ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.4
Г.А. Засобина
канд. пед. наук, профессор, кафедра педагогики и образовательных технологий,
ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Л. В. Куклина
канд. пед. наук, доцент, ст. преподаватель-методист, ФКОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики»
Л.Ю. Минеева
канд. пед. наук, доцент, кафедра ботаники и зоологии, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРАКТИКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. В статье рассматривается развитие открытого образовательного пространства в практике самостоятельной работы студентов. Важнейшая роль отводится использованию электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: образовательное пространство, персональные цифровые пространства, самостоятельная работа студентов.
G.A. Zasobina, Ivanovo State University
L.V. Kuklina, Vologda Institute of Law and Economics
L.Yu. Mineeva, Ivanovo State University
THE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN PRACTICE OF STUDENTS FREE WORK AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF OPEN LEARNING SPACE
Abstract. Development of open learning space in practice of student's free work are considered in the article. Important part is the use of digital educational resources.
Keywords: learning space, personal digital spaces, free work of students.
Развитие современного информационного общества, межкультурной и междисциплинарной интеграции требуют от вузовского преподавателя принципиального изменения подходов к организации образовательного пространства. Образовательное пространство определяется как некая сложная многоуровневая, развивающаяся система, внутри которой происходит становление, развитие и преобразование образовательных подсистем разного уровня. Его первоначальное ограничение внешними регламентирующими документами (ФГОС ВПО, ООП, учебной программой той или иной дисциплины и др.) в большей или меньшей степени снимается в практике образовательного процесса: развитие происходит как за счёт внутренних ресурсов, так и за счёт многообразных связей его с внешней средой.
Предметом анализа в данной статье является образовательное пространство, в
котором происходит приобщение студентов к учебно-познавательной, научной и профессиональной деятельности средствами определённой учебной дисциплины. Структура этого пространства, с одной стороны, регламентируется основной образовательной программой (ООП ВПО) направления подготовки и примерной учебной программой данной дисциплины («закрытая система», по определению Г.Н. Прозументовой), предъявляя чёткую систему требований к качеству образования. С другой стороны, при реализации идей личностно-ориентированного образования это пространство проектируется преподавателем как открытое, что отражается в рабочей программе курса, образовательных ресурсах, привлекаемых для его обеспечения, вариантах предлагаемых стратегий его освоения студентами, широком выборе вариантов задач и заданий для самостоятельной работы, что позволяет студентам выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, согласуя их с преподавателем. Интеграция открытой и закрытой частей представляет возможности для создания особого поля развития, взаимодействия, на котором «встречаются» образовательные пространства преподавателя и студента в неформальном взаимодействии.
Образовательное пространство нельзя рассматривать как нечто внешнее по отношению к его субъектам - оно всегда чьё-то: преподавателя, студента, профессионального сообщества. Внутренние границы образовательного пространства каждого субъекта относительны, гибки, подвижны; их связи и взаимоотношения лишь частично определяются нормативными документами. Их взаимодействие в рамках общего образовательного пространства организуется на основе активного участия каждого из его субъектов в процессах управления совместной и индивидуальной деятельностью в форме координации, сотрудничества.
Развитие педагогической категории пространства в условиях расширения его границ и «выхода» в глобальные информационные сети приводит к необходимости его уточнения и введению понятия «персональные цифровые пространства» (learning spaces - personal digital spaces) преподавателя и студентов. Возникает проблема согласованного взаимодействия всех субъектов процесса обучения через использование общих электронных образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР могут представлять один обучающий компонент, такой, например, как компьютерная программа, или состоять из разных обучающих модулей, таких, как руководство, видеодиски и обучающие компьютерные программы. Электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие самостоятельную деятельность студентов, это: электронные учебные пособия, учебники и задачники, мультимедийные энциклопедии и справочники различных типов; мультимедиа-лекции ведущих учёных по основным темам курсов специальности; обучающие среды - сценарии по формированию обобщенных умений и навыков, выполнение целостного исследования в виртуальной лаборатории; моделирующие виртуальные среды, обеспечивающие становление опыта прогнозирования и моделирования процессов, проектирования экспериментальных установок, поиска рациональной логики и эффективного режима проведения натурного эксперимента; мультимедийные тренажеры; инструментальные программы, поддерживающие методику и технику проведения эксперимента (программы математической обработки результатов измерений и их графической интерпретации: Microsoft Excel, MathCAD Professional, Mathlab, Mathematic, Maple, Grapher, Measure и др.) [2].
Следует выделить особую область образовательного пространства, возникающую при взаимодействии персональных образовательных пространств субъектов образовательного процесса на границе открытого и закрытого образовательных пространств, предназначенную для самостоятельной работы студента, выбирающего собственную траекторию ее выполнения и освоения. Как замечает В.С. Литавор, «очень часто проектирование этой области осуществляется спонтанно, «традиционно». Однако, «проективное пространство - источник осмысления инновационных подходов, дискуссионная среда, где разворачиваются позиции, высказываются разные мнения, сопоставляются точки зрения, рождаются отношения сотрудничества» [1].
Именно здесь возможно рождение «живого знания», субъект-субъектного продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов, поскольку каждый участник этого процесса привносит своё «видение», своё понимание, свою, добытую из разных источников и по-своему интерпретированную информацию, своё, «живое», личностно-значимое знание.
Самостоятельная деятельность студента в открытом образовательном пространстве требует сформированности у него ряда дополнительных компетенций: он должен уметь ориентироваться в системе цифровых информационных источников; уметь каталогизировать коллекции медиаобъектов в авторской файловой системе; работать с поисковыми системами, отбирать, сохранять и структурировать медиакомпо-ненты; быть готовым к эффективному использованию цифровых учебных коллекций и инструментов, представленных на образовательном рынке, при создании собственных учебных ресурсов; критически оценивать цифровые образовательные ресурсы, предлагаемые в виртуальной образовательной среде.
Развитие открытого образовательного пространства реализуется через сотрудничество его субъектов в проектно-исследовательской деятельности. Мы рассматриваем его как особую образовательную технологию, реализующую идеи связи, диалога, взаимодействия, партнерства, объединения в деловом общении и совместной деятельности, результатом которой является профессиональный рост и студента, и преподавателя. Применение технологии сотрудничества в реальном педагогическом процессе требует создания специальных дидактических средств, поддерживающих и стимулирующих многообразную самостоятельную информационную деятельность студента на всех уровнях её осуществления - от освоения элементарной компьютерной грамотности до творчества в создании собственных образовательных проектов, проявляющуюся в освоении каждым субъектом диалоговых технологий взаимодействия, обеспечивающих становление их готовности принимать активное участие в коллективной и групповой коммуникации, в том числе компьютерно-опосредованной; умений сотрудничать в информационно- образовательной среде, представленной виртуальными сообществами; способности к рефлексии и прогнозированию своего поведения и деятельности в складывающихся в ней и за её пределами группах и объединениях по интересам и склонностям. И самое главное - в изменении педагогической позиции преподавателя с традиционно сдерживающей (авторитарной) на инициирующую становление субъектной позиции студента (ведущий специалист, сотрудник совместного проекта). Смена позиции преподавателя означает его переход на более гибкий режим контроля качества образования, широкое использование форм самоконтроля и взаи-
моконтроля студентов.
Список литературы:
1. Литавор В. С. Образовательное пространство и пространство «личное» обучающихся: соотносимость, взаимосвязанность как условие становления универсальных учебных действий [Текст] / В. С. Литавор // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 18-24. - URL:
http://www. moluch.ru/conf/ped/archive/21/1840.
2. Оспенникова Е.В. Электронные издания - на школьный урок [Текст с ил-люстр.] / Е.В. Оспенникова // «Физика» Издат.дом «1сентября».-2006. №12. [Электрон-ныйресурс]: http://fiz.1 september.ru/article.php?ID=200601213
List of references:
1. Litavor V. S. Learning space and personal space of students: correlating, interconnection as condition of formation of universal learning operations [Text] / V. S. Litavor. - SPb.: Renome, 2012. - P. 1824. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1840
2. Ospennikova E. V. Electronic editions - on school lesson // «Physics» Publishing house «The first of September». 2006. №12. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200601213