Научная статья на тему 'Культурно-просветительский «Текст» в дискурсе социальных коммуникаций современной России: факторы формирования и технологии внедрения'

Культурно-просветительский «Текст» в дискурсе социальных коммуникаций современной России: факторы формирования и технологии внедрения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / CULTURAL SECURITY / STATE CULTURAL POLICY / NATIONAL SECURITY / CULTURAL ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич

В статье представлено описание ряда компонентов когнитивно-методологического конструкта, позиционируемого в формате инструментария государственной культурной политики как фактора укрепления культурной безопасности в системе национальной безопасности современной России. Конструкт репрезентирует возможности аккумулирования культурно-просветительского контента в практике общественного строительства и укрепления жизнеспособности Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational “text” in discourse of public communications in the modern Russia: formation factor and implementation technology

The article deals with the description of some parts of cognitive and methodological construct. In the context of state culture policy tools it is described as factor of cultural security strengthening in the system of national security in the modern Russia. The construct presents the possibility to accumulate cultural and educational content in social building and strengthening of the state sustainability in Russia.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительский «Текст» в дискурсе социальных коммуникаций современной России: факторы формирования и технологии внедрения»

А.Ю. Голобородько

кандидат филологических наук, доцент

Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)*

Культурно-просветительский «текст» в дискурсе социальных коммуникаций современной России: факторы формирования и технологии внедрения

В нынешних условиях развития мирового сообщества мы становимся свидетелями того, что процесс глобализации происходит в условиях явно нарушенного динамического баланса между технологическим и нравственным потенциалом человеческой деятельности. Как вынужден признать известный экономист-либерал Ж. Аттали, «эра господства экономики породила тотально однородный мир, "эру денег" как всеобщего эквивалента, не знающего различий высшего и низшего, морального и аморального»1. Мировое сообщество находится в состоянии системного кризиса, которое характеризуется чередой кризисных ситуаций: экологической, демографической, ресурсно-потребительской, ценностной и др.

Политика в современном «глобализационном обличье» явно эгоистична и слишком часто, причем безнаказанно, пренебрегает простыми нормами нравственности и справедливости. Её можно назвать «царством прав без обязанностей», когда господствуют право сильного, экономический шантаж и политический диктат2. Поэтому мы наблюдаем ситуацию, когда политика все чаще «бежит» от морали: именно мораль призвана обеспечить стеснение «свободу маневров», мораль вся соткана из ограничений и запретов, которые как раз и оберегают человечество от вырождения, а политику и её акторов - от цинизма и бесчеловечности.

В этих условиях в кругу как отечественных, так и зарубежных ученых все более активно артикулируется точка зрения, в соответствии с которой культура становится ключевым фактором развития государств, городов и территорий, поскольку обладает потенциалом, который по долговременности и значимости преобладает над потенциалом экономических предпосылок.

По мнению болгарского ученого А. Панчева, современное общество нуждается в созидательном и скрепляющем факторе в виде культу-

* Голобородько Андрей Юрьевич, e-mail: goloborodko2009@mail.ru

1 Россия должна быть нашим союзником [Электронный ресурс] // L'Express. URL: http://yug.svpressa.ru/politic/article/112633/. (дата обращения: 22.06.2015).

2 Толстых В.И. Диалог культур в современную эпоху // Диалог культур в условиях глобализации : материалы Бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева / под общ. ред. Н.М. Мамедо-ва, А.Н. Чумакова; отв. ред. А.А. Гезалов, И.Р. Мамед-заде. М., 2012. С. 34.

ры, поддерживать и развивать который можно посредством политической организации в виде государства1. Сходную мысль высказывает профессор С.Г. Кара-Мурза, отмечающий, что современная наука рассматривает общество как сложную систему, которую надо конструировать и создавать, воспроизводить и обновлять. Общество находится в процессе непрерывного развития, и функция государства - сохранить общество (обеспечить его воспроизводство), а если в ходе какой-то катастрофы оно утратило целостность, как можно быстрее его снова «собрать» на обновленной и прочной матрице2.

Актуальной в настоящее время становится точка зрения, на основе которой обосновывается необходимость поиска адекватного инструментария оптимизации возможностей «сбалансировать экономическое и со-

о

циально-культурное измерение бытия человека»3; иными словами, речь идет о целесообразности поиска ресурсов, выходящих за рамки только экономических (количественных) показателей развития, - ресурсов качественного, культурного порядка.

Человек XXI в. оказался погруженным в бездну хаоса, неоднозначности, неопределенности пути и перспектив будущего развития, в ситуацию жизни «одним днем»; в социальном времени образуются провалы -стирается коллективная память, изменения социальных структур резко ускоряются и становятся труднопредсказуемыми; жизненный путь личности вырван из «цепи времен» и почти не связан с преемственностью поколений - человеческие сообщества становятся краткоживущими, а

-4

социальная структура - размытой4.

Очевидными подтверждениями обозначенных тенденций в условиях развития российского общества последних трех десятилетий можно, наш взгляд, назвать феномены культурной травмы, контркультуры, культурной десуверенизации5.

Устойчивость общественного развития, особенно в периоды перемен, достижима лишь при включении в его стратегии факторов культуры. Широко известно, что культура существенным образом влияет на состояние национальной безопасности. Ведь именно культурные универсалии являются устойчивыми детерминантами общественного сознания. Система ценностно-смысловых оснований и нравственных норм

1 Панчев А. Культура и нация // Диалог культур в условиях глобализации : материалы Бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева / под общ. ред. Н.М. Мамедова, А.Н. Чумакова; отв. ред. А.А. Гезалов, И.Р. Мамед-заде. М., 2012. С. 301.

2 Кара-Мурза С. Дезинтеграция и консолидация общества [Электронный ресурс] // Сайт Центра исследования кризисного общества. 28 мая 2015. URL: http://centero.ru/chair/dezintegratsiya-i-konsolidatsiya-obshchestva (дата обращения: 22.06.2015).

3 Дискин И.Е. Прорыв. Как нам модернизировать Россию. М., 2008. 319 с.

4 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Кара-Мурза С.Г., Деева М.В., Сафонова Ю.А. Постиндустриализм. Опыт критического анализа. М., 2012. С. 27-28.

5 Багдасарян В.Э. Культурное просветительство в системе национальной безопасности России [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnsr.ru/press-tsentr/analiticheskie-materialy/kulturnoe-prosvetitelstvo-v-sisteme-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii/ (дата обращения: 25.05.2015).

определяет поведение отдельных индивидов и групп населения в современном обществе1.

В контексте изучения возможностей конструирования общества посредством технологий государственной политики нами используется разработанный в русле политологической инноватики нового поколения как части социально-гуманитарной инноватики (призванной быть по своей природе инструментом погружения в суть вещей, а не догматизато-ром и интерпретатором внедренных теорий) когнитивно-методологический конструкт, описывающий технологии аккумулирования мощного защитно-охранительного потенциала культуры России в практике общественного строительства и укрепления жизнеспособности государства.

«Фоном» для разработки исследовательского конструкта выступают «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»2 и подписанный в декабре 2014 г. Указ Президента РФ об

о

«Основах государственной культурной политики»3; в ходе нашего исследования в контексте этих документов выявляются, в частности, тенденции нового понимания культуры как фундамента государственности, фактора национальной безопасности, ресурса социально-культурного развития, предпосылки экономического роста.

В состав разрабатываемого нами инструментария государственной культурной политики как фактора укрепления жизнеспособности общества и государства входит описание технологий, предусматривающих «работу с умами людей», с человеческим сознанием, понимаемым нами как «совокупность текстов, построенных в различных познавательных

11 и 4

контурах, которые пронизаны смыслом»4.

Солидаризируясь с мнением одного из идеологов информационной революции М. Маклюэна, отмечавшего, «...чтобы быть эффективным в современном мире информации, необходимо активизировать в сознании людей систему национальных культурных приоритетов и адаптировать культурные традиции к новым средствам коммуникаций»5, нами рассматриваются механизмы культурного просветительства, содержательное наполнение которых обеспечивается концептуализацией ценностей как фактором культурной безопасности и условием культурного строительства.

Культурное просветительство как фактор обеспечения культурной безопасности в системе механизмов государственной культурной поли-

1 Колин К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://www.astanaforum.kz/2010/ (дата обращения: 22.06.2015).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. URL: http://агсhive.kremlin.ru/2009/05/13/ (дата обращения: 20.05.2013).

3 Основы государственной культурной политики : утв. 24 декабря 2014 г. Указом Президента РФ В.В. Путина № 808.

4 Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара, 2000. 336 с.

5 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. С. 394.

тики в рамках нашего конструкта репрезентирует инструментарий взаимодействия общества и государства по внедрению культурно-просветительского контента в «текст» современного дискурса социальных коммуникаций.

Полагаем, релевантным в аспекте инструментального сопровождения среды культурного просветительства как предпосылки укрепления культурной безопасности является рассмотрение современного лингво-культурного пространства, описываемого нами, в частности, в контексте включения культурно-ценностного ядра в актуальный педагогический дискурс как один из важнейших каналов взаимодействия личности, общества и государства; при этом представим описание ряда технологий, апробированных на площадке Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ).

Коллективом Таганрогского института имени А.П. Чехова (ранее Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова) накоплен богатый опыт в области реализации различных направлений культурно-просветительской деятельности, в частности, политики ценности «семьи» - семейного просвещения - в молодежной студенческой среде.

л

На основе1 определены стратегические направления политики семейного просвещения, ориентированной как во «внутреннее пространство» - образовательную среду института, так и предусматривающей необходимость активного взаимодействия с образовательным сообществом города и региона.

Направление 1. Активное внедрение в образовательный контент учебных дисциплин, освещающих вопросы семейно-охранительных ценностей, семейного воспитания, семейного просвещения; в частности, в ходе реализации образовательных программ по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» научно-педагогическими работниками института разработаны следующие курсы:

- социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях;

- методика диагностики психологического здоровья семьи учащегося;

- техники первичных бесед специалиста с трудными подростками и их семьями;

- психология социальной работы с семьей;

- психология семейного воспитания;

- семейное психологическое консультирование.

Применительно к предмету рассмотрения представляется целесообразным отметить, что в рамках организации образовательной деятельности особое внимание уделяется созданию условий для позицио-

Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» : утв. 28 мая 2014 г., № 3241п-П8.

нирования семейных ценностей в практике конструирования познавательного пространства; иными словами, педагогический дискурс:

а) «насыщается» лингвокультурными концептами, транслирующими се-мейно-охранительные ценности; б) способствует развитию когнитивно-познавательной среды, в которой эти ценности активно формируются.

л

Известно, что цель педагогического дискурса1 - социализация члена общества (объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация его (человека/члена общества) деятельности в плане приобщения к ценностям и видам поведения, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов); специфика ценностей педагогического дискурса состоит в том, что он является основой для формирования мировоззрения члена общества, поэтому включает в себя континуум доминирующих в культуре моральных и нравственных установок.

С точки зрения моделирования образовательной среды с учетом ориентира на включение в нее семейно-ориентированного контента коллективом института активно используется инструментарий познавательно-развивающей парадигмы в построении образовательного процесса, описание которой предложено профессором Г.И. Герасимовым2; в содержательном плане познавательно-развивающая парадигма организации образовательного процесса призвана обеспечить переход от наиболее распространенного в нынешней педагогической реальности подхода, в котором в качестве образовательного идеала выступает «человек знающий» к социокультурному по своей сущности типу, восходящему к идеалу в виде человека «знающего, способного, деятельного, культуро-творящего». Ведь известно, что среди сущностных и атрибутивных признаков создаваемого на познавательно-развивающей платформе образования выделяются, в частности: а) рождение субъектности личности;

б) целенаправленная деятельность по самоизменению, самостановлению, саморазвитию; в) взаимосвязь социализации и индивидуализации личности в контексте предпосылки самоопределения и самоосуществления как качественных характеристик личности.

Направление 2. Не нуждается в дополнительной аргументации тезис о том, что современная ситуация в образовательно-воспитательной сфере требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогической поддержки семьи, построения на основе интеграции традиций и инноваций, содержательной платформы отношений между родительским сообществом и образовательными организациями.

В этом контексте был разработан информационно-просветительский продукт, предусматривающий активную кооперацию с субъектами образовательного пространства региона (прежде всего, му-

1

Карасик В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности : сб. обзоров / РАН, ИНИОН. Центр гуман. науч.-информ. исслед. М., 2000. С. 57.

2 Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. № 4. С. 117-134.

ниципальных образований, расположенных на юго-западе Ростовской области) и включающий, в частности:

- организацию всеобуча родителей (проведение лекториев, лекций-диалогов, тренингов, круглых столов, ролевых игр, психологических игр, собраний-диспутов, семейных гостиных, семинаров, педагогических практикумов, тренингов для родителей и др.);

- разработку и реализацию программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Психолого-педагогическая подготовка педагога к работе с современной семьей и организации всеобуча родителей» (тематическая «палитра» - история семейной педагогики; современная семья: особенности, типы; проектирование и планирование работы с родителями; формы работы школы с родителями; юридические и законодательные аспекты работы с родителями и др.).

Направление 3. Развитие событийно-просветительской деятельности. Институт становится площадкой проведения семейно-ориентированных просветительских форумов.

В частности, в августе 2015 г. проведена Всероссийская молодежная школа общественного действия «Историческое, культурное и семейное просвещение», организованная совместно с Центром национальной славы России и Фондом Андрея Первозванного и собравшая в Таганроге более 70 участников из 24 регионов Российской Федерации (авторы инициативных проектов в области социального служения, представители органов исполнительной власти, общественных институтов, студенческая молодежь). В рамках форума состоялись содержательные дискуссии по широкому кругу вопросов культурно-просветительской деятельности, в частности: «Просветительская палитра: новые идеи в сфере семейного, исторического и культурного просвещения», «Актуальные принципы и практики духовно-культурного и семейного просвещения современной молодежи» и др.

Перед каждым государством на определенном этапе социально-политического и экономического развития встают вопросы выбора приоритетов развития. Однако в последние десятилетия в иерархии таких приоритетов в России культура занимает далеко не первые позиции. Предложенная политиками последовательность решения экономических и социальных задач, отношение к проблемам культуры как второстепенным - не что иное, как развитие по линейному сценарию. Управление же сверхсложными системами, основанное на этих принципах, является источником кризисных ситуаций: рыночные механизмы в экономике - это еще не гарантия свободного социокультурного развития. Разного рода упрощения, игнорирование принципа нелинейного развития не соответствуют принципам системного взаимодействия и взаимозависимости всех элементов антропосоциокультурной системы. Только в единстве всех ее составляющих - человека, общества и культуры - возможно достижение социокультурной целостности.

Как показывает практика, выстраивание иерархии приоритетов по старым, основанным лишь на количественной «матрице эффективности» канонам рано или поздно приведет к новому системному кризису, главным инициатором и действующим лицом которого станет на этот раз не экономика и не политика, а культура, её символический капитал и продуцируемые ею ценности1.

Считаем, в нынешних условиях развития российской государственности тренды на сохранение национальных ценностных традиций (= культурная безопасность) и обеспечение экономического динамизма (= экономическая безопасность) являются взаимообусловленными и взаимозависимыми, способствуя укреплению национальной безопасности современной России посредством мощного защитно-охранительного потенциала культуры, оптимизирующего возможности продуктивного партнерства личности, общества и государства в защите национальных интересов.

Знание и информация - главные характеристики современной эпохи развития человечества, отличительной чертой которой является то, что «преуспевают сегодня те, кто формулирует повестку дня, выявляет новые проблемы и предлагает уникальные технологии для их реше-

ния»2.

На наш взгляд, важнейшей технологией преодоления кризисных (многомерных по своей природе) явлений в России является именно социально-культурная платформа, эксплицируемая, в частности, представляемым нами инструментарием государственной культурной политики, активное использование которого способно обеспечить опору на «незыблемые основания, производные от национального уклада, традиций и идеалов народа при решении задачи укрепления устойчивости

о

Российского государства»3.

Как отмечает в своей недавней статье В. Костиков, «...вызовы, с которыми столкнулась Россия в XXI в., выставляют новые требования не только перед элитой и властью, но и перед народом; в политике народного просвещения, в практике взаимодействия власти и населения нужны рациональные, лишенные мифов подходы»4; думается, одним из них может и должен стать инструментарий культурно-просветительской деятельности как элемент государственной культурной политики и технология «насыщения» культурными основаниями различных дискурсов социальных коммуникаций.

1

Астафьева О.Н. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/ (дата обращения: 22.03.2015).

2 Черный В.В., Цыкало А.В. Глобализация демократии: интеллектуальная революция «информационного общества» и «темная материя» глобальных финансов // Диалог культур в условиях глобализации : материалы Бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева / под общ. ред. Н.М. Мамедова, А.Н. Чумакова; отв. ред. А.А. Гезалов, И.Р. Мамед-заде. М., 2012. С. 389.

3 Акопов П. Шо, опять? // Культура. 2015. № 19. 5-18 июня.

4 Костиков В. Русский перепляс // Аргументы и факты. 2015. № 43. 21-27 окт.

Голобородько А.Ю. Культурно-просветительский «текст» в дискурсе социальных коммуникаций современной России: факторы формирования и технологии внедрения. В статье представлено описание ряда компонентов когнитивно-методологического конструкта, позиционируемого в формате инструментария государственной культурной политики как фактора укрепления культурной безопасности в системе национальной безопасности современной России. Конструкт репрезентирует возможности аккумулирования культурно-просветительского контента в практике общественного строительства и укрепления жизнеспособности Российского государства.

Ключевые слова: культурная безопасность, государственная культурная политика, национальная безопасность, культурное просветительство.

Goloborodko A.Y. Cultural and educational "text" in discourse of public communications in the modern Russia: formation factor and implementation technology. The article deals with the description of some parts of cognitive and methodological construct. In the context of state culture policy tools it is described as factor of cultural security strengthening in the system of national security in the modern Russia. The construct presents the possibility to accumulate cultural and educational content in social building and strengthening of the state sustainability in Russia.

Key words: cultural security, state cultural policy, national security, cultural enlightenment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.