Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образования и культуры / государственная образовательная и культурная политика / проблемы функционирования культурно-образовательной инфраструктуры на муниципальном уровне / educational and cultural institutions / state educational and cultural policy / problems of functioning of cultural and educational infrastructure at the municipal level

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишов Данил Александрович

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на изменение образовательных и культурных потребностей в современном обществе. Указывается, что в результате этих изменений в центре оказалось личностное развитие индивида, что повлияло на формирование направлений государственной образовательной и культурной политики. Новые социокультурные ценности повлекли и новые требования к функционированию культурно-образовательной инфраструктуры. Подчеркивается ведущая роль местных органов самоуправления в реализации государственной политики относительно образования и культуры, что позволяет учесть национальную, экономическую и культурную специфику региона. Описаны традиционные и недавно появившиеся проблемы деятельности муниципальных учреждений культуры и образования и предложен алгоритм их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main factors influencing the change in educational and cultural needs in modern society. It is indicated that as a result of these changes, the personal development of the individual turned out to be in the center, which influenced the formation of the directions of state educational and cultural policy. New socio-cultural values have also led to new requirements for the functioning of the cultural and educational infrastructure. The leading role of local self-government bodies in the implementation of state policy on education and culture is emphasized, which makes it possible to take into account the national, economic and cultural specifics of the region. The traditional and recently emerged problems of the activities of municipal institutions of culture and education are described and an algorithm for their solution is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

Эти этапы показывают, как развивалась сурдопедагогика от первых шагов в области образования глухих до современных методов, направленных на обеспечение интегративного и качественного образования для глухих учащихся.

Литература:

1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой / Л.В. Андреева. - Москва: Академия, 2005. - 576 с.

2. Басова, А.Г. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.Г. Басова, С.Ф. Егоров. - Москва: Просвещение, 1984. -295 с.

3. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.

4. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Г. Речицкая. Москва: Владос, 2004.-655 с.

Педагогика

УДК 37.06

магистрант Шишов Данил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на изменение образовательных и культурных потребностей в современном обществе. Указывается, что в результате этих изменений в центре оказалось личностное развитие индивида, что повлияло на формирование направлений государственной образовательной и культурной политики. Новые социокультурные ценности повлекли и новые требования к функционированию культурно-образовательной инфраструктуры. Подчеркивается ведущая роль местных органов самоуправления в реализации государственной политики относительно образования и культуры, что позволяет учесть национальную, экономическую и культурную специфику региона. Описаны традиционные и недавно появившиеся проблемы деятельности муниципальных учреждений культуры и образования и предложен алгоритм их решения.

Ключевые слова: учреждения образования и культуры, государственная образовательная и культурная политика, проблемы функционирования культурно-образовательной инфраструктуры на муниципальном уровне.

Annotation. The article discusses the main factors influencing the change in educational and cultural needs in modern society. It is indicated that as a result of these changes, the personal development of the individual turned out to be in the center, which influenced the formation of the directions of state educational and cultural policy. New socio-cultural values have also led to new requirements for the functioning of the cultural and educational infrastructure. The leading role of local self-government bodies in the implementation of state policy on education and culture is emphasized, which makes it possible to take into account the national, economic and cultural specifics of the region. The traditional and recently emerged problems of the activities of municipal institutions of culture and education are described and an algorithm for their solution is proposed.

Key words: educational and cultural institutions, state educational and cultural policy, problems of functioning of cultural and educational infrastructure at the municipal level.

Введение. Современные реалии решительно изменили жизненные модели, функционирующие в обществе, и, соответственно, требования социума к индивиду и индивида к уровню и качеству предоставляемых образовательных и культурных условий жизнедеятельности. Эти изменения связаны с развитием технологий, социокультурными трансформациями и экономическими сдвигами.

Ключевую роль здесь сыграл научно-технический прогресс, который привел к появлению новых технологий и профессий во всех сферах, что сделало невозможным старый образ жизни, когда человек в начальный период получал основную базу знаний и умений, а потом мог пользоваться ею в течение всего своего существования, набирая опыт и совершенствуя (или нет) уже имеющиеся. В центре внимания современного общества оказалось помещено личностное развитие. Понадобился субъект, понимающий и принимающий необходимость постоянной работы над собой как профессионалом и личностью.

Потребности социума в новом человеке отобразились в общественном сознании, в социокультурных ценностях, выступающих базисной системой мировоззрения. Люди начали инвестировать в образование, тренинги и курсы для получения новых знаний и повышения своей квалификации. Государство же получило обязанность обеспечить создание и деятельность необходимой инфраструктуры учреждений образования, дополнительного образования и культуры, что выразилось в разработке и проведении государственной культурной и образовательной политики, финансовой поддержке, непосредственной помощи конкретным организациям.

Развитие культурно-образовательной инфраструктуры предусматривает преимущественную работу на местном уровне. Именно муниципальные органы являются ответственными проводниками государственной политики в области образования и культуры, отвечают за ее внедрение в местную социально-культурную и образовательную систему, учитывают ее специфику и решают возникающие проблемы [2]. От их деятельности во многом зависит состояние и эффективность учреждений образования и культуры, смогут ли те ответить на вызовы времени, которые появились в связи с сегодняшней усложнившейся ситуацией в мире. Требуется выработка новых и модернизация старых направлений в государственной политике, касающейся образования и культуры, развитие культурно-образовательной инфраструктуры, доступной для всего населения России, и появление новых форм ее работы, для чего должны перестроить свою работу и муниципальные органы [51.

Изложение основного материала статьи. Направления и проблемы определения и проведения государственной культурной и образовательной политики, ее реализация на местном уровне и роль в развитии учреждений сферы культуры и образования больше представлены в нормативных и методических материалах различного уровня.

Тем не менее, в научной литературе периодически возникает всплеск интереса к этим вопросам, особенно в периоды очередных реформ муниципального управления (начиная с 90-х годов 20 столетия), когда требуется проанализировать полученные результаты, выявить общие закономерности и недостатки, предложить пути их исправления, подготавливая тем самым новые реформы. Среди интересных научных работ, в которых рассмотрены различные аспекты этой тематики,

отметим следующие статьи: В.В. Наточий (проблемы и перспективы реализации культурной политики на муниципальном уровне) И1; Н.М. Фоменко, Ю.В. Котелевская (направления государственной политики по развитию инфраструктуры образовательных организаций Г81); В.А. Сологуб, Л.Е. Мурашева (механизмы влияния местного самоуправления на культурные процессы) [6]; А.И. Федорова (эффективность выполнения полномочий местного самоуправления в области культуры Г71) и др.

Обзор законодательных источников, методической и научной литературы, а также практики позволяет выделить наиболее значимые современные направления культурной и образовательной политики, затрагивающие функционирование культурно-образовательного пространства на муниципальном уровне [1;2; 4]:

- доступность и поддержка образования и культуры: муниципалитеты отвечают за выделение финансовых ресурсов на образовательные нужды, включая содержание школ, закупку учебных материалов и оплату учителей, формируют и оплачивают социальный заказ учреждениям культуры; они также могут инвестировать в образовательные учреждения и учреждения культуры, в улучшение учебных программ и обеспечение доступа к образованию и культуре для всех граждан. Это может включать в себя развитие детских садов, школ, колледжей и взрослого образования, а также досуговых учреждений: клубов, библиотек, музеев и т.д.;

- обеспечение социокультурного многообразия: стимулирование мероприятий и программ, способствующих сохранению и продвижению культурного разнообразия в муниципалитете. Это может включать в себя поддержку культурных фестивалей, мероприятий и программ, направленных на интеграцию разных культурных групп;

- цифровая трансформация: продвижение использования современных технологий в образовании и культуре, чтобы обеспечить доступ к цифровым ресурсам и средствам обучения;

- спорт и рекреация: поддержка спортивных мероприятий и инфраструктуры, чтобы поощрять здоровый образ жизни и физическую активность населения в муниципалитете;

- социальная инклюзия: создание программ и инициатив, направленных на вовлечение всех слоев населения в культурную и образовательную жизнь муниципалитета, включая людей с ограниченными возможностями и мигрантов;

- контроль качества предоставляемых образовательных и культурных услуг: проведение мониторинга и оценка качества образования и деятельности учреждений культуры в своем регионе, чтобы убедиться, что образовательные стандарты соблюдаются, а результаты работы культурно-досуговых учреждений отвечают культурным потребностям населения и эффективны;

- партнерство с общественными организациями: взаимодействие с некоммерческими организациями для проведения образовательных и культурных проектов, участие местных жителей в принятии решений относительно культурной и образовательной политики;

- организация партнерства с коммерческим сектором: сотрудничество с частными компаниями и коммерческими организациями для финансирования и развития культурных и образовательных проектов;

- сохранение культурного наследия: защита и сохранение культурных и исторических памятников в муниципалитете, использование их туристического потенциала.

Эти направления могут различаться в зависимости от конкретных потребностей и приоритетов каждого муниципального образования и администрации, в целом же они способствуют развитию образования и культуры на местном уровне. Реальное воплощение декларированных направлений политики во многом зависит от возможностей существующей инфраструктуры, поэтому муниципалитеты должны сосредотачивать усилия на создании и поддержании культурных и образовательных объектов, таких как музеи, библиотеки, театры и галереи, учреждения образования и дополнительного образования, обеспечивать их конкурентоспособность (особенно это касается сельских учреждений, чтобы уменьшить отток населения в крупные города и мегаполисы).

Вместе с тем, успешная реализация государственной политики в области культурно-образовательной инфраструктуры на местном уровне наталкивается на ряд проблем. Часть из них имеет давние корни, идущие еще из времен СССР, часть же возникла благодаря действию современных факторов. Охарактеризуем наиболее существенные на сегодняшний день. К традиционным относятся две главные проблемы, мешающие нормальному развитию сети учреждений культуры и образования в стране [5]. Это, прежде всего, финансирование культурных и образовательных учреждений. Несмотря на успешное осуществление национальных проектов и федеральных программ, благодаря которым отремонтировано множество учреждений образования и культуры и модернизировано их оборудование, сохраняется недофинансирование или финансирование «по остаточному принципу», что особенно проявляется в размерах заработной платы сельских учителей и работников культуры. Не помогает и принятая система стимулирования работников, поскольку работает нечетко, во многом завися от человеческого фактора.

К проблеме финансирования отраслей культуры и образования вплотную примыкает кадровая проблема, которая остро проявляется на селе. Если в городе с количеством и квалификацией кадров более-менее в порядке, то в глубинке это настоящее узкое место: несмотря на принятые государством меры (отдание приоритета целевому набору на бюджетные места в профессиональных учебных заведениях), большинство выпускников не возвращается, предпочитая оседать в городах или вовсе не работать по специальности.

Относительно новыми являются такие проблемы как [5]:

- недостаточно квалифицированно проводимые маркетинг и продвижение учреждения в целом, отдельных коллективов, творческих работников, мероприятий и т.д., что сказывается на привлечении аудитории и эффективности работы с нею. Эта проблема возникла достаточно давно, но обострилась и приняла иное выражение с появлением нового конкурента в лице интернета, сделавшего доступными большинство образовательных и культурных ресурсов, предоставившего возможности самообразования и творческого самовыражения, оперативного общения и развлечения и т.д.;

- отсюда вытекает изменение потребительских предпочтений контингента учащихся и посетителей, что требует пересмотра традиционных форм и методов обучения, программ и мероприятий, обращение к инновационным методикам и технологиям, современным мультимедийным средствам;

- проблемы доступности образования и культурных услуг: неравномерное распределение учебных заведений и учреждений культуры, отсутствие транспортной инфраструктуры или проблемы с доступностью для лиц с ограниченными возможностями;

- неэффективность менеджмента: недостаточное планирование образовательных и культурных процессов, неоптимальное распределение ресурсов, неудачное управление кадрами и т.д.

Разумеется, в каждом муниципальном образовании данные проблемы представлены в разном объеме, какие-то уже решены, а какие-то имеют содержание, отражающее особенности местных условий. Кроме того, могут возникать специфические проблемы, присущие именно данному муниципалитету. Поэтому так важно проанализировать их причину и найти пути решения.

Выводы. Существующие проблемы поддержки и развития культурно-образовательной инфраструктуры в муниципальных образованиях во многом являются системными, т.е. требуют перестройки системы государственного и местного управления, новых форм администрирования, использования современных технологий менеджмента, применимых в отраслях культуры и образования. Государственная культурная и образовательная политика во многом учитывает современные реалии. Но ее реализация на местах нередко наталкивается на значительные трудности, имеющие как объективный, так и субъективный характер. Чтобы их преодолеть, необходимо придерживаться определенного алгоритма [3]:

1. Анализ потребностей и ресурсов.

- определение потребностей населения в образовательных и культурных услугах;

- оценка имеющихся ресурсов и возможностей для развития учреждений образования и культуры.

2. Разработка стратегии развития сферы культуры и образования.

- установление целей и приоритетов, значимых для данного муниципального образования;

- выработка конкретных мероприятий и планов по достижению поставленных целей и задач;

- разработка целевых муниципальных программ.

3. Финансирование и бюджетирование.

- выделение достаточных финансовых ресурсов для создания и поддержки учреждений образования и культуры;

- эффективное распределение бюджетных средств с учетом приоритетов.

4. Создание новых учреждений образования и культуры и реконструкция старых.

- строительство и ремонт зданий, площадок, стадионов и т.п. для образовательных и культурных нужд;

- закупка необходимого оборудования и материалов.

5. Кадровая поддержка.

- подготовка и повышение квалификации административных, творческих и педагогических кадров;

- Обеспечение условий для профессионального роста педагогов.

6. Мониторинг и оценка.

- постоянный анализ эффективности деятельности учреждений;

- обратная связь с учащимися, родителями, педагогами, участниками и посетителями мероприятий, т.е. потребителями образовательных и культурных услуг.

7. Адаптация к изменяющимся социальным и личностным потребностям.

- гибкость в реагировании на изменения в образовательных и культурных тенденциях и потребностях общества;

- внесение корректив в стратегию развития при необходимости.

8. Вовлечение сообществ в совместную деятельность относительно создания и функционирования культурного и образовательного пространства.

- создание площадок для диалога и взаимодействия между учреждениями и местным населением;

- поддержка и вовлечение заинтересованных лиц из различных групп населения и общественные организации в образовательный и культурный процессы.

Поддержка учреждений образования и культуры на муниципальном уровне играет ключевую роль в раскрытии культурного и интеллектуального потенциала общества [6]. Это требует согласованных усилий государственных и муниципальных органов, педагогов, родителей и всего общества.

Литература:

1. Горшкова, Е.А. Муниципальная политика по вовлечению молодёжи в физическую культуру и спорт / Е.А. Горшкова, C.B. Михайлова, A.A. Чернецов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. -№2. - С. 74-80

2. Турина, М.А. Реализация культурной политики на муниципальном уровне в условиях изменения стратегических национальных приоритетов / М.А. Турина, Т.П. Сокольская, Ю.В. Сухина, A.C. Шурупова // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Том 13. - № 9. - doi: 10.18334/ерр.13.9.119054. - URL: https://leconomic.ru/lib/119054(flaTa обращения: 28.09.2023)

3. Мартынова, С.Э. Инновации как фактор повышения качества и востребованности культурных услуг в муниципальных образованиях / С.Э. Мартынова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2012. - №9. - C. 36. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsii-kak-faktor-povysheniya-kachestva-i-vostrebovannosti-kulturnyh-uslug-v-munitsipalnyh" obrazovaniyah (дата обращения: 28.09.2023)

4. Наточий, B.B. Реализация культурной политики на муниципальном уровне: проблемы и перспективы /

B.В. Надточий // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - №3 (20). - С. 400-403. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/realizatsiya-kulturnoy-politiki-na-munitsipalnom-urovne-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 28.09.2023)

5. Оленина, Г.В. Актуальные социально-экономические аспекты формирования организованного досугового пространства жителя отечественной сельской территории / Г.В. Оленина, A.C. Фролова // Учёные записки (АГАКИ). - 2018. - №1 (15). - С. 17-31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-sotsialno-ekonomicheskie-aspekty-formirovaniya-organizovannogo-dosugovogo-prostranstva-zhitelya-otechestvennoy-selskoy (дата обращения: 27.09.2023)

6. Сологуб В.А. Механизмы влияния местного самоуправления на культурные процессы / В.А. Сологуб, Л.Е. Мурашева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2009. - №4. - С. 20-34. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mehanizmy-vliyaniya-mestnogo-samoupravleniya-na-kulturnye-protsessy (дата обращения: 28.09.2023)

7. Федорова, А.И. Местное самоуправление в области культуры: полномочия и эффективность их исполнения / А.И. Федорова // Наука, образование и культура. - 2022. - №1 (61). - С. 71-75. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mestnoe-samoupravlenie-v-oblasti-kultury-polnomochiya-i-effektivnost-ih-ispolneniya (дата обращения: 15.09.2023)

8. Фоменко, Н.М. Направления государственной политики развития инфраструктуры образовательных организаций / Н.М. Фоменко, Ю.В. Котелевская // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - №3. -

C. 76-83. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/napravleniya-gosudarstvennoy-politiki-razvitiya-infrastruktury-obrazovatelnyh" organizatsiy (дата обращения: 30.09.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.