ, связанных с инновационной деятельностью («Инновационные центры в системе высшей школы», «Венчурное финансирование инновационной деятельности» и др.), позволит решить научно-методологические вопросы создания и поддержки инновационной инфраструктуры в вузах.
Одновременно вузы должны заниматься развитием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, способных управлять инновационным процессом и реализовывать инновации. Это менеджеры по коммерциализации технологий, управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами. они должны владеть основами технологического менеджмента, маркетинга, необходимой законодательной и нормативно-правовой базами в области охраны и использования интеллектуальной собственности, налогового права, таможенных правил и т.д. В конечном итоге, коммерческое применение инновационных проектов в значительной степени зависит от квалификации менеджеров для инновационной деятельности.
Работа ассоциации «Академтехнопарк» направлена на активизацию инновационной деятельности в НАН Беларуси, комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований и разработок в производство и содействие доведению их до потребителя. Малые научно-инновационные, внедренческие и другие предприятия, входящие в ее состав, ежегодно увеличивают объем реализации своих работ и услуг, расширяют номенклатуру выпускаемой продукции, создают новые рабочие места. В структуру инновационной ассоциации «Академтехнопарк» также входят республиканский центр трансфера технологий и инкубатор малого предпринимательства на базе Центрального конструкторского бюро НАН Беларуси.
Дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры в НАН Беларуси должно идти по пути создания в институтах (там, где в этом существует необходимость) их организационных структур или независимых служб (инновационных, маркетинговых центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и т.д.), которые обеспечивали бы защиту интеллектуальной собственности, маркетинг, сертификацию, консалтинг, трансфер технологий и т.д.
Несмотря на достигнутые определенные успехи, технопарки пока не выполнили поставленных перед ними задач. По нашему мнению, они могут достичь хороших результатов в работе, если будет налажено их финансовое, информационное, кадровое обеспечение и т.д. Например, для осуществления полноценной поддержки инфраструктурой инновационного предпринимательства требуется формирование финансово-кредитных структур, обеспечивающих свободный доступ к финансовым источникам и гарантиям. В частности, создание инвестиционных банков, венчурных фондов, осуществляющих массовое кредитование рисковых инновационных проектов; гарантийных фондов, обеспечивающих залог при кредитовании малых инновационных предприятий; страховых компаний, занятых страхованием имущества, предпринимательских рисков, инвестиций и т.д.
В настоящее время наиболее важным препятствием в становлении и развитии малого инновационного предпринимательства является недостаточность финансовых ресурсов. Одним из путей решения этой проблемы может стать создание венчурных фондов, которые будут аккумулировать средства и финансировать инвестиционные и инновационные проекты, обеспечивать стартовым капиталом начинающие фирмы. Неотлаженность механизма венчурного финансирования в нашей стране, недостаточно совершенная нормативно-правовая база в этой области значительно затрудняют их образование. однако можно перенять российский опыт. Несмотря на отсутствие в России нормативно-правовых актов в сфере венчурного финансирования, там был создан Венчурный фонд, а позже региональные венчурные фонды. Следует отметить, что в них пока лидирует иностранный капитал, так как они учреждались по инициативе и при поддержке международных финансовых компаний и зарубежных банков (Европейский банк реконструкции и развития и т.д.).
В Беларуси также необходимо формирование республиканского венчурного фонда и региональных венчурных фондов, инвесторами которых кроме государства должны выступать отечественные пенсионные фонды, страховые компании, промышленные предприятия, частный и иностранный капитал.
На наш взгляд, необходимо разработать национальную программу формирования и развития инновационной инфраструктуры в республике Беларусь, которая учитывала бы ее системный характер и включала широкомасштабное развитие сети инновационных, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных, бюджетных, внебюджетных фондов и других элементов инновационной инфраструктуры.
Для ускорения реализации этой программы желательно взаимодействие с международными организациями, оказывающими содействие в области развития частного сектора и рыночной инфраструктуры. Практически во всех странах с переходной экономикой существенную поддержку этому процессу оказывают организации ПРООН, ЮНИДО, ТАСИС, которые предоставляют техническую и финансовую помощь для реализации местных инициатив и проектов. Особенно важно то, что передача зарубежного опыта сопровождается его адаптацией к особенностям и условиям экономического развития страны, а также обучением и консультированием национальных специалистов в области создания и управления инновационным центром (бизнес-инкубатором), технопарком, организацией всего комплекса обслуживания малого инновационного предпринимательства.
Литература
1. Развитие науки в Беларуси в 2001 году (Аналитический доклад) /Под ред. А.И. Лесниковича, И.Д. Волотовского. КНТ СМ. - Мн., 2001. - 120 с.
2. Доклад о состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2004 года: Аналитический доклад /А.Н. Коршунов и др. — Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. — 276 с.
3. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П. Завлина, А. Казанцева, Л. Миндели. — М., 1998. — 567 с.