Научная статья на тему 'ХОЛОКОСТ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ХОЛОКОСТ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
798
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ХОЛОКОСТ / ГЕНОЦИД / ОККУПАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кеворков Михаил Мартинович

В статье рассматривается трагедия Холокоста на оккупированной территории Ростовской области во время Великой Отечественной войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOLOCAUST OF THE TERRITORY OF THE ROSTOV REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article discusses the tragedy of the Holocaust in the occupied territory of the Rostov Region during the Great Patriotic War, examines all kinds of statistical data that allow us to cite specific facts and state events that occurred during the war years in the Rostov Region. The author concludes that initially in the territory of the occupied Rostov region the German command decided to create a fascist colony, and the local population living in this territory was considered exclusively as slaves, which they would gradually destroy

Текст научной работы на тему «ХОЛОКОСТ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Раздел III. История и политология

М. М. Кеворков

ХОЛОКОСТ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассматривается трагедия Холокоста на оккупированной территории Ростовской области во время Великой Отечественной войны

Ключевые слова: Великая Отечественная война, холокост, геноцид, оккупация.

M. M. Kevorkov

THE HOLOCAUST OF THE TERRITORY OF THE ROSTOV REGION DURING THE GREAT

PATRIOTIC WAR

Abstract. The article discusses the tragedy of the Holocaust in the occupied territory of the Rostov Region during the Great Patriotic War, examines all kinds of statistical data that allow us to cite specific facts and state events that occurred during the war years in the Rostov Region. The author concludes that initially in the territory of the occupied Rostov region the German command decided to create a fascist colony, and the local population living in this territory was considered exclusively as slaves, which they would gradually destroy.

Key words: World War II, Holocaust, genocide, occupation.

Истребление жертв холокоста на территории Северного Кавказа и Юга России берет свое начало в далеком 1942 году. В этом процессе были задействованы непосредственно подразделения айнзатцгруппы «D», местные полицейские структуры и солдаты СС, которые действовали в разных районах группы армий «Юг», а также полевая жандармерия. Если взять в толк последовательность захвата, то данный район России был занят нацистами в последнюю очередь. На второй же год войны оккупированы оказались также Сталинградская (Волгоградская) область, Воронежская область и Калмыцкая АССР.

Летом 1942 года командование фашистских войск разместило немалое количество своих войск на юго-западном направлении. А с июля по сентябрь 1942 г. нацистским войскам удалось захватить два края -Ставропольский и Краснодарский, а также Ростовскую область (ту часть области, которая включала город Таганрог, она была под диктатом гитлеровских войск еще с осени 1941 г., а другая ее часть (включая город Ростов-на-Дону) - была уже освобождена солдатами Красной Армии в ноябре 1941 г.).

Стоит отметить, что в 1942 года Адольф Гитлер осведомил свое окружение о том, что не намеревается пока проводить наступательных операций в центре фронта. Он сказал: «Моя цель - наступление на Юг. Как только погодные условия улучшатся, нужно предпринять наступление на Кавказ, так как это направление является очень важным». [3, c. 66].

Для немцев Юг России, безусловно, имел большое значение. В случае захвата этой территории можно было получить множество сельскохозяйственных продуктов для вермахта и всей Германии (в особенности зерно). А также с точки зрения географических преимуществ (это Черноморские порты, подход к Закавказью и дорога к Волге).

Кодовое название плана по захвату Кавказа летом 1942 года - «Эдельвейс». План был утвержден самими А. Гитлером 22 июля 1942 г. Фюрер надеялся на полное истребление советских войск в районе Ростова-на-Дону, завоевание Северного Кавказа, а, следовательно, и выход в Закавказье. Затем он желал вторжения на Ближний и Средний Восток. В результате всего вышеизложенного плана был оккупирован и Ставропольский край. [3, c. 62].

С первого же дня оккупации Ростовской области нацисты начали проводить жесткие мероприятия «окончательного решения еврейского вопроса». С точки зрения геноцида евреев в СССР, Ростовская область играет особую роль в истории, так как именно здесь произошло одно из самых первых массовых уничтожений еврейского населения. Стоит отметить: «В первую очередь речь идет о всем известной Петрушиной балке, находящейся под городом Таганрогом, а также здесь расположена Змиевская балка - это самое крупнейшее и одно из самых трагичных на территории нынешней России захоронение жертв холокоста». [12, c. 274].

Ростовская область во время Великой Отечественной войны два раза подверглась непродолжительным оккупациям фашистскими войсками: с октября по ноябрь 1941 г. и с июля 1942 г. по середину февраля 1943 г. (город Таганрог, Анастасиевский и Федоровский районы были оккупированы с октября 1941 г., а освобождены только в августе 1943 г.). Только лишь Вешенскому району удалось избежать оккупации, но, к сожалению, этот район находился в зоне военных действий. [22, c. 195].

В 1939 г. общая численность населения Ростовской области, по данным переписи СССР, составляла целых 2 892 580 человек, включая 33 тысячи евреев (1,1%), в Ростове-на-Дону - 27 тысяч евреев из 510 212 человек всего населения или 5,3%. А летом 1941 г. количество евреев возросло, возможно, до 60 тысяч человек

за счет беженцев из западных областей СССР. С сентября по октябрь 1941 г. были организованы эвакуации на поездах и баржах 100-150 тысяч человек (не организованно уехало 50-100 тыс. чел.), среди которых евреев около 5-7%, то есть было эвакуировано 10 тыс. евреев. Примерно такое же количество бежало не организованно [15, 3].

Город Ростов-на-Дону 21 ноября 1941 г. был на неделю захвачен немецкими войсками, но из -за малого количества времени первой оккупации, фашисты не успели подвергнуть геноциду еврейское население. По свидетельствам очевидцев того времени немецкие власти смогли только издать указ о регистрации евреев, но саму регистрацию осуществить не удалось.

В акте от 30 ноября 1941 г., который был подписан местными жителями одного из городских районов, было указано, что оккупанты начали во всю расправу над евреями.

Вот свидетельства очевидцев:

«Их искали по домам, погребам, на улицах. Только в доме на 36-й линии около детского сада убили 60 жителей - евреев, а всего в нашем районе - несколько сотен, в основном это были женщины, дети, старики. Перед расстрелом над многими издевались, избивали, выбивали им зубы, многих убивали прикладом, размозжив головы. Прямо на улице валялись куски черепов этих людей». [2, с. 14].

Если провести анализ всех данных, изучив архивы, то можно удостовериться в том, что результатом первой оккупации города стала гибель более 1000 евреев. Некоторые свидетели также говорят, что 28 ноября в районе Нахичевани (в нынешнее время - один из районов Ростова-на-Дону) было расстреляно 30 евреев. [14, с. 85].

Город Таганрог был оккупирован фашистскими войсками под командованием генерал-полковника фон Клейста. Истребление еврейского населения в Ростовской области массово началось с г. Таганрога 26 октября 1941 года.

По заявлениям жителей Таганрога можно установить следующее: немецкое командование, прибывшее в Таганрог, под предводительством генерал-полковника фон Клейста, начальника зондеркоманды полковника Кристмана, военного коменданта Таганрога майора Альберти и предателей Родины начальника городской полиции Кирсанова, помощника начальника полиции Стоянова, сотрудника городской полиции Жужнева и начальника немецкого отряда городской полиции Петрова учредило расправу над мирным населением.

Всего 1% от населения г. Таганрога составляли евреи. Но количественный состав представителей еврейской народности в г. Таганроге в разные временные промежутки не был одинаковым:

- до 1890 г. -примерно 800 человек;

- к 1926 г. - 2633 человека, т.е. приблизительно 3% от всего населения;

- к октябрю 1941 г. - около 7 тысяч человек (считая беженцев);

- на август 1943 года осталось лишь 8 человек (по данным немецкой переписи). [20].

Большая часть проживавших на территории города евреев попросту не успела эвакуироваться из Таганрога.

Комендант г. Таганрога майор Альберти 26 октября 1941 г. от имени еврейского комитета приказал всем евреям явиться на Владимирскую площадь в помещение школы № 26, взяв с собой личные вещи и продукты. Остальным жителям города входить на эту площадь было запрещено под угрозой расстрела. Те, кто не рассмотрели объявления и случайно попали на площадь, получали прикладом в спину. Там был проведен обыск, в ходе которого изымались ценные вещи и продукты, затем часть евреев на машинах, а другая часть пешком была отправлена на Петрушину косу, где всех их расстреляли. Тела бедных людей были зарыты в яме у балки. Там расстреляли и закопали огромное число евреев, которые попытались спрятаться, избежать явки на сборный пункт [17].

Зондеркоманда согнала пешком, вывезла на машинах, а затем и убила в Петрушиной балке не менее 1800 евреев. Один из свидетелей, рабочий кожаного завода Михайлов, насчитал несколько колонн обреченных, в которых было 8000 человек.

Региональные исследователи ссылаются на данные, по которым всего там было уничтожено свыше 10 тыс. человек, из них 6,5 тыс. евреев (по другим данным 8000 человек), в том числе около 1500 детей.

Жестокость немецко-фашистских оккупантов не знала границ: расстрелы проходили круглосуточно, а жители поселка у Петрушиной косы и военнопленные должны были зарывать в ямы неповинно погибших жертв. Немецкое военное командование стало официально называть Петрушину косу «Балкой смерти».

Таким образом, в 1941 г. на территории Ростовской области было уничтожено по разным данным от 2800 до 7500 евреев. [10, с. 207].

Снова захват донской столицы немецко - фашистскими войсками произошел 24 июля 1942 года. Нацисты истребляли Советы, отменили советское территориально-административное деление. В результате на место районов пришли волости. Снова появились городские и сельские управы. Гражданская администрация стала очень похожей на дореволюционную. Параллельно с этой системой действовали органы СС, никому фактически не подчиняющиеся». В их ведении была служба безопасности и весь полицейский аппарат. Он был внушительных размеров и состоял из органов самого разного рода и назначения: жандармерия, гестапо (тайная полиция), полиция порядка, полиция безопасности, охранная полиция. Но все эти органы преследовали единую цель: нужно было уничтожить всех преданных советской власти людей, лишить население гражданских прав и превратить его в рабов.

Тотчас после оккупации 23 июля 1942г. комендант города Ростова-на-Дону генерал Киттель издает приказ, согласно которому все еврейское население должно было подлежать обязательной регистрации сроком до 10 августа. В этом заявлении говорилось, что евреи могут мирно проживать в городе, ведь «германское командование стоит на страже их безопасности». Однако, если верить данным немецкого командования, этот приказ решили выполнить 2 тыс. евреев.

«Руками пленных красноармейцев по приказу оккупантов с5-6 августа 1942 г были вырыты большие ямы (размером 5x7 метров и глубиной 3 метра) и рвы недалеко от поселка вторая Змиевка на северо -западной окраине города, в балке Змиевской на правом берегу р. Темерник, за зоопарком и Ботаническим садом. По окончании работы 8 августа в вырытых ямах и рвах 300 военнопленных были расстреляны». [9].

В это время был издан новый указ, в котором говорилось о создании представительства евреев, так называемом «еврейском совете» в каждой общине.

Если община включает в себя до 10 тысяч жителей, то в еврейском совете должно быть 12 евреев, если в общине более 10 тысяч жителей, то совет должен включать 24 представителя еврейской национальности. Еврейский совет был выборным органом из членов общины. Если член еврейского совета выбывал из него по какой-то причине, на его место незамедлительно должен был избираться новый. Члены еврейского совета должны были избрать старшину и его заместителя. Местная комендатура должна была получить заявление от старейшины совета о его составе. Еврейский совет отвечал за качество выполнения приказов немецкой власти и полиции, которые они получали через старшину или его заместителя.

Представители еврейской национальности вне зависимости от пола и возраста должны были следовать всем указам. Эти указания они получали в письменном виде.

Члены еврейского совета, в первую очередь старшина общины, а также его заместитель, несли личную ответственность за все факты неповиновения, особенно противодействия власти оккупантов, немецкой полиции или же любым другим органам, которые могли произойти в рамках еврейской общины.

«Еврейский совет старейшин» (юденрат) в Ростове-на-Дону все же был создан. Но он состоял из всего лишь из одного человека - старосты доктора Лурье из «Дома санитарного просвещения», бывшего директора». [2, с. 14].

Со временем был зафиксирован рост преступных действий в отношении к евреям со стороны жителей, которые не относятся к этой народности. И предотвратить такие инциденты было практически невозможно до тех пор, пока все еврейское население было рассредоточено по территории главного города области, Ростова-на-Дону. С целью противодействия сложившейся ситуации германские полицейские подразделения решили сконцентрировать находящихся по отдельности в г. Ростове-на-Дону представителей еврейской нации в отдельном районе города. И 11 августа 1942 года все евреи были переселены в такой район с одной целью -ограждение их самих от враждебных актов со стороны ростовчан.

Как утверждала фашистская власть: «Для претворения в жизнь этого плана все евреи, вне зависимости от пола и возраста, а также и лица, представляющие смешанные браки должны были прийти 11 августа 1942 года к 8 часам утра в определенные точки сбора. При себе им было необходимо иметь документы. Они должны были предоставить на сборных пунктах ключи от квартир, которые до этого момента занимали их семьи. К ключам нужно было проволокой или шнурком прикрепить картонный ярлык с фамилией и точным адресом квартиры». [2, с. 119].

«Также всем евреям нужно было обязательно взять с собой все нужные ценные вещи и имеющиеся наличные деньги, в форме ручной клади не запрещалось брать небольшой багаж, необходимый для устройства на новом месте проживания. Также им было обещано организовать доставку вещей, находящихся на оставленных квартирах, о проведении которой должны были сообщить дополнительно». [4].

«Видимо, чтобы евреи не смогли заподозрить правдивые цели действий, регистрация пришедших проводилась по трем спискам: дееспособные евреи, в отдельную группу отмечали врачей и ученых, в другой -недееспособные евреи, а третий список - граждане, состоящие в смешанных браках с евреями. Специально назначенные немцами для ведения регистрации евреи вносили в список официальные данные прибывающих на регистрацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, принадлежность к национальности, место работы, занимаемая должность и адрес проживания». [5].

Характерной чертой геноцида еврейского народа в Ростовской области было то, что этой регистрации и, соответственно, последующему за этим уничтожению были подвергнуты не только сами евреи, но и иные представители смешанных браков с евреями. Так, если сравнить, в Ставропольском крае, если у человека один из родителей был евреем, а второй родитель много происхождения, например, русским или украинцем, то такие лица смешанного происхождения геноциду не подвергались.

Можно задаться вопросом, зачем евреи сами, практически добровольно приходили в пункты сбора, обрекая себя на верную гибель, почему они даже не пытались спастись? Есть несколько объяснений происходившему: при условии оккупации немцами всей области, у населения просто не оставалось другого выбора, ведь покинуть оккупированную территорию не представлялось никакой возможности. Тем более, что населению было запрещено покидать город еще после первой оккупации, чтобы иметь возможность помочь в восстановлении оборонных сооружений. Да и в большинстве своем в городе остались те, кто не смог бы спасти себя самостоятельно - дети, женщины, старики.

Все вышеперечисленное стало причиной тому, что: «Утром 11 августа еврейские люди нестройными рядами потянулись в сторону пунктов сбора. На подходе их встречали крайне любезные немецкие офицеры,

которые улыбались подходившим людям, помогали женщинам нести тяжелые вещи, развлекали детей. Лишь перейдя за ворота точки сбора, отношение немцев резко менялось. Вместо улыбок - грозные командные окрики, вместо помощи - грубые толчки в спину. Все ценное, вещи и продукты сразу были изъяты». [7].

По окончании регистрации при помощи избиений и грубой брани гестаповцы начали транспортировку евреев: построили мужчин в колонны, стариков, женщин и детей посадили в душегубки-грузовики.

«Массовые убийства людей, которые в той или иной степени относились к евреям, в донской столице происходили не только в Змиевской балке, но ив районе Ростсельмаша, у Зеленого кольца. По схожему сценарию женщин, детей и стариков грузили в машины, довозили до какого-нибудь строения, заставляли снять одежду, бросить там свои вещи и, подгоняя ударами прикладов к краю рва, стреляли по ним в упор. После этого ужасного акта фашисты еще искали живых и добивали их. За бесперебойной работой конвейера наблюдали немецкие офицеры Герц и Раабе».

«Среди расстрелянных евреев было много известных людей.: в том числе и выдающаяся женщина-психоаналитик, ученица Карла Юнга и Зигмунда Фрейда - Сабина Шпильрейн. В ноябре 1941 г., во время первой оккупации Ростова-на-Дону немецкими войсками, у женщины была возможность эвакуироваться - но она не сделала этого принципиально. Сабина верила, что Германия не могла стать родиной такого психологического уродства, как убийство себе подобных безо всяких на это причин, ведь она всегда была страной высокой философии и передовых научных идей». [21].

К сожалению, точное число жертв холокоста в Ростове-на-Дону за период оккупации так и не было установлено. Книги регистрации евреев перед их истреблением также не были найдены, нет информации о том, сохранились ли они вообще. Не обнаружены и окончательные донесения шефов зондеркоманды СС 10-а, гестапо и СД, либо айнзацгруппы «D» об акции в Ростове-на-Дону. Известно лишь, что подобные донесения после каждого подобного «мероприятия» регулярно направляли в Берлин. По данным Чрезвычайной государственной комиссии, с 23 июля 1942 г. по 13 февраля 1943 г. в городе Ростове-на-Дону было уничтожено от 15 до 18 тысяч представителей еврейской национальности, в том числе и членов их семей вне зависимости от принадлежности к еврейской общине (семьи не хотели расставаться, надеялись на совместное переселение). Местные исследователи озвучивают большую цифру погибших в Змиевской балке - не менее 27 тысяч евреев-ростовчан (к сожалению, все подсчеты приблизительны, точное количество установить не удалось). [5].

Удивляет то, что ещё накануне массовых убийств, нацисты практически объявили о ней. В первом издании оккупационной газеты «Голос Ростова», только что увидевшем свет, был подробный документ нацистских властей об уничтожении еврейского населения. В этом же издании содержалась и была озвучена мысль о том, что «наконец-таки в городе можно будет вздохнуть спокойно. Воздух очистится от евреев».

В тот же промежуток времени в немецких издательствах публиковались статьи о том, что комендатура распределяет освободившиеся квартиры, личные вещи, одежду и обувь евреев. То, каким образом возникли свободные квартиры и всевозможная утварь, не требует уточнения, т.к. это слишком очевидно. Благодаря этому можно уверенно сказать: гражданское и военное руководство СССР ещё до освобождения города Ростов-на-Дону знало о массовом истреблении еврейского населения. Даже в городе на улицах можно было встретить газету «Голос Ростова» с такими названиями: «Жиды и русская литература», «Жиды и русская музыка». [3, С. 62-66].

Еврейское население было подвержено преследованию и истреблению на всей территории Ростовской области. В архиве говорится, что в городе Шахты, например, текст приказа, изданного военным комендантом Кремером о необходимости явиться всем евреям со своими ценными вещами и имуществом к зданию полиции, был расклеен по всему городу в августе 1942 года: «В соответствии приказу 100 еврейских семей прибыли к явочному пункту, после чего все вещи у них были изъяты, а евреев, в числе которых были и грудные дети, беременные женщины, пожилые и инвалиды, вывезли за город и расстреляли у огромного песчаного карьера». [3, С. 62-66].

«Нацистские оккупанты над стволом шахты им. Красина в городе Шахты, в котором осуществлялись массовые убийства, возвели специальный станок, который состоял из трех частей. Средняя часть представляла собой конусную площадку, обращенную к стволу. Евреев по одному заводили на эту самую площадку и расстреливали очередями из автоматов (страшная картина), а их тела падали в ствол шахты. Очень часто раненые или дети, которых сбросили в шахту, были еще живыми. Людей, которых приводили на гибель, перед этим раздевали, их лишали всей теплой одежды, а затем по одному человеку в порядке живой очереди на глазах у остальных евреев расстреливали, причем сами расстрелы проводились суровой зимой (когда была лютая стужа), и в ожидании расстрела многие евреи просто погибали от холода». [8].

За семь месяцев ига нацистов в городе Шахты абсолютно все представители еврейской национальности были жестоко убиты, их имущество фашисты и их помощники поделили между собой, не осталось ничего.

Как показывают архивы: «В городе Азове с августа 1942 года фашистами в карьере кирпичного завода было расстреляно 147 человек. На еврейское население была открыта в своем роде охота. Один только полицейский с фамилией Штепа схватил 18 евреев. Через пару дней их всех расстреляли, не пожалели ни женщин, ни детей». [9].

По документам Чрезвычайной государственной комиссии можно приблизительно отследить уничтожение представителей еврейской национальности и в других поселениях Ростовской области, совершенное в 1942г.:

- июль, с. Балабановка Миллеровского р-на, - истреблен 101 человек;

253

- август, убито около 20 человек в г. Азов и 300 («100 семей») в Шахтах.; сентябрь, погибло около 70 человек в с. Александровка Азовского р-на (в том числе свыше 50 людей в колхозах «Ленинский путь» и «Красный набат»), около 150 человек (48 семей) местных и эвакуированных - в ст. Мичетинская, 248 человек - в г. Морозовске (по другим данным около 110), 10 евреев в Новочеркасске, около 15-20 евреев - «все евреи» Сальска и района (до войны их было около 100);

Октябрь - 3 ребенка из детского дома в Новочеркасске.

Из этого следует, что в Ростовской области было уничтожено свыше 900 евреев в 7 указанных населенных пунктах региона.

Помимо этого, в 1942 г. были уничтожены несколько десятков представителей немецкого народа в небольшом районном центре Веселый, В ст. Егорлыкской убит 31 человек в связи со своей национальной принадлежностью, 9 человек ликвидированы в пос. Гуково, около 15 человек в пос. Зерноград, 54 - в станице Орловской и ее окрестностях (х. Романов и Островянский, колхозы «Путь красного партизана», «Красное знамя», «Орджоникидзе», «Красный пахарь»), 11 евреев убиты в с. Летник, 15 евреев - в станице Семикоракорская,

Количество убитых в этих 13 поселениях составило около 175 человек. [9].

Гитлеровские солдаты, занявшие ст. Кагальницкую, на протяжении месяца держали в одном сарае 38 еврейских семей в количестве «не менее 200 человек». Они подвергались всяческим издевательствам, их использовали для выполнения самого тяжелого физического труда, а после попросту расстреляли.

По официальным данным СССР, во всей области в 24 населенных пунктах было уничтожено от 19 тыс. до 26 тысяч евреев.

На этом, конечно же, список городов и поселений, в которых было такое явление как холокост, не оканчивается. Сведения иных источников помогают нам постоянно уточнять реальное количество убитых. Так, в городе Каменск-Шахтинском, в котором до войны проживало около 200 евреев, было зафиксировано не менее нескольких десятков жертв холокоста. [18].

Уничтожение порядка 400 евреев были совершены в Морозовске и его окрестностях. В том числе около 40 детей, эвакуированных с Украины, были убиты здесь ядом. Из архивных данных и воспоминаний, на возгласы ребенка, почему их хотят убить, полицейский ответил: «Не бойся, вас расстреливать не будут, вам всем только губки смажут медом».

Важный и уникальный в своем роде документ сохранился в материалах политотдела 28-ой армии. Нижеприведенный текст использовался в качестве материалов для бесед и докладов:

«На пути от Ростова, который был освобожден нами 14 февраля 1943 г., в ряде городов и сел, мы были свидетелями зверств гитлеровских оккупантов: угон населения в Германию, грабежи, насилия. Особенно зверствовали фашистские войска по отношению к еврейскому населению. Еще осенью 1941г. на пути наступления немецких войск не оставалось ни одного еврея - все они безжалостно уничтожались». [18].

По данным ростовского краеведа Е. Мовшовича: «Евреев расстреливали в Сальске, пос. Зерновом, Литвиновке, Пролетарском, Мечетинской, Кагальницкой, Ремонтном и других населенных пунктах. Здесь погибло, по моим подсчетам, не менее 2000 людей-жертв холокоста». [19].

Выходит, что с учетом статистических данных ЧГК, можно сделать вывод, что на территории Ростовской области фашистскими войсками и их пособниками было истреблено не менее 22 тыс. евреев, о чем уже не раз говорилось выше.

Стоит также отметить, что на территории Ростовской области подвергалась истреблению еще одна категория жертв холокоста - цыгане. Причем причиной геноцида евреев, по словам самих нацистов, являлось то, что они являлись якобы зачинщиками войны, т.е. виноваты сами во всем. А про цыган гитлеровцы говорили, что они, с позволения сказать, так называемые партизаны. По рассказу жителя Веселовского сельсовета, в поселке не было никаких партизан, но цыган все же расстреляли всех до единого. Так случилось, что каким-то образом одной девочке (цыганке) удалось бежать от расстрела, который проходил в километрах 20 от парома. Но недалеко от Лакадемовского сельсовета немцы смогли ее догнать и расстреляли на месте.

Со слов очевидца: «В колхозе Николаевского района под названием «Победа социализма» 3 января 1943года фашистами была расстреляна 38 цыган, из них 29 мужчин, 3 женщины, 5 подростков в возрасте от 8 до 13 лет, а также 1 ребенок шести месяцев». [19].

Мы видим, что, цыгане также стали жертвами тотального геноцида на территории Ростовской области в период оккупации.

Нельзя не отметить, что еще одной категорией, которая наравне с евреями и цыганами подверглась истреблению, была группа душевнобольных людей, находящихся на лечении в медицинских учреждениях. Зондеркоманда СС 10-а во главе с Герцем специализировалась на убийстве больных. Сам Герц лично, изображая медицинского работника, организовывал осмотр душевнобольных, после чего лично контролировал их уничтожение.

В оккупации многие психиатрические отделения области находились в катастрофическом состоянии. Так, в Таганроге просто не выделяли продуктов питания для больных, а в Новочеркасской психиатрической больнице рацион больных состоял из 100 граммов хлеба и щадящего объема свеклы. Больные погибали от голода.

Процедура истребления больных в разных местах области была схожа. В определенный день в больницу прибывала некая комиссия для осуществления осмотра душевнобольных. Заместитель главврача Ростовской психиатрической больницы вспоминает, каким образом было представлено уничтожение душевнобольных: «Действительно, на следующий день пришла комиссия, состоявшая из нескольких фашистов, среди которых я заметила двух врачей: одного, как мне сказали, «главврача» и другого, молодого, которого я раньше видела в фельдкомендатуре.

«Главврач» беседовал в отделениях с больными, довольно фамильярно хлопал их по плечу. Он хорошо владел русским языком, хотя и сильно акцентировал. «Главврач» дал мне распоряжение безотказно принимать всех больных, так как в связи с их неправильным поведением больные могут быть расстреляны на улице. Кроме того, он приказал мне составить список больных, за которыми обещал заехать на следующий день». [21].

За время оккупации в Ростовской области все лица, находящиеся на лечении в психиатрических клиниках, были убиты (уморены голодом, расстреляны или удушены).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что на временно захваченной территории Ростовской области были подвергнуты преследованию и уничтожению почти все категории жертв холокоста.

Даже несмотря на то, что доля евреев среди населения области составляла до войны всего 1,1%, среди погибших мирных жителей области в 1941 - 1943 гг., число которых по современным данным составляет 46 тысяч человек, евреи составляют не менее 38,5 - 40 тыс. или около 85% от общих смертей.

Холокост на территории Ростовской области сложно сравнить с любым другим, так как отличительной чертой этого явления именно в данном регионе стало уничтожения мирного населения открыто, прямо на улицах. В Западной Европе такого не было. В Европе евреев отправляли в концлагеря, сгоняли в гетте, но убийств на улицах не было. На донской земле истребление мирных граждан проводилось более зверски, даже чем в Ставрополье. Можно предположить, что это связано с немецкими планами создать на территории Ростовской области фашистскую колонию, и проживающее на этой территории местное население рассматривалось исключительно в роли рабов, которых постепенно уничтожат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева, В.А. Тема «Холокоста» в вузовском образовательном и научно-исследовательском пространстве (на примере Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) ) // Историческая память о Великой Отечественной войне как фактор сохранения мира и цивилизации. Сборник статей по материалам Международной научной конференции. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. - С. 41- 44.

2. Беликов, Г. А. Оккупация. Ставрополь : август 1942 - январь 1943 / Г. А. Беликов. - Ставрополь : Фонд дух. просвещ., 1998. - 152 с.

3. Борокова, Е.А. Документы обвиняют /Е.А. Борокова. — В кн.: Информационный (военно-исторический) сборник № 22. — Ростов-на-Дону: 1963. - 250с.

4. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 2. Л. 2.

5. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 2. Л. Зоб.

6. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 30. Л. 48-54;

7. ГАРО. Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 444. Л. 32-33;

8. ГАРО. Ф.Р. 3613.0П. 1.Д. 6Л. 1.

9. ГАРФ. Ф.Р. 7021. ОП. 40. Д. 11. ЛЛ. 3, 4, 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Гонтмахер, М.А. Евреи на донской земле : История. Факты. Биографии /М.А. Гонтмахер. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2007. - 857с.

11. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.Р. 3613. ОП. 1. Д. 2. Л. 1-7; Д. 6. Л. 1-3; Д. 30. Л. 7-11;

12. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг /Альтман И.. - М: Фонд «Ковчег», 2002. - 543с.

13. Книга памяти: Павшим в Великой Отечественной войне /А.И. Бедрик, Ф.Ф. Баев, Н.Ф. Беляев, П.И.Гаврилко, Е.А. Котляров, Г.Г. Мартиросова, В.И. Скобцев, Н.В. Шихалева, Н.Т. Шишкин. - Том XIII. - Ростов-на-Дону: Рост. ун-т, 1996. - 480с.

14. Мовшович, Е.В. Холокост в Ростовской области: уничтожение евреев на Нижнем Дону и в Восточном Приазовье /Е.В. Мовшович. -Ростов-на-Дону: Донской временник, 2003. - С. 81-85

15. Таганрог. Огненные годы /ред. П.В. Чеснокова, сост. В.М. Жуков. — Таганрог: Таганрогский гор.совет ветеранов войны и труда, 1994. - 250с.

16. ЦДНИРО. Ф. 1884. ОП. 1. Д. 8. Л. 85, 85об, 86.

17. ЦДНИРО. Ф. 1886. ОП. 1. Д. 6. Л. 114.

18. ЦДНИРО. Ф. 1886. ОП. 1. Д. 6. Л. 144.

19. ЦДНИРО. Ф. 1886. ОП. 1. Д. 9. Л. 63-68.

20. ЦДНИРО. Ф.Р. 1886. ОП. 1. Д. 22. Л. 7-9.

21. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 1886. 0П.1. Д. 9. Л. 106-112.

22. Черная книга /В. Гроссман, И. Эренбург. - М: АСТ, 2014. — 768с.

С. В. Кичигина, С. С. Камышанская

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние культурно исторического просветительства на формирование высоконравственной социокультурной среды для подрастающего поколения, в рамках действующей системы обучения, в соответствии с потребностями общества и взаимосвязью с другими сферами жизнедеятельности человека и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.