УДК 332.1(338.46)
Т. И. Захарова, Ю. Н. Иванова, Е. В. Юдина, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье рассмотрены проблемы и основные факторы, влияющие на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий. Дан анализ уровня развития социальной инфраструктуры сельских поселений Тарского района Омской области. Разработана концептуальная модель социальной устойчивости сельских территорий.
Ключевые слова: социальная инфраструктура села, факторы развития социальной инфраструктуры, бытовые потребности населения, устойчивое развитие сельских территорий.
Одним из важнейших факторов стабильности, повышения качества и уровня жизни, продовольственного благополучия населения, а также многофункционального развития сельской территории в целом является развитая и наполненная социальная инфраструктура. Ведь именно такое её состояние гарантирует удовлетворение потребностей населения практически во всех областях его жизни, начиная от условий труда и быта и заканчивая досугом, получением образования, медицинских услуг и т. д. Поэтому ухудшение социальной инфраструктуры, выраженное в сокращении количества школ и детских садов, объектов культуры и спорта, некачественном и нерегулярном медицинском обслуживании, плохом торговом обслуживании малых населённых пунктов является одной из основных проблем, препятствующих устойчивому развитию сельских территорий.
В то же время сельские территории являются важнейшим ресурсом, значение которого стремительно растёт в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны.
Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведёт к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
Социальная инфраструктура села имеет свои специфические особенности. В частности ими являются: меньшая развитость и оснащённость материально-техническими средствами по сравнению с аналогичной структурой города; небольшой объём оказываемых услуг; тесная зависимость от экономического состояния местных субъектов хозяйствования.
Нами проанализирован уровень развития институтов социальной инфраструктуры региона на примере Тарского района. Тарский муниципальный район с районным центром в г. Тара расположен на севере Омской области и является центром северного экономического региона Омской области. Расстояние от районного до областного центра - 302 км.
Площадь Тарского района составляет 15,66 тыс. кв. км. На его территории расположены одно городское поселение, включающее 3 населённых пункта и 21 сельское поселение, в состав которых входят 74 населённых пункта. Население района составляет 45,8 тыс. человек, что составляет 2,31 % от населения области. В сельской местности проживает 43,9 % от общей численности населения района. Протяжённость автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального образования, составляет 824,8 км, из них дорог с усовершенствованным покрытием - 126,9 км, с твёрдым покрытием - 155,5 км.
Основными отраслями экономики района являются сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Наибольшая доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этих отраслях, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства [1].
Обеспеченность населения услугами социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность общественного производства, поскольку улучшение условий жизни и отдыха, повышение квалификации работников способствуют росту производительности труда. Однако этому важному направлению не уделяется достаточного внимания.
Исследуя социально-экономические показатели районов Омской области, выявляется значительная дифференциация по основным показателям. Это явление наблюдается и на субрайонном (муниципальном) уровне внутри районов. На основании этого возникает необходимость разработки маркетинговых стратегий, реализации концептуальных подходов, использования инструментов маркетинга на сельских территориях. При расчёте плановых социально-экономических показателей берутся в расчёт среднедушевые расходы бюджета муниципалитета на душу населения без учёта различий территорий по площади границ муниципалитетов [2].
В сельской местности сокращается ввод жилья, количество библиотек и других объектов социальной инфраструктуры. Так, в районе на 74 населённых пункта приходится только 46 объектов здравоохранения, причём в ряде из них отмечается нехватка квалифицированных кадров. Наблюдается сокращение за последние четыре года объектов образования, физкультуры и спорта, культуры и искусства (табл. 1). Так, например, уровень фактической обеспеченности библиотеками по району в 2014 г. составил 50 % (-1,11 % к уровню прошлого года) от нормативной потребности. Доля детей в возрасте от 1 года до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в общей численности детей данной возрастной группы составляет 62,1 %.
Таблица 1
Объекты социальной инфраструктуры на территории сельских поселений Тарского муниципального района
Сельское поселение Объекты
здравоохранения образования физкультуры и спорта
2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г.
Атирское 2 2 2 2 3 3
Больше-Туралинское 1 1 1 1 4 4
Васисское 2 2 2 2 4 4
Вставское 2 2 1 1 4 4
Егоровское 2 2 1 1 4 4
Екатерининское 1 1 1 1 7 6
Ермаковское 1 1 1 1 4 4
Заливинское 3 3 1 1 5 5
Имшегальское 2 2 1 - 3 3
Литковское 2 2 1 1 4 4
Ложниковское 2 3 2 2 6 6
Мартюшевское 3 3 2 2 5 5
Междуреченское 3 3 1 1 7 7
Нагорно-Ивановское 2 2 1 1 4 4
Орловское 2 2 1 1 6 5
Пологрудовское 2 2 1 1 7 7
Самсоновское 5 5 3 2 7 6
Соускановское 2 2 1 1 4 4
Усть-Тарское 2 2 1 1 4 4
Чекрушанское 2 2 1 1 5 5
Черняевское 2 2 2 2 4 4
Итого 45 46 28 26 101 98
В районе имеются населённые пункты, не имеющие регулярного автобусного сообщения с административным центром района.
В результате сворачивания объектов сети социальной инфраструктуры ликвидация социально-культурных и бытовых объектов, происходящая чаще всего в периферийных деревнях и сёлах, приводит к их дальнейшему измельчению и вымиранию. Одновременно с сокращением объектов социальной инфраструктуры в сельской местности уменьшается средний радиус их транспортной доступности.
Ещё более сложная ситуация в бытовом обслуживании населения, так как система бытового обслуживания сельского населения практически ликвидирована (табл. 2).
Таблица 2
Объекты торговли и бытового обслуживания на территории сельских поселений
Тарского муниципального района
Сельское поселение магазин аптека кафе АЗС парикмахерская ремонт транспорта пошив швейных изделий
Атирское 11 1 1
Больше-Туралинское 4
Васисское 4
Вставское 2
Егоровское 5
Екатерининское 13 1 1 1
Ермаковское 4
Заливинское 8 1
Имшегальское 3
Литковское 5
Ложниковское 7 1
Мартюшевское 8
Междуреченское 11 1
Нагорно-Ивановское 6
Орловское 5
Пологрудовское 16 1 2 1 1 1
Самсоновское 7 1
Соускановское 2
Усть-Тарское 2
Чекрушанское 7 1
Черняевское 5 2
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платёжеспособного спроса сельского населения сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы её закупочной и производственной деятельности.
Анализ объектов социальной инфраструктуры сельских поселений Тарского района Омской области позволил выявить ряд существенных проблем.
Одним из факторов развития социальной инфраструктуры сельских территорий является уровень развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства. В современных условиях сельские территории и сельскохозяйственное производство вынуждены функционировать и развиваться с учётом неудовлетворительного состояния всей системы аграрного хозяйствования и сельского уклада жизни.
В научной литературе была проанализирована регрессивная динамика социальной нагрузки сельскохозяйственных организаций [3].
Практическая реализация мер, направленных на развитие российского сельскохозяйственного производства, имеет определённые недостатки. Есть серьёзные проблемы финансирования в сфере государственной поддержки. Установлено, что основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в развитии российских сельских территорий являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры села, высокий уровень затратности комплексного развития сельских поселений в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
Агропромышленный комплекс - один из ведущих секторов экономики Тарского муниципального района Омской области. Основная специализация - производство продукции животноводства: на долю продукции животноводства приходится 63 % от общего объёма сельскохозяйственной
продукции, на долю растениеводства - 37 %. В структуре распределения организаций, учтённых в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, по основным видам экономической деятельности сельское хозяйство занимает 7,4 %.
По состоянию на 1 января 2015 года производственную деятельность осуществляло 10 сельскохозяйственных организаций, 32 крестьянских (фермерских) хозяйства. Число личных подсобных хозяйств в районе составляет 11 529 единиц. Финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей в районе за последние годы серьёзно в позитивную сторону не изменилось и остается сложным.
Основными причинами замедления развития отрасли сельского хозяйства Тарского района являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей Тарского района к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость сельского хозяйства, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, растущим диспаритетом цен на основные потребляемые отраслью ресурсы и производимую отраслью продукцию, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования в сфере производства сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, в том числе молодых кадров, вызванный низким уровнем заработной платы и качества жизни в сельской местности.
В сельском хозяйстве труд отличается сезонностью. Это сказывается на неравномерности спроса населения на услуги объектов социальной инфраструктуры.
Для социальной инфраструктуры сельских населённых пунктов характерна более низкая обеспеченность непроизводственными фондами и обслуживающими их учреждениями, худший качественный состав материально-технического потенциала. Как правило, в сёлах многие объекты расположены в ветхих зданиях и помещениях. Такие объекты не имеют реальной возможности предоставлять качественные услуги, что отрицательно сказывается на обустройстве быта и закрепляе-мости высококвалифицированных специалистов.
На развитие социальной инфраструктуры сельских населённых пунктов оказывает влияние уровень инженерного освоения территории. Часть элементов социальной инфраструктуры имеет двойной характер функционального назначения: социальный и производственный. К ним относятся инженерные объекты, сети, коммуникации, дороги.
Технология антикризисного управления сельскохозяйственных организаций определяет среди комплекса первоочередных мер передачу на баланс муниципалитетов объектов социальной инфраструктуры предприятий АПК [4].
Как показывают результаты проведённого социологического опроса степень удовлетворённости качеством социальных услуг низкая (табл. 3).
Таблица 3
Оценка качества социального обслуживания в Тарском муниципальном районе в 2014 г., %
Вариант Транспортное обслуживание Автомобильные дороги Теплоснабжение Водоснабжение Электроснабжение Газоснабжение
Удовлетворен 33,22 32,02 29,17 29,5 34,87 34,41
Не удовлетворен 58,72 58,18 59,35 60,01 56,58 53,9
Затрудняюсь ответить 8,06 9,8 11,48 10,49 8,55 11,69
В целях инфраструктурного обеспечения развития экономики и социальной сферы в 20152016 гг. Администрация Тарского района планирует следующие мероприятия:
- обустройство объектов инженерной инфраструктуры (водоразборные скважины, водопроводы) сельских населённых пунктов: с. Большие Туралы, с. Вставское, с. Атирка, д. Фрунзе, с. Мар-тюшево, с. Нагорное, с. Самсоново, с. Чекрушево, с. Черняево, с. Заливино, с. Ложниково, с. Сеито-во, с. Пологрудово, с. Ермаковка, д. Кольтюгино, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса. Для реализации планируется привлечение средств областного и федерального бюджетов путём участия в конкурсных отборах в рамках реализации государственной программы Омской области;
- развитие систем теплоснабжения на территории Тарского района;
- строительство и реконструкция, капитальный и текущий ремонт, содержание дорог общего пользования муниципального значения [6].
На развитие социальной инфраструктуры оказывают влияние сложившийся уклад жизни местного населения, традиции, обычаи, бытовые навыки. Традиционный уклад жизни, в свою очередь, влияет на сложившуюся систему сельского расселения. В Тарском районе проживают следующие национальности: 86,47 % - русские, 7,9 % - татары, 1,6 % - немцы, 0,7 % - эстонцы, 3,4 % - другие. Это также предопределяет особенности размещения и развития объектов социальной инфраструктуры.
Факторы
Цель
- приоритетные направления государственной аграрной политики;
- финансирование программ развития социальной инфраструктуры сельских территорий;
- обычаи, исторический опыт, традиционный образ жизни сельского населения;
- система расселения;
- уровень развития сельскохозяйственного производства;
- уровень благосостояния сельского населения;
- уровень инженерной освоенности территории;
- местоположение сельских территорий относительно городов, крупных населенных пунктов
Обеспечение высокого уровня жизни сельского населения
! Задачи
Критерии
Повышение
уров ня доходов Повышение
и потребления, качества жизни
снижение безра- населения
ботицы, сельского по-
стимулирование селения
демо графического
роста, повышение
занятости,
обеспечение
населения
базовыми
социальными
услугами
Показатели
социального развития:
- уровень безработицы;
- доходы населения;
- объём платных услуг
населению;
- объём розничной торговли
и др.
Механизмы
Развитие социального партнёрства между государством, бизнесом, населением
Концептуальная модель социальной устойчивости сельских территорий
В сельской местности размещаются в основном низовые звенья инфраструктурных отраслей (образовательные школы, магазины смешанной торговли, детские сады, ФАПы, клубы). Проведёенный нами социологический опрос населения сельских территорий выявил потре б-ность в объектах социально -бытовых услуг: наличие банкоматов, приемо -заготовительных пунктов, парикмахерских, автозаправочных станций, устойчивой связи и интернета.
Таким образом, результаты исследований позволили выделить следующие факторы развития социальной инфраструктуры сельских территорий:
1. Приоритетные направления государственной аграрной политики.
2. Финансирование программ развития социальной инфраструктуры сельских территорий.
3. Обычаи, исторический опыт, традиционный образ жизни сельского населения.
4. Система расселения.
5. Уровень развития сельскохозяйственного производства.
6. Уровень благосостояния сельского населения.
7. Уровень инженерной освоенности территории.
8. Местоположение сельских территорий относительно городов, крупных населённых пунктов.
На основе анализа факторов развития социальной инфраструктуры нами разработана концептуальная модель социальной устойчивости сельских территорий (рис.).
Анализируемые факторы имеют как прямой, так и косвенный характер влияния. Следует заметить, что они связаны с устойчивым развитием сельских территорий в целом и отраслевого хозяйственного механизма, ориентированного на обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях импортозамещения. Комплексное воздействие названных факторов на исследуемую систему позволяет добиться положительной динамики развития социальной инфраструктуры сельских территорий.
Библиографический список
1. Захарова, Т. И. Перспективы развития малого бизнеса в Тарском районе / Т. И. Захарова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 2(16). - С. 89-93.
2. Лукина, Т. С. Разработка маркетинговых стратегий сельских территорий / Т. С. Лукина, О. Ю. Патла-сов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - №4 (18). - С. 225-234.
3. Начитов, Ф.Я. Организация производства и предпринимательства в АПК / Ф. Я. Начитов, О. Ю. Пат-ласов, Ф. К. Шакиров [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2004. - 596 с.
4. Патласов, О. Ю. Антикризисное управление в АПК. Диагностика банкротства коммерческой организации / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко. - Омск - Тара : Изд-во ОмГАУ, 2005. - 450 с.
5. Юдина, Е. В. Микрокластер как основа устойчивого развития / Е. В. Юдина // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 3 (98). - С. 75-77.
6. Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тарского муниципального района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tarsk.omskportal.ru/
T. I. Zakharova, Y. N. Ivanova, E. V. Yudina, Tarsky branch of federal state budgetary institution of higher education «Omsk state agrarian university of P. A. Stolypina»
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE
SELKY TERRITORIES
In article the problems and major factors influencing development of social infrastructure of rural territories are considered. The analysis of a level of development of social infrastructure of rural settlements of the Tarsky region of the Omsk region is given. The conceptual model of social stability of rural territories is developed.
Keywords: the social infrastructure sat down, factors of development of social infrastructure, household requirements of the population, a sustainable development of rural territories.
References
1. Zaharova, T. I. Perspektivy razvitija malogo biznesa v Tarskom rajone. Nauka o cheloveke:gumanitarnye issledovanija. 2014. no 2 (16). pp. 89-93.
2. T.S. Lukina, O.Ju. Patlasov Razrabotka marketingovyh strategij sel'skih territory. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2014. no 4 (18). - pp. 225-234.
3. F.Ja. Nachitov, O.Ju. Patlasov, F. K. Shakirov i dr. Organizacija proizvodstva i predprinimatel'stva v APK. Omsk: Izd-vo OmGAU, 2004. 596 p.
4. Patlasov O.Ju., Sergienko O.V. Antikrizisnoe upravlenie v APK. Diagnostika bankrotstva kommercheskoj organizacii. Omsk-Tara: Izd-vo OmGAU, 2005. 450 p.
5. Judina, E.V. Mikroklaster kak osnova ustojchivogo razvitija. Sibirskaja finansovaja shkola. 2013. no 3 (98). pp. 75-77.
6. Razvitie sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija Tarskogo municipal'nogo rajona. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa:http://tarsk.omskportal.ru/
© Т. И. Захарова, Ю. Н. Иванова, Е. В. Юдина, 2015
Авторы статьи - Татьяна Ивановна Захарова, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.
Юлия Николаевна Иванова, ассистент кафедры экономики и землеустройства, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.
Елена Васильевна Юдина, кандидат экономических наук, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.
Рецензенты:
Н. А. Седельникова, кандидат исторических наук, доцент, филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре.
Э. А. Латыпова, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
УДК 633.1
Б. С. Кошелев,
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства,
В. В. Пецевич,
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА СОРТОВЫЕ СЕМЕНА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР
В статье рассматривается важная проблема сельского хозяйства - цена на сорт, которая в последнее время подвергается активному обсуждению. В настоящее время происходит смешивание понятий, когда под ценой на сорт понимается цена на его семена. Вместе с тем, создание селекционных методов и технологий выведения качественно новых сортов всегда относится к «числу общественно важной и в то же время рискованной, долговременной, дорогостоящей работы» (1). Каждый сорт является итогом реализации интеллектуального потенциала учёного, и, чем он полнее используется, тем плодотворнее результаты. В настоящее время связь между селекционером и его сортом отсутствует, так как он не знает истинной цены своего труда. И хотя по закону РФ о «Селекционных достижениях» сорт провозглашён полноправным товаром, селекционер считается только автором сорта, но патентообладателем он не является. Причём, реализуя лицензию на право пользования сортом, продавец, как правило, не располагает механизмом формирования договорной цены, поскольку его просто нет, а так как владельцы сорта сегодня находятся в жёстких тисках хронического недостатка финансовых средств, они вынуждены в большинстве случаев продавать своё «селекционное достижение» практически за полцены. Ключевые слова: цена, затраты, сорт, сортовые семена.
В конце 80-х годов ХХ века в отделе экономики СибНИИСХ предпринимались попытки разработать подходы к определению цены сорта. За основу были приняты затраты на финансирование лабораторий по отдельным культурам: яровой мягкой и твёрдой пшеницы, ячменя, овса и проса. По экспертным оценкам селекционеров, на создание сорта от начальных стадий работы с исходным материалом до районирования необходимо в среднем не менее 10-15 лет.
Анализ затрат на создание сортов показал, что практически себестоимость сорта будет меньше там, где специалисты работают успешнее и за один и тот же отрезок времени создали их большее количество. Поэтому в тот период этот показатель не мог служить базой для цены сорта, так как при таком принципе её формирования дороже становится сорт с большими затратами.
Такой подход нашёл применение в начале 90-х годов прошлого столетия для разработки хозяйственного расчёта в институте с целью использования его для поощрения подразделений за экономию затрат.