Семенов Виктор Егорович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского федерального университета _(тел.: 88652354446)
Проблемы совершенствования воспитания правовой культуры
В статье автор попытался проанализировать процессы формирования правосознания, воспитания правовой культуры в современных условиях. Сделан вывод о том, что в нашей стране этому вопросу уделяется недостаточно внимания.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, воспитание, государственная политика.
V.E. Semenov, Сап^а!е of law, assistant professor, assistant professor of the chair of theory and history of state and law of North Caucasian Federal University; tel.: 88652354446.
Problems of improvement of education of legal culture
The author tries to make analysis of forming processes of feeling for law and order, education of law culture in modern conditions. The conclusion about not-enough attention to this question in our country has been made.
Key words: feeling for law and order, law culture, education, state policy.
Формирование правосознания, вопросы правового воспитания молодежи являются весьма актуальными. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема совершенствования правового воспитания. Одна из важнейших задач правового воспитания - воспитание высокого чувства гражданственности, патриотизма. Особое значение это принципиальное положение имеет при решении данной задачи среди молодежи. Формирование высокой правовой культуры молодежи способствует повышению механизма правового воздействия.
В период системного кризиса, охватившего Россию, проблемы переоценки ценностных ориентаций, жизненной стратегии молодежи играют особую роль. От успеха формирования правосознания общества, в том числе и молодежи, зависит продвижение нашей страны к правовому демократическому государству. В настоящее время как никогда остро стоит вопрос о создании целостной комплексной программы осуществления в нашей стране глубоко продуманной молодежной политики, охватывающей весь комплекс социальных, экономических и духовных факторов, определяющей воздействие на правосознание молодежи, уровень ее жизни.
В течение многих десятилетий в стране декларировалась идея о постоянной заботе, о развитии молодого поколения. Были принят Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В нем в ст. 3 изложены принципы государственной
поддержки молодежных и детских объединений. Но это одно из направлений государственной молодежной политики в России.
В Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации (1993 г.) выделены основные направления реализации государственной молодежной политики, обеспечения, соблюдения прав молодежи, обеспечения гарантий в сфере труда, содействия предпринимательской деятельности молодежи, государственная поддержка молодой семьи, гарантированное предоставление социальных услуг, поддержка талантливой молодежи, формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи.
Остановимся на анализе последнего направления. Духовное становление молодого человека является важнейшей задачей общества. В условиях роста преступности, в том числе среди молодежи и даже несовершеннолетних, нет единой концепции воспитания молодежи. Ослаблено внимание к этому процессу в средней и высшей школе, на предприятиях, в учреждениях, организациях. Переход к многообразию форм собственности привел не только к росту прагматизма и деловитости, но и иждивенческих настроений. А идеологический плюрализм создал условия для размывания ценностных ориентиров. Ценности советского периода у значительной части населения ушли в прошлое. В настоящее время идет поиск идеи, объединяющей наше общество, консолидирующей его.
49
С точки зрения автора эту идею можно выразить следующим образом: создание сильного федеративного правового демократического государства с обеспечением глубокого сочетания различных форм организации местного самоуправления с сильной государственной властью на основе принципов демократии. Главной стержневой силой развития этой идеи должны быть патриотизм и гражданственность, высокое чувство общественного долга. Идея воспитания патриотизма, гражданственности, высокого чувства долга, сопричастности к делам России должны быть в центре всей работы с молодежью. Воспитание патриота, гражданина является важнейшей задачей воспитания правовой культуры. Решить эту задачу без комплексного подхода невозможно. Если даже скоординировать и обеспечить высокий теоретический уровень этого процесса без всестороннего комплексного подхода к работе с молодежью, без создания соответствующих экономических, социальных и политических факторов, то решить эту задачу не представляется возможным.
Необходим действительно комплексный подход к проблеме воспитания молодежи. В условиях роста безработицы, падения уровня жизни, проживания части молодежи за чертой бедности, роста количества разводов, экономического и политического кризиса эти проблемы приобретают особое значение. Автор считает целесообразным в соответствии с вышеизложенным рекомендовать создание единой программы молодежной политики в нашей стране, в которой предусмотреть весь комплекс мер, обеспечивающих проведение в жизнь молодежной политики, направленной на формирование гражданского общества, демократического правового государства. При этом принципиальное значение имеет создание механизма реализации этой программы экономической ее обеспеченности.
Естественно, автору понятно, что в условиях экономического кризиса решать эту задачу крайне сложно. Но в то же время главная цель состоит в том, чтобы воспитать молодого человека, которому предстоит определять будущее XXI в., поэтому необходимо при жесточайшей экономии государственных средств найти возможность для финансирования молодежной политики. Автор считает необходимым выделение в комплексе духовного обновления российского общества следующих составных частей: 1) нравственное воспитание молодежи; 2) воспитание правовой культуры. Их актуальность объясняется тем, что они являются определяющими формирование духовного облика молодежи. Необходимо отметить, что исследование процесса формирования правосознания, и правовой культуры в современных условиях привело нас к выводу о том, что оно в условиях перехода к новым экономическим реалиям носило весьма сложный противоречивый характер и обуславливалось
сложностями переходного периода от моноидеологической системы к плюралистической, от господства государственной собственности к многообразию форм собственности. Это создало массу явлений как позитивного, так и негативного характера. Позитивные явления заключались в следующем: 1) отход от догматизма в анализе явлений духовного облика молодежи; 2) переход к многополярному видению процесса воспитания политической и правовой культуры; 3) приоритет общечеловеческих ценностей. Негативные тенденции заключались в следующем: 1) рост инфантилизма потребительства; 2) размывание ценностных ориентаций.
Воспитание правовой культуры молодежи -процесс сложный, противоречивый. Для успеха воспитания правовой культуры молодежи необходимо объединение, координация усилий всех органов, определяющих этот процесс. Необходимо соблюдать принципы системности, планомерности, учета специфики каждой молодежной группы, учета как возрастных, так и психологических особенностей каждой возрастной группы.
Каналы, формирующие индивидуальное правосознание, весьма различны. Они имеют достаточно широкий диапазон. Для формирования высокой правовой культуры необходимо, чтобы ее элементы приобрели качество нормативности, стали нормами поведения молодого человека. В целях повышения эффективности этой работы автор позволил бы себе высказать следующие рекомендации.
1. При Правительстве Российской Федерации создать межведомственный координационный совет по воспитанию правовой культуры молодежи. Аналогичные советы создать при органах исполнительной власти субъектов федерации.
2. Разработать программу воспитания правовой культуры молодежи включив ее составной частью программы по работе с молодежью. При этом особое внимание уделить проблемам духовности, воспитания высокого чувства патриотизма, гражданственности.
3. В программе предусмотреть вопросы формирования правосознания, воспитания правовой культуры всех категорий молодежи.
4. Министерству образования и науки РФ, соответствующим министерствам и ведомствам субъектов федерации разработать программу изучения основ права, Конституции РФ в средних школах, в высших учебных заведениях. Программы должны быть направлены на изучение своеобразия российской правовой системы, создания в России правового демократического общества с учетом опыта развития других стран. При изучении Конституции РФ необходимо обратить особое внимание на государственную символику, воспитывать у
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 4 (41)
50
школьников и студентов высокое чувство гражданственности и патриотизма.
5. При изучении курсов, формирующих правовую культуру студенческой молодежи, особое внимание уделять органической связи теоретических положений с практикой осуществления реформ в России, региональному аспекту развития законодательства.
6. Создать в стране систему обучения всех граждан России основам правовых знаний, предусмотрев возможность обучения каждой категории граждан, в том числе и молодежи. Разработать и издать соответствующие программы, учебники, учебно-методические пособия. Регулярно проводить республиканские конкурсы на лучшие учебники и учебные пособия.
7. Средствам массовой информации более детально, глубоко вести пропаганду высокого уровня правовой культуры, положив в основу понимание происходящих изменений в российском законодательстве.
8. Учитывая сложный, противоречивый характер происходящих изменений в России, обращать внимание на изучение совершенствования законодательства, на его обусловленность, объективный характер реформ.
9. Воспитание правовой культуры молодежи должно строиться с учетом ее возрастных особенностей, различных форм и методов как в учебной, так и во внеучебной работе.
10. При воспитании правовой культуры молодежи особенно важно добиваться соединения теоретических положений с реальной практикой применения законодательства. Особое внимание уделять органической связи слова и дела, ибо разрыв между словом и делом, двойной стандарт, двойная мораль наносят непоправимый вред делу воспитания молодежи. Они воспитывают приспособленчество, карьеризм, дефекты правосознания, правового нигилизма.
11. При выборе методов и форм воспитания правовой культуры молодежи необходимо исходить из понимания особенностей восприятия молодежи, использовать активные формы
и методы: проблемные лекции, семинары, мозговые «атаки», «штурмы».
12. Разнообразие форм и методов формирования правосознания, высокой правовой и политической культуры должно базироваться на принципах демократизма, плюрализма в области идеологии, политического плюрализма, общечеловеческих ценностей, использование позитивного опыта предыдущих поколений.
13. Воспитание политической и правовой культуры является составной частью общего процесса воспитания. Для успешного решения этой проблемы требуется всесторонний учет всех факторов, определяющих стратегию реформ.
14. Необходимо в процессе воспитания политической и правовой культуры учитывать изменение ценностных стратегий молодежи в период перехода к демократическому правовому государству.
15. Для успеха процесса воспитания правовой культуры создать систему подготовки кадров для обучения молодежи основам правовых знаний. При этом необходимо включить в эту работу всех ведущих специалистов правоохранительных органов, профессорско-преподавательские коллективы юридических факультетов, преподавателей средних школ, всех специалистов в области права.
16. Считать целесообразным проведение олимпиад, конкурсов на лучшее знание основ права. Использовать опыт ряда университетов страны, юридических вузов накопленный в этом направлении. Ежегодно проводить всероссийские конкурсы студентов, школьников, представителей различных категорий молодежи. При этом активно использовать средства массовой информации для освещения итогов этой работы изменить формы проведения.
17. В республиканских региональных органах печати ввести специальную рубрику, посвященную проблемам правового воспитания, в том числе и молодежи. Регулярно освещать накопленный опыт воспитания правовой культуры на центральном и местном телевидении, вскрывать негативные тенденции.
51