2. Gosudarstvennaia programma Omskoi" oblasti «Razvitie transportnoV sistemy" Omskoi" oblasti»: utv. Postanovleniem PraviteVstva Omskois oblasti ot 16.10.2013 №262-p [The state program of Omsk region "Development of transport system in Omsk region": approved. Resolution of the government of Omsk region from 16.10.2013 №262-p]. Available at http://www.consultant.ru.
3. Lukina T. S., Patlasov O. Iu. Development of marketing strategies of rural territories. Nauka o cheloveke: gumanitarny'e issledovaniia, 2014, no. 4 (18), pp. 225-234.
© Т. И. Захарова, Е. В. Юдина, 2016
Авторы статьи:
Татьяна Ивановна Захарова, кандидат экономических наук, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина, e-mail: [email protected]
Елена Васильевна Юдина, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.
Рецензенты:
Э. А. Латыпова, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
Н. А. Седельникова, кандидат исторических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.
УДК 338.49:633.521
Б01 10.17238/188П1998-5320.2016.24.205
Э. А. Латыпова, Омская гуманитарная академия Е. В. Юдина,
Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЬНЯНОГО ПОДКОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассмотрены вопросы современного состояния информационного обеспечения льняного подкомплекса Омской области. Разработаны основные направления совершенствования информационной инфраструктуры на основе формирования информационно-консультационной службы.
Ключевые слова: льняной подкомплекс, информационное обеспечение, информационная инфраструктура, Омская область, информационно-консультационная служба.
Несмотря на широкое исследование информационных технологий в инновационной экономике [1], информационных рисков [2], оценке достоверности финансовых индикаторов и мониторинга в АПК [3], вопросам информационного обеспечения льняного подкомплекса не уделено должного внимания.
Информационное обслуживание предприятий по производству и переработке льна-долгунца является одним из важных моментов эффективного ведения снабженческой, производственной и сбытовой деятельности.
В результате анализа уровня развитости инфраструктурных звеньев льняного подкомплекса Омской области был выявлен ряд нерешённых проблем в сфере информационного обеспечения.
Система информационно-консультационного обеспечения льняного подкомплекса региона находится на стадии становления и развития. Информационное обслуживание предприятий осуществляют Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области; отдел по информатике, информатизации и консультированию при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области; Омская торгово-промышленная палата; областные издания аграрного профиля; информационные агентства; маркетинговые центры, СибНИИСХ, ОмГАУ им. П. А. Столыпина и др.
Институты информационной инфраструктуры производят консультационное обслуживание, анализ конъюнктуры рынка, представляют информацию о ценах на основные виды продукции,
проводят маркетинговые исследования. Большая часть информации предоставляется платно. Существует недостаток информации о рынках сбыта льнопродукции и ценах на неё.
Авторами проанализирована степень удовлетворения информационных потребностей предприятий льняного подкомплекса Омской области источниками информации. Был проведён опрос потребителей информации и анализ полученных данных на основе метода экспертных оценок. В опросе приняли участие 33 человека из разных категорий хозяйств.
Степень удовлетворённости получаемой информацией оценивали на основании следующих критериев: «+» - удовлетворяется до 30 % спроса; «++» - до 60 %; «+++» - более 60 % потребности в информации (табл. 1).
Таблица 1
Уровень обеспечения информационными услугами предприятий льняного подкомплекса
Участники Источники информации
Органы статистики Информационно-аналитические системы в интернете Средства массовой информации
Сельскохозяйственные предприятия ++ + +
Крестьянские (фермерские) хозяйства + - +
Перерабатывающие предприятия ++ + +
Предприятия не владеют полной и достоверной информацией о ситуации на рынке. Источники информации более доступны крупным предприятиям по производству и переработке льнопро-дукции. Основными источниками информации являются органы государственной статистики. Практически не пользуются информационными услугами фермерские хозяйства. Участники проведённого опроса заявили также о важности стоимости предоставляемой информации.
Создание информационной инфраструктуры путём стихийного процесса самоорганизации сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по переработке льнопродукции на современном этапе реформ практически невозможно. Государство должно взять на себя роль организатора информационной инфраструктуры [4].
Важнейшей задачей формирования информационной инфраструктуры является создание в регионе благоприятных условий доступа к качественной, надёжной, своевременной, недорогой и полной информации.
К приоритетным направлениям повышения эффективности, обеспечения конкурентоспособности льняного подкомплекса Омской области относится создание информационно-консультационной службы (ИКС). ИКС должна являться носителем инновационной, научно-технической, экологической, правовой, экономической, обеспечивающим мотивацию льноводов к принятию обоснованных решений информации.
Основными функциями информационно-консультационной службы являются консультирование по технологиям возделывания льна-долгунца, в том числе агрохимическое, включая применение удобрений и ядохимикатов; консультирование по вопросам обслуживания и ремонта техники, бизнес-планирование, юридическое обслуживание, консультации по ведению бухгалтерского учёта, налогообложению, страхованию; регулярное издание сборников мониторинга цен на основные виды льнопродукции по каналам продаж и регионам.
При создании ИКС необходимо определить количество клиентов. Оценка количества постоянных клиентов проводилась по результатам анкетных опросов и собеседований с руководителями сельскохозяйственных организаций льносеющих районов северной зоны Омской области. Были определены доли охвата рынка по информационному обеспечению - 30 % хозяйств, по консультированию - 20 %, по маркетинговым исследованиям - 12 %, по бизнес-планированию - 7 % привлекаемых ежемесячно в качестве клиентов (табл. 2).
Таблица 2
Расчёт ёмкости рынка услуг информационно-консультационной службы
Показатель Величина
Пользователи информационного обеспечения 26
Пользователи консультационных услуг 18
Заказчики бизнес-планов 6
Заказчики маркетинговых исследований 11
Целевая доля рынка льнопродукции, тыс. р. 200801,5
Общее число постоянных абонентов по информационному обслуживанию составит около 26 предприятий ежемесячно. Оказание посреднических рыночно-сбытовых услуг основывается на необходимости работы производителей в первую очередь с другими регионами России. Учитывая данное обстоятельство, в определении объёмов данных услуг было взято ограничение до 10 % от общего объёма реализации льнопродукции зоны обслуживания, т. е. 20080,2 тыс. р. в 2016 г.
Важнейшим вопросом экономического взаимодействия является ценовая политика ИКС. Цены на услуги предполагается определять в зависимости от рыночных цен на аналогичные услуги, стоимости работ, интересов в долгосрочном сотрудничестве с партнёрами, учитывая комплексный подход и необходимость получения максимального коммерческого успеха [5].
Важным этапом при создании ИКС является определение издержек, позволяющее обосновать целесообразность осуществления предлагаемых мероприятий. Точно определить величину издержек достаточно сложно, поэтому расчёты носят приближённый характер.
Зарубежный опыт функционирования ИКС показывает, что расходы по оплате труда в среднем составляют 65 %, телефонной и коммуникационной связи - 10 %, проезду и проживанию -15 %, лабораторным исследованиям - 3 %, прочим расходам - 7 %. Показатели деятельности ИКС за 2016-2018 гг. представлены в табл. 3.
Таблица 3
Деятельность ИКС
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г.
тыс. р. % тыс. р. % т. руб. %
1. Выручка от реализации услуг, всего 918,6 100 1083,3 100 1290,3 100
- информационное обеспечение 218,4 23,8 258,5 23,9 316,2 24,5
- консультирование 302,4 32,9 341,8 31,6 392,5 30,4
- рыночно-сбытовая деятельность 200,8 21,8 274,3 25,2 368,2 28,6
- бизнес-планирование 120,0 13,1 132,3 12,2 130,2 10,1
- маркетинговые исследования 77,0 8,4 76,4 7,1 83,2 6,4
2. Издержки на производство и реализацию услуг, всего 801,2 100 933,8 100 1064,8 100
- заработная плата с отчислениями во внебюджетные фонды 520,8 65,0 616,4 66,0 702,8 66,0
- командировочные расходы 120,2 15,0 130,7 14,0 149,1 14,0
- услуги связи 80,1 10,0 93,4 10,0 106,5 10,0
- лабораторные расходы 24,0 3,0 28,0 3,0 31,9 3,0
- прочие расходы 56,1 7,0 65,3 7,0 74,5 7,0
3. Прибыль 117,4 - 149,5 - 225,5 -
4. Уровень рентабельности, % - 14,7 - 16,0 - 21,2
На стадии создания ИКС важно определить возможность окупаемости издержек на её функционирование. Подсчёт экономического эффекта от каждой конкретной консультации затруднителен.
Для определения окупаемости затрат В. Ф. Стукач, В. М. Помогаев предлагают использовать формулу ориентировочного расчёта годового экономического эффекта от деятельности ИКС в растениеводстве [6].
Можно предположить, что развитие ИКС обеспечит прирост урожайности льна-долгунца на 1 ц с 1 га, тогда годовой экономический эффект можно рассчитать как:
Э = 0,1 х (Ц - ИП) х ДУ - К,
где Э - годовой экономический эффект, р./га;
0.1.- доля эффекта от использования рекомендаций ИКС в дополнительном доходе;
Ц - рыночная цена льнопродукции, р./т;
ИП - издержки производства, р./т.;
ДУ - прирост урожайности, т/га;
К - затраты на создание и функционирование ИКС, р./га.
Определён экономический эффект за 2020 г. В расчётах принимается эффект от внедрения рекомендаций ИКС на уровне 20 % от общего прироста, а также прирост урожайности льна-долгунца - на 0,1 т. При реализации льнотресты по цене 7739 р./т, льносемян - 111 024 р./т, издержках соответственно 4769 р./т и 68 401 р./т, прибыль составит 45 593 р. Годовой экономический эффект на 0,1 т льнопродукции от внедрения рекомендаций ИКС составит:
Э = 0,2 х 45593 х 0,1 - 335,6 = 576,26 р./га.
Реализация предложенных рекомендаций позволит получить в 2020 г. экономический эффект при прогнозируемой посевной площади 6900 га 3976 тыс. р. Создание ИКС даже при приблизительных расчётах является экономически обоснованным.
На начальном этапе создания службы необходимо предусмотреть государственное финансирование её деятельности. Учитывая положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, целесообразно часть основных консультационных услуг предоставлять на льготных условиях.
Проведённые исследования позволяют сделать вывод о том, что комплекс предложенных мер, направленных на развитие важного звена - инфраструктуры, позволит создать условия для повышения эффективности льняного подкомплекса региона.
Библиографический список
1. Бандурин, В. В. Информатизация и глобализация инновационной экономики : монография / В. В. Бандурин, И. Э. Есиповский, Д. С.Ушаков ; под ред. В. С. Балабанова. - М. : АП «Наука и образование», 2008. - 263 с.
2. Патласов, О. Ю. Теория и практика предпринимательского риска: в 2 т. / О. Ю. Патласов. - Омск, 1997. -Т. 1. -172 с.
3. Патласов, О. Ю. Антикризисное управление в АПК. Диагностика банкротства коммерческой организации / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко. - Омск - Тара : Изд-во ОмГАУ, 2005. - 450 с.
4. Латыпова, Э. А. Механизм обеспечения конкурентоспособности льняного подкомплекса Омской области / Э. А. Латыпова // Казанская наука. - 2011. - № 10. - С. 75-77.
5. Латыпова, Э. А. Производственная инфраструктура льняного подкомплекса Омской области / Э. А. Латыпова, В. Ф. Стукач // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. -№ 11. - С. 124-127.
6. Стукач, В. Ф. Региональная инфраструктура информационно-консультационных услуг : монография / В. Ф. Стукач, В. М. Помогаев. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2001. - 120 с.
E. A. Latypova, Omsk humanitarian Academy E. V. Yudina, TarskybranchOmsk state agrarian University named after P. A. Stolypin
DEVELOPMENT OF INFORMATION INFRASTRUCTURE OF THE LINEN SUBCOMPLEX
IN OMSK REGION
In the article problems of the information infrastructure linen subcomplex of the Omsk region in modern conditions. Developed the main directions of development of information infrastructure through the development of information and consultancy services.
Keywords: linen subcomplex, information infrastructure, Omsk region, information and consultancy services.
References
1. Bandurin V. V., Esipovskif I. E\, Ushakov D. S. Informatizatciia i globalizatciia innovatcionnoV e'konomiki [Informatization and globalization of the innovation economy]. Ed. by Balabanova V. S. Moscow, Nauka i obrazovanie Publ., 2008, 263 p.
2. Patlasov O. Iu. Teoriia i praktika predprinimateVskogo riska [Theory and practice of entrepreneurial risk]. Omsk, 1997, vol. 1, 172 p.
3. Patlasov O. Iu., Sergienko O. V. Antikrizisnoe upravlenie v APK. Diagnostika bankrotstva kommercheskoV organizatcii [Crisis management in agriculture. Diagnostics of bankruptcy of the commercial organization]. Omsk, OmGAU Publ., 2005, 450 p.
4. Latypova E.A. Mechanism of ensuring competitiveness of a linen subcomplex of the Omsk region. Kazan science, 2011, No 10, pp.75-77.
5. Latypova E.A. Production infrastructure of the linen subcomplex of the Omsk region. Bulletin of Altai State Agricultural University, 2012, No 11, p. 124.
6. Stukach V.F. Regional infrastructure of information and consultancy services: monograph. Omsk, Publisher Omsk State Agrarian University, 2001, 120 p.
© Э. А. Латыпова, Е. В. Юдина, 2016
Авторы статьи:
Эльвира Альфридовна Латыпова, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. Елена Васильевна Юдина, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.
Рецензенты:
О. С. Титова, кандидат педагогических наук, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.
Д. М. Радичка, кандидат экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.