Научная статья на тему 'Мониторинг состояния транспортной инфраструктуры сельских территорий'

Мониторинг состояния транспортной инфраструктуры сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
606
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / RURAL AREAS / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Захарова Татьяна Ивановна

Дана оценка состояния транспортной инфраструктуры сельских территорий, которая позволяет проанализировать выявленные проблемы на уровне отдельных показателей и разработать мероприятия по совершенствованию транспортной инфраструктуры в районах Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE STATUS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE RURAL TERRITORIES

The article gives an assessment of the transport infrastructure state in rural areas, which allows analyzing the identified problems at the level of individual indicators and developing measures to improve the transport infrastructure in the Omsk region.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния транспортной инфраструктуры сельских территорий»

РАЗДЕЛ 3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

PART 3 ECONOMIC SCIENCES

УДК 338.47:338.49-047.36(1-22) Б01 10.17238/188п1998-5320.2017.27.160

Т. И. Захарова,

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Дана оценка состояния транспортной инфраструктуры сельских территорий, которая позволяет проанализировать выявленные проблемы на уровне отдельных показателей и разработать мероприятия по совершенствованию транспортной инфраструктуры в районах Омской области. Ключевые слова: транспортная инфраструктура, сельские территории, Омская область.

Уровень развития транспортной инфраструктуры региона является одним из основных показателей эффективности социально-экономического развития, повышения уровня жизни населения, безопасности жизни граждан, что в конечном итоге устанавливает устойчивое развитие сельских территорий [1, с. 168].

В то же время сельские территории региона являются важнейшим ресурсом, значение которого стремительно растёт в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны [2, с. 190].

Учёные рассматривают транспортную инфраструктуру сельских территорий в различных аспектах: при разработке маркетинговых стратегий сельских территорий [3], как предпосылку развития территорий опережающего развития [4], социальных аспектов развития села.

Транспортная инфраструктура Омской области включает железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный транспорт и объекты, обеспечивающие его нормальное функционирование. Обособленным элементом транспортной инфраструктуры выступает трубопроводная сеть и объекты, обеспечивающие транспортировку углеводородного сырья по территории региона.

Выявление проблем, препятствующих развитию транспортной инфраструктуры в регионе, обусловило необходимость проведения мониторинга состояния транспортной инфраструктуры сельских территорий для определения перспективных направлений её совершенствования. Задачами мониторинга являются:

- оценка достигнутого уровня развития транспортной инфраструктуры в регионе;

- оценка качества транспортной инфраструктуры;

- определение проблем, сдерживающих развитие транспортной инфраструктуры в муниципальных районах области.

В рамках исследования нами проведён анализ показателей, которые оказывают или могут оказать влияние на развитие транспортной инфраструктуры Омской области.

Железнодорожный транспортный комплекс Омской области представлен сетью железных дорог внутреннего пользования общей протяжённостью 775 км. По территории региона проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая западные и восточные регионы России. Общее число пассажирских железнодорожных станций и остановочных пунктов в муниципальных районах Омской области составляет 95 ед. Протяжённость внутренних судоходных путей в регионе составляет 1473 км. В последние годы данный вид транспорта почти не используется. Пассажирские перевозки осуществляются только в рамках туристических маршрутов и прогулок.

Воздушный транспорт в регионе представлен международным аэропортом г. Омска. Из трёх местных аэропортов, находящихся в муниципальных районах области, пассажирские перевозки осуществляет только аэропорт в Тарском районе, доставляя вахтовые смены к местам работы. Протяжённость магистральных трубопроводов в регионе составляет 663 км.

Наиболее развитой сферой транспортного комплекса региона является автомобильный транспорт. Протяжённость автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований в Омской области, составляет 10490,1 км, в том числе с твёрдым и усовершенствованным покрытием - 4531,7 км, грунтовых дорог - 5958,4 км. При этом протяжённость автодорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 5624,2 км (53,6 %). Объекты инфраструктуры автомобильного транспорта представлены автомобильными автозаправочными станциями, расположенными на дорогах местного значения в количестве 82 ед. Все станции технического обслуживания, автомагазины и иные инфраструктурные объекты, обеспечивающие нормальное функционирование автомобильного транспорта, сосредоточены в городах, районных центрах и на магистралях федерального значения. На дорогах местного значения такие объекты не представлены.

Особенностью Омской области является сложный рельеф, что обусловило наличие в регионе 167 мостов и путепроводов, по 28 из которых в соответствии с техническим состоянием снижена нормативная грузоподъёмность. Ежегодно с наступлением зимнего периода в регионе открывается не менее 9 официальных ледовых переправ и не менее 10 несанкционированных ледовых переправ, в том числе в Тарском, Большереченском, Усть-Ишимском и других районах Омской области, по которым протекает река Иртыш. Ежегодно на таких переправах происходят несчастные случаи, связанные с уходом под лед транспортных средств.

На территории Омской области действуют 1060 ед. автобусных маршрутов, в том числе 23 международных, 393 междугородних, 397 пригородных и 251 городской. Функционирование 393 междугородних автобусных маршрутов обеспечивают 36 автовокзалов и автостанций, расположенных в муниципальных районах. Кроме муниципальных и региональных автотранспортных предприятий, транспортное обслуживание населения области осуществляют 122 индивидуальных предпринимателя, которые обслуживают 75 междугородних и пригородных маршрутов с использованием 358 автобусов малой вместимости.

Не смотря на достаточно развитую сеть автобусных маршрутов, 758 сёл и деревень Омской области (более 50%) не имеют постоянного автобусного сообщения. В связи с этим в регионе создана специальная автобусная маршрутная сеть по перевозке школьников, которая включает 434 перевозчика и ежедневно обслуживает 555 специальных маршрутов, на которые выходят 488 автобусов.

Результаты проведённого мониторинга состояния транспортной инфраструктуры позволили сгруппировать районы Омской области по её состоянию, включая уровень развития, качества и безопасности (таблица).

Три района получили самую низкую оценку состояния транспортной инфраструктуры - Кру-тинский, Называевский и Тевризский. В 16 районах Омской области состояние транспортной инфраструктуры оценивается как среднее, в 13 районах состояние инфраструктуры оценивается как высокое.

По результатам проведённого социологического опроса степень удовлетворённости качеством автомобильных дорог и транспортного обслуживания - низкая (рис. 1, 2).

Многомерная оценка состояния развития транспортной инфраструктуры в муниципальных районах Омской области

Район Оценка состояния транспортной инфраструктуры

Интегральный показатель Уровень развития Уровень качества Уровень безопасности

Омский 9 высокий 3 - высокий 3 - высокий 3 - высокий

Седельниковский 9 высокий 3 - высокий 3 - высокий 3 - высокий

Исилькульский 8 высокий 3 - высокий 3 - высокий 2 - средний

Москаленский 8 высокий 3 - высокий 3 - высокий 2 - средний

Одесский 8 высокий 3 - высокий 3 - высокий 2 - средний

Таврический 8 высокий 3 - высокий 3 - высокий 2 - средний

Черлакский 8 высокий 3 - высокий 2 - средний 3 - высокий

Азовский 7 высокий 3 - высокий 3 - высокий 1 - низкий

Кормиловский 7 высокий 2 - средний 3 - высокий 2 - средний

Любинский 7 высокий 2 - средний 2 - средний 3 - высокий

Марьяновский 7 высокий 3 - высокий 3 - высокий 1 - низкий

Нововаршавский 7 высокий 2 - средний 2 - средний 3 - высокий

Русско-Полянский 7 высокий 2 - средний 3 - высокий 2 - средний

Шербакульский 7 высокий 2 - средний 2 - средний 3 - высокий

Большеуковский 6 средний 2 - средний 2 - средний 2 - средний

Калачинский 6 средний 3 - высокий 2 - средний 1 - низкий

Колосовский 6 средний 2 - средний 2 - средний 2 - средний

Нижнеомский 6 средний 2 - средний 2 - средний 2 - средний

Павлоградский 6 средний 2 - средний 2 - средний 2 - средний

Полтавский 6 средний 2 - средний 2 - средний 2 - средний

Саргатский 6 средний 2 - средний 2 - средний 2 - средний

Тюкалинский 6 средний 2 - средний 2 - средний 2 - средний

Большереченский 5 средний 2 - средний 2 - средний 1 - низкий

Горьковский 5 средний 2 - средний 2 - средний 1 - низкий

Знаменский 5 средний 2 - средний 2 - средний 1 - низкий

Муромцевский 5 средний 2 - средний 2 - средний 1 - низкий

Оконешниковский 5 средний 2 - средний 2 - средний 1 - низкий

Тарский 5 средний 2 - средний 1 - низкий 2 - средний

Усть-Ишимский 4 средний 1 - низкий 1 - низкий 2 - средний

Крутинский 3 низкий 1 - низкий 1 - низкий 1 - низкий

Называевский 3 низкий 1 - низкий 1 - низкий 1 - низкий

Тевризский 3 низкий 1 - низкий 1 - низкий 1 - низкий

Проведённый анализ позволил выявить ключевые проблемы, сдерживающие развитие транспортной инфраструктуры сельских территорий.

Отсутствие автомобильных дорог с твердым покрытием. В Российской Федерации более половины автомобильных дорог местного значения не имеет твёрдого покрытия. В Омской области 70,2 % автомобильных дорог имеет твердое покрытие, в Тарском муниципальном районе - 18,8 % [1, с. 168].

Несоответствие автомобильных дорог требованиям безопасности и эксплуатации.

В Российской Федерации около 64 % протяжённости автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий.

В Омской области 68,5 % автомобильных дорог не соответствуют транспортно-эксплуатационным характеристикам, в Тарском районе - 69,4 %. Омская область занимает 7 место по Российской Федерации по количеству ДТП.

70 60 50 40 30 20 10 0

58,18

э-> m

9,8

1 1

Удовлетворён Не Затрудняюсь

удовлетворён ответить

Рис. 1. Оценка качества автомобильных дорог в районах Омской области, %

80 60 40 20 0

59,35

29,7 11,18

1 1 1

Удовлетворён Не Затрудняюсь удовлетворён ответить

Рис. 2. Оценка качества транспортного обслуживания в районах Омской области, %

Отсутствие дорожной связи населённых пунктов с районными центрами по дорогам с твёрдым покрытием.

В России на территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживают 2600 тыс. человек, около 46 тыс. населённых пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования. В Омской области 38,8 % населённых пунктов не имеют транспортной связи с районными центрами, в Тарском районе - 57,1 %.

Низкий уровень транспортного обслуживания сельского населения. В Российской Федерации 45 тыс. населённых пунктов не имеют постоянной связи с сетью автодорог. В Омской области 53 % населенных пунктов не имеют постоянного автобусного сообщения, в Тарском районе - 70,3 %.

Несоответствие мостов требованиям по грузоподъёмности. В России по состоянию на 1 января 2015 г. 19 % мостовых сооружений на сети автомобильных дорог федерального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в т. ч. на 148 сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований путём проведения капитального ремонта. В Омской области 21,8 % мостов не отвечают современным требованиям по грузоподъёмности, в Тарском районе - 20 %.

Недостаточное финансирование строительства автомобильных дорог с твердым покрытием для формирования дорожной сети. Проблемы развития транспортной инфраструктуры возникают ввиду недостаточного объема финансирования дорожной отрасли, который не в состоянии восполнить нарастающий износ автомобильных дорог, а также обеспечить пропуск транспортных средств заданными скоростями и нагрузками, что создаёт угрозу безопасности перевозок. В Омской области в 2015 г. на строительство автомобильных дорог выделено 3,7 % от общего регионального бюджета, в Тарском районе - 1,2 % от общего бюджета муниципального района.

Отставание темпов развития дорожной сети и темпов автомобилизации. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объёмов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяжённости автомобильных дорог общего пользования на 15 процентов автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза. В 2015 г. в Омской области на 4,6 % увеличилось количество автомобильного транспорта, а протяжённость дорог муниципального значения увеличилась на 2,6 % по сравнению с 2014 г.

Диспропорции в темпах и масштабах развития разных видов транспорта. В Омской области наблюдается значительное отставание развития внутреннего водного транспорта, гражданской авиации по сравнению с автомобильным транспортом и высокие темпы роста автомобилизации.

Неравномерное распределение и слабое развитие объектов дорожного сервиса (СТО, АЗС). Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса является необходимым условием безопасности участников дорожного движения, уменьшает протяжённости пути при осуществлении перевозок, снижает затраты на них. Однако станции технического осмотра

в основном находятся только на автомобильных дорогах федерального назначения. Автозаправочные станции расположены в районных центрах или на дорогах федерального назначения.

Устранение выявленных проблем развития транспортной системы позволит сформировать современную и эффективную транспортную инфраструктуру, обеспечивающую ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повысить доступность услуг транспортного комплекса для населения; повысить комплексную безопасность и устойчивость транспортной системы.

Проблеме развития транспортной инфраструктуры в сельской местности в Российской Федерации посвящены различные федеральные и региональные нормативные акты и целевые программы. Так, на решение данной проблемы в 2015 году было выделено более 220 млрд р., что составляет около 1,5 % всех расходов бюджета. В целом по всем направлениям развития транспортной инфраструктуры наблюдается существенное недофинансирование, что негативно отражается на развитии экономики в целом и сельских территорий в частности.

Действующая в настоящее время государственная программа «Развитие транспортной системы Омской области», утверждённая Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013г. № 262-П, предусматривает в долгосрочной перспективе (2014-2020 годы) развитие современной и эффективной дорожно -транспортной инфраструктуры, обеспечивающей улучшение транспортного обслуживания населения за счёт строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, строительства транспортных объектов [5].

Библиографический список

1. Захарова, Т. И. Проблемы развития транспортной инфраструктуры сельских территорий / Т. И. Захарова // Современное научное знание в условиях системных изменений: материалы первой национальной научно-практической конференции. - Тара : Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2016. - С. 168-170.

2. Захарова, Т. И.Устойчивое развитие социальной инфраструктуры сельских территорий / Т. И. Захарова, Ю. Н. Иванова, Е. В. Юдина // Наука о человеке: гуманитарные исследования - 2015. - № 4 (22). - С. 190-196.

3. Лукина, Т. С. Разработка маркетинговых стратегий сельских территорий / Т. С. Лукина, О. Ю. Патла-сов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 4 (18). - С. 225-234.

4. Лукина, Т. С. Стратегии формирования территории опережающего развития / Т. С. Лукина, О. Ю. Патласов // Вестник СибАДИ. - 2015. - № 3(43). - С. 141-148.

5. Государственная программа Омской области «Развитие транспортной системы Омской области»: утв. Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 №262-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

T. I. Zakharova, Tarsky branch of the Omsk state agrarian University P. A. Stolypin

MONITORING OF THE STATUS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE RURAL TERRITORIES

The article gives an assessment of the transport infrastructure state in rural areas, which allows analyzing the identified problems at the level of individual indicators and developing measures to improve the transport infrastructure in the Omsk region.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: transport infrastructure, rural areas, Omsk region.

References

1. Zaharova T. I. Problems of development of transport infrastructure in rural areas. Sovremennoe nauchnoe znanie v uslovijah sistemnyh izmenenij: materialy pervoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tara. FSBEU HE Omskij GAU publ. 2016. p. 168-170.

2. Zaharova T. I. Development of the Social Infrastructure of Rural Territories. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2015. No. 4 (22). pp. 190-196.

3. Lukina T. S., Patlasov O. Ju. Development of marketing strategies for rural areas. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2014. No.4 (18). pp. 225-234

4. Lukina T. S., Patlasov O. Ju. Strategies for the formation of the territory of advanced development. Vestnik SibADI. 2015. No.3(43). pp. 141-148

5. Gosudarstvennaja programma Omskoj oblasti «Razvitie transportnoj sistemy Omskoj oblasti»: utv. Postanovleniem Pravitel'stva Omskoj oblasti ot 16.10.2013 №262-p [State program of the Omsk region "Development of the Omsk region transport system ": approved by the Decree of the Omsk region Government dated 16.10.2013 no. 262-p.] Access mode: http://www.consultant.ru.

© Т. И. Захарова, 2017

Автор статьи: Татьяна Ивановна Захарова, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и землеустройства, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина, e-mail: zaharovati@mail.ru

Рецензенты:

Ю. В. Шляпина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления персоналом, Омская гуманитарная академия.

Э. А. Латыпова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления персоналом, Омская гуманитарная академия.

УДК 338.012 DOI 10.17238^П1998-5320.2017.27.165

Е. А. Семёнова,

Государственный аграрный университет Молдовы

МЕТОД СТОХАСТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

Представлен метод определения уровня развития крестьянских фермерских хозяйств в Республике Молдова. В основе метода оценки предложен анализ стохастической границы для полунормального распределения Гаусса. Представлены экономико-социальные характеристики руководителей хозяйств и приведены статистические показатели деятельности фермерских хозяйств. Выявлена функциональная зависимость между уровнем развития крестьянских фермерских хозяйств и доходами от различных категорий деятельности.

Ключевые слова: крестьянские фермерские хозяйства, анализ стохастической границы, регрес-сионый анализ.

Оценка современного состояния развития крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) Молдовы осуществляется на основе отчётов о социально-экономическом развитии с использованием анализа экономических показателей и иных данных. Определение этих показателей поможет провести комплексный анализ проблем и перспектив развития хозяйств в Республике Молдова. Перспективы, границы занятости в фермерском движении только в России рассматривались ещё в работах О. Ю. Патласова [5].

В последнее время наблюдается увеличения сельскохозяйственных угодий в КФХ, что свидетельствует о внесении всё более существенного вклада в развитие аграрной экономики страны (рис. 1).

Доля КФХ составила около 40 % от общего числа сельхозугодий. На данную организационно-правовую форму приходится 749 тыс. га, что на 95 тыс. га больше площади общества с ог-раниченой ответственностью (ООО). В свою очередь, ООО владеет площадью в размере 654 тыс. га, что соответственно составляет 34 %. Организационно -правовой формой в виде сельскохозяйственных кооперативов владеют 7 % сельхозугодий. Одну из наименьших процентов содержит доля государственных предприятий, которая составляет 1 %, то есть 14 тыс. га. Прочим сельхозпроизводителям принадлежит 17 %.

Сбор анкетных данных проводился в 2015 году, специалистами из Государственного аграрного университета Молдовы (ГАУМ) при поддержке Академии Наук Молдовы. В данном опросе приняли участие 938 респондентов из 9 районов (рис. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.