Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: стратегический базис и технологическая платформа (на примере Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ во "РГЭУ (РИНХ)")'

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: стратегический базис и технологическая платформа (на примере Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ во "РГЭУ (РИНХ)") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / STATE CULTURAL POLICY / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА / CONSOLIDATION OF SOCIETY / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / "ЖИВАЯ ПЕДАГОГИКА" / "LIVING PEDAGOGY" / "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ" / "ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО" / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / CULTURAL AND HISTORICAL ENLIGHTENMENT / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / "SOCIO-CULTURAL CENTERS / " THE VALUE KERNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голобородько А. Ю., Стеценко И. А., Коженко Я. В.

В статье дается характеристика социокультурной ситуации в современном обществе. Выделяются положительные тенденции в процессе гражданско-патриотического воспитания. Авторы определяют основные цели и задачи в контексте правовой и культурной просветительской деятельности. На примере опыта ТИ имени А.П. Чехова представлены перспективные направления гражданско-патриотического воспитания молодежи, среди которых: информационно-просветительская деятельность, проведение культурно-просветительских мероприятий, социальное партнерство, волонтерская деятельность, международное сотрудничество, инструментально-диагностическое сопровождение. В статье отмечена положительная роль молодежного политико-правового клуба «Гражданин» в формировании правосознания и гражданственности. Авторами сформулирован тезис о необходимости обобщения и трансляции опыта в гражданско-патриотическом и правовом воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голобородько А. Ю., Стеценко И. А., Коженко Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIAN-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: STRATEGIC BASIS AND TECHNOLOGICAL PLATFORM (ON THE EXAMPLE OF THE TAGANROG INSTITUTE NAMED A.P. CHEKHOV (BRANCH) FGBOU "RGEU (RINH)")

The article describes the socio-cultural situation in modern society. Positive trends are emerging in the process of civic-patriotic upbringing. The authors define the main goals and objectives in the context of legal and cultural enlightenment activities. Perspective directions of civil-patriotic education of youth are presented on the TI of A.P. Chekhov, among which information and educational activities, cultural and educational activities, social partnership, volunteer activity, international cooperation, instrumental-diagnostic support. The article highlights the positive role of the youth politico-legal club "Citizen" in shaping the sense of justice and citizenship. The authors formulated the thesis about the need to generalize and translate experience in civil-patriotic and legal education.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: стратегический базис и технологическая платформа (на примере Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ во "РГЭУ (РИНХ)")»

А.Ю. Голобородько, И.А. Стеценко, Я.В. Коженко

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БАЗИС И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА (НА ПРИМЕРЕ ТАГАНРОГСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ А.П.ЧЕХОВА (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»)

Аннотация. В статье дается характеристика социокультурной ситуации в современном обществе. Выделяются положительные тенденции в процессе гражданско-патриотического воспитания. Авторы определяют основные цели и задачи в контексте правовой и культурной просветительской деятельности. На примере опыта ТИ имени А.П. Чехова представлены перспективные направления гражданско-патриотического воспитания молодежи, среди которых: информационно -просветительская деятельность, проведение культурно-просветительских мероприятий, социальное партнерство, волонтерская деятельность, международное сотрудничество, инструментально -диагностическое сопровождение. В статье отмечена положительная роль молодежного политико-правового клуба «Гражданин» в формировании правосознания и гражданственности. Авторами сформулирован тезис о необходимости обобщения и трансляции опыта в гражданско -патриотическом и правовом воспитании.

Ключевые слова: Государственная культурная политика, гражданско-патриотическое воспитание, консолидация общества, правовая культура, «живая педагогика», «социокультурные центры», «ценностное ядро», культурно-историческое просветительство, социальное партнерство.

A.Yu. Goloborodko, I.A. Stetsenko, Ya.V. Kozhenko

CIVILIAN-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: STRATEGIC BASIS AND TECHNOLOGICAL PLATFORM (ON THE EXAMPLE OF THE TAGANROG INSTITUTE NAMED A.P.

CHEKHOV (BRANCH) FGBOU "RGEU (RINH)")

Annotation. The article describes the socio-cultural situation in modern society. Positive trends are emerging in the process of civic-patriotic upbringing. The authors define the main goals and objectives in the context of legal and cultural enlightenment activities. Perspective directions of civil-patriotic education of youth are presented on the TI of A.P. Chekhov, among which information and educational activities, cultural and educational activities, social partnership, volunteer activity, international cooperation, instrumental-diagnostic support. The article highlights the positive role of the youth politico-legal club "Citizen" in shaping the sense of justice and citizenship. The authors formulated the thesis about the need to generalize and translate experience in civil-patriotic and legal education.

Key words: the state cultural policy, civil-patriotic education, the consolidation of society, legal culture, "living pedagogy", "socio-cultural centers," the value kernel, cultural and historical enlightenment, social partnership.

В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года отмечается, что к наиболее опасным для будущего Российской Федерации возможным проявлениям гуманитарного кризиса относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других [1].

В новых условиях развития глобального мирового информационноцентричного и кризисо-генного пространства ситуация в молодежной среде усугубляется особенностями современной социокультурной обстановки в обществе, связанной с виртуализацией действительности, гадже-томанией, утратой навыков чтения и мышления, проблемой функциональной неграмотности, новой моделью восприятия информации и развитием «клипового (фрагментарного) мышления».

Именно вокруг этого концептуального и ценностного ядра выстраивается деятельность коллектива Таганрогского института имени А.П. Чехова в области гражданско-патриотического воспитания в рамках активного функционирования «живой педагогики» - среды естественного взаимодействия обучающихся и преподавателей, сотрудников, партнеров вуза.

Отметим, что в контексте вопросов гражданско-патриотического воспитания в современной России можно выделить ряд очевидных положительных тенденций. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Примером этого служит патриотический проект «Бессмертный полк». Происходит консолидация гражданского общества вокруг традиционных для нашей страны ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как сво-

бода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Активно поддерживается гражданско-патриотическая тематика в российском кинематографе: «Крым», «Салют-7», «Движение вверх».

В развитие вышесказанного, отметим, что в соответствии с Основами государственной культурной политики выделяются следующие задачи: укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, укрепление гражданской идентичности, сохранение исторического и культурного наследия и его использования для воспитания и образования. Значимая роль в реализации задач гражданско-патриотического воспитания принадлежит институтам социализации подрастающего поколения: школе, высшим учебным заведениям и семье [2].

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в ТИ имени А.П. Чехова строится исходя из нормативной базы основополагающих документов, представленных выше, и ориентировано на формирование правового поведения школьников и студентов; создание представления о гражданско-правовой ответственности в целях профилактики противоправного и девиантного поведения в молодежной среде; выработку умения применять полученные знания в конкретных ситуациях; формирование у молодежи гражданской позиции, патриотических чувств, уважительного отношения к закону.

Цель гражданско-патриотического воспитания молодежи - развитие практического инструментария повышения качества взаимодействия общества и государства в рамках формирования гражданской идентичности молодежи и воспитания молодого поколения в духе патриотизма на основе активизации механизмов культурно-исторического и правового просвещения.

Мы рассматриваем культурно-историческое и правовое просвещение как фактор укрепления жизнеспособности общества и государства, имманентно предусматривающий, с одной стороны, обеспечение соответствующего ценностного наполнения содержания непосредственно образовательного пространства, с другой стороны, иных дискурсов социальных коммуникаций.

Для реализации цели гражданско-патриотического воспитания молодежи в ТИ имени А. П. Чехова ведется работа в рамках нескольких направлений.

Информационно-просветительская деятельность предполагает культурно-просветительские акции, цикл просветительных мероприятий по актуализации концептов «память», «образование», «законность», «мораль» в форме лекций, бесед, встреч, экскурсий, открытых занятий ведущих преподавателей вуза.

ТИ имени А.П. Чехова стал площадкой проведения Всероссийского правового диктанта, Всероссийской правовой акции под эгидой Общественного совета при МВД России «Проверь ПРАВОзнание».

В 2017 году силами студентов проведена акция «Стоп коррупция», деловые игры по правовой грамотности для школьников г. Таганрога, г. Ростова, Неклиновского района. Действует студенческий клуб «Молодежь. Общество. Государство», деятельность которого направлена на осмысление значимых политических событий, активизацию гражданской позиции.

Примером просветительской деятельности в духовной сфере на региональном уровне являются Димит-риевские чтения, в работе которых приняли участие студенты и преподаватели ТИ имени А.П. Чехова. На пло-шадке вуза была проведена публичная лекция протоиерея Александра Усатова «Нравственные ценности и будущее человечества», работали студенческая секция «Роль православных ценностей в воспитании обучающихся» как мастер-класс по социальному проектированию и секция для преподавателей «Алгоритм успешного участия в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». В ходе работы секций Димитриевских чтений обсуждались фундаментальные и прикладные вопросы сохранения духовных ценностей культурно-исторического наследия России.

Традиционно с 2015 года в вузе проходит День Российской истории. В 2015 году участниками мероприятия стали школьники г. Таганрога и Неклиновского района (14 эссе, 19 презентаций) в формате научно-просветительского конкурса на тему «Труд и трудовая деятельность человека в истории». В 2016 году к 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина избрана тема конкурса «Подражая Н.М. Карамзину... История в рассказах, иллюстрациях и схемах», представлено 76 эссе и 79 презентаций. При поддержке Министерства общего и профессионального образования Ростовской области конкурс получил статус регионального. В 2017 году положительная динамика продолжилась и в количественном плане (500 работ) и в географии участников - Южный федеральный округ и Северо-Кавказский округ. Тема конкурса «Как я понимаю, изображаю и оцениваю революцию в мировой истории (к 100-летию революции в России)».

Практическая деятельность предусматривает проведение круглых столов, внеаудиторных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для студентов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ), тренингов и психологического сопровождения обучающихся и студентов с девиантным поведением. Осуществляется социальное партнерство с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовер-

шеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, Центром социальной помощи семье и детям, социальным приютом для детей г. Таганрога, образовательными учреждениями г. Таганрога и районов Ростовской области, работу с учащимися, студентами, родителями и педагогами (условием обеспечения данного проекта выступает комплексная работа органов власти, общественных структур, школы и вуза в сфере правового просвещения граждан и, прежде всего, молодежи).

В 2017 году в ТИ имени А.П. Чехова были проведены: публичная дискуссия (дебаты) «Противодействие коррупции и коррупционным проявлениям», тематическая встреча с представителями прокуратуры и юридических служб «Противодействие коррупции в современной России», круглый стол «Актуальные проблемы ювенальной юстиции», занятия в студенческом научном обществе электоральной и избирательной активности среди молодых избирателей.

Студенты и преподаватели вуза принимают участие в волонтерской деятельности, благотворительных акциях.

ТИ имени А.П. Чехова сотрудничает в рамках продвижения русского языка и культуры за рубежом с Институтом славистики Дебреценского университета (Венгрия), с Университетом Ли-он-2.

В течение нескольких лет факультет иностранных языков ТИ имени А.П. Чехова посещали с дружеским визитом делегации французских студентов из Университета Лион-2, проходившие обучение по образовательной программе «Русский язык и культура России для иностранцев», в которую, помимо языковой, входила также культурно-экскурсионная и развлекательная программы.

Студенты этого факультета неоднократно становились победителями и лауреатами совместных российско-французских грантовых программ и конкурсов: «Ассистенты преподавателей русского языка во Франции», Всероссийский профессиональный конкурс для студентов педагогических специальностей «Преподаватель завтрашнего дня», организованном ассоциацией «Альянс Франсез» и Институтом французского языка в России.

Студенты факультета иностранных языков являются победителями немецких академических фондов: ДААД (Германская служба академических обменов) по программе «Летние вузовские курсы» и ПАД по программе «Ассистент преподавателя русского языка в Германии».

В рамках программы духовно-нравственного и гражданского воспитания студенческой молодежи, предусматривающей реализацию комплекса культурно-просветительских мероприятий, на площадке Таганрогского института имени А.П.Чехова прошла творческая встреча с Народным артистом СССР, Лауреатом Ленинской премии Василием Семеновичем Лановым.

Традиционно проходят встречи с поэтами, прозаиками, публицистами, членами Союза писателей России и стран СНГ, лауреатами всероссийских и международных премий. В 2017 году состоялись творческие встречи с Василием Дворцовым, Вадимом Терёхиным, Светланой Макаровой-Гриценко, Владимиром Сорочкиным, Василием Поповым, Кантой Ибрагимовым; белорусским писателем Владимиром Гаврилович. Вуз выступил организатором творческих встреч с писателями и журналистами Ириной Лукьяновой, Александром Снегиревым, Романом Сенчиным в рамках ежегодного Чеховского книжного фестиваля.

Инструментально-диагностическое сопровождение предусматривает разработку преподавателями вуза инструментария оценки уровня гражданско-патриотического воспитания молодежи, правовой культуры молодежи, диагностических процедур, направленных на профилактику деви-антного поведения молодежи.

Работа в вузе по указанным направлениям способствует формированию роста социальной активности студентов, уважительному отношению к историческому и культурному наследию; социализации студентов, их способности интегрировать личностно значимые цели с интересами других людей.

Результатами работы вуза являются следующие индикаторы:

1. Увеличение числа участников социально-значимых мероприятий, проектов, акций, программ вузовского, городского, регионального и всероссийского уровней.

2. Увеличение числа социально-значимых инициатив, выдвинутых студентами вуза. В настоящее время на площадке вуза реализуются около десяти социокультурных проектов под эгидой студенческого совета Таганрогского института имени А.П.Чехова.

К примеру, в 2017 году студенческими деканами были запущены такие проекты, как музыкальная и литературная гостиная, направленные на формирование творческой личности студента с высоким уровнем гражданско-патриотической активности, развитие эстетического вкуса путем приобщение к таким видам искусства, как театр и музыка; получили воплощение проекты «Лучшие спортсмены вуза» и «Танцевальная студия», ориентированные на популяризацию здорового образа жизни молодого человека как достойного гражданина своей страны.

Отмечено, что данная работа помогает молодежи определиться и сделать выбор в пользу правильный жизненных ценностных ориентаций, сформировать оптимистические установки и умение принимать и преодолевать встречающиеся на жизненном пути трудности и соблазны. Указанные проекты способствуют формированию мировоззрения молодых людей, основанного на понятии ценностей человеческого существования, базирующихся на культурно-исторических, гражданско-патриотических и духовных традициях общества, творческом отношении к окружающему миру.

3. Увеличение числа наград, грамот, дипломов, сертификатов, благодарственных писем за творческие, спортивные, научные и иные значимые достижения студентов института.

4. Увеличение количества позитивных упоминаний о деятельности студентов института в средствах массовой информации вузовского, городского, регионального и федерального уровней.

При этом отметим, что Таганрогский институт имени А.П.Чехова имеет богатые педагогические традиции воспитания молодого поколения - будущих учителей и сотрудников образовательного пространства сельского поселения. А ведь мы понимаем, что сегодня сельская школа остается, пожалуй, единственным общественно-государственным институтом на селе, занимающимся воспитательной работой не только с молодёжью, но и со всем населением, является тем самым «социокультурным центром» сельской территории. Таким образом, институт готовит специалистов, образующих «педагогическое ядро», решающих вопросы превращения сельской школы в открытый социокультурный центр многогранного развития всего населения.

Одной из площадок гражданско-правового просвещения является молодежный политико-правовой клуб «Гражданин», который осуществляет свою деятельность с 2001 года. Данная программа направлена на создание модели гражданского образования и воспитания в системе «ВУЗ -УДО - школа».

Основная цель клуба - формирование адекватного уровня поведения и правового сознания молодежи через вовлечение в систему активных форм воспитания.

Образовательное пространство клуба включает в себя школы города, Центр внешкольный работы, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, общественные организации (Избирательная комиссия города Таганрога, библиотеки города, общество детей инвалидов, общество ветеранов и т.д.) и городскую администрацию.

Клуб «Гражданин» получил сертификат Министерства общего и профессионального образования Ростовской области на участие в проекте «Правовое образование» в качестве пилотной площадки.

В течение учебного года руководители клуба реализуют множество проектов и мероприятий, направленных на формирование национальной идентичности личности и повышение правовой грамотности молодежи.

Процесс подготовки ребят осуществляется с использованием интерактивных форм и методов обучения практикующими юристами и преподавателями факультета экономики и права Таганрогского института имени А.П. Чехова.

За 16 лет работы как наиболее эффективные формы зарекомендовали себя: деловые и ролевые игры, познавательные программы «Неизвестные страницы Второй мировой войны», «Стоп коррупция», «Толерантность в РФ», «Правовой полис», «Лабиринты права», «Выбор за тобой», «Суд идёт» и т.д.; дискуссии, круглые столы, квесты, вебинары, встречи с представителями власти и правоохранительными органами, экскурсии, конференции и т.д.

Активно используются новые подходы к просветительской работе с использованием сети Интернет, направленные на развитие конструктивного практического взаимодействия между властными структурами, общественными и иными организациями, профилактику молодежного правового нигилизма и национальных конфликтов, укрепление национальной идентичности. Именно в такой форме молодежь наиболее активно вступает в открытый диалог по волнующим вопросам, выражает свое мнение во время дискуссий и политических дебатов.

В рамках расширения правового кругозора для старшеклассников организуются экскурсии в музеи, суды, органы государственной власти и местного самоуправления. Школьники участвуют в судебных заседаниях, присутствуют на приеме граждан (участие в юридическом консультировании).

Положительные результаты практической деятельности клуба позволяют сформулировать тезис о необходимости обобщения и трансляции опыта в гражданско-патриотического и правового воспитания.

Мы начали с того, что выделили ряд общеизвестных тенденций развития мирового сообщества в нынешних экономикоцентричных условиях. Но именно педагогика обусловливает экономическое развитие. Даже известные исследователи рыночной экономики отмечают, что основной фактор развития экономики - взаимное доверие! Но кто, как не педагоги, и что, как не живая педа-

гогика, создающая питательную среду для развития в сознании её участников четких представлений о ценностном ядре культурно-исторического наследия России, о феноменах гражданственности и патриотизма, позволяют нам укреплять это чувство взаимного доверия. А доверие - это открытость, это правдивость, это отсутствие лицемерия, это постоянная рефлексия, это постоянная работа духа и мысли, это работа по формированию уважения к культуре, в том числе культурной памяти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. - URL:http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 12.03.2018).

2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172706/ (дата обращения: 10.03.2018).

В.Ф. Горбатюк

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ВИДЕО И

МУЛЬТИМЕДИА ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ» В ГРУППАХ ФТ-111 И ТИ-131

Аннотация: В настоящей работе рассматриваются особенности внедрения балльно-рейтинговой системы при изучении предмета «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств» в группах ТИ-131 и ФТ-111. Рассматривается успешная попытка внедрить принципы балльно-рейтинговой системы в авторскую модель обучения. Несомненное преимущество -бО льшая часть студентов приучается и принуждается к ритмичной работе в семестре практически с первых дней семестра. Приведены и проанализированы результаты текущей аттестации студентов в контрольных точках КТ1 и КТ2 и в зимнюю экзаменационную сессию.

Ключевые слова: электронный журнал обучения, балльно-рейтинговая система, модель обучения, самообучение, естественный интеллект.

V.F. Gorbatyuk

PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF THE SCORE-RATING SYSTEM AT THE STUDY OF THE SUBJECT «FUNDAMENTALS OF THE CREATION OF VIDEO AND MULTIMEDIA TEACHING TOOLS» IN THE GROUPS OF FT-111 AND TI-131

Abstract: In this paper, we consider the features of the introduction of a score-rating system in the study of the subject «Fundamentals of the creation of video and multimedia teaching tools» in the groups TI-131 and FT-111. We consider a successful attempt to introduce the principles of the pointrating system into the author's model of training. Undoubted advantage - most of the students are accustomed and forced to rhythmic work in the semester almost from the first days of the semester. The results of current attestation of students in control points KT1 and KT2 and in the winter exam session are presented and analyzed.

Keywords: e-learning journal, score-rating system, learning model, self-learning, natural intelligence.

Помните! Единственный способ узнать что будет - попробовать...

В осеннем семестре 2017/2018 в педагогическую нагрузку В.Ф. Горбатюка входило преподавание предмета «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств» в группах ТИ-131

и ФТ-111:

Таблица 1

_Фрагмент педагогической нагрузки В.Ф. Горбатюка в 2017/2018 уч. г. _

Предмет курс семестр учебная группа недель лекции (час) лаб. (час) экз/зач

Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств 3 5 ТИ-131 (16 чел) 18 36 36*2 зачёт

1 1 ФТ-111 (17 чел) 18 26 28*2 экзамен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.