Научная статья на тему 'Проблемы современной сельской начальной школы'

Проблемы современной сельской начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3152
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА / СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вохминова Людмила Владимировна

Статья посвящена проблеме развития сельской школы в современных условиях. Особое внимание уделяется особенностям деятельности учителей в такой школе, а также организации воспитательной работы с учащимися в условиях малочисленной сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN RURAL PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to the problem of the rural school development in the modern world. Special attention is given to peculiarities of the teachers activity in such a school as well as to the educational work organization in the conditions of a rural school with a small number of students.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной сельской начальной школы»

УДК 373.3.018.523 (045)

ВОХМИНОВА Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 100 научных публикаций, в т.ч. двух монографий, двух учебных пособий и более 40 учебно-методических пособий

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме развития сельской школы в современных условиях. Особое внимание уделяется особенностям деятельности учителей в такой школе, а также организации воспитательной работы с учащимися в условиях малочисленной сельской школы.

Сельская школа, малокомплектная сельская школа, школьная реформа, системные проблемы

Характерной особенностью современной социокультурной ситуации является изменение отношения к образованию, признание его ключевым компонентом в системе мер, обеспечивающих развитие человека, общества, государства.

Начальная школа занимает важное место в системе образования. Существующая сегодня для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезнейшей модернизации. Она перегружена, создает неблагоприятный фон для дальнейшего развития детей (на последующих ступенях образования), вносит негативный вклад в проблему здоровья школьников, ориентирована на формальное усвоение большого массива информации и в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетенций.

© Вохминова Л.В., 2011

Назовем наиболее значимые практические изменения, произошедшие в начальном образовании с момента начала школьной реформы.

Во-первых, расширение правового поля школы. Теперь сама школа определяет образовательную сферу и конкретный спектр образовательных услуг, а также тип образовательного учреждения и путь его развития. Появилось много типов образовательных учреждений, где дети могут получать начальное образование: начальные классы на базе детских садов, создаются школы, осуществляющие обучение только младших школьников, традиционные средние школы, гимназии и прогимназии, негосударственные начальные и средние школы и пр.

Во-вторых, расширение вариативности образовательной среды. Все большее распространение приобретает вариативность учебнометодических комплексов, средств, приемов и

форм обучения, расширяется спектр служб сопровождения ребенка.

В-третьих, расширение поля удовлетворения индивидуально своеобразных потребностей ребенка. Намечается тенденция построить школу вокруг семьи и семейных традиций, национальных и культурно-этнических ценностей. Школа постепенно переходит к пониманию образования как необходимого института социализации личности1.

Описанные шаги только тогда в полной мере будут способствовать модернизации начального образования, когда будет реализована модель личностно-ориентированного начального образования.

Для этого необходимо принять следующие базовые цели начального образования:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка; формирование у младших школьников желания и умения учиться;

• развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников предполагает направленность содержания образования на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Особенностью сегодняшней начальной школы является отсутствие «единого старта»: дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и социальным опытом. Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, отличия в их индивидуальном психофизиологическом развитии предъявляют жесткие требования к учителю.

Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объемна. Анализ ситуации в нашем регионе выявил три основания, предопределяющие системные проблемы сельского образования.

Первое основание - это социально-экономическая ситуация современного сельского социума. Она характеризуется следующими процессами:

• сложное финансово-экономическое положение хозяйствующих субъектов;

• ухудшающаяся демографическая ситуация на селе;

• скудное финансирование сельского образования;

• низкая заработная плата сельского учителя и др.

Все это ведет к значительному уменьшению числа учащихся, увеличению количества малокомплектных школ, высвобождению педагогических кадров в результате уменьшения учебной нагрузки, оттоку молодых специалистов в другие сферы деятельности, снижению качества знаний учащихся.

Второе основание - это позиция микросоциума, т.е. самих сельских жителей по отношению к модернизационным процессам в сфере образования, степень их заинтересованности в реальных положительных изменениях состояния сферы образования, в росте его качества, эффективности и доступности. К сожалению, отношение большей части населения характеризуется, с одной стороны, притязаниями на весьма высокий уровень образования детей, с другой - очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской школы.

Третье основание - это отношение к модернизации сельской школы работников сферы образования. Основные сложности связаны с пониманием целей современного образования и понятий «качество образования» и «эффективность образования». Одни понимают «качество образования» традиционно как высокие оценки и высокий процент выпускников, поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения; другие - как уровень успешной социализации выпускников. Много спо-

ров и разночтений вызывает и понятие «эффективность образования». Отсутствие у большинства работников сельского образования четко структурированного по содержанию и способам, согласованного профессионально-деятельностного понимания того, что и как делать, приводит к серьезным ошибкам при решении задач модернизации.

Какие проблемы необходимо решить, на наш взгляд, в процессе модернизации сельской школы? Какова роль в их решении государства? Что может изменить школьный учитель?

Прежде всего, это социально-экономические проблемы: сложное положение сельскохозяйственных предприятий; низкие заработки сельских жителей, ограниченность рынка труда; низкий уровень и качество жизни большинства сельского населения; ухудшение физического и нравственного здоровья детей, подростков и всего сельского населения; устаревшая материально-техническая база сельских школ; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств и др.

Второй круг проблем связан с пассивностью сельского социума: безразличие значительной части родителей к вопросам образования из-за низкого культурного уровня, алкоголизма и др.; распыленность усилий активной части сельского населения, его неспособность консолидироваться для оказания существенного воздействия на властные структуры; неудовлетворенность родителей качеством образования в сельских малокомплектных школах и одновременно нежелание закрывать их, т.к. закрытие школы ведет к «вымиранию» села; стремление дать детям хорошее образование и отсутствие или недостаток ресурсов, условий и возможностей для этого.

Мешает модернизации и недостаточное научно-методическое и технологическое обеспечение процессов сельского образования: трудности, которые испытывают сельские учителя в разработке концепций, проектов, программ реализации задач модернизации сельского образования в условиях конкретного района и конкретного образовательного учреждения;

зауженное, ведомственное понимание целей и задач модернизации образования многими руководителями органов образования и школ, педагогами и сотрудниками.

Нерешенность этих вопросов приводит к низкому качеству сельского образования и, следовательно, значительно снижает конкурентоспособность выпускников сельских образовательных учреждений как при поступлении в вузы, так и на рынке труда.

Из вышесказанного следует, что модернизация сельских образовательных учреждений -проблема системная. А значит, ее решение возможно только на межведомственном уровне путем объединения усилий представителей всех сфер региона (района). В связи с этим основной целью деятельности сельских школ должно стать изменение отношения к вопросам образования у всех, имеющих к ним непосредственное отношение, субъектов: у общества и властных структур, у хозяйств и предприятий, у микросоциума и работников сферы образования.

Это сложная проблема. Готовить к ее решению необходимо студентов в вузе. С этой целью в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова на факультете педагогики начального обучения и социальной педагогики проводится спецкурс «Особенности организация работы в сельской школе».

Начинаем изучение курса с характеристики системы образования России, рассматриваем реформы 90-х годов, анализируем инновации современной общеобразовательной школы, место, роль и приоритеты начального образования. Обращаем внимание на необходимость формирования общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности. Особое внимание уделяем идеям гуманистической педагогики, определяющим направления развития начального образования в будущем.

Вторая тема посвящена особенностям социокультурной и образовательной среды в условиях сельской местности. При изучении этой темы обращаем внимание на географическое положение России (плотность населения ниже мировой, 1/3 населения проживает на селе, хотя

70% населенных пунктов - деревни и села, школа в которых является стабилизирующим звеном). Подчеркиваем, что охватившие Россию социально-экономические преобразования в первую очередь касаются села. Процессы дифференциации форм собственности преобразуют новый облик. В связи с этим возникает потребность разработки и апробации комплекса образовательных, социально-экономических и социокультурных программ, рассчитанных на поэтапное и системное повышение качества образования сельских тружеников.

Как свидетельствует мировая практика, школа может существовать и развиваться в трех основных вариантах.

1. Полномасштабная школа. Практически ничем не отличающаяся от городской, кроме парка автобусов, доставляющих детей из небольших населенных пунктов, фермерских хозяйств в школу и из школы. В условиях России и Архангельской области в особенности развитие такого типа сельских школ не имеет ближайших перспектив из-за отсутствия сети дорог.

2. Школа-интернат. Эффективная школа со специальными условиями, однако этот вариант не может рассматриваться как общепринятый и единственный вариант школы по двум причинам: во-первых, ребенок комфортнее чувствует себя в семье, роль семьи в его развитии и воспитании велика, и отлучать его от семьи педагогически не целесообразно; во-вторых, нужны огромные материальные средства для того, чтобы создать нормальные условия для проживания в школах-интернатах.

3. Сельские малочисленные школы. Принято считать малочисленными сельскими школами школы среднего (полного) общего среднего образования с наполняемостью до 100 чел., основного общего образования до 80 чел., начального общего образования - до 15 чел.

Для сельской малочисленной школы можно выделить ряд специфических задач:

• социально-образовательную ориентацию деятельности школы;

• организация «школ природы», школ со специализацией на фермерском труде, введение расширенных курсов естествознания;

• активизация экологических и краеведческих движений с целью воспитания бережного отношения к природе;

• организация фермерских школ с глубоким изучением дисциплин естественного, экономического, правового циклов с использованием возможностей практической подготовки учащихся к ведению собственного хозяйств.

Подчеркиваем, что каждая малочисленная школа индивидуальна, не похожа на другие, в общем виде эти различия выражаются в следующем: количество школьников, количество классов-комплектов, специфика контингента учащихся, возможности педагогического коллектива, материальная база школы, реальная помощь местных хозяйств.

Эти индивидуальные особенности (различия) сельских малочисленных школ ставят проблему подготовки кадров к проектированию и разработки системы обучения в СМШ, ориентированной на удовлетворение социально-образовательных потребностей на селе.

Подробно, в т.ч. на практических занятиях, рассматриваем эту проблему при изучении третьей темы - «Специфика профессиональной деятельности учителя сельской малочисленной школы».

Специфические особенности социообразова-тельной среды в сложившихся условиях сельской малочисленной школы, своеобразие демографических, материально-технических, культурологических и других факторов ставят проблему создания адаптивно-развивающей системы обучения.

Среди специфических особенностей деятельности учителей СМШ особо выделяем:

1. Социально-образовательную деятельность по реализации функций социальной среды. Эта деятельность предполагает учет социокультурных, демографических, социальноэкономических факторов в преподавательской, внеурочной деятельности, использование воспитательных и образовательных возможностей прогрессивных традиций, бытующих на селе, развитие ученика как субъекта деятельности -соучастника преобразования социально-образовательной среды на селе.

Социально-образовательная деятельность учителя имеет интегративный характер и включает следующие компоненты:

• культурологический (характеристика сельской культуры и духовного мира сельского жителя);

• философский (понимание сельского менталитета как фактора развития общественного сознания селян);

• психологический (осознание психологических факторов жизнедеятельности человека в условиях сельской местности).

2. Конструктивно-адаптивная деятельность по разработке образовательных программ. Учитель корректирует программы в соответствии со спецификой местности, производства, адаптивно индивидуальным особенностям, интересам своих учеников.

Преобразуя содержание обучения, умело используя конкретный местный материал, жизненный опыт сельских ребят, он побуждает учащихся актуализировать их познавательный опыт. Легче и быстрее осмысливаются и осваиваются понятия, вытекающие из непосредственных наблюдений.

3. Деятельность по учету жизненного опыта учащихся. Теоретические знания учитель может дать опосредованным путем решения практических заданий и задач. На уроках математики решаются задачи экономического содержания с такими понятиями, как себестоимость продукции, прибыль, кредит, хозрасчет, рентабельность производства, напрямую связанных с тем хозяйством, где проживают учащиеся. Данные для условий задач ученики собирают сами. При этом дети реализуют чисто математические учебные задачи: учатся решать задачи на проценты, пропорции, на составление уравнений и др.

При изучении предметов биологического цикла самое важное - не допустить разрыва между практическими навыками учащихся, их жизненным опытом и теоретическими знаниями. К сожалению, это не всегда удается, дети рассказывают бойко классификацию растений на уроке и не могут назвать то или иное комнатное растение.

4. Интегративная деятельность. Интегрированные курсы - это определенная структурная организация учебного материала, дающая представление о мире как едином целом, не расчлененном на отдельные предметы.

Следующая тема посвящена особенностям организации учебного процесса в МСШ. Специфическая особенность урока в малокомплектной начальной школе состоит в том, что при одновременных занятиях с двумя-тремя классами учитель непосредственно уделяет ученикам вполовину или втрое меньше времени, чем в обычных условиях, а остальную часть учебного времени в силу необходимости отводит самостоятельной работе учащихся. При этом «удельный вес» самостоятельной работы неодинаков в различных типах малокомплектных школ, он существенно возрастает, когда учитель одновременно занимается не только с двумя или тремя классами, но и с четвертым классом, если его не удалось вывести в ближайшую восьмилетнюю или среднюю школу.

Далее подробно анализируем проблему, связанную с организацией воспитательной работы в МСШ. Основным результатом воспитания в сельской школе, на наш взгляд, является социальная зрелость, т.е. развитие у детей умения осознавать ответственность за свое поведение.

Ограниченное время не дает возможности рассмотреть все направления воспитательной работы, поэтому подробнее останавливаемся на специфичных для сельской школы проблемах, а именно:

• воспитание нравственности и гражданственности у сельских школьников. Исследования, проведенные выпускниками заочного отделения ФПНОиСП, показали, что система «моральных» знаний подростков села по сравнению с их городскими сверстниками достаточно ограничена; отмечается пассивность в обсуждении «моральных» проблем и неумение выразить собственное мнение. В школах достаточно успешно организована работа по формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, патриотизм, уважение к старшим,

бережное отношение к природе, однако очень мало внимания уделяется развитию у учащихся рефлексии, формированию представления о себе как об уникальной и самобытной личности и соответственно осознанию других людей таковыми же.

• Экологическое воспитание. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая работа - одним из путей развития сельской школы в современных условиях.

• Краеведческая работа. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине.

• Трудовое и экономическое воспитание. Возможности сельской школы в трудовом воспитании несравненно больше, чем городской, но и потребность в этом воспитании также значительно выше.

На занятиях анализируются различные формы трудового воспитания. Кроме того, большое внимание уделяем формам организации воспитательной работы, проблеме взаимодействия старших и младших школьников в коллективе.

Наконец, проблема любой школы, в т.ч. и СМШ: как привлечь родителей в школу?

На этом занятии пытаемся организовать дискуссию на тему «Зачем родитель идет в школу?» Приходим к выводу: для того, чтобы узнать про то, как учится его ребенок. Тогда зачем общие собрания в том виде, в котором они традиционно проводятся: общее состояние дел в классе; потом про каждого ребенка вслух, при всех - его недостатки и, иногда, успехи; затем - количество денег на нужды класса?

Спецкурс «Особенности работы в МСШ» позволяет познакомить студентов с особенности работы в сельской школе, ее проблемами, и хотя бы частично подготовить к поиску путей их решения.

Примечания

1 Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. ГА. Бордовского. СПб., 2007.

Vokhminova Lyudmila

PROBLEMS OF MODERN RURAL PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to the problem of the rural school development in the modern world. Special attention is given to peculiarities of the teachers’ activity in such a school as well as to the educational work organization in the conditions of a rural school with a small number of students.

Контактная информация: e-mail: vokhminova@bk.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.