УДК 371.64/69 ББК 74.026.82 Л 33
Н.А. Лебедева
Кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой языковой подготовки ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»; E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СЕТЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
УНИВЕРСИТЕТА
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматривается специфика современного учебника, размещенного в электронной образовательной среде современного университета. По мнению автора, среда сейчас является преимущественно сетевой. Электронные учебники, обеспечивающие сетевое обучение, позволяют существенно усилить образовательные эффекты за счет использования интерактивных возможностей виртуального учебного пространства. Данные эффекты наиболее отчетливо ощущаются в иноязычном образовании. Подтверждением тому служат новейшие информационные технологии Web 2.0, задействуемые в преподавании английского языка. Новые инструменты обучения, по мнению автора, не меняют природы речевой деятельности. Вместе с тем, полагает автор, киберобразование, предоставляя в пользование новые источники звуковой и графической информации, требует разработки учебных практик нового поколения.
Ключевые слова: электронный учебник, сетевое обучение, иноязычное образование, виртуальная образовательная среда.
N.A. Lebedeva
Candidate of History, Associate Professor, the Head of Department of Language Training, the St. Petersburg State University of Civil Aviation; E-mail: [email protected]
AN ELECTRONIC TEXTBOOK ON ENGLISH IN A UNIVERSITY INFORMATION NETWORK
Abstract. The article analyzes the characteristics of a modern textbook uploaded to the electronic learning environment of a modern university. According to the author, this environment is now predominantly of a network nature. Electronic textbooks that provide an opportunity for online learning can significantly enhance learning outcomes through the use of interactive tools of the virtual learning environment. This advantage is most clearly seen in foreign language learning, where the latest Web2.0 technologies are used in teaching English. The author believes that these new tools do not change the nature of language use. However, the author thinks that as the virtual learning environment exposes learners to new types of multimedia, it requires the development of new teaching methods and techniques.
Keywords: Electronic textbook; online learning; foreign language teaching; virtual learning environment.
Целью данной статьи является анализ особенностей и принципов организации в современной образовательной среде учебника нового
поколения. Таковым в настоящее время становится учебник электронный, который оптимально соответствует развивающемуся сетевому образовательному пространству. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы определяется необходимостью освещения ряда аспектов новой учебной реальности, формирующейся в виртуальной (кибер)среде.
Сетевое обучение в отечественной педагогике изначально рассматривалось как одна из возможных моделей организации учебного процесса в дистанционном обучении. При этом предполагалось, что она вписывается в следующий ряд: 1. Интеграция очного и дистанционного обучения; 2. Сетевое обучение: а) автономный курс дистанционного обучения; б) информационно-образовательная среда (виртуальная школа, кафедра, университет); 3. Сетевое обучение и кейс-технологии. 4. Интерактивное телевидение (Two-way Tv), видеоконференции [1: 83], [2]. Однако в последнее время специалисты все чаще говорят о стирании граней между понятиями «дистанционное» и «сетевое» обучение. Сейчас они означают практически одно и то же. В педагогике этот процесс квалифицируется как формирование новой парадигмы взаимодействия субъектов учебной деятельности, при которой расстояние становится второстепенным фактором, не оказывающим значительного влияния на образовательный процесс и особенности учебного общения. Некоторые специалисты говорят об особой, «сетевой», компетентности выпускника современного вуза: «Интернетизация всех сфер современного общества, в том числе образования, обусловливает необходимость введения понятия сетевой компетентности, которое заключается в готовности выпускника вуза к использованию интернет-технологий для доступа к информации, ее поиска, накопления, организации, обработки, оценки, продуцирования и передачи /
распространения на основе знаний, практических умений, наличия мотивационно-ценностных ориента-ций, опыта деятельности» [3: 8].
Отметим, что сетевое сотрудничество преподавателей и студентов органично вписывается в новую модель социального взаимодействия, активно развивающуюся в наше время. В основе сетевого взаимодействия лежит идея массового сотрудничества преподавателей и студентовприпомощиинформационно-коммуникационных технологий, «эксплуатирующих» глобальные информационные ресурсы. Вместе с тем подчеркнем, что квалификация конкретной образовательной модели зависит от степени насыщенности учебного процесса информационно-коммуникационными технологиями. Именно от того, насколько активно используются в учебном процессе онлайн-технологии доставки контента и каков характер взаимодействия участников, эксперты различают:
- традиционное обучение (Traditional) (без использования онлайн технологий). В современной высшей школе оно уже практически не встречается;
- традиционное обучение с онлайн-поддержкой (Web Facilitated) (1-29% курса реализуется онлайн: доставка контента, минимальное взаимодействие через LMS при выполнении самостоятельных работ);
- смешанное обучение (Blended/ Hybrid learning) (30-79% курса реализуется онлайн: комбинирует обучение в аудитории (face-to-face) с онлайн-занятиями, при этом практикуются онлайн-дискуссии). В данном случае следует иметь в виду, что соотношение очных и онлайн-курсов при смешанном обучении для разных специальностей не может быть одинаковым. Коммуникативно-ориентированные дисциплины, такие, например, как языковые, должны по большей части оставаться в рамках очных (традиционных) занятий, поскольку
предполагают непосредственное общение, а технические специальности вполне могут допустить и увеличение доли онлайн-курсов;
- полное онлайн обучение (Online) (более 80% курса в сети; контроль периодически осуществляется через встречи в аудитории) [4: 5].
Для нас, однако, наиболее важным является то обстоятельство, что в современном иноязычном образовании технология сетевого обучения фактически идентифицируется с Blended technology, основной формой которой является Blended learning. Ср., например, следующее мнение: «Применительно к процессу подготовки специалистов для сферы иноязычного образования мы рассматриваем технологию сетевого обучения как комбинированное (смешанное) обучение (Blended Learning)» [5: 49].
Один из главных принципов смешанного обучения - интерактивность - находит отражение в учебно-методических материалах нового поколения. Это - электронные книги (e-book, Electronic Textbook или Digital Textbook). Именно интерактивность современных электронных учебных пособий во многом предопределяет открытость современных высших образовательных учреждений.
Единого определения электронного учебника в настоящее время не существует. И.Ю. Низовая совершенно справедливо отметила, что целый ряд электронных дидактических материалов сейчас претендует на то, чтобы именоваться «электронным учебником» или «электронным учебным пособием». Среди них можно выделить три группы:
1. Цифровые аналоги печатных учебников, которые практически полностью повторяют бумажные варианты, расширяя свои возможности за счет гипертекста и различных мультимедийных дополнений.
2. Электронные ресурсы, которые не имеют печатного прототипа, но отвечают всем требованиям жанра традиционного учебника.
Подобные ресурсы, как правило, обязательно имеют краткое теоретическое и методическое текстовое приложение, а компьютерная часть заключается в контрольно-тренировочных заданиях.
3. Электронное образовательные материалы, примерно соответствующие учебно-методическим комплексам, близким по свойствам предметной обучающей среде (см. об этом подробнее в: [6: 98]).
Электронные учебники мобильны, доступны и соответствуют научно-техническому уровню развития общества на данном историческом этапе. Можно сказать, что они являются своеобразным трансформационным трендом, продвигающим современное общество к Яшаг1-образованию, «которое будет осуществляться как обучение на основе доступа к систематизированным предметно-ориентированным базам данных, к управляемым актуализируемым базам знаний, социализация граждан и развитие их личностных и профессиональных качеств с помощью переноса все большей доли коммуникаций в профессиональные социальные сети и электронные средства коммуникаций» [7: 25; 8; 9].
Электронный учебник, безусловно, превосходит традиционный бумажный по многим параметрам: во-первых, он обладает несравнимо бульшим объемом информации и ранжирует материал по нескольким уровням сложности; во-вторых, мультимедийность электронного учебника обеспечивает бульшую наглядность учебных материалов; в-третьих, сама его структура обусловливает многовариантность и многоуровневость контроля знаний; в-четвертых, электронный учебник «открыт»: отдельные его части можно изменять/добавлять/ удалять прямо в процессе обучения; в-пятых, такой учебник экономичен и для его составителей, и для его адресатов, поскольку вопрос о тиражировании в данном случае полностью снимается.
В качестве основных дидактических принципов создания электронного учебника можно назвать следующие:
1. Соответствие содержания учебника компетентностной модели будущего специалиста с особым акцентом на профильных профессиональных компетенциях.
2. Наличие четко сформулированных и определенных учебных целей.
3. Научности, т.е. соответствие содержания электронного учебника уровню развития современной науки и техники.
4. Связи теории с практикой, или практикоориентированности.
5. Модульный принцип представления материала.
6. «Открытость», проявляющаяся в возможности постоянного дополнения и обновления модулей учебника новыми материалами.
7. Адаптивности, предполагающий адаптацию предоставляемого учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемого.
8. Мультимедийности.
9. Интерактивности и обратной связи.
10. Самодостаточности.
11. Ориентированность на самообучение.
12. Наличие удобного и дружественного интерфейса и др. [10-14].
Отличительной особенностью электронного учебника по иностранному и, в частности, английскому языку является моделирование языковой среды. Конечно, речь может идти только о частичном моделировании, а именно: включении в состав электронного ресурса типовых речевых ситуаций общения, позволяющих студенту виртуально участвовать в диалогах, беседах, конференциях и т.п. В зависимости от дисциплины речевые ситуации могут быть самой разной направленности: лингвострановедческого характера, лингвокультурного; научного - при акценте на детальном анализе научных диалогов/текстов
англоязычного мира; профессионального, если студент погружается в мир свой будущей профессиональной деятельности и т.д. В электронном учебнике подобные речевые ситуации представлены различными банками данных, которые: а) предварительно составляются составителем; б) формируются в режиме реального времени различными информационно-поисковыми системами непосредственно при освоении материала. Естественно, что максимальная информационная поддержка осуществляется за счет глобальной сети Интернет. При помощи технологий Web 2.0 уже сейчас совершенно свободно можно смоделировать «живую» речевую ситуацию на английском языке в пределах электронного издания. Такие элементы Web 2.0, как под-касты, Wiki-ссылки (индивидуальные и в составе гипертекста) на страницах всевозможных образовательных блогов, социальных сетей и т.д., как и сами блоги, социальные сети открывают широкие возможности для креативной деятельности студента, активизируют его желание создать и продемонстрировать собственный продукт на иностранном языке, разместив его в открытых ресурсах интернета. Сетевой электронный учебник, имеющий столь впечатляющую информационную основу, отражает формирующуюся в современной педагогике концепцию организации персональной учебной среды PLE (personal learning environments).
Следует отметить, что привлечение новейших информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам не изменяет самой природы аудирования, говорения и письма. Здесь речь может идти только о коренном изменении источника звуковой и графической информации. Именно потому некоторые ученые в последнее время говорят о появлении новых функциональных видов речевой деятельности в виртуальном
пространстве. Таковыми являются: «кибераудирование - слуховое восприятие речи (контактно или дистантно), записанной в цифровом формате, переданной по аудио-каналу, и ее понимание; киберго-ворение - использование устной формы речи для установления контакта и взаимопонимания с целью обмена информацией (контактно или дистантно) в виртуальном пространстве; киберписьмо - продуктивный вид речевой деятельности, объектом которого является письменная речь, функционирующая в виртуальном пространстве;
киберчтение - динамическое чтение текста на экране компьютера с использованием гиперссылок» [15: 23]. Согласиться с подобными заключениями или нет - вопрос будущего, однако совершенно точно, что педагогические принципы работы с языковым материалом в виртуальной образовательной среде претерпевают коренное изменение за счет использования предоставляемых электронными учебникаи интерактивных возможностей. Данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке учебных практик нового поколения.
Примечания:
1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.
2. Каповский В.Л. Дистанционное образование: мировой опыт // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1 (157). С. 24-30.
3. Василюк Н.Н. Блог-технологии как средство формирования сетевой компетентности при обучении информатике студентов вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 24 с.
4. Allen I.E., Seaman J. Blending // The Extent and Promise of Blended Education in the United States. Needham, MA: The Sloan Consortium, 2007. 35 p.
5. Ковальская Е.П. Формы реализации технологии сетевого обучения в преподавании иностранного языка в вузе // Преподаватель XXI век. 2014. № 1 С. 47-51.
6. Низовая И.Ю. Электронный учебник в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник ВГТУ. 2014. № 3-1. С. 98-100.
7. Ключевые принципы и подходы к организации учебного процесса при электронном обучении и в дистанционном образовании / В.Е. Бочков, С.Н. Исаев, Е.Н. Веденяпин [и др.] // Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ: сб. докл. Междунар. конф. ICDE. М.: Изд-во МЭСИ, 2014. С. 23-33.
8. Собинова Л.А. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному чтению студентов вуза с использованием электронного учебного пособия: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2016. 209 с.
9. Серова Т.С., Червенко Ю.Ю. Электронные ресурсно-информационные сайты как цель-результат поисково-референтного чтения // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 178-184.
10. Кузнецов А.Б., Худяков В.Н. Требования и принципы построения содержания электронного учебника // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8, № 2(32). С. 70-77.
11. Кузнецов А.Б., Худяков В.Н. Электронный учебно-методический комплекс - как аспект повышения качества подготовки студентов вуза // Вестник ЧГАКИ. 2015. № 1(41). С. 133-138.
12. Крук Б.И. Журавлева О.Б., Соломина Е.Г. Три аспекта создания электронных учебников // Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. URL: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/Jurnal4(16)_29-36. pdf (дата обращения - 15.10.2017).
13. Древс Ю.Г. Электронный учебник как адаптивная информационная система // Экономика образования. 2014. № 4. С. 49-51.
14. Куклина Л.В., Куклин С.Я. Электронный учебник как формирующий компонент информационно-образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2014. № 12. С. 35-38.
15. Кащук С.М. Стратегия интеграции мультимедиа технологий в систему языкового образования (на примере обучения французскому языку): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. 427 с.
References:
1. Theory and practice of distance learning: a manual for students of higher ped. schools / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseev; ed. by E.S. Polat. M.: Academia, 2004. 416 pp.
2. Kapovsky V.L. Distance Education: World Experience // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1 (157). P. 24-30.
3. Vasilyuk N.N. Blog technologies as a means of formation of network competence in teaching computer science to university students: Diss. for the Cand. of Pedagogy degreee. Ekaterinburg, 2014. 24 pp.
4. Allen I.E., Seaman J. Blending // The Extent and Promise of Blended Education in the United States. Needham, MA: The Sloan Consortium, 2007. 35 pp.
5. Kovalskaya E.P. Forms of implementing the technology of network learning in the teaching of a foreign language at higher school // Teacher 21st century. 2014. No. 1, P. 47-51.
6. Nizovaya I.Yu. Electronic textbook in the practice of teaching Russian as a foreign language // VSTU Bulletin. 2014. No. 3-1. P. 98-100.
7. Key principles and approaches to the organization of the educational process in e-learning and distance education / V.E. Bochkov, S.N. Isaev, E.N. Vedenyapin [etc.] // Open, distance and electronic learning: the world without borders: coll. of reports of the ICDE Intern. conf.. M.: MESI Publishing house, 2014. P. 23-33.
8. Sobinova L.A. Teaching professionally-oriented foreign-language reading to university students using an electronic textbook: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Tomsk, 2016. 209 pp.
9. Serova T.S., Chervenko Yu.Yu. Electronic resource-information sites as the goal-result of search-reference reading // Pedagogical education in Russia. 2015. No. 1. P. 178-184.
10. Kuznetsov A.B., Khudyakov V.N. Requirements and principles for constructing the content of an electronic textbook // Modern higher school: an innovative aspect. 2016. Vol. 8, No. 2 (32). P. 70-77.
11. Kuznetsov A.B., Khudyakov V.N. Electronic educational-methodical complex as an aspect of improving the quality of training of university students // ChGAKI Bulletin. 2015. No. 1 (41). P. 133-138.
12. Kruk B.I., Zhuravlyova O.B., Solomina E.G. Three aspects of the creation of electronic textbooks // Siberian State University of Telecommunications and Informatics. URL: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/Jurnal4(16)_29-36.pdf (date of access: October 15, 2017).
13. Drevs Yu.G. An electronic textbook as an adaptive information system // Economics of education. 2014. No. 4. P. 49-51.
14. Kuklina L.V., Kuklin S.Ya. An electronic textbook as a formative component of the information and educational environment in the system of continuous vocational education // Secondary vocational education. 2014. No. 12. P. 35-38.
15. Kashchuk S.M. Strategy of integration of multimedia technologies into the system of language education (based on teaching French): Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. M., 2014. 427 pp.