Научная статья на тему 'СУРДОПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ТЕХНОЛОГИИ'

СУРДОПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционная педагогика / педагогика / сурдопедагогика / история / развитие / correctional pedagogy / pedagogy / deaf pedagogy / history / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханевская Галина Валентиновна, Топорищев Михаил Сергеевич

История развития сурдопедагогики это сфера исследования, которая изучает процесс развития специальной педагогической науки, направленной на обучение и воспитание детей и взрослых с нарушениями слуха. Эта тема представляет интерес для исследователей, педагогов, логопедов и специалистов в области дефектологии, так как история сурдопедагогики позволяет понять эволюцию и развитие методов и подходов к обучению людей с глухотой. В данной статье предполагается обзор основных этапов истории сурдопедагогики, начиная с появления первых педагогических методик в XIX веке до современных подходов и технологий, используемых в современных специализированных учреждениях образования и реабилитации. Будут рассмотрены ключевые исторические моменты, такие как создание первых школ для лиц с нарушениями слуха, развитие методов речевой коррекции и использование различных видов сурдопедагогических технологий. В процессе анализа истории развития сурдопедагогики будут рассмотрены исследования в данной области, ключевые деятели и педагогические идеи, формирование профессионального сообщества сурдопедагогов, а также изменения в законодательстве и политике, влияющие на образование детей и взрослых с нарушениями слуха. В последние десятилетия в США сурдопедагогика прошла через процесс инклюзии, сосредоточиваясь на интеграции глухих детей в общество и обеспечении равных возможностей для образования. В этом процессе активно используются технологии, такие как слуховые аппараты, а также разрабатываются методы визуального обучения и специальные программы для студентов с нарушением слуха. Современная европейская сурдопедагогика придерживается концепции инклюзивного образования, которая заключается в интеграции детей с нарушением слуха в общественные школы и классы. Специалисты в области сурдопедагогики устанавливают тесное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями и другими специалистами с целью обеспечить адаптацию и успешное обучение детей с нарушением слуха в обычной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханевская Галина Валентиновна, Топорищев Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the development of sign language teaching is a field of research that studies the development of a special pedagogical science aimed at teaching and educating children and adults with hearing impairments. This topic is of interest to researchers, teachers, speech therapists and specialists in the field of speech pathology, since the history of sign language teaching allows us to understand the evolution and development of methods and approaches to teaching people with deafness. This article provides an overview of the main stages of the history of sign language teaching, from the appearance of the first pedagogical techniques in the XIX century to modern approaches and technologies used in modern specialized educational and rehabilitation institutions. Key historical moments will be considered, such as the creation of the first schools for hearing impaired people, the development of speech correction methods and the use of various types of sign language teaching technologies. In the process of analyzing the history of the development of sign language teaching, research in this field, key figures and pedagogical ideas, the formation of a professional community of sign language teachers, as well as changes in legislation and policy affecting the education of children and adults with hearing impairments will be considered. In recent decades, sign language teaching in the USA has gone through a process of inclusion, focusing on the integration of deaf children into society and ensuring equal opportunities for education. In this process, technologies such as hearing aids are actively used, as well as visual learning methods and special programs for students with hearing impairment are being developed. Modern European sign language teaching adheres to the concept of inclusive education, which consists in integrating children with hearing impairment into public schools and classrooms. Specialists in the field of sign language teaching establish close cooperation with educational institutions and other specialists in order to ensure the adaptation and successful education of children with hearing impairment in a normal educational environment.

Текст научной работы на тему «СУРДОПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ТЕХНОЛОГИИ»

При работе с художественными произведениями с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать, что дети в этом возрасте еще не владеют навыками анализа произведения. Поэтому работа должна проводиться по следующему алгоритму: после прочтения - беседа с рассматриванием иллюстраций, работа над этюдами, игры-драматизации по содержанию. Мини-сценки позволяют оценить переживания героев, понять причину определенных поступков, передать их эмоциональное состояние. Разное отношение наблюдали к проигрыванию отрицательной роли: были дети, которые категорически не соглашались исполнять, часть детей с явным удовольствием приступали к роли, были и с нейтральным отношением, формально исполняли роль как «талантливые артисты, которым приходилось проявлять больше мастерства для обыгрывания «плохих» персонажей». Индивидуально прорабатывали данную ситуацию и с теми, кто не хотел играть «плохих» героев и с теми, кто с удовольствием соглашался. В играх-драматизациях создаются условия для обогащения жизненного опыта детей, они получают возможность максимально сблизиться с персонажем. Так дети учатся вставать в позицию другого человека, переживать его победы и неудачи, испытывать различный спектр эмоций [3].

Представления, которые получают дети в процессе работы над художественными произведениями, они переносят в реальные жизненные ситуации. Для установления дружеских, комфортных отношений между детьми в группе акцент делали на невербальные средства общения. Данный процесс отличается постепенностью и системностью, художественная литература должна быть направлена не просто на формирование у детей чувства сопереживания героям, но также на формирование у них стремления к внутреннему содействию. В связи с этим особое внимание уделяется тщательному подбору художественных произведений с социально-нравственным смыслом, с яркой сменой эмоциональных состояний героев, в соответствии с возрастом детей и увлекательным содержанием.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством художественной литературы осуществлялось поэтапно. На первом этапе - знакомство детей с произведением: чтение, беседа с детьми о содержании, рассматривание иллюстраций к произведению. Следующий этап включал в себя пересказ детьми содержания, с использованием настольного, теневого театра, подвижных игр, видеозаписей. Следующий этап - творческий (дети лепили, рисовали, конструировали по мотивам произведения). На завершающем этапе проводились театрализованные постановки и игры-драматизации. Такая работа позволяет не просто понять и осознать произведение, но и прочувствовать его, побывать на месте героев, ощутить их переживания и эмоции.

Выводы. Проведенная по данному алгоритму работа показала ее успешность. Дети стали проявлять заботу, отзывчивость к другим людям, их отношения стали более искренними, внимательными, они стали наблюдательными, их мимика менялась в соответствии с происходящими событиями. Наблюдали сознательное, доброжелательное отношение к своим сверстникам, желание помогать другим.

Таким образом, в педагогике одним из доступных средств развития эмоционально интеллекта у детей является художественная литература. Через произведения литературы дети знакомятся со спектром эмоций, учатся их распознавать, и реализовывать их в реальной жизни. В свою очередь своевременно развитый эмоциональный интеллект дает возможность человеку переживать определенные эмоции, способствует их пониманию, выстраиванию отношений с учетом своего эмоционального состояния и состояния окружающих. В целом, эмоциональный интеллект позволяет человеку полноценно функционировать в обществе, выстраивать гармоничные взаимоотношения.

Литература:

1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - СПб., 2012. - 288 с.

2. Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Ежкова. - М., 2009. - 43 с.

3. Курышева, И.В. Любимая психология «дошкольника»: Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения / И.В Курышева. - М.: Вентана Граф, 2007. - 137 с.

4. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб., 2009. - 320 с.

5. Романова, О.М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников // Интеграция образования / О.М. Романова. - М., 2020. - № 3. - С. 89-93

Педагогика

УДК 376.3

доцент Хаиевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); студент Топорищев Михаил Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

СУРДОПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. История развития сурдопедагогики - это сфера исследования, которая изучает процесс развития специальной педагогической науки, направленной на обучение и воспитание детей и взрослых с нарушениями слуха. Эта тема представляет интерес для исследователей, педагогов, логопедов и специалистов в области дефектологии, так как история сурдопедагогики позволяет понять эволюцию и развитие методов и подходов к обучению людей с глухотой. В данной статье предполагается обзор основных этапов истории сурдопедагогики, начиная с появления первых педагогических методик в XIX веке до современных подходов и технологий, используемых в современных специализированных учреждениях образования и реабилитации. Будут рассмотрены ключевые исторические моменты, такие как создание первых школ для лиц с нарушениями слуха, развитие методов речевой коррекции и использование различных видов сурдопедагогических технологий. В процессе анализа истории развития сурдопедагогики будут рассмотрены исследования в данной области, ключевые деятели и педагогические идеи, формирование профессионального сообщества сурдопедагогов, а также изменения в законодательстве и политике, влияющие на образование детей и взрослых с нарушениями слуха. В последние десятилетия в США сурдопедагогика прошла через процесс инклюзии, сосредоточиваясь на интеграции глухих детей в общество и обеспечении равных возможностей для образования. В этом процессе активно используются технологии, такие как слуховые аппараты, а также разрабатываются методы визуального обучения и специальные программы для студентов с нарушением слуха. Современная европейская сурдопедагогика придерживается концепции инклюзивного образования, которая заключается в интеграции детей с нарушением слуха в общественные школы и классы. Специалисты в области сурдопедагогики устанавливают тесное сотрудничество с

общеобразовательными учреждениями и другими специалистами с целью обеспечить адаптацию и успешное обучение детей с нарушением слуха в обычной образовательной среде.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, педагогика, сурдопедагогика, история, развитие.

Annotation. The history of the development of sign language teaching is a field of research that studies the development of a special pedagogical science aimed at teaching and educating children and adults with hearing impairments. This topic is of interest to researchers, teachers, speech therapists and specialists in the field of speech pathology, since the history of sign language teaching allows us to understand the evolution and development of methods and approaches to teaching people with deafness. This article provides an overview of the main stages of the history of sign language teaching, from the appearance of the first pedagogical techniques in the XIX century to modern approaches and technologies used in modern specialized educational and rehabilitation institutions. Key historical moments will be considered, such as the creation of the first schools for hearing impaired people, the development of speech correction methods and the use of various types of sign language teaching technologies. In the process of analyzing the history of the development of sign language teaching, research in this field, key figures and pedagogical ideas, the formation of a professional community of sign language teachers, as well as changes in legislation and policy affecting the education of children and adults with hearing impairments will be considered. In recent decades, sign language teaching in the USA has gone through a process of inclusion, focusing on the integration of deaf children into society and ensuring equal opportunities for education. In this process, technologies such as hearing aids are actively used, as well as visual learning methods and special programs for students with hearing impairment are being developed. Modern European sign language teaching adheres to the concept of inclusive education, which consists in integrating children with hearing impairment into public schools and classrooms. Specialists in the field of sign language teaching establish close cooperation with educational institutions and other specialists in order to ensure the adaptation and successful education of children with hearing impairment in a normal educational environment.

Key words: correctional pedagogy, pedagogy, deaf pedagogy, history, development.

Введение. Современные ученые стремятся к познанию истории и развития сурдопедагогики, так как эта наука тесно связана с общественными требованиями и нормами, относящимися к включению людей с инвалидностью в образовательные и социальные сферы. Изучение истории развития сурдопедагогики состоит в том, чтобы понять, какие прогрессивные стратегии и политики были предприняты для содействия инклюзии и равных возможностей для лиц с нарушениями слуха.

Сурдопедагогика - это область педагогики, которая занимается обучением и воспитанием людей с нарушением слуха. История ее развития началась уже в древние времена, хотя и не под таким названием. Одной из самых ранних форм сурдопедагогической практики было использование жестового языка для общения с глухими людьми. Это было характерно для многих культур, включая и древние цивилизации, такие как древний Египет, Греция и Рим. В течение веков разные методы обучения слепым и глухим были разработаны и применялись в разных странах мира. Однако, сурдопедагогика как научная дисциплина начала формироваться только в конце XIX - начале XX века. В этот период были созданы первые школы для слепых и глухих детей, где применялись специальные методики обучения. Было разработано много различных подходов к обучению детей с нарушением слуха, включая методики использования жестового языка, а также разработка специальных обучающих материалов и учебников. В середине XX века с развитием технических средств обучения, таких как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, сурдопедагогика стала использовать их для облегчения коммуникации и обучения людей с нарушением слуха. Более современные методы сурдопедагогики включают использование компьютеров, мультимедийных программ и интерактивных игр, которые позволяют детям с нарушением слуха развивать свои навыки общения и обучения [1].

Изложение основного материала статьи. Сегодня сурдопедагогика продолжает активно развиваться и интегрироваться с другими областями педагогики, такими как инклюзивное образование и использование новейших технологий в обучении. Она стала более узкоспециализированной и научно обоснованной дисциплиной, которая помогает детям с нарушением слуха успешно осваивать программу, общаться с окружающим миром и вести полноценную жизнь.

В дополнение к истории развития сурдопедагогики стоит отметить некоторые важные моменты. В середине XX века было сформулировано понятие инклюзивного образования, которое предполагает обучение детей с особыми потребностями вместе с их сверстниками без нарушения их прав на равное образование. Это привело к обновлению методов обучения слепых и глухих детей, включая использование индивидуализации обучения и разработку индивидуальных образовательных планов для каждого ребенка. Также стоит отметить важное влияние современных технологий на развитие сурдопедагогики. Компьютерные программы, интерактивные доски и другие средства обучения стали неотъемлемой частью учебного процесса для детей с нарушением слуха. Они помогают создать более доступную и интерактивную образовательную среду, где дети могут осваивать знания и навыки с учетом своих особенностей. В последние годы уделяется большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. Кроме традиционных методов обучения жестовому языку, применяются современные методы развития речи и коммуникативных стратегий, например, использование устройств поддержки слуха и систем усиления звука. В целом, развитие сурдопедагогики отражает общий прогресс образования в направлении инклюзии, индивидуализации и использования новых технологий. Она ставит перед собой задачу помочь каждому ребенку с нарушением слуха добиться полноценного развития и сформировать все необходимые навыки для успешной жизни и общения в обществе [там же].

Современная сурдопедагогика также активно внедряет методы ранней интервенции. Ранняя интервенция предполагает обучение и поддержку детей с нарушением слуха и их семей с самых ранних лет жизни. Целью ранней интервенции является максимальное развитие ребенка, создание условий для его раннего и успешного включения в общество. Также стоит отметить важность развития профессиональных навыков и компетенций сурдопедагогов. Современные сурдопедагоги должны быть оснащены знаниями о слуховых нарушениях, методиках ранней интервенции, современных технологиях обучения и коммуникации. Они работают в тесном сотрудничестве с родителями, специалистами различных областей, чтобы обеспечить оптимальное обучение и развитие детей с нарушением слуха. Современная сурдопедагогика также ставит перед собой задачу преодоления стереотипов и предубеждений в отношении людей с нарушением слуха. Важно сформировать позитивное отношение в обществе и создать условия, в которых люди с нарушением слуха могут реализовывать свой потенциал и быть полноправными членами общества. Сурдопедагогика продолжает развиваться и совершенствоваться с каждым годом. Инновационные технологии, такие как виртуальная реальность и искусственный интеллект, становятся все более доступными и интегрируются в методики обучения и коммуникации. Это открывает новые горизонты для сурдопедагогов и дает возможность лучше реализовать потенциал детей с нарушением слуха. Сурдопедагогика - это непрерывный процесс поиска новых подходов и инструментов для эффективного обучения и развития детей с нарушением слуха. Ее история свидетельствует о постоянном стремлении к созданию инклюзивного образования, максимальной доступности образовательной среды и развитию потенциала каждого ребенка [2].

Развитие сурдопедагогики в России имеет свою историю и эволюцию, которые начинаются с появления первых специальных школ для глухих детей в XIX веке. В конце XIX века и начале XX века были созданы первые школы для глухих детей в России. В этих школах применялись различные методики обучения, включая язык жестов и систему Р.К. Даля. Однако, на тот момент сурдопедагогическая практика еще только формировалась. С середины XX века были разработаны и внедрены новые методики обучения и коммуникации для глухих детей в России. Большое влияние на развитие сурдопедагогики в России оказало изучение и адаптация методик более развитых стран, таких как Германия, Франция и США. Инклюзивное образование стало поддерживаться и приниматься в России только в последнее время, что привело к существенному изменению подходов и методик в сурдопедагогике. Современная российская сурдопедагогика ставит перед собой задачу инклюзии детей с нарушением слуха в образовательный процесс. Обучение происходит в специальных классах в обычных школах, а также с использованием ресурсных центров, которые предложены для поддержки и социализации детей с нарушением слуха. Важное влияние на развитие сурдопедагогики в России оказывают научные исследования и разработки в области речевой терапии и использования современных технологий в образовании. Значительный прогресс в разработке различных ассистивных технологий для детей с нарушением слуха позволяет им лучше адаптироваться и принимать активное участие в учебном процессе. Важно отметить, что развитие сурдопедагогики в России продолжается и требует постоянного совершенствования и инноваций. В современных условиях акцент делается на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, использование индивидуальных образовательных программ и эффективных технологий для обучения и коммуникации [там же].

Развитие сурдопедагогики в Европе имеет богатую историю и связано с преодолением стереотипов и предрассудков в отношении людей с нарушением слуха, а также с постепенным развитием специализированных методик и подходов. В начале XX века возникли первые специальные школы для глухих детей в Европе, основанные на использовании жестового языка и системы развития слуха. Также начали разрабатываться первые методики обучения чтению губами и общению на слуху, основанные на развитии речи и слухового произношения. В середине XX века в Европе стало развиваться понимание важности ранней интервенции и раннего обучения для детей с нарушением слуха. В этот период стали применяться специальные программы ранней интервенции и создавались специализированные центры для раннего обучения. В последние десятилетия сурдопедагогика в Европе перешла к более современным методикам обучения и подходам [там же]. Использование современных технологий стало все более распространенным, и сурдопедагоги активно применяют различные инновационные средства и материалы для эффективного обучения и коммуникации детей с нарушением слуха. Современная европейская сурдопедагогика ставит перед собой задачу инклюзивного образования, то есть интеграции детей с нарушением слуха в общественные школы и классы. Специалисты сурдопедагогики работают в тесном сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями и другими специалистами, чтобы обеспечить адаптацию и успешное обучение детей с нарушением слуха в обычной образовательной среде. Также стоит отметить, что в развитии европейской сурдопедагогики большое внимание уделяется профессиональному образованию и подготовке сурдопедагогов. Создаются специализированные учебные программы и курсы, которые предоставляют профессиональные навыки и знания для работы с детьми с нарушением слуха. В целом, развитие европейской сурдопедагогики отражает общий прогресс области образования и подходы к включению детей с особыми потребностями в общество. Она ставит перед собой задачу обеспечения равных возможностей и развития для детей с нарушением слуха, основываясь на научных и практических достижениях в этой области [4].

Развитие американской сурдопедагогики началось в конце 18 века и продолжается до сегодняшнего дня. В начале этого движения, основным средством обучения глухих была жестовая речь и использование жестовых систем, таких как Американский жестовый язык (ASE). Это было связано с принятием французского жестового языка (ESF) и его применением в Америке. Одним из важных моментов в развитии сурдопедагогики в США было основание первой школы для глухих в 1817 году в Хартфорде, штат Коннектикут. Эта школа, известная как Американская школа для глухих, стала примером для других школ, которые начали открываться по всей стране. В течение XIX и XX веков сурдопедагогика в США развивалась, и важными моментами были принятие ASE в качестве основного языка общения для глухих студентов и развитие визуально-пространственной грамматики. Также важным достижением было создание профессиональных программ для подготовки сурдопедагогов, которые получают специализированное образование и навыки, чтобы работать с глухими детьми. На протяжении последних десятилетий, сурдопедагогика в США стала более инклюзивной, ставя перед собой задачу интеграции глухих детей в общество и обеспечения равных возможностей для образования. Это включает использование технологий, таких как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, а также развитие методов визуального обучения и специальных программ для глухих студентов. В целом, развитие американской сурдопедагогики продолжается, сочетая в себе традиционные методы, базирующиеся на жестовой речи и визуальной коммуникации, с новыми подходами и технологиями, чтобы обеспечить качественное образование для всех детей с нарушением слуха [там же].

Выводы. Основные этапы развития сурдопедагогики можно условно выделить следующим образом: возникновение первых образовательных учреждений.

Первые шаги в области сурдопедагогики были сделаны в конце 18 века с открытием первых школ для глухих. Эти учреждения стали отправной точкой в развитии сурдопедагогической практики.

Развитие методов жестовой речи. В XIX веке жестовая речь стала основным способом общения с глухими. Французский жестовый язык (LSF), а позже Американский жестовый язык (ASL), стали широко использоваться для обучения и коммуникации.

Признание языка глухих. В конце XIX века было признано, что жестовые языки, такие как ASL, являются полноценными языками с их собственной грамматикой и структурой. Это было важным шагом в дальнейшем развитии сурдопедагогики.

Развитие визуально-пространственной грамматики. В начале XX века была разработана терминология и методика визуально-пространственной грамматики, которая учитывает специфические особенности восприятия и коммуникации глухих.

Переход к интегративному образованию. В последние десятилетия сурдопедагогика перешла от изоляции глухих детей в специальных учреждениях к интегративному образованию, предоставляя возможность глухим детям получать образование наравне со слышащими сверстниками.

Применение технологий. С развитием технологий в сфере слухо протезирования и усиления слуха, таких как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, сурдопедагогика обрела новые инструменты для обучения и коммуникации глухих учащихся.

Использование современных методов и подходов. Современная сурдопедагогика включает различные методы и подходы, такие как орангификация (использование рукописных букв для обучения глухих), визуальные поддержки, информационно-коммуникационные технологии и индивидуальные образовательные планы [3].

Эти этапы показывают, как развивалась сурдопедагогика от первых шагов в области образования глухих до современных методов, направленных на обеспечение интегративного и качественного образования для глухих учащихся.

Литература:

1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой / Л.В. Андреева. - Москва: Академия, 2005. - 576 с.

2. Басова, А.Г. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / А.Г. Басова, С.Ф. Егоров. - Москва: Просвещение, 1984. -295 с.

3. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.

4. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Г. Речицкая. Москва: Владос, 2004.-655 с.

Педагогика

УДК 37.06

магистрант Шишов Данил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на изменение образовательных и культурных потребностей в современном обществе. Указывается, что в результате этих изменений в центре оказалось личностное развитие индивида, что повлияло на формирование направлений государственной образовательной и культурной политики. Новые социокультурные ценности повлекли и новые требования к функционированию культурно-образовательной инфраструктуры. Подчеркивается ведущая роль местных органов самоуправления в реализации государственной политики относительно образования и культуры, что позволяет учесть национальную, экономическую и культурную специфику региона. Описаны традиционные и недавно появившиеся проблемы деятельности муниципальных учреждений культуры и образования и предложен алгоритм их решения.

Ключевые слова: учреждения образования и культуры, государственная образовательная и культурная политика, проблемы функционирования культурно-образовательной инфраструктуры на муниципальном уровне.

Annotation. The article discusses the main factors influencing the change in educational and cultural needs in modern society. It is indicated that as a result of these changes, the personal development of the individual turned out to be in the center, which influenced the formation of the directions of state educational and cultural policy. New socio-cultural values have also led to new requirements for the functioning of the cultural and educational infrastructure. The leading role of local self-government bodies in the implementation of state policy on education and culture is emphasized, which makes it possible to take into account the national, economic and cultural specifics of the region. The traditional and recently emerged problems of the activities of municipal institutions of culture and education are described and an algorithm for their solution is proposed.

Key words: educational and cultural institutions, state educational and cultural policy, problems of functioning of cultural and educational infrastructure at the municipal level.

Введение. Современные реалии решительно изменили жизненные модели, функционирующие в обществе, и, соответственно, требования социума к индивиду и индивида к уровню и качеству предоставляемых образовательных и культурных условий жизнедеятельности. Эти изменения связаны с развитием технологий, социокультурными трансформациями и экономическими сдвигами.

Ключевую роль здесь сыграл научно-технический прогресс, который привел к появлению новых технологий и профессий во всех сферах, что сделало невозможным старый образ жизни, когда человек в начальный период получал основную базу знаний и умений, а потом мог пользоваться ею в течение всего своего существования, набирая опыт и совершенствуя (или нет) уже имеющиеся. В центре внимания современного общества оказалось помещено личностное развитие. Понадобился субъект, понимающий и принимающий необходимость постоянной работы над собой как профессионалом и личностью.

Потребности социума в новом человеке отобразились в общественном сознании, в социокультурных ценностях, выступающих базисной системой мировоззрения. Люди начали инвестировать в образование, тренинги и курсы для получения новых знаний и повышения своей квалификации. Государство же получило обязанность обеспечить создание и деятельность необходимой инфраструктуры учреждений образования, дополнительного образования и культуры, что выразилось в разработке и проведении государственной культурной и образовательной политики, финансовой поддержке, непосредственной помощи конкретным организациям.

Развитие культурно-образовательной инфраструктуры предусматривает преимущественную работу на местном уровне. Именно муниципальные органы являются ответственными проводниками государственной политики в области образования и культуры, отвечают за ее внедрение в местную социально-культурную и образовательную систему, учитывают ее специфику и решают возникающие проблемы [2]. От их деятельности во многом зависит состояние и эффективность учреждений образования и культуры, смогут ли те ответить на вызовы времени, которые появились в связи с сегодняшней усложнившейся ситуацией в мире. Требуется выработка новых и модернизация старых направлений в государственной политике, касающейся образования и культуры, развитие культурно-образовательной инфраструктуры, доступной для всего населения России, и появление новых форм ее работы, для чего должны перестроить свою работу и муниципальные органы [51.

Изложение основного материала статьи. Направления и проблемы определения и проведения государственной культурной и образовательной политики, ее реализация на местном уровне и роль в развитии учреждений сферы культуры и образования больше представлены в нормативных и методических материалах различного уровня.

Тем не менее, в научной литературе периодически возникает всплеск интереса к этим вопросам, особенно в периоды очередных реформ муниципального управления (начиная с 90-х годов 20 столетия), когда требуется проанализировать полученные результаты, выявить общие закономерности и недостатки, предложить пути их исправления, подготавливая тем самым новые реформы. Среди интересных научных работ, в которых рассмотрены различные аспекты этой тематики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.