Научная статья на тему 'Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении'

Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1487
1235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CULTURE / LEGAL SYSTEM OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин А. А.

В статье рассмотрены вопросы правовой культуры и разработаны пути повышения формирования правовой культуры населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the legal culture and developed ways to enhance the formation of legal culture of the population.

Текст научной работы на тему «Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении»

4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. - Т.15. - №1. - С. 3-18.

5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998 -168 с.

6. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.

Жигулин А.А.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОДУКТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ИХ СООТНОШЕНИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: правовая культура, правовая система, правосознание.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы правовой культуры и разработаны пути повышения формирования правовой культуры населения.

Keywords: legal culture, legal system of justice.

Abstract: The article discusses the legal culture and developed ways to enhance the formation of legal culture of the population.

Научная разработка феномена правовой культуры в нашей стране началась только в 60-70-е гг. прошлого века. В то время долго существовавший тоталитарный режим в стране начал постепенно демократизироваться, потребовалось совершенствование всей правовой сферы советского общества, что было невозможно без вовлечения в этот процесс миллионов граждан. На большое значение повышения уровня правовой культуры народа в целях демократизации всей правовой жизни страны, пожалуй, первым в советской юридической науке обратил внимание Л.С. Галесник [6].

Вскоре, в те же 60-70-е гг., в разработку этой научной проблемы включились и другие ученые. Поэтому когда в конце 70-х гг. мы серьезно приобщились к этому научному направлению, то обнаружили большой разброс мнений в понимании правовой культуры. Термин «правовая культура» используется для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. В одном случае под правовой культурой понимают некоторую совокупность

духовных ценностей, связанных с реализацией права, считают, что правовая культура - это совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение

[14].

В другом случае к правовой культуре относят более широкий спектр духовных ценностей, и не только правовых. Так, по мнению В.М. Чхиквадзе, «правовая культура - это система определенных правовых идей, нравственных норм и других духовных ценностей, формирующих правосознание и направляющих поведение социальных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями социалистического права и законности» [17, с. 51].

В юридической литературе мы встретились и с таким представлением о правовой культуре, которое, в сущности, отождествляет ее со всей правовой системой в целом. Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, ссылаясь на то, что они не имеют «возможности воспользоваться готовым определением правовой культуры, ибо имеющиеся в нашей литературе немногочисленные дефиниции носят по преимуществу оценочный характер, но не дают содержательной характеристики правовой культуры», предложили под правовой культурой понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей.

Раскрывая далее содержание данного феномена, они пишут: «На наш взгляд, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные компоненты: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, то есть система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, то есть система духовного отражения всей правовой действительности; правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное» [8, с. 43].

Э.В. Кузнецов, В.П. Сальников, И.В. Ассев предложили понимать правовую культуру в широком и узком смысле. «Правовая культура в широком смысле слова, - пишут они, - это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании. Правовая культура в узком смысле слова - явление, выражающее собой развитость социальных качеств личности (субъекта права), характеризующих ее правосознание, уровень и характер овладения

или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта» [1, с. 82].

Основываясь на анализе существовавших представлений философов и психологов о культуре вообще и юристов о правовой культуре как одной из ее разновидностей в частности, мы пришли к следующим выводам. Правовая культура - явление социальное и представляет необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, нуждающемся в правовых средствах своего жизнеобеспечения.

Правовая культура должна обладать своим специфическим содержанием, отличным от всех других правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и т.д. Она не может быть и совокупностью всех правовых явлений общества. Она не может быть широкой либо узкой, поскольку едина. Категория «правовая культура» должна, на наш взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права - и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей.

Правовая культура - явление конкретно-историческое, ибо степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретно-исторической ступени развития классового общества и его правовых ценностей. По сути, мы пришли к истоку понятия «культура», частью которой правовая культура является.

В современной науке насчитывается более 400 определений понятия «культура», которые характеризуются различными подходами. Выделяют три основных подхода к понятию «культура»: антропологический, социологический, философский. Культура в социологическом смысле - это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта. В современных отечественных исследованиях культуры на сегодняшний день можно найти все три подхода к ее пониманию: и антропологический, и психологический, и социологический, и философский [16, с. 16-19].

В современной отечественной психологический и юридической науке сегодня существуют еще большие расхождения в понимании

правовой культуры. В подтверждение сказанного приведем лишь некоторые современные определения ее понятия.

Правовая культура - это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества», - считает Н.Н. Вопленко [10, с. 41]; это «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность», - утверждают П.П. Баранов и А.П. Окусов [2, с. 72]; это «качественное состояние жизни общества» - мнение Л.А. Морозовой [9, с. 370]; это «совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики», - пишет В.П. Сальников [12, с. 630]; это «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека», - считает А.П. Семитко [13, с. 331] и т.д. По мнению Е.А. Певцовой, в современной юриспруденции насчитывается около 250 различных определений правовой культуры [10, с. 73].

Правовая культура есть только «живое» человеческое явление. Она живет только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом пространстве. Живет именно до тех пор, пока правомерно действуют субъекты права - носители правовой культуры данного исторического типа. С необходимым уходом с исторической арены той или иной формации, действующего на основе определенного типа права, закономерно уходит его правовая культура именно вследствие того, что исчезают субъекты данного типа права как их создатели и носители, обладавшие определенным уровнем правовых знаний, правовых умений, навыков, сформировавших в полной мере свою правовую убежденность, а следовательно, совершавших правомерные действия.

Так, рабовладельческая правовая культура исчезает вместе с рабовладельческим обществом и регулирующим его жизнь рабовладельческим типом права, так как феодальное общество, пришедшее ему на смену, и все субъекты права в нем не могут жить и действовать по рабовладельческим законам. Они должны научиться

создавать эффективные феодальные законы, а также уметь ими пользоваться для достижения своих правомерных целей: неукоснительно соблюдать правовые запреты, исполнять установленные правом обязанности и использовать свои правомочия именно в установленных феодальных правовых рамках.

Субъекты же правоприменения должны знать и уметь принимать только законные, обоснованные и справедливые по феодальным меркам акты применения норм права. Правовая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обусловливающие друг друга: внешнюю - видимую и внутреннюю - невидимую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры предстает перед нами в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании субъектов права часть правовой культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности субъектов права. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура субъектов через их правомерное поведение обнаруживает себя, делается доступной для непосредственного восприятия окружающими, их оценки и соответствующего реагирования.

Так, посредством «оживленных» своей правовой культурой правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе.

Правовая культура субъектов права имеет двухуровневую структуру. Она делится на две взаимопроникающие части: общую и статусно-ролевую (личностную). Ее структура определяется двусторонностью действующего права - права объективного и права субъективного. Без знания объективного права, понимания его природы, необходимости и признания его большой ценности в общественной жизни, умения им пользоваться субъект не сможет познать истинную природу и ценность своих субъективных прав и обязанностей, определить их наличие, меру, способы защиты и т.д.

Правовая культура субъектов права может быть также материализована (опредмечена) и выражена в тех или иных предметах правовой культуры. Произведенные на свет субъектом права предметы правовой культуры начинают сейчас же «жить» своей самостоятельной жизнью, наряду с его «живой» правовой культурой, оказывая самостоятельное воздействие на правовую жизнь общества,

причем, возможно, даже не то, на которое рассчитывал их создатель. Предметы правовой культуры являются передаточным средством воздействия правовой культуры одних субъектов права на правовую культуру других.

Таким образом, прежде всего через свои предметы правовая культура творцов права оказывает воздействие на субъектов индивидуальных и групповых правовых культур. Важно заметить, что предметы правовой культуры в отличие от правовой культуры могут действовать, оказывать влияние в той или иной мере не только при жизни, но и после «смерти» их создателей - индивидуальных и коллективных субъектов права. Причем это влияние на судьбы правовой культуры последующих поколений и типов правовых культур, не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным.

Из вышесказанного следует, что правовые культуры субъектов права (индивидов, социальных групп и общества в целом) находятся в связи и взаимодействии друг с другом как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственно это происходит через видимую, наблюдаемую именно в данный момент деятельность этих субъектов права в правовом пространстве, их правомерное правовое поведение.

Созерцая то или иное правомерное правовое поведение действующих вокруг субъектов права, каждый субъект права часто, так или иначе, подвергает его анализу и собственной оценке. Оценка эта может быть как положительной, так и отрицательной. Если положительную оценку данного субъекта права получило наблюдаемое им правомерное поведение, то это способствует развитию и совершенствованию его собственной правовой культуры.

Опосредованно правовая культура субъектов права, как при их жизни, так и после, воздействует на других субъектов права через свои продукты - качественные правовые нормативные акты, правоприменительные акты, научные произведения тех или иных ученых-правоведов, правовые договоры субъектов права и многие другие продукты правовой культуры. Из соотношения правовой культуры субъектов права и ее продуктов в правоорганизованном обществе можно сделать два вывода:

1) качество продуктов правовой культуры - качество объективного права (его норм), качество правоприменительных актов, качество интерпретационных актов и т.д. - прямо пропорционально качеству правовой культуры субъектов правотворчества, правоприменителей, толкователей права и т.д.;

2) качество функционирующих в стране продуктов правовой культуры во многом определяется эффективность правовой социализации ее населения, формирование его правовой культуры.

Стоит особо сделать вывод и о том, что высокоразвитая правовая культура субъектов права открывает горизонты их правовой свободы в правовом пространстве общества и не дает им забывать о своей ответственности за свободу других, о своих юридических обязанностях ее обеспечения.

Список литературы

1. Авсеев И.В., Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Теория государства и права (определения, схемы, литература). М., 1979. С. 82.

2. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д., 2003. С. 72.

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

4. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры //Актуальные проблемы теории и истории государства и права. М., 1983.

5. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. С. 41

6. Галесник Л.С. Общенародное право и воспитание коммунистической сознательности // Сов. государство и право. 1962. №9.

7. История государства и права зарубежных стран / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1988. С. 196-197.

8. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.

9. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С. 370.

10. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журн. рос. права. 2004. №3. С. 73.

11. Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995. С. 15.

12. Сальников В.П. Правовая культура //Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 2000. С.630.

13. Семитко А.П., Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права. М., 2000.

14. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

15. Областная научная конференция. Пермь, 2009.

16. Полищук В.И. Культурология. М., 2008.С. 9.

17. Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. №14. С. 51.

Зайцева В.А., Понежа Г.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессиональный рост, психология, барьеры профессионального роста, карьерный рост.

Аннотация: статья посвящена психологическим барьерам работника в профессиональной сфере, разработаны рекомендации по преодолению данных барьеров.

Keywords: professional growth, psychology, career barriers, career growth.

Abstract: the article is devoted to the psychological barrier of the worker in the professional sphere, developed recommendations for overcoming these barriers.

В современной России происходят глубокие изменения общества. Преобразования и реформирование касаются многих областей общественных отношений. Решающим фактором ускорения научно-технического прогресса является развитие интеллектуально-творческого потенциала специалиста, способного эффективно решать задачи современной науки и техники, создавать и внедрять в производство все новое и передовое, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации и с наименьшими затратами находить и осваивать необходимые знания. В свете последних изменений необходимо отметить, что мобильность трудовых ресурсов, способность людей к перемене профессий, уровень образования и способность к дальнейшему обучению выходят на первый план.

В психологии и ее прикладных отраслях, таких как психотехника и психология труда при изучении проблем роста исследуются различные аспекты психологии профессиональной успешности, механизмы и закономерности профессионального роста.

В последнее время в зарубежной психологии получила развитие концепция поливариантной карьеры. Ее основные положения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.