УДК 37.018.523
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
А.А. Полякова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит»
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Л.А. Полякова, учитель биологии МБОУ - средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития сельских школ и их влияние на социально-экономическое развитие сельской местности.
Ключевые слова: сельская школа, учащиеся сельских школ, инфраструктура села, сельское хозяйство.
Abstract. In the article the questions of development of rural schools and their impact on socio-economic development of rural areas.
Key words: rural school, rural school students, rural infrastructure, agriculture.
Проблемы устойчивого развития выдвинулись на передний план еще в конце XX века, как одно из приоритетных направлений функционирования государства и хозяйствующих субъектов. Обеспечение устойчивого развития аграрной сферы направлено на сбалансированное решение социально-экономических проблем АПК при недопущении разрушения и уменьшения его природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении благоприятной окружающей среды, удовлетворении потребностей нынешнего и будущего поколений людей в сельскохозяйственной продукции и прежде всего в качественных, экологически безопасных продуктах питания.
Устойчивое развитие АПК должно обеспечивать возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады - природа, население, хозяйство.
Анализ целей, критериев и основных направлений устойчивого развития АПК показывает, что для данной проблемы характерны многокритериальность, многофакторность и наличие ряда принципиальных неконтролируемых факторов различной природы. Специфической особенностью устойчивого развития является сложное переплетение и взаимовлияние весьма разнородных факторов в технологической, экологической, экономической и социальной областях.
Сельское хозяйство занимает ведущее место в экономике Орловской области. В сельской местности проживает порядка 33% населения (2016 год), тогда как в среднем по России этот показатель находится на уровне 26%. Отметим, что в 2005 году доля сельского населения Орловской области составляла 36%. Здесь производится более 30% валового регионального продукта, сосредоточено около 30% основных фондов, более 33% численности работников, занятых в материальной сфере. В то же время, большой проблемой является неразвитая социальная инфраструктура села. Уровень жизни и обеспеченность коммунальными и бытовыми услугами на селе гораздо ниже, чем в городе. Кроме того, большинство сельских жителей области вынуждены вести ЛПХ, в связи с тем, что получаемая заработная плата не позволяет им покрыть все свои расходы. Орловская область входит в десятку областей России с высокой зависимостью от ЛПХ. Область за счет ЛПХ почти полностью покрывает свои потребности в картофеле, плодах и овощах, а также значительную долю потребности в молоке.
Сельское хозяйство - это стратегическая отрасль экономики любого государства, позволяющая обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан. Следует отметить, что большое влияние на конечные результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий, оказывают социальные факторы, определяющие уровень обеспеченности сельского населения услугами социальной сферы.
Социальная инфраструктура в сельской местности, как и инженерная инфраструктура, существенно уступает городской.
В среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских населенных пунктов удалена от школ, больниц, объектов культуры на 10-20, а иногда и на сотни километров и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.
В последнее время особенно остро стоит вопрос о сокращении социально-культурных объектов в сельской местности. Быстрыми темпами идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизации, укрупнения. Вместе с тем форсирование процесса закрытия малочисленных школ губительно для сельского образования, ибо в большинстве регионов страны большая часть школ, расположенных на селе, становятся малочисленными. Еще четверть века назад сельская школа имела огромный авторитет, и именно на нее возлагалась ответственная миссия по воспитанию грамотных, компетентных людей, которые развивают сельское хозяйство, без которого невозможно представить не одно развитое государство. На данный момент можно констатировать, что опыт предыдущих лет практически забыт, а образование на селе переживает глубоко кризисный период. Эти обстоятельства дали мощный толчок очередному витку миграции сельского населения в город.
По данным статистики на начало 1990-91 учебного года в России функционировало 48600 сельских школ, а на начало 2014-15 учебного года - всего 26100, т.е. за данный период была закрыта половина общеобразовательных учебных заведений, расположенных в сельской местности. При этом численность обучающихся за этот период сократилась с 5903 тыс. человек до 3724 тыс. человек (табл. 1).
Таблица 1 - Число образовательных учреждений и численность обучающихся в сельской местности _(на начало учебного года)1_
1990/91 2000/01 2005/06 2007/08 2009/10 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15
Число общеобразовательных организаций в сельской местности, тыс. 48,6 45,4 40,7 36,3 32,5 28,6 27,4 26,4 26,1
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях в сельской местности, тыс. человек 5903 6104 4714 4232 3927 3732 3667 3615 3724
На начало 2013-2014 учебного года численность учащихся в сельских школах Орловской области составляла 17441 человек. Общее количество общеобразовательных школ региона, расположенных в сельской местности, - 284. Отметим, что на конец 2004 года в области функционировало 516 сельских образовательных учреждений общего образования. Более половины учащихся в области приходится на сельские школы.
Финансирование социальной инфраструктуры в сельской местности традиционно осуществлялось по остаточному принципу. В то же время без развития социальной сферы не могут быть решены никакие другие задачи сельских поселений, включая задачи модернизации и развития агропромышленного комплекса. В 2007 году переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений стал одним из основных направлений Комплексного проекта модернизации образования. Именно с этого момента начинают массово закрываться школы на селе, так как проблемы их финансирования не нашли своего решения.
Сельская школа существенно влияет на развитие большинства населенных пунктов. В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждения находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские образовательные учреждения стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и объединениями фермеров. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села.
Сельская школа всегда занимала особое место в системе российского образования. Можно говорить о некоторых различиях в системно-социальном качестве городской школы (особенно школы в больших городах) и сельской школы, о разном качестве образования, о несоответствии материально-технической оснащенности, различии в инновационной составляющей подготовки обучающихся. Но у сельской школы есть и огромные преимущества. Главное состоит в том, что сельская школа несет на себе печать сельского социума, сельской культуры, связанной с близостью к природе, с жизнью непосредственно в природном пространстве. А природа это мощный дополнительный ресурс образования.
Актуальность проблемы создания оптимальных стартовых условий для полноценного развития личности учащихся сельских школ ориентирует образовательную систему области на решение важной задачи социально-экономического, социально-политического характера: обеспечение устойчивого развития системы образования на селе и, прежде всего, сельской школы как социального института, дающего базовое общее
1 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#
среднее образование половине учащихся области, являющейся фактором стабильности, социального, экономического и культурного развития региона как аграрного сектора России.
Важность исследования жизненных перспектив развития сельской школы обусловлена подъемом и развитием сельскохозяйственного производства, культуры российского села. Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого агропромышленного производства. Ведущая роль в его создании принадлежит тому самому "человеческому фактору", который выходит сегодня из стен сельской школы. Нынешним выпускникам сельских школ предстоит жить и работать в очень сложных условиях восстановления во многом разрушенной экономики и социальной сферы села. Именно на их плечи тяжелым грузом ляжет задача по выводу сельского хозяйства на новый виток развития, по социальному обустройству села. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки, которую и призвана обеспечить сельская школа.
Исследования показывают, что каждый четвертый учащийся сельской школы заинтересован в получении знаний и умений, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве. Еще 14% учащихся желают получить сельскохозяйственные профессии. 11,3% учащихся хотят получить знания, которые помогут им поступить в учреждения профессионального образования сельскохозяйственного профиля.
Тем не менее, в настоящее время только от 10 % до 30 % выпускников сельских школ остаются на селе, что не обеспечивает стабильного развития сельских территорий, успешного решения демографической проблемы, воспроизводства кадров в сельскохозяйственном производстве и социальной сфере села.
Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий.
В заключении хотелось бы отметить, что в российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, была чем-то большим, нежели сугубо образовательное учреждение. Это её своеобразие предопределялось историческими традициями народной школы, близостью к сельскохозяйственному производству и социальной жизни деревни, спецификой локальной изолированной от большой жизни среды, зависимостью от производственной и социальной инфраструктуры провинции и, как следствие из них вытекающее, той сверхзадачей, которую всегда выполняла и будет выполнять она в экономической, культурной жизни государства и нашего общества. От уровня обеспеченности образовательными услугами на селе во многом зависит развитие сельскохозяйственного производства, как стратегического сектора экономики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова Л.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://si-sv.com/Innovatsii/bajborodova_selskaja-malochisl-shkola.pdf (дата обращения 15.03.2016).
2. Богачев А.И. Социальная и инженерная инфраструктура села как фактор устойчивого развития территорий // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №4 (8). С.2-5.
3. Дамдинов А.В. Актуальные проблемы развития сельских школ республики Бурятия //Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №1. С.32-36.
4. Полякова А.А. К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №1 (9). С.44-46.
5. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт: http://www.gks.ru (дата обращения 25.03.2016).
6. Пигорева О.В. Формирование нового образовательного пространства и «религиозный вопрос» в период «перестройки» / О.В. Пигорева, З.Д. Ильина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. Т. 27. № 15 (158). С. 140-146.
7. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: Монография. Орловский ГАУ. 2016 г. 146 с.
8. Турьянский А. Модернизация аграрного образования: опыт Белгородской области // АПК: Экономика, управление. 2005. № 2. С. 11-15.