1. Составлено и получено автором в основе анализа специальных официальных данных. Источник и дата обращения: https://мвд.рф/reports/item/21933965/, 20-22 апреля, 2021.
Раздел V. Философия и культурология
А. Ю. Голобородько, Кичигина С. В.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы реализации культурно-исторического просветительства в образовательном пространстве. Выявлена взаимосвязь между государственной культурной политикой, стратегией национальной безопасности, молодежной политикой государства в аспекте культурно-исторического просветительства. Изучен вопрос педагогического феномена культурно-исторического просветительства в современных реалиях. Установлены возможные направления развития культурно-исторического просветительства в образовательной среде в соответствии с современным общественным положением.
Ключевые слова: культурно-историческое просветительство; культурная политика государства; феномен просветительства; педагогическая просветительская деятельность; образовательное пространство; медиаобразование; образовательные институты.
A. YU. Goloborod'ko, S. V. Kichigina
FEATURES OF MODERN CULTURAL AND HISTORICAL ENLIGHTENMENT IN
THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract. The article discusses the basic principles of the implementation of cultural and historical enlightenment in the educational space. The relationship between the state cultural policy, national security strategy, youth policy of the state in the aspect of cultural and historical enlightenment is revealed. Studied the question of the pedagogical phenomenon of cultural and historical enlightenment in modern realities. Possible directions for the development of cultural and historical enlightenment in the educational environment in accordance with the modern social situation have been established.
Key words: cultural and historical enlightenment; cultural policy of the state; the phenomenon of enlightenment; pedagogical educational activity; educational space; media education; educational institutions.
Идея просвещения и просветительской деятельности - это один из важнейших факторов прогресса, который на протяжении многовековой истории человечества является мощнейшим стимулом культурно-исторического развития. Феномен исторического просветительства как инструмент передачи социального и культурного опыта необходимого для эффективного функционирования общества, относится к ряду проблем, имеющих значимость не только для каждого человека в отдельности, но и носящих социальный и политический характер.
В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года отмечается, что к наиболее опасным для будущего Российской Федерации возможным проявлениям гуманитарного кризиса относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других [1]. Исходя из этого, современная ситуация в Российском обществе существенным образом зависит от сферы просветительства, в которой значительную часть занимает педагогическая деятельность, отводя центральное место дискурсам (дискурсивным практикам) историков и культурологов как носителей этнокультурных и общекультурных ценностей.
На сегодняшний день, в просветительской сфере над разработкой практик трудятся специалисты различных областей знаний:
- педагоги и иные сотрудники образовательных учреждений;
- специалисты учреждений культуры, прежде всего музеев;
- представители просветительских фондов;
- редакторы просветительских СМИ;
- руководители просветительских организаций, движений, сообществ, и др.
Это свидетельствует о том, что просветительские практики являются культурной ценностью не только для индивидуальных участников их проектирования при поддержке специалистов, но и для всей корпоративной структуры, имеющей прямое или косвенное отношение к данной тематике. В конечном итоге всех участников просветительской деятельности объединяет то, что они являются потребителями/создателями тех или иных продуктов (будь то промежуточные процессы или завершенные результаты) современной культурно-исторической просветительской деятельности.
Культурная среда современного образовательного пространства, направлена на процесс формирования высокообразованной, поликультурной, гуманистически развитой и нравственно-ориентированной личности в коммуникативном пространстве социума, призвана стимулировать мировоззренческие позиции личности обучающихся на самоопределение в профессиональной ориентации и активизировать формирование профессиональных компетенций, их самореализацию в аспекте профессионально-педагогической специализации. Существует ряд условий, актуализирующих использование современных направлений, ресурсов, средств, методов культурно-исторического просветительства для развития образовательного пространства, к которым можно отнести:
- необходимость концептуальных изменений в представлении о современном развитии непрерывного образовательного процесса детей и взрослых, неформального образования, просвещения и просветительской деятельности;
- модернизация педагогической деятельности и оригинального современного содержания социокультурного феномена культурно-исторического просветительства;
- проработка методологических и теоретико-методических основ культурно-просветительской деятельности современных социокультурных и образовательных институтов;
- создание благоприятной среды для эффективного функционирования различных субъектов культурно-исторической просветительской деятельности;
- использование современного межкультурного просветительского диалога в условиях сетевых образовательных виртуальных и контактных взаимодействий (практик) в образовательном пространстве;
- поддержка создания и функционирования неформальных общественных организаций и сообществ, осуществляющих культурно-историческую просветительскую деятельность и действующих в правовом поле государства.
Одним из важнейших факторов возникновения и развития культурно-исторического просветительства в образовательном пространстве является массовое осознание участниками про-
цесса создания/потребления продуктов просветительской деятельности социальной значимости сохранения уникальности культурно-исторических ценностей, которые нуждаются в защите и развитии. Данную задачу можно рассматривать и в контексте создания условий для обеспечения национальной безопасности посредством развития механизмов укрепления жизнеспособности российского общества и государства. [7]
Для российского культурно-исторического просветительства характерными свойствами являются настойчивые поиски условий гармоничного существования и взаимодействия личности и общества, отстаивание идеи сильного государства, способного сохранять внутриполитическую аутентичность страны, эффективно отстаивая свои интересы в геополитическом международном пространстве. Тем не менее, культурно-историческая просветительская роль традиционно закреплена в сознании общества за образовательными институтами, поэтому именно образовательная среда служит средством реализации государственной культурной политики.
В контексте изучения возможностей конструирования сознательного общества посредством технологий государственной культурной политики, молодежной политики, в рамках стратегии национальной безопасности целесообразно использовать разработанный в русле политологической инноватики потенциал образовательного пространства и возможности педагогического инструментария как части социально-гуманитарной инноватики, описывающей технологии аккумулирования мощного защитно-охранительного потенциала культуры России в практике общественного строительства и укрепления жизнеспособности государства. [5]
Однако, в условиях XXI века категория просветительства понимается как общественное благо, включающее в себя познавательный процесс и все чаще перестает носить линейный характер, изменяется и представление о распространении знания, скорости и масштабности, целевой аудитории. Отсюда, наряду с педагогами возникает категория и профессиональных культурных деятелей так же осуществляющих реализацию основных принципов просвещения, - менеджеры и маркетологи.
Именно они в условиях современной действительности занимаются изучением социальной среды и разработкой механизмов распространения знания для широкой аудитории, используют визуальные и аудиальные средства воздействия на массовое сознание и предлагают такие формы реализации просвещения, которые позволяют людям активно включаться в процесс просветительской деятельности в различных сферах культуры. Массовое общество выступает активным потребителем просвещения: создаются видеоблоги, сайты, группы, транслирующие информацию утилитарного назначения (лайфхаки, «сделай сам», кулинарный видеоблог и проч.). В этой связи происходит не только снижение эффективности воздействия культурно-исторического просветительства на массовое сознание путем реализации целенаправленной педагогической деятельности в образовательной среде, но и происходит подмена истинных культурных ценностей, а отсюда и «растворение» исторического самосознания общества. Между тем, процесс культурно-исторического просветительства должен быть нацелен на перспективы будущего развития, тесно связанный с истинными гуманистическими ценностями и социально-гуманитарными перспективами общества, для чего и необходимо использовать механизмы сферы образования и просвещения.
Исходя из вышесказанного, становится актуальным вопрос о создании эффективных технологий духовно-нравственного развития молодежи средствами медиапросветительской деятельности в образовательной среде, так как виртуально-нравственная свобода, проявляющаяся в гибкости восприятия и общения, требует соответствующего культурно-экологического настроя при использовании многообразных медиа, направленных на преодоление разнообразных форм медиазависимости.
Преподавание основ аудиовизуальной культуры может стать базой для выработки у детей и подростков новых форм познания, развития и совершенствования мышления, коррекции эстетического восприятия, реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром, ценностного и профессионального ориентирования. Поэтому, одним из возможных направлений развития культурно-исторического просветительства в образовательной среде может выступать создание и развитие отношений с профессиональными сообществами и
командами в профессиональных и социальных сетях, чья деятельность осуществляется в рамках просвещения.
Такие отношения зарождают новые уникальные педагогические практики, к которым можно отнести сетевые виртуальные просветительские музеи. Их можно рассматривать как продукт интеграции культурно-образовательной и просветительской деятельности музеев и как итог развития социальной и просветительской деятельности в Интернет-сетях. Кроме того, активное использование новых педагогических практик в просветительской работе с использованием сети Интернет, способствует развитию конструктивного практического взаимодействия между властными структурами, общественными и иными организациями, профилактике молодежного правового нигилизма и национальных конфликтов, укрепление национальной идентичности. Именно в такой форме молодежь наиболее активно вступает в открытый диалог по волнующим вопросам, выражает свое мнение во время дискуссий и политических дебатов. [6]
С уверенностью можно сказать что, если дальнейшее развитие эстетического и творческого потенциала детей и молодежи будет происходить благодаря активному постижению средств медиакультуры и новых информационных технологий при условии сопровождения со стороны образовательных учреждений и регулирования со стороны государства, то появится новый эффективный инструмент культурно-исторического просветительства, особенно актуальный в современных условиях глобализации, натиска массовой культуры и развитии коммуникаций.
Механизмами реализации данной модели культурно-исторического просветительства могут служить:
- разработка диверсифицированных образовательных маршрутов в пространстве неформального образовательного сектора;
- разработка содержания и технологий просвещения и неформального образования взрослых в условиях разновозрастного сетевого сообщества;
- активизация процессов развития различных видов сетевых сообществ;
- создание новых условий для развития личности в сетевом разновозрастном сообществе;
- включение продуктов сетевого пространства и социальных сетей в образовательные программы.
Рассматривая особенности направлений развития и трансформации традиционных форм культурно-исторического просветительства в образовательной среде, необходимо отметить, что причиной изменений просветительской парадигмы являются изменение социокультурной ситуации в стране и социокультурных потребностей человека; признание в сфере просветительства принципа творчества как способа восприятия реальности; распространение новых информационных технологий. Это вызывает новые социальные запросы, динамику качества особенностей субъектов просветительской деятельности (музеи, театры, иные культурно-просветительские учреждения, библиотеки, парки культуры и отдыха, киностудии, издательства, СМИ и т. д.), меняющих свою миссию и задачи, в соответствии со становлением новых субъектов, реализующих просветительские практики.
Следует отметить, что особую позицию в осуществлении культурно-исторического просветительства занимают различные фонды - благотворительные, грантовые, просветительские, которые работают с разными категориями получателей материальной и информационной поддержки. Так, например, все чаще предлагаются для молодежи специальные конкурсы проектов, в том числе гранты для молодых ученых, молодежных групп, студентов и молодых преподавателей. Здесь можно отметить также поддержку целевых тематических конкурсов, конференций. Большое количество участников включается в исторические проекты, программы, направленные на формирование достоверной картины истории России.
Одним из направлений культурно-исторического просветительства является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, в котором в соответствии с Основами государственной культурной политики выделяются следующие задачи: укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, укрепление гражданской идентичности, сохранение исторического и культурного наследия и его использования для
воспитания и образования. Значимая роль в реализации задач гражданско-патриотического воспитания принадлежит институтам социализации подрастающего поколения: школе, высшим учебным заведениям и семье. [2]
Эффективная организация реализации просветительской деятельности в образовательной среде является мощнейшим транслятором культурно-исторических и духовных ценностей, во всем многообразии ее форм (тематические лекции; круглые столы; культурно-просветительские мероприятия и фестивальные конкурсные программы; организация творческих кружков; разработка культуро-исторических программ, нацеленных на реальный образовательный процесс) стимулирует навыки самостоятельной просветительской работы детей и молодежи, формирует творческий потенциал субъекта, способствует самореализации личности в условиях современного социокультурного пространства.
В педагогическом аспекте формирования просветительства образовательной среды важная роль отводится педагогу, который структурирует, моделирует и проектирует просветительскую деятельность, реализуя ее функции в рамках осуществления образовательного процесса. Именно поэтому, сам преподаватель в первую очередь, должен обладать высокой профессиональной культурой. [3]
В настоящее время открываются безграничные возможности для всестороннего исследования тенденций культурно-исторического просветительства как социально-педагогического феномена, что является одним из способов выделения и обобщения позитивных практик и традиций образовательного пространства и педагогики в целом, тем самым открывая новые направления благоприятного развития просветительской деятельности.
Анализ развития генезиса культурно-исторического просветительства образовательной среды дает основание для выделения основных социально-педагогических аспектов феномена просветительства:
1. Просветительство как социально-педагогическое явление имеет в истории образования достаточно прочно укоренившуюся основу и слаженную систему. Этот феномен имеет ярко выраженное высоконравственное содержание и связан в общественном сознании с такими моральными и интеллектуальными качествами как гуманизм, стремление к познанию, самопожертвование, бескорыстие, доброта, мужество и др.
2. Культурно-историческое просветительство представляет собой социально значимую позитивную деятельность, осуществляемую в интересах общества и государства. Просветительская деятельность подразумевает такие значительные, активные действия в интересах просвещения людей, которые оказывают существенное воздействие на их деятельность, способствуют позитивному преобразованию общества и, в том числе, способствуют поступательному развитию образовательного пространства.
3. Культурно-историческое просветительство обеспечивает включенность детей и подростков в различные виды творческой деятельности, формируя тем самым компетенции, соответствующие требованиям современного общества и ценностно-мотивационной схеме формирования личности.
4. Максимальная адаптация образовательного пространства для организации полноценной и всесторонней деятельности каждого отдельного обучаемого и всего коллектива формирует открытость и толерантность участников взаимодействия по отношению друг к другу в процессе культурно-исторического просветительства.
5. Культурно-историческое просветительство способствует формированию критического отношения к состоянию современного общества и осознанию необходимости распространения знаний, утверждению общечеловеческих идеалов, стремлению обобщить и творчески использовать во благо общества опыт различных культурных источников.
Таким образом, уточнение педагогической сущности и оригинального содержание культурно-исторического просветительства характеризуется востребованностью со стороны государства и социума. Движение к осмыслению идеи просветительства предполагает формирование осознанной субъектной позиции участников культурно-просветительской деятельности. В
данном контексте просветительство рассматривается как ресурс развития образовательного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1.Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. -URL:http://staüc.govemmentru/media/ffles/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной поли-
тики» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172706/ (дата обращения: 21.04.2021).
3. Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагоги-
ческого образования в научной школе В.А. Сластёнина // Известия Российской академии образования. 2000. -№ 3. - С. 45-58.
4. Хилько, Н. Ф. Основы социально-культурной медиаэкологии. Омск, 2009. 185 с. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация. М.: МГУКИ, - 2002. - 125 с.
5. Голобородько А.Ю. «Культурно-просветительский «текст» в дискурсе социальных коммуникаций современной
России: факторы формирования и технологии внедрения» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskiy-tekst-v-diskurse-sotsialnyh-kommunikatsiy-sovremennoy-rossii-faktory-formirovaniya-i-tehnologii-vnedreniya (дата обращения 18.04.2021)
6. Голобородько, А.Ю., Стеценко, И.А., Коженко, Я.В. «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: стра-
тегический базис и технологическая платформа (на примере таганрогского института имени а.п.чехова (филиал) фгбоу во «ргэу (ринх)»)» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/artide/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-strategicheskiy-bazis-i-tehnologicheskaya-platforma-na-primere-taganrogskogo (дата обращения 19.04.2021) .
7. Стеценко, В.В. «Культурно-историческое просветительство в контексте государственной культурной политики:
технологии формирования и трансляции» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskoe-prosvetitelstvo-v-kontekste-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-tehnologii-formirovaniya-i-translyatsii (дата обращения 19.04.2021).