Научная статья на тему 'К вопросу о правовой культуре молодежи'

К вопросу о правовой культуре молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1672
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / LAW / LEGAL CULTURE / JUSTICE / RELATIONSHIP / LEGAL ACTIVITIES / LEGAL VALUES / GOOD BEHAVIOR / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галстян Инесса Шагеновна, Лаута Олег Николаевич

Обращение к проблеме правовой культуры молодежи продиктовано не только теоретическими интересами, но и потребностями практики. Построение правового государства и воспитание социально ответственного гражданина возможно лишь при определенном уровне правовой культуры личности. В этой связи возникает потребность в научном обобщении существующих позиций и определении перспектив повышения уровня правовой культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of legal culture of youth

The approach to the problem of legal culture of youth is dictated not only of theoretical interest, but also the practical needs. The construction of the rule of law and education of socially responsible citizen is possible only at a certain level of legal culture of personality. This raises the need for a scientific generalization of existing positions and determining the prospects of increasing the level of legal culture of youth.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой культуре молодежи»

УДК 340:008:316.346.325-053.6

И. Ш. Галстян, О. Н. Лаута*

К вопросу о правовой культуре молодежи

Обращение к проблеме правовой культуры молодежи продиктовано не только теоретическими интересами, но и потребностями практики. Построение правового государства и воспитание социально ответственного гражданина возможно лишь при определенном уровне правовой культуры личности. В этой связи возникает потребность в научном обобщении существующих позиций и определении перспектив повышения уровня правовой культуры молодежи.

The approach to the problem of legal culture of youth is dictated not only of theoretical interest, but also the practical needs. The construction of the rule of law and education of socially responsible citizen is possible only at a certain level of legal culture of personality. This raises the need for a scientific generalization of existing positions and determining the prospects of increasing the level of legal culture of youth.

Ключевые слова: право, правовая культура, правосознание, правоотношение, правовая деятельность, правовые ценности, правомерное поведение, правовое воспитание, правовое образование, правовое просвещение.

Key words: law, legal culture, justice, relationship, legal activities, legal values, good behavior, legal education, legal education, legal education.

Выяснение природы способов повышения уровня правовой культуры молодежи неразрывно связано с рассмотрением вопроса о понятии правовой культуры в целом и правовой культуры молодежи в частности; предполагает четкое представление о значении, которое она имеет применительно к такому специфичному субъекту приложения.

Недостатком любого исследования может являться то обстоятельство, что процесс познания чего-либо должен начинаться прежде всего с определения сущности объекта исследования, т. е. необходимо для начала дать определение правовой культуре. Отступление от этого требования приведет к бессмысленному теоретизированию.

Несмотря на повышенный научный интерес к проблеме понимания правовой культуры и способов повышения уровня правовой культуры,

* © Галстян И. Ш., Лаута О. Н., 2015

257

который наблюдается с 60-х гг. прошлого столетия, следует признать, что не только частные вопросы, но и само определение понятия «правовая культура» по-прежнему остается дискуссионным. С момента возникновения содержание категории «правовая культура» претерпело значительные изменения. Позиция каждого автора содержит рациональное зерно, требует к себе пристального внимания.

Одни ученые полагают, что «правовая культура - это объединение духовных ценностей и предпочтений, связанных с применением и реализацией права, имеется в виду что правовая культура включает в себя не только совокупность знаний, навыков и опыта применения, соблюдения и использования законов, но и их глубокое уважение и понимание» [1].

Другие относят к правовой культуре более широкий спектр не только правовых, но и духовных ценностей. Так, по мнению В.М. Чхиквадзе, «правовая культура представляет собой систему не только определенных правовых идей, но и включает в себя совокупность нравственных норм, а также другие духовные ценности, которые формируют правосознание и направляют поведение общественных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями социалистического права и законности» [9].

В.И. Каминская и А.Р. Ратинов определяют правовую культуру через совокупность компонентов, отмечая, что «составляющими компонентами правовой культуры являются: право, представленное системой норм, выражающих государственные идеи; правоотношения, являющиеся системой общественных отношений, которые регулируются правом; правовые учреждения - система государственных и социальных организаций, которые обеспечивают правовой контроль, регулировку и исполнение права; правосознание, как система духовного отражения правовой действительности; правовая деятельность (поведение), как правомерная, так и противоправная» [6].

Анализ представленных определений позволяет понимать правовую культуру как сложно структурированную систему [4], включающую: правосознание; правовую деятельность; государственные органы, которые обеспечивают реализацию права на практике; право; правоотношения.

Отмеченные выше позиции и предложенная структура правовой культуры позволяют сделать вывод, что правовая культура есть социальнопсихологическое явление, представляющее ценность только в социальнонеоднородном противоречивом обществе, где правовая культура сможет выступать в качестве правовых регуляторов жизнеобеспечения этого соци-

258

ума. Правовая культура имеет свое специфическое содержание, которое отличает ее от таких социальных явлений, как право, правоотношения и др. По сути, она отражает уровень развитости правовых ценностей как общества в целом, так и отдельных индивидов, уровень их способности качественно создавать и эффективно применять правовые средства для достижения своих целей.

Такое понимание правовой культуры логически приводит к определению правовой активности как правовой деятельности человека, заключающейся в выступлении его участником различных социальных связей и отношений в сфере, регулируемой правом.

Содержание процесса формирования правовой активности личности включает в себя следующие непосредственные стадии (этапы):

1) информационный (знание права); 2) оценочный (отношение к праву);

3) регулятивный (ориентировка исключительно на правомерное поведение);

4) когнитивный (понятие необходимости своего правомерного образа жизни).

В этой связи в качестве составляющих правовой культуры можно выделить: позитивное приятие и понимание новых, прогрессивных идей и законов; способность использовать право на практике; субъективную оценку навыков использования права.

Необходимость учета уровня знаний в сфере правовых явлений, которыми обладает личность, не вызывает сомнений. Оценка уровня правового развития личности является важным фактором разработки различных направлений деятельности по повышению правовой культуры населения в целом и молодежи в частности.

Анализируя роль и место молодежи в политической системой общества, необходимо выделить следующие ее особенности:

• она выполняет особые социальные функции, которые определяются ее положением в обществе;

• имеет свои собственные интересы и цели;

• отличается недостатком жизненного общества, изменением жизненных ориентиров российского общества;

• представляет собой такой социальный слой общества, который является источником возрождения России, ее духовного и экономического потенциала [8].

Традиционно в науке выделяют следующие уровни правового развития личности: бытовой (ограничивается повседневными рамками жизни людей при их столкновении с правовыми явлениями); специальный (выра-

259

батывается у людей, которые в своей повседневной жизни сталкиваются с правом, правовыми понятиями); научно-теоретический (заключается в научных знаниях о характере, сущности и взаимодействии правовых явлений всего механизма правового регулирования).

Определение уровня правовой культуры неразрывно связано с ее функциями. Между тем в теории права нет единства мнений относительно сущности функций правовой культуры и их классификации.

Не задаваясь целью детально проанализировать все имеющиеся в науке позиции по вопросу о функциях правовой культуры, заметим, что одной из наиболее распространенных является следующая их классификация:

- познавательно-преобразовательная функция - представляет собой организаторскую и теоретическую деятельность по формированию гражданского общества и государства в целом. Она помогает при согласовании общественных интересов для выработки системы взаимоотношений, где превыше всего социальная справедливость, политическая свобода и возможность всестороннего развития;

- ценностно-нормативная - проявляется с помощью различных фактов, приобретающих ценностное значение, и отражается в людских поступках, различных социальных институтах;

- праворегулятивная - заключается в создании стойких и эффективных условий функционирования всех частей правовой системы;

- правосоциализаторская - формирование правовых качеств личности;

- коммуникативная - обеспечивает общение людей в юридической сфере, а следовательно, влияет на него;

- прогностическая - наблюдается через возможность дальнейшего прогнозирования развития правоотношений.

В рамках исследования уровня правового развития личности именно она и признается основным субъектом правоотношений в правовом государстве. Личностные свойства человека выступают в качестве важнейших элементов в системе построения правового государства. Таким образом, несомненно, что развитие уровня правовой культуры личности является первоочередной задачей в процессе построения гражданского общества и правового государства.

Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи играет немаловажную роль на современном этапе развития общества. Известно, что формирование правового сознания должно начинаться с ранних лет, и опыт, полученный в раннем возрасте, должен накапливаться с годами. При этом правовое информирование с возрастом и изменением социального

260

статуса должно становиться более разносторонним. Важная роль в этом процессе принадлежит литературе, религии, культуре, искусству, СМИ. Вместе с тем, безусловно, ключевую роль следует отвести школе, а также специализированным юридическим учебным заведениям [7].

Проблемам эффективности правового воспитания и его качеству также необходимо уделять достаточное внимание. Отметим, что среди основных форм воспитания правовой культуры выделяют пропаганду права.

Под этим термином мы понимаем: общеразвивающие или тематические лекции на правовую тематику в различных учреждениях, организациях, предприятиях; правовые всеобучи для различных категорий населения; собрания, на которых проводятся встречи с работниками правоохранительных органов и различных юридических структур; выступления в СМИ. Здесь присутствует элемент живого общения, который предполагает возникновение диалога, прямого обмена мнениями и свободного высказывания личных мнений [5]. К сожалению, в настоящий момент в СМИ нет единой продуманной системы, которая учитывала бы общеобразовательный, а также общекультурный уровень развития общества. Во многих телевизионных передачах не присутствует серьезный анализ факторов, отсутствует их обобщение. Реализация этого направления носит не комплексный характер, а скорее направлена на точечное решение проблем.

Ещё одна форма воспитания правовой культуры - правовое образование молодежи. К нему следует отнести правовое воспитание, которое осуществляется по установленным программам [2]: в неюридических образовательных учреждениях различного уровня обучения это изучение основ государства и права, обществознания, правоведения; в профессиональноюридическом образовании - обучение и подготовка специалистов-юристов.

В мировой и отечественной литературе можно встретить множество ярких примеров служения правосудию, утверждению прав и свобод молодого человека [3]. На такие примеры и должны ориентироваться люди.

В наши дни молодежь может принимать участие в решении различных правовых вопросов в качестве свидетелей, в суде присяжных заседателей. Это позволяет им приобрести личный живой опыт «общения» с правом.

В рамках деятельности по повышению уровня правовой культуры молодежи необходимо прежде всего попытаться решить следующие задачи:

1) выявить уровень развития правовой культуры у современной молодежи;

261

2) разработать комплексную систему мер правового образования и просвещения молодежи;

3) сформировать у молодежи уважительное отношение к праву и потребность в правомерном поведении.

Для выполнения этих задач следует использовать как вербальные (имеется в виду устная или письменная передача теоретических аспектов правовой культуры), так и невербальные, т. е. деятельностные (развитие навыков участия в управлении) методы формирования правовой культуры.

С сожалением следует признать, что в современном мире достаточно много факторов, негативно влияющих на развитие и становление правовой культуры подрастающего поколения. В числе основных, безусловно, отметим пропаганду культа насилия, атмосферу политической и классовой нетерпимости, скрытый этнорелигиозный конфликтный потенциал в молодежной среде. Эти методы используются СМИ для воздействия на сознание молодых людей и дальнейшей манипуляцией ими.

Вместе с тем нельзя не признать и положительные тенденции в воспитании правовой культуры молодежи самым действенным и проверенным на практике многих поколений способом - обеспечением занятости и коллективной деятельности молодежи в значимом проекте, кампании, мероприятии. Среди них особое значение обретают такие общероссийские молодежные форумы, как «Селигер», «Машук» и т. д.

Кроме того, несомненно, чем больше современная молодежь будет приобщаться к правотворческой деятельности, участвовать в различных проектах, в том числе интернет-форумах, принимать участие в выборах государственных органов и в референдумах, тем более успешным будет процесс воспитания правовой культуры современной молодежи. Необходима четкая координация всех методов, которыми осуществляется правовое воспитание, на всех этапах развития и становления личности. Особое внимание стоит уделять образовательной программе специализированных высших юридических учебных заведений, её детальной проработки. Важным является и контроль за средствами массовой информации, очищение их от факторов, негативно влияющих на развитие правового сознания. В настоящее время во многих юридических высших учебных заведениях существуют правовые консультации (юридические клиники), которые бесплатно предоставляют юридические консультативные услуги социально незащищенным слоям населения. Наличие такого института весьма положительно сказывается на правовом воспитании как студентов юридических факультетов (процесс юридического общения, наблюдение результатов

262

своей профессиональной деятельности, получение опыта работы с нормативно-правовыми актами, понимание необходимости и главенство закона в различных социальных взаимоотношениях), так и для лиц, получающих юридическую помощь. Значимым для повышения уровня правовой культуры молодежи представляется и культурно-эстетическое воспитание, приобщение к искусству [10]. Общеизвестно, что для личности с высокими нравственными ценностями правопослушное поведение является не просто нормой поведения, а скорее жизненно необходимой потребностью. Знакомство с законом и правами человека должно представляться в виде общественных, значимых высших приоритетных интересов, а не в форме анонимных внешних запретов.

В педагогической деятельности процесс формирования, становления и повышения уровня правовой культуры, представляющий собой комплексную систему мер правового воспитания, просвещения и образования, как представляется, включает в себя несколько этапов (стадий): формулировка цели; глубокий анализ субъекта воспитания; установка наиболее эффективных методов и форм воздействия; создание программы правового воспитания; контроль и координация за ходом этой программы; оценка эффективности проводимой работы.

Поиск истины невозможен без колебаний и сомнений, именно поэтому на государство и возлагается серьезная, но посильная задача - стать «маяком» для тех, кто истинно стремится познать право.

Молодежь может являться фактором как ускорения, так и замедления темпов развития общества и государства.

Повышение уровня правовой культуры молодежи - основа возрождения и поступательного развития отечественного государства и права.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулировании в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966. - 187 с.

2. Будилина Т.В. Проблемы формирования правовой культуры: метод. рекомендации. - Красноярск, 1995. - С. 6.

3. Грачев В.С. Правовая культура как субъективный фактор реализации права: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2003. - С. 56, 59 и др.

4. Гулевич О.А. Проблема правосознания: структура, структура, аспекты изучения, методы исследования. - М., 2009.

5. Зинковский С.Б. Право как явление культуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 12-13.

263

6. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Всес. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974. - 202 с.

7. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 19.

8. Семенов В.Е. Правовая культура студенческой молодежи. - Ставрополь: Печатный Двор, 2014. - С. 86.

9. Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. - № 14. - С. 52.

10. Шубина О.В. Правовая культура как элемент культуры общества: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. С. 38, 47 и др.

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.