Процедура истребления больных в разных местах области была схожа. В определенный день в больницу прибывала некая комиссия для осуществления осмотра душевнобольных. Заместитель главврача Ростовской психиатрической больницы вспоминает, каким образом было представлено уничтожение душевнобольных: «Действительно, на следующий день пришла комиссия, состоявшая из нескольких фашистов, среди которых я заметила двух врачей: одного, как мне сказали, «главврача» и другого, молодого, которого я раньше видела в фельдкомендатуре.
«Главврач» беседовал в отделениях с больными, довольно фамильярно хлопал их по плечу. Он хорошо владел русским языком, хотя и сильно акцентировал. «Главврач» дал мне распоряжение безотказно принимать всех больных, так как в связи с их неправильным поведением больные могут быть расстреляны на улице. Кроме того, он приказал мне составить список больных, за которыми обещал заехать на следующий день». [21].
За время оккупации в Ростовской области все лица, находящиеся на лечении в психиатрических клиниках, были убиты (уморены голодом, расстреляны или удушены).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что на временно захваченной территории Ростовской области были подвергнуты преследованию и уничтожению почти все категории жертв холокоста.
Даже несмотря на то, что доля евреев среди населения области составляла до войны всего 1,1%, среди погибших мирных жителей области в 1941 - 1943 гг., число которых по современным данным составляет 46 тысяч человек, евреи составляют не менее 38,5 - 40 тыс. или около 85% от общих смертей.
Холокост на территории Ростовской области сложно сравнить с любым другим, так как отличительной чертой этого явления именно в данном регионе стало уничтожения мирного населения открыто, прямо на улицах. В Западной Европе такого не было. В Европе евреев отправляли в концлагеря, сгоняли в гетте, но убийств на улицах не было. На донской земле истребление мирных граждан проводилось более зверски, даже чем в Ставрополье. Можно предположить, что это связано с немецкими планами создать на территории Ростовской области фашистскую колонию, и проживающее на этой территории местное население рассматривалось исключительно в роли рабов, которых постепенно уничтожат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева, В.А. Тема «Холокоста» в вузовском образовательном и научно-исследовательском пространстве (на примере Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) ) // Историческая память о Великой Отечественной войне как фактор сохранения мира и цивилизации. Сборник статей по материалам Международной научной конференции. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. - С. 41- 44.
2. Беликов, Г. А. Оккупация. Ставрополь : август 1942 - январь 1943 / Г. А. Беликов. - Ставрополь : Фонд дух. просвещ., 1998. - 152 с.
3. Борокова, Е.А. Документы обвиняют /Е.А. Борокова. — В кн.: Информационный (военно-исторический) сборник № 22. — Ростов-на-Дону: 1963. - 250с.
4. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 2. Л. 2.
5. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 2. Л. Зоб.
6. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 30. Л. 48-54;
7. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 444. Л. 32-33;
8. ГАРО. Ф.Р. 3613.0П. 1.Д. 6Л. 1.
9. ГАРФ. Ф.Р. 7021. ОП. 40. Д. 11. ЛЛ. 3, 4, 55.
10. Гонтмахер, М.А. Евреи на донской земле : История. Факты. Биографии /М.А. Гонтмахер. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2007. - 857с.
11. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 2. Л. 1-7; Д. 6. Л. 1-3; Д. 30. Л. 7-11;
12. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг /Альтман И.. - М: Фонд «Ковчег», 2002. - 543с.
13. Книга памяти: Павшим в Великой Отечественной войне /А.И. Бедрик, Ф.Ф. Баев, Н.Ф. Беляев, П.И.Гаврилко, Е.А. Котляров, Г.Г. Мартиросова, В.И. Скобцев, Н.В. Шихалева, Н.Т. Шишкин. - Том XIII. - Ростов-на-Дону: Рост. ун-т, 1996. - 480с.
14. Мовшович, Е.В. Холокост в Ростовской области: уничтожение евреев на Нижнем Дону и в Восточном Приазовье /Е.В. Мовшович. -Ростов-на-Дону: Донской временник, 2003. - С. 81-85
15. Таганрог. Огненные годы /ред. П.В. Чеснокова, сост. В.М. Жуков. — Таганрог: Таганрогский гор.совет ветеранов войны и труда, 1994. - 250с.
16. ЦДНИРО. Ф. 1884. ОП. 1. Д. 8. Л. 85, 85об, 86.
17. ЦДНИРО. Ф. 1886. ОП. 1. Д. 6. Л. 114.
18. ЦДНИРО. Ф. 1886. ОП. 1. Д. 6. Л. 144.
19. ЦДНИРО. Ф. 1886. ОП. 1. Д. 9. Л. 63-68.
20. ЦДНИРО. Ф.Р. 1886. ОП. 1. Д. 22. Л. 7-9.
21. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 1886. 0П.1. Д. 9. Л. 106-112.
22. Черная книга /В. Гроссман, И. Эренбург. - М: АСТ, 2014. — 768с.
С. В. Кичигина, С. С. Камышанская
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Аннотация. В статье рассматривается влияние культурно исторического просветительства на формирование высоконравственной социокультурной среды для подрастающего поколения, в рамках действующей системы обучения, в соответствии с потребностями общества и взаимосвязью с другими сферами жизнедеятельности человека и государства в целом.
Ключевые слова: культурно историческое просветительство, стратегия воспитания, история русского просветительства, культурное наследие, национальная безопасность, просветительство на уроках истории
S. V. Kichigina, S. S. Kamyshanskaya
THE VALUE OF CULTURAL-HISTORICAL ENLIGHTENMENT IN THE PROCESS OF EDUCATION AND TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN HISTORY LESSONS
Abstract. The article discusses the impact of cultural and historical enlightenment on the formation of a highly moral sociocultural environment for the younger generation, within the framework of the existing educational system, in accordance with the needs of society and the relationship with other spheres of human life and the state as a whole.
Key words: cultural and historical enlightenment, education strategy, history of Russian enlightenment, cultural heritage, national security, enlightenment in history lessons
В наши дни, современный человек живет в условиях непрерывно меняющего общества, нескончаемого потока поступающей различного рода информации, «подмены» коллективной памяти, в эпоху процессов глобализации и «стирания границ», изменения структуры общества, в реалиях нарастающего объема межличностных и межгрупповых отношений, неопределенности перспектив будущего развития. И стоит отметить, что на сегодняшний день, данные тенденции только продолжают набирать обороты. В этой связи, крайне важно сохранять общественную ментальность, вырабатывать лояльное восприятие фактов, адекватную оценку и соотношение событий прошлого и настоящего, формировать самосознание соответствующие действительности для каждого гражданина нашей страны.
Одной из составных частей столь важных социальных проблем является процесс культурно исторического просветительства общества, так как именно в рамках изучения истории мира и региона, древних времен и современности, зарубежных государств и отечественной истории, происходит передача накопленного опыта, сохранение культурного наследия и социально значимых ценностей. На сегодняшний день культурное наследие представляет крайне значимую социально историческую ценность и потому нуждается в защите. Культурно историческое наследие подвергается новым по своему типу и масштабу угрозам, таким как: демонстративное полное уничтожение шедевров мировой цивилизации экстремистами, незаконная продажа экспонатов в целях финансирования терроризма, непредсказуемые природные катаклизмы. Эти факторы вынуждают мировое сообщество задуматься о создании нового, более оперативного и эффективного комплекса мер обеспечения охраны культурных ценностей в кризисной экологической и геополитической ситуации.
Так же, стоит обратить внимание на тот факт, что история и культура имеют ярко выраженную взаимосвязь. Так, культура является средством воздействия на историческое сознание, которая через кино, телевидение, театр, скульптуру, живопись, музеи, книги формирует картину прошлого. Поэтому сохранение мирового и национального наследия как следствие предполагает и сохранение истории. В этом аспекте вопрос культурно исторического просветительства непосредственно связан с вопросами реализации государственной культурной политики и национальной безопасности.
Современному обществу нужен созидательный и скрепляющий фактор в виде культуры, поддерживать и развивать который можно только посредством политической организации в виде государства. В настоящий момент, перед российским государством стоит задача разработки модели государственной культурной политики, направленной на консолидацию интересов общества и его членов, соответствующей запросам и потребностям всех социальных слоев и групп. Создание условий для реализации духовно-нравственного и культурного потенциала каждой личности и общества в целом. [11]
Признавая значимость культурно исторического аспекта в формировании и регулировании жизни общества посредством технологий государственной культурной политики, необходимо использовать возможности аккумулирования мощного защитно-охранительного потенциала культурно исторического просветительства России в практике социального строительства и укрепления жизнеспособности государства. Культурно историческое просветительство так же можно рассматривать, как фактор обеспечения культурной безопасности в системе механизмов государственной культурной политики, так как до последнего времени культурно историческое наследие рассматривается преимущественно как объект национальной безопасности. Национальная безопасность - это не только укрепление обороноспособности страны и обеспечение эффективности организаций и структур, охраняющих государственные и общественные интересы. Национальная безопасность, в первую очередь, связывается с состоянием защищенности личности, общества и государства от разнообразных угроз и опасностей внутреннего и внешнего характера в различных сферах жизнедеятельности. [3]
Как считает А. Ю. Голобородько, современное общество отличается особым усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия, отходом от господствующих в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации. В подобных обстоятельствах формируется человек, обладающий критическим сознанием и стремлением к развитию своего творческого потенциала, свободный в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в стремлении к увеличению свободного времени, в практиках самопрезентации. [4].
Кроме того, Правительством РФ утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», основной целью которой является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. [10]
Согласно данной стратегии особое внимание уделяется воспитанию детей в системе образования, где основной задачей является эффективная реализация воспитательного компонента государственных стандартов образования. Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, позволяет полноценно использовать воспитательный потенциал учебных дисциплин в образовательных программах. Как считает Камышанская С. С. молодые люди подвергаются влиянию и воздействию внешних факторов больше, нежели какие-либо другие социальные группы. Окружающая действительность формирует в сознании молодежи представления о жизни, ценностные ориентиры и приоритеты. [6]
Необходимо отметить, что «главенствующая роль» в системе воспитания приходится на долю школьного образования, где одной из приоритетных задач является воспитание подрастающего поколения с учетом развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В этой связи культурно историческое просветительство является, прежде всего, инструментом реализации механизмов воспитания.
Принимая во внимание тот факт, что процесс воспитания и развития подрастающего поколения -первоочередная задача системы школьного образования, можно прийти к выводу, что непосредственно, культурно историческое просветительство - задача истории, как предметной области. Именно в школе будущие граждане страны встречаются с систематизированным, научным изложением всего полотна истории: от начала и до настоящего времени. В этой связи культурно историческое просвещение должно последовательно выстраиваться на основе совместной работы государства и профессиональных историков.
Здесь, важным социально-педагогическим аспектом, получившим в последнее время значительный общественный резонанс и внимание широкого круга лиц, профессионально занимающихся вопросами воспитания и обучения подрастающего поколения, является непосредственно сам феномен просветительства в образовательном процессе. Просветительство как социально-педагогическое явление имеет в истории образования достаточно прочно укоренившуюся основу. Этот феномен характеризуется ярко выраженным высоконравственным содержанием и связан в общественном сознании с такими моральными и интеллектуальными качествами, как гуманизм, стремление к познанию, самопожертвование, бескорыстие, доброта, мужество.
Исторический анализ показывает, что проблема культурно исторического просветительства в образовательной сфере была актуальна на протяжении нескольких столетий и остается актуальной по сей день. Выдающимися общественными деятелями и педагогами нашей страны накоплен обширный опыт в данном направлении развития образования. Сейчас, опираясь на положительные тенденции истории, одним из направлений деятельности выступает поиск новых путей для решения задач культурно исторического просветительства детей.
Предпосылки возникновения культурно исторического просветительства зародились еще в период реформ Петра I, которые совершили переворот в образовании, науке, культуре, досуговой деятельности. Тогда культурно историческим просветительством занимались выдающиеся деятели эпохи, такие как Ф. Прокопович, Ф. С. Салтыков, И. Т. Посошков, В. И. Татищев, А. Д. Кантемир. Тенденция к просветительству сохранилась на протяжении XVШ-XIX веков, создавались школы, открывались библиотеки, издавались книги. На основе идеологии русского просветительства получило развитие направление внешкольных форм просвещения, формировалась система образования в России.
Определяющую роль в развитии культурно исторического просветительства сыграли декабристы, идеи которых основывались на «борьбе с невежеством». К концу XIX столетия в России сложилась система внешкольного образования, целью которой являлось просветительство народных масс. Общественная потребность в культурно историческом просветительстве привела к расширению содержания школьного образования, которое включило в себя воспитательный аспект.
В виду событий начала XX века развитие культурно исторического просветительства осуществлялось в рамках «культурной революции» и была направлена на формирование социально-активного общества. Таким образом, в советский период культурно историческое просветительство определялось как система мероприятий содействующих коммунистическому воспитанию, подъему культурного уровня, развитию творчества, организации досуга. Новый виток развития просветительская деятельность получила в наши дни в системе образования, с включением в компетенции учителя культурно просветительского аспекта в воспитании детей.
По мнению В. Б. Помелова, просветительство имеет давние и славные традиции в истории российского образования. Эти традиции укреплялись и обогащались многими поколениями отечественных педагогов и служили важным катализатором развития педагогической науки и практики. [9]. Понятие «просветительства» в исторической науке можно рассматривать как процесс пропаганды и распространения национального культурного наследия. Идея русского просветительства с одной стороны, заключается в сохранении богатства национальных традиций, общественных норм и порядков, а с другой стороны, в формировании нового взгляда на культуру и на воспитание подрастающего поколения - образованного, обладающего широтой мировоззрения. Реализация данных идей ложится в основу культурно исторического просветительства на уроках истории в школе.
В последнее время, понимание истории, как науки значительно изменилось - ее объектами становятся сложные явления, обладающие системными свойствами, постоянно изменяющиеся и переходящие в процессе таких изменений в новое качество. Субъект - исследователь - не является объективным наблюдателем, он влияет на объект, в процессе научной деятельности, и это влияние следует учитывать.
Для реализации концептуального содержания, нацеленного на развитие личности обучающихся в образовательном процессе истории, педагогу важно знать особенности и закономерности развития современных детей, понимать, как функционирует их сознание, уметь определять их способности, потребности и потенциальные возможности, понимать, как готовить детей к жизни в информационном обществе, в постоянно меняющихся социокультурных условиях. В данном контексте историк-педагог выступает связующим звеном в реализации принципа адаптации накопленного культурно исторического опыта к современным условиям жизнедеятельности между государственно-социальными стандартами и индивидуально-личностными качествами и интересами детей. Другими словами, учитель истории, выполняя преподавательскую деятельность, выступает в роли педагога-просветителя для учащихся, в процессе чего и происходит культурно историческое воспитание подрастающего поколения.
В современной системе образования культурно-просветительская деятельность в контексте изучения истории в школе задает направление на воспитание культурных и семейных ценностей, просвещение и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для решения стратегических задач духовно -нравственной личности, благородного, великодушного человека, способствует педагогической культуре.
Необходимость культурно исторического просветительства на уроках истории диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого. Процесс преподавания истории должен включать в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождаться перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе. Повышение качества школьного исторического образования, способствует развитию исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формированию единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Реализация процесса культурно исторического просветительства предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но так же и представление учебного материала с точки зрения «жизненного опыта» с воспитательной стороны. Целесообразно на уроках истории изучать дополнительные справочные материалы, соотносящие наиболее распространенные точки зрения на эти происходящие события. Таким образом, необходимо позволить учащимся оценить ту или иную ситуацию с разных сторон и выработать свое личное отношение к историческому процессу, а значит и получить личный опыт на основе опыта прошлых лет и поколений, что и предполагает формирование собственного мировоззрения и мироощущения.
Культурно историческое просветительство затрагивает так же вопрос гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, который напрямую связан с изучением истории. Понятие «гражданско-патриотическое воспитание» представляет собой организованную, планомерно-систематическую, целенаправленную деятельность государственных и общественных институтов, администраций и образовательных учреждений по формированию и развитию у подрастающего поколения знаний о патриотизме и истории Отечества. Культурно историческое просветительство на уроках истории помогает формированию у школьников патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких нравственных государственно -патриотических качеств гражданина России. Позволяет выработать у юношей и девушек высокое чувство верности Отечеству и государству, широкое патриотическое мировоззрение, государственно-патриотическую позицию, выражающаяся в готовности отстаивать государственные интересы, свободу и независимость Российской Федерации в мирное и военное время, добросовестном и результативном выполнении учебных, а в дальнейшем и служебных обязанностей.
Процесс патриотического воспитания школьников на уроках истории осуществляется через демонстрацию героической борьбы, подвигов, достижений и талантов великих соотечественников, оставивших след в истории и сознании народа, именно такие личности являются примером для подражания среди молодого поколения. Причем важно раскрыть мотивы и дать осознать школьникам причинно-следственные связи тех или иных героических поступков во имя интересов Отечества. Формирование представления об основных этапах развития многонационального российского государства; изучение истории России как неотъемлемой части
мирового исторического процесса; раскрытие сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян помогает воспитать в учащихся патриотические качества.
В этой связи, в процессе преподавания истории школьникам, в рамках осуществления культурно просветительской деятельности необходимо: обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым; применять новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально -экономическим развитием страны; исключать возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России; обеспечивать доступность изложения, образность языка.
Подводя итоги можно сказать, что основная функция культурно исторического просветительства в школе состоит в формировании «здоровой» нации, с высокими моральными, духовными, нравственными ценностями, в рамках которой у подавляющего большинства населения будет существовать единое представление об историческом прошлом своей страны, единое гуманистское отношение к национальному культурному наследию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вяземский, Е.Е., Методика преподавания истории в школе: учеб. пособие /Е.Е. Вяземский.- М.: Просвещение, 2009. - 215 с.
2. Голобородько, А.Ю., Котов, С.В. Культурное просветительство в контексте инструментария государственной культурной политики / научная статья // Научный журнал Социально-гуманитарные знания. - 2015. - №7. - С. 183-189.
3. Голобородько А. Ю., Нувахов Т. А., Культурная политика современной России в контексте формирования дискурса «мягкой силы»: к вопросу о смысловом наполнении российского «послания» миру. // Коммуникология. - 2016.
4. Голобородько, А.Ю. Государственная культурная политика в контексте укрепления национальной безопасности современной России (от сущностных смыслов к приоритетным направлениям) // Власть. - 2016. - Том. 24. - №2. - С. 112-118.
5. Дротенок, О. А. О воспитании историей // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - С. 11-13.
6. Камышанская С. С., Смысловое поле «мягкой силы» современной России в противоречивых условиях развития мировых геополитических процессов// Вестник Поволжского института управления - 2019.- 23 с.
7. Латышева, К.И. Родная история за веком век: учеб. пособие / К. И. Латышева. - М.: Дрофа, 2007.- 187 с.
8. Лысенкова, М. В. Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. - С. 28-30.
9. Помелов В. Б., Просветительство как педагогический феномен// Ярославский педагогический вестник - 2018. -54 с.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N° 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Гарант.
11. Стеценко С. С. Культурно-историческое просветительство в контексте государственной культурной политики: технологии формирования и трансляции // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова - 2019. - С. 43-44.
12. - URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/istoriko-kul-turnyi-standart (дата обращения 24.04.2020г.)
Н. М. Костенко
ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г. ТАГАНРОГА В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО И
КОТЕЛЬНОГО ЗАВОДОВ)
Аннотация. В статье рассматривается влияние иностранного капитала на развитие промышленности г. Таганрога на стыке XIX-XX веков. Предметом рассмотрения стали металлургический и котельный завод г. Таганрога
Ключевые слова: иностранные инвестиции, отечественные предприятия, котельный завод, металлургический завод, капиталовложения, рынок, национальная экономика.
N. М. Kostenko
INFLUENCE OF FOREIGN CAPITAL ON THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF TAGANROG AT THE END OF THE XIX-THE BEGINNING OF THE XX CENTURY (ON THE EXAMPLE
OF A METALLURGICAL AND BOILER PLANT)
Abstract. The article discusses the influence of foreign capital on the development of industry in Taganrog at the turn of the XIX-XX centuries. The subject of consideration was the metallurgical and boiler plant of the city of Taganrog
Key words: foreign investment, domestic enterprises, boiler plant, metallurgical plant, capital investment, market, national economy.
Конец XIX столетия принёс человечеству массу открытий, изобретений, которые активно внедрялись в повседневную жизнь. Были изобретены телеграф, телефон, началось производство первых электрических лампочек, создавались огромные гидроэлектростанции, строились огромные корабли, и, конечно же, заводы.