Тема номера
Создание «БелБиограда»
как фактор роста экономики
Резюме. В статье исследуются мировые тенденции развития фармацевтической, био- и нанотехнологической отраслей. Проведен анализ кадрового, научно-технического и производственного потенциала Беларуси в этих сферах и обоснована необходимость создания Национального научно-технологического парка «БелБиоград» для ускоренного развития новых наукоемких высокотехнологических производств.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инвестиции, ускоренное развитие фармацевтической, био-и нанотехнологической индустрии, конкурентоспособность, БелБиоград.
Большинство индустриально развитых стран в долгосрочной перспективе связывают устойчивый прогресс экономики прежде всего с переходом на инновационный путь. Инновации становятся основой стремительного роста новых отраслей производства, сферы услуг, предлагая такие идеи и разработки, которые приводят к качественным изменениям жизнедеятельности людей, более того - к возникновению между странами отношений господства и подчинения.
Всемерное стимулирование инноваций становится ключевым элементом экономической политики, инструментом повышения конкурентоспособности национальных экономик. Одна из наиболее удачных апробированных форм такого стимулирования - технопарки, которые объединяют генерирование научных идей, их воплощение в жизнь и формирование условий для продвижения на рынок.
Анализ ключевых тенденций общественного развития показывает, что к 2020 г. будут доминировать производства VI технологического уклада. Широкое
Андрей Гончаров
ведущий научный сотрудник Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси,
кандидат экономических наук, доцент
применение нано-, био- и других современных технологий приведет к появлению множества товаров с принципиально новыми свойствами и характеристиками.
В Республике Беларусь для создания высокотехнологического сектора экономики, основанного на производстве V-VI технологических укладов, развития научной, научно-технической и инновационной деятельности также принимаются определенные меры. В течение последних 10 лет начал работу Парк высоких технологий в рамках государственной поддержки разработки и внедрения программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, в том числе устройств и систем микро-и наноэлектроники; утверждено Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе технопарков, центров трансфера технологий и венчурных организаций; активно развивается фармацевтическая промышленность, идет строительство Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»; учреждаются инновационные фонды.
Наибольшую эффективность показал проект «Парк высоких технологий», на базе которого сформировалась новая экспорто-ориентированная отрасль экономики. Подобные начинания для более ускоренного роста национальной экономики необходимо продолжить через создание прогрессивных структур по развитию наукоемких высокоэффективных отраслей.
Как показывает международный опыт, а также анализ отечественного кадрового, научно-технологического и производственного потенциала, перспективным для опережающего развития в Беларуси может стать производство фармацевтической, био-и нанотехнологической продукции.
Мировой рынок Фарминдустрии в 2015 г. составил около 1,2 трлн долл. Лидерами являются США (27%), страны Азиатского региона (около 35%), Европейского союза (22%), доля Беларуси - около 0,03%.
Рынок биотехнологической продукции оценивается в 450 млрд долл. Здесь США принадлежит 42%, странам ЕС -22%, Китаю и Японии - 18%, Беларуси - менее 0,1%.
Развитие экономики в XXI в. будет определяться достижениями в области нанонауки и нанотехнологий. По прогнозам, в 2016 г. мировой рынок на-нопродукции составит 3 трлн долл. В течение последних 10 лет
правительства 60 стран инвестировали в эти исследования более 67 млрд долл. Акцент делается на интеграцию всех участников цепочки формирования добавленной стоимости (исследователей, разработчиков, венчурных инвесторов, предпринимателей) на основе стимулирования процессов формирования сетевых структур кластерного типа.
В нашей стране создан определенный задел для развития фармацевтической, био- и нано-технологической индустрии.
Фармпродукцию выпускают
29 предприятий, общий объем производства в 2015 г. увеличился по сравнению с 2011 г. более чем в 5 раз и составил 7,3 трлн руб. Доля отечественных лекарств на внутреннем рынке выросла до 52,7% (2011 г.- 23,8%). За 5 лет освоен процесс изготовления 633 новых наименований, в отрасль привлечено более 55 млн долл. прямых иностранных инвестиций.
Биотехнологической продукции (смесевое дизельное биотопливо, кормовые добавки, ветеринарные препараты, лекарственные и диагностические средства и др.), по оценке НАН Беларуси, в 2015 г. выпущено более чем на 7,3 трлн руб. (108,7% по отношению к 2014 г.), экспортировано - на сумму около
30 млн долл. Общий объем производства по сравнению с 2011 г. увеличился в 1,9 раза.
Основные организации в сфере биотехнологий сконцентрированы в НАН Беларуси. На базе ГНПО «Химический синтез и биотехнологии» сформирован крупный кластер в сфере био- и химических технологий, обеспечивающий полный инновационный цикл, объем производства увеличился с 291,8 млрд руб. в 2011 г. до 603,4 млрд руб. в 2015 г. Выполнено работ в 2015 г. на 1,3 трлн руб., поставлено на экспорт конкурентоспособной продукции на сумму 18,4 млн долл.
В соответствии с Концепцией формирования и развития наноиндустрии в Республике Беларусь, а также в ходе реализации отдельных проектов государственных научно-технических программ, таких как «Машиностроение и машиностроительные технологии», «Оптиэл», освоен выпуск лазерной оптико-иммерсионной системы для формирования микро- и наноструктур, нанокристаллического кубического нитрида бора для изготовления композиционного материала. Лазерно-оптическое оборудование для бездефектного изготовления оригиналов топологических структур изделий микроэлектроники технологического уровня до 65 нм используется в современных сверхбольших интегральных схемах. Отечественные средства нано-диагностики востребованы
Тема номера
в микроэлектронике и при изготовлении наноматериалов (микроскопы, аналитические комплексы).
Подготовка необходимых кадров с высшим образованием осуществляется в ведущих университетах (БГУ, БГУИР, БНТУ, БГТУ и др.) по 18 направлениям. За 2011-2015 гг. стали специалистами в области биотехнологий -1632 человека, нанотехнологий -550, фармацевтики - 206 человек.
Таким образом, можно говорить о наличии в стране благоприятных условий и предпосылок для ускоренного развития фармацевтической, био- и нано-технологической отраслей. Высокотехнологичный сектор может получить активный импульс посредством создания «точки роста» -уполномоченной государством структуры, обладающей соответствующими организационными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами.
В связи с этим НАН Беларуси разработала проект Указа Президента «О Национальном научно-технологическом парке «Бел-Биоград» (далее - БелБиоград). Документ нацелен на создание благоприятных условий для организации и ускоренного развития новых наукоемких и высокотехнологичных производств в фармацевтической, био- и нанотех-нологической индустриях, стимулирования привлечения инвестиций в эти сферы, активизации процессов освоения и коммерциализации научных результатов, повышения конкурентоспособности отечественной экономики.
БелБиоград должен стать научно-технологической платформой со специальным правовым режимом особой экономической зоны, срок действия которого в части особого порядка налогового регулирования предусматривает 15 лет. Основные виды деятельности: научные исследования; экспериментальные разработки; освоение
наукоемких технологий, направленных на производство инновационной продукции, материалов и устройств; внедрение новых процессов, систем и услуг, имеющих значительный экспортный потенциал; модернизация действующих и создание новых наукоемких, высокотехнологичных организаций и производств в фармацевтической, био- и нанотехнологической отраслях.
Участниками БелБиограда будут резиденты и субъекты его инфраструктуры.
В качестве резидентов могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, планирующие реализацию инвестиционных и (или) инновационных проектов в соответствии с указанными направлениями деятельности парка, независимо от места их нахождения или места жительства.
Субъектами инфраструктуры могут стать научные организации Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией БелБиограда и имеющие документы о результатах научных исследований и (или) разработок, инновационной и производственной деятельности, об имущественных правах на созданные объекты интеллектуальной собственности в соответствии с направлениями деятельности парка, а также о наличии кадров и материально-технической базы.
При работе над проектом изучался опыт аналогичных объектов США, Германии, Японии, России, Сингапурского биотехнологического парка «Биополис».
Важно отметить, что Бел-Биоград будет функционировать в соответствии с общепризнанными принципами, но будет иметь отличительные особенности.
■ Экстерриториальный принцип: в качестве резидентов и субъектов инфраструктуры могут
быть зарегистрированы юридические лица Республики Беларусь, независимо от места их нахождения, ведомственной подчиненности и формы собственности. Резидентами могут быть также индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, независимо от места их жительства.
■ Решение о регистрации своих резидентов и субъектов инфраструктуры администрация парка принимает по результатам рассмотрения представленных документов на предмет соответствия требованиям, указанным в нормативных правовых актах НАН Беларуси.
■ Комплексное научное сопровождение: в целях поддержки научной, научно-технической
и инновационной деятельности резидентов планируется привлечь отечественные научные организации в качестве субъектов инфраструктуры и предоставить им ряд налоговых льгот и преференций.
■ Государственная поддержка: широкий спектр налоговых льгот для создания объектов инфраструктурного комплекса БелБиограда в Минске и выполнения резидентами соответствующих проектов, предусматривающих разработку, производство и реализацию продукции на внутреннем
и (или) внешних рынках. Отдельные льготы (освобождение от налога на недвижимость, арендной платы за земельные участки и другое) предусмотрены только для объектов, расположенных на территории БелБиограда.
■ Проектный принцип государственной поддержки: одно из основных условий для регистрации заявителя в качестве резидента - проекты должны отвечать направлениям деятельности БелБиограда. Отсутствуют ограничения по удельному весу работ и доле выручки
Биотехнологии
от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в общем объеме работ и выручки.
■ Создание инкубатора малого предпринимательства. Он будет осуществлять взаимодействие с научными организациями, учреждениями образования и предприятиями Республики Беларусь, ведущими зарубежными научными и производственными центрами по вопросам деятельности БелБиограда.
■ Фонд развития парка формируется за счет части ежеквартальных отчислений от суммы прибыли резидентов и субъектов его инфраструктуры, безвозмездной спонсорской помощи, полученной на стимулирование проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в сферах фарм-, био-
и нанотехнологий посредством предоставления на конкурсной основе грантов научным работникам резидентов и субъектов инфраструктуры научно-технологического парка на условиях и в порядке, определенных НАН Беларуси.
■ Для инфраструктурного комплекса БелБиограда Минским горисполкомом отведен земельный участок общей площадью 55 га. На его территории планируется модернизация ряда объектов (НПЦ фармакологии и НПЦ молекулярной биотехнологии на базе Института биоорганической химии, НПЦ биотехнологий на базе Института микробиологии, НПЦ нанотех-нологий на базе Института химии новых материалов и Физико-технического института), а также строительство новых малых инновационных предприятий, здания для размещения администрации и инкубатора БелБиограда.
С учетом экстерриториального принципа БелБиограда
на первых этапах не потребуются
значительные капитальные вложения для инженерно-транспортной инфраструктуры, административных и производственных зданий. Отдельные работы по созданию новых технологий могут быть выполнены по договорам резидентов парка с субъектами его инфраструктуры с использованием имеющейся материально-технической базы.
Основное внимание планируется уделить инновационным технологиям и малотоннажным производствам, поддержке первых этапов производства инновационной продукции и продвижения ее на рынок.
В рамках подготовки проекта Указа проработан вопрос об инвестиционных и (или) инновационных проектах, которые могут быть реализованы в БелБиогра-де. По результатам данной работы НАН Беларуси отобраны 30 совместных проектов на общую сумму финансирования 1,76 трлн руб. (около 85 млн долл.). Их реализация в 2016-2022 гг. должна обеспечить дополнительно выпуск фарм-, био- и нанопродук-ции более чем на 37,2 трлн руб. (в том числе добавленная стоимость - 14,1 трлн руб.); поставку на экспорт высокотехнологической продукции на 1025 млн долл.; создание 1218 новых рабочих мест с фондом оплаты 595,8 млрд руб.; поступление в бюджет подоходного налога около 77,6 млрд руб.; отчисления в Фонд социальной защиты населения -208,9 млрд руб.
Таким образом, создание БелБиограда будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь (реализация проекта должна привлечь в страну за 2016-2022 гг. не менее 1 млрд долл. иностранных инвестиций); ускоренному развитию новых наукоемких и высокотехнологичных производств в фармацевтической, био- и на-нотехнологической индустриях;
стимулированию инновационной и деловой активности с открытием более 10 тыс. высокопроизводительных высокооплачиваемых рабочих мест; наращиванию экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции; доступу к передовым зарубежным технологиям; устойчивости горизонтальных связей между научными и образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и резидентами БелБиограда, получению опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сфере; появлению конкурентоспособных научно-технических разработок с последующей их коммерциализацией; и наконец - повышению имиджа Беларуси как страны, открытой для инноваций. СИ
Summary
The article examines the global trends in the pharmaceutical, biotechnology and na-notechnology products. It was conducted an analysis of human resources, scientific, technical and industrial potential of Belarus in these spheres and the necessity of creating a «BelBiograd» National Science and Technology Park for the accelerated development of new science absorbing industries.
See: http://innosfera.by/2016/06/BelBiograd
Литература
1. Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси / К.В. Рудый [и др.]; под ред. К.В. Рудого.- Мн., 2016.
2. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2014 года: Аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова.— Мн., 2015.
3. Singh, K.K. Biotechnology and Intellectual Property Rights: Legal and Social Implications / K.K. Singh.- New Delhi: Springer, 2015.
4. Гусаков В.Г. О научных кластерах в Национальной академии наук Беларуси / В.Г. Гусаков // Наука и инновации. 2016. №1. С. 5-6.
5. Статистический сборник. Беларусь и Россия. 2015 / Рос-стат, Белстат.- М., 2015.