СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Панкратова М.Е.
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТЕРРИТОРИЙ ИНОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
В настоящее время одним из способов государственной поддержки инновационной деятельности является создание территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Примеры создания таких территорий с целью развития инноваций существуют как в нашей стране (инновационный центр «Сколково», технико-внедренческие особые экономические зоны), так и в зарубежных странах (исследовательские парки в США, научные парки в Великобритании, промышленные парки в КНР).
Инновационная инфраструктура находит отражение в различных правовых формах, которые могут использоваться в инновационной политике государств и по отдельности, и в совокупности.
Территории, созданные с целью развития инноваций, можно разделить на четыре типа: бизнес-инкубаторы, парки (научные, исследовательские, технологические, промышленные), инновационные центры и кластеры.
Различия между приведенными категориями достаточно условны с учетом того, что в современном российском законодательстве нет четкого понимания спектра возможных правовых механизмов создания и функционирования инновационной инфраструктуры, а в зарубежных странах национальные особенности правового регулирования препятствуют выделению признаков, которые позволили бы однозначно разграничить указанные формы.
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], инфраструктура поддержки включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринго-
вые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации.
Парк как территория, созданная с целью развития инноваций, представляет собой научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для роста малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.
Обычно парк формируется вокруг крупного университета и предполагает передачу инновационных технологий из академической среды в промышленность и производство. Парк может существовать в следующих формах [6, с.142 ].
1. Территория, управляемая государством, местной администрацией или управляющей компанией, созданная на основании акта государственной или муниципальной власти, с определенным (льготным) правовым режимом для ее резидентов.
В Законе Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» научно-технологический парк определяется как субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 чел., целью деятельности которого является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности. Технопарк, в частности, оказывает поддержку резидентам в создании производств по выпуску новой или усовершенствованной продукции, освоении новой или усовершенствованной технологии для их реализации на рынке, осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения инноваций на внешний рынок, предоставлении на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, оказании услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов, организации и проведении маркетинговых исследований, привлечении инвестиций, поиске деловых партнеров, информационном продвижении новшеств.
2. Юридическое лицо в форме коммерческой организации, которое имеет на праве собственности определенную территорию частной формы собственности, смешанной формы собственности (государственно-частное партнерство) или государственной формы собственности.
В Законе Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально инновационной деятельности» технологический парк определен как юридическое лицо, созданное национальным институтом развития в области технологического развития, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях территорией с единым материально-техническим комплексом, где создаются благоприятные условия для реализации индустриально-инновационной деятельности.
3. Группа юридических лиц, действующих совместно без образования юридического лица.
Согласно определению, предложенному Ассоциацией научных парков Велико-
британии, научный парк представляет собой объединение основанных на знаниях предприятий, в котором предоставляются поддержка и консультирование таких предприятий с целью их развития и роста. В большинстве случаев научный парк ассоциирован с центром технологий, таким как университет или исследовательский институт.
4. Некоммерческая организация, собственником которой выступает университет или государство.
Согласно определению Канадской ассоциации университетских исследовательских парков, исследовательский парк создается в форме юридического лица, которое имеет на праве собственности здания и сооружения, спроектированные на основе генерального плана непосредственно под частные/государственные исследовательские организации и лаборатории, компании в сфере высоких технологий и науки, службы поддержки. Парк имеет договорные, организационные или операционные отношения с одним или более научными либо исследовательскими институтами высшего образования (университетами).
Целями деятельности исследовательского парка являются: продвижение исследований университетов через партнерство с производством, а также инновационных технологий, способствующих экономическому развитию общности или региона; оказание помощи в создании и развитии новых предприятий, обмене технологиями и деловыми навыками между университетом и производством. Парк может быть некоммерческой организацией, созданной университетом.
Инкубаторы представляют собой многофункциональные комплексы, предлагающие разнообразные услуги инновационным фирмам, находящимся на стадии стартапа. В этом состоит их отличие от парков, которые ориентированы на поддержку любых инновационных фирм. Кроме того, резидентом технопарка может стать как малое, так и среднее предприятие, а инкубаторы предназначены только для малых фирм. Инкубаторы можно разделить на два основных вида: действующие как самостоятельные организации и входящие в состав технопарка.
Инкубатор не во всех юрисдикциях можно отнести к территориальным инновационным структурам. Иногда инкубатор, как и технопарк, представляет собой корпоративную или договорную форму организации инновационной активности.
Согласно определению, предложенному Ассоциацией научных парков Великобритании, технологический инкубатор поддерживает компании на ранних стадиях их деятельности: предполагается, что через два года они его покидают. Инкубаторы помогают молодым компаниям в бизнес-планировании, привлечении финансирования, маркетинговой поддержке, а также предлагают льготные ставки по аренде [5, с. 236].
Цель инновационного центра состоит в том, чтобы соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды для обеспечения стартового периода новым внедренческим компаниям. Функции подобных центров охватывают различные стадии инновационного процесса, в особенности стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции. Такие центры выросли из технопарков и инкубаторов, но в отличие от последних предполагают расширенную коммерциализацию полученных результатов инновационного развития.
Понятие инновационного центра в целом вобрало в себя также некоторые черты кластеров с учетом того, что кластеры повышают производительность, инноваци-онность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в уже сформированных фирмах, находящихся на одной территории, тогда как инновационные центры способствуют развитию новых компаний. Чаще всего инновационные центры создаются при поддержке государства.
Также формой развития инновационного бизнеса можно считать кластер, который представляет собой сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний. В эту группу входят фирмы - поставщики оборудования, комплектующих и специализированных услуг, научно-исследовательские институты, вузы, инфраструктурные и другие организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Характерными признаками кластера являются максимальная географическая близость, родство технологий, общность сырьевой базы и наличие инновационной составляющей.
Как видим, существуют различные определения форм организации территорий, созданных для развития инноваций. Вырабатывать общие теоретические определения вряд ли имеет смысл. Достаточно концептуального понимания различий между инновационными территориальными структурами.
Парк предполагает поддержку средних и малых инновационных предприятий в научной, исследовательской, технологической и иной деятельности на любой стадии инновационного процесса, инкубатор поддерживает инновационные стартапы, инновационный центр способствует коммерциализации достигнутых инновационных результатов, а кластер предполагает объединение нескольких территорий по отраслевому или иному признаку.
Правовой основой для создания территорий с целью развития инноваций в России является, в частности, Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [2], который допускает возможность создания особых экономических зон технико-внедренческого типа.
В России в последние годы наметилась тенденция реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе и в рамках территорий, созданных для развития инноваций.
Сегодня в России созданы четыре особые экономические зоны технико-внедренческого типа: «Зеленоград», «Дубна», «Санкт-Петербург», «Томск».
Правовую основу развития технопарков в России составляет распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [3], которое направлено на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий.
Среди механизмов поддержки технопарков можно выделить их бюджетное субсидирование, отсутствие необходимости получать квоты на иностранных работников, размещение в технопарке на льготных условиях, льготный региональный налоговый режим, программу субсидирования затрат на инновационную деятельность, поддержку
бизнес-процессов. Последняя может включать в себя организацию доступа к лабораториям совместного пользования и центру коллективного пользования оборудованием, организацию образовательных курсов и тренингов, помощь в привлечении финансирования, информационную поддержку и продвижение проектов, поиск потенциальных клиентов и заказчиков среди резидентов и участников технопарка, оказание сервисных услуг.
Научные парки в России также создаются на базе университетов. Так, Научный парк МГУ объединяет малые научно-технические предприятия для стимулирования инновационной деятельности в университете.
Основными направлениями работы Научного парка МЭИ являются: проведение исследований в области коммерциализации науки и технологий, технологического трансфера и инноваций; поддержка динамично развивающихся средних и начинающих малых компаний; разработка новых и адаптация имеющихся зарубежных программ обучения в области технологического инновационного бизнеса; подготовка кадров в области коммерциализации технологий; поддержка существующих международных и национальных кооперативных связей и установление новых для поиска научных и коммерческих контактов, обмена опытом по сопровождению и сервису фирм, помощи в продвижении их товаров и услуг на внешние рынки.
Бизнес-инкубация - достаточно новый для России процесс, хотя расположенные в Санкт-Петербурге, Кемерове, Екатеринбурге, Республике Адыгея бизнес-инкубаторы уже достаточно развиты. Создан также отечественный бизнес-инкубатор в Сингапуре. Накоплен опыт работы бизнес-инкубаторов и на территории Москвы.
Создаются они на основании акта субъекта Российской Федерации (в данном случае - постановления правительства г. Москвы). Для размещения в бизнес-инкубаторе на конкурсной основе привлекаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий.
Бизнес-инкубатор, создавая материально-техническую, экономическую, информационную и социальную базу, обеспечивает резидентам благоприятные условия для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, а также для производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. Бизнес-инкубатор поддерживает предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений, как правило, по цене значительно ниже рыночной, при этом целевое назначение объекта нежилого фонда сохраняется в течение не менее 15 лет. Администрация инкубатора также оказывает предпринимателям бесплатные или льготные консультационные, бухгалтерские, юридические и прочие услуги.
Например, бизнес-инкубатор на территории МГУ им. М.В. Ломоносова был основан в 2010 г. в рамках университетской программы поддержки инновационного предпринимательства и является подразделением МГУ. Бизнес-инкубатор поддерживает инновационный бизнес на ранней стадии, обеспечивает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки.
Единственный в России инновационный центр - «Сколково» - получил беспрецедентный правовой режим.
Согласно определению, данному в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»[4], инновационный центр «Сколково» представляет собой совокупность инфраструктуры территории и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры. Инновационный центр создан при непосредственной поддержке российского государства, и для его резидентов предусмотрены различные льготы и гаран-
Для участников инновационного центра предусмотрены: таможенные и налоговые льготы; возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета; особый порядок перевода земельных участков в категорию земель населенных пунктов; специальный порядок регулирования градостроительной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, размещения и распространения рекламы.
Более того, медицинская и образовательная деятельность на территории «Скол-ково» осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, и негосударственными образовательными учреждениями на основании разрешений, выданных управляющей компанией, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности и государственной аккредитации.
Принятие в 2010 г. решения о создании инновационного центра «Сколково» стало новой вехой в развитии российской правовой системы. До этого на территории Российской Федерации не создавалось ни одного подобного юридического лица с такими широкими правами и полномочиями. Основной целью деятельности Фонда является достижение общественно полезных результатов в области развития инноваций путем реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса - инновационного центра «Сколково» для исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
В российском законодательстве встречается также понятие кластера - объединения территорий, в частности совокупности особых экономических зон одного или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. В рамках кластера не формируется специальный правовой режим предпринимательской и инвестиционной деятельности, хотя и присутствует совокупность льгот, характерных для территорий с таким правовым режимом.
По данным профильных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за период 2012 - 2013 гг. инновационными кластерами продемонстрирован значительный рост по целому ряду ключевых социально-экономических показателей. В среднесрочной перспективе ожидается, что данная тенденция сохранится [7, с.72].
Однако для того чтобы инновационные кластеры стали по-настоящему привлекательными для размещения высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организаций, а также для притока ведущих российских и зарубежных специалистов в глобальном масштабе, в том числе в сопоставлении с ведущими зарубежными кластерами и территориями высокой концентрации научно-образовательного и производствен-
ного потенциала, необходима комплексная государственная поддержка их развития на федеральном и региональном уровнях.
Создание территорий с целью развития инноваций относится к формам государственной поддержки инновационной деятельности. Отношения, которые складываются в процессе функционирования таких территорий, сочетают в себе частноправовые и публично-правовые элементы. Конечными целями создания любой подобной зоны являются привлечение инвестиций, в данном случае в инновации, и образование государственно-частного партнерства.
Суть же такого партнерства заключается в том, что государство оказывает поддержку частному предпринимателю на определенной территории в развитии инноваций, а он, в свою очередь, приносит непосредственную пользу экономике страны.
Крайне важно, что в последние несколько лет вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создан Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России, определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе внимания политического руководства стра-
Что касается мер, которые целесообразно осуществить, то необходимо отметить следующее [8, с.65].
Во-первых, нужно сформировать законодательную базу в сфере инноваций, отвечающую новым экономическим реалиям и современным вызовам. В этой области наша страна отстает от ведущих стран мира на двадцать и более лет. В частности, требуется создать законодательную базу для развития венчурного инвестирования в перспективные инновационные проекты, а также предусмотреть механизмы страхования венчурных вложений в высокотехнологичные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
В России же до сих пор отсутствует система продвижения инновационной продукции от научного открытия до создания опытных образцов малыми венчурными предприятиями, а затем до широкого коммерческого тиражирования с помощью инвестиционных и организационных возможностей среднего и крупного бизнеса. Так, несмотря на рекордный рост в последние годы внешних инвестиций в российскую экономику, притока средств в наукоемкий инновационный бизнес так и не произошло.
Например, по данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), если на долю высокотехнологичных фирм в мире приходится более 85% объема средств венчурного финансирования, то в России картина прямо противоположная. Примерно три десятка венчурных фондов за последние десять лет вложили всего около 1,5 млрд. долларов в российские предприятия, из которых лишь 5% было выделено инновационным организациям.
Во-вторых, необходимо развитие сети технопарков в сфере высоких технологий. Технопарки призваны объединить предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, что позволит обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения экономического раз-
вития. Учитывая необходимость формирования инновационной инфраструктуры экономики, должен быть подробно регламентирован правовой статус технопарков и других организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 06 июля 2007 г. : одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г. : по состоянию на 28 декабря 2013 г.] // Собр. законодательства РФ. -2007. - № 31. - Ст. 4006.
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 08 июля 2005 г. : одобр. Советом Федерации 13 июля 2005 г. : по состоянию на 28 декабря 2013 г. : по состоянию на 23 июня 2014 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3127.
3. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [Текст] : распоряжение Правительства РФ : [10 марта 2006 г. № 328-р : 27 дек. 2010 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1226.
4. Об инновационном центре «Сколково» [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 сентября 2010 г. : одобр. Советом Федерации 22 сентября 2010 г. : по состоянию на 28 декабря 2013 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 40. - Ст. 4970.
5. Андреева, Л. В., Андронова, Т. А., Апресова, Н. Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / отв. ред. И. В. Ершова. - М. : Юриспруденция, 2014. - 460 с.
6. Белицкая, А. В., Хаустов, Д. В. Правовой режим территорий, созданных с целью развития инноваций [Текст] / А. В. Белицкая, Д. В. Хаустов // Закон. - 2013. - № 6. - С. 140-147.
7. Грибанов, Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве [Текст] / Д. В. Грибанов // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2013. - № 1. - С. 71-77.
8. Степанян, А. С. Правовое регулирование инновационной деятельности в РА и РФ (сравнительно-правовой анализ) [Текст] / А. С. Степанян // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 3. - С. 63-67.