зволяет реально учитывать интересы, склонности, способности каждого студента и в зависимости от его выбора стратегии изучения курса строить совместную деятельность по овладению педагогическими знаниями. Студент получает
опыт учебной деятельности в условиях выбора, и, следовательно, процесс обучения приобретает для него личностный смысл, актуализируются его внутренние мотивы, формируется позиция будущего учителя.
Л. В. КУКЛИНА, аспирант кафедры педагогики Ивановского государственного университета
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС „ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ“ КАК ЧАСТЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
В УНИВЕРСИТЕТЕ
Образование не только должно приобщить человека к культуре, но оно должно быть поставлено так, чтобы в процессе этого приобщения тело сохранилось, т. е., значит, повысило свою физиологическую работоспособность. Отсюда следует для практика-педагога необходимость физиологического и гигиенического знания.
С. И. Гессен
Среди условий, без которых счастье обучения, взросления ребенок не только
невозможно или неполно, учеными отмечаются следующие: здоровье, деятельность, труд, любовь, свобода. Несомненно, здоровье является существенным фактором, влияющим на профессиональную самореализацию личности, активное и свободное развертывание ее внутренних сил. Не случайно в каталоге целей британских университетов отдельным пунктом (1.3.7) выделяются здоровье и знание основных принципов физического здоровья и душевного развития человека, а одним из требований к преподавателям является занятие спортом и физической культурой.
К сожалению, наша система образования остается „здоровьезатратной" и для педагогов и для учеников. По мере
теряет здоровье, но еще и усваивает нормы поведения, не способствующие его поддержанию. Обнаружено, что за время * обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 — 5 раз. В качестве причин этого часто выделяют экологические условия, профессиональную неподготовленность и незаинтересованность педагогов в такой организации образовательного процесса, которая способствовала бы максимальному укреплению и развитию природных сил и индивидуальных способностей каждого учащегося, обеспечивая его здоровье.
На наш взгляд, одной из причин создавшегося положения является отсутствие осознания здоровья как ценности, нежелание или неумение участников педа-
© Л. В. Куклина, 1999
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
гогического процесса заботиться о своем здоровье, отношение к нему как к данному, неизменяющемуся. Считаем, что здоровье участников педагогического процесса должно стать приоритетной ценностью образования. Безусловно, это потребует, с одной стороны, дополнительных усилий по „воспитанию культуры здоровья, включающей осознание его ценности, формирование умения беречь здоровье*4 (Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. № 2. С. 11), а с другой — изменения образования таким образом, чтобы оно способствовало сохранению и поддержанию здоровья у его участников, формировало активную позицию субъекта по отношению к своему здоровью, предоставляя возможность сознательного выбора своего образа жизни. Очевидно, этот выбор будет зависеть не столько от количества знаний о здоровье, сколько от сформированности внутреннего представления о здоровье, которое вслед за
В. Е. Каганом мы будем обозначать как „внутреннюю картину здоровья"
Вероятно, становление внутренней картины здоровья является первым шагом на пути формирования у человека потребности в здоровье. Не исключено, что человек специально не озадачивается этим выбором, а совершает его подсознательно, выбирая жизненные ценности, ориентиры, образование, обусловливаю-ще образ жизни, следуя которому он поддерживает здоровье определенного уровня, а значит, и потребность в соответствующем здоровье.
Естественно, что валеологизация кольного пространства и, как следствие, переход на личностно-ориентированные технологии образовательного процесса предполагают освоение учителем и учеником механизма самоизменения, саморазвития. Приобретение новой способности целенаправленного и ценностноориентированного самоизменения, в содержание которого на уровне абсолютной ценности входит и здоровье, требует специальной подготовки учителя в этом направлении. Традиционная система педагогического образования, ориентированная на подготовку специалистов-предмет-ников, должна получить новый импульс развития, а ее чертами должны стать ин-тегративность, динамичность (вариатив-
и технологич-
ность) , „ целостность44
ность.
Педагог-профессионал, в отличие рт учителя-специалиста, во-первых, „является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений и навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные задачи, а не просто ставить и решать дидактические задачи44 (Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопр. психологии. 1996. № 4, С. 72).
Некоторые из вышеперечисленных принципов мы попытались реализовать в курсе педагогической валеологии, который предлагаем включить в профессионально-образовательную программу
„Преподаватель44 как интегрированный с блоком специальных дисциплин. Мы предприняли попытку обоснования необходимости введения курса „Педагогическая валеология44 именно в вариативную часть профессионально-образовательной программы подготовки преподавателя (учителя), так как человек должен осознанно выбирать свой путь в образовании и нести ответственность за сделанный выбор.
Мы склонны рассматривать образование одновременно и как ценность, и как условие выбора жизненных ценностей человека. Каждый человек должен понимать, что, выбирая свой путь в образовании, он выбирает стиль жизни, ценностные ориентиры своей жизни, жизненную стратегию. Сделав однозначный выбор, человек отказывается от всех остальных возможностей, берет на себя какие-то обязательства, ограничивает себя. Выбор позволяет человеку осуществить свою свободу: при этом проявляется „внешняя свобода (предоставление человеку возможности выбора), и внутренняя, личностная свобода (его способность осуществить этот выбор) “ (Балл Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С. 9).
Основные принципы построения спецкурса — эпизодичность, интегративность
и
и динамичность. По содержанию курс включает в себя сведения из психологии, медицины, гигиены, философии, педагогики, валеологии, эстетики, физиологии, психологии, социологии и других наук. При его проектировании мы опирались на следующие сформулированные С. И. Гессеном принципы.
1. Курс должен подвести ученика к элементам научной системы, но исходить не из них, а из близкого ученику мира, составляющего для него жизненно-кон.-кретное целое.
2. Эпизодический курс еще не знает той дифференциации обучения по отдельным предметам, которая составляет характерное свойство систематического курса. Ученик должен найти расчленение, исходя из еще нерасчлененного единства знания. Отсюда следует соприкосновение эпизодического курса с игрой.
3. Учитель должен обучать эпизодам так, чтобы ученик интуитивно почувствовал элемент системы. Обучать больше того, чему видимо обучаешь, (см.: Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
М., 1995. С. 287 — 289).
Следует отметить сложности построения такого курса, так как педагогическая валеология как область научного знания, на базе которой и формируется учебный предмет, находится в стадии становления. Однозначного определения педагогической валеологии нет. Ее рассматривают как раздел общей валеологии, посвященный вопросам ее преподавания: предмет, организация обучения; как область научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья; как науку об управлении здоровьем посредством образования или методологическую базу валеологического образования; как систему взаимоотношений ученика с окружающей его средой.
Под педагогической валеологией мы понимаем отрасль научного знания, изучающую здоровье участников педагогического процесса, его изменение в результате их взаимодействия; формирующую „систему определенного рода деятельности учителя, направленную на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников" (Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис.
Тенденции развития. СПб., 1995. С. 62).
Исходя из вышеприведенного понима-
ния педагогической валеологии как науки, мы рассматриваем учебный предмет педагогической валеологии как курс, который призван сформировать „живое знание" о здоровье, сформулировать новую концепцию образовательного маршрута личности, в котором здоровье .выступает как абсолютная ценность, а сам образовательный маршрут выстраивается как ценностно-ориентированный.
Одной из главных целевых установок курса является его влияние на формирование механизмов внутреннего и внешнего „редактора1* индивидуально-личностных стратегий жизнетворчества каждого из участников педагогического процесса. Выстраивая свою собственную жизненную стратегию, человек идет к осознанию многомерности своего внутреннего состояния, к пониманию необходимости сопряжения того, что он может, должен и хочет в жизни. Отсюда вытекает требование к преподавателям курса, заключающееся в освоении позиции недирективного вмешательства, при которой в ходе занятия постоянно актуализируются личностные позиции студентов и реализуется право выбора каждым критериев оценки своей жизненной стратегии. Преподаватель должен учитывать особенности волевой и эмоциональной сферы студента и их проявлений в условиях личностного выбора, субъективную глубину переживаний контактов с внешним миром, особенности стрессоустойчивости и т. д.
Вероятно, к целевым установкам курса следует отнести и предоставление студентам возможности постоянного выбора при принятии индивидуальных решений. „Сегодня образование не может оставаться в русле традиций, оно должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения1* (Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
С. 295).
Особенностями педагогической валеологии как учебной дисциплины являются динамичность содержания и вариативность технологий проведения занятий. В зависимости от личного выбора студентов, их потребностей на данный период, индивидуальных особенностей и специализации, которую они выбрали, времени проведения, места в учебном плане акценты (концентры) в содержании могут изменяться. Несомненно одно: препода-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ватель и студенты постоянно вынуждены находиться в рефлексивной, исследовательской позиции, а каждая часть учебного материала должна представляться как еще не вполне решенная проблема. „Отношения между учителем и учеником при этом другие, чем раньше (в школе). Здесь не учитель существует для ученика, а оба существуют для науки44 (Никандров Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.,
1978. С. 204).
В процессе изучения курса предполагается погружение студентов в следующие проблемы: „Валеология школы“,
„Валеология учителяи, „Валеологиче-ская педагогика" Этот курс рассматривается как средство утверждения здоровья в качестве высшей ценности, по«-требности его формирования и поддержания, способствующее вместе с тем формированию профессиональных качеств личности студентов и преподавателей, раскрытию их творческих потенциалов, влияющих на рост самосознания и самоорганизации.
В процессе обучения предусматривается решение следующих задач.
1. Познакомить студентов с задачами наук „Валеология", „Педагогическая валеология
2. Обобщить современные взгляды на человека, его здоровье, развитие и воспитание.
3. Представить человека как само-развивающуюся систему, сознательно строящую свой жизненный путь и здоровье.
4. Рассмотреть проблему здоровья как ценности и сформулировать условия его формирования и сохранения на протяже-
нии всей жизни, в том числе и в педагогическом процессе.
5. Познакомить со способами диагностики состояния здоровья.
Как уже было отмечено, технологии проведения этого курса весьма вариативны. Нами предпринята попытка его моделирования в лекционно-семинарском варианте. Лекционные занятия закладывают теоретический фундамент, определяют основные ориентиры самостоятельной работы студентов, дают представление о валеологических проблемах школы и возможных вариантах их решения, знакомят с различными программами вале-ологии как учебного предмета в школе, ролью и задачами школьного валеолога, а также с существующими взглядами на ЗОЖ и методами его формирования у субъектов педагогического процесса. Практические занятия включают решение педагогических задач, моделирование педагогических ситуаций, составление дидактических игр, проектирование, разработку отдельных блоков (модулей) курса валеологии в школе, а также овладение наиболее доступными психологическими, психофизиологическими и гигиеническими методиками, позволяющими учителю выявлять индивидуальные особенности учащихся и проводить мониторинг своего и их здоровья.
Таким образом, доминанта здоровья должна стать главной системообразующей целостностью формирования человека. В содержании курса „Педагогическая валеология" должна быть выстроена система валеологических координат, т. е. варианты ее трансформирования и развития каждым студентом через освоение им рефлексивной позиции.