Научная статья на тему 'Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы'

Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЯКЛАСС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОБИЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабельская Ирина Владимировна

Статья посвящена требованиям государства к современным выпускникам, изменившимся из-за социального заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов; актуальным вопросам формирования информационно-графической и электронной культуры специалиста, использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе высшей школы, требованиям к высшей школе с учетом социально-экономических условий; о поставленной государственной задаче высшей школе. В век информационной революции сильное отставание в использовании цифровых образовательных технологий создает серьезную опасность в резком падении качества образования и отставания от общественных потребностей. И разумный консерватизм, присутствующий в образовании, превращается в камень. Отсюда возникла необходимость использования электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе высшей школы как эффективного инструмента обучения, качественной переподготовки преподавателей высшей школы, которую необходимо осуществить поэтапно. В статье дается определение электронно-образовательного ресурса, в котором концентрируется содержательная составляющая учебного процесса. Рассмотрены назначение, возможности электронных образовательных ресурсов для обучающихся, для преподавателей и родителей в виде функциональных блок-схем. Делается вывод, что с помощью ЭОР можно обучать и учиться с интересом и с максимальной эффективностью в школе. Рассмотрены новые возможности ЭОР для обучающихся и преподавателей; перечислены существующие образовательные ресурсы. Подробно рассмотрен образовательный ресурс Якласс, являющийся инновационным подходом к обучению; рассмотрены цель и возможности Якласса. В данной статье описана уникальная особенность Якласса: в основе электронно-образовательного ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания. Причем ответы на них невозможно найти в Интернете, в решебнике домашних заданий. Система проверит все ответы за долю секунды и выдаст объяснение всем ошибкам.Предложены меры для решения проблем электронного образования и эффективного использования ЭОР в образовательном процессе высшей школы. Отмечено, что рациональное использование ЭОР на занятиях не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of electronic educational resource in the educational process of the high school

The article is devoted to the requirements of the state for modern graduates, who have changed because of the social order for the training of competitive specialists; actual issues of formation of information-graphic and electronic culture of a specialist, the use of electronic educational resources in the educational process of higher education, the requirements for higher education, taking into account socio-economic conditions; on the assigned state task to the higher school. In the age of the information revolution, a strong lag in the use of digital educational technologies poses a serious danger in the sharp drop in the quality of education and in the backlog of social needs. And reasonable conservatism, present in education, turns into stone. Hence the need to use electronic educational resources (ESM) in the educational process of higher education as an effec-tive tool for teaching, quality retraining of teachers of higher education, which must be imple-mented in stages. The article defines the electronic educational resource, in which the content of the educational process is concentrated. The article considers the purpose, the possibilities of electronic educational resources for students, for teachers and parents in the form of functional block diagrams. It is concluded that with the help of the ESM it is possible to train and learn with interest and with maximum efficiency in school. New possibilities of ESM for students and teach-ers are considered; the existing educational resources are listed. The educational resource Yaklass, which is an innovative approach to learning, is considered in detail; the purpose and possibilities of Yaklass are considered. This article describes a unique feature of Yaklass: the basis of the elec-tronic educational resource is the technology of generating a huge number of options for each job. And the answers to them can not be found on the Internet, in the rezhebnik homework. The system will check all the answers in a split second and give an explanation to all the errors.Measures are proposed to solve the problems of e-education and the effective use of ESM in the educational process of higher education. It is noted that the rational use of ESM in classes not only increases their effectiveness, but also contributes to the cognitive needs of students.

Текст научной работы на тему «Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы»

Развитие образования

О

/ I)

УДК 004:378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена требованиям государства к современным выпускникам, изменившимся из-за социального заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов; актуальным вопросам формирования информационно-графической и электронной культуры специалиста, использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе высшей школы, требованиям к высшей школе с учетом социально-экономических условий; о поставленной государственной задаче высшей школе. В век информационной революции сильное отставание в использовании цифровых образовательных технологий создает серьезную опасность в резком падении качества образования и отставания от общественных потребностей. И разумный консерватизм, присутствующий в образовании, превращается в камень. Отсюда возникла необходимость использования электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе высшей школы как эффективного инструмента обучения, качественной переподготовки преподавателей высшей школы, которую необходимо осуществить поэтапно. В статье дается определение электронно-образовательного ресурса, в котором концентрируется содержательная составляющая учебного процесса. Рассмотрены назначение, возможности электронных образовательных ресурсов для обучающихся, для преподавателей и родителей в виде функциональных блок-схем. Делается вывод, что с помощью ЭОР можно обучать и учиться с интересом и с максимальной эффективностью в школе. Рассмотрены новые возможности ЭОР для обучающихся и преподавателей; перечислены существующие образовательные ресурсы. Подробно рассмотрен образовательный ресурс Якласс, являющийся инновационным подходом к обучению; рассмотрены цель и возможности Якласса. В данной статье описана уникальная особенность Якласса: в основе электронно-образовательного ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания. Причем ответы на них невозможно найти в Интернете, в решебнике домашних заданий. Система проверит все ответы за долю секунды и выдаст объяснение всем ошибкам.

Предложены меры для решения проблем электронного образования и эффективного использования ЭОР в образовательном процессе высшей школы. Отмечено, что рациональное использование ЭОР на занятиях не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей обучающихся.

Ключевые слова: электронно-образовательные ресурсы, цифровые технологии, Якласс, информационное пространство, информационная образовательная среда, информационно-графическая культура, мобильная культура, электронная культура, образовательный процесс, профессиональная переподготовка преподавателей, электронное образование, электронное обучение, цифровые образовательные технологии.

Карабельская И. В. КагаЬе^ауа I. V

доцент кафедры «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Development of educaton

USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGH SCHOOL

The article is devoted to the requirements of the state for modern graduates, who have changed because of the social order for the training of competitive specialists; actual issues of formation of information-graphic and electronic culture of a specialist, the use of electronic educational resources in the educational process of higher education, the requirements for higher education, taking into account socio-economic conditions; on the assigned state task to the higher school. In the age of the information revolution, a strong lag in the use of digital educational technologies poses a serious danger in the sharp drop in the quality of education and in the backlog of social needs. And reasonable conservatism, present in education, turns into stone. Hence the need to use electronic educational resources (ESM) in the educational process of higher education as an effective tool for teaching, quality retraining of teachers of higher education, which must be implemented in stages. The article defines the electronic educational resource, in which the content of the educational process is concentrated. The article considers the purpose, the possibilities of electronic educational resources for students, for teachers and parents in the form of functional block diagrams. It is concluded that with the help of the ESM it is possible to train and learn with interest and with maximum efficiency in school. New possibilities of ESM for students and teachers are considered; the existing educational resources are listed. The educational resource Yaklass, which is an innovative approach to learning, is considered in detail; the purpose and possibilities of Yaklass are considered. This article describes a unique feature of Yaklass: the basis of the electronic educational resource is the technology of generating a huge number of options for each job. And the answers to them can not be found on the Internet, in the rezhebnik homework. The system will check all the answers in a split second and give an explanation to all the errors.

Measures are proposed to solve the problems of e-education and the effective use of ESM in the educational process of higher education. It is noted that the rational use of ESM in classes not only increases their effectiveness, but also contributes to the cognitive needs of students.

Key words: electronic and educational resources, digital technologies, Yaklass, information space, information educational environment, information and graphic culture, mobile culture, electronic culture, educational process, professional retraining of teachers, e-education, e-learn-ing, digital educational technologies.

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества». Сухомлинский В.А. «Трудные дети»

Изменение социального заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов к овладению современными средствами информации и способности к самообучению и саморазвитию, а затем реализации их творческого потенциала в будущей практической деятельности обусловлено превращением современной цивилизации в информационное пространство, требующего интенсивного

формирования информационно-графической, мобильной и электронной культуры специалистов. От выпускников требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность, а именно: знание средств информационных и цифровых технологий и умение с ними обращаться; умение собирать, сортировать и фильтровать и использовать информацию; высокая адаптивность, компетентность в своей области, высокая профессиональная мобильность, способность к переучиванию, самообразованию, перемене труда и потребность в регулярном повышении квалификации и т.п. [1-3].

В современном обществе при постоянно изменяющихся социально-экономическим условиях и использования цифровых техно-

логий изменились требования к высшей школе и выпускникам:

1) квалифицированности педагогов;

2) методикам нового поколения.

Актуальностью данного исследования

является недостаточный уровень знаний преподавателей относительно использования электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы как эффективного инструмента обучения.

На сегодняшний день в связи изменившимися подходами в высшем образовании, с появлением новой информационной среды обучающихся (студентов, школьников) назрела необходимость использования электронно-образовательного ресурса (ЭОР) в образовательной процессе высшей школы.

Обычно под электронно-образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Электронно-образовательный ресурс является одной из самых ценных составляющих информационной образовательной среды (ИОС). Именно в образовательных ресурсах концентрируется содержательная составляющая учебного процесса.

Электронно-образовательные ресурсы для обучающихся:

1) обогащают занятие (урок, лекцию, практику);

2) пробуждают интерес к учебе;

3) делают занятия увлекательными, интересными и деятельными;

4) предоставляют возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся;

5) существенно расширяют возможности самостоятельной работы — совершить виртуальные прогулки по музеям мира, провести лабораторные эксперименты и сразу же проверить свои знания;

6) позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия — виртуальные посещения музеев, выставок, наблюдения за производственными процессами, лабораторные занятия и пр.;

7) помогают обучающимся самостоятельно провести аттестацию собственных

Развитие образования

знаний, умений и навыков без участия преподавателя и родителей, которые подскажут ему правильные ответы. Все уже заложено в ЭОР;

8) пробудить интерес к предмету;

9) повышают авторитет среди обучающихся;

10) личностно развивают обучающихся с учетом их психолого-физиологических способностей [4].

Электронно-образовательные ресурсы для преподавателя:

1) экономят время на подготовку материала;

2) способствуют снижению трудоемкости процесса контроля и консультирования обучающихся;

3) развивают плодотворное сотрудничество преподавателя и учащихся;

4) дают возможность преподавателю самореализации, самоутверждения и тиражирования собственного опыта;

5) повышают авторитет среди обучающихся и коллег;

6) оптимизируют работу преподавателя;

7) повышают уровень профессиональной культуры преподавателя;

8) повышают уровень функциональной грамотности учителя в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Таким образом, с помощью ЭОР можно учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе.

ЭОР открывают новые возможности для обучающихся и преподавателей и помогают решать задачи обновления образования.

ЭОР предоставляют следующие новые возможности:

1) обучение способам самостоятельного получения знаний;

2) осуществление дифференцированного подхода;

3) обеспечение многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программ (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, соревнования и конкурсы и т.д.);

4) создание условий для продуктивной творческой деятельности обучающегося.

Development of educaton

На сегодняшний для общеобразовательной школы создано много образовательных ресурсов, таких как Якласс, Фоксфорд, Учи-ру, Инфоурок, Мультиурок, 1С Образование и др.

Наиболее качественным образовательным ресурсом является Якласс.

Рассмотрим более подробно Якласс.

Якласс — это электронно-образовательный ресурс, представляющий собой сервис для школьников, учителей и родителей (рисунок 1).

Из функциональной блок-схемы «Что дает Якласс обучающимся» (рисунок 2) видно, что Якласс позволяет самосовершенствоваться обучающимся и улучшать знания по предметам, помогает в самостоятельном разборе темы.

Из функциональной блок-схемы «Что дает Якласс родителям» (рисунок 3) видно, что Якласс дает возможность родителям наблюдать за результатами работы своих детей, позволяет помочь родителям указать детям

Рисунок 1. Функциональная блок-схема «Использование Якласса»

Рисунок 2. Функциональная блок-схема «Что дает Якласс обучающимся»

Развитие образования

Рисунок 3. Функциональная блок-схема «Что дает Якласс родителям»

на их пробелы в знаниях, а самое главное — дает возможность родителям участвовать в образовательном процессе при обучении детей и в установлении обратной связи с детьми.

Цель Якласс — поднять на качественный уровень знания обучающихся.

Электронный образовательный ресурс Якласс:

1) помогает сформировать мобильную среду обучения;

2) сочетает в себе классические методы обучения, элементы социальных сетей;

3) это инструмент, позволяющий получить школьное, высшее образование в Интернете из любой точки мира.

Рассмотрим возможности Якласс:

• замена рабочих тетрадей на электронные;

• база электронных рабочих тетрадей;

• бесконечный тренажер по школьной программе;

• решение проблемы списывания контрольных и домашних работ;

• тренинг с бесконечным количеством задач;

• повышение успеваемости и объективности оценки знаний школьников;

• подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, исключается возможность списывания;

• подготовка к интернет-тестированию, исключается возможность списывания;

• мониторинг ежедневной успеваемости учащихся;

• высокая подготовленность к ОГЭ и ЕГЭ;

• высокая подготовленность к интернет-тестированию.

Рациональное использование ЭОР на занятиях не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей обучающихся.

Якласс — это инновационный подход к обучению, к осуществлению мониторинга ежедневной успеваемости учащихся, что в итоге обеспечивает высокую подготовленность к ОГЭ и ЕГЭ, к тестированию по предметам в высшей школе.

Из функциональной блок-схемы «Что дает ЯКласс преподавателям» (рисунок 4) видно следующее:

1) преподаватель имеет возможность создавать свою учебную программу, используя материалы сайта, проверочные работы, задания для коррекции знаний;

2) преподаватель имеет возможность проводить проверочные работы, задавать в электронном виде домашние задания, которые невозможно списать.

Development of educaton

Рисунок 4. Функциональная блок-схема «Что дает Якласс преподавателям»

3) преподаватель экономит время, поскольку ему не надо проверять тетради вручную, не надо составлять контрольные работы, тестовые задания, так как Якласс автоматически проверяет домашние и проверочные работы; позволяет в полуавтоматическом режиме генерировать десятки вариантов задач по школьным предметам с разными условиями и переменными.

Динамичные рейтинги лидеров классов и школы добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и учеников и учителя. В результате у ребят повышается мотивация к изучению предмета, развивается познавательный интерес, появляется уверенность в собственных силах и возможностях (рисунок 2).

Уникальная особенность Якласс заключается в том, что каждое задание и каждый тест имеют множество вариантов. Но ответы на них невозможно найти в Интернете, в решеб-нике домашних заданий или списать у одноклассника, так как в основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания.

Технология Якласс позволяет в автоматическом режиме сгенерировать большое количество задач по любому предмету с разными

ответами и переменными. Так, например преподаватель может дать своей группе пройти контрольную работу по математике на тему «Дифференциальные уравнения», и каждый студент будет отвечать на разные задания. В конце система проверит все ответы за долю секунды и выдаст объяснение всем ошибкам.

Рациональное использование ЭОР на занятиях не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей обучающихся.

Для решения проблем электронного образования и эффективного использования ЭОР в образовательном процессе высшей школы необходимо создать единый межвузовский центр, выполняющий следующие функции:

1) разработка унифицированных требований по оценке качества электронных дисциплин;

2) подготовка преподавателей по электронному образованию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) гибкая разработка стандартов и компетенций по электронным дисциплинам;

4) разработка методик нового поколения;

5) сотрудничество с ^-компаниями с целью разрешения проблем комплексной информатизации вузов [5, 6].

Вывод

Нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменить традиционное обучение. Оно должно его дополнять, так как живое общение преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с уче-

Развитие образования

ником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика, так как им управляет живой разум, в данном случае преподаватель.

Список литературы

1. Зубкова Н.М., Карабельская И.В., Гирфанова Л.Р. Формирование нового мышления в современном экологическом дизайне // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016. № 4 (18). С.146-149.

2. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2017. № 1 (19). С. 127-131.

3. Карабельская И.В., Ушаков В.В., Кашфутдинов А.Д., Узянбаев Р.М. Проблема информационно-графического образования в России // Актуальные проблемы науки и техники — 2016: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. Уфа, 2016. С. 262-263.

4. Хортон У, Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: КУДИЦ-Образ, 2005.

5. Сарафанов А.В., Суковатый А.Г., Суковатая И.Е. и др. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]: Электронное учеб.-метод. пособие. Электрон. дан. (25 Мб). Красноярск: ИПЦ КГТУ 2006. URL: http:// window.edu.ru/resource/923/60923/files/book2. pdf.

6. Применение ИКТ в образовании // Система федеральных образовательных порталов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Электронная библиотека. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/ index.php?a=elib&c=getForm&r=resNode&d= mod&id node=315.

References

1. Zubkova N.M., Karabelskaya I.V., Girfanova L.R. Formation of New Thinking in Modern Ecological Design // Bulletin USPTU. Science, Education, Economy. Series Economy. 2016. No. 4 (18). P. 146-149.

2. Karabelskaya I.V. The Use of Digital Technologies in the Educational Process of Higher Education // Bulletin USPTU. Science, Education, Economy. Series Economy. 2017. No. 1 (19). P. 127-131.

3. Karabelskaya I.V., Ushakov V.V., Kashfutdinov A.D., Uzyanbaev R.M. Problem of Information and Graphic Education in Russia // Actual Problems of Science and Technology — 2016: Proc. IX International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. Ufa, 2016. P. 262-263.

4. Horton U., Horton K. E-Learning: Tools and Technologies. M.: Kudits-Image, 2005.

5. Sarafanov A.V., Sukovaty A.G., Sukovataya I.E. and others. Application of Information and Communication Technologies in Education [Electronic Resource]: Electron-Teaching Method. Allowance — Electron. Dan. (25 MB). Krasnoyarsk: CPI KSTU, 2006. URL: http://window.edu.ru/resource/923/60923/files/ book2.pdf.

6. Application of ICT in Education // The System of Federal-Educational Information Portals «Information and Communication Technologies in Education». Electronic Library. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/index. php?a=elib&c=gEtForm&r=resNode & d = mod & id node = 315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.