Тамара Таранова
научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси
о
Роль государства в становлении и развитии инновационной инфраструктуры
Сегодня уже никто не сомневается в том, что основным движущим фактором экономического и социального прогресса являются инновации. Однако инновационная деятельность весьма затруднительна без финансовой, организационной и правовой поддержки государства, направленной на формирование условий для создания и использования нововведений, механизм которой сводится к кредитной, налоговой, амортизационной политике, вложению бюджетных средств в проекты и т.д.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в развивающихся и развитых странах, как правило, по индивидуальному сценарию. Различия, обусловленные особенностями экономики и управленческой культурой конкретного государства, сводятся к разной роли тех или иных методов регулирования. Кроме того, их выбор подчинен национальным приоритетам, которые устанавливаются на определенный период развития. В итоге они направлены на создание благоприятных условий для расцвета инновационного предпринимательства, распространение нововведений, формирование развитой инновационной инфраструктуры.
В зарубежных странах государственная поддержка развития инфраструктуры инновационной деятельности осуществляется с помощью законодательного и нормативно-правового обеспечения; разработки национальных и региональных программ создания инновационной инфраструктуры; финансовой поддержки передачи информации и технологий; прямого финансирования; участия в качестве одного из учредителей структурных элементов инфраструктуры инновационной деятельности; формирования внебюджетных фондов ее поддержки; снижения уровня налогообложения и арендной платы, предоставления зданий и земельных участков;
подготовки и переподготовки кадров для инновационного предпринимательства и т.д.
К сожалению, в нашей стране спектр государственной поддержки создания и развития инновационной инфраструктуры не столь значителен. До сих пор не выработана ее долгосрочная стратегия, не разработаны в полной мере нормативно-правовой, финансово-кредитный, налоговый и другие механизмы поддержки развития инновационной деятельности. В системе принимаемых мер правовое регулирование инновационной деятельности должно занимать первое место, но работа по созданию соответствующей законодательной базы ведется крайне медленно и неэффективно. В республике действует более 50 нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты инновационной деятельности, однако отсутствует целостный свод законов, необходимых для ее эффективного развития.
На наш взгляд, необходимо принятие единого законодательного акта, устанавливающего правовые, экономические и организационные основы государственной инновационной политики (закон Республики Беларусь «Об инновационной деятельности» или «О государственной поддержке и государственных гарантиях иннова-
ционной деятельности в Республике Беларусь»), который бы содержал фундаментальные понятия, определения категории субъектов инновационной деятельности и ее инфраструктуры, основные формы и методы их государственной поддержки. Он должен стать базовым для разработки и принятия системы нормативно-правовых актов, стимулирующих инновационную деятельность и развитие инновационной инфраструктуры, а также их корректировки с учетом изменяющихся политических и экономических процессов. Кроме того, следует разработать нормативно-правовые акты, направленные на совершенствование законодательства в целом (гражданского, налогового, таможенного, в финансово-кредитной сфере), для стимулирования инновационной деятельности. Остановимся на этом подробнее.
В рамках государственных приоритетов действует Программа развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь, одобренная постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.02.1996 г. № 143. В этом документе определена цель научно-инновационной деятельности, основные принципы ее реализации, механизмы стимулирования и указан перечень необходимых мероприятий по ее активизации на 1996—1997 гг. Часть из них не реализована до сих пор, и главное, не принят основной закон, определяющий инновационную политику государства.
Приняты положения «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» и «О научно-технологическом парке», утвержденные постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.1997 г. № 640 и от 31.07.1998 г. № 998 соответственно, которые устанавливают порядок создания и ликвидации технопарков и инкубаторов малого предпринимательства (инновационных центров), основные задачи и направления проводимых работ. Однако белорусское законодательство не предусматривает налоговые льготы по основной деятельности технопарка и инкубатора малого предпринимательства (инновационного центра), то есть субъекты инновационной инфраструктуры не относятся к особому режиму налогообложения. Единственная льгота, предоставленная согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2002 г. № 288, — это рекомендация местным исполнительным и распорядительным органам выделять в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам здания (помещения) для размещения инкубаторов малого предпринимательства, а также оказывать им содействие в первоочередном отводе земельных участков для строительства зданий.
В связи с Указом Президента Республики Беларусь от 03.05.2001 г. № 234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» Белорусский государственный университет создал научно-технологическую ассоциацию «Национальный инфопарк», в состав которой вошли предприятия-разработчики информационных технологий (организованной совокупности процессов, элементов, устройств и методов, используемых для обработки информации). Им были предоставлены помещения и ряд налоговых льгот, но все же деятельность этой инновационной инфраструктуры не может быть достаточно эффективной без свободного доступа к финансовым источникам и гарантиям, то есть без налаженного финансово-кредитного механизма. На наш взгляд, государственная
поддержка разработки и экспорта информационных технологий должна осуществляться во всех регионах республики, где существует необходимый научно-технический потенциал.
В рамках государственных приоритетов принято постановление Совета Министров Республики Беларусь «О концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003—2007 гг.» от 31.07.2003 г. № 1016, которое определило цели и задачи инновационной политики страны, направления и основные инструменты ее реализации, а также первоочередные меры по активизации инновационной деятельности. Хотя в качестве одной из основных задач государства в сфере инновационной политики и определено содействие формированию развитой инновационной инфраструктуры, она пока не стала ее приоритетом. Такие задачи, как формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, ее финансовая поддержка и подготовка кадров в этой сфере пока находятся на стадии становления. В частности, до сих пор не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и деятельности субъектов инновационной инфраструктуры (центр трансфера технологий, инновационный центр), а также венчурных и страховых фондов.
Значительную роль в финансировании инновационной деятельности играют Белорусский инновационный фонд и инновационные фонды, создание и деятельность которых ежегодно с 1996 г. регламентируется постановлениями, принятыми Советом Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов», и постановлением от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда». Одним из основных недостатков в их деятельности является не целевое использование средств инновационных фондов, поэтому в Типовых положениях необходимо уточнить основные направления использования средств этих фондов и одновременно ужесточить контроль государственных органов за этим процессом на практике. Белорусский инновационный фонд мог бы стать одним из главных государственных источников финансирования создания и функционирования объектов инновационной инфраструктуры (инновационных центров, технопарков и т.д.) на долевой основе с участием других фондов и частных инвесторов.
Таким образом, создание благоприятных правовых и экономических условий для успешного развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в настоящее время находится в начальной стадии. Назовем основные причины такого положения:
• несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы в этой области;
• недостаточная государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры;
• неразвитость кредитной системы для инновационного бизнеса (высокие проценты по ссудам, необходимость предоставления залогового имущества и гарантий, ограниченность сроков кредитования);
• недостаток знаний в области инновационного менеджмента, маркетинга;
№10(44)_2006 НАУКА И ИННОВАЦИИ
37
а также причины, кроющиеся в отсутствии:
• льгот в налогообложении субъектов инновационной инфраструктуры;
• определенных механизмов и организационных структур, обеспечивающих венчурное финансирование проектов, получение займов, кредитов и субсидий, предоставление стартового капитала за счет специальных фондов;
• приспособленных помещений и средств на их переустройство для развертывания деятельности инновационных предприятий;
• национальной программы развития инновационной инфраструктуры и т.д.
Поворотным моментом в развитии этого процесса должно стать утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 г. № 12 положение «О Парке высоких технологий», где предусмотрены значительные налоговые льготы сроком на 15 лет резидентам и предприятиям, зарегистрировавшим в парке свои бизнес-проекты. Это означает освобождение от уплаты налога на прибыль; налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, установленные законом «О бюджете Республики Беларусь», уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности); налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) для резидентов Парка высоких технологий и от уплаты НДС по оборотам от реализации на территории Республики Беларусь выполненных работ (оказанных услуг) для нерезидентов, зарегистрировавших свои бизнес-проекты в парке; таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при импорте товаров для осуществления видов деятельности, разрешенных его резидентам, и для выполнения работ (услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту, от обязательной продажи валютной выручки. Им предоставляются льготы на подоходный налог с физических лиц и обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения. Резидентам Парка — дополнительные льготы в виде освобождения от уплаты местных налогов и сборов, земельного налога на период строительства зданий и сооружений (но не более чем на три года), налога на недвижимость, оффшорного сбора при выплате дивидендов, снижения ставки арендной платы (0,5), отсутствия коэффициентов, повышающих ставки земельного налога. Кроме того, банки республики обязаны предоставить администрации Парка высоких технологий кредиты для организации его деятельности. Эти меры направлены на создание благоприятных экономических, организационных и правовых условий для малых инновационных компаний, занятых, прежде всего, разработкой, внедрением и экспортом информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения. Другие направления деятельности Парка высоких технологий и его резидентов указаны недостаточно четко, что может вызывать определенные трудности как для потенциальных резидентов, так и инвесторов.
Однако ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей в одном регионе вряд ли обеспечит устойчивое инновационное развитие экономики всей республики. Уже сегодня необходимо усилить государственную поддержку существующей инфраструктуры,
на базе которой впоследствии будут создаваться парки высоких технологий во всех регионах страны. На наш взгляд, для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
• завершить разработку и принятие законодательных и нормативно-правовых документов в сфере инновационной деятельности (законы Об инновационной деятельности или О государственной поддержке инновационной деятельности, О венчурных фондах и др.), уделив особое внимание совершенствованию налоговой, амортизационной и таможенной политики, финансово-кредитной системы, что создаст благоприятные правовые и экономические условия при коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Кроме того, они должны быть тесно увязаны с другими законодательными и нормативно-правовыми актами (о земле, концессиях, иностранных инвестициях и др.);
• разработать и утвердить национальную программу становления и развития инфраструктуры инновационной деятельности или концепцию развития национальной инновационной системы, одной из важнейших компонент которой является инновационная инфраструктура;
• обеспечить поддержку сферы образования и функционирования инновационной инфраструктуры центральными, а также региональными местными властями, которая осуществляется в следующих направлениях: прямые инвестиции (в учреждаемые или субсидируемые государственными органами технопарки или другие структурные элементы данной инфраструктуры, проекты НИОКР и инновационные проекты, страхование частного рискового капитала, льготы по процентам за кредиты); налоговые льготы (более низкие отчисления от прибыли и более быстрое списание амортизационных отчислений, уменьшение налогов при создании и освоении предприятий); низкая арендная плата в сфере инфраструктуры (выделение удобных земельных участков, бесплатное подсоединение к транспортной сети, энерго- и водоснабжению); в сфере образования (бесплатные курсы повышения квалификации и т.д.);
• создать бюджетные и внебюджетные фонды, венчурные, трастовые и прочие организации для аккумуляции капитала и вложения его в инновации и т.д.
Литература
1. Организация научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Мн., 1996. С. 118—144.
2. Организация научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Мн., 1998. С. 88—91.
3. Организация научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Мн., 1999. С. 90—94.
4. Организация научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Мн., 2001. С. 8—9.
5.Организация научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Мн., 2003. С. 66—77.
6. Организация научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Мн., 2005. С. 10—29.