Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2416
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРДОПЕДАГОГИКА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / НЕСЛЫШАЩИЕ / ГЛУХИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куц Валентина Андреевна

Сурдопедагогика имеет длительную историю развития. Первые опыты осмысления явлений глухоты и попытки ее преодоления относятся к глубокой древности. На протяжении многих веков в педагогике накапливались знания о природе глухоты, способах обучения и воспитания глухих. Медленно, но неуклонно совершенствовались средства и методы сурдопедагогики. Знание истории сурдопедагогики способствует лучшему пониманию и успешному разрешению ее современных проблем. Не стоит забывать основную историческую связь, необходимо рассматривать каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории появилось, какие этапы развития прошло данное явление, и только после глубокого анализа, можно понять, чем эта вещь стала теперь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куц Валентина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF SIGN LANGUAGE TEACHING IN RUSSIA AND ABROAD

Sign language teaching has a long history of development. The first experiences of understanding the phenomena of deafness and attempts to overcome it belong to ancient times. For many centuries, pedagogy has accumulated knowledge about the nature of deafness, ways of teaching and educating the deaf. Slowly, but steadily, the means and methods of sign language teaching were improved. Knowledge of the history of sign language teaching contributes to a better understanding and successful resolution of its modern problems. Do not forget the main historical connection, it is necessary to consider each question from the point of view of how a well-known phenomenon appeared in history, what stages of development this phenomenon passed, and only after a deep analysis, you can understand what this thing has become now.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 376.3

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Куц В.А.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

(г. Краснодар, Россия)

Аннотация. Сурдопедагогика имеет длительную историю развития. Первые опыты осмысления явлений глухоты и попытки ее преодоления относятся к глубокой древности. На протяжении многих веков в педагогике накапливались знания о природе глухоты, способах обучения и воспитания глухих. Медленно, но неуклонно совершенствовались средства и методы сурдопедагогики. Знание истории сурдопедагогики способствует лучшему пониманию и успешному разрешению ее современных проблем. Не стоит забывать основную историческую связь, необходимо рассматривать каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории появилось, какие этапы развития прошло данное явление, и только после глубокого анализа, можно понять, чем эта вещь стала теперь.

Ключевые слова: сурдопедагогика, дети с нарушением слуха, неслышащие, глухие, обучение, методы, технологии

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF SIGN LANGUAGE TEACHING

IN RUSSIA AND ABROAD

Kuts V. A Kuban State University (Krasnodar, Russia)

Abstract. Sign language teaching has a long history of development. The first experiences of understanding the phenomena of deafness and attempts to overcome it belong to ancient times. For many centuries, pedagogy has accumulated knowledge about the nature of deafness, ways of teaching and educating the deaf. Slowly, but steadily, the means and methods of sign language teaching were improved. Knowledge of the history of sign language teaching contributes to a better understanding and successful resolution of its modern problems. Do not forget the main historical connection, it is necessary to consider each question from the point of view of how a well-known phenomenon appeared in history, what stages of development this phenomenon passed, and only after a deep analysis, you can understand what this thing has become now.

Keywords: sign language teaching, children with hearing impairment, hearing-impaired, deaf, training, methods, technologies

В России процесс обучения детей с нарушением слуха имеет довольно долгую историю своего развития в зарубежных

странах до того момента, когда огромный опыт работы с глухими детьми был впервые использован в Первом опытном училище

глухонемых в Санкт-Петербурге. Педагоги, врачи и даже философы в своей профессиональной деятельности

раскрывают историю сурдопедагогической мысли. Технологии обучения детей с нарушением слуха имели разную специфику, начиная с жестов и подражания артикуляции педагога, и заканчивая вибрационными колебаниями и вкусовыми рецепторами.

По проблеме данного исследования существует лишь одна работа под названием «История сурдопедагогики» А. Г. Басовой и С. Ф. Егорова, в которой достаточно подробно представлены исторические прецеденты в обучении детей с нарушением слуха. [1]

История как зарубежной, так и отечественной сурдопедагогики

рассматривается в двух разных трудах с одинаковым названием «Сурдопедагогика», авторами которых являются Л. В. Андреева и Е. Г. Речицкая. Г.Л. [2]

Зайцева в своей монографии «Жестовая речь. Дактилология» раскрывает противостояние «чистого устного метода» и жестовой речи при обучении детей с нарушением слуха. [3]

Е.В. Прозорова в своем труде «Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования» глубоко затрагивает предметное поле исследования жестового языка и этапы его развития. [4]

Монография «Дактильная речь», автором которой является Л.С. Димскис, включает целую главу, посвященную историческому развитию дактилологии. [5]

В книге Н.М. Лаговского «Санкт-Петербургское Училище глухонемых (18101910). Исторический очерк» описывается деятельность Первого опытного училища глухонемых Санкт-Петербурга, а также включены вопросы развития

методологических подходов обучения детей с нарушением слуха до периода образования отечественного

сурдопедагогического подхода. [6]

Таким образом, был выявлен узкий список источников по истории развития сурдопедагогики, но на основе данной литературы можно провести глубокий анализ процесса формирования

педагогических технологий, которые будут впоследствии иметь взаимосвязь и влияние на отечественный сурдопедагогический подход.

Первая педагогическая работа с глухими людьми была предпринята в середине V в. нидерландским ученым Рудольфом Гюисманом Агриколе. В своем труде «Об открытии диалектики» автор рассказывал, как рождённый глухим, обучился понимать то, что ему писали и сам был в состоянии последовательно записывать свои мысли подобно слышащему человеку. Данный случай свидетельствует о том, что письменная речь может стать для глухого человека средством коммуникации, но сведения о методах и приемах обучения отсутствуют.

В XVI веке итальянский врач и философ Джероламо Кардано в своих исследованиях «О тонкостях», «О физиологии чувств» и «О моей жизни» говорит о проблемах сурдопедагогики. Автор, изучая физиологию органов слуха, выявил, что глухота - заболевание, а немота - следствие поражения слуха. Посредствам обучения можно преодолеть немоту, научить ребенка понимать и воспроизводить читаемые слова. По мнению Джероламо Кардано, ведущим педагогическим методом является метод замещения, т. е. компенсаторная работа зрительным анализатором ребёнка.

Бенедиктинский монах Понсе де Леон особое внимание уделял гуманистическим подходам в педагогике, которые основывались на внимательном отношении к любому ребёнку как к развивающейся и потенциально сильной личности. Понсе де Леон работал с позднооглохшими детьми, имеющими определенный уровень разговорной речи. Главная цель его обучения - овладение

большим словарным запасом посредствам формирования письменной и устной речи.

Время конца XVI - начала XVII века связано с исследованиями итальянского хирурга Иеронима Фабрициуса де Аквапенденте. В своей книге «Рассуждение о зрении, голосе и слухе» автор развивает теоретическую мысль о том, что люди с поражёнными органами слуха в состоянии научиться говорить.

Испанский учитель глухих Хуан Пабло Бонет в своей книге «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» делится опытом работы с неслышащими. X. П. Бонет обращает внимание на то, что глухого ребёнка можно научить говорить и читать, используя функцию зрения, что впоследствии даст возможность обучить его грамоте, дать общее развитие. А также Бонет создает испанский дактильный алфавит и вводит его в процесс педагогического обучения глухих детей, отмечая, что пальцевая азбука воспринимается глухими легче, чем движение губ. Вместе с дактилологией при обучении используются жестовые знаки, но автор предложил исключить их при общении и оставить только дактильный алфавит. Бонет утверждал, что необходима глубокая отработка применения глаголов с помощью такой формы работы, как «вопрос-ответ».

Испанский сурдопедагог Эммануил Рамирец де Каррион выделил и применил нестандартный метод обучения детей с нарушением слуха - метод передачи вибрационных колебаний.

Англия начинает свои открытия в сурдопедагогике только к концу средневековой эпохи. Первым педагогом глухих детей становится Джон Бульвер, который по средствам наблюдения за общением между глухими детьми выявил, что у них существует определенная коммуникативная система. Слышащий человек, вступая в эту систему с целью обучения ребенка, может привести к наложению законов синтаксиса словесной и

письменной речи, вследствие чего, образуется калькирующая жестовая речь, которая выступает неестественной для неслышащего. Джон Бульвер в своей книге «Хирология, или естественный язык рук» выделяет естественный жестовый язык -«хирология», и искусственный жестовый язык, применяемый при обучении неслышащих - «хирономия».

В книге Джона Бульвера «Филокофус, или Друг глухонемого» определена ценность зрительных способностей глухого человека. На основе компенсаторной работы зрительного аппарата, человек с повреждённым слухом в состоянии овладеть чтением с губ, что поможет ему в усвоении письменной речи и дальнейшего умственного развития.

Основываясь на опыт зарубежных исследователей, можно сделать вывод, что неслышащие дети имеют способность к обучению и всестороннему развитию. Предпринятые в данный период попытки обучения глухих словесной и письменной речи, использования дактильного алфавита и жестового языка имели неподдельный успех. Хотя обучение людей, страдающих глухотой, ещё не достигло большого объёма, проходило, в основном, в индивидуальных занятиях, всё же отношение к глухим людям как неполноценным, сдвинулось со своей мёртвой точки и постепенно начало переходить в понимание, что и глухие могут быть полноценными членами общества.

Период Новой эпохи знаменуется как всплеск научных знаний, открытие эмпирических и сенсуалистических методологических подходов.

Сенсуалистические взгляды оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли в целом. Данные взгляды отражены в работах великих педагогов этого времени: Д. Локка, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др.

На дальнейшее развитие

сурдопедагогики повлиял процесс

замещения дидактического метода познания на эмпирико-индуктивный метод. В данное время произошло полное осмысление и обобщение педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха, а также было выделено два основных метода обучения -обучение устной речи на основе жестового языка и дактильного алфавита и обучение по принципу обучения речи слышащего человека.

Врач и химик Франциск Меркурий Ваан Гельмонт активно занимался изучением органов слуха и речи. В 1667 году своем труде под названием «Естественный алфавит устной речи» он представил опытно-экспериментальные данные по вопросам развития артикуляции и речи, которые сформировали научный фундамент в постановке речи детей с нарушением слуха.

Английский профессор геометрии и теологии Оксфордского университета Джон Валлис обучал детей с нарушением слуха различными методами - чтение по губам, жестовый язык, дактилология. Эти методы Джон Валлис обозначил, как понимание логического строя грамматики английского языка. Главная задача его обучения -научить глухого ребенка самостоятельному поиску и анализу необходимой информации.

В конце XVII века швейцарский доктор медицинских наук Иоганн Конрад Амман обучал ребенка с нарушением слуха, родители которого были достаточно состоятельными людьми. Автор поделился опытом работы в своей книге под названием «Говорящий глухой, или способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить». В 1700 году Иоганн Конрад Амман обновил свою книгу новыми теоретическими и эмпирическими положениями и опубликовал ее под названием «Исследование о даре слова, по которому не только человеческий голос и умение говорить из их основных начал образуются, но и указываются пути, как с детства обучать говорить глухих и немых, и

косноязычных, исправлять свои ошибки». В книге автор изложил методы работы с глухими детьми и акцентировал внимание на необходимости увеличения их словарного запаса и обучения грамматике. Он выбрал методику обучения, в которой знакомил детей с каждым звуком в отдельности, начиная с гласных и продолжая согласными. Когда все звуки были усвоены, переходил к слогам, а потом к словам. Обучение базировалось на активном подражании артикуляции педагога.

Иоганн Конрад Амман внес огромный вклад в развитие сурдопедагогики. Некоторые оценили этот вклад, как прогрессивный способ обучения глухих словесной речи, а некоторые увидели только механический способ воспроизведения слов без понимания смысла.

В 1749 году Дени Дидро опубликовал «Письмо о слепых в назидание зрячим», а в 1751 году «Письмо глухим и немым», где Дидро говорит о возможности общения глухих со слышащими людьми, но к этому можно прийти только через длительное и поэтапное обучение с самого детства. Данные письма произвели сильные впечатления на французского учителя Шарль-Мишель де л'Эпе, который разделил педагогические взгляды Дидро.

Шарль-Мишель де л'Эпе вел активное наблюдение за двумя глухими сестрами близнецами и сделал вывод, что коммуникация девочек основывается на мимических жестах, обозначающие какие-то явления, состояния или предмет. Он изучил эту мимико-знаковую систему и стал основателем мимического или жестового метода обучения глухих. Жестовый метод - это метод обучения с помощью мимических знаков, которые связаны с картинками и написанными словами. Им была создана знаковая система - система жестового языка в грамматике французского языка. Такой педагогический подход дал возможность обучить детей с

нарушением слуха не только чтению, но и письму, что позволило открыть для глухих путь к образованию. В 1755 году в Париже Шарль-Мишель де л'Эпе открывает первое учебное заведение для детей с нарушением слуха. В 1776 году эта школа преобразовывается в Национальный институт глухонемых и её возглавляет ученик Шарль-Мишель де л'Эпе - Рош-Амбруаз Кюкюрон Сикар.

В России работа с глухими детьми начинается в начале XIX века с правления императрицы Марии Федоровны. Императрицей в 1806 году было открыто первое училище для детей с нарушением слуха. Поводом для открытия первого училища для глухонемых в Санкт-Петербурге стала встреча Марии Федоровны с глухонемым мальчиком Александром Меллером в Павловском парке. Для облегчения участи этого мальчика и подобных ему детей Мария Федоровна поручила выписать из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить в Санкт-Петербурге училище глухонемых. В том же 1806 году был выписан из Польши ксендз и профессор Винцент-Ансельм Зыгмунт, он и стал первым учителем и организатором учебно-воспитательной работы в училище глухонемых.

В 60-х годах училища для глухих стали приравниваться к типу уездных городских училищ, следовательно, было положено начало цензовому образованию глухих, а также была создана система подготовки педагогов из числа лучших воспитанников этих же учебных заведений.

К.Д. Ушинский внес огромный вклад в развитие сурдопедагогики. Его программа обучения глухих детей являлась наиболее полной и педагогически обоснованной. Педагоги-новаторы этого времени выдвигали на первое место вопросы методики обучения глухих устной речи, грамоте, чтению с губ.

Включение глухих детей в мир слышащих с помощью развития устной

речи в единстве с обучением письму, арифметики и элементарному чтению требовало изменения всей системы их обучения и приближения ее содержания к программам народных школ. В дальнейшем предполагалось осуществлять преподавание таких предметов, как география, история и др. по учебному плану уездных училищ. Я.Т. Спешнев и И.Я. Селезнев выступили сторонниками данного подхода. Я.Т. Спешнев проводил организационно -методические преобразования,

направленные на преодоление

изолированности глухих детей и овладение ими русского языка. Изучив зарубежный опыт, он начал распространять идеи совместного обучения глухих со слышащими, а также попытался организовать особые условия для неуспевающих глухих детей - увеличение срока обучения, углубленная

профессиональная подготовка и т.д.

И.Я. Селезнев активно разделял идеи Я.Т. Спешнева и вошел в историю сурдопедагогики как основатель методики первоначального обучения глухих русскому языку и как автор ряда учебных пособий. В своих работах он подчеркивал необходимость единства принципов и методов обучения глухих и слышащих детей. И.Я. Селезнев наряду с обучением глухих языку, повысил их уровень трудовой и профессиональной подготовки, создал систему учебно-производственных

мастерских, организовал типографию. Занятия по труду рассматривались не только как средство обучения, но и как средство нравственного развития детей с нарушением слуха. [2]

Педагоги Санкт-Петербургского училища для глухих оказали существенное влияние на развитие теории сурдопедагогики и практики обучения неслышащих в конце XIX века - начале XX века. Именно на рубеже данных веков в России завершились преобразования в организационно-методической системе обучения глухих.

А.Ф. Остроградский внедрил в практику Санкт-Петербургского училища чистый устный метод и убрал мимическое отделение училища. Под влиянием его научных работ ряд училищ в конце XIX века изменили программу обучения глухих на систему «чистый устный метод». А.Ф. Остроградский стремился к консолидации сурдопедагогов, к их объединению для достижения совместных целей, поэтому в 1897 году он создал курсы для сурдопедагогов.

Плодотворная работа педагогов-новаторов Санкт-Петербургского училища в конце XIX - начала XX века повлияла на развитие одной из отрасли педагогического знания, которая взаимосвязана с общей педагогикой. Общепедагогические идеи и принципы стали для сурдопедагогов основополагающими в поисках решения проблем обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Учебно-воспитательная работа в училищах для глухих в ХХ веке определялась практическим подходом, выраженным в том, что обучение и воспитание направленно на практическую и профессионально-ремесленную подготовку обучающихся. После обучения каждый ученик имеет возможность обеспечить себя финансово личным трудом.

Достижения в медицине оказали огромное влияние на развитие сурдопедагогической теории и практики обучения детей с нарушением слуха. Врачами и сурдопедагогами были совершены попытки объединить свои усилия для решения вопросов обучения глухих детей и организации профилактических мероприятий по предупреждению и лечению глухоты.

Доктор медицинских наук П.Д. Енько разработал и внедрил такую методическую систему, как естественный способ обучения глухонемых речи, слоговый метод обучения произношению, грамоте и метод чтения с губ. Он создал технологию одновременной стимуляции зрительных и слуховых

ощущений у детей с остаточным слухом. П.Д. Енько утверждал, что важным фактором развития сурдопедагогики является проведение съездов, конференций по вопросам обучения и воспитания глухих детей с участием различных специалистов.

[7]

Впервые послереволюционные

десятилетия большой вклад в теорию сурдопедагогики и практику обучения неслышащих внесли представители Санкт-Петербургской научной школы

сурдопедагогики Н. М. Лаговский, Е. Ф. Заморенно, И. Ф. Брунс, И. А. Васильев, Д. В. Фельдберг, С. С. Преображенский и др.

Существенные изменения в указанный исторический период произошли в организации и содержании обучения лиц с нарушением слуха. Все учебные заведения для аномальных детей приобрели статус государственных учреждений.

Централизация руководства обучением и воспитанием глухих способствовала созданию научных учреждений,

занимающихся изучением глухого ребенка и совершенствованием средств и методов его обучения и развития. В частности, был организован Центральный научно-практический институт по изучению и обучению глухих.

Одновременно с возникновением научно-практических институтов в Петрограде и Москве были созданы дефектологические факультеты в целях подготовки квалифицированных учителей для специальных школ. Одним из первых такой факультет был организован в Педагогическом институте Петрограда.

Но следует сказать, что со временем развития коррекционной педагогики, методы работы с глухими детьми в отечественных учебных заведениях претерпевал изменения и улучшения. Внедрение новых методик в обучение неслышащих людей происходит на Международных конгрессах и съездах, которые созывались для обмена опытом и некоторой всемирной унификации

имеющихся подходов обучения людей со слуховой депривацией.

Библиографический список

1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений I Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.

2. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. [Текст] - М.: Просвещение, 1984. - 295 с.

3. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

4. Прозорова Е. В. Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования II Вопросы языкознания. 2007. [PDF] № 1. С. 44-61 с.

5. Димскис Л. С. Дактильная речь: Пособие для педагогов специальных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. [Текст] - Минск: НИО, 2011. - 76 с.

6. ЛаговскийН.М. Санкт-Петербургское Училище глухонемых (18101910). Исторический очерк. [Текст] - СПб.: Типография Училища глухонемых, 1910. -558 с.

7. Сурдопедагогика. Под редакцией проф. Е. Г. Речицкой. [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.

Куц Валентина Андреевна, магистрант ООП 44.04.03 СДО «Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья (Коррекционная педагогика)», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар, Россия)

e-mail: alena.nikolaenko.16@bk.ru

Шумилова Елена Аркадьевна, научный руководитель, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологии и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар, Россия)

Дата поступления статьи: 16.08.2021

© Куц В.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.