УДК 373 ББК 74.200
DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-243-248
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
А. Ю. Плешивцев, С. В. Стенин
Аннотация. В статье анализируется степень влияния особенностей подросткового возраста на социальное становление и формирование социальности как нравственного качества личности у школьников. На основе анализа исследований и публикаций в области психологии и педагогики рассмотрен процесс воспитания социальности как нравственного качества личности у учащихся общеобразовательной школы. Этот процесс должен осуществляться обязательно с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Взаимоотношения подростков по принципу «подросток-взрослый» характеризуется тем, что на фоне сближения со сверстниками происходит увеличение дистанции со взрослыми. Смещение интересов подростка к взаимодействию со сверстниками может быть эффективно использовано для активизации учебной деятельности, когда за счет новых знаний и умений у подростка появляется возможность выделиться среди сверстников. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при организации образовательного процесса общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: социальное становление, воспитание, нравственное качество, социальность, общеобразовательная школа, подросток, взаимоотношения, образовательный процесс, школьник, личность.
Для цитирования: Плешивцев А. Ю., Стенин С. В. Проблемы социального становления школьника подросткового возраста // Наука и школа. 2021. № 4. С. 243-248. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-4-243-248.
© Плешивцев А. Ю., Стенин С. В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
PROBLEMS OF SOCIAL FORMATION OF A TEENAGE STUDENT
Abstract. The article analyzes the influence of the peculiarities of adolescence on the social formation and formation of sociality as a moral quality of the personality in schoolchildren. Based on the analysis of research and publications in the field of psychology and pedagogy, the process of bringing up sociality as a moral quality of the personality in comprehensive school students is considered. This process must be carried out taking into account the psychological and age characteristics of students. The relations of adolescents based on the principle of „adolescent-adult" are characterized by the fact that against the background of rapprochement with peers, there is an increase in distance with adults. The displacement of a teenager's interests to interacting with peers can be effectively used to intensify educational activities when, due to new knowledge and skills, a teenager has an opportunity to stand out among his or her peers. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities in the organization of the learning process of educational institutions.
Keywords: social formation, upbringing, moral quality, sociality, secondary school, teenager, relationships, educational process, student, personality.
Cite as: Pleshivtsev A. Yu., Stenin S. V. Problems of social formation of a teenage student. Nauka i shkola /Science and School. 2021, No. 4, pp. 243-248. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-243-248.
A. Yu. Pleshivtsev, S. V. Stenin
Процесс социального становления и формирования такого личностного качества, как социальность, должен осуществляться обязательно с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. В этой связи особый интерес вызывает изучение особенностей подросткового возраста. Проведенный в ходе нашего исследования анализ научной литературы показал, что подростковый возраст является одним из наиболее спорных возрастных периодов развития человека. Дискуссионность вызывают такие факторы, как границы подросткового возраста, основные новообразования и содержание ведущей деятельности у подростков. Следует отметить, что спорность обозначенных особенностей подросткового не охватывает узкий круг исследователей, а неоднозначно описывается среди отечественных и зарубежных ученых.
В последнее время обозначенная проблема социального становления
подростков стала активно интересовать отечественных исследователей, среди которых можно отметить:
• в работах Е. В. Акимовой, Т. Н. Акимовой, Т. А. Каратаевой, М. О. Костючен-ко, С. И. Куликовой, Л. Н. Огородовой, Н. В. Поповой, Л. Е. Сикорской, Н. В. Трофимовой, О. А. Ус исследования направлены на изучение эффективности использования общественно-полезной деятельности, а также на использование этого потенциала в педагогической деятельности в процессе формирования социальности подростков;
• исследования Л. Г. Горбуновой, О. Г. Кошевой, Ю. А. Рыжиковой, И. Н. Царёва направлены на поиск решения проблемы помощи подросткам - воспитанникам объединений типа кадетских классов или «Классов Росгвардии» в реализации личных и общественно значимых для них целей.
Изучение научных трудов позволило выявить, что большинство исследователей
границы подросткового возраста определяют с 11 (12 лет) до 15 (17 лет). В этот возрастной период развитие человека происходит наиболее интенсивно, охватывает физиологические изменения, а также процесс социального становления подростка. Данный аспект следует учитывать при формировании социальности ученика.
Согласно физиологическим изменениям, подростковый возраст делится на три стадии:
1-я стадия: подготовительный период, или предпубертатный;
2-я стадия: основной период физиологического созревания, или пубертатный;
3-я стадия: достижение биологической зрелости, или постпубертатный.
Если сопоставить это разделение с обычными возрастными категориями, предпубертатному периоду соответствует младший подростковый, пубертатному - старший подростковый, постпубертатному - юношеский возраст.
Если рассматривать процесс формирования и становления личности подростка с позиций не только педагогики, но и возрастной психологии (как один из этапов формирования и развития человека), то следует отметить, что базовой потребностью в формировании личности именно подростка играет не просто социум и общение, а взаимодействие со сверстниками. Это обуславливает работу педагога по использованию групповых и коллективных форм работы в процессе формирования социальности подростка. Такие исследователи, как В. А. Аверин, М. Ю. Кондратьев, Д. Б. Элько-нин, в качестве ведущей деятельности подростком выделяют личностное (интимно-личностное) общение, где общение со сверстниками занимает ядерную позицию, а общение с другими людьми (старше или младше подростка по возрасту) - околоядерное и периферийное пространство.
Переход ребенка в подростковый период обновляет социальные роли, с
которыми он начинает знакомиться; также у подростка происходит смена приоритетов и смещение смысловых акцентов на них. На фоне социальной и личностной идентификации появляется стремление к тому, чтобы подростка заметили, оценили, выделили среди других [1]. Вся сформированная к этому периоду система ценностей анализируется через проекцию рефлексии, а оценка близких людей становится очень значимой [2].
Общение со сверстниками в данном случае используется подростком как своеобразная модель или прообраз будущего поведения в обществе. Именно подростковая субкультура реализует все потребности подростка: в младшем подростковом возрасте (с 11 лет) быть в обществе себе равных, в период 12-13 лет самоутвердиться в своем коллективе, к завершению подросткового возраста (с 15 лет) удовлетворить потребность в признании себя как личности.
В новой субкультуре у подростка меняются жизненные приоритеты и ценности (по сравнению с детским периодом и нахождением в поле «Семья»): на первый план выходят взаимовыручка, достоинство, уважение, равенство, честность. Интересно, что в различных подростковых субкультурах «кодекс общества» может отличаться, а также просматривается несформированность понятийной сферы таких ценностей, как, например, честность. На практике это проявляется в том, что нарушение данного слова подростки не относят к понятию «честность», а рассматривают их изолированно друг от друга [3]. Следовательно, любое вмешательство в сферу отношений внутри субкультуры подростки будут воспринимать враждебно.
Взаимоотношения подростков по принципу «подросток-взрослый» характеризуется тем, что на фоне сближения со сверстниками происходит увеличение дистанции со взрослыми. Это явление является парадоксальным в психологии,
поскольку, с одной стороны, подросток желает действовать самостоятельно, но, с другой стороны, нуждается в опеке и заботе со стороны взрослого. Из этого следует, что педагог в процессе формирования социальности у учащихся должен уметь действовать тактично, с пониманием, чтобы его действия не вызывали у подростка негативной реакции. Это обуславливает целесообразность использования в педагогическом процессе такого стиля взаимодействия между взрослым и подростком, как сотрудничество.
Вышеуказанные особенности подросткового возраста являются объяснением того, что именуется «конфликтом отцов и детей», что проявляется не только на уровне семьи, но и во взаимодействии с другими взрослыми (педагогами, работниками школы и т. д.). Работа педагога в области социального становления учащихся заключается не в недопущении конфликтных ситуаций между подростком и взрослым (как уже было выявлено выше в ходе анализа психолого-возрастных особенностей ребенка, это является невозможным, поскольку столкновение интересов ребенка и взрослого является катализатором перехода подростка к новой модели поведения в социуме), а в снижении количества таких случаем и частоты проявления конфликтов. Иными словами, основной целью педагога в ситуациях конфликта во взаимоотношениях «подросток-взрослый» является смягчение и нивелирование конфликтной ситуации. Это реализуется посредством использования педагогического сотрудничества, создания благоприятных психоэмоциональных условий в образовательном учреждении, инициативности взрослого по отношению к подростку в сфере расширения взаимодействия, формирования доверия к себе.
Скачкообразные и нестабильные изменения в процессе развития подростков психологи оценивают как норму. Даже
при самом благоприятном протекании пубертатного периода он сопровождается дисгармонией, развитием скачкообразного характера.
Психологи экспериментальным путем выяснили, что гендерный фактор также следует учитывать в процессе формирования социальности подростка, поскольку у мальчиков и девочек существует разность во временных границах (например, акселерация), а также следует учитывать несовпадение между высоким интеллектуальным уровнем развития подростка и низким уровнем производительности.
Л. С. Выготский в своих трудах акцентирует внимание на существующей классификации кризиса подросткового возраста:
1) кризис независимости, который характеризуется протестной реакцией, безосновательным упрямством, бунтарством, формированием собственнических черт, негативным отношением ко всему, что говорит взрослый;
2) кризис зависимости, который характеризуется прямо противоположными чертами, которые уже были указаны у кризиса независимости, а также к этому можно отнести страх перед взрослой жизнью, нежелание взрослеть и т. д. [4].
Для благоприятной социализации подростка наиболее приемлемым является первый вариант кризиса, однако психологи утверждают, что оба представленных вида кризиса характерны для протекания подросткового возраста, разница лишь в том, какой из них будет доминировать.
Смещение интересов подростка к взаимодействию со сверстниками педагог может использовать для активизации учебной деятельности, когда за счет новых знаний и умений у подростка появляется возможность выделиться среди сверстников.
В связи с изучением особенностей социализации и личностного развития подростков следует обратить внимание на
идею Д. И. Фельдштейна о том, что в процессе формирования социальности необходимо делать акцент на общественно полезной деятельности. Это является своеобразным аналогом всех производственных отношений, который окружает человека в процессе его социализации. Общественно полезная деятельность является для подростка своеобразным прототипом всех общественных отношений, поэтому педагог не ограничен в выборе форм работы, методов и приемов, поскольку их разнообразие позволит показать широту общественных отношений.
Д. И. Фельдштейн также обосновал высокий потенциал общественно полезной деятельности для наиболее полного раскрытия подростками своей значимости, поскольку они воочию видят реальные отношения, реакцию людей и настоящие оценки их деятельности. Это также может быть взято на вооружение педагогов для формирования у учащихся социальности [3].
Изучение Е. А. Левановой специфики личностного развития человека в пубертатный период позволило сделать ей вывод о том, что в формировании
личностных качеств подростка особую роль играет коллектив. Это соотносится с тем, что подросток стремится реализовать себя в общении со сверстниками. Однако, как уже было отмечено ранее, у подростковых субкультур существуют разные ценности, нормы и традиции. По аналогии можно коллектив учащихся использовать в качестве подростковой субкультуры; следовательно, педагог должен курировать, какие ценности, правила и традиции будут сформированы в конкретном классе [5].
Таким образом, психолого-возрастные особенности подросткового возраста и специфики его протекания могут быть грамотно использованы педагогом в процессе воспитания данного личностного качества у учащихся общеобразовательной школы. Основой этого процесса должно стать общение подростка в кругу сверстников, именно на этой основе необходимо учить его нивелировать конфликтные ситуации, искать продуктивные способы решения конфликтов, отстаивать свое мнение посредством убедительной аргументации, без ущемления мнения другого, владеть эмоциями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия: Раритет, 1997. 700 с.
2. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / пер. с нем. Г. И. Лойдиной; под ред. Т. А. Гудковой. М.: Мир, 1994. 319 с.
3. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. 224 с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 220 с.
5. Леванова Е. А. Готовясь работать с подростками. М.: ТОО «Рос. пед. агентство», 1993. 151 с.
6. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практ. руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. А. Б. Орлова. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
REFERENCES
1. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Akademiya: Raritet, 1997. 700 p.
2. Remschmidt H. Podrostkovyy i yunosheskiy vozrast: Problemy. stanovleniya lichnosti. Transl. from German by G. I. Loydina; ed. by T. A. Gudkova. Moscow: Mir, 1994. 319 p. (In Russian)
3. Feldshteyn D. I. Psikhologicheskie osnovy obshchestvenno poleznoy deyatelnosti podrostkov. Moscow: Pedagogika, 1982. 224 p.
4. Vygotskiy L. S. Voprosy detskoy psikhologii. St. Petersburg: Soyuz, 1997. 220 p.
5. Levanova E. A. Gotovyas rabotat s podrostkami. Moscow: TOO "Ros. ped. agentstvo", 1993. 151 p.
6. Bayard R. T., Bayard J. Vash bespokoynyy podrostok: prakticheskoe rukovodstvo dlya otchayav-shikhsya roditeley. Transl. from English by A. B. Orlov. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 223 p.
Плешивцев Андрей Юрьевич, адъюнкт адъюнктуры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
e-mail: [email protected]
Pleshivtsev Andrey Yu., Post-Graduate Military Student, Perm Military Institute of National Guard Troops
e-mail: [email protected]
Стенин Сергей Владимирович, преподаватель кафедры вычислительных машин, комплексов, систем и сетей, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации e-mail: [email protected]
Stenin Sergey V., Lecturer, Computers, Complexes, Systems and Networks Department, Perm Military Institute of National Guard Troops e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2021 The article was received on 26.02.2021