Научная статья на тему 'К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий'

К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова А. А.

В статье рассмотрены вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий, в рамках действующей федеральной целевой программы, предложены мероприятия по его достижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий»

12. Полухина М.Г., Логвинова Р.М. Экономический анализ демографического потенциала Орловской области / М.Г Полухина, Р.М. Логвинова // Образование, наука и производство. 2014. №3. С. 38-42.

УДК 338.431.2

К ВОПРОСУ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

А.А. Полякова, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий, в рамках действующей федеральной целевой программы, предложены мероприятия по его достижению.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, инфраструктура села, программно-целевое развитие, альтернативная занятость.

Abstract. In the article the questions of ensuring sustainable development of rural territories, in the framework of the current Federal targeted programme, the activities proposed for achieving it.

Key words: rural areas, sustainable development, rural infrastructure, targeted development, alternative employment.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан [4]

Комплексное решение экономических, социальных, демографических и иных проблем должно быть осуществлено в каждом регионе, в том числе на каждой сельской территории. Именно они выступают объектами внедрения принципов и механизмов устойчивого развития в российскую практику.[1] Начало перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоохранного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей, было положено Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [2].

Под устойчивым развитием сельских территорий согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере [3].

Следует отметить, что большое влияние на конечные результаты деятельности предприятий агропромышленного комплекса, а следовательно на развитие агроориентированных регионов, оказывают отрасли, обслуживающие сельское хозяйство. Совокупность таких отраслей и служб принято называть инфраструктурой, которая представляет собой комплекс отраслей производств, призванных обеспечивать нормальные условия экономического и социального воспроизводства. Она способствует эффективному функционированию АПК путем реализации возникающих в процессе производства технологических, производственных, экономических и организационных связей.

Проведенный анализ систем взаимодействия сельскохозяйственных предприятий с контрагентами позволил представить следующую схему инфраструктуры сельского хозяйства (рис. 1).

Лизинговые компании Бюджет " Административно территориальной единицы

Производственная

инфраструктура

Вспомогательные

производства

Перерабатывающие

предприятия

Химическая

Г ~ промышленность

Материальные потоки ср-в пр-ва Мат.потоки предметов труда, гот.пр-ции

Услуги

Финансовые потоки Информационные потоки Передача собственности

Инфраструктура потребления Население

Предприятия Государственые

__закупки__

Экспорт

Рисунок 1 - Инфраструктура сельского хозяйства

Инфраструктура выступает в качестве одного из факторов интенсификации сельскохозяйственного производства и роста его эффективности, в значительной мере определяя эффективное функционирование всего производства в целом. В этой связи при изучении вопросов устойчивого развития АПК обращается внимание и на отрасли инфраструктуры и обеспеченность региона ими.

Следует отметить, что в основе комплексного эффективного развития регионального АПК лежат и такие факторы, как государственное (региональное) управление и программно-целевое планирование развития агропромышленного производства.

В современных условиях хозяйствования успешное развитие АПК региона невозможно без реализации конкретных программ, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, относящихся к агропромышленному сектору экономики. Мировой опыт функционирования АПК свидетельствует, что программно-целевое планирование - один из наиболее эффективных методов осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов.

Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы. Целевые программы стали одним из основных рычагов государственного регулирования процессов, связанных со структурной перестройкой отраслей экономики. Следует отметить, что они охватывают все отрасли экономики, а также социальную сферу.

Анализ целевых установок, финансового обеспечения действующих ныне программ, реализуемых на территории Орловской области, позволяет выделить следующие «узкие» места программно-целевого обеспечения (планирования):

- стимулируются, в большей степени, экстенсивные факторы развития;

- действие программ не носит унифицированный характер, т.е. один товаропроизводитель может получать какие-либо дополнительные стимулы, а второй, с такими же параметрами, - нет;

- совокупность программ не носит системного характера, в результате чего невозможно достичь синергизма в развитии АПК области;

- не достаточно внимания уделяется социальной сфере села и развитию альтернативной занятости в сельских социумах.[5]

На наш взгляд, программой способной дать импульс развития агропромышленного комплекса региона, могла бы стать программа «Эко-продукт». Указанная программа должна содержать в себе несколько основных направлений развития:

- производство экологически чистых и обогащенных продуктов питания;

- создание индустрии производства белка и технологий его использования в пищевой промышленности;

- развитие технологий хранения (современные хранилища, быстрая заморозка, изготовление и хранение экстрактов, соков и т.д.).

Стимулирующее влияние на развитие АПК программа «Эко-продукт» способна оказать, поскольку она предусматривает системное достижение экономических, социальных и финансовых эффектов.

Кроме того, в области необходимо разработать программу альтернативной занятости на селе. В настоящее время в большинстве сельских районов у населения нет другой возможности, кроме как работать в сельскохозяйственных предприятиях, а они не могут обеспечить полную занятость. Это обстоятельство приводит к тому, что население вынуждено переезжать в город в поисках работы или содержать большое личное хозяйство, чтобы таким образом обеспечить себя материально.

Частично данную проблему может снять реализация программы «Эко-продукт», если в ее рамках разместить малые предприятия переработки в сельской местности. Однако, наибольший эффект при решении этого вопроса, на наш взгляд, принесет развитие традиционных и новых ремесел и промыслов. Кроме того, можно использовать опыт западных стран и ряда областей РФ по развитию сельского туризма.

В рамках социальной защиты при реализации Программы альтернативной занятости следует заключать с жителями трудовое соглашение, т.е. у них будет идти трудовой стаж, накаливаться пенсионные взносы, оплачиваться больничные листы.

Реализация названных программ позволит решить ряд экономических, финансовых и, самое главное, социальных проблем сельской местности региона, обеспечить его устойчивое развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Меньщикова В.И. Устойчивое развитие сельских территорий //Социально-экономические явления и процессы. № 7-8. 2012. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ustoychivoe-razvitie-selskih-territoriy (дата обращения 10.11.2015).

2. О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года" (с изменениями на 16.01.2015 г.): Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07. 2013 г. № 598. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499034090 (дата обращения 10.11.2015).

3. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440.

4. Папело В.Н., Ковтун Б.А., Акберов К.Ч., Терновой А.И. Стратегирование устойчивого развития сельских территорий: проблемы и направления совершенствования // Фундаментальные исследования. 2013. №11 (часть 5).С. 1017-1024. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33244 (дата обращения 10.11.2015).

5. Полякова А.А., Богачев А.И. Программно-целевое управление региональным АПК: состояние, проблемы и перспективы развития// Материалы II международной научно-практической конференции «Новости научной мысли - 2010" / Изд-во Publishing House "Education and Science" s.r.o. (Чехия, Прага), 2010.

•к к к

УДК 628. 14

ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

А. В. Пыталев, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

Аннотация. Жизнь в сельской местности должна быть привлекательной и не уступать по комфорту городской. Сельское население должно иметь возможность пользования бытовой техникой. Инженерная инфраструктура не

позволят сельскому населению пользоваться современными бытовыми приборами. Для создания условий жизни не уступающих городским, рекомендуется решить вопросы обеспечения сельских населенных пунктов инженерной инфраструктурой и реконструкции систем электроснабжения.

Ключевые слова: инженерная инфраструктура, бытовая техника, электроснабжение, автономные системы жизнеобеспечения.

Abstract. The Life in rural terrain must be attractive and not to yield on comfort town. The Rural population must have a possibility of the use by home appliances. The Engineering infrastructure will not allow the rural population to use the modern home instrument. For making the conditions to lifes not yielding town is recommended settle problems of the ensuring the rural populated points by engineering infrastructure and reconstructions of the systems of supply of the.

Key words: engineering infrastructure, home appliances, supply, isolated systems of the water-supply and sewerages

Жизнь в сельской местности должна привлекать хорошей окружающей и социальной средой, работой, возможностью жить в своем благоустроенном просторном доме с удобствами, услугами бытового и социального обслуживания, не уступающими городским, то есть, жилой фонд сельских поселений и населенных пунктов должен быть оборудован горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением, газифицирован, электрифицирован, иметь возможности для подключения и эксплуатации бытовой техникой, которая представляет собой набор приборов и устройств, используемых каждодневно в быту и предназначен для облегчения повседневной жизни человека, помогая ему механизировать выполнение различных работ и экономить время, что по результатам опроса жителей сельских поселений и населенных пунктов оказывает влияние на качество жизни.

В сферу исследования вошли предметы длительного пользования, наиболее часто используемые в быту, т.е. бытовая техника без которых трудно представить жизнь населения на современном этапе и во многом уровень жизни зависит от обеспеченности ими.

По обеспеченности населения бытовой техникой (что является одним из показателей уровня жизни населения) Россия уступает странам Евросоюза и развитым странам дальнего зарубежья, но превосходит страны входящие в состав СНГ, что представлено на рисунке 1 [1].

ЗОО -г ■ Россия 244 «Украина

■ Белоруссия |Я7 ■ Молдавия

172 154 1

115 125 L 101 112 101 ■ 1 ■ 8~> 33 от

54 59 Г 1 h. Ь

«чт 1 1 м .

^ и ■SP ✓ ^^o4 о^4 со*" г^о" / / / / „ sP^ ^ ^ X ¿Г ^ * И

Рисунок 1 - Сравнительная оценка показателей обеспеченности населения предметами длительного пользования в России и странах СНГ

Из рисунка видно, что Россия по всем показателям превосходит все страны, а на втором месте находится республика Беларусь, которая является членом союзного государства с Россией, что во многом определяет ее уровень развития.

Многие люди не представляют своей жизни без таких вещей, как холодильник, стиральная машина, телефон, телевизор, персональный компьютер и прочее. Все эти предметы длительного пользования и создают комфорт, облегчают жизнь, что позволяет экономить время, затрачиваемое на выполнение различных домашних дел, и их количество в домашних хозяйствах от года к году возрастает [2]. На рисунке 2. Представлена динамика изменения по годам наличия предметов длительного пользования в домашних хозяйствах РФ (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств на конец года на 100 домохозяйств, шт.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.