Научная статья на тему 'Проблемы создания развитой инновационной инфраструктуры'

Проблемы создания развитой инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамара Таранова

Современный этап развития характеризуется уменьшением возможностей традиционных факторов экономического и социального прогресса и выдвижением на первый план инноваций. Способность создавать новые знания и использовать их в экономической жизни выступает как главный фактор, определяющий высокие и устойчивые темпы роста экономики, повышения уровня жизни и здоровья населения, укрепления национальной безопасности страны. В экономически развитых странах применение инноваций обеспечивает большую часть прироста ВВП .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания развитой инновационной инфраструктуры»

Тамара Таранова

научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси

Проблемы создания

развитой инновационной инфраструктуры

Современный этап развития характеризуется уменьшением возможностей традиционных факторов экономического и социального прогресса и выдвижением на первый план инноваций. Способность создавать новые знания и использовать их в экономической жизни выступает как главный фактор, определяющий высокие и устойчивые темпы роста экономики, повышения уровня жизни и здоровья населения, укрепления национальной безопасности страны. В экономически развитых странах применение инноваций обеспечивает большую часть прироста ВВП.

Для Беларуси инновационный путь развития определен как приоритетный. Для этого имеются необходимые условия: достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные результаты в фундаментальных и прикладных исследованиях, высококвалифицированные кадры. Кроме того, необходимо создание конкурентной рыночной среды и развитой инновационной инфраструктуры. Достаточным условием эффективности этого процесса является действенная государственная поддержка и стимулирование.

Именно инновационная инфраструктура способствует быстрой коммерциализации результатов научных исследований и разработок, когда все участники инновационного процесса (ученые, изобретатели, производители, инвесторы) имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций.

Инфраструктура инновационной деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих развитие и поддержание всех стадий инновационного процесса, начиная с генерации новых научно-технических, технологических идей и их отработки и заканчивая выпуском и реализацией наукоемкой продукции. Сюда входят:

• производственно-технологическая подсистема поддержки создания новой наукоемкой продукции и высоких технологий и их практического освоения на предприятиях (инновационные, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.);

• финансово-кредитная подсистема обеспечения инновационной деятельности (бюджетные, внебюджетные, венчурные фонды, страховые компании, кредитные союзы и т.д.);

• информационная подсистема позволяет оценить рыночную перспективу научно-технических разработок, осуществить поиск деловых партнеров, клиентов, предоставить статистическую, законодательную и другую информацию (аналитические, статистические центры, информационные базы и сети);

• подсистема подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности (обучение инновационному предпринимательству и менеджменту на базе учебных заведений, специальных факультетов, курсов, семинаров и др.);

• подсистема экспертизы обеспечивает профессиональное и качественное проведение различных видов экспертных заключений научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок для производителей, инвесторов, страховых компаний и т.д;

• развитая подсистема сертификации, стандартизации и аккредитации;

• подсистема инновационного сервиса, предоставляющая услуги в области инжиниринга, консалтинга, контроллинга и т.д.;

• продвижение научно-технических разработок и наукоемкой продукции на отечественный и зарубежный рынки (маркетинг, рекламная и выставочная деятельность, патентно-лицензионная работа и защита интеллектуальной собственности) [3].

Влияние каждой из этих подсистем на инновационный процесс различно. Одни из них, например производственно-технологическая подсистема или подсистема кадров, принимают участие во всех этапах инновационного процесса, другие — такие, как подсистема экспертизы, стандартизации, сертификации, лишь на отдельных участках. Однако игнорирование или недооценка того или иного элемента этой системы в конечном итоге скажется на результатах ее деятельности. Все они должны работать согласованно, не создавая узких мест и препятствий во всем цикле инновационного процесса от проведения научных исследований и разработок до создания, освоения производства и выведения на рынок наукоемкой продукции.

Несмотря на большую работу по формированию и развитию инновационной инфраструктуры, проведенную в Беларуси, ее эффективность пока невелика. Это сказывается в определенной степени и на развитии малого инновационного предпринимательства. Количество малых предприятий, занятых научно-инновационной деятельностью, с 1993 по 2004 г. сократилось с 560 до 275 (или с 4,9 до 0,9 % по отношению к общему количеству предпринимательских структур), численность работников уменьшилась с 7544 до 2040 человек, то есть в 3,7 раза [1]. Существующее положение малого инновационного предпринимательства объясняется, прежде всего, неразвитостью рыночных отношений, инновационной инфраструктуры, законодательной и нормативно-правовой баз в сфере инновационной деятельности и т.д.

В целом импульс инновационному предпринимательству в республике должно дать именно развитие инфраструктуры инновационной деятельности. Поддержка же отдельных инновационных фирм часто оказывается менее эффективной, чем вложения средств в инфраструктуру, так как именно она дает долгосрочный эффект и может способствовать генерированию и непрерывному воспроизводству субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.

неразвитость инновационной инфраструктуры в республике является следствием, с одной стороны, несистемного подхода при ее создании, а с другой — недостаточной государственной поддержки, что и приводит к низкой эффективности ее функционирования. Так, часто понятие инфраструктуры инновационной деятельности трактуется упрощенно, только как инновационные, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, технопарки, технополисы. на практике же их формирование должно идти параллельно с образованием финансово-кредитных, информационных структур, развитием независимой экспертизы, сертификации, стандартизации, маркетинга, подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности и т.д.

несоблюдение системности при создании инновационной инфраструктуры сказалось и на деятельности белорусских технопарков. В настоящее время в Беларуси работает 5 подобных структур:

• ЗАО «Технологический парк Могилев» (1993 г.);

• фонд «Научно-технологический парк при БГУ» (1994 г.);

• научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк» (2001 г.),

• инновационная ассоциация «Академтехнопарк» НАН Беларуси (2002 г.),

• ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит» (2003 г.).

Более чем десятилетнее функционирование первых двух технопарков не оказало существенного влияния на развитие инновационной деятельности в республике. Фонд «Научно-технологический парк при БГУ», созданный по зарубежным образцам при вузе, но без учета особенностей развития национальной экономики, в основном выступает в роли инкубатора малого предпринимательства из-за своей маломасштабности, обусловленной отсутствием свободных площадей для обеспечения деятельности всей инфраструктуры технопарка, финансовыми трудностями, недостаточной государственной поддержкой и т.д. Деятельность ЗАО «Технологический парк Могилев» более успешна и стимулирует продвижение в экономику региона новых технологий, технологических новшеств, оборудования, инвестиций. Технопарк выполняет функции инкубатора малого предпринимательства, бизнес-инновационного центра и центра трансфера технологий. Его учредителями являются вузы города, зарубежные организации, городской и областной исполкомы. Именно значительная стартовая поддержка со стороны региональных структур власти и международных организаций позволили создать такой технопарк, который решает вопросы трансфера технологий в регионе. каждый технопарк формируется как штучный образец, и роль учредителей в этом процессе нельзя недооценивать. Однако его становление и развитие в большей степени должны определяться политикой государства, его долгосрочной стратегией поддержки инновационной инфраструктуры, учитывающей ее системные особенности.

Роль координатора инновационной деятельности в системе высшей школы выполняет инновационное республиканское унитарное предприятие «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит», которое включает в себя:

• Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок Министерства образования Республики Беларусь,

• Центр трансфера технологий в области вторичных ресурсов и экологии,

• Центр поддержки предпринимательства, Белорусско-латвийский центр трансфера технологий,

• Центр научно-технического сотрудничества с провинцией Хэнань (Китай),

• научно-производственные отделы, занимающиеся разработкой и изготовлением инновационной продукции,

• студенческие научно-технические лаборатории, а также дочерние предприятия.

В нем разрабатываются и осваиваются ресурсосберегающие и экологически чистые технологии, оборудование, материалы и изделия на их основе. Налажен выпуск наукоемкой импортозамещающей продукции: изделия медицинской техники, технологические лазерные комплексы, керамико-полимерные материалы и т. д.

Используя российский опыт инновационной деятельности в высшей школе, целесообразно преобразование наиболее развитых университетов и академий в учебно-научно-инновационные комплексы с целью реализации полного инновационного цикла: образование — наука — производство — рынок. Необходимо также продолжить создание в вузах новых структур, способствующих реализации третьей (заключительной) стадии полного инновационного цикла, связанной с коммерциализацией результатов научных разработок: инновационных, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков и т.п.

40

НАУКА И ИННОВАЦИИ №4(38)_2006

На наш взгляд, целесообразно создание при Министерстве образования Фонда содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Это позволит активизировать инновационную деятельность в вузах путем более широкого создания и реализации инновационных программ. Участие в них поможет становлению научных школ, а также освоению их участниками (преподавателями и студентами) основ научно-технического предпринимательства. Кроме того, реализация программ, связанных с инновационной деятельностью («Инновационные центры в системе высшей школы», «Венчурное финансирование инновационной деятельности» и др.), позволит решить научно-методологические вопросы создания и поддержки инновационной инфраструктуры в вузах.

Одновременно вузы должны заниматься развитием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, способных управлять инновационным процессом и реализовывать инновации. Это менеджеры по коммерциализации технологий, управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами. они должны владеть основами технологического менеджмента, маркетинга, необходимой законодательной и нормативно-правовой базами в области охраны и использования интеллектуальной собственности, налогового права, таможенных правил и т.д. В конечном итоге, коммерческое применение инновационных проектов в значительной степени зависит от квалификации менеджеров для инновационной деятельности.

Работа ассоциации «Академтехнопарк» направлена на активизацию инновационной деятельности в НАН Беларуси, комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований и разработок в производство и содействие доведению их до потребителя. Малые научно-инновационные, внедренческие и другие предприятия, входящие в ее состав, ежегодно увеличивают объем реализации своих работ и услуг, расширяют номенклатуру выпускаемой продукции, создают новые рабочие места. В структуру инновационной ассоциации «Академтехнопарк» также входят республиканский центр трансфера технологий и инкубатор малого предпринимательства на базе Центрального конструкторского бюро НАН Беларуси.

Дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры в НАН Беларуси должно идти по пути создания в институтах (там, где в этом существует необходимость) их организационных структур или независимых служб (инновационных, маркетинговых центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и т.д.), которые обеспечивали бы защиту интеллектуальной собственности, маркетинг, сертификацию, консалтинг, трансфер технологий и т.д.

Несмотря на достигнутые определенные успехи, технопарки пока не выполнили поставленных перед ними задач. По нашему мнению, они могут достичь хороших результатов в работе, если будет налажено их финансовое, информационное, кадровое обеспечение и т.д. Например, для осуществления полноценной поддержки инфраструктурой инновационного предпринимательства требуется формирование финансово-кредитных структур, обеспечивающих свободный доступ к финансовым источникам и гарантиям. В частности, создание инвестиционных банков, венчурных фондов, осуществляющих массовое кредитование рисковых инновационных проектов; гарантийных фондов, обеспечивающих залог при кредитовании малых инновационных предприятий; страховых компаний, занятых страхованием имущества, предпринимательских рисков, инвестиций и т.д.

В настоящее время наиболее важным препятствием в становлении и развитии малого инновационного предпринимательства является недостаточность финансовых ресурсов. Одним из путей решения этой проблемы может стать создание венчурных фондов, которые будут аккумулировать средства и финансировать инвестиционные и инновационные проекты, обеспечивать стартовым капиталом начинающие фирмы. Неотлаженность механизма венчурного финансирования в нашей стране, недостаточно совершенная нормативно-правовая база в этой области значительно затрудняют их образование. однако можно перенять российский опыт. Несмотря на отсутствие в России нормативно-правовых актов в сфере венчурного финансирования, там был создан Венчурный фонд, а позже региональные венчурные фонды. Следует отметить, что в них пока лидирует иностранный капитал, так как они учреждались по инициативе и при поддержке международных финансовых компаний и зарубежных банков (Европейский банк реконструкции и развития и т.д.).

В Беларуси также необходимо формирование республиканского венчурного фонда и региональных венчурных фондов, инвесторами которых кроме государства должны выступать отечественные пенсионные фонды, страховые компании, промышленные предприятия, частный и иностранный капитал.

На наш взгляд, необходимо разработать национальную программу формирования и развития инновационной инфраструктуры в республике Беларусь, которая учитывала бы ее системный характер и включала широкомасштабное развитие сети инновационных, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных, бюджетных, внебюджетных фондов и других элементов инновационной инфраструктуры.

Для ускорения реализации этой программы желательно взаимодействие с международными организациями, оказывающими содействие в области развития частного сектора и рыночной инфраструктуры. Практически во всех странах с переходной экономикой существенную поддержку этому процессу оказывают организации ПРООН, ЮНИДО, ТАСИС, которые предоставляют техническую и финансовую помощь для реализации местных инициатив и проектов. Особенно важно то, что передача зарубежного опыта сопровождается его адаптацией к особенностям и условиям экономического развития страны, а также обучением и консультированием национальных специалистов в области создания и управления инновационным центром (бизнес-инкубатором), технопарком, организацией всего комплекса обслуживания малого инновационного предпринимательства.

Литература

1. Развитие науки в Беларуси в 2001 году (Аналитический доклад) /Под ред. А.И. Лесниковича, И.Д. Волотовского. КНТ СМ. - Мн., 2001. - 120 с.

2. Доклад о состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2004 года: Аналитический доклад /А.Н. Коршунов и др. — Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. — 276 с.

3. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П. Завлина, А. Казанцева, Л. Миндели. — М., 1998. — 567 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.