Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ "КЛАССА РОСГВАРДИИ" ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ "КЛАССА РОСГВАРДИИ" ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ / "КЛАСС РОСГВАРДИИ" / НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешивцев Андрей Юрьевич

В статье раскрываются личностно ориентированный, деятельностный и системный подходы к процессу воспитания социальности у учащихся общеобразовательной школы как нравственного качества личности. Уточняется особенность воспитания данного интегративного качества у учащихся «Класса Росгвардии» как детского общественного объединения. Приводится понятийная сфера методологических подходов. Акцентируется внимание на высокой роли внеклассной работы в формировании социальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плешивцев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING SOCIALITY AS A MORAL QUALITY OF PERSONALITY AMONG STUDENTS OF "ROSGVARDIA CLASS" OF COMPREHENSIVE SCHOOL

The article reveals personality-oriented, activity-oriented and systemic approaches to the process of educating sociality among students of comprehensive school as a moral quality of a person. The peculiarity of the upbringing of this integrative quality among students of «Rosgvardia Class» as a children’s public association is specified. The conceptual scope of methodological approaches is given. Attention is focused on the high role of extracurricular work in the formation of sociality

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ "КЛАССА РОСГВАРДИИ" ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Плешивцев А.Ю. Воспитание социальности как нравственного качества личности у учащихся «Класса..

УДК 373.5

А.Ю. Плешивцев

(г. Пермь)

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ «КЛАССА РОСГВАРДИИ» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

UPBRINGING SOCIALITY AS A MORAL QUALITY OF PERSONALITY AMONG STUDENTS OF «ROSGVARDIA CLASS» OF COMPREHENSIVE SCHOOL

В статье раскрываются личностно ориентированный, деятельностный и системный подходы к процессу воспитания социальности у учащихся общеобразовательной школы как нравственного качества личности. Уточняется особенность воспитания данного интегративного качества у учащихся «Класса Росгвардии» как детского общественного объединения. Приводится понятийная сфера методологических подходов. Акцентируется внимание на высокой роли внеклассной работы в формировании социальности.

Ключевые слова: социальность, личностно ориентированный подход, деятельностный подход, системный подход, воспитание, «Класс Росгвардии», нравственное качество личности.

The article reveals personality-oriented, activity-oriented and systemic approaches to the process of educating sociality among students of comprehensive school as a moral quality of a person. The peculiarity of the upbringing of this integrative quality among students of «Rosgvardia Class» as a children's public association is specified. The conceptual scope of methodological approaches is given. Attention is focused on the high role of extracurricular work in the formation of sociality. Key words: sociality, personality-oriented approach, activity approach, systems approach, upbringing, « Rosgvardia Class «, moral quality of the individual.

Предложенная в данной работе педагогическая модель основывается на личностно ориентированном, деятельностном, системном подходах. Именно они отражают всю совокупность содержания, принципов, средств и способов деятельности, используемых в педагогическом процессе для воспитания у подростков социальности как интегративного качества личности.

Рассмотрим, как определяют понятийную сферу личностно ориентированного подхода М.А. Александрова и Е.Н. Степанов:

- уникальность каждого человека без исключения;

- личностные качества подвергаются изменениям и развитию;

- педагог должен стремиться к формированию у учащегося способности к реф-

лексии и осознанному отношению к своей жизни;

- мотивация позволяет ученику наиболее полно раскрыть свои способности;

- ученик является активным субъектом образовательного процесса (что прописано в требованиях ФГОС), в соответствии с чем педагог должен работать над формированием у ребенка активности, свободы выбора;

- Я-концепция заключается в формировании у учащегося представлений о самом себе, которые, в свою очередь, являются основой для дальнейшей модели поведения в обществе;

- выбор, основывающийся на том, что ученику предлагается несколько вариантов, а сам он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее оптимальный из них (это

требует сформированной системы оценки, опираясь на которую школьник и осуществляет в личностно ориентированном подходе свободный выбор);

- педагогическая поддержка ученика как педагогом, так и офицером-наставником (по отдельности или совместно), сущность построения взаимоотношений осуществляется по типу сотрудничества и совместного поиска решения проблем психологического, физического, мотивационного, личностного характера [1, 8].

Все вышеперечисленные понятия личностно ориентированного подхода из понятийной сферы рассматриваемого принципа обучения послужили основой для формировании основных положений воспитательного процесса у учащихся «Класса Росгвар-дии», где процесс формирования такого личностного качества, как социальность, основывается на следующих принципах:

- принцип индивидуальности заключается в том, чтобы помочь учащемуся «Класса Росгвардии» познать себя, свои индивидуальные и личностные способности, научить применять их с пользой для себя и общества в целом;

- принцип доверия базируется на психологическом приеме авансирования, при котором ребенок воспринимает доверие как планку, к которой ему необходимо стремиться;

- принцип успеха позволяет сформировать мотивацию через раскрытие творческих способностей учащегося, именно поэтому оцениваться должны не только учебные, но и социальные и творческие успехи ребенка;

- принцип субъектности заключается в том, чтобы учащийся почувствовал себя в какой-то степени соавтором образовательного процесса, а не пассивным объектом его [2].

В основе деятельностного подхода лежат идеи А.Н. Леонтьева [6], который обосновал в своих работах, что развитие личности происходит только в процессе деятельности. Если применить данный подход к учащимся «Класса Росгвардии», то можно сказать, что развитие воспитанников должно осуществляться в учебной, социальной, общественной, трудовой деятельности. Это требует от педагога тщательной организа-

ции процесса перевода ребенка из позиции объекта в позицию субъекта.

При анализе структуры личности ценной представляется мысль А.Н. Леонтьева о иерархических отношениях деятельностей. Соразвитие и соподчинение деятельностей составляет основу личности.

Что касается главных движущих сил любой деятельности, мотивов, то ученый выделил два их типа: мотивы-стимулы и смыс-лообразующие мотивы. Таким образом, А.Н. Леонтьев определил особую функцию «смысла» в структуре личности: смысловое значит личностное. Личностно значимые для человека мотивы интегрируются друг с другом в систему смысловых образований личности [6].

Правильно сформированные мотиваци-онные линии позволяют человеку активно заниматься какой-либо деятельностью, быть вовлеченным в сам процесс ее выполнения, эмоционально и творчески реализоваться.

Рассмотрев суть деятельностного подхода, необходимо уточнить специфику его применения к воспитанникам «Класса Росгвардии». Педагог должен учитывать, что недостаточно просто организовать деятельность (учебную, социальную, трудовую или общественную), - важно качество этой деятельности, которое проявляется в таком ее важном аспекте, как совместная деятельность учащихся с педагогом и офицером-наставником. Подростки не должны получать готовые алгоритмы нравственного или духовного характера, поскольку заучивание особенностей поведения в той или иной ситуации не позволяет ребенку сформировать самостоятельную модель поведения. Необходимо в учебно-воспитательном процессе сначала сформировать духовно-нравственные ценности учащихся в системе общих ценностей, а уже затем совместно с педагогом и офицером-наставником достигать намеченных целей [4].

Большим потенциалом в данной сфере обладает внеклассная деятельность, где воспитанник учится ответственности, взаимовыручке, у него формируется чувство коллективизма, товарищества, где он может примерить на себя разные социальные роли и вступать в активное взаимодей-

Плешивцев А.Ю. Воспитание социальности как нравственного качества личности у учащихся «Класса...

ствие со сверстниками, учиться продуктивно коммуницировать с ними, продуктивно взаимодействовать. Также во внеклассной деятельности существуют наиболее благоприятные условия для организации ситуаций нравственного выбора, формирования гражданской идентичности воспитанников, чувства патриотизма, социальной активности, умения отстаивать свои позиции (что впоследствии формирует личностные принципы воспитанника) [3].

В рамках данного подхода личность подростка рассматривается как субъект деятельности. Деятельностный подход к воспитанию у учащегося «Класса Росгвардии» социальности как нравственного отношения к человеку предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной совместной воспитательной гуманистической деятельности, порождающей социальные отношения между участниками педагогического процесса, в которых формируются и развиваются навыки и умения социального поведения подростка. Совместный поиск нравственных форм и гуманистических ценностей составляет содержание воспитательного процесса. Форма подобного поиска - совместный рефлексивный диалог, который позволяет устанавливать комфортные партнерские, доверительные субъект-субъектные взаимоотношения педагога и подростка. Именно деятельностный подход позволяет избежать разрыва между теоретическими социальными знаниями и применением их на практике.

Воспитание у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как интегративного качества личности с точки зрения аксиологического подхода осуществляется в трех направлениях: развитие системы нравственных знаний у детей; становление у школьников процессов самопознания и самовоспитания; формирование представлений о нравственном идеале.

Для реализации первого направления используем такие методики обучения, как мультимедийные презентации и групповые дискуссии, посвященные символике нашего государства, культуре народов России, традициям и обычаям страны, семейным ценностям, понятиям «настоящая дружба», «гражданственность».

В ходе осуществления воспитательной работы по второму направлению наиболее целесообразно использовать такие методики, как сюжетно-ролевые игры, тестирование и анкетирование, которые будут направлены на познание детьми себя, собственных склонностей, интересов, возможностей, недостатков, а также их коррекцию.

При реализации третьего направления планируется использовать кейс-метод, мультимедийные презентации, групповые дискуссии. Тематика занятий будет посвящена выдающимся личностям, внесшим большой общественный вклад в различные области науки, искусства, культуры и оставившим след в истории нашей страны.

Системный подход, реализация которого требует учета совокупности взаимосвязанных компонентов, целей, ресурсов, связи как с внешней средой, так и обратной связи. Это теоретическая модель познания объективной реальности и диалектики управления сложными системами. Диалектика подхода заключается в том, что каждый элемент системы одновременно рассматривается и как система, и как ее составная часть [5].

Системность отражает учебно-воспитательный процесс, объединенный воспитательной целью и сотрудничеством педагога, офицера-наставника и учащихся «Класса Росгвардии».

«Класс Росгвардии» как детское общественное объединение представляет собой органичный целый сложный педагогический объект. Добровольческая деятельность в этом объединении расширяет его функции. Системный подход позволяет проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем при воспитании социальности у подростков, выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

Процесс функционирования системы воспитания социальности у подростков при данном подходе рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

- цели воспитания социальности;

- содержание, методы, средства, технологии, формы воспитания социальности;

- субъекты системы воспитательной работы (педагоги, обучающиеся, родители);

- детское объединение как структурный элемент всей воспитательной системы и функционирующие в нем педагогические процессы;

- материальная база как средство системы воспитания социальности [7].

Системный подход позволяет установить связи между элементами системы детского общественного объединения. Это способствует формированию умений выстра-

ивать партнерские отношения, развитию способности к кооперации.

Таким образом, рассмотренные методы и принципы, их краткая характеристика и анализ показали их взаимообусловленность. Следовательно, в воспитательном процессе они должны быть использованы комплексно. Только такой подход позволит сформировать социальность воспитанников «Класса Росгвардии» на качественно высоком уровне.

Литература

1. Александрова М.А. Перспективное планирование процесса воспитания детей в школе и классе: сборник методических разработок / [авт.-сост.: Александрова М. А. и др.]. - М.: Центр «Пед. поиск», 2012. - 272 с.

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000. - 351 с.

3. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология». - 3-е изд., стер. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 541 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. - 3-е изд., пересмотр. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 447 с.

5. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1,2,3. - М.: Знания, 1972-1973. - 383 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. психология». - М.: Смысл: Academia, 2004.

- 345 с.

7. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: учеб.-метод. пособие.

- М.: Прометей, 1990. - 90 с.

8. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / [авт.-сост.: Е.Н. Степанов и др.]; под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2003.

- 123 с.

9. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. - М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.