Научная статья на тему 'Развитие инновационной инфраструктуры Республики Татарстан'

Развитие инновационной инфраструктуры Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОПОЛИСЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОПАРКИ / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / TECHNOPOLIS / INNOVATION INFRASTRUCTURE / TECHNOLOGY PARKS / VENTURE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харисова Г. М.

В статье дается определение инновации, рассмотрена классификация инноваций по характерным признакам. Приводится характеристика инновационного процесса, связанного с созданием, освоением и распространением инноваций. Представлены составляющие инновационной деятельности. Рассмотрены объекты инновационной инфраструктуры Республики Татарстан и основные показатели деятельности технопарков, технополисов, венчурного фонда. Обоснована необходимость создания и развития инновационной инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF REPUBLIC OF TATARSTAN

The article provides a definition of innovation, considered the classification of innovation on the typical characteristics. Characteristics of the innovation process associated with the creation, development and dissemination of innovations. Presents the components of innovation. Consider an object of the innovation infrastructure of Republic of Tatarstan and the key performance indicators for industrial parks, techno, venture capital fund. The necessity of the establishment and development of innovation infrastructure

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной инфраструктуры Республики Татарстан»

УДК 338.27

Харисова Г.М. - кандидат экономических наук, доцент

Е-mail: rida@mail.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АННОТАЦИЯ

В статье дается определение инновации, рассмотрена классификация инноваций по характерным признакам. Приводится характеристика инновационного процесса, связанного с созданием, освоением и распространением инноваций. Представлены составляющие инновационной деятельности. Рассмотрены объекты инновационной инфраструктуры Республики Татарстан и основные показатели деятельности технопарков, технополисов, венчурного фонда. Обоснована необходимость создания и развития инновационной инфраструктуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, инновационный процесс, технополисы, инновационная инфраструктура, технопарки, венчурный фонд.

Kharisova G.M. - candidate of economic sciences, associate professor

Kazan State University of Architecture and Engineering

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF REPUBLIC OF TATARSTAN

ABSTRACT

The article provides a definition of innovation, considered the classification of innovation on the typical characteristics. Characteristics of the innovation process associated with the creation, development and dissemination of innovations. Presents the components of innovation. Consider an object of the innovation infrastructure of Republic of Tatarstan and the key performance indicators for industrial parks, techno, venture capital fund. The necessity of the establishment and development of innovation infrastructure.

KEYWORDS: innovation, innovation process, technopolis, innovation infrastructure, technology parks, venture fund.

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными, скорее, на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве [1].

В российской экономической науке под инновациями принято считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:

- нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;

- нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

- нового подхода к социальным услугам [2].

Известны классификации инноваций по следующим признакам [3]: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал. Если же толковать понятие «инновация» в широком экономическом смысле, то оно предстает как завершенный акт качественной модификации технологического базиса производства, характеризуемый, с одной стороны, неопределенностью и краткосрочностью для данного звена общественного производства, а с другой - долгосрочным эффектом, достигаемым суммой

инновационных актов, объединенных в непрерывный инновационный процесс. Инновационный процесс, в свою очередь, связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс определяется совокупностью работ инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации, ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях конкуренции.

Результатом инновационного процесса на начальном этапе являются новые научно-технические знания, на заключительном этапе - это вся документация, необходимая для производства и воплощения идей в продукт. Это позволяет компаниям, осуществляющим инновационный процесс, не только самостоятельно использовать его результаты, но и вести самостоятельный вид бизнеса, продавая эти результаты как товар. Составляющие инновационного процесса представлены на рис. 1.

Выполнение всех этапов инновационной деятельности приводит к результатам, оправдывающим все использованные в процессе разработок деньги, ресурсы и время.

Таким образом, результатом инновационной деятельности фирм является обеспечение в будущем доходов, увеличение инновационного потенциала компании и развитие способностей быстрого и качественного проведения всех разработок; быстрой коммерческой реализации проекта; быстрого обучения и изменения, эффективного управления ресурсами.

Татарстан обладает конкурентными преимуществами для успешного инновационного развития: выгодным географическим положением, значительными природными ресурсами, развитым сельским хозяйством и промышленным производством, высококвалифицированными кадрами.

Рис. 1. Составляющие инновационной деятельности

Ключевым в создании конкурентоспособной национальной экономики является инновационный подход, то есть изменения в формах и методах управления экономикой, внедрение новых, инновационных технологий в производство, создание системы инновационного образования.

Руководство Республики Татарстан развивает экономику за счет развития инновационных, высокотехнологичных производств в нефтехимии и машиностроении. В этой связи важнейшим является разработка высокотехнологичных наукоемких проектов, в том числе и с экспортным потенциалом.

Татарстан, одним из первых среди регионов России, организовал работу по созданию собственной инновационной системы. Инновационная инфраструктура предполагает наличие специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования - технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, инновационные и венчурные предприятия. Создана и развивается сеть технопарков и бизнес-инкубаторов, функционируют государственная некоммерческая организация «Инвестиционный венчурный фонд Республики Татарстан», региональные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере и в сфере 1Т, действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», предоставляющая оптимальные условия для развития высокотехнологичных производств.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие [5]:

1. Правовая инфраструктура:

- комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

- правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

- комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

- правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

3. Специализированные инновационные центры: бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства, особые экономические зоны:

- технопарк - субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу;

- свободная экономическая зона - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

4. Финансовые институты: банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет.

В Республике Татарстан действует 14 технопарков, включая Камский индустриальный парк «Мастер», инновационно-производственный технопарк «Идея» и 5 бизнес-инкубаторов. В Казани запущен в эксплуатацию технополис «Химград» и парк высоких технологий.

Технополисы - это одна из форм свободной экономической зоны, призванная активизировать инновационный процесс с помощью региональных центров по разработке и освоению продукции высокого технического уровня.

Технополис «Химград» объединил уже существующие ведущие предприятия отрасли и служит росту числа новых перерабатывающих и сервисных нефтехимических предприятий, создает условия для дополнительного передела нефтехимической продукции.

«Химград» - платформа для размещения предприятий малого и среднего бизнеса, занятого именно в сфере химии и переработки полимеров. Одной из основных задач «Химграда» является создание условий для успешного старта и развития предприятий, в том числе выпускающих инновационную продукцию, а также решается задача по обеспечению процесса переработки полимеров, в том числе вторичных.

Технополис решает еще одну важную задачу: в качестве связующего звена «Химград» выстраивает малые предприятия, занимающиеся разработкой инновационных технологий, в единую технологическую цепочку, наладив производственную кооперацию между ними и подключив к этому процессу крупнейших республиканских поставщиков сырья, таких как: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова», ОАО «Казанский завод синтетического каучука».

Главной целью создания 1Т-парка являлось ускоренное инновационное развитие высокотехнологичных отраслей, производство новых видов наукоемкой продукции на основе научного, образовательного и производственного потенциала Республики Татарстан. Объем инвестиций на создание 1Т-парка составил более 7,8 млрд. руб. на условиях паритетного финансирования федерального и республиканского бюджетов.

На территории 1Т-парка размещён центр 1Т-разработок встроенных систем в сфере машиностроения и нефтехимии, центр инновационно-технологического бизнес-образования, центр коллективного пользования вычислительным кластером, помещения компаний-резидентов. Также сегодня идет работа по созданию индустриального парка для предприятий малого и среднего бизнеса в 40 километрах от Камских Полян. Предприятием, которое будут обслуживать резиденты парка, может стать «Нижнекамскнефтехим». Основным направлением деятельности будет переработка полимеров.

Среди объектов инновационной инфраструктуры в республике активно развивается особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Алабуга».

Основная цель деятельности ОЭЗ «Алабуга» - оказание содействия развитию экономики Татарстана и России в целом, путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями проектов в области промышленного производства и выпуска высокотехнологичной и инновационной продукции.

Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и многое другое.

ОЭЗ «Алабуга» находится в центральной части Российской Федерации, поэтому транспортировка импортных сырьевых ресурсов с целью переработки и дальнейшего их реэкспорта выглядит просто бессмысленной [5]. Россия обладает крупной ресурсной базой для переработки и производства конечных товаров, а российский внутренний рынок товаров растет, требуя развития импортозамещающих производств, чему и послужит данная ОЭЗ.

Достижение этой цели невозможно без создания промышленной и деловой инфраструктуры международного уровня, запуска отлаженного механизма совместной работы всех задействованных государственных органов и служб, передовой системы информационных технологий, применения эффективных практик по привлечению инвесторов и сопровождения деятельности резидентов, продуманной политики в области кадрового обеспечения и развития социальной сферы.

Резиденты ОЭЗ «Алабуга» получают налоговые и таможенные преференции (освобождение от таможенных пошлин и НДС, отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции), представленные в табл. 1.

Таблица 1

Налоговые и таможенные преференции

Наименование налога Ставка

Для юридических лиц Для резидентов ОЭЗ

1. Налог на прибыль 24,0 % 20 %

2. Налог на имущество 2,2 % 0 %

3. Земельный налог 1,5 % 0 %

4. НДС на компоненты и оборудование 18 % 0 %

5. Ввозная пошлина от вида товара 0 %

В Республике Татарстан успешно функционирует инновационно-производственный технопарк «Идея». На его территории размещены 17 различных зданий и сооружений: производственных и административных корпусов общей площадью более 30 тыс. кв. м. Это позволяет оказывать комплекс услуг инновационным предприятиям, находящимся на его территории. Их основная специализация -проектные, опытно-конструкторские и научно-изыскательские работы в области инноваций. Также технопарк осуществляет взаимодействие между разработчиками и промышленным сектором, привлекая инвестиции в зависимости от типа проекта. Среди партнеров технопарка - Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, Межрегиональный маркетинговый центр Казань-Москва, Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ), белорусский Технопарк «Метолит», Uppsala Science Park и другие.

Инновационный Технопарк «Идея» состоит из 3-х функциональных единиц: Бизнес-инкубатора, Инновационно-технологического центра (ИТЦ) и Бизнес-парка. В настоящее время на территории технопарка размещено 84 компании. Динамика изменения численности компаний, участвующих в инновационной деятельности технопарка «Идея» и технополиса «Химград», представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере,

от общей численности компаний, %

Бизнес-инкубатор предназначен для размещения творческих коллективов и компаний ранней стадии развития, а также менеджеров технопарка «Идея», которые оказывают консалтинговые услуги и сопровождают творческие коллективы и компании.

В инновационно-технологическом центре технопарка «Идея» находится бизнес-инкубатор «Свияга», созданный в рамках федерального конкурса по созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. Бизнес-инкубатор «Свияга» предназначен для размещения компаний стадии «Start-up» на условиях льготной аренды в течение первых 3-х лет с прогрессивной арендной ставкой. Совместное пребывание на одной территории компаний ранней стадии и крупных компаний с уже сформировавшейся корпоративной культурой управления позволяет обеспечить положительный синергетический эффект. Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции технопарка «Идея» и технополиса «Химград» представлена на рис. 3.

Рис. 3. Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, %

По состоянию на январь 2010 года в базе данных технопарка «Идея» зарегистрировано более 1200 проектных заявок с информацией по сути предложения, стадии проекта, отраслевой принадлежности и объему запрашиваемых инвестиций. Менеджерами сопровождения осуществляется проектное управление по 94 проектам, из них 11 профинансированы государственной некоммерческой организацией «Инвестиционный венчурный фонд Республики Татарстан». Большинство проектов - разработки в области химии и нефтехимии, машиностроения, информационных технологий и строительства. Государственная некоммерческая организация «Инвестиционный венчурный фонд Республики Татарстан» аккумулирует и направляет инвестиционные средства на реализацию инновационных высокоэффективных проектов [4]. Основные показатели деятельности венчурного фонда представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели развития государственной некоммерческой организации «Инвестиционный венчурный фонд Республики Татарстан»

№ Наименование показателя 2008 год 2009 год

1. Объем вложенных средств на реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационных и инвестиционных проектов, млн. руб. 2168,0 1426,5

2. Доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационных проектов в общем объеме вложенных средств, % 10,3 20,3

3. Доля коммерциализированных инновационных (венчурных) проектов в общем количестве инновационных (венчурных) проектов, % 2 3

4. Объем привлеченных средств, млн. руб. 40,0 40,0-50,0

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что создание и развитие инновационной инфраструктуры в Республике Татарстан стало одним из стержней развития промышленности и науки, общедоступным и экономически оправданным средством реализации венчурных проектов.

Из вышеизложенных материалов становится ясно, что задачи реализации программных мероприятий инновационной деятельности в РТ, включающие создание системы взаимосвязанных подсистем инновационной инфраструктуры, были выполнены вполне успешно: подготовлена законодательная и инвестиционная базы для дальнейшего развития и расширения масштабов инновационной деятельности, введены в эксплуатацию и успешно функционируют специализированные инновационные центры.

Создание условий для более масштабного привлечения инвестиций в наукоемкие отрасли промышленности, несомненно, будет способствовать трансформации результатов научных исследований и разработок в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер М.Е. Конкуренция. - СПб., М., Киев: Изд. дом "Вильямс", 2000.

2. Словарь рыночной экономики. - М., 2004. - 574 с.

3. Инновационная деятельность малых предприятий: Учеб. пособие / Под ред. ЗАО «МАРП». - М.: 2004. - 115 с.

4. Инновационная деятельность / Законодательство субъектов РФ / Республика Татарстан / «Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2008-2010 годы»: Инновации и предпринимательство.

5. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г. Инновации и кризис // Журн. Инновации, 2009, № 1. - С. 53-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.