С. В. Тарасов,
председатель Комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Тема, определенная для обсуждения на открытой площадке, представляется особенно актуальной в контексте стратегических целей и задач, стоящих перед образованием в целом на современном этапе.
Требованием времени являются инновационное развитие образовательных систем и достижение современного качества образования.
Однако ряд проблем, связанных с ситуацией социально-культурного и экономического кризиса, затрудняют реализацию инновационных проектов. Эти противоречия характерны сегодня в целом для образования. Что же касается сельской школы, то для нее преодоление данного противоречия происходит на фоне ряда специфических, свойственных только ей проблем, усугубляющихся особенностями демографической ситуации, ограниченностью учащихся в доступе к информационным и образовательным ресурсам, удаленностью от центров культуры, науки и образования, ограниченностью в получении детьми разнообразного социального опыта. Именно поэтому в последние годы настоятельно требуется выработка стратегии, ориентированной на развитие человека. Актуальность обозначенной для обсуждения темы определяется и тем обстоятельством, что сельская школа является существенной составной частью образовательного пространства России, поскольку сельские районы занимают около 40% территории страны.
Думаю, что при рассмотрении вопроса о сельской школе необходимо осмысление феномена современной сельской школы. Чем современная сельская школа отличается от традиционных сельских школ?
Например, в Ленинградской области соотношение количества городских и сельских школ составляет 52% к 48% в пользу сельской школы. В них работает 25% от общего числа руководителей и 33,6% педагогических кадров. У нас разные сельские школы. Есть большие, крупные сельские школы, расположенные на селе. Современное здание, два бассейна, новая структура. А есть школы небольшие — 15 человек, 12 человек. Это тоже сельские школы. Сельские школы сегодня многолики. Есть сельские школы, которые практически входят в черту города Санкт-Петербурга, а есть сельские школы, которые расположены почти в 400 км от крупного мегаполиса. И все это объединяется понятием «сельская школа» с точки зрения территориального ее нахождения.
На мой взгляд, нам необходимо сегодня определить, что такое современная сельская школа, выработать нормативные документы, для того чтобы было понимание, как финансировать сельскую школу, какой педагог сегодня нужен для сельской школы и как решать многие другие проблемы.
При всех региональных и территориальных особенностях современной сельской школы существуют и общие черты. Я назову некоторые из них.
Во-первых, особая острота проявления социально-экономических проблем на селе. Понятно, что основная масса выпускников сельских школ представляет собой ресурс пополнения рабочих мест в городах. Эту тенденцию мы наблюдаем повсеместно, хотя в последнее время мы видим, что в Ленинградской области с развитием сельского хозяйства все больше и больше выпускников сельской школы остается работать там, где они закончили образовательные учреждения.
Следующая особенность заключается в том, что сельская школа является социальным институтом, оказывающим влияние на становление особого мировосприятия сельского жителя, выпускника школы. Мы проводили исследование в Ленинградской области. Нас интересовало, какие качества сегодня воспитывает современная сельская школа и какие качества воспитывает современная городская школа.
В результате мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что сельская школа в основном воспитывает у учащихся социальные качества, такие как взаимопомощь, дружба, честность, любовь к Родине. Для нас было приятной неожиданностью, что 18% респондентов, наших учащихся, сказали о том, что их сельская школа воспитывает любовь к Родине. Всего социальные качества отметили 60% учащихся сельской школы. Городская же школа воспитывает так называемые интенциональные качества — качества личного достижения и успеха. И здесь мы видим сущностное определенное различие городской и сельской школы, даже если она находится на территории одного субъекта Федерации.
Следующая особенность, с моей точки зрения, заключается в том, что сельская школа обладает потенциалом для развития в статусе социально-культурного центра. Часто, говоря о функциях сельской школы, мы указываем, что школа — это социокультурный центр на селе, как бы по факту. Но, на мой взгляд, по факту это далеко не так. Сельская школа сегодня, в современных условиях, должна заслужить этот статус, неформальный статус. Там должны быть такие ресурсы, такие педагоги, такие условия, такие инвестиции в сельскую школу, такая организация работы с внешней средой, которые бы позволили говорить о том, что эта школа действительно является социокультурным центром на селе.
Еще одна особенность заключается в том, что сельская школа, в отличие от городской, в большей степени играет компенсаторную роль. Жизнь семьи на селе достаточно обособлена, поэтому возникает необходимость восполнения контактов, потребности в общении. Родители из-за особенностей их образования и образа жизни не могут уделять подготовке детей к школе должного внимания, помогать им учиться.
Еще одна особенность сельской школы заключается в том, что для сельской школы характерны неформальные, более доверительные отношения по сравнению с городской школой. И не только потому, что сельская школа, как правило, небольшая и классы там меньше. Прежде всего сам уклад деревенской жизни, особенности мировосприятия людей, неспешность в обдумывании и принятии решений — все это способствует тому, что более неформальные и доверительные отношения выстраиваются в условиях сельской школы. Это, с одной стороны, плюс сельской школы, а с другой — фактор риска, потому что учащийся, попадая в другую, городскую среду, имея даже высокий уровень знаний, сталкивается с определенными, достаточно серьезными проблемами (например, приезжая в большой город на учебу или на работу).
В настоящее время сельская школа становится более открытой для внедрения инноваций, новых технологий. Сегодня на выставке вы видели информационный портал, с помощью которого можно было выйти в любую сельскую школу Ленинградской области,
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
пообщаться, поговорить, получить необходимую информацию. Сегодня сельская школа более открыта и по менталитету, и с точки зрения имеющихся технологий.
О каких проблемах хотелось бы сказать?
Проблем сельской школы много, наверное, их больше, чем у городской школы по понятным причинам.
Прежде всего, это отсутствие адекватной качественной подготовки учителя для сельской школы. РГПУ им. А. И. Герцена, другие вузы страны, наш областной университет многое делают, для того чтобы эта подготовка была нацелена на специфику работы учителя для сельской школы. Вместе с тем мы понимаем, что подготовить учителя для сельской школы гораздо труднее, чем даже для профильного обучения в общеобразовательной городской школе. Сегодня учитель сельской школы — не только универсал, не только предметник, но и человек, который обладает надпредметными знаниями, межпредметными знаниями и может работать в различных предметных областях. Кроме того, он должен обладать определенными социально-психологическими, культурологическими компетенциями, профессиональными, которые помогают выполнять те же самые компенсаторные функции и задачи сельской школы.
Иногда мы слышим, что для сельской школы достаточно подготовить бакалавра, а магистр должен работать в профильной школе, в гимназии, в лицее. Мне кажется, это неправильно. Сегодня на селе должен работать более подготовленный специалист, я в этом убежден, потому что задачи, которые ему придется решать, значительно сложнее, чем задачи, которые будет решать учитель в городской школе. Хотя, наверное, это дискуссионный вопрос, и здесь не все так однозначно. Понятно, что есть специфика каждого образовательного учреждения.
Еще одна проблема. Несмотря на все коммуникационные технологии, в целом мы можем говорить об определенной социокультурной замкнутости сельской школы, ограниченности социального опыта учащихся, в какой-то степени — и профессиональных контактов педагогов. И дело здесь уже не столько в возможностях, сколько в менталитете сельского педагога, особенно если это дальняя небольшая сельская школа. Они живут своей замкнутой жизнью, им хорошо друг с другом, у них взаимопонимание с родителями, с детьми, все довольны: «И зачем нам какие-то интенсивные профессиональные контакты, зачем нам интенсивное повышение квалификации? Мы со своей функцией справляемся». На самом деле нужно менять не только технологии, о которых мы говорим сегодня и которыми насыщается образовательное учреждение, но прежде всего менять сам подход педагога сельской школы к своей профессиональной подготовке, качеству своего образования и качеству своего образовательного процесса.
Еще одной проблемой является не всегда благоприятная образовательная социокультурная среда вне образовательного учреждения. Отсутствие учреждений культуры. Это, конечно, тоже влияет на сельскую школу.
Другая проблема связана с финансированием сельской школы. Нормативно-подушевой принцип финансирования — никто не ставит его под сомнение — это принцип, который ориентирует нас на эффективность и качество образования, и от этого нам никуда не уйти. Но думаю, что должно быть определенное переосмысление нормативно-подушевого финансирования, если мы говорим о сельской школе. Сельские школы небольшие, конкуренции среди них нет: ближайшая школа в 40—50 км. Поэтому я думаю, что здесь необходима более гибкая система, связанная с определением финансирования сельской школы.
В Ленинградской области уже много лет существует нормативно-подушевое финансирование, но мы ввели на уровне субъекта Федерации определенные коэффициенты, так называемый агрегированный коэффициент, который позволяет фактически финансировать сельскую школу по потребностям. На основе нормативов, но по потребностям.
Поэтому потерь в заработной плате сельского педагога нет. В финансировании сельской школы потерь нет. Учитываются и автобусы, и дополнительные занятия, схема подвоза детей к образовательному учреждению и многие другие факторы, на которые требуются дополнительные средства, чтобы мы не тратили деньги на бензин для подвоза детей в ущерб заработной плате педагога.
На мой взгляд, есть еще одна проблема — проблема оценки результатов деятельности сельской школы с точки зрения качества образования, с точки зрения единого государственного экзамена. Мы знаем, что результаты ЕГЭ в сельской школе несколько ниже, чем в городской. Но вправе ли мы говорить, что сельскую школу мы должны оценивать только по результатам единого государственного экзамена? Это тоже вопрос открытый и достаточно дискуссионный. Необходим комплексный подход к оценке результатов деятельности сельской школы, учитывающий специфику ее деятельности.
И, конечно, проблемой, на мой взгляд, являются более скромные стартовые возможности учащихся сельской школы, чем выпускников городской школы.
Не буду подробно говорить о том, что мы делаем в Ленинградской области для поддержки сельской школы. Это целый комплекс мероприятий. Это и поддержка молодых педагогов, и заработная плата, которая в Ленинградской области в среднем составляет более 17 тысяч рублей.
Назову лишь два проекта, которые мы на протяжении нескольких последних лет реализуем в системе образования. Один проект называется «Проектирование социокультурной образовательной среды территории», а второй — «Единое образовательное пространство городской и сельской школы Ленинградской области».
Первые проект нацелен на то, чтобы объединить те ресурсы, которые есть сегодня на селе (это может быть отдельный поселок или несколько населенных пунктов в одной волости), для решения образовательных и социальных задач. Формируется группа проектировщиков, руководителями этой группы выступают педагоги, Институт развития образования Ленинградской области, ученые. И разрабатывается проект развития социокультурной среды территории. В эту группу помимо педагогов входят администрация поселка, родители, представители системы здравоохранения, культуры, социальной защиты и многие другие. Самое главное — в эту группу проектировщиков входят ребята, выпускники школы, учащиеся средних классов, и они одновременно выступают в качестве и самих разработчиков, и экспертов, и заказчиков, потому что им жить на той территории, которую они сегодня проектируют. Принцип такой работы — это принцип малых дел. Они должны быть реальные, они должны быть достижимые, самое главное — они должны быть обоснованные. А уже под этот проект мы находим ресурсы, для того чтобы поддержать данное образовательное учреждение, данный проект. Здесь и сельские школьные автобусы, и дополнительные субсидии, и субвенции, и многое другое, что предусмотрено правительством Ленинградской области. И под этот проект все необходимые ресурсы направляются. И самое главное — мы привлекаем интеллектуальные ресурсы наших высших учебных заведений. К сожалению, часто мы не рассматриваем интеллект, информацию как очень важный ресурс. В этом проекте самый главный ресурс — это интеллект, это информация, то, чем располагает сегодня интеллигенция на селе с помощью наших образовательных учреждений высшего профессионального образования.
И второй проект — «Единое образовательное пространство городской и сельской школы Ленинградской области». Основная идея этого проекта в том, что мы помогаем учащимся осваивать и расширять социальный опыт, культурные навыки, компетенции в области коммуникаций. Помогаем ребятам из городских школ Ленинградской области лучше узнавать своих сверстников из сельских школ.