Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования воспитания правовой и политической культуры'

Проблемы совершенствования воспитания правовой и политической культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галстян Инесса Шагеновна, Клюковская Илона Владимировна, Лаута Олег Николаевич, Попова Людмила Анатольевна, Семенов Виктор Егорович

В статье авторы рассматривают особенности направлений по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры современной молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE EDUCATION OF LEGAL AND POLITICAL CULTURE

In the article the authors review the features of directions for the formation of high-level law-consciousness and legal culture of modern youth

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования воспитания правовой и политической культуры»

Галстян И. Ш., Клюковская И. В., Лаута О. Н., Попова Л. А., Семенов В. Е.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

15.3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Галстян Инесса Шагеновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: Юридический институт СевероКавказского Федерального Университета

Клюковская Илона [Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: Юридический институт СевероКавказского Федерального Университета Лаута Олег Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: Юридический институт СевероКавказского Федерального Университета

Попова Людмила Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: Юридический институт СевероКавказского Федерального Университета Семенов Виктор Егорович, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: Юридический институт СевероКавказского Федерального Университета

Аннотация: в статье авторы рассматривают особенности направлений по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры современной молодежи

Ключевые слова: правовая и политическая культура, молодежная среда, школьники, студенты, процесс формирования, правовое воспитание

PROBLEMS OF IMPROVING THE EDUCATION OF LEGAL AND POLITICAL CULTURE

Galstyan Inessa S., candidate of legal Sciences, Professor of Department of theory and history of state and law Institute of the North-Caucasian Federal University Work place: state and law Institute of the North-Caucasian Federal University

Klukowska Ilona V., candidate of legal Sciences, docent of the Department of theory and history of state and law of law Institute of North-Caucasus Federal University

Work place: state and law of law Institute of North-Caucasus Federal University

Lаutа Oleg N., candidate of historical Sciences, Professor of the theory and history of state and law of law Institute of North-Caucasus Federal University

Work place: state and law of law Institute of North-Caucasus Federal University

Popova Ludmila A., candidate of legal Sciences, Professor of Department of theory and history of state and law Institute of the North-Caucasian Federal University Work place: state and law Institute of the North-Caucasian Federal University

Semenov Victor Ye., candidate of legal Sciences, Professor of Department of theory and history of state and law Institute of the North-Caucasian Federal University

Work place: state and law Institute of the North-Caucasian Federal University

Annotation: in the article the authors review the features of directions for the formation of high-level law-consciousness and legal culture of modern youth

Keywords: legal and political culture, youth, pupils, students, the process of formation, legal education

В последнее время в этом отношении сложилась уникальная ситуация. С принятием Конституции РФ 1993 года, новых кодексов по отраслям права в школах началось изучение основ права, Конституции РФ на новых методологических основах. К этому времени в ряде педагогических институтов уже велась подготовка учителей по истории и основам права. В последнее время эта работа прекращена или существенно сокращена (например, на многих специальностях Северо-Кавказского федерального университета прекращено преподавание такой дисциплины как «Правоведение») и это в стране, где в 1 статье Конституции говорится о том, что Россия - правовое государство, и это в стране, где с каждым годом растем число беспризорных детей [1].

Несомненно, ведущую роль в формировании высокого уровня правосознания и правовой культуры играют юридические факультеты и институты, так как они готовят будущих специалистов-практиков как в правотворческой, так и в правореализующей деятельности. Несмотря на проблемы высшего образования в целом (например, проблема качества высшего образования) и некоторые проблемные аспекты юридического образования (кризис профессионального правосознания, падение престижа права), следует подчеркнуть, что в образовательных учреждениях юридического профиля есть все необходимые условия для формирования у студентов уважения к праву и правовым ценностям [2, с.16].

Возникает необходимость в восстановлении процесса по подготовке специалистов по преподаванию в школе основ государства и права, Конституции РФ, созданию постоянно действующих курсов повышения квалификации учителей истории, на базе юридических институтов университетов. И здесь особую роль в правовом воспитании отводится соответствующей учебно-методической базе, а так же возникает необходимость в подготовке и издании специальной литературы по этим проблемам. Определение главной задачи курсов по основам государства и права состоит в изучении Конституции РФ как правового и политического просвещения и воспитания школьников. Целью, будет являться содействие в воспитании у школьников высоких гражданских качеств, таких как: убеждённость в верховенстве права; соблюдение прав человека и гражданина; необходимость точного соблюдения законов; воспитание в духе высокой гражданской ответственности и высокого чувства патриотизма. Изучение основ государства и права призвано соответствовать правильному пониманию школьниками роли Российского государства - гаранта прав и свобод человека и гражданина, курса истинной демократизации нашего общества, выразителя интересов всех социальных групп нашей страны. В правовом воспитании выделить особое место и роль Конституции РФ, её важнейшим теоретическим положениям, характеризующим выход на новый международный стандарт провозглашения прав и свобод человека и гражданина, перехода к плюрализму собственности, мнений, взглядов. Пере-

ход российского государства на плюралистическую модель в политике, идеологии, экономике естественно поставил чрезвычайно сложные задачи в правовом и политическом воспитании школьников, ибо при условии абсолютизации одного мировоззрения, марксистско-ленинского формировать идеалы школьников было значительно легче. Сложность состоит в том, что школьникам необходимо усвоить не только знания о принципах правового регулирования общественных отношений, но и знания наиболее важных правовых норм, необходимых для вступления школьниками в самостоятельную жизнь. Приведенное последнее обстоятельство усугубляется еще и тем, что завершая обучение в школе, значительная часть молодёжи использует полученные здесь знания всю жизнь, в том числе по праву. Таким образом, средняя школа создает их правовой фундамент, который необходимо расширять не только изучением общих основ права, но и ориентировать школьников на изучение важнейших положений отраслевого законодательства: конституционного, гражданского, семейного, финансового, экологического, уголовного.

Особенно важное значение имеет изучение права в органической связи с практикой его применения, ибо, принципиальное значение имеет устранение проблем связанных с теоретическими положениями той или иной отрасли права и их реализацией на практике. Особенно актуальное значение приобретает это требование в наши дни.

В начале изучения курсов необходимо пробудить у школьников интерес к праву. Поэтому необходимо совершенствовать методику изучения курсов, искать и инновационные методики обучения, внедрять активные методы обучения: дискуссии, мозговые штурмы, атаки, проблемный метод обучения, олимпиады, конкурсы. Необходимо живое, творческое, эмоциональное изложение правового материала, при насыщенности этого материала яркими конкретными убедительными примерами из практической деятельности правоохранительных органов. Стоит обратить особое внимание на формирование интереса не только к правам, но и обязанностям, ибо существует серьёзный разрыв между правами и обязанностями школьника.

Опорой в формировании интереса к праву является духовность, т.к. изучение истоков российской мен-тальности, духовности народов России все это имеет принципиальное значение в формировании правовой культуры школьников. Необходимо добиваться того, чтобы на базе знаний, подростки овладевали умениями и навыками использования полученных знаний для оценки поведения людей. Таким образом, у школьников будет постепенно формироваться убеждение в жизненной необходимости этих норм, в их справедливости и целесообразности. О том, что у школьников складывается правовая воспитанность можно судить в том случае, если обнаруживают способность сознательно руководствоваться в своих действиях и поступках нормами права в сочетании с требованиями нравственности норм. Более высокий уровень правовой воспитанности школьников характеризуется способностью и стремлением подростков активно использовать нормы права не только для защиты своих интересов, но и для защиты интересов государства, общества в целом. Целенаправленность формирования правосознания, правомерного поведения школьников должна базироваться на строго научном анализе достижений права, социологии, философии, педагогики, психоло-

гии и других отраслей знания. Используя данные психологической науки возрастные и индивидуальные особенности каждого учащегося, анализировать психологические механизмы превращения знаний каждого юноши или девушки в твёрдые убеждения [3, с. 101].

Особая роль отводится мониторингу этой проблематики, а так же проведению социологических исследований, позволяющих выявить объективную картину информированности учащихся в области права, отношения школьников к тем или иным положениям в системе права. Таким образом, глубокий анализ позволит корректировать важнейшие направления воспитания правовой культуры, а всесторонний учёт, выявит социально-демографические особенности учащихся (возраст, пол, профессию родителей, характер места жительства (город, посёлок, село). Глубокий и системный анализ знаний об учащихся может обеспечить эффективность процесса правового воспитания.

Эффективная постановка процесса воспитания правовой и политической культуры расширяет общественно-политический кругозор школьников, способствует их культурному развитию, умению видеть взаимосвязь и взаимозависимость общественных явлений.

Полученные школьниками в определенном объеме конкретные правовые знания позволит выработать в сознании подростка общие представления о праве, законах, которые необходимы для объективной оценки его поведения. Важнейшим звеном в осуществлении комплексного подхода к формированию социально-активной личности школьника является внеклассная работа.

Органическая связь правовой пропаганды с правовым обучением создаст условия для обеспечения непрерывности процесса правового просвещения и воспитания. Возможность оперативного анализа наиболее актуального материала, связанного с происходящими событиями в стране подчернит особенность правовой пропаганды. Здесь уместно использовать различные формы устной правовой пропаганды: правовой лекторий, школа юного юриста, клубы интересных встреч. Эти формы, при их эмоциональной насыщенности и хорошей подготовке дают, несомненно, позитивный результат. Особенностью по формированию правовой культуры среди школьников является совместная работа преподавателей, родителей, учителей.

Особое внимание обратить на повышение правовой культуры учителей и родителей, что естественно положительно скажется на эффективности и качестве процесса правового воспитания школьников. Практика нашего государства накопила значительный опыт в этом отношении. Необходимо с нашей точки зрения значительно расширить формы педагогического правового обучения, например, совершенствовать деятельность родительских университетов, школ молодых родителей, родительских клубов и т.д. Особую роль призваны сыграть различные формы правового воспитания школьников в процессе учебной деятельности. С нашей точки зрения необходимо выделить задачи правового воспитания:

1. Формирование системы знаний по различным проблемам права и государства.

2. Формирование уважения к Российскому государству, его демократическим принципах.

3. Воспитание социально-активной личности, уважающей законы Российского государства.

4. Воспитание правомерного поведения.

На началах нравственности базируется правовое воспитание. Особое место и роль отводится принци-

Галстян И. Ш., Клюковская И. В., Лаута О. Н., Попова Л. А., Семенов В. Е.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

пам морали и нормам права, так как российская правовая ментальность всегда ориентировалась на нормы морали. На занятиях по праву существуют большие возможности для того, чтобы от раскрытия содержания представлений молодого человека о должном поведении, перейти к пониманию ценностной сущности добра и зла, совести, справедливости, честности, порядочности, чести и достоинства. При ныне существующей власти и только идея Родины, добра, справедливости и может объединить всех. Необходимо от нравственного одобрения содержания правовых норм осуществлять переход на основе углубления знаний молодёжи о праве к развитию убежденности каждого из них в необходимости правовых норм как регулятора общественных отношений, юридической гарантии осуществления прав и обязанностей. В условии политического, экономического кризиса сегодняшней России воспитание высокого чувства гражданственности приобретает особое значение для молодого поколения. Долг поколений уходящих с политической арены воспитать у молодёжи высокое чувство ответственности за судьбы Родины, будущего. Это положение имеет особое принципиальное значение для определения места и роли подрастающего поколения в будущей России, от них зависит развитие России как демократического правового государства. Наши псевдодемократические средства массовой информации, в частности, Интернет, вносящий такую путаницу в умы и сердца молодёжи по целому ряду принципиальных вопросов.

Современная молодёжная среда в первую очередь формирует тип человека рыночной экономики. И, как показывает опыт мировой цивилизации, именно в молодежной среде зарождаются новые формы бытия, вырабатываются нормы и ценности, которые становятся в последствии нормами и ценностями всего российского общества. Распад Советского Союза, демонтаж административно-командной системы создали условия для нарушения привычных ценностей складывающихся десятилетиями. В обществе сложилась сложная ситуация в связи с отходом от ценностей тоталитарного социализма. А новые общественные идеалы оказались слабо разработаны. Произошел кризис ценностей, И этот кризис, прежде всего, отразился на взглядах молодёжи. В процессе формирования ценностных ориентиров играли традиции предшествующих поколений, то в период изменения общественного строя она оказалась лишенной этих ориентиров и вынуждена сама в ходе собственной практической деятельности делать свой выбор.

Например, «... изучая стереотипы сознания студенческой молодёжи в ряде вузов Краснодарского и Ставропольского краёв, 78% - поддерживают идею рыночной экономики, 16% сомневаются, 4% отвергают идею рыночной экономики. Большая часть студенческой молодежи положительно оценивают конкуренцию как атрибут рыночных отношений. В нашем исследовании получены аналогичные результаты: 82% студентов поддержали идею конкуренции»[3, с. 112]. В студенческой среде формируется новая психологическая установка понимания значения рыночной экономики. Большинство опрошенных студентов понимают значение цивилизованного рынка. Рынок, в понимании студентов - это свобода предпринимательства, прорыв в технологии, высокое качество товаров и услуг. И толь-

ко незначительная часть студенческой молодёжи связывает понятие рынка только с торговлей.

Сегодня изменилась «школа» ценностей студенческой молодёжи. На первый план ею выдвинуты вопросы частной жизни, а труд на благо Родины, отошел на последний план. Укрепила своё значение в ценностной иерархии и такая категория как «чистая совесть». Значительно повысилось значение такой категории как «успех». Если в 70-е годы нашего столетия к успеху стремилось 10-15% студентов [4, с. 105], то в 90-е годы - 60-70% [5, с. 27].

Происходит изменение и представлений студента о способах достижения успеха. В настоящее время всё большее значение приобретает уровень образования. Это весьма позитивная тенденция. Происходят существенные изменения в сознании молодёжи и по отношению к таким понятиям как «индивидуализм» и «коллективизм», где понятие «индивидуализм» занимает лидирующую позицию. Это перекос в молодом сознании произошел вероятнее всего из-за воздействия средств массовой информации. В тоже время принцип коллективизма не отвергается студенческой молодёжью как принцип взаимоотношений между людьми. Необходимо отметить, что изменились стандарты современной жизни. Необходимо отметить растущий прагматизм студенческой молодёжи.

Современная молодежь отрицательно относится к необходимости восстановления «социальной справедливости» как равного распределения благ. Ясно выражена полярность мнений по вопросу об источниках происхождения богатства, достижениям материального благополучия. Почти каждый второй студент допускает любые источники дохода и даже готов нарушить закон. И безразлично относятся к тому, что их близкие зарабатывают незаконным путём. Происходит ломка стереотипных представлений студенческой молодёжи. Это сложный длительный процесс. Он занимает больше времени, чем другие изменения происходящие в нашем обществе. Конечно, под влиянием негативных тенденций в развитии нашего общества получили развитие и негативные тенденции в духовном облике современной студенческой молодёжи. Но необходимо отметить, что при всей прагматичности и сильном стремлении к материальному достатку университетская молодёжь сохраняет и приверженность к духовно-нравственным ценностям, к богатой многовековой культуре нашего народа. Особенно ярким подтверждением стали события 2014 года, молодежь заняла твердую гражданскую позицию, казалось уже забытые, - патриотические чувства, по вопросам как воссоединении России с Крымом, войны на Украине. Такой анализ позволяет сделать оптимистический вывод о том, что студенческая молодежь не утратила интерес к духовному наследию нашего общества, что лучшие российские традиции постепенно будут возвращаться, и наше общество не потеряет свои духовные корни, лучшие национальные традиции. Обратимся к высказыванию В. Фортова: «кризис - это ведь не только время падения, это ещё и оптимальный момент для перегруппировки сил. В китайском языке слово «кризис» изображается двумя иероглифами, имеющими разные оттенки смысла «опасность» и «уход от опасности». Нам кажется, что мы уже довольно твердо учимся писать второй иероглиф. Подводя итоги вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в сознании студенческой молодёжи произошли коренные из-

менения в пользу рыночных отношений, которые нельзя не учитывать при формировании правосознания молодёжи.

Анализируя проблемы совершенствования воспитания правовой культуры различных категорий молодежи, необходимо остановиться на характеристике работающей молодежи. После роспуска ВЛКСМ в стране появилось множество молодежных объединений. Каждая категория работающей молодежи отличается особой спецификой, и в тоже время имеет множество общих черт. В методологии правового воспитания необходимо учитывать как общие, так и особенные. Прежде всего, нужна программа правовой пропаганды среди молодежи в средствах массовой информации, прежде всего на телевидении. В этой программе необходимо акцентировать внимание на базовых ценностях российского общества: справедливости, свободе, коллективистских начал, демократизму, законности. Особую роль необходимо отвести воспитанию патриотизма, высокого чувства гражданственности, толерантности, межнационального согласия, уважения к правам и свободам каждой личности, понимания того положения, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью; понимания гуманистических основ Российского общества.

«Продуманная государственная политика в сфере правового воспитания, охватывающая все ступени российского образования, от детских садов до высших учебных заведений, решит на наш взгляд целый комплекс проблем стоящих сегодня перед государ-ством»[6, с. 35]. Особую обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что около 50% молодежи принимает участие в выборах федерального уровня, еще ниже число участвующих в региональных и муниципальных выборах. В этой связи нужны кардинальные изменения в постановке пропаганды места и значения органов государственной власти и местного самоуправления, создание каналов обратной связи депутата и избирателя, подготовке специальных передач, посвященных выполнением избирательных программ политических партий, депутатов различных уровней, проведение «круглых столов» по различным актуальным темам развития законодательства на современном этапе, использование мониторинга, создание на государственных каналах телевидения специальных программ, посвященных деятельности фракций политический партий в Федеральном и региональных парламентах. Для повышения эффективности участия молодежи в избирательном процессе нужна и более продуманная четкая программа изложения взглядов, позиций всех политических партий с открытым обсуждением как позитивного, так и негативного опыта в решении важнейших политических и социально-экономических программ и их результатов. Это открытое обсуждение, прямой, откровенный разговор, естественно, создадут больше возможностей для активизации молодежи.

Список литературы:

1. Голодец: в России растет число беспризорных детей // http://www.vestifinance.ru

2. См.: Воротилина Т.В., Лаута О.Н. Высшее юридическое образование в России: тенденции современного состояния/В сб. Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2014 /международная научно-практическая интернет конференция 1 - 12 октября 2014 г. , www.sworld.com.ua.

3. Семенов В.Е. Правовая культура молодежи: историко-теоретический аспект.- Пятигорск: РИА-КМВ, 2011. 384 с.

4. Рубина Л.Я. Советское студенчество социологический очерк. М.: Мысль, 1981. 207 с.

5. Гегель Л.А., Москвичева Л.Н., Щепкина Е.В. Патернализм или самостоятельность (выбор пути российского студенчества). М.: НИИВО, 1998. 52 с.

6. Попова Л.А., Струтинская Т.А. // Научно-практический многопредметный журнал «НаукаПарк». 2013. № 6. 138 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензирование статья И. Ш. Галстян, И. В. Клюковской, О. Н. Лаута, Л. А. Поповой, В. Е. Семенова «Проблемы совершенствования воспитания правовой и политической культуры» представляет несомненный научный и практический интерес, прежде всего, особенностью затронутых проблем, их относительной новизной и необходимостью решения задач, направленных на воспитание правовой и политической культуры молодежи. Особое внимание уделено проблемам правовой подготовки родителей и учителей.

Следует особо выделить то, что авторами затронуты вопросы, которые связаны с формированием у молодежи уважения к праву и правовым ценностям. Необходимость исследования обозначенных проблем подтверждается активным поискам современных форм, направленных на повышение эффективности и качества процесса правового воспитания молодого поколения.

Авторами статьи проанализированы актуальные вопросы, влияющие на формирование правовой и политической культуры среди молодежи, а так же к тем ценностям, которые составляют российскую правовую ментальность. Особенностью современной российской молодежи, несмотря на прагматичность и стремление к материальному достатку, является её приверженность к сохранению богатой многовековой культуры нашего народа и духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, статья «Проблемы совершенствования воспитания правовой и политической культуры» затронула весьма актуальные вопросы, направленные на повышение эффективности процесса правового воспитания среди молодежи.

к.ю.н., доцент кафедры

теории и истории государства и права

юридического института

Северо-Кавказского федерального

университета

Волкова В.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.