Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития малого инновационного предпринимательства'

Тенденции и перспективы развития малого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / CТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЕВРОСОЮЗ / ТЕХНОПАРКИ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко Александр

В статье проведено исследование аспектов формирования эффективной государственной политики, направленной на стимулирование малого инновационного бизнеса. Рассматривается существующая в Республике Беларусь практика создания технопарков, а также определяются первоочередные шаги по разработке системных мер государственной поддержки формирования и развития малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and prospects of smallinnovative business development

The article analyses some aspects of effective state policy aimed at stimulating small innovative business. The current practiceof technoparks establishing in the Republic of Belarus has been considered, and the priority measures on the systemic state support for the small innovative business development have been determined.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития малого инновационного предпринимательства»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Тенденции

и перспективы развития

малого инновационного предпринимательства

Резюме. В статье проведено исследование аспектов формирования эффективной государственной политики, направленной на стимулирование малого инновационного бизнеса. Рассматривается существующая в Республике Беларусь практика создания технопарков, а также определяются первоочередные шаги по разработке системных мер государственной поддержки формирования и развития малого инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, малое инновационное предпринимательство, государственная поддержка, апратегия развития, Евросоюз, технопарки, субъекты инновационной инфраструктуры.

Александр Косенко,

научный сотрудник Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси

Известно, что малые инновационные предприятия, обладая большей мобильностью и гибкостью по сравнению с крупными бизнес-структурами, оказываются более адаптивными к требованиям рынка. Поэтому создание оптимальных условий для их развития является одним из основных трендов современной экономики. В этих целях в нашей стране подготовлен проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года «Беларусь - страна успешного предпринимательства» [1], где в качестве одной из задач определено «формирование системы мер и стимулов для качественного развития сектора МСП, усиления его инновационной и инвестиционной составляющей» [1, с. 8].

Следует отметить, что развитие малого инновационного предпринимательства (МИП) в Республике Беларусь характеризуется недостаточным пониманием его значения и роли, отсутствием четко сформулированной государственной политики, предполагающей наличие инструментария для достоверных статистических наблюдений, а также системы прозрачных мер и механизмов государственной поддержки.

В главе 5 проекта Стратегии приводится ряд неформализованных пунктов, направленных, по мнению разработчиков, на активизацию инновационного и высокотехнологичного предпринимательства, стимулирование производства субъектами МСП товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью [1, с. 17-18]. При этом допущено нивелирование методологических подходов в определении сущности МИП - в первую очередь речь должна идти о развитии высокотехнологичного сектора данного сегмента предпринимательства. Суть же указанных пунктов фактически сведена к обеспечению возможности финансирования МСП за счет бюджетных средств и не предполагает привлечения альтернативных форм и механизмов стимулирования их деятельности.

Для сравнения предлагаем рассмотреть аналогичные российские документы стратегического планирования.

В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной распоряже-

http://innosfera.by

| №3 (181) | Март 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 61

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

нием Правительства от 02.06.2016 №1083-р, целью формирования МСП заявлено превращение его в один из факторов «инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики» [2, с. 6].

Чтобы повысить эффективность оказания государственной поддержки и исключить дублирование реализуемых мер федеральными органами исполнительной власти, запланированы общесистемные и отраслевые мероприятия, направленные на стимулирование конкуренции и снижение административных барьеров для функционирования МСП на отдельных отраслевых рынках.

В рамках улучшения инфраструктуры поддержки субъектов МСП, осуществляющих инновационную деятельность, предусматривается сформировать эффективный инновационный лифт - обеспечить непрерывное финансирование проектов на всех стадиях инновационного цикла, причем как со стороны государства, так и других заинтересованных организаций. Также указано, что финансирование «будет осуществляться на основе дифференциации субъектов малого и среднего предпринимательства по выделенным целевым секторам - массовому и высокотехнологичному» [2, с. 18].

Подчеркивается важность создания системы финансовой поддержки МСП. Чтобы она была эффективной и рациональной, предусмотрена реализация комплекса взаимодополняющих мероприятий, в частности стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования МСП; развитие микро- и долгосрочного финансирования; национальной гарантийной системы поддержки; рынка секьюритизации кредитов; лизинга и факторинга для малых и средних предприятий; реализация программ субсидирования затрат субъектов МСП; привлечение новых инструментов финансирования. Кроме того, закладывается разумный баланс

Организационно-правовая форма Количество Удельный вес, %

Общество с ограниченной ответственностью 75 58,2

Общество с дополнительной ответственностью 10 7,7

Частное унитарное предприятие 23 17,9

Республиканское унитарное предприятие 4 3,1

Унитарное предприятие 8 6,2

Закрытое акционерное общество 2 1,5

Совместное предприятие 1 0,8

Индивидуальный предприниматель 6 4,6

Итого 129 100

Таблица. Распределение резидентов технопарков в разрезе организационно-правовых форм. Источник: отчеты технопарков о деятельности в 2016 г.

между финансированием и установлением налоговых льгот и преференций. Для высокотехнологичного сектора предполагается создать дополнительные фискальные стимулы. Будут активнее привлекаться такие альтернативные инструменты прямого финансирования проектов, как венчурное, гибридное (мезонинное), инвестиции бизнес-ангелов; биржи с обращением акционерного или долгового капитала, коллективное финансирование (краудфандинг и краудинвестинг).

По нашему мнению, проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года «Беларусь - страна успешного предпринимательства» нуждается в концептуальной переработке с учетом мирового опыта государственной поддержки МИП как одного из основных драйверов инноваций. Для этого надо реализовать ряд практических мер, на осуществление которых не потребуется дополнительных бюджетных ассигнований, но реализация которых позволит нормативно закрепить основные видовые признаки МИП:

■ во-первых, определить численность малого и среднего предприятия (в том числе малого инновационного) в соответствии с практикой стран ОЭСР;

■ во-вторых, закрепить в качестве приоритетного направления деятельности высокотехнологичный сектор национальной экономики.

Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», к субъектам малого предпринимательства относятся микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек; малые организации - от 16 до 100 человек. К субъектам среднего предпринимательства - с численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек.

В Рекомендациях Европейского союза 2003/361 от 06.05.2003 г. указывается следующее максимальное число работников: для микроорганизации - 10 чел., малого предприятия - 50, среднего - 250 чел. [3].

Сравнение двух подходов в вопросе численности работников субъектов МСП показывает, что максимальное количество сотрудников белорусских микроорганизаций и малых предприятий превышает таковое в странах Евросоюза соответственно в полтора и два раза.

Другой важнейший критерий градации субъектов малого и среднего предпринимательства, установленный упомянутой Рекомендацией,- предельное зна-

чение годового оборота и/или годового баланса. Для микропредприятий - 2 млн евро, для малых - 10 млн евро, для средних - 50 и 43 млн евро соответственно.

Белорусским законодательством данные показатели при определении субъектов МСП не предусмотрены.

В европейской практике действует неформализованное деление малого и среднего предпринимательства на массовый и высокотехнологичный секторы. Последний ориентирован на производство наукоемких товаров как самостоятельно, так и посредством участия в кооперационных цепочках крупных компаний. Подобное разделение обеспечивает возможность эффективной и рациональной адресной государственной поддержки МИП, с одной стороны, стимулирующей их рост и совершенствование, а с другой - препятствующей проявлению иждивенческих настроений.

В нашей стране развитие малого инновационного предпринимательства ограничивается правовой неопределенностью.

Так, законы Республики Беларусь от 19.01.1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики» и от 10.07.2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» направлены на обслуживание прежде всего госсектора национальной экономики и не обеспечивают разумный баланс интересов всех субъектов хозяйствования. МИП функционируют в рамках научно-технологических парков, зарегистрированных в установленном порядке.

В Перечне субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь зарегистрировано 14 научно-технологических парков, в том числе 4 - в 2017 г. [4]. Основные направления их деятельности: приборостроение, включая разработку и производство высокотехнологичной продукции; программное обеспечение; выполнение НИОКР; консалтинговые, образовательные, информационные и ИТ-услуги; архитектура и строительство. Объективно оценить функционирование технопарков невозможно из-за отсутствия эффективной системы мониторинга, форм отчетности с четко определенными структурой, объемом статистических данных и сроками представления информации.

Согласно имеющимся в ГКНТ отчетным данным об итогах деятельности НТП в 2016 г., количество резидентов различных организационно-правовых форм в 10 технопарках составляло 129 (таблица).

Следует отметить, что в своем нынешнем состоянии данные структуры не выполняют основной

ТЕХНОПАРКИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(2016 г.):

Минский

городской технопарк...................................... 30 резидентов

Брестский 26 резидентов

научно-технологический парк

Гомельский технопарк................................. 24 резидента

Научно-технологический парк БНТУ

«Политехник»........................................................... 17 резидентов

Технологический парк Могилев 13 резидентов

Научно-технологический парк

Витебского государственного 9 резидентов

технологического университета ....

Минский областной технопарк 3 резидента

Научно-технологический парк

Полоцкого государственного

университета........................................................... 3 резидента

Агентство развития 2 резидента

и содействия инвестициям...................

Технопарк «Полесье».................................... 2 резидента

функции технопарка - обеспечения благоприятной организационно-институциональной среды для развития малого инновационного предпринимательства. Лишь первые пять технопарков из представленного выше перечня с определенной долей вероятности можно отнести к технопаркам в классическом их определении.

В соответствии с действующей практикой, упрощенно процедуру создания технопарка можно описать следующим образом:

■ на первом этапе происходит регистрация в местных органах исполнительной власти субъекта хозяйствования (как правило, по инициативе «администрации технопарка»), в названии которого используется словосочетание «научно-технологический парк» (технопарк) без учета необходимых компетенций и объективных возможностей (организационных, финансовых, кадровых и пр.) исполнять в перспективе функции управляющей компании (в белорусской практике - «администрации») создаваемого технопарка;

http://innosfera.by

| №3(181) | Март 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 63

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

■ на втором этапе уже зарегистрированный как технопарк по формальному признаку (названию) субъект хозяйствования с «потенциальными резидентами технопарка» по установленной процедуре проходит регистрацию (повторно) в ГКНТ в качестве технопарка с последующей регистрацией в качестве субъекта инновационной структуры Республики Беларусь.

Подобная практика создания технопарковых структур, зачастую не обеспеченных соответствующими компетенциями и имуществом, свидетельствует о необходимости разработки отдельного нормативного правового акта, который бы четко и однозначно определил понятие «научно-технологический парк» как имущественный комплекс, его структуру (управляющая компания, инкубатор малого инновационного предпринимательства, резиденты), сферу деятельности (высокотехнологичный сектор национальной экономики), принципы создания и функционирования, а также систему мер государственной поддержки.

По оценкам международных экспертов, в Республике Беларусь «технопарки и научные парки организованы таким образом, что не проводится различий между молодыми компаниями (которые часто не в состоянии платить арендную плату) и успешными международными компаниями. То же самое можно сказать об услугах поддержки, предлагаемых центрами (имеется в виду управляющими компаниями. - Прим. авт.) всем своим резидентам. Как показывает международный опыт, принято различать ориентацию на получение прибыли и на оказание общественных услуг, чтобы дифференцировать потребности резидентов с целью последующей отмены их субсидирования при развитии их финансовых возможностей» [5, с. 7].

Приведенные факты свидетельствуют об имеющейся системной проблеме, обусловленной как отсутствием в действующем законодательстве понятия «малое инновационное предпринимательство», так и неразработанностью методологии, а также инструментария для статистических наблюдений и обследования данного сегмента экономики.

Чтобы исправить ситуацию, на наш взгляд, приоритетной задачей, направленной на формирование в Республике Беларусь благоприятной среды для зарождения и развития МИП, является разработка методологии и нормативно-правовое оформление принципов и форм его деятельности, а также создание системных мер государственной поддержки, обеспечивающих

возникновение принципиально новой бизнес-модели инновационного развития.

Первоочередные практические шаги, которые целесообразно предпринять в рамках решения указанной задачи:

■ в качестве стратегической цели определить развитие МИП, нормативно закрепить конкретные целевые показатели, в частности для поддержки малых инновационных предприятий, основанных на технологиях start-up и spin-off.

■ при государственных научных учреждениях создать малые инновационные предприятия для практической апробации и коммерциализации результатов научно-технической деятельности, наделить их функциями посредников в научно-технологической сфере;

■ на законодательном уровне закрепить возможность передачи результатов научных исследований и разработок (за исключением разработок двойного и специального назначения) в предпринимательский сектор для их последующей коммерциализации;

■ обеспечить новым малым инновационным предприятиям «режим благоприятствования»: трехлетние «налоговые каникулы», возврат 50% сумм уплаченного НДС при условии инвестирования указанных средств в научные исследования и разработки. Разработка методологии малого инновационного

предпринимательства, а также реализация на практике эффективного и прозрачного механизма государственной поддержки, включающего приоритетное финансирование высокотехнологичного сектора МИП, обеспечит его ускоренное развитие как одного из драйверов инновационной экономики, что будет способствовать увеличению наукоемкости ВВП, диверсификации источников финансирования отечественной научной и инновационной сферы, повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь. СИ

ЛИТЕРАТУРА

1. Проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года // http:// economy.gov.by/uploads/files/proekty-npa/strategija/2-PROEKT-Strategii-05.07.2017.pdf

2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // http:// www.government.ru/docs/23354/

3. COMMISSION RECOMMENDATION of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ: L:2003:124:0036:0041: en: PDF

4. Перечень субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь // http://gknt.gov.by/ opencms/opencms/ru/innovation/inn3/

5. Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь. Резюме и рекомендуемые меры политики. ООН. Нью-Йорк, Женева, 2017. // http://www.scienceportal.org.by/upload/2017/Executive%20 summary%20RUS%20FINAL.pdf

http://innosfera.by/2018/03/innovative_entrepreneurship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.