Научная статья на тему 'Современный уровень развития инновационной инфраструктуры'

Современный уровень развития инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Силкина

По данным экспертов ООН, особое значение для стимулирования инновационной деятельности имеет благоприятная инновационная политика государства, которая во многом зависит от его экономического состояния. Если для страны с развитой рыночной экономикой главной задачей инновационной политики является совершенствование национальной инновационной системы, то для стран с переходной экономикой — ее формирование. Одна из наиболее приемлемых форм государственного регулирования инновационной сферы — участие государства в формировании инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный уровень развития инновационной инфраструктуры»

Современный уровень развития инновационной инфраструктуры

По данным экспертов ООН, особое значение для стимулирования инновационной деятельности имеет благоприятная инновационная политика государства, которая во многом зависит от его экономического состояния. Если для страны с развитой рыночной экономикой главной задачей инновационной политики является совершенствование национальной инновационной системы, то для стран с переходной экономикой — ее формирование. Одна из наиболее приемлемых форм государственного регулирования инновационной сферы — участие государства в формировании инновационной инфраструктуры.

Функциональная роль специфической среды для поддержки и продвижения инноваций состоит в снижении степени риска вложений в инновационную деятельность, привлечении инвестиций для развития инновационного бизнеса.

Инновационная инфраструктура является взаимосвязанной системой, куда входят следующие элементы:

• субъекты инновационной деятельности, непосредственно участвующие в процессе создания научно-технической продукции (научные коллективы, малые инновационные предприятия, технопарки и т.д.);

• система финансово-кредитного обслуживания инновационной деятельности;

• информационно-технологический потенциал страны;

• система инновационного сервиса, предоставляющая широкий спектр услуг в области экспертизы, сертификации, консалтинга, инжиниринга, аудита и другие;

• система подготовки и переподготовки кадров на базе учебных заведений, специальных курсов, факультетов и т.д. [1].

Состояние инновационной инфраструктуры Беларуси определяется уровнем развития ее отдельных элементов, а также их взаимосвязанностью и согласованностью.

Среди субъектов инновационной инфраструктуры в Беларуси наибольшее развитие получили технопарки. С 1993 г. функционируют «Научно-технологический парк БГУ» в Минске и ЗАО «Технологический парк Могилев» при Могилевском технологическом университете. В 2003 г. УП «Метолит» и СООО «Арвит-Авто» был официально присвоен статус научно-технологического парка.

По уставной деятельности к технопаркам, которые сегодня функционируют в республике, относятся 2 структуры. С 2003 г. приступила к активной деятельности научно-технологическая ассоциация разработчиков информационных технологий «Национальный инфопарк». В сентябре 2005 г., согласно решению Мингорисполкома, ассоциация была переименована в «ИНФОПАРК». При содействии Мин-горисполкома в 2002 г. образована инновационная ассоциация «Академ-технопарк» как объединение конструк-торско-инновационных и инновационных предприятий. В нее входит также Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ).

В 2004—2005 гг. в Республике Беларусь созданы еще 9 объектов инновационной инфраструктуры (в 2005 г. — 7), в том числе 5 научно-технологических парков в Бресте, Новополоцке, Гомеле, Гродно и Минске, инновационный центр в Могилеве, 3 региональных отделения Республиканского центра трансфера технологий в Гомеле, Гродно и Могилеве. Научно-технологические парки в Гродно и Новополоцке функционируют при высших учебных заведениях, а в Гомеле подобная структура сформирована в рамках СЭЗ «Гомель-Ратон».

Особую роль в развитии инновационной инфраструктуры в Беларуси играют высшие учебные заведения. По их инициативе созданы 28 субъектов, включая 4 научно-технологических парка, 2 инновационных центра, 11 центров трансфера технологий, 3 региональных отделения РЦТТ, межвузовский центр маркетинга НИР, 3 региональных центра маркетинга, центр поддержки предпринимательства, 2 центра международного трансфера технологий. Сегодня можно говорить об успешной деятельности ЗАО «Технологический парк Могилев» и ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит».

Структура могилевского объединения представлена в виде инкубатора малого инновационного предпринимательства, инновационного бизнес-центра, центра трансфера технологий и свободной экономической зоны «Могилев». В его состав входят 23 малых инновационных предприятия, основные направления деятельности которых — информационные технологии, приборостроение, машиностроение, медицинские приборы, экология, химия, медицина. За 2002— 2004 гг. инновационными предприятиями технопарка произведено продукции на сумму более 5 млн долл. США [2]. В ЗАО «Технологический парк Могилев» функции инкубирования и предоставления услуг разделены. В инкубаторе предприятия могут снять помещения по льготной арендной плате, а инновационный бизнес-центр обеспечивает доступ к использованию специально оборудованного помещения, информационным и консультационным услугам, услугам

информационно-компьютерного центра. Одним из способов активизации процесса создания малых инновационных предприятий и реализации новых проектов является проведение конкурса инновационных проектов в технопарке [2]. Могилевский технопарк предоставляет возможность бесплатно, в любое время и в любом месте, где есть доступ в Интернет, повысить квалификацию и ознакомиться с выборочными разделами или пройти полный курс дистанционного обучения «Инновационный менеджмент». С этой целью на сайте www.technopark.by создана страница «Система дистанционного бизнес-образования» [3].

В структуру научно-технологического парка БНТУ «Метолит» входит Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок, центр трансфера технологий в области вторичных ресурсов и экологии, центр поддержки предпринимательства, Белорусско-Латвийский центр трансфера технологий, Белорусский центр научно-технического сотрудничества с провинцией Хэнань Китайской Народной Республики [4]. Этот технопарк выделяется своей уникальной структурой. С одной стороны, «Метолит» является головной организацией-исполнителем инновационного проекта «Разработка и реализация организационно-методических основ создания и развития объектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь» и выполняет связующую функцию между субъектами инновационной инфраструктуры в стране и за ее пределами. Но с другой стороны, при БНТУ функционируют центр трансфера технологий и собственное обособленное подразделение «Опытный завод «Политехник» [5].

В целях создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отраслей экономики, основанных на новых и высоких технологиях, Декретом Президента Республики Беларусь от 22. 09. 2005 г. № 12 в Минске создан Парк высоких технологий, резиденты которого освобождаются от определенных налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В настоящее время в Парке высоких технологий зарегистрированы 9 резидентов:

ИП «ЭПАМ Системз», ЧУП «Сакрамент ИТ», СООО «Системные технологии», СП ЗАО «НаучСОФТ», РУП «Конструкторское бюро системного программирования», ООО «Прикладные системы», ООО «Интеллектуальные системы», ЗАО «Авест», ИП «Топ Софт» [6].

Итак, в Беларуси действуют 9 организаций, официально относящихся по уставной деятельности к научно-технологическим паркам, а также сеть центров трансфера технологий и инновационных бизнес-инкубаторов. Однако их вклад в инновационное развитие страны крайне незначителен: доля отгруженной ими инновационной продукции не превышает 1% к уровню экономики в целом [7].

Отличие белорусских технопарков от зарубежных заключается в самостоятельном выпуске высокотехнологичной продукции. Если за рубежом основная статья дохода технопарков приходится на сдачу в аренду помещений, то белорусские инновационные структуры сами работают в условиях ограниченного пространства. Как показывает международная практика, для полной самоокупаемости технопарка необходим период примерно в 5 лет. В связи с этим основной проблемой для создаваемых технопарков является отсутствие адресной государственной поддержки, а также гарантированных источников их финансирования как на начальной стадии создания, так и в последующей деятельности. Кроме того, в этом процессе следует выделить проблему недопонимания органами местной власти сути функционирования технопарков и их необходимости, а также не всегда правильной трактовки самих понятий «инновации», «технопарки», «инновационные центры». Отчасти в этом повинны недоработки в законодательстве, которое, с одной стороны, побуждает к развитию инновационной инфраструктуры, а с другой — ужесточает условия работы субъектов малого предпринимательства. Ведь именно создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности и повышение конкурен-

тоспособности экономики страны — основные цели создания субъектов инновационной деятельности [8].

Государство сосредоточило усилия на создании инновационных центров, оставив без должного внимания такие вопросы, как система финансово-кредитного обслуживания инновационной деятельности. Например, финансовые институты не готовы вкладывать деньги в рискованный инновационный бизнес, так как пока нет эффективно работающего законодательства, регулирующего деятельность субъектов хозяйствования в этой сфере.

Особое внимание следует обратить на создание механизмов финансирования инновационной деятельности и страхование инновационных рисков. В частности, целесообразно формирование специального инновационно-инвестиционного банка, действующего в особых режимах. Его основные функции должны заключаться в долгосрочном кредитовании инновационных проектов и программ, страховании инвестиционных проектов. Для действующих банков необходимо предусмотреть систему расширения объемов и ускорения процедур кредитования малых предприятий, ориентированных на инновационную деятельность. Как показывает российский опыт, для инновационных предприятий процентная ставка не столь важна, как возможность получить кредит быстро, без лишних бумаг и проволочек [9].

Неразвитость в республике институтов долгосрочного накопительства является значительной проблемой, так как в странах с продвинутой рыночной экономикой основой инвестиционной деятельности является формирование инфраструктуры инвестиций — создание финансовых фондов «длинных денег». К ним относятся прежде всего фонды накопительных пенсий, страховые, паевые фонды. Именно эти институты обеспечивают мобилизацию ресурсов, необходимых для финансирования инновационных процессов [10].

Если проанализировать опыт тех стран, добившихся бесспорных успехов в обла-

сти развития инновационного предпринимательства (США, КНР, Ирландии), то общее у них — это не просто снижение, а отмена налогов с отечественного ориентированного на экспорт конкурентоспособного инновационного продукта, особенно в сфере высоких технологий. В первую очередь освобождаются от налогов инновационные, венчурные, аутсорсинговые, различные научные организации и вузы. Как показывает практика, средства, сэкономленные в ходе освобождения от налогов, направляются на повышение зарплат или вкладываются в развитие предприятия. А рост инновационных предприятий — это рост оборотов, прибылей, что объективно приводит к увеличению налогооблагаемой базы [8].

Меру продвижения к информационному обществу отражает уровень развития информационно-технического комплекса страны, включающий взаимосвязанный набор производств и видов деятельности — от промышленности интегральных схем, электронно-вычислительного машиностроения, производства офисного оборудования и техники связи до рынка

компьютерных и коммуникационных услуг, обеспечения потребителям информационных продуктов и услуг. Предоставление информационного комплекса всех видов ресурсов и условий его функционирования и развития отражает понятие информационно-технического потенциала страны. В 2002 г. было проведено исследование его уровня в Беларуси по методике Центра международного развития Гарвардского университета, одобренной ООН [11]. Показатели, используемые при данном исследовании, представлены в табл. 1. Комплексная оценка уровня развития информационно-технологического потенциала республики в сравнении с другими странами дана в табл. 2. Самые низкие показатели зафиксированы по трем позициям: электронное правительство — 1,61; электронная коммерция — 1,84; и торговая политика в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — 1,89.

Тем не менее в нашей стране созданы реальные предпосылки для активизации информационно-технологического развития. Построены и функционируют национальные компьютерные сети БелПак,

Таблица 1.

Показатели уровня развития информационно-технологического потенциала Беларуси, 2002 г. [11]

Показатель Значение показателя

Число телефонных линий на 100 жителей, ед. 30

Число мобильных телефонов на 100 жителей, ед. 17,5

Общее число 1СР-провайдеров, ед. 25(47)

Количество точек общественного доступа в Интернет, ед. 91

Стоимость доступа в Интернет (аренда линий 64 кбит/с), долл. США/мес. 480

Пропускная способность каналов связи с Интернет, Мбит/с 464

Соотношение школ, оснащенных компьютерами, % 74

Количество учащихся, приходящих на компьютер, чел. 41

Количество зарегистрированных доменных имен на 1 тыс. чел., ед. 0,2

Количество бизнес-«еЬ-сайтов, ед. 4000

Количество правительственных сайтов, ед. 55

Таблица 2.

Комплексная оценка информационно-технологического развития Беларуси, 2002 г. [11]

Показатель Оценка (0—6) Место среди 76 стран

Сетевой доступ 2,46 67

Технологии интернет-доступа 2,63

Стоимость доступа и доступность 2,30

Сетевое обучение 2,76 66

Доступность ИКТ в школах 2,37

Подготовка специалистов 2,76

Сетевое общество 2,44 51

Онлайн-доступ в Интернет 2,50

ИКТ в повседневной жизни 2,57

Сетевая экономика 1,97 65

Электронная коммерция 1,84

Электронное правительство 1,61

Сетевая политика 1,91 73

Регулирование телекоммуникаций 1,93

Торговая политика в сфере ИКТ 1,89

Индекс сетевой готовности 3,19 61

ишВе1, НИКС, система государственной электронной почты, государственная экономическая (статистическая) компьютерная сеть и сети государственных органов.

Система инновационного сервиса, оказывающая спектр услуг в области экспертизы, сертификации, консалтинга, инжиниринга, аудита частично представлена в технопарках, бизнес-инкубаторах, центрах трансфера технологий, но их деятельность разрознена. Проблемы связаны как с недоработками в нормативно-правовой базе в области инновационной деятельности и малого предпринимательства, так и с тем, что многие субъекты хозяйствования недостаточно эффективно используют имеющуюся законодательную базу. Особенно это касается вопросов введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности,экспортных поставок и закупок лицензий за границей для осу-

ществления реконструкции производств и использования новых технологий.

Важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов является система подготовки и переподготовки кадров на базе учебных заведений, специальных курсов, факультетов. В Германии правительство поддерживает в вузах программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания собственных инновационных предприятий. По данным исследований, для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время курс «инновационный менеджмент» преподается в ряде высших учебных заведений страны.

Именно уровень развития инновационного бизнеса является главным показателем эффективности инновационной

инфраструктуры. Огромную роль в активизации инновационной деятельности играют предприятия малого и среднего бизнеса. В развитых странах малое инновационное предпринимательство охватывает около 10% предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Малый инновационный бизнес составляет основу инновационной инфраструктуры любой страны. Инновационная деятельность малых предприятий очень важна, так как является ключом к конкурентоспособности отдельных фирм, регионов и национальных экономик в целом.

В США малые инновационные предприятия создают в 24 раза больше новшеств, чем крупные фирмы. По данным Департамента торговли США, на их долю приходится 50% всех инноваций, из них 95% — базисных. В относительном выражении вклады в НИОКР малых инновационных предприятий превышают вложенные средства больших заводов, и на каждый вложенный ими доллар приходится в 2,5 раза больше инноваций. Кроме того, они почти на треть опережают крупные фирмы в скорости освоения новшеств.

Что касается нашей республики, то наблюдается тенденция снижения доли малых инновационных предприятий с 3,4% в 1995 г. до 0,9% в 2003 г. в общем их количестве и доли работающих на них — с 2,4 до 0,6%. В 2004 г., несмотря на увеличение числа малых инновационных предприятий и, соответственно, численности занятого в них персонала, данная негативная тенденция сохранилась. При этом средняя численность занятых на одном таком предприятии уменьшилась с 13 человек в 1995 г. до 7 человек в 2004 г. [табл. 3].

Следует отметить, что 60% малых инновационных предприятий создают уникальные продукты для соответствующих отраслей. Среди них — предприятия по выпуску режущего инструмента, оснащенного сверхтвердыми материалами, фирма по производству антифрикцион-

Таблица 3.

Малое инновационное предпринимательство [13]

Годы 1997 1998 2 0001 2001 2002 2003 2004

Количество малых предприятий 21279 24061 25706 25404 26849 28490 28489

в том числе по отрасли «Наука и научное обслуживание» 601 537 412 348 317 266 275

в % к общему числу малых предприятий 2,8 2,2 1,6 1,4 1,2 0,9 0,9

Численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел. 32,1 280,5 291,2 291,5 308,6 348,9 308,4

в том числе на предприятиях отрасли «Наука и научное обслуживание» 6,2 6,6 3,1 2,7 2,5 1,9 2,0

в % к численности работающих на малых предприятиях 2,7 2,4 1,1 1,0 0,8 0,6 0,6

ных материалов, не имеющих аналогов в Европе. В результате продукция высокотехнологичных предприятий является по большей части эксклюзивной на местном рынке и пользуется большим спросом на рынках стран СНГ и Запада (более 70% этой продукции идет на экспорт) [12].

В целом уровень инновационности малого предпринимательства в стране значи-

тельно ниже уровня его функциональных возможностей. Развитие инновационного потенциала малых инновационных предприятий как связующего звена между промышленностью и наукой может стать перспективным направлением экономики Беларуси, а также эффективным методом проведения государственной политики в области активизации инновационного предпринимательства.

Об эффективности инновационной инфраструктуры в Беларуси говорить пока рано, так как отдельные ее элементы только начали формироваться, поэтому полного взаимодействия между ними не наблюдается. Также не достигнута согласованность в их формировании и развитии в рамках государственной политики. Но начало процессу, который будет определять будущее Беларуси, уже положено.

Литература

1. Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности: учебное пособие. Мн., 2005.

2. www.technopark.by.

3. Молочков В.А. ЗАО «Технологический парк Могилев» — стимулирование инновационной деятельности в регионе // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: материалы республиканской научно-практ. конф. (Гродно, 19—20 октября 2005 г.). Мн., 2005. С. 33—36.

4. www.metolit.by.

5. Романюк Ф.А., Калиниченко А.С., Лазарев В.С., Алексеев Ю.Г. Инновационная инфраструктура Белорусского национального технического университета и некоторые аспекты ее деятельности // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: материалы республиканской научно-практ. конф. (Гродно, 19—20 октября 2005 г.). Мн., 2005. С. 42—44.

6. www.park.by.

7. Марков А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизмы реализации. Мн., 2005.

8. Алексеев Ю.Г, Гиль М.О., Демещик Т.А., Татьянко Т.С. Создание субъектов инновационной инфраструктуры в регионах // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: материалы республиканской научно-практ. конф. (Гродно, 19-20 октября 2005 г.). Мн., 2005. С. 29-33.

9. Мясникович М.В., Дедков С.М. Источники и перспективы устойчивого экономического роста Беларуси. Мн., 2004.

10. Мойсейчик Г.И. Узловые аспекты государственной инновационной политики // Наука и инновации, 2006, №4. С. 36—40.

11. Крюков Л.М., Писарик Г.П. Информационно-технологический потенциал Беларуси: проблемы становления и развития // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2005, № 9. С. 3—13.

12. Региональная научно-инновационная политика: Материалы республиканской науч.- практ. конф., (Витебск, 30—31 октября 2002 г.), Витебск, 2003.

13.О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2005 года: Аналитический докл. / А.Н. Коршунов и др. Мн., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.