ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.4
Л.Ю. Минеева
канд. пед. наук, доцент, кафедра ботаники и зоологии, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Г.А. Засобина
канд. пед. наук, профессор, кафедра педагогики и образовательных технологий,
ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Л. В. Куклина
Аннотация. В статье рассматриваются внутренние источники образовательного процесса в высшей школе, позволяющие снизить его негативное влияние на состояние здоровья студентов. Важнейшая роль в сохранении здоровья студентов отводится педагогической компетентности и психологической грамотности преподавателя.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, образовательный процесс, компетентность, Я-пространство.
L. Yu. Mineeva, Ivanovo State University
G. A. Zasobina, Ivanovo State University
L. V. Kuklina, Vologda Institute of Law and Economics
THE PROBLEMS OF STUDENTS HEALTHS CONSERVATION IN EDUCATIONAL PROCESS
OF HIGHER SCHOOL
Abstract. Inner sources of educational process of higher school impairing negative influence for students health's are considered in the article. Important part of students health's conservation is pedagogic competence and psychological knowledge of lecturer.
Keywords: health, health's conservation, educational process, competence, I-space.
Стратегической целью современного образования является формирование профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста, личностные качества которого определяют уже не только профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни.
Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, а процесс его сохранения в образовательном процессе вызывает серьезную озабоченность медицинских работников, педагогов, родителей.
Нельзя не согласиться, что к моменту поступления в вуз человек обладает знаниями о здоровье, факторах, разрушающих здоровье и укорачивающих жизнь, знает
канд. пед. наук, доцент, ст. преподаватель-методист, ФКОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики»
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
принципы и правила здорового образа жизни. Однако исследования показывают, что отношение студентов к здоровью противоречиво. С одной стороны, при опросах большинство респондентов называет здоровье среди приоритетных ценностей. Однако в реальных жизненных ситуациях студент часто поступает не как зрелая личность, а как безответственный, избалованный подросток. Он делает что-то во вред своему здоровью или здоровью других не потому, что не представляет себе последствий поступка, поведения, образа жизни, а потому, что не открыл для себя глубинный смысл ценности здоровья, не выстрадал его. Студент осведомлён, но не компетентен в вопросах здоровья.
К концу ХХ века возникла настоятельная необходимость введения понятия здоровье в систему педагогики. «Но что значит ввести новую категорию в сложившуюся понятийную систему? Это значит, во-первых, показать такое состояние или качество объекта, изучаемого этой системой, перед описанием и объяснением которого она становится в тупик, т.е. продемонстрировать внутреннюю нужду системы в новой категории, а во-вторых, соотнести ее с основными категориями этой системы» [1, с. 22].
Обоснование необходимости введения понятия «здоровье» в систему педагогики было выполнено в исследовании Л.В. Куклиной [4]. Вслед за ней мы будем рассматривать здоровье человека как динамичное, изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин специфическое целостное образование, которое обнаруживается в самосохранении, укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, является необходимым условием его полноценной свободной жизни, высшей ценностью отношения (по Франклу), проявляясь на соматическом, психическом, духовном уровнях жизнедеятельности.
Результатом образования, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), должна стать и компетентность здоровьесбережения - целостное системное образование личности, проявляющееся в осознании важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности на протяжении жизни, готовности контролировать своё самочувствие и состояние физического, психического и духовного здоровья, своевременно реагировать на «сбои», адекватно складывающейся ситуации
Однако образовательное пространство часто оказывается здоровьезатратным для учащихся. Среди факторов, которые делают его здоровьезатратным, А.М. Новиков называет скуку на занятиях и стресс [5].
М.Б. Дьякова обращает внимание на чрезвычайно важный аспект педагогического процесса: с одной стороны, многие учащиеся (и студенты, добавим мы) не владеют целостной структурой познавательной деятельности, что вызывает серьёзные затруднения (стресс) при больших нагрузках. С другой стороны, преподаватели не делают объектом обучения обобщенную ориентировочную основу деятельности. Если же обучать целесообразному самоуправлению (саморегуляции) деятельности, то индивидуальная образовательная траектория учащегося становится индивидуальной образовательно-оздоровительной траекторией [2].
Наши исследования показывают: для многих студентов оказываются здоровье-затратными (не освоенными) и образовательная, и научно-исследовательская деятельности. Это проявляется в низком уровне их методологической грамотности: не различают тему работы и проблему исследования; не понимают сущности научной ги-
потезы и ее роли в исследовательском проекте; в их сознании четко не определяются процессы целеполагания, целеосуществления и целеутверждения; для многих оказываются крайне трудными процедуры обоснования (актуальности темы, выбора методов исследования, доказательности выводов и пр.); кажется «излишней» интерпретация полученных данных. Многими студентами не освоен научный стиль мышления. Всё это делает образовательный процесс в вузе в целом здоровьезатратным.
Высшее учебное заведение создаёт внутри и вокруг себя многомерное культурное пространство или инициирует создание «совокупности идеальных образовательных сред, несущих конкретное ценностное и акмеологическое (творчески развивающее) содержание» (курсив автора) [3, с. 188], где и происходит становление стратегического вектора личностно-профессионального развития студента.
Современная концепция образовательного процесса принимает за основу принцип открытости образовательного пространства, педагогического процесса и др., который предполагает развитие студента как подлинного субъекта (хозяина, автора, распорядителя) собственной деятельности, то есть «субъекта, способного не только реализовывать деятельность, но и рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры, способного ее строить, преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять ею» [7, с. 50-51].
Этот процесс может быть более или менее интенсивным в зависимости от того, находит ли студент в культурном образовательном пространстве вуза своё «Я-пространство». Г.Н. Прозументова обозначает две его основных характеристики: 1) это «предметно-тематическое пространство, т.е. пространство, выделяемое обучающимся или педагогом в совместной деятельности из всего образовательного пространства как значимое смысловое пространство деятельности; 2) это событийное, переживаемое пространство. Речь идёт не столько о самом факте переживания, сколько о том пространстве, в которое входит пространство его переживаний. Речь идёт о пространстве собственных проблем. Есть ли у него пространство своих личных проблем в школе, пространство событий, пространство взаимоотношений и пространство рефлексии» [6, с. 35]. Именно о трудной для учащегося и студента работе в Я- пространстве идёт речь как об условии, необходимом для становления и развития личностно-профессиональной компетентности будущего специалиста. Это чаще всего здоровье-затратная работа над разрешением собственных проблем, требующая от студента способности определять зависящее от него пространство жизни и деятельности, соотносить свои усилия с масштабом этого пространства, представлять себе смысл, цену и результаты своих усилий, что позволит ему соизмерять свои действия с действиями других людей, открывать свои и их жизненные смыслы, перспективы взаимодействия, возможности развития.
Становление Я-пространства приводит к пополнению ресурсов самопознания, самореализации личности, «выстрадыванию» смыслов собственной жизнедеятельности и профессиональных выборов.
Ф.Е. Василюк, рассматривающий переживание как «преодоление некоторого "разрыва" жизни, некую восстановительную работу», подчеркивает, что этот трудный внутренний процесс «переживание-деятельность», требует от личности исключительного психологического напряжения [1, с. 25].
Работа преподавателя в усложнившемся образовательном пространстве требует, чтобы он, по крайней мере, понимал, как тому или другому студенту «удается преодолеть страдание, выдержать испытание, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с ситуацией. Речь идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе, реально преобразующем психологическую ситуацию, о переживании-деятельности» [1, с. 16]. Преподаватель в качестве ответственного субъекта самостоятельной педагогической практики профессионально сталкивается с человеком во всей полноте, конкретности и напряженности его жизненных проблем.
Наши исследования показывают, что снижение действия здоровьезатратных механизмов образовательного процесса в значительной мере зависит от профессионально-педагогической компетентности и психологической грамотности вузовского преподавателя.
Список литературы:
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издат. МГУ, 1984. - 200 с.
2. Дьякова М.Б. Обучение школьников структуре деятельности как один из аспектов здоровьесберегающего обучения // Фундаментальные исследования. - 2008. -№ 3 - С. 94-95.
3. Крылова Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернисткой педагогики // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып.7. - М.: ИННОВАТОР-BENNET COLLEGE, 1997. С. 185-204.
4. Куклина Л.В. Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя в университете. Дис. ... канд. пед. наук. Иваново, 1999.
5. Новиков А.М. Есть ли на самом деле перегрузка школьников? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle.htm
6. Прозументова Г.Н. Педагогика совместной деятельности: проблема индивидуализации в массовой школе // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. - Томск. 2000. С. 34-40.
7. Слободчиков В.И. Анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии, 2000. № 2. С. 50-51.
List of references:
1. Vasiljuk F.E. Psychology of experience. M.: MSU, 1984, - 200 p.
2. Dyakova M.B. Teaching of pupil to structure of activity as one of the aspects health's conserva-tional teaching // Fundamental research. - 2008. - № 3 - P. 94-95.
3. Krilova N.B. Culture patterns of education from positions of post-modernistical pedagogy // New values of education: culture patterns of schools. Vol. 7. - M.: INNOVATOR-BENNET COLLEGE, 1997.
4. Kuklina L.V. Elective course of pedagogic valeology for professional training of teacher in university. Dis. ...kand. ped. sciences. Ivanovo, 1999.
5. Novikov A.M. Is overload of pupil practically? [Electronic resource]. http://www.anovikov.ru/artikle.htm
6. Prozumentova G.N. Pedagogy of joint activity: problem of individualization at mass school // School and open education. - Tomsk. 2000. P. 34-40.
7. Slobodchikov V.I. Analysis of normative structure of individual activity // Questions of psychology, 2000. № 2. P. 50-51.