Формирование и развитие элементов инновационной инфраструктуры региона Formation and development of innovation infrastructure in the region
Дырдонова Алёна Николаевна кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра по исследованию проблем развития рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики ФГ АОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
e-mail: Danauka@lenta.ru
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются вопросы создания и развития элементов инновационной инфраструктуры региональных экономических систем. На основе изученного опыта формирования элементов инновационной инфраструктуры в Республики Татарстан, а также исследования возможностей и предпосылок создания нефтехимического кластера на территории Нижнекамского муниципального района, автором предлагается модель инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера.
Abstract
This article deals with the creation and development elements of innovation infrastructure in the region. Relying on the learnt practical experience regarding generation of the elements of the innovative infrastructure in the Republic of Tatarstan as well as taking into account the investigation findings concerning possibilities and prerequisites for creation of a petrochemical cluster within the territory of the Nizhnekamsk Municipal Area, the author proposes a model of infrastructural support for development of the territorial cluster.
Ключевые слова: регион, инновационная инфраструктура, элементы, бизнес-инкубатор, технопарк, технополис, инновационный центр, территориальный кластер, инфраструктурное обеспечение.
Keywords: region, innovation infrastructure, elements, business incubator, technology park, technopolis, innovation center, territorial cluster, infrastructure support.
В современных условиях неотъемлемой частью процесса формирования механизма инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей рост конкурентоспособности и наращивание эффективности производства региональных экономических систем.
Необходимым условием формирования инфраструктуры, сосредоточивающей цели промышленной и инновационной политики, является развитие парковых территориально-производственных образований научного, научно-технического и научно-промышленного типа. Базой парковых структур являются научнотехнологические парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы.
Научно-технологические парки (НТП) - самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания посредством малого научно-технического предпринимательства предприятий промышленного комплекса. Основными задачами технопарков являются превращение знаний и изобретений в технологии, превращение технологий в коммерческий продукт, передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства.
Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи, предоставление оборудования, оказание на льготных условиях консультаций.
Центры трансфера технологий (ЦТТ) призваны сыграть одну из ключевых ролей в национальной инновационной системе, ускоряя продвижение в промышленность научных разработок, в первую очередь тех, которые были созданы с использованием бюджетных средств. Основной задачей ЦТТ является коммерциализация разработок, создаваемых в научных организациях и ВУЗах. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностью оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, вопросам интеллектуальной собственности и внешнеэкономической деятельности. ЦТТ должны иметь выход на источники
научных разработок, соответствующий кадровый потенциал, осуществляющий оценку уровня разработок, и каналы выхода на промышленные предприятия -потенциальных пользователей разработок научного сектора.
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) формируются как структуры способные с момента образования разрабатывать и производить наукоемкую продукцию на принципах самофинансирования, развивать и наращивать научнотехнический и научно-технологический потенциал.
В целях освоения полномасштабного выпуска конкурентоспособной продукции, производимой в небольших объемах малыми наукоемкими предприятиями, в России стали создаваться инновационно-промышленные комплексы (ИПК). Главная особенность ИТЦ состоит в том, что является структурной поддержкой инновационных предприятий сформировавшихся внутри крупного производственно-хозяйственного комплекса, поскольку в отличие от НТП, ИТЦ обеспечивают более устойчивые связи малого бизнеса с промышленными предприятиями.
Необходимо отметить, что в Республике Татарстан имеется достаточный опыт формирования элементов инновационной инфраструктуры. Первая волна их создания была в середине 90-х годов, и следует отметить, что созданные научнотехнологические парки, бизнес-инкубаторы, показали свою эффективность.
На сегодняшний день базовым элементом инфраструктурного обеспечения инновационного развития Республики Татарстан является технопарк «Идея». На территории технопарка существует бизнес-инкубатор, где происходит проработка идеи, пробный выпуск продукции осуществляется на площадях Центра инновационного бизнеса, серийный выпуск осуществляется уже при содействии технопарка.
В мае 2007 года технопарк «Идея», 1ВМ, Инвестиционно-венчурный фонд РТ объявили о начале сотрудничества в области разработки стратегии, построения бизнес-плана и проведения маркетинговых исследований по созданию технологического центра 1Т-разработок встроенных 1Т-систем. В 2004 году были образованы: Камский индустриальный парк (КИП) «Мастер» - это единственный
пример функционирования технопарка, ориентированного на машиностроительную отрасль. КИП «Мастер» выступает связующим звеном для представителей малого, среднего и крупного бизнеса; Производственный технопарк «Идея-Юго-Восток», он был образован технопарком «Идея» совместно с компанией «Татнефть», при поддержки Правительства Республики Татарстан.
В настоящее время большое внимание в рамках инновационного регионального развития, отводится созданию особых экономических зон (ОЭЗ). Необходимая нормативная база представлена в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 1.08.2005г., Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 117-ФЗ, от 1.01.2006г.
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21 декабря 2005 года. Основной целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.
За период с начала существования ОЭЗ «Алабуга» в ее инфраструктуру федеральными и региональными властями было вложено более 370 млн. долларов США. За этот период времени удалось привлечь и первых компаний-резидентов, среди которых числятся известные компании отечественного и мирового бизнеса.
Одной из форм свободных экономических зон на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования является технополис. Технополисы пользуются различными льготами, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение современных технологий.
Работающий с 2006 года Технополис «Химград» - один из ключевых элементов созданного в Республике Татарстан нефтехимического кластера.
«Химград» постоянно расширяет географию своей деятельности, привлекая для работы на площадке не только республиканских, но и российских, а также зарубежных инвесторов. Официально проект приобрел федеральное значение после подключения к государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». А по итогам 2009 года «Химград» стал лидером среди других регионов-участников госпрограммы по показателям деятельности своих резидентов.
«Химград» представляет собой индустриальный парк площадью 131 га, призванный создать оптимальные условия для развития малого и среднего инновационного бизнеса, обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных предприятий, обеспечить в республике дополнительный передел полимерной продукции и создание добавленной стоимости, внести вклад в развитие нефтехимического кластера Татарстана, способствовать развитию тесного взаимодействия с участниками инновационного и рынка инвесторов: НИИ, вузами внедренческими компаниями, венчурными институтами, бизнес-ангелами и банками.
Технополис, созданный по моделям российских и зарубежных бизнес-парков и индустриальных парков, ориентирован на привлечение самых передовых технологий и производств по принципу бизнес-инкубатора. Приоритетными являются направления нано- и биотехнологий, технологий сверхкритической экстракции, разработка и производство новых композиционных материалов.
Главное преимущество технополиса - наличие инфраструктуры, гарантирующей для старта технологическое обеспечение производства, транспорт и логистику, налоговые льготы, возможность воспользоваться административными услугами по принципу «одного окна» и многое другое. Кроме того, работающие на территории технополиса инновационные производства получают поддержку на правительственном уровне.
Кроме того, к территориальным зонам-системам, для которых характерна высокая концентрация малых и средних предприятий с явно выраженной производственной специализацией относятся промышленные округа.
В мае 2005 года при поддержке Кабинета Министров РТ, была образована Ассоциация «Нижнекамский промышленный округ». Нижнекамский промышленный округ создан с целью взаимовыгодной промышленной кооперации и объединил «округообразующее» предприятие - ОАО «Нижнекамскнефтехим» и малые и средние предприятия по переработке полимеров в готовую продукцию (рис. 1). Основная задача Ассоциации - это содействие развитию сектора малых и средних предприятий по переработке полимерного и нефтехимического сырья.
Рис. 1. Схема организации Нижнекамского промышленного округа
Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ № 572 от 11.08.2008г. в рамках Нижнекамского промышленного округа создан «Индустриальный парк Камские Поляны» - комплекс (с единой инфраструктурой) современных, экономически эффективных производств по выпуску упаковочных материалов, сырья для текстильной промышленности, строительства, сельского хозяйства и автомобильной отрасли.
Основной целью проекта «Индустриальный парк «Камские Поляны» является создание сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров, как элемента национальной инновационной системы для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса. Его полномасштабная реализация будет стимулировать развитие депрессивного региона, в том числе создание и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для бесперебойной работы сосредоточенных здесь промышленных объектов, а также способствовать дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности территории.
Одним из новых проектов Республики Татарстан является строительство Территориально-обособленного инновационного центра «Иннополис Казань», который призван стать точкой концентрации специалистов и компаний в сфере
информационных технологий.
Суть проекта заключается в создании в одной точке всей необходимой инфраструктуры для привлечения, обучения и организации работы инновационных компаний в сфере информационных технологий, в которых будут работать высококвалифицированные молодые специалисты.
Согласно проекту, на территории 1200 гектар смогут жить и работать около 50 тыс. человек, включая обслуживающий персонал и членов семей 20 тыс. специалистов. Скорость освоения территории в 1200 га будет зависеть от бизнес-активности и может занять 5-7 лет. Реализация проекта предполагается по схеме частно-государственного партнерства, при котором на бюджетные средства будет вестись строительство транспортной и социальной инфраструктуры: дорог, детских садов, школ, больниц и т.д. А частный бизнес вложит средства в жилую и офисную недвижимость.
Средний объем «произведенной продукции» в расчете на одного ИТ-специалиста резидентов казанского ИТ-парка составляет около 1,7 млн. руб. в год, что в 6 раз выше среднего по республике.
Таким образом, Иннополис способен стать новой точкой экономического роста, создать 5-10 тыс. новых рабочих мест для специалистов Республики Татарстан, привлечь дополнительно 10-15 тыс. специалистов, которые переедут в нашу республику из других регионов России, а также около 20 тыс. рабочих мест в сфере обслуживания инфраструктуры Иннополиса.
Планируется, что совокупный объем производства компаний, расположенных на его территории, в которых будут работать 20 тыс. специалистов в инновационных областях, уже на начальном этапе составит не менее 20 млрд. руб. в год. При разработке собственных продуктов, технологий, оформлении патентов будет происходить капитализация интеллектуальной собственности и привлечение внешних инвестиций. Это позволяет сделать оценку о перспективном «объеме производства» в Иннополисе в размере 50-70 млрд. руб. в год.
Кроме того, в Республике Татарстан разработана программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Кластер включает в себя городской округ Набережные Челны и пять муниципальных районов: Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский, Тукаевский. На данной территории сосредоточен основной образовательный, научно-технический и инновационный потенциал республики. На территории кластера производится каждый третий российский грузовой автомобиль и каждая третья шина, более 50% синтетических каучуков России. Отдельные виды продукции предприятий региона широко представлены на российских и международных рынках. Доля инновационной продукции в Камском инновационном территориально-производственном кластере составляет 26,2%, что значительно выше среднереспубликанского и среднероссийского показателей.
Реализация программы развития кластера даст возможность создать новую точку инновационного роста и, следовательно, увеличить объемы производства продукции. Предполагается, что к 2020 году объем промышленной продукции, производимой на территории кластера, увеличится до 1996 млрд. руб. (рост в 3,3 раза); валовой территориальный продукт - до 1568,5 млрд. руб. (рост в 4,7 раза); инвестиции в основной капитал составят 600 млрд. руб. (рост в 4,6 раза), а доля инновационной продукции превысит 44,7% (рост в 2 раза). Будет создано дополнительно более 30 тыс. новых рабочих мест.
Согласно концепции кластерного развития экономики Республики Татарстан приоритетным является создание нефтехимического кластера [16]. Поэтому формирование и развитие кластерных образований для Нижнекамского района является весьма перспективным направлением повышения конкурентоспособности территории и механизм активизации инновационных процессов.
Нижнекамский муниципальный район является крупнейшим центром нефтехимической промышленности не только Татарстана, но и России. На него приходится 23% производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта. В Нижнекамске сосредоточено 18% основных производственных фондов Татарстана, представляющих базовые отрасли промышленности.
Основу промышленности города составляет крупные предприятия, представляющие наукоемкие отрасли - нефтехимию и нефтепереработку.
Крупнейшими градообразующими предприятиями муниципального района являются ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО».
Процесс формирования инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера Нижнекамского муниципального района кроме наличия определенных факторов требует развития (в случае отсутствия - создания) и инфраструктурных элементов. На основе анализа основных направлений инфраструктурных элементов можно построить структурно-функциональную модель экономического развития района, что позволит рассматривать инфраструктуру инновационного развития, как - комплекс взаимодополняющих друг друга элементов (рис. 2).
Рис. 2. Структурно-функциональная модель инфраструктурного обеспечения развития кластера Нижнекамского муниципального района1
1 Пунктиром выделены элементы инфраструктурного обеспечения, которые, которые, по мнению автора, необходимо создать для успешного функционирования кластера на территории Нижнекамского муниципального района.
Элементы, обеспечивающие целевое единство в деятельности такого механизма, - это мотивационные установки на инновационное развитие территории, единый законодательный и нормативный регламент деятельности, единая общедоступная информационная сеть. Более того, структурно-функциональная модель формируется через единство мотивации в деятельности инновационных центров, инвестиционных банков, фондов поддержки кластерного развития, фондов страхования инвестиционной и инновационной деятельности. Взаимодействующие структуры могут иметь различную организационно-правовую форму. Каждый центр, будучи самостоятельной хозрасчетной структурой, опирается на материальный и интеллектуальный потенциал партнеров. Взаимосвязь элементов позволит обеспечить одновременное решение нескольких задач: создание базовых центров по инновационной деятельности, расширение информационного обмена между структурами кластера, интеграцию финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Взаимодействие элементов инфраструктуры, эффективно в следующих ситуациях: объединение ресурсов при решении глобальных проблем; обучение персонала и повышение его квалификации при обмене опытом; соединение взаимодополняющих этапов одной комплексной работы.
Построение центра координации элементов инфраструктуры развития кластера позволит создать механизм, где элементы опираются на возможности друг друга и взаимодействуют с органами управления. Кроме того, координирующий орган позволит избежать проблемы несогласованности между элементами инфраструктуры кластера Нижнекамского муниципального района.
Итак, процесс формирование кластеров на территории региона невозможен без развития его инфраструктурных элементов. Создание недостающих и развитие имеющихся элементов инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера позволит: создать новые рабочие места для жителей региона, увеличить налоговые отчисления в бюджет; производить новые виды продукции, увеличить как качество, так и количество выпускаемой продукции; заменить импортные товары отечественными, за счет использования наукоемких, ресурсосберегающих и
экологически чистых технологий; значительно повысить роль науки, образования, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, академической и вузовской науки; повысить как уровень научно-технических разработок, так и эффективность их внедрения.
Таким образом, инновационное развитие региона непосредственно связано с работой по формированию инновационной среды, направленной на создание благоприятных условий для обеспечения непрерывного воспроизводственного процесса с положительной динамикой развития. Создание указанных выше элементов инновационной инфраструктуры региона будет способствовать взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных мотиваций хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров и стимулов к инновационной модели развития.
Список литературы
1. Андреева Е.С., Дырдонова А.Н., Стародубова А.А., Зинурова Р.И. Государственно-частное партнерство как механизм трансферта инновационных технологий в регионе // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т.16. - № 5. - С. 294-296.
2. Дырдонова А.Н. Инфраструктурное обеспечение развития территориального кластера // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. -№ 26 (209). - С. 30-36.
3. Дырдонова А.Н. К вопросу о формировании структуры нефтехимического кластера // European Social Science Journal. - 2011. - № 8. - С. 449-454.
4. Дырдонова А.Н. Кластеризация нефтехимической отрасли Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т.16. - №
12. - С. 221-224.
5. Дырдонова А.Н. Теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -
2009. - № 3 (79). - С. 51-56.
6. Дырдонова А.Н., Стародубова А.А., Андреева Е.С. Кластерная
структуризация промышленного комплекса региона // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 13. - С. 260-264.
7. Дырдонова А.Н., Стародубова А.А., Андреева Е.С. Формирование инновационной системы региона на основе кластерного развития экономики // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 17. - С. 246-251.
8. Каленская Н.В. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития промышленного комплекса. - Казань: Изд-во Академии наук РТ «Наука»,
2010. - 160с.
9. Кластерные подходы к развитию корпоративных форм хозяйствования: Монография / П.П. Мирошкин, В.А. Крапивин. - Н.Новгород: Принт ЕС, 2007. -444с.
10. Ларионова Н.А. Конкурентоспособность региона в глобализирующейся экономике. Экономика региона: тенденции развития: монография. Кн. 1 / под общ. ред. О.И. Кирикова. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 182с.
11. Мельник А.Н. Повышение энергетической эффективности производства как важнейшее направление развития отечественной экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №12. - С. 8-17.
12. Мельник А.Н., Лукишина Л.В. Методические основы оценки влияния энергетического фактора на результаты деятельности предприятия // Вестник УрФУ. Серия: экономика и управление. - 2010. - № 2. - С. 68-78.
13. Мельник,А.Н., Садриев, А.Р. Концептуальные основы построения системы управления конкурентоспособностью энергетических компаний // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - Т. 151, кн. 1. - С. 236-242.
14. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 258с.
15. Проект «Концепция кластерной политики Российской Федерации». - М.: АНХ при Правительстве РФ, Консалтинговая компания Bauman Innovation, 2005.
16. Проект программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до
2030 года». - М.: 2007.
17. Садриев А.Р. Зарубежный опыт управления инновациями в
энергетических компаниях // Вестник Казанского технологического университета. -2009. - № 5. - С.72-79.
18. Садриев А.Р. Кластерный механизм инновационного развития
энергетической системы Республики Татарстан // Вестник Казанского
технологического университета. - 2009. - № 2. - С.209-214.
19. Строева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры региона. -
Инновационный вестник регион. - 2010. - № 4. - С. 48-53.
20. Султанова Д.Ш. Активизация инновационной деятельности нефтеперерабатывающих предприятий на основе развития конкурентной среды // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 6. - С. 167-171.