Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы деятельности сельских малокомплектных школ'

Социально-экономические проблемы деятельности сельских малокомплектных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйара Алексеевна

В статье автор раскрывает проблемы и задачи, связанные с деятельностью сельской малокомплектной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы деятельности сельских малокомплектных школ»

лизацию сети школ, совершенствование их структуры, изменение содержания школьного образования, технологии методов обучения и воспитания школьников. Они окажут также прямое воздействие на усовершенствование подготовки педагогических кадров, повышение их квалификации.

В настоящее время снижается активность экономической деятельности, сокращается число рабочих мест и промышленной сфере, растет рынок труда.

В табл, 1 систематизированы проявившиеся тенденции в социально-экономическом развитии села и их последствия [1, с. 6].

Таблица 1

Тенденции в социально-экономическом развитии села

Основные черты или признаки новых социально-экономических условий (тенденции) в стране Социально-экономические последствия проявившихся тенденций к их влияние на рост численности учащихся сельских школ

Падение уровня промышленного производства. Сокращение рабочих мест в промышленном производстве. Рост рынка труда в промышленных центрах. Дороговизна услуг, транспорта и пр. Резкое удорожание оплаты жилья (общежитий) в городе. Рост цен на продукты сельскохозяйственного производства. Расширение личного хозяйства крестьян. Реальная возможность использовать частную торговлю продуктами сельского хозяйства. Зарождение и укрепление уверенности в возможности открыть в реальной перспективе собственное дело, организовать фермерское хозяйство. Последствие 1, Выезд сельских жителей на постоянное жительство в город утратил прежний смысл. Для селян, в том числе и учащихся, стало более привлекательным остаться в селе и посвятить себя труду в с/х производстве или в одной из сфер обслуживания сельского населения. Последствие 2. Рост численности сельского населения и соответственно - учащихся в сельских школах. Увеличение числа малокомплектных сельских школ. Улучшение в связи с этим условий для более эффективного использования высококвалифицированных педагогических кадров, повышения качества подготовки сельских школьников.

Сельская школа - совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную и социальнопедагогические функции (М. Гурьянова) [4].

Современное образование на селе должно развиваться в двух направлениях. С одной стороны, создание условий для получения качественного образования каждым сельским ребенком. В этих целях первостепенно значимым является создание адаптивных моделей сельских образовательных учреждений, где всем детям предоставляется возможность учиться в соот-

ветствии со способностями и возможностями. Особенно эта необходимость проявляется в условиях малого села.

С другой стороны, новое время ставит перед образованием новые задачи, рассматривает школу как центр социокультурного развития села, возлагает на нее в трудный для родного села период селообразующую и селосохраняющую функцию [7].

Традиционно высокий социальный статус школы на селе задается и сохраняется такими факторами: образовательный - сельская школа, как правило, единственное образовательное учреждение, несущее знания всем слоям населения, для всех возрастных категорий; культурный - самая значимая часть интеллигенции села, людей, имеющих высшее профессиональное образование, сосредоточена в школе; нравственный - сельская школа во все времена воспринималась как духовный исток народа, общества, государства; экономический — школы на селе рассматриваются как основное звено, формирующее потребность в выборе профессии сельскохозяйственной направленности, а значит, решающее проблему кадров сельскохозяйственного производства; социальный - сельская школа - основной и единственный центр на селе, сосредоточивший профессиональные кадры, обладающие знаниями и умениями работать в системе «человек-человек» [10].

Проблема сельской школы - это общенациональная проблема, связанная с судьбой не только села, но и всей республики в целом, потому что в силу своей многовековой истории, экономических, географических, культурноисторических условий в большей мере именно с селом связывается процесс национально-культурного развития народов Якутии. Кардинальные изменения социальных и экономических условий жизни села порождают множество проблем, которые не могут быть решены без активного участия сельской школы. Школа даже в сложных социально-экономических условиях сохраняет способность к сохранению стабильности и снятию социального напряжения на селе.

Материально-техническая база образовательных учреждений, и в первую очередь, в сельской местности, в основном не соответствует современным требованиям образовательного процесса, более того, стала фактором угрозы для жизни и здоровья обучающихся. Две трети сельских школ республики расположены в зданиях, которые нуждаются либо в ремонте, либо находятся в аварийном состоянии, либо расположены в приспособленных помещениях.

Сегодня на первый план выходят вопросы экономического обеспечения системы образования. Анализируя опыт регионов, реализующих нормативное бюджетное финансирование, нельзя не отметить положительные результаты, такие как прозрачность и простота денежных потоков, эффективность расходования средств, конкуренция между школами, которая подталкивает педагогов работать лучше, качественнее.

Сельские школы, в связи с отсутствием на селе платежеспособного спроса на образовательные услуги, обусловленным переходом многих сельскохо-

зяйственных предприятий фактически на ведение натурального хозяйства, имеют намного меньше возможностей для привлечения внебюджетных средств. Кроме того, в сельской местности школа, как правило, является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся, где они могут получить полное или основное среднее образование. В отличие от города на селе ученик «привязан» к конкретной школе, у него нет реальной возможности выбора другого образовательного учреждения. Тем самым ограничены возможности введения конкурентных механизмов.

Необходимо подчеркнуть, что действующим законодательством пока еще предусмотрены меры по сохранению сельской школы: ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Данные требования установлены Законом «О социальном развитии села» и Федеральным законом «Об образовании».

Стоимость обучения существенно отличается не только по типам школ, но и по каждой конкретной сельской школе. На территории одного сельского района не существует пары школ с одинаковой стоимостью обучения. При этом обучение в основных школах обходится в среднем дороже, чем среднерайонные. Темпы роста стоимости обучения учащихся различны в каждой из школ, что обуславливается следующими факторами: наличие различных объемов кредиторской задолженности но ряду статей расходов школ за предыдущие периоды; большая доля постоянных расходов (коммунальные услуги), не зависящих от количества учащихся; разные темпы роста цен на различные ресурсы (прежде всего энергетические), при наличии различных источников теплоснабжения школ; различия в возможностях финансирования сельских администраций района (заработная плата и начисления финансируются централизованно, остальные расходы - за счет средств сельских администраций) [2].

В данное время по всей стране самой актуальной остается проблема перехода к 12-летней средней школе. Решение задачи обеспечения высокого уровня общеобразовательной подготовки требует перехода на мировой стандарт продолжительности обучения в средней школе - 12лет, Экономические прикидки показывают, что такой переход реален в силу следующих причин:

- число учащихся в школен будет падать по причинам демографического порядка, и увеличение на 1 год продолжительности обучения не приведет к увеличению общего числа учащихся;

- число рабочих мест неизбежно будет сокращаться по экономическим причинам. Страна встанет перед дилеммой - либо пополнять армию безработных, либо дать возможность более основательного обучения большему числу подростков.

К настоящему времени сложился определенный международный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнюю среднюю школу. У нас те же самые программы по основным учебным предметам про-

ходят за 10-11 лет, что снижает качество обучения, вредно сказывается на здоровье школьников, испытывающих огромные перегрузки. Таким образом, прогнозируемые изменения в сроках школьного обучения соответствуют уже реализованной в большинстве развитых стран (12-летний срок обучения в средней школе принят в США, Канаде, Японии, Швеции, Франции и других странах, в Германии, Чехии, Италии, Швейцарии школьники учатся 13 лет, в Голландии - 14) тенденции развития образования. Чтобы не увеличивать отставание в этой области, наша страна должна в среднесрочной перспективе изыскать средства для формирования обязательного 10-летнего и общедоступного 12-летнего школьного образования [5, с. 83].

С 2007 года в 33 пилотных образовательных учреждениях семи муниципальных образований РС(Я) началось внедрение нормативного бюджетного финансирования с целью повышения их экономической самостоятельности. В то же время финансирование малокомплектных сельских школ не может осуществляться по подушевому принципу. В соответствии с законом РС(Я) «О государственном сельском образовательном учреждении», не имеющем аналогов в Российской Федерации, финансирование таких школ осуществляется дифференцированно с учетом реальных затрат на их содержание.

Федеральный Закон «Об образовании» (п. 1 ст. 43) устанавливает, что образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. А это определяет необходимость ведения бухгалтерского учета в образовательном учреждении [3].

В целях поэтапного перехода к новой системе оплаты труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) в сфере общего образования Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет, что Бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений будет исчисляться по формуле: произведение норматива на количество обучающихся и на коэффициенты удорожания.

Норматив включает в себя финансирование оплаты труда, сокращенно ФОТ. ФОТ учреждений на 70% состоит из ФОТ учителей. Кроме того, в норматив входят учебные расходы, то есть расходы на мел, на лабораторный инструмент, на школьные доски - на все те средства, без которых учебный процесс немыслим. Показательно, что учебные расходы в финансировании школ в 2006 году составили всего 2,8%. Теперь федеральный центр требует от Министерства образования РС(Я), чтобы доля учебных расходов возросла к 2009 году до 10%. В норматив включены книгоиздательские расходы учителей на методические пособия и подписку.

Все это делает практически невозможным разработку денежных нормативов финансирования. Введение усредненного норматива, не учитывающего указанные факторы приведет к получению необоснованного выигрыша отдельными школами в первый год введения такой системы, и к закрытию остальных школ в связи с невозможностью покрытия объективно существующих затрат. Это будет также стимулировать обучение учащихся в 2-3 смены, что, безусловно, ухудшит качество обучения. После этого, в связи с

переходом учащихся в крупные школы райцентров (с низкой стоимостью обучения), средняя стоимость обучения снизится, что приведет к снижению нормативов финансирования. В результате и эти школы потеряют свой «выигрыш».

При этом необходимо также учитывать и структуру расходов общеобразовательных школ. В настоящее время почти 2/3 расходов составляют заработная плата и начисления на нее. Второй по значимости статьей расходов являются коммунальные расходы - примерно 20%. Доля расходов на питание и трансферты населению (компенсация на методическую литературу педагогам и оплата коммунальных услуг на селе) неизменно уменьшается (5-7%), задолженность по указанным расходам растет. Прочие расходы (а это прежде всего, учебные расходы) - не превышают 5%, что не может не сказаться, в конечном итоге, и на качестве обучения.

Кроме финансовых мотивов, предложения по реформированию сельской школы часто завуалированы голословными утверждениями о более низком качестве обучения в них. Однако, проведенные нами исследования не подтверждают утверждений ряда специалистов о более низком уровне образования учащихся малокомплектных школ. Действительно, учащиеся сельских школ не получают знаний, необходимых для поступления в высшие учебные заведения, однако это является слабой стороной всех сельских школ, независимо от их размера, а также и большинства городских общеобразовательных школ. Немного найдется выпускников школ (не гимназий или лицеев), поступивших в ВУЗ без прохождения подготовительных курсов. А обучение в гимназиях и лицеях с привлечением вузовских преподавателей и по особой программе фактически является теми же самыми подготовительными курсами [2].

Также, с целью стимулирования инвестиций в образование частных и корпоративных средств, планируется заключение на конкурсной основе контрактов на оказание бюджетных услуг в сфере образования с образовательными учреждениями различных организационно-правовых форм с учетом соответствия реализуемых образовательных услуг установленным стандартам (индикаторам) качества.

Эффективность расходования бюджетных и внебюджетных средств определяется не только показателями качества, но и созданием условий для индивидуализации обучения в соответствии с запросами личности и рынка труда. По результатам мониторинга в 2006 году обучение по индивидуальным учебным планам было организовано в 80 школах, что составляет 12% всех образовательных учреждений республики.

Развитие системы, позволяющей обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда, анализ позитивного опыта других стран и регионов определили необходимость внедрения дуальной формы образования, профессионализации средней школы. Дуальное образование рассматривается нами как сочетание

обучения в образовательном учреждении с практической подготовкой на производстве (предприятии), по заказу и с помощью работодателей.

В Государственной программе развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. предусмотрен раздел, который включает в себя механизмы реализации дуального образования - это нормативно-правовое, научно-методическое, кадровое, и материально-техническое обеспечение. Дуальное образование должно стать катализатором развития профессионального воспитания обучающихся и средством повышения мотивации и привлекательности обучения. На деятельность малокомплектных школ значительно влияет и недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, Во-первых, из-за удаленности от крупных центров, низкого уровня социально-экономических условий имеет место большая текучесть молодых специалистов. Во-вторых, требуются учителя широкого профиля, подготовленные с учетом этнических особенностей народов Севера.

Таким образом, современная школа — это такая школа, где у воспитанников отсутствует страх перед педагогами, принуждение и насилие, где есть все условия для проявления детской активности, познавательного интереса, А это и есть условие саморазвития, самопроявления, самореализации школьников, Это те психолого-педагогические процессы, которые делают ученика яркой личностью. В хорошую школу ученик идет с радостью. В ней слышат, видят, берегут, растят в каждом ученике чувство собственного достоинства.

Какие же условия обеспечивают успешную деятельность школы:

- материально-технические (тип школы, архитектура, наполняемость, сменность, количество спортзалов, кабинетов, мастерских, компьютерных классов, сельхозоборудования, гаражей, складских помещений и т. д., обеспечивающих цели и задачи образовательного учреждения);

- кадровые (состав педагогов, их образование, опыт, профессиональный уровень, ценности и притязания и т. д.);

- финансовые (нормативное, современное финансирование, достойная зарплата, доплаты и стимулы, «надтарифный фонд», собственный счет, бухгалтерия, возможность зарабатывать внебюджетные средства и др.);

- психолого-педагогические (нравственный климат в коллективе, ценностно-целевое единство, отсутствие конфликтов, антагонистических группировок, демократическое управление и т. д.);

- мотивационные (стремление коллектива к развитию, использование администрацией мотивов и стимулов на основе школьного «Положения о доплатах..,», стремление к карьере и жизненному успеху у молодых и т. д.);

- методические (необходимая информационная база о новых педагогических, методических идеях и технологиях, связь с источниками научной информации, контакты с вузами, продуманная методическая работа в школе, стремление учителей к самообразованию и т. д.);

- сохранение и закрепление физического, психического и социального здоровья детей [9, с 109].

Пути рационализации планирования школьной сети в условиях села.

1. Малокомплектность сельской школы - социально-экономическая закономерность общественного развития в специфических условиях, что и обусловливает:

- сохранение и развитие сети школ для детей коренного населения на родном языке;

- необходимость обеспечения производства рабочей силой в небольших хозяйствах, в этом случае будут содержаться «экономически невыгодные» школы, так как они выступают в качестве селообразующего фактора.

2. При рассмотрении проблемы установления оптимальных размеров сельских школ имеют место две точки зрения: а) школа должна быть достаточно крупной, чтобы в ней были полнокомплектные или параллельные классы (это выгодно как с педагогической, так и с экономической точек зрения); б) в каждом населенном пункте следует сохранить и необходимо иметь свою школу, так как без школы село «неустойчиво» (жители уезжают туда где есть). В связи с этим необходимо решить вопрос интернирования и завоза детей из других населенных пунктов.

3. Следует учесть характер микрорайона обслуживания того или иного типа малокомплектной сельской школы: в школе учатся дети из одного населенного пункта; школа обслуживает производственные участки, расположенные на расстоянии пешеходной доступности до 3-5 км; школа с иришколъным интернатом обслуживает населенные пункты, расположенные на расстоянии более 5 км; школа, в микрорайоне которой находятся 1-2 начальные школы; школа, в районе действия которой находятся 1-3 неполные средние или средние школы.

4. Рационализация школьной сети в сельских улусах требует дальнейшего углубления и развития межшкольного разделения и кооперации педагогического труда, совершенствования управления школами, размещенными в одном микрорайоне, единства и преемственности отдельных ступеней общего среднего образования, обеспечения среднего всеобуча.

5. В условиях территориальной разбросанности и наибольшей самостоятельности многие населенные пункты стремятся иметь свою неполную среднюю или среднюю школу, несмотря на ее малокомплектность, т. е. на небольшое количество учащихся [5, с 141].

Перспективное планирование размещения сети школ основывается на прогнозировании развития образования в конкретном регионе или улусе в обозримом будущем. Необходимо определить следующие показатели: демографически неперспективные населенные пункты; прирост трудовых ресурсов, численность населения на планируемый период с учетом тенденций рождаемости и миграции населения; потребность населения в дошкольных учреждениях степень ее удовлетворения в настоящее время и на перспективу; типы перспективных школ, их рациональное размещение, укрепление учебно-материальной базы и обеспечение квалифицированными кадрами, определение дополнительных затрат.

6. Комплексное перспективное планирование основывается на определенных критериях оптимального построения школьной сети. Оптимальность - это наилучший вариант решения в конкретных условиях с учетом социологических, педагогических и экономических возможностей размещения сети школ. При этом обеспечивается максимальный эффект как в области образования, так и в развитии экономики конкретного региона с точки зрения следующих критериев:

- построение такой структуры и сети школ, которые обеспечивали бы выполнение закона о среднем всеобуче на основе преемственности всех ступеней общего образования;

- оптимальный выбор проектов строительства школ, обеспечение их соответствующими условиями по госстандарту, т. е. на основе современных требований учебно-воспитательного процесса;

- школа способствует развитию производительных сил и успешному функционированию экономики данного региона в общей системе комплексного планирования и практической реализации всех его организационнотехнических мероприятий [5, с. 143].

Таким образом, в связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни в последние годы на селе сложились новые реалии, характеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, что привело к появлению безработицы и как следствие, к форсированию концентрации населения в более крупных населенных пунктах. Появились так называемые неперспективные населенные пункты. Большие финансовые затраты на содержание сети сельских школ влекут за собой различные предложения по их реформированию, сводящиеся, по сути, к ликвидации сельской школы. Рассматривая такие предложения, необходимо учитывать то, что у сельских школ большие социальные задачи: способствовать сохранению и укреплению семейно-общинных форм жизни и воспитания детей, «укоренению» растущего человека в родной местности, приобщению его к традициям, ценностям отечественной истории и культуры; содействовать всестороннему развитию школьника. При этом необходимо использовать опыт реформирования сельской школы более благополучного в финансовом отношении советского периода нашей истории.

Библиографический список

1. Броневищук, С, Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе [Текст] : Пособие для руководителей и учителей сельских школ. / С. Г. Броневищук. - М.: АРКТИ, 2000. — 136 с.

2. Вифлеемский, А. Б. Актуальные проблемы экономики образования России. [Текст] / А. Б. Вифлеемский. - М.: 2004.

3. Вифлеемский, А. Б. Бухгалтерский учет в образовательном учреждениях. [Текст] / А. Б. Вифлеемский, О. В. Чиркина. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 - 192 с.

4. Гурьянова, М. П. Сельская школа - национальное достояние [Текст] / М. П. Гурьянова // Открытая школа, 1999. - № 4. - С. 6-10.

5. Егоров, В. Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях [Текст] / В. Н. Егоров, Н. Д. Неустроев. Севера. М.: Academia. 2003. - 224 с.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122 - ФЗ от 10 июля 1992 г, в последней редакции от 22 августа 2004 г. — М.: ТЦ сфера, 2005. — 64 с.

7. Малокомплектная школа в контексте нового времени. [Текст] - Якутск: ИПКРО, 2001.

8. Проблемы начального образования в сельской малокомплектной школе. [Текст] - Якутск: ИГТКРО, 2001.

9. Развитие образования в сельскрй местности: региональная модель [Текст] : Методическое пособие для работников управления образования / Под ред. Ф. В. Га-бышевой. - М.: ИСПС РАО, 2006. - 192 с.

10. Рачннскин, С. А. Сельская школа: Сб. статей. М.: Педагогика, 1991.

11. Сельская малокомплектная школа - историческая необходимость [Текст] // Народное образование. - 2000. - № 10. - С. 362.

Раздел V

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 796. 072

Ооржак Сергей Ынаажыкович

Аспирант Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл

Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович

Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и спорта Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл

ВНЕДРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ «ХУРЕШ»

В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Oorhzak Sergei Ynaazykovich

Aspirant of the Tuva state university, [email protected], Kyzyl

Oorhzak Herel-ool Dahzy~Namchalovich

The doctor of pedagogical sciences, the professor, the dean offaculty of physical training and sports of the Tuva state university, [email protected], Kyzyl

INTRODUCTION OF NATIONAL STRUGGLE HURESH PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF SCHOOLBOYS

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, так как известно, что фундамент здорового населения страны закладывается в детском возрасте. Поэтому здоровый ребенок - главная проблема ближайшего и отдаленного будущего общества, поскольку все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни — все это является итогом достижения уровня здоровья детьми сегодня. Именно им предстоит решить сложные социально-экономические, моральноэтические, национальные и другие проблемы.

Однако современное состояние физического, психического и нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы страны вызывает серьезные опасения у специалистов [5; 6]. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков наносят большой социальный и экономический ущерб. Около 53% выпускников общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20-25% от выпуска. Около 50% призывников не выполняют предусмотренных нормативов, а 20% - признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.

На наш взгляд, физическое и психическое нездоровье подрастающего поколения - не только результат сложнейших социально-экономических процессов и экологических катастроф, происходящих в России, но и следствие провалов в существующей системе школьного физического воспитания. Неоднократно выдвигались новые подходы к совершенствованию системы физического воспитания детей и подростков, например, разработка многочисленных программ по физическому воспитанию населения, но результата мы не видели [2; 3]. Необходимо по-новому взглянуть на школьный урок физической культуры в его нынешнем виде. Действительно ли он является единственной и незаменимой формой физического воспитания детей, и вообще нужен ли «новой школе» «старый» урок физкультуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор? В. К. Бальссвич [1, с. 21-22]; Л. И. Лубышева [4; с. 14].

Являясь важными аспектами физической культуры, существующие направления не позволяют в полном объеме решить те задачи, которые стоят перед физическим воспитанием школьников. Поэтому мы считаем, что одним из недостатков на пути совершенствования системы физического воспитания с целью повышения физкультурно-двигательной активности молодежи является смещение целей. Вместо того чтобы быть направленным на укрепление здоровья и развитие физических качеств, уроки физической культуры вот уже много лет нацелено на выполнение определенных нормативов, спортивных комплексов или их аналогов.

В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей и учащихся и формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни. Поэтому на фоне ухудшения состояния здоровья нации и, в первую очередь, подрастающего поколения перед физкультурно-спортивным движением особо остро встают задачи поиска новых путей, форм и средств повышения двигательной активности молодежи, и привлечения ее к занятиям физической культурой и спортом.

Одним из действенных средств, в привлечении молодого поколения к активным занятиям физической культурой и спортом, могут стать национальные виды спорта и физические упражнения. Актуальность изучения этих народных игр определяется и тем, что они, во-первых, принадлежат к числу исчезающих элементов традиционной культуры народов, во-вторых, они позволяют решить проблему привлечения молодежи к физической культуре и спорту, а также приобщении ее к богатому наследию своего народа. Использование национальных видов спорта в деле повышения интереса молодежи к занятиям физической культурой исследовались многими учеными.

Первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического воспитания. Существенным резервом реализации требований комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразова-тельной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.