Научная статья на тему 'Инновационная стратегия Чешской Республики'

Инновационная стратегия Чешской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
856
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ЛИССАБОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубик Дмитрий, Черкас Надежда

В статье авторами исследуются стратегические инструменты управления нововведениями на примере Чехии. Проведен анализ национальных инновационных стратегий данного государства. Показано, с помощью каких мер Чехии за прошедшее десятилетие удалось существенно продвинуться по показателям качества государственного управления в научной и предпринимательской сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation strategy of the Czech Republic

The article considers the strategic tools of innovation management by the example of the Czech Republic. National Innovation Strategy in the EU countries is detailed on the objectives, projects and activities through the development of regional strategies.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия Чешской Республики»

была принята средняя цена за номер, равная 86 евро. Это возможно лишь при количестве туристов от 1 075 тыс. до 4 300 тыс, что обеспечит стабильную загрузку отелей (от 65%) и в 2-5 раз повысит вклад Минска в развитие отрасли в целом и в ВВП Беларуси. В свою очередь цены на услуги, расположенные в зоне сбалансированности, будут способствовать привлечению в страну новых туристов.

Целесообразно позиционирование Минска как города делового туризма. Это будет способствовать не только повышению востребованности гостиничного фонда, эффективности использования созданной инфраструктуры и рентабельности отелей и туристической отрасли в целом, но и увеличению бизнес-активности в стране, окажет положительное влияние на имидж Республики Беларусь на мировой арене.

Таким образом, для коренных преобразований гостиничных компаний и их дальнейшего сбалансированного развития необходимо совершенствовать государственное регулирование соответствующей деятельности, применять кластерные подходы, современные маркетинговые стратегии, зарубежный опыт, наращивать кадровый потенциал. СИ

Статья поступила в редакцию 10.06.2016 г.

¿P See: http://innosfera.by/2016/10/market_of_hotel

Summary

Based on the analysis of foreign and domestic research the concept and essence of hospitality services are refined, the author's definition of «hotel chain» is offered. Promising areas of the Belarusian market of hotel services are identified, the complex of measures, based on the trends of world tourism and hotel market is determined, the concept of international marketing of hotel services and a methodical approach to determining the area of hotel services market balance in major cities are developed.

Литература

1. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2016.

2. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, коллективных средствах размещения Республики Беларусь за 2014 год: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2015.

3. Жмулина Д.А. Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг // http://fan-5.ru/pass/pass-1458.php.

4. Гришкова Т. Развитие будет продолжаться // Гостиничное дело. 2011. № 12. С. 20-23.

5. HotStats Chain Hotels Market Review // http://www.hospitalitynet.org/news/ global/147000409/4069635.html.

6. http://probuslness.by/markets/100-2-fakta-o-minskikh-otelyakh-segodnya-prognoz-na-zavtra.html.

7. http://blog.euromonitor.com/2015/01/top-100-city-destinations-ranking.html

Инновационная стратегия Чешской Республики

Резюме. В статье авторами исследуются стратегические инструменты управления нововведениями на примере Чехии. Проведен анализ национальных инновационных стратегий данного государства. Показано, с помощью каких мер Чехии за прошедшее десятилетие удалось существенно продвинуться по показателям качества государственного управления в научной и предпринимательской сферах.

Ключевые слова: инновации, стратегия,Лиссабонский процесс, международная конкурентоспособность, интеллектуальная специализация.

Дмитрий Зубик,

ассистент кафедры

организации

и управления

Белорусского

государственного

экономического

университета

Надежда Черкас,

доцент кафедры физики Военной академии Республики Беларусь,кандидат физико-

математических наук

Инновационная деятельность в Чехии подчиняется базовым принципам, установленным руководящими органами ЕС в области технологического развития и нововведений. Вступление республики в Европейский союз означало среди прочего и присоединение страны к Лиссабонскому процессу. Стратегия, провозглашенная Европейским Советом весной 2000 г. в столице Португалии, стремилась превратить Европу в интегрированное, конкурентоспособное, динамичное, научно ориентированное экономическое пространство, мирового лидера по производительности. Планировались технологическое перевооружение посредством интенсивной исследовательской и инновационной деятельности, а также рост качества человеческих ресурсов. Для перехода к экономике знаний были поставлены задачи разработки политики в сфере ИКТ, научных исследований и технического прогресса, проведения структурных

Таблица.

Расходы на НИОКР в Чешской Республике (в % к ВВП)

Источник: Чешское

статистическое

управление

реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и экономики, формирования внутреннего рынка. Успешное достижение целей Лиссабонской стратегии увязывалось с решимостью государств-участников проводить свою внутреннюю политику с учетом общеевропейских приоритетов.

Присоединение Чешской Республики к ЕС потребовало принятия национальной инновационной стратегии. Такой документ (НИС 2004) был в кратчайшие сроки разработан и утвержден правительством в марте 2004 г. Ограниченность во времени не позволила создать полноценную концепцию: НИС 2004 в большей мере носила декларативный характер. Планировалось, что недостатки будут учтены и исправлены при написании дальнейших нормативных документов.

Системными проблемами существующей инновационной инфраструктуры Чехии были признаны:

■ недостаточное финансирование научных исследований, разработок и инновационной деятельности. Общие расходы на НИОКР в 2003 г. составили 1,26% ВВП (со стороны государства - 0,57%, предпринимательского сектора - 0,69%). В соответствии с Лиссабонской стратегией, размер этого показателя к 2010 г. должен быть увеличен до 3% ВВП (доля государства - 1%);

■ отсутствие законодательных и политических рамок для нововведений и бизнеса;

■ слабые связи между наукой и предпринимательством. Лишь 6,2% малых и средних фирм участвовало в кооперации и коммуникациях с большими компаниями

и НИИ. Исследовательские учреждения отличались организационной консервативностью, нежеланием наращивать коммерциализацию результатов НИОКР, пропагандировать их. Отмечались проблемы инновационного консалтинга, создания научно-технических парков и инкубаторов, низких объемов предстартового и стартового капиталов (около 0,001% ВВП), отсутствия бизнес-ангелов и венчурных фондов с участием государства.

Трудности в сфере генерирования и распространения нововведений Чехии подтвердили:

■ низкая доля инновационно активных фирм (25,9% от общего количества);

■ малый объем патентных заявок на душу населения (в 13,7 раза меньше, чем в США);

■ невысокий процент высокотехнологичных фирм;

■ нехватка спин-офф компаний;

■ недостаточное число предприятий с НИОКР в качестве основной (192 в 2004 г.) и вспомогательной (1370) деятельности;

■ слабый спрос на результаты исследований со стороны бизнеса.

НИС 2004 предложила присвоить областям инноваций, НИОКР и образования наивысший национальный приоритет, сформировать правовую базу для нововведений, в частности разработать национальную инновационную политику, а также снизить административные барьеры и затраты, необходимые для появления МИП. В стратегии содержались прямые и косвенные инструменты поддержки создания высокотехнологичных наукоемких товаров и услуг. К первым были отнесены правовые, финансовые, организационные, политические и непосредственно инновационные. Вторая группа затрагивала развитие инфраструктуры, человеческого и технологического потенциалов, международного сотрудничества.

Подготовка благоприятной для нововведений нормативно-правовой среды была связана с трансформацией миссии и содержания деятельности академической сферы в направлении практического сотрудничества с производством и бизнесом и разработкой норм применения венчурного капитала.

Планировалось увеличение объемов финансирования образования, научно-исследовательского сектора, инновационной системы и проектов с участием структурных фондов ЕС. Предусматривалась оптимизация управления данными сферами, введение института посредников (советы, НКО, научно-исследовательские подразделения) между госорганами и научными учреждениями для решения вопросов менеджмента, оценки и финансирования прорывных проектов.

В политической плоскости ставилась задача скоординировать инновационную стратегию с образовательной и научно-исследовательской стратегиями, а также делегировать часть полномочий на региональный уровень. Различные мероприятия были направлены на:

■ развитие инновационной культуры (повышение инновационной грамотности населения вкупе с обучением основам предпринимательства, маркетингу, защите интеллектуальной и промышленной собственности;

Расходы 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Общие 1,22 1,29 1,37 1,30 1,35 1,40 1,64 1,88 2,00

Госуда рственные 0,55 0,58 0,61 0,58 0,65 0,62 0,68 0,69 0,71

создание условий для мобильности исследователей, студентов и преподавателей; рост общественного интереса к нововведениям и увеличение мотивации региональных властей по их поддержке);

■ укрепление связей с общественностью и СМИ (широкое информирование граждан, пиар инноваций, создание специализированных веб-сайтов);

■ сотрудничество между всеми субъектами НИС на принципах взаимного партнерства (координация деятельности государственных органов управления в различных областях; улучшение взаимодействия научно-исследовательских структур и промышленных компаний; создание технопарков для облегчения доступа МСП к новым технологиям, учреждение агентств для трансфера технологий с выработкой необходимых механизмов аккредитации, стандартизации и экспертизы проектов);

■ эффективную коммерциализацию результатов НИОКР (поддержка технологически ориентированных фирм; налоговые стимулы к проведению собственных научно-исследовательских работ; расширение прикладных исследований в высокотехнологичных отраслях);

■ поддержку инновационной деятельности (увеличение государственного финансирования НИОКР до 1% ВВП к 2010 г.; объединение исследователей в общую сеть; внедрение новых форм обучения, инкорпорированных в инновационный процесс; обеспечение условий для притока квалифицированных зарубежных ученых; мотивация лучших кадров для работы в передовых научных центрах, придание «европейского измерения» их карьере; поддержка инновационной активности в вузах; популяризация НИОКР и инноваций среди молодежи).

Формирование качественной инновационной инфраструктуры требовало четкого определения задач и компетенций всех ее субъектов, развития сети научно-технических парков и технологических центров. Ставились задачи подготовки профессионалов в области инновационного предпринимательства, создания системы непрерывного обучения, принятия кодекса этики инноватора. Предлагалось в полной мере воспользоваться возможностями рамочных программ ЕС по развитию научных исследований и технологий и потенциалом международных информационных сетей.

В 2005 г. была проведена ревизия Лиссабонской стратегии, и стало очевидно, что большинство ее амбициозных целей не будет достигнуто к 2010 г. Задача опередить в конкурентоспособности США была заменена на увеличение ВВП и создание рабочих мест. Причинами замедления общеевропейского роста стали:

■ высокие социальные и экологические стандарты;

■ растущая энергетическая зависимость экономики ЕС и необходимость ее интенсификации;

■ неконкурентоспособная университетская система с низкой бизнес-активностью;

■ слабый предпринимательский менталитет;

■ недостаточный уровень конкуренции, наличие барьеров в бизнесе.

Переформатирование Лиссабонской стратегии примирило инновационную общественность Чехии с мыслью, что НИС 2004 не выполнит поставленных задач. Что и произошло. Единственная измеримая цель (расходы на НИОКР) оказалась не достигнута (таблица).

Сводный индекс (БП) Европейской инновационной шкалы отводил Чехии место среди отстающих стран ЕС: 15-е (2007 г.), 16-е (2011, 2013 г.), 17-е (2006, 2010, 2012 г.) и 19-е (2008, 2009 г.).

Действующая Национальная инновационная стратегия республики (НИС 2011) была принята в сентябре 2011 г. и рассчитана до 2020 г. Конкретные действия по ее направлениям разработаны в виде 43 концепций проектов, являющихся приложением к Стратегии международной конкурентоспособности Чехии. Концептуальные основы и цели НИС 2011 использовались для актуализации Национальной политики в области исследований, разработок и инноваций на 2009-2015 гг.

Главная цель НИС 2011 состоит в усилении значения нововведений, использовании высоких технологий в качестве источника конкурентоспособности страны и увеличении их вклада в долгосрочный экономический рост, создание квалифицированных рабочих мест и улучшение качества жизни. Для ее достижения необходимы:

■ повышение численности компаний, внедряющих инновации для усиления своей конкурентоспособности

и рыночной силы;

■ совершенствование инновационной среды в направлении развития «предпринимательского общества», генерирования передовых результатов НИОКР, высокого качества образования, поддержки и стимулирования инновационной деятельности фирм;

■ увеличение спроса компаний на нововведения, облегчение доступа к необходимым ресурсам;

■ взаимодействие и конкуренция частных и государственных источников финансирования.

Развитие инновационной инфраструктуры включает повышение качества и спектра услуг для инновационного бизнеса и упрочнение ключевых взаимосвязей между ее субъектами. Под последними понимаются следующие соединения:

■ «предприятия - рынки» (технологический форсайт, исследование рынка, стимулирование экспорта и т.д.);

■ «предприятие - предприятие» по горизонтали (кластеры, трансграничное сотрудничество, преодоление отраслевых рамок);

■ «предприятие - предприятие» по вертикали (цепочки ценностей);

■ «научно-исследовательские учреждения - предприятия» (менеджмент в исследовательских организациях, трансфер технологий и т.д.).

НИС 2011 состоит из четырех основных осей: передовые исследования, сотрудничество бизнеса и науки в передаче знаний, поддержка предпринимательства, генерирующего нововведения, и развитие инноваторов.

Первая из них включает в себя меры по увеличению отдачи от НИОКР. Широкий диапазон исследований в Чехии приводит к распылению финансовых, людских и материальных ресурсов, не позволяющему добиваться результатов мирового уровня во всех областях. Назрело ограничение стратегических приоритетов НИОКР с учетом потребностей бизнеса и тематики Европейского исследовательского пространства. Будет происходить упрощение и упорядочение организационной структуры государственной поддержки исследований и разработок, изменение системы оценки результатов научного сектора. Критерии предоставления денежных средств должны стать более понятными и неизменными, объем - соответствовать приносимому эффекту. Ожидается увеличение спроса предпринимателей на нововведения путем предоставления налоговых льгот, а также повышение качества управления научно-исследовательскими организациями с помощью профессиональных менеджеров. Первая часть НИС 2011 предполагает создание передовых исследовательских центров с обширной инфраструктурой, аккумулирующих государственные, частные и заграничные средства, с привлечением ведущих специалистов, а также повышение вовлеченности чешских ученых в европейскую исследовательскую деятельность.

Суть второй оси заключается в налаживании комплекса внутренних и внешних связей национальной инновационной системы. Это означает:

■ повышение качества трансфера знаний в исследовательских организациях, развитие служб кооперации с предприятиями, совершенствование инструментов определения перспектив рыночного внедрения технологических идей, сотрудничество в рамках британской программы Knowledge Transfer Partnership либо аналогичных платформ;

■ построение эффективной системы использования результатов НИОКР на принципах распределения прибыли;

■ расширение возможностей консультирования топ-уровня и получения менеджерского образования для научных работников;

■ законодательное закрепление активного участия бизнеса и госсектора в жизни вузов;

■ поддержку горизонтальной (межотраслевой и международной) мобильности научных работников, предпринимателей и специалистов;

■ улучшение контроля эффективности поддержки прикладных исследований;

■ координацию разработки и реализации инновационной политики в регионах;

■ формирование сети бизнес-инкубаторов, научно-технических парков, инновационных центров с включением в Европейскую сеть поддержки предпринимательства (ЕЕ1\1).

Цель третьей части НИС 2011 заключается в создании условий для роста спроса на нововведения со стороны чешского бизнеса. Для этого необходимо развивать рынок услуг для МСП (маркетинговые исследования, менторинг и коучинг, правовую защиту и использование интеллектуальной собственности), а также расширять возможности финансирования инновационной активности. Будет выработана стратегия притока прямых зарубежных инвестиций, формирования и продвижения имиджа Чехии как страны уникальных изобретений, исследований высокого уровня, образованной и креативной рабочей силы, комфортного места проживания. Согласно данной части НИС 2011, следует наращивать экспортный потенциал МСП, особенно на рынках развивающихся стран, благодаря расширению контактов с технологическими центрами всего мира и целенаправленному поиску партнеров с помощью баз данных спроса и предложения, технологических бирж, ярмарок, торговых представительств за рубежом. Необходимо создание централизованной системы технологического форсайта для мониторинга глобальных рыночных трендов, возникающих возможностей и угроз, выявления ключевых технологических областей для целевого государственного финансирования. Также нужна прозрачная и эффективная модель государственных закупок.

Заключительная приоритетная ось НИС 2011 посвящена развитию знающего и компетентного персонала, мотивированного для работы в области НИОКР и инноваций. Она включает следующие меры:

повышение качества и диверсификация высшего и послевузовского образования в Чешской Республике;

■ совершенствование системы непрерывного обучения, а также стимулирование в студентах креативности и предприимчивости;

■ устранение территориальных и отраслевых диспропорций в рабочей силе путем создания условий для повышения мобильности научно-исследовательских кадров.

Новым стратегическим документом, вступившим в действие с 2014 г., является Стратегия интеллектуальной специализации (М83), разработка которой стала необходимым условием для финансирования НИОКР и нововведений из структурных фондов ЕС. МБЗ должна эффективно снабжать денежными ресурсами (из европейских, национальных, региональных и частных источников) деятельность по конкретным перспективным направлениям специализации с целью укрепления инновационного потенциала. Четырнадцать приложений к документу учитывают специфику построения региональной инновационной системы в каждой из областей страны. ШБЗ разработана на базе следующих действующих документов: Национальной инновационной стратегии, Стратегии международной конкурентоспособности, Национальной политики в области научных исследований, разработок и инноваций, Приоритетов ориентированных исследований, опытно-конструкторских разработок и инноваций до 2030 г. Ее концепцию от уже существующих стратегий отличают новые методологические принципы:

■ подход «снизу вверх», имеющий два аспекта: широкое привлечение заинтересованных сторон модели тройной спирали для определения приоритетных областей и к дальнейшему сотрудничеству между собой, а также одновременное установление приоритетов на региональном и национальном уровнях с последующим согласованием;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ снижение риска некритичной имитации развитых регионов и сиюминутных мировых тенденций;

■ производство продукции с более высокой добавленной стоимостью, переход на более высокую ступень в цепочках поставок;

■ необходимое укрупнение для деятельности, связанной с повышением конкурентоспособности и достижением мирового уровня;

■ строгий контроль и оценка реализации стратегии;

■ обратная связь - влияние результатов действий на политику;

■ составной частью Р!Б3 является план, содержащий предложения по конкретным мероприятиям для ее осуществления.

Для уменьшения основных барьеров в области НИОКР и инновационного предпринимательства в стратегии намечены приоритеты «горизонтального» и «вертикального» характера. К первым относятся новые виды деятельности по созданию и улучшению национальной и региональных инновационных систем -сотрудничество между научно-исследовательскими организациями и предпринимательским сектором (инновационные ваучеры, инструменты для поддержки мобильности), помощь талантам, участие в трансфере технологий, содействие стартапам, спин-офф компаниям, развитие инкубационных услуг. Во втором случае речь идет об образовании отраслевых и суботраслевых конкурентоспособных доменов с высоким потенциалом роста.

Можно сделать вывод, что за прошедшее десятилетие в Чехии существенно повысилось качество стратегического управления инновациями. НИС 2011 в сравнении со своей предшественницей является более зрелым и проработанным документом. Вместе с тем ей присуща определенная ограниченность в силу следующих причин. Во-первых, она изначально разрабатывалась как неотъемлемая часть Стратегии международной конкурентоспособности Чешской Республики. Нововведения не могут выступать основным драйвером экономического роста (как, например, в Финляндии, Великобритании, Дании) пока не решены другие проблемы (низкая эффективность государственного управления, коррупция, недостаточно развитая инфраструктура и др.). Во-вторых, конкретное наполнение стратегии делегировано на региональный уровень. Каждая из 14 областей страны разработала собственную стратегию интеллектуальной специализации с учетом своей специфики, сильных и слабых сторон. Таким образом, действенность НИС 2011 базируется на децентрализованном подходе и тесном взаимодействии с другими инновационными инструментами. СИ

¿р See: http://innosfera.by/2016/10/Czech_Republic

Литература

1. Närodni inovacni Strategie CR // Asociace inovacniho podnikäniCR. LJradvladyCeske republiky,Praha,2004 // http://www.aipcr.cz/ doc/narodni_inovacni_strategie.doc.

2. Närodni inovacni Strategie Ceske republiky // Ministerstvo skolstvi, mlädeze a telovychovy. Praha, 2011 // http://www.msmt.cz/ fi l e /32958_1_1 /.

3. Vydaje na VaV - zäkladni ukazatele za CR v letech 2005-2012 // Cesky statistic ky urad // http://www.czso.cz/csu/redakce.nsW

vydaje_na_vav_zak ladni_u kazatele_za_cr_v_letech_2005_2012/$File/vydaje_na_vav___zakladni_u kazatele_za_

cr_v_letech_2005_2012.xls.

4. Innovation Union Scoreboard 2014 // European Commission, 2014 // http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/ius/ ius-2014_en.pdf.

5. Czesanä V. Närodni RIS3 strategie a jeji krajske prilohy // Inovacni podnikäni a transfer technologii 2014, №1.С. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.